Крафтовый хлеб что это значит
Весь этот крафт: разбираемся в особенностях крафтовых продуктов
Мода на крафтовые продукты не проходит вот уже несколько лет. И хотя у большинства россиян слово «крафт» ассоцируется с пенным напитком, сваренным частными пивоварнями, на самом деле этот термин охватывает огромное количество самых разных продуктов — от открыток и бургеров до жевательной резинки. Так что же такое крафт: привлекательное слово из арсенала маркетологов или действительно уникальный товар?
Слово «крафт» — калька с английского языка, на котором craft означает «ремесло» или «умение». В русском языке оно вошло в обиход в последние лет десять: крафтовым продуктом называют любой товар, который производят кустарным путем, небольшими партиями. Вот и все: если вы начнете печь на кухне пирожки с яблоками и продавать их через Instagram, они тоже вполне могут называться крафтовыми.
Так почему же «крафт» так часто считают синонимом сваренного небольшими партиями пива? Дело в том, что в 1970-х годах в США произошла целая крафтовая революция: там начало развиваться домашнее пивоварение, часто экспериментальное, с использованием нестандартных рецептур и редких ингредиентов. Волна крафтовых напитков к началу 2010-х добралась и до России. В Москве, Санкт-Петербурге, а затем и других городах появились энтузиасты пивного дела, которые стали варить крафтовое пенное и открывать специализирующиеся на нем бары. Сегодня крафтовыми бывают и другие напитки: безалкогольное пиво, кофе и даже комбуча — чайный гриб. Главный принцип — чтобы продукт изготавливался не в промышленных масштабах, а небольшими партиями, когда можно контролировать каждую единицу товара.
Как показывает исследование, опубликованное в 2019 году Институтом общественного мнения, россияне любят крафтовые продукты и в целом позитивно относятся к «новым ремесленникам». Если верить опросу, 68% россиян хотя бы раз покупали товары ручной работы, а почти треть делала это неоднократно. Интересно, что в списке крафтовых покупок у мужчин лидирует алкоголь (52%), изделия из металла и дерева (27%), а у женщин — сувениры, открытки, печатные изделия (42%), косметика.
Сами производители объясняют высокий интерес ко всему штучному и уникальному тем, что покупатели устали от одинаковых товаров больших промышленных концернов, а еще стремятся поддержать локальный бизнес. Есть что-то особенное в том, чтобы зайти в небольшую кофейню на углу, где сотрудники сами обжаривают кофе или купить на ярмарке красиво упакованное мыло. Но мотивирует потребителей не только это. Большинство россиян, как показывает тот же опрос ИОМ, всего лишь хотят попробовать новые товары, которые сделали специально для них, — и часто покупают крафтовые продукты в подарок.
Интересно, что маркировка «крафтовый продкт» на упаковке не гарантирует высокого качества продукта. Даже наоборот: маленькое производство не всегда может обеспечить стабильное бесперебойное качество от партии к партии. Но если технологи действительно тщательно следят за всеми процессами, то крафтовые продукты и вправду могут оказаться более вкусными, натуральными, чем их промышленные конкуренты. При этом интересно, что с маркетинговой точки зрения слово «крафт» помогает лучше продавать товары. Двое из трех россиян, гласит опрос ИОМ, предпочтут именно ремесленный продукт, если увидят на полке магазина товары, одинаковые по стоимости и внешнему виду.
● Обручальные кольца. Бежать в ювелирный магазин за месяц до бракосочетания — прошлый век; сегодня жених и невеста все чаще придумывают уникальные кольца и заказывают их в специальных ателье. На основе идеи заказчика — авторской гравировки, узора, формы или выбранного материала — художник разрабатывает эскиз и трехмерный макет, а затем мастер изготавливает кольца. Придется планировать заранее: как правило, весь процесс занимает 4-5 недель.
● Жевательная резинка. Когда-то давно вся жвачка была крафтовой: ее изготавливали из смолки деревьев (скажем, в Сибири) или натурального каучука (в Мексике). Мексиканская версия, которую добывали из саподиллового дерева, называлась «чикль» — в 19 веке именно она применялась в качестве основы для изготовления жевательной резинки. Сегодня традиционные рецепты получили вторую жизнь: например, небольшая американская компания Chicza изготавливает органическую биоразлагаемую жевательную резинку из натурального сока саподиллы, сиропа агавы и экстрактов эфирных масел — мяты, лесных ягод, корицы.
● Пельмени и вареники. Продуктам, в изготовлении которых традиционно высока доля ручной работы, просто суждено было стать крафтовыми. Пельмени и вареники — как раз из таких: если хочешь красивый «гребешок» и тесто, которое не будет разлепляться при варке, покупай продукты ручной лепки. Крафтовые пельмени изготавливают в Подмосковье, Челябинской области, Твери и многих других городах России. Как правило, занимаются ими небольшие семейные предприятия, где продукты для начинки закупают у домашних хозяйств и следуют авторским рецептам. Будьте готовы к новым вкусам и расцветке пельменей: желтые — с куркумой, красные — со свекольным соком или паприкой, зеленые — со шпинатом.
● Мороженое. Крупные производители мороженого каждый год представляют новые вкусы, но не могут рисковать и предлагать что-то совсем экзотическое. Их продукция должна расходиться большими партиями и устраивать всех. А вот небольшие ремесленники, научившиеся делать это лакомство, могут экспериментировать сколько хотят. На гастрофестивалях в Москве уже представляли мороженое с бородинским хлебом, адыгейским сыром или белыми грибами. А в сети супермаркетов здорового питания можно найти, например, крафтовое мороженое с блинами и сметаной.
Жительница Горок Ольга Тормашова возрождает традицию крафтового выпекания
Все оттенки ржаного и пшеничного
От плетенки до фокаччи
— По образованию я экономист, но мне всегда нравилось творчество, — замешивая на кухне тесто для свойского хлеба, рассказывает Ольга Викторовна. — Так вышло, что моя семья много переезжала. Отец был военным, я родилась в Литве, окончила университет в Вильнюсе. Выйдя замуж, перебралась в Беларусь, устроилась в библиотеку сельхозакадемии. Тяга к чтению у меня с детства. А еще всегда нравилось вязать и шить: мои дети ходили в эксклюзивных нарядах. Куличи на Пасху, пироги и торты на другие праздники, думала, не мое. А вот у мамы и бабушки это отлично получалось. Мама родилась на Сахалине, хотя корни у нее литовские. Кстати, литовский хлеб делается на закваске, которую я «выращиваю» из воды и ржаной муки. Процесс долгий: закваска доходит неделю при определенной температуре. Первое время пахнет неприятно, зато на 5—6-й день шикарным ароматом наполняется весь дом.
Непосредственно сам хлеб готовится сутки — из закваски и солодовой заварки, которая настаивается 5 часов. На ночь оба ингредиента смешиваются, утром в массу добавляют мед, сахар, соль, муку, солод, тмин. Тесто стоит еще два часа, после чего его отправляют в обычную духовку, где оно подходит с помощью вулканического пекарского камня. Это приспособление имитирует печь: аккумулирует в себе температуру и не позволяет ей падать даже после того, как духовка выключается. География хлеба пекаря Тормашовой обширная.
— Кранц — немецкий. В Украине его аналог называют «завиванец», по-нашему, плетенка, — делится Ольга Викторовна. — Она может быть как круглой, так и свернутой в рулет. Варианта два: с зеленью и чесноком или сладкая — с корицей, шоколадом. Есть среди моих рецептов чиабатта. Этот пшеничный хлеб с хрустящей корочкой придумал в 1980-е чемпион Италии по автогонкам Арнальдо Каваллари. И фокачча — такие лепешки издавна пекли простые итальянские крестьяне. Поливали сверху маслом, в специальные отверстия вкладывали оливки, помидоры, перец.
В ассортименте Тормашовой и семейный эксклюзив. Рецепт торта «Наполеон» достался ей от прапрабабушки Зинаиды Яковлевны. Особенность его в том, что он «лохматый» и есть лакомство можно сразу, не дожидаясь, пока пропитаются слоеные коржи.
— Торт хрустящий, потрясающе вкусный. А за внешний вид в нашей семье его величают «Степка-растрепка», — улыбается собеседница.
Первый блин не комом
На вопрос, почему, выйдя на пенсию, она в качестве самозанятости выбрала именно крафтовое хлебопечение, Ольга Викторовна отвечает:
— Все решил случай. Как-то в магазине обратила внимание на ржаную муку. Никогда не имела с ней дела, а тут руки сами потянулись — купила. Поставила дома на полку, а утром случайно в интернете увидела ролик: девушка делилась рецептом крафтового ржаного лукового хлеба. Решила повторить. Младшая дочь Катя поначалу даже не поверила, что это мое творение. А отведав, загорелась: «Мама, вкуснятина, пеки еще!»
Екатерина (по образованию экономист, как мама и старшая сестра Дарья) рассказала о крафтовом хлебе друзьям и знакомым, а после начала выкладывать фото маминых мучных шедевров в «Инстаграм». Так появились первые заказы.
Свойский хлеб Ольга Викторовна выпекает уже год. Есть постоянные клиенты. Одна землячка заказывает для мужа печенье диетическое, с сухофруктами. Студент из Минска Илья, родители которого живут в Горках, — чиабатту. Кстати, такой хлеб в холодильнике может храниться до трех месяцев. Разогрел кусочек в микроволновке — словно только из печи. Чтобы сдоба удалась, тесто всегда нужно замешивать в позитивном настроении.
Грядки в помощь
Ольга Викторовна живет в квартире на 5-м этаже. Но у нее и ее мамы есть небольшой, как они называют его, «игрушечный» огород.
— Выращиваем картофель, другие овощи. А еще рукколу, ревень, землянику, — перечисляет пекарь. — Хлеб ведь у меня разный: от классических «кирпичиков», ржаного багета до сдобы с приправами и начинками. «Чиполлино», к примеру, — пшенично-ржаной с луком, чипсы — с льняным семенем. А есть еще маковые крекеры, ржаные хлебцы с сухофруктами, курагой, черносливом… В сдобу добавляю прованские травы, кориандр, но хочу расширить линейку приправ. Поэтому решила посадить на своих «сотках», кроме петрушки, зеленого лука и укропа, еще и тмин, шалфей, душицу, мяту, мелиссу…
Преимущества домашней сдобы в том, что она полезная, очень вкусная и долго хранится. К слову, упаковка у пекаря из Горок тоже крафтовая, натуральная. В ней хлебобулочные изделия «дышат». Еще у Ольги Викторовны есть задумка освоить французский тартин на пшеничной закваске. Он особенный, с «гребнем», или «губой», сверху, очень нежный. Но непростой в приготовлении: недаром его называют экзаменом для пекаря.
Кстати, учиться азам пекарского искусства к маме приехала из России старшая дочь — 32-летняя Дарья. Они с мужем развивают у себя в Псковской области экотуризм и уверены, что деревенский хлеб станет одной из их изюминок.
kislyak@sb.by
Самым дорогим продуктом в кризис для элиты станет хлеб. Уже сейчас за него отдают по 200 рублей
Кризис и ослабление рубля не помешали уральским предпринимателям запустить вторую волну открытия пекарен с крафтовым хлебом. Несмотря на то, что цена на такой товар в несколько раз выше, чем в ритейле, горожане готовы переплачивать.
Владелец франшизы «Дом хлеба», которая скоро начнет работу на Первомайской, 32, Валентин Вебер рассказывает, что долго искал антикризисный и альтернативный вариант своему прошлому бизнесу. Выбор поясняет просто: «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда». В ассортименте магазина будет представлен как дешевый бородинский хлеб, так и дорогая итальянская чиабатта.
После ребрендинга «Хлеботеки» на Луначарского, 139 самый дорогой хлеб стал стоить 119 рублей, остальной ассортимент — в два раза дешевле. Здесь говорят, что для кого-то и 50 рублей за булку — это дорого, но есть категория людей, которых устраивает сочетание цены и качества и они предпочитают местный продукт хлебу из магазина.
Элиту Екатеринбурга уже приучили кушать хлеб по 220 рублей. Столько стоит 550 граммов пшенично-ржаного от ремесленного бренда ekabread, который представлен в винотеках и фермерских лавках города, в том числе в «Тихвине». Недавно к точкам продаж прибавилась еще одна — в микрорайоне Кольцово, чтобы выезжающие на дачу горожане могли прихватить крафтовый хлеб с собой.
Почитателями этой марки являются многие героини светской хроники. Одна из них в отзывах откровенно пишет:
«Вот так вот ходишь на тренировку каждый день, а потом садишься вечерком и с красным винишком съедаешь полбулки. Он, конечно, нереально вкусный, а с оливковым маслом, это просто песня какая-то».
Даже торговая сеть «Райт» на Блюхера, 39 несколько дней назад запустила продажи нового ремесленного хлеба. Для этого позвали бренд-пекаря из Сочи. Никаких улучшителей вкуса и ускоренных технологий, но и ценник, естественно, другой.
«Мы видим, как рынок пекарен перенасыщается. Кто-то берет количеством, кто-то качеством, как и хотелось бы. Понятие „ремесленный хлеб“, как и „крафт“, сегодня используется всеми, но не всегда обоснованно. Вот что значит крафтовый завтрак? Это то, что вы мне йогурт сделаете собственными руками, а не из магазина принесете? Форматов работы пекарен много — кто-то действительно делает ремесленный продукт своими руками и в небольших масштабах без модного опять же слова „трансжиров“, а кто-то добавляет в выпечку маргарин, и это чувствуется», — рассказывает «Моментам» представитель отрасли, пожелавший остаться неизвестным.
Очевидно, после грядущего повышения НДС и в условиях ослабления рубля хлеб в Екатеринбурге будет одним из самых дорогих продуктов. Владельцы обещают, что пока не будут повышать цены, но если курс валют продолжит расти, это все же окажет влияние на стоимость продукта, ведь они работают на импортном оборудовании и используют европейское сырье для создания некоторых сладостей.
Крафтовый хлеб покоряет рынок
Из-за бума домашнего хлебопечения снижается промышленное производство. Изготовление этого продукта на заводах и в пекарнях за 10 месяцев уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3%. Причиной стало возрождение в России традиции домашнего выпекания хлеба, пояснили «Известиям» в Минсельхозе. В целом эта тенденция находится в русле бума крафтовой продукции, которую ранее испытал на себе пивной рынок, отметили эксперты. Свою роль в изменении хлебной отрасли сыграли и технологии, и общее улучшение экономической ситуации.
Заводское производство хлеба падает. Так, в январе–октябре изготовление хлебобулочных изделий недлительного хранения снизилось на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Росстата. По данным Минсельхоза, за 10 месяцев было изготовлено около 5,6 млн т хлебобулочных изделий. За этот период цены на продукцию выросли на 4,2% — практически в пределах инфляции.
В министерстве «Известиям» сказали, что в последние годы наблюдается тенденция снижения промышленного производства хлеба и хлебобулочных изделий. Так, в 2016 году, по данным Росстата, оно составило почти 6,7 млн т, что меньше на 2,3% в сравнении с 2015 годом.
В ведомстве также отметили, что одной из причин сокращения объемов производства стало возрождение домашнего хлебопечения. Также сокращение заводского производства связано с технологическими изменениями.
— В связи с бурным развитием сетевой торговли и общественного питания получили широкое распространение технологии производства замороженных и частично выпеченных полуфабрикатов, — отметили в Минсельхозе, добавив, что их использование дает возможность создавать запасы продукта как на производстве, так и у торговых предприятий.
Таким образом, несмотря на снижение объемов выпуска промышленного хлебопечения, хлеб, хлебобулочные изделия остаются одними из основных продуктов на столе потребителей, заметили в Минсельхозе.
Профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин отметил, что россияне действительно увлекаются хлебопечением, но выражено это уже не так ярко, как 5–6 лет назад. Нынешней тенденцией он назвал изменение структуры потребления хлебобулочных изделий. Увлечение здоровым образом жизни привело к тому, что на смену классическому хлебу пришли его заменители, например хлебцы.
Аналитик Российской гильдии пекарей и кондитеров Максим Киселев отметил, что в России ежегодно сокращается производство хлеба, а покупатели урезают свое потребление на 6–7 кг в год. Мы едим много хлеба, когда у нас плохо с деньгами, отметил специалист. Он подчеркнул, что россияне стали отдавать больше предпочтения специализированным хлебам — например, с цельным зерном, с волокнами. Подобная продукция в 2017 году занимает уже 5% рынка, тогда как в прошлом году доля ее от всего объема составляла 3,5%.
По мнению вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, на снижение производства могла оказать влияние и конфликтная ситуация между торговыми сетями и поставщиками хлеба. Последние терпели убытки из-за необходимости выкупать свой товар обратно, когда срок годности у него истекал либо уже истек. После того как ритейлеры стали более точно оформлять заказы заводам, те сократили свои мощности. Хотя ритейлеры не считают, что ситуация со снижением производства обусловлена этим фактором.
Домашнее хлебопечение — явление, которое, скорее, вызвано изменением стиля жизни, чем возникновением у россиян реальной потребности печь хлеб. Такое занятие превратилось для них в модное хобби. Например, смешивая различные ингредиенты, сорта муки и воды, можно получать уникальный хлеб, который не найти на прилавках магазинов. Похожий бум раньше произошел на крафтовое пиво, домашние конфеты и сыр. На волне этой моды в России появились микропредприятия пищевой отрасли, часть из которых уже заняла свою нишу на рынке. Так модные увлечения помогают развитию малого и среднего бизнеса в стране.
Пекарня по франшизе: как заработать на продаже ремесленного хлеба
Илья Гуменнов открыл пекарню по франшизе совсем недавно, пройдя весь сложный путь начинающего предпринимателя — от поиска подходящего заведения до освоения специальной программы для автоматизации бизнес-процессов. На запуск своего дела пришлось потратить 1,5 млн руб. и заранее подробно изучить финансовую модель.
Предприниматель Илья Гуменнов давно задумывался о том, чтобы открыть бизнес, но сначала его привлекала идея кофейни. Мысль о пекарне возникла внезапно: время от времени он проезжал на велосипеде мимо пекарни рядом со своим домом и влюбился в запах свежего хлеба.
Вкладывать деньги в новую незнакомую сферу было рискованно — неопытный предприниматель боялся прогореть. Поэтому он решил присмотреться к франшизам пекарен — надеялся, что ему помогут наладить бизнес-процессы и найти помещение, объяснят, как и где заказывать необходимые товары.
Большая часть предложений франшиз находилась в других городах и к ним нужно было лететь на обучение. В Москве интересовали три сети — «Хлебница», «Маковка» и «Профессор Пуф». «Хлебница» требовала солидных вложений: концепция пекарни предполагает, что франчайзи открывает сразу несколько точек. «Профессор Пуф» заинтересовал бездрожжевым хлебом и небольшими вложениями: пекарню можно было открыть с бюджетом до 1,5 млн руб., включая паушальный взнос. У франчайзи нет роялти, управляющая компания зарабатывает на поставках своего хлеба в пекарни партнеров.
Сейчас «Профессор Пуф» развивает франшизу и поставляет хлеб в крупные торговые сети, продает супы, ланчи и сэндвичи, разрабатывает новые линейки хлеба и выпечки и задумывается о том, чтобы добавить в ассортимент пекарен кухни разных стран.
«Рынок ремесленного хлеба будет расти, клиенты обращают все больше внимания на качество продуктов, — говорит Андрей Новоселов руководитель франчайзинга «Профессор Пуф. – Это доказывает «Хлеб насущный». Их франшиза стоит значительно дороже, и они показывают хороший рост. При этом рынок пекарен широкого формата будет стагнировать: там настолько же дорогая аренда, но более сложная конкуренция».
Экономия на инвестициях
Пекарня «Профессор Пуф» запустилась в 2015 году, франшиза существует с 2018 года. Пекарни делятся на два типа.
Пекарни полного цикла включают в себя три больших блока: закупку сырья (мука, вода, масло, яйца), полный производственный цикл, в котором участвуют пекарь, тестомесы и используется оборудование для выпечки — печи, расстоечные шкафы, а также блок продаж.
В пекарни неполного цикла хлеб привозят с большого производства каждый день.
Основное преимущество пекарни неполного цикла для франчайзи — экономия на инвестициях и низкая цена за аренду небольшой площади (6-10 кв. м). Управляющая компания берет на себя закупку сырья и оборудования, производственный цикл и найм персонала.
«Наши франчайзи ценят семью, у них есть дети, чаще им больше 40 лет, — отмечает Андрей Новоселов. — Обычно они сами покупают хороший хлеб, следят за качеством продуктов и готовы транслировать такую философию в массы».
У формата хлебной лавки с инвестициями 950 000 руб. и средним заработком 135 000 руб. оптимистичный срок окупаемости — 7 месяцев, пессимистичный срок — 10 месяцев. Первая точка «Профессор Пуф» открылась 17 месяцев назад и окупилась через 8 месяцев.
С конца июня по конец августа Гуменнов искал помещение, весь сентябрь заняло строительство. Пекарня открылась 1 октября и проработала уже месяц. Найти помещение было непросто. Каждый день на протяжении двух месяцев предприниматель смотрел по четыре-пять потенциальных локаций для пекарни. «Мы много раз хотели сдаться и вообще не запускать проект, но взяли себя в руки и довели все до конца», — признается франчайзи.
Когда Гуменнов уже выбрал локацию и собирался приехать на следующий день посчитать трафик и подписать договор, ценник на помещение вырос в два раза, и его сдали другому предпринимателю. Подходящее помещение нашлось случайно — собственники показали точку, которую еще не успели выложить в интернет.
Подтвержденный трафик
Всегда хорошо работают форматы с подтвержденным целевым трафиком и недорогой арендой. С трудом работают помещения, которые арендуют на перспективу. Например, если торговый центр еще не полностью заполнен или жилищный массив будет построен в течение двух лет. В прошлом такие локации показывали плохую динамику.
Нормальный показатель выбытия франшиз — 30 %. У пекрани «Профессор Пуф» есть три закрытые локации. Во всех случаях причины связаны с неправильным выбором локации, нереалистичными ожиданиями по срокам окупаемости и невнимательным отношением к бизнесу.
«Если собственник не планирует заниматься бизнесом, а хочет остаться на своей работе и думает, что бизнес сам будет развиваться, ставит кассира, который не заинтересован в прибыли, то точка наверняка закроется, — объясняет Андрей Новоселов. – Некоторые собственники думают, что они могут уехать на Бали на три года и получать прибыль. Такое возможно, если у предпринимателя несколько точек и одна компенсирует другую, а также есть мидл-менеджмент, которому можно доверять».
Франчайзи рассчитывал на сумму 1-1,2 млн руб. для открытия пекарни неполного цикла. Но в итоге запуск бизнеса обошелся в 1,5 млн руб.
Гуменнов советует франчайзи планировать бюджет с небольшим запасом, так как поиск помещения может растянуться на долгое время, и в итоге понравившееся предложение и финальная стоимость ремонта могут обойтись дороже.
«Мы даем конечному потребителю возможность продавать хлеб отличного качества с небольшими инвестициями, — говорит Андрей Новоселов. – Пекарню можно открыть за 1 млн руб. Других таких предложений с идентичным качеством хлеба на рынке не найти».
Илья Гуменнов хотел открыть точку в спальном районе с жителями со средним и высоким уровнем дохода. Случайно попалось помещение в центре — в торговом центре «Тишинка» рядом с метро Белорусская. Плюс этого помещения — огромный трафик торгового центра, который хорошо влияет на промоакции.
Хотите открыть бизнес? Присмотритесь к франшизе. А Эльба поможет сдавать отчетность через интернет. Для начинающих ИП — год обслуживания бесплатно!
Одно из преимуществ «Профессора Пуфа» — действующий трафик, который позволяет экономить на маркетинге. Точки открываются там, где уже есть супермаркеты «О’Кей», «Перекресток», «Ашан», «Виктория», по пути за покупками клиенты заходят за хлебом и начинают покупать его в пекарне.
Лучшие локации — места большого скопления людей с большим трафиком супермаркетов, «бутылочные горлышки» и спальные районы.
Финансовая модель
Под каждое новое помещение составляется финансовую модель. Она включает в себя расходную и доходную часть. Учитываются затраты на открытие локации (аренду и ремонт), прогнозируется трафик и анализируются конкуренты, включая косвенных — супермаркеты. Это позволяет посчитать примерный заработок в каждой локации до вложения денег в аренду, ремонт, оборудование и найм персонала.
Каждое помещение сначала осматривает представитель компании, потом собственник и юрист. Если против собственника идут арбитражные процессы и помещение будет заложено, его не пропустят — из-за этого часто приходится отказываться от хороших вариантов.
«Мы сильно отличаемся от финансовой модели, в которую я изначально не очень верил, — говорит Илья Гуменнов. – Внутренне я понимал, что продукт и место хорошие, значит открываться надо. Качественного хлеба на рынке очень мало или он очень дорого стоит. Мы можем предложить качественный продукт по средней цене тем, кто покупает хлеб в супермаркете и хочет покупать хлеб лучшего качества. Количество постоянных клиентов растет, так что ожидания для первого месяца оправдались».
Каждый день Гуменнов с командой проводят дегустации хлеба среди клиентов, которые приходят в торговый центр за суши, парфюмерией, продуктами из «Перекрестка». Большинство клиентов возвращаются за первой покупкой и потом приходят снова. Хлеб покупает аудитория с разным уровнем дохода. С восьми до девяти вечера оставшуюся продукцию можно купить со скидкой 30 %.
Средний чек пекарни на «Тишинке» составляет примерно 200 руб. По словам Гуменнова, 150 чеков уже выводят пекарню в прибыль. В ноябре предприниматель планирует вывести пекарню на небольшую прибыль.
Пока что Гуменнов доволен результатами работы первого месяца. «Это нормальная динамика для такого бизнеса. Даже если первый месяц вы отработаете в ноль или минус 50 000-100 000 — это довольно хороший показатель», — говорит предприниматель.
Пекарня-трансформер
Пекарня на «Тишинке» — неполного цикла. Каждый день с производства «Профессор Пуф» сюда привозят свежий хлеб. На месте выпекаются только фирменные лепешки-ляпуны и круассаны. Для расстойки и выпечки круассанов используется расстоечный шкаф и конвекционная печь, для выпекания замороженных ляпунов — пицца-печь. Весь процесс занимает 10-15 минут.
Самые популярные категории — лепешки-ляпуны, за которыми клиенты готовы долго стоять в очереди, куракинский белый и петроградский ржаной хлеб, который стоит примерно по 70 руб. за 320 грамм. Такой хлеб часто разбирают уже к обеду.
Франчайзер строго ограничивает продажу хлеба других брендов. На другие товары, например, молочные продукты и мороженое, шоколад, воду, чай, кофе и поставщиков этих товаров ограничений нет. В «Профессоре Пуфе» на «Тишинке» уже продают напитки — у посетителей популярна посадочная зона со столиками и стульями, где можно пить чай и кофе вместе с выпечкой.
Ассортимент подбирается под локацию. Если рядом есть бизнес-центры, франчайзи расширяют ассортимент за счет кофе, сладких и сытных закусок — пирожков, круассанов. В некоторых точках продаются ланчи и супы. Пекарня «у дома» предлагает больше разновидностей хлеба.
Суть концепции — создать пекарню-трансформер, которую можно доукомплектовывать как угодно. Франчайзи не платят роялти, но покупают хлеб у «Профессора Пуфа», поэтому чем больше позиций продаст каждый партнер, тем больше заработает франчайзер. Преимущество франчайзи — возможность реинвестировать роялти в бизнес или извлечь из них чистую прибыль.
Взаимодействие с партнерами
Самое сложное для Ильи Гуменнова — разобраться в программе iiko, которая содержит отчеты о средних чеках, прибыли и убытках, в ней можно заказывать продукцию франчайзера и отслеживать выручку каждого продавца за месяц.
Первые полторы недели Гуменнов регулярно звонил в техподдержку, пытаясь разобраться в программе. «В первые дни иногда хватаешься за голову, не знаешь, что делать. В этом случае очень помогает управляющая компания, их советы и консультация техподдержки. Сейчас мы разобрались, как менять заказ онлайн, понимаем, сколько и какие позиции заказывать, это позволяет уменьшить количество списанного товара».
В «Профессоре Пуф» не заключают сделки с партнерами со стопроцентным заемным капиталом, инвесторами, которые не планируют управлять бизнесом самостоятельно хотя бы на первоначальном этапе и предпринимателями в чистом виде, которые не готовы работать по шаблону и развивать чужой бренд.
«Если мы видим, что у партнера нет коммуникационного навыка, он не может выстроить отношения с персоналом, мы ему отказываем», — говорит Андрей Новоселов.
Процесс покупки франшизы занимает примерно 3-5 недель от первого звонка до получения коммерческого предложения. С момента оплаты паушального взноса до старта поиска помещения проходит от 3-х недель до 2-х месяцев. «Если человеку нужно срочно возвращать кредит, он начинает нервничать и соглашается на любой вариант. Повышаются риски того, что он прогорит», — уверен Андрей Новоселов.
Частичный кредит, например, на мебель, допускается. Предпринимателям со стопроцентными заемными средствами советуют накопить денег и прийти еще раз. Сделку с инвестором могут рассмотреть, если он открывает мастер-франшизу или запускает одновременно 3-5 точек. Базовое условие запуска одной точки — самостоятельно управлять ею хотя бы 3 месяца.
«Мы тестируем партнера на вопрос адекватности сроков окупаемости и примерного заработка, — уточняет Андрей Новоселов. – Если мы видим, что ожидания у потенциального партнера нереалистичные, мы не заключаем сделку».
Советы будущим франчайзи от Ильи Гуменнова
Все сталкиваются со страхом. Но нужно верить в свои силы и в свое дело, работать и выстраивать бизнес-процессы.
Это нормально, что на первом этапе будет сложно. Я проверил на своем опыте и могу сказать, что схема рабочая.
Все больше людей будет отдавать предпочтение более качественному и дорогому хлебу. Рынок будет расти и будет нуждаться в новых партнерах.
Мне в самом начале помогли выстроить витрину, разобраться в кассе, обслужить первых клиентов, которые заинтересовались продуктом. Если делать все самому, на старте дело может застопориться.
Специфика рынка крафтового хлеба: мнение Олега Бородина, управляющего партнера франшизы «Фамильная пекарня»
Рост в сегменте премиального хлеба возможен только в больших городах и то не везде и не всегда. В Воронеже одна такая пекарня закроет весь рынок и клиентов не останется. Люди не богатеют, а беднеют, поэтому многим больше интересен социальный хлеб.
В пекарнях мини-формата конкуренция в больших городах будет расти, ниша будет уплотняться и срок окупаемости увеличится до 1,5-2-х лет.
«Фамильная пекарня» — мини-формат на 34 кв. м и больше с примерными вложениями в 1,8-2 млн руб. В «Фамильных пекарнях» сейчас хорошо выстреливают малые города до 150 000-200 000 человек. Там нет конкуренции, хорошие показатели выручки и окупаемость полгода-год. Малые города не заняты, нуждаются в этом продукте, и франшизы здесь продолжат расти.
Среди последних примеров — Невинномысск (100 000), который за год открыл уже 3 пекарни, Тейково (33 000), который за полгода открыл вторую пекарню и скорее всего откроет третью, Красногвардейск (14 000). Срок окупаемости — максимум 8 месяцев, выручка по 36 000 руб. Я подумываю о том, чтобы сконцентрировать внимание на малых городах и закрыть франшизу для больших.
Сложность крафтового хлеба в том, что клиенты не понимают, каким по вкусу должен быть тартин и почему в чиабатте такие большие дырки. Плюс дорогого хлеба — можно продать одну буханку вместо 20-30 штук в маленькой пекарне.
Молодой рынок хлеба в России — это и плюс, и минус одновременно. Сейчас развивать бизнес трудно, но потом будет проще. Вопрос только в сроках окупаемости: в больших городах он больше, там нет wow-эффекта, в малых городах всё летит.
Есть несколько вариантов: либо вы большой сетевик и у вас большая сеть, есть штат, либо вы консалтер — это либо хорошие продавцы, но страдает технология, либо хорошие технологи, но страдают продажи. Если нет продаж, то даже крутой продукт может погибнуть. В этом плане франшизы сбалансированы и по продажам, и по технологиям. Я сам открывал свои первые пекарни по франшизе.
Если хочется сделать свой индивидуальный крафтовый авторский продукт, то лучше идти консалтером, но не забывать, что нужды будут два вида консалтеров — тот, который наладит продажи, и тот, который наладит технологии.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.