Краеведение что это кратко
Что изучает краеведение
Краеведение – это комплексная наука, детальное изучение какой-либо территории. В поле зрения исследователей оказываются географические особенности региона: климат, флора, фауна, полезные ископаемые; экономические: характеристика организации хозяйства и связи с другими регионами; а также социальные, исторические и культурные аспекты. Учёные изучают этнический состав населения, тенденции демографического развития, структуры социальных отношений. Важное место в краеведческих работах занимает история конкретной территории, события, явления и процессы, определившие её социокультурный облик. Краеведы уделяют много внимания достопримечательностям, как природным, так и антропогенным.
Превращение знаний в систему требует междисциплинарного подхода и нетипичных методов исследования. Помимо научных методов (анализ, синтез информации) используются житейские наблюдения, опрос местных жителей, изучение традиций, визуальный метод.
В зависимости от цели конкретного исследования краеведение может быть историческим, литературным или географическим.
Как область научного знания, оно существует с XVIII в. Характерная для эпохи энциклопедичность и интерес к истории и географии Российской империи отразились на научных исследованиях. Начало краеведения связывают с именами крупных российских учёных: В.Н. татищева, Г.Ф, Миллера, М.В. Ломоносова. В.Н. Татищев, в бытность горным начальником на Урале, рассылал своим подчинённым детальный вопросник об особенностях региона. Г.ф. Миллер в своём путешествии по Уралу и Сибири собирал разнообразные сведения об этих территориях. М,В. Ломоносов разработал «анкету» для составления Российского атласа. В 1759 г. было организовано первое краеведческое общество – Архангельское общество для исторических исследований. Краеведческие материалы собирали члены Вольного экономического общества (создано в 1765 г.) и специально организованные экспедиции Российской Академии наук. В 1784–1786 гг. по созданному учёными плану собиралась информация обо всех губерниях Российской империи (сведения по географии, экономики, истории). С конца XVIII в. получили широкое распространение историко-географо-статистические описания губерний, уездов, городов. В 1800 г. был издан труд Евгения (Болховитинова) «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» и краеведение оформилось как область научного знания.
Интересно, что сам термин «краеведение» появился гораздо позже. Довольно долго использовались понятия «местнография», «родиноведение, »«отчизноведение».
В XIX в. развитие исторической науки стимулировало интерес к вопросам регионального развития. «Записка о московских достопамятностях» Н.М. Карамзина стала образцом путеводителя того времени. Огромный вклад в краеведение внесли сотрудники губернских статистических комитетов, собиравшие разнообразные сведения и публиковавшие их в периодических изданиях (в каждой губернии издавались свои «Ведомости»). Русская православная церковь, составляя историко-статистические описания епархий, также способствовала накоплению и распространению краеведческой информации.
Во второй половине XIX в. краеведение переживало этап бурного развития. К исследованиям под руководством учёных привлекались местные энтузиасты, общественность, интеллигенция. В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Подобные общества вскоре стали появляться в разных губерниях. Они собирали и публиковали краеведческие сборники, исследования и сочинения, способствовали открытию местных музеев.
К 1917 г. в Российской империи насчитывалось порядка 300 разнообразных краеведческих обществ.
Краеведение в ХХ в.
В первые десятилетия своего существования Советская власть покровительствовала краеведению. Оно стало не только наукой и научно-просветительской деятельностью, но и общественным движением. Проводились конференции разного уровня, координацию деятельности осуществляло специально созданное Центральное бюро краеведения. Усилиями местных обществ были сохранены усадьбы и монастыри, созданы музеи и спасены от разграбления уникальные коллекции.
Однако деятельность обществ и музеев не всегда вписывалась в идеологическую систему новой власти. В результате музеи постепенно превращались в инструмент агитации и пропаганды, теряя авторитет и возможности научно-исследовательской работы. Краеведческое движение было прекращено в 1937 г. постановлением СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». В следующем, 1938 г., вышло указание Наркомпроса «О подготовке и организации краеведческой работы», в ходе реализации которого были ликвидированы все общественные краеведческие организации.
Две волны либерализации – в 1950-е и 1980-е гг. вызвали к жизни интерес к краеведению. Постепенно оно стало возрождаться. Другим важнейшим фактором стало изменение методологического подхода к истории, когда в 1990-е гг. на смену формационному пришла множественность трактовок исторических событий и процессов. В результате краеведение стало одним из ведущих направлений исторических, культурологических и географических исследований.
Современное краеведение динамично развивается, являясь немаловажной частью научного пространства России. Проводятся конференции, форумы, издаётся большое количество литературы.
Отличительной особенностью современного краеведения является его разделение на профессиональное и любительское.
Значение слова «краеведение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КРАЕВЕ’ДЕНИЕ, я, мн. нет, ср. Изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
краеве́дение
1. совокупность различных — природных, географических, исторических, этнографических, экономических и т. п. — знаний о каком-либо крае ◆ Краеведение часто забывает относить места за Покровскими бульваром ко грозненской опричнине. Рустам Рахматуллин, «Картина мира» // «Новая Юность», 2008 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тут-то и начался разгром краеведения, советская власть слишком боялась честных историков, памяти, правды… Не уцелело и научное общество, которое, как сообщал в доносе один старый коммунист, под предлогом защиты старины занималось «контрреволюционной работой». Майя Кучерская, «Тётя Мотя» // «Знамя», 2012 г. (цитата из НКРЯ)
2. учебный предмет, содержащий основы таких знаний ◆ Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки́ по истории и природе родного края. Д. С. Лихачёв, «Заметки о русском», 1984 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Намеревался построить по типу «Зелёной республики» экологический центр, чтобы восстановить в школах уважение к таким предметам, как природоведение, краеведение и экология. Анатолий Грешневиков, «Наше дело — Родину поднять» // «Завтра», 25 февраля 2003 г. (цитата из НКРЯ)
3. разг. учебник, излагающий содержание данного учебного предмета
4. всестороннее, комплексное, исследовательское и популяризаторское изучение природы, географии, истории, экономики, этнографии и т. д. отдельных частей, регионов страны (обычно силами местного населения) ◆ Изучение жизни человека в данном месте: краеведение. М. М. Пришвин, Дневники, 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На учительском съезде было поставлено много докладов о краеведении, но самоё краеведение, работу местного общества решили поставить на самый конец: в 6 часов вечера после четырёх дней утомительных занятий. М. М. Пришвин, Дневники, 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Здесь в почёте краеведение, изучаются и репетируются северные песни, танцы, праздники и обряды, осваиваются традиционные народные ремёсла, в первую очередь — резьба по дереву «Храм рукотворный» // «Народное творчество», 16 февраля 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изобразитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Краеведение
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.
Содержание
Краеведение как наука
Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. [1]
В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края. [3] В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах. [4]
С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей «Организация, методика и содержание краеведческой работы». [4]
Краеведение для детей
Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью. [1]
Краеведение в России
Краеведение на Украине
Краеведение в Германии
В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна — Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:
краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник
КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии
КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия
Краеведение — (ст.слав. – конец) – деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно просветительской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия
краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь
КРАЕВЕДЕНИЕ
Увеличилось число краеведческих обществ, в основном находившихся в губернских городах (Общество изучения Амурского края, Владивосток, 1884; Общество любителей изучения Кубанской области, Екатеринодар, 1897; Вологодское общество изучения Северного края, 1909; Костромское научное общество по изучению местного края, 1912; Общество изучения Олонецкой губернии, Петрозаводск, 1913, и др.), их деятельность носила комплексный естественно-исторический характер. Общества регулярно выпускали труды, записки, отчёты, известия. Значительный вклад в развитие Краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-1911 годы). Более регулярными стали взаимосвязи местных краеведческих. объединений между собой и с научными обществами и учёными Санкт-Петербурга и Москвы. К 1917 году в России существовало около 300 обществ краеведческого характера (включая близкие по задачам учёные архивные комиссии, церковно-археологические комитеты, другие провинциальные научные общества).
По инициативе и при деятельном участии краеведов в провинции сформировалась сеть местных музеев. Они создавались при губернских статистических комитетах (Уфимский губернский музей, 1864; Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, Петрозаводск, 1871, и др.), при губернских учёных архивных комиссиях (Тамбовский губернский музей, 1879; Курский историко-археологический и кустарный музей, 1903), при научных и научно-просветительных обществах (при Обществе исследователей Астраханского края, 1888; при Обществе изучения Смоленской губернии, 1908, и др.), местных отделениях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при органах городского самоуправления (Череповец, 1870; Минусинск, 1877, и др.), земствах, палатах государственного имущества, народных домах, училищах, школах и т. п. В 1887 году на 7-м археологическом съезде в Ярославле был принят проект «Положения» для губернских и областных музеев, определявший их статус и цели, задачи как «учёных центров для окружающей местности». Структура местных музеев, сложившаяся к началу XX века, отражала содержание коллекций, распределявшихся по отделам: естественно-исторический, исторической (с подотделами археологии, церковных древностей, памятников быта), этнографический, нумизматический, художественный, художественно-промышленный. С начала XX века в музеях организовывались экскурсии, консультации, воскресные чтения, публичные лекции. Число местных музеев к 1917 году составляло, по разным источникам, от 65 до 94.
Предпринимались попытки включить краеведческие знания в программы школьного образования (в методических трудах педагогов, в частности Д.Д. Семёнова, с середины XIX века для учебных курсов по ознакомлению с «малой родиной» употреблялись термины «отчизноведение», «родиноведение»).
Из-за своей роли в культурной жизни регионов краеведческие музеи одними из первых испытали идеологическое давление советской власти. Положение о губернском музее, разработанное Наркомпросом в 1925 году, предусматривало обязательное включение в название музея слова «краеведческий» и единую структуру музея, который должен был состоять из отделов: естественно-исторического, культурно-исторического, социально-экономического и революционного (при отсутствии в регионе историко-революционного музея). В результате реорганизации музейной сети на местах во 2-й половине 1920-х годов произошло механическое объединение различных музеев, имевшихся в одном регионе, в краеведческие. К 1930 году все республиканские, краевые и областные центры имели краеведческие музеи, руководство ими возлагалось на политико-просветительные отделы местных исполкомов.
В условиях идеологической перестройки науки в СССР и отказа от изучения и преподавания истории многие видные учёные именно в трудах краеведческой направленности получили возможность вести разработку проблем истории города, торговли, промышленности (Н.М. Дружинин, М.Н. Тихомиров в Москве, С.И. Архангельский в Нижнем Новгороде, А.Н. Вершинский в Твери и др.), сельского быта и изменений, происходивших в деревне после установления советской власти (М.Я. Феноменов, К.В. Сивков и др.), культуры провинции (П.М. Дульский в Казани, С.Д. Яхонтов, А.А. Мансуров в Рязани, A.M. Путинцев в Воронеже, и др.), взаимосвязи общества и природы (Д.О. Святский, В.П. Семёнов-Тян-Шанский). В рамках Краеведения много было сделано для развития источниковедения и архивоведения (С.Н. Чернов, И Л. Маяковский), библиографии, методики этнографических наблюдений (В.В. Богданов, Ю.М. Соколов и др.) и археологических исследований, для выявления, описания, атрибутирования памятников истории и культуры, музейных предметов, совершенствования приёмов их реставрации. В рамках Краеведения формировались научные направления, которые позднее получили названия «история повседневности» и «экология культуры».
В разработку краеведческой проблематики (как в общеметодологическом, так и в конкретном плане) были вовлечены крупнейшие учёные Москвы, Петрограда (Ленинграда), других крупных научных центров: историки С.В. Бахрушин, М.М. Богословский, С.К. Богоявленский, С.Б. Веселовский, В.И. Пичета, С.Ф. Платонов, А.А. Спицын и др., языковеды Н.М. Каринский, Н.Я. Марр, Д.Н. Ушаков, литературовед Н.К. Пиксанов, географы и геологи Д.Н. Анучин, А.А. Борзов, А.П. Павлов, А.Е. Ферсман, Ю.М. Шокальский, библиограф Н.В. Здобнов, искусствоведы В.В. Згура, А.И. Некрасов, A.M. Эфрос и др. Наряду с ними, авторами трудов о предмете и задачах Краеведения, его методике стали ведущие краеведы Н.П. Анциферов, А.В. Бакушинский, И.М. Гревс, Н.А. Гейнике и др.
Окончательно краеведческое движение как форма культурной общественной деятельности исчезло после постановления СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» (10.6.1937 года). Согласно последовавшему за этим указанию Наркомпроса РСФСР «О подготовке и организации краеведческой работы» (1938) ликвидировались все общественные краеведческие организации на местах как «крайне засорённые врагами народа».
Отечественные краеведы сыграли ключевую роль в деятельности созданного в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческая тематика занимала всё большее место в программах педагогических вузов, создавались учебные пособия по Краеведению, увеличилось число издаваемой краеведческой литературы. Важное место краеведческая информация заняла в энциклопедиях национальных республик СССР, а также в изданиях по региональной истории союзных республик (например, «Iсторiя мiст i сiл Української РСР», тома 1-26, 1967-1974 годы).
В этот период возродился ряд краеведческих организаций, существовавших до 1917 года и в 1920-х годах (например, Общество изучения русской усадьбы), возрос интерес к изучению и публикации наследия краеведов прежних лет. С начала 1990-х годов начался новый период в развитии краеведческих музеев: принципиально менялось содержание экспозиций, которое вышло за пределы социально-экономической истории XX века. Многие из краеведческих музеев возвратили себе роль важнейших центров изучения местной истории в регионах, однако некоторые музеи закрылись, попав в тяжёлое экономическое положение, ряд музеев по решению местных властей лишился экспозиционных помещений.
С конца 1980-х годов возродилось такое направление Краеведения, как создание региональных энциклопедий. К 2008 году практически во всех регионах РФ существует своё энциклопедическое издание. Издания этого типа имеют различный уровень охвата информации: от субъекта РФ до отдельного района, города и даже горородского района. Для издания некоторых региональных энциклопедий созданы специальные научные учреждения (например, Институт Татарской энциклопедии).
В 1990-2000-е годы резко возросло число местных краеведческих изданий всех видов (книг, периодических изданий и пр.), научных конференций (всероссийских и региональных), краеведческая тематика стала преобладающей на конкурсах школьных сочинений на исторические темы, с 2005 года проводятся конкурсы краеведческой литературы. Бурный рост переживает церковное Краеведение.
В Западной Европе и США исследования, подобные краеведческим, ведутся в рамках научных школ локальной истории и микроистории.
Лит.: Краеведные учреждения СССР. 2-е изд. Л., 1927; Соловьев К. А. Краеведные музеи РСФСР // Советский музей. 1932. № 6; Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX – начале XX в. (1861–1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2; она же. Формирование государственной музейной сети (1917 – I половина 60-х гг.). М., 1988; Моисеев A. M. Краеведческие музеи за 50 лет // История СССР. 1967. № 6; Милонов Н. А. Литературное краеведение. М., 1985; Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. М., 1987; Первая Всесоюзная научная конференция по историческому краеведению. К., 1987; Мамонтов А. В., Щерба Н. Н. Краеведческая библиография. 2-е изд. М., 1989; Филимонов С. Б. Краеведение и документальные памятники (1917–1929 гг.). М., 1989; он же. Краеведческие организации европейской России и документальные памятники (1917–1929 гг.). М., 1991; Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. К., 1991; Шмидт C. O. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992; Историческое краеведение. Пенза, 1993; Российская провинция XVIII–XX вв.: реалии культурной жизни. Пенза, 1996. Кн. 1–2; Малые города России: проблемы истории и возрождения. М.; Переславль-Залесский, 1998; Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России. М., 1999; Методология региональных исторических зарубежных исследований: [российский и зарубежный опыт]. СПб., 2000; Отечественная культура и развитие краеведения. Пенза, 2001; Преподавание краеведения и москвоведения в высших учебных заведениях. М., 2001; Les Études regionales en Russie (1890–1990). Origines, crise, renessaince. P., 2002; Краеведение в России. История. Современное состояние. Перспективы развития. М., 2004; Проблемы создания региональных энциклопедий. СПб., 2004; В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии. М., 2005. Кн. 1–2; Тихомировские чтения 2004 г. «Источники по историографии краеведения» // Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005; Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития. М., 2006.