Краеведение что это кратко

Что изучает краеведение

Краеведение – это комплексная наука, детальное изучение какой-либо территории. В поле зрения исследователей оказываются географические особенности региона: климат, флора, фауна, полезные ископаемые; экономические: характеристика организации хозяйства и связи с другими регионами; а также социальные, исторические и культурные аспекты. Учёные изучают этнический состав населения, тенденции демографического развития, структуры социальных отношений. Важное место в краеведческих работах занимает история конкретной территории, события, явления и процессы, определившие её социокультурный облик. Краеведы уделяют много внимания достопримечательностям, как природным, так и антропогенным.

Превращение знаний в систему требует междисциплинарного подхода и нетипичных методов исследования. Помимо научных методов (анализ, синтез информации) используются житейские наблюдения, опрос местных жителей, изучение традиций, визуальный метод.

В зависимости от цели конкретного исследования краеведение может быть историческим, литературным или географическим.

Как область научного знания, оно существует с XVIII в. Характерная для эпохи энциклопедичность и интерес к истории и географии Российской империи отразились на научных исследованиях. Начало краеведения связывают с именами крупных российских учёных: В.Н. татищева, Г.Ф, Миллера, М.В. Ломоносова. В.Н. Татищев, в бытность горным начальником на Урале, рассылал своим подчинённым детальный вопросник об особенностях региона. Г.ф. Миллер в своём путешествии по Уралу и Сибири собирал разнообразные сведения об этих территориях. М,В. Ломоносов разработал «анкету» для составления Российского атласа. В 1759 г. было организовано первое краеведческое общество – Архангельское общество для исторических исследований. Краеведческие материалы собирали члены Вольного экономического общества (создано в 1765 г.) и специально организованные экспедиции Российской Академии наук. В 1784–1786 гг. по созданному учёными плану собиралась информация обо всех губерниях Российской империи (сведения по географии, экономики, истории). С конца XVIII в. получили широкое распространение историко-географо-статистические описания губерний, уездов, городов. В 1800 г. был издан труд Евгения (Болховитинова) «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» и краеведение оформилось как область научного знания.

Интересно, что сам термин «краеведение» появился гораздо позже. Довольно долго использовались понятия «местнография», «родиноведение, »«отчизноведение».

В XIX в. развитие исторической науки стимулировало интерес к вопросам регионального развития. «Записка о московских достопамятностях» Н.М. Карамзина стала образцом путеводителя того времени. Огромный вклад в краеведение внесли сотрудники губернских статистических комитетов, собиравшие разнообразные сведения и публиковавшие их в периодических изданиях (в каждой губернии издавались свои «Ведомости»). Русская православная церковь, составляя историко-статистические описания епархий, также способствовала накоплению и распространению краеведческой информации.

Во второй половине XIX в. краеведение переживало этап бурного развития. К исследованиям под руководством учёных привлекались местные энтузиасты, общественность, интеллигенция. В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Подобные общества вскоре стали появляться в разных губерниях. Они собирали и публиковали краеведческие сборники, исследования и сочинения, способствовали открытию местных музеев.

К 1917 г. в Российской империи насчитывалось порядка 300 разнообразных краеведческих обществ.

Краеведение в ХХ в.

В первые десятилетия своего существования Советская власть покровительствовала краеведению. Оно стало не только наукой и научно-просветительской деятельностью, но и общественным движением. Проводились конференции разного уровня, координацию деятельности осуществляло специально созданное Центральное бюро краеведения. Усилиями местных обществ были сохранены усадьбы и монастыри, созданы музеи и спасены от разграбления уникальные коллекции.

Однако деятельность обществ и музеев не всегда вписывалась в идеологическую систему новой власти. В результате музеи постепенно превращались в инструмент агитации и пропаганды, теряя авторитет и возможности научно-исследовательской работы. Краеведческое движение было прекращено в 1937 г. постановлением СНК РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». В следующем, 1938 г., вышло указание Наркомпроса «О подготовке и организации краеведческой работы», в ходе реализации которого были ликвидированы все общественные краеведческие организации.

Две волны либерализации – в 1950-е и 1980-е гг. вызвали к жизни интерес к краеведению. Постепенно оно стало возрождаться. Другим важнейшим фактором стало изменение методологического подхода к истории, когда в 1990-е гг. на смену формационному пришла множественность трактовок исторических событий и процессов. В результате краеведение стало одним из ведущих направлений исторических, культурологических и географических исследований.

Современное краеведение динамично развивается, являясь немаловажной частью научного пространства России. Проводятся конференции, форумы, издаётся большое количество литературы.

Отличительной особенностью современного краеведения является его разделение на профессиональное и любительское.

Источник

Значение слова «краеведение»

Краеведение что это кратко. Смотреть фото Краеведение что это кратко. Смотреть картинку Краеведение что это кратко. Картинка про Краеведение что это кратко. Фото Краеведение что это кратко

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КРАЕВЕ’ДЕНИЕ, я, мн. нет, ср. Изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

краеве́дение

1. совокупность различных — природных, географических, исторических, этнографических, экономических и т. п. — знаний о каком-либо крае ◆ Краеведение часто забывает относить места за Покровскими бульваром ко грозненской опричнине. Рустам Рахматуллин, «Картина мира» // «Новая Юность», 2008 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тут-то и начался разгром краеведения, советская власть слишком боялась честных историков, памяти, правды… Не уцелело и научное общество, которое, как сообщал в доносе один старый коммунист, под предлогом защиты старины занималось «контрреволюционной работой». Майя Кучерская, «Тётя Мотя» // «Знамя», 2012 г. (цитата из НКРЯ)

2. учебный предмет, содержащий основы таких знаний ◆ Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки́ по истории и природе родного края. Д. С. Лихачёв, «Заметки о русском», 1984 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Намеревался построить по типу «Зелёной республики» экологический центр, чтобы восстановить в школах уважение к таким предметам, как природоведение, краеведение и экология. Анатолий Грешневиков, «Наше дело — Родину поднять» // «Завтра», 25 февраля 2003 г. (цитата из НКРЯ)

3. разг. учебник, излагающий содержание данного учебного предмета

4. всестороннее, комплексное, исследовательское и популяризаторское изучение природы, географии, истории, экономики, этнографии и т. д. отдельных частей, регионов страны (обычно силами местного населения) ◆ Изучение жизни человека в данном месте: краеведение. М. М. Пришвин, Дневники, 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На учительском съезде было поставлено много докладов о краеведении, но самоё краеведение, работу местного общества решили поставить на самый конец: в 6 часов вечера после четырёх дней утомительных занятий. М. М. Пришвин, Дневники, 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Здесь в почёте краеведение, изучаются и репетируются северные песни, танцы, праздники и обряды, осваиваются традиционные народные ремёсла, в первую очередь — резьба по дереву «Храм рукотворный» // «Народное творчество», 16 февраля 2004 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Краеведение что это кратко. Смотреть фото Краеведение что это кратко. Смотреть картинку Краеведение что это кратко. Картинка про Краеведение что это кратко. Фото Краеведение что это краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: изобразитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Краеведение

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Содержание

Краеведение как наука

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. [1]

В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края. [3] В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах. [4]

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей «Организация, методика и содержание краеведческой работы». [4]

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью. [1]

Краеведение в России

Краеведение на Украине

Краеведение в Германии

В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна — Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:

краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии

КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

Краеведение — (ст.слав. – конец) – деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно просветительской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия

краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь

Источник

КРАЕВЕДЕНИЕ

Уве­ли­чи­лось чис­ло крае­ведческих об­ществ, в основном на­хо­див­ших­ся в гу­берн­ских го­ро­дах (Общество изу­че­ния Амур­ско­го края, Вла­ди­во­сток, 1884; Общество лю­би­те­лей изу­че­ния Ку­бан­ской области, Ека­те­ри­но­дар, 1897; Во­ло­год­ское общество изу­че­ния Северного края, 1909; Ко­ст­ром­ское на­учное общество по изу­че­нию ме­ст­но­го края, 1912; Общество изу­че­ния Оло­нец­кой губернии, Пет­ро­за­водск, 1913, и др.), их дея­тель­ность но­си­ла ком­плекс­ный ес­те­ст­вен­но-ис­то­рический ха­рак­тер. Об­ще­ст­ва ре­гу­ляр­но вы­пус­ка­ли тру­ды, за­пис­ки, от­чё­ты, из­вес­тия. Зна­чительный вклад в раз­ви­тие Краеведения вне­сли об­ла­стные съез­ды ис­сле­до­ва­те­лей ис­то­рии и древ­но­стей (1901-1911 годы). Бо­лее ре­гу­ляр­ны­ми ста­ли взаи­мо­свя­зи ме­ст­ных крае­ведческих. объ­е­ди­не­ний ме­ж­ду со­бой и с на­учными об­ще­ст­ва­ми и учё­ны­ми Санкт-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы. К 1917 году в Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ло около 300 об­ществ крае­ведческого ха­рак­те­ра (вклю­чая близ­кие по за­да­чам учё­ные ар­хив­ные ко­мис­сии, цер­ков­но-ар­хео­ло­гические ко­ми­те­ты, другие про­винциальные на­учные об­ще­ст­ва).

По ини­циа­ти­ве и при дея­тель­ном уча­стии крае­ве­дов в про­вин­ции сфор­ми­ро­ва­лась сеть ме­ст­ных му­зе­ев. Они соз­дава­лись при гу­берн­ских ста­ти­стических ко­мите­тах (Уфим­ский гу­берн­ский му­зей, 1864; Оло­нец­кий ес­те­ст­вен­но-промышленный и ис­то­рико-эт­но­гра­фический му­зей, Пет­ро­за­водск, 1871, и др.), при гу­берн­ских учё­ных ар­хив­ных ко­мис­си­ях (Там­бов­ский гу­берн­ский му­зей, 1879; Кур­ский ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гический и кус­тар­ный му­зей, 1903), при на­учных и на­уч­но-про­све­ти­тель­ных об­ще­ст­вах (при Обществе ис­сле­до­ва­те­лей Ас­т­ра­хан­ско­го края, 1888; при Обществе изу­че­ния Смо­лен­ской губернии, 1908, и др.), ме­ст­ных от­де­ле­ни­ях РГО (Омск, 1877; Троицкосавск, 1890, и др.), при ор­га­нах городского са­мо­управ­ле­ния (Че­ре­по­вец, 1870; Ми­ну­синск, 1877, и др.), зем­ст­вах, па­ла­тах государственного иму­ще­ст­ва, народных до­мах, учи­ли­щах, шко­лах и т. п. В 1887 году на 7-м ар­хео­ло­гическом съез­де в Яро­слав­ле был при­нят про­ект «По­ло­же­ния» для гу­берн­ских и об­ла­ст­ных му­зе­ев, оп­ре­де­ляв­ший их ста­тус и це­ли, за­да­чи как «учё­ных цен­тров для ок­ру­жаю­щей ме­ст­но­сти». Струк­ту­ра ме­ст­ных му­зе­ев, сло­жив­шая­ся к началу XX века, от­ра­жа­ла со­дер­жа­ние кол­лек­ций, рас­пре­де­ляв­ших­ся по от­де­лам: ес­те­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ский, ис­то­рической (с под­от­де­ла­ми ар­хео­ло­гии, цер­ков­ных древ­но­стей, па­мят­ни­ков бы­та), эт­но­гра­фический, ну­миз­ма­тический, ху­дожественный, ху­дожественно-про­мыш­лен­ный. С начала XX века в му­зе­ях ор­га­ни­зо­вы­ва­лись экс­кур­сии, кон­суль­та­ции, вос­крес­ные чте­ния, пуб­лич­ные лек­ции. Чис­ло ме­ст­ных му­зе­ев к 1917 году со­став­ля­ло, по раз­ным ис­точ­ни­кам, от 65 до 94.

Пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки вклю­чить крае­ведческие зна­ния в про­грам­мы школь­но­го об­ра­зо­ва­ния (в ме­то­дических тру­дах пе­да­го­гов, в ча­ст­но­сти Д.Д. Се­мё­но­ва, с середины XIX века для учеб­ных кур­сов по оз­на­ком­ле­нию с «ма­лой ро­ди­ной» упот­реб­ля­лись тер­ми­ны «от­чиз­но­ве­де­ние», «ро­ди­но­ве­де­ние»).

Из-за сво­ей ро­ли в куль­тур­ной жиз­ни ре­гио­нов крае­ведческие му­зеи од­ни­ми из пер­вых ис­пы­та­ли идео­ло­гическое дав­ле­ние советской вла­сти. По­ло­же­ние о гу­берн­ском му­зее, раз­ра­бо­тан­ное Нар­ком­про­сом в 1925 году, пре­ду­смат­ри­ва­ло обя­за­тель­ное вклю­че­ние в название му­зея сло­ва «крае­вед­че­ский» и еди­ную струк­ту­ру му­зея, ко­то­рый дол­жен был со­сто­ять из от­де­лов: ес­тественно-ис­то­рического, куль­тур­но-ис­то­рического, со­ци­аль­но-эко­но­мического и ре­во­лю­ци­он­но­го (при от­сут­ст­вии в ре­гио­не ис­то­ри­ко-ре­во­люционного му­зея). В ре­зуль­та­те ре­ор­га­ни­за­ции музей­ной се­ти на мес­тах во 2-й половине 1920-х годов про­изош­ло ме­ха­ническое объ­е­ди­не­ние различных му­зе­ев, имев­ших­ся в од­ном ре­гио­не, в крае­вед­че­ские. К 1930 году все рес­пуб­ли­кан­ские, крае­вые и об­ла­ст­ные цен­тры име­ли крае­ведческие му­зеи, ру­ко­вод­ст­во ими воз­ла­га­лось на по­ли­ти­ко-про­све­ти­тель­ные от­де­лы ме­ст­ных ис­пол­ко­мов.

В ус­ло­ви­ях идео­ло­гической пе­ре­строй­ки нау­ки в СССР и от­ка­за от изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния ис­то­рии многие вид­ные учё­ные имен­но в тру­дах крае­ведческой на­прав­лен­но­сти по­лу­чи­ли воз­мож­ность вес­ти раз­ра­бот­ку про­блем ис­то­рии го­ро­да, тор­гов­ли, промышленности (Н.М. Дру­жи­нин, М.Н. Ти­хо­ми­ров в Мо­ск­ве, С.И. Ар­хан­гель­ский в Ниж­нем Нов­го­ро­де, А.Н. Вер­шин­ский в Тве­ри и др.), сель­ско­го бы­та и из­ме­не­ний, про­ис­хо­див­ших в де­ревне по­сле ус­та­нов­ле­ния советской вла­сти (М.Я. Фе­но­ме­нов, К.В. Сив­ков и др.), куль­ту­ры про­вин­ции (П.М. Дуль­ский в Ка­за­ни, С.Д. Яхон­тов, А.А. Ман­су­ров в Ря­за­ни, A.M. Пу­тин­цев в Во­роне­же, и др.), взаи­мо­свя­зи об­ще­ст­ва и при­ро­ды (Д.О. Свят­ский, В.П. Се­мёнов-Тян-Шан­ский). В рам­ках Краеведения мно­го бы­ло сде­ла­но для раз­ви­тия ис­точ­ни­ко­ве­де­ния и ар­хи­во­ве­де­ния (С.Н. Чер­нов, И Л. Мая­ков­ский), биб­лио­гра­фии, ме­то­ди­ки эт­но­гра­фических на­блю­де­ний (В.В. Бо­гда­нов, Ю.М. Со­ко­лов и др.) и ар­хео­ло­гических ис­сле­до­ва­ний, для вы­яв­ле­ния, опи­са­ния, ат­ри­бу­ти­ро­ва­ния па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, му­зей­ных пред­ме­тов, со­вер­шен­ст­во­ва­ния приё­мов их рес­тав­ра­ции. В рам­ках Краеведения фор­ми­ро­ва­лись на­учные на­прав­ле­ния, ко­то­рые позд­нее по­лу­чи­ли на­зва­ния «ис­то­рия по­все­днев­но­сти» и «эко­ло­гия куль­ту­ры».

В раз­ра­бот­ку крае­ведческой про­бле­ма­ти­ки (как в об­ще­ме­то­до­ло­ги­че­ском, так и в кон­крет­ном пла­не) бы­ли во­вле­че­ны круп­ней­шие учё­ные Мо­ск­вы, Пет­ро­гра­да (Ле­нин­гра­да), других круп­ных на­учных цен­тров: ис­то­ри­ки С.В. Бах­ру­шин, М.М. Бо­го­слов­ский, С.К. Бо­го­яв­лен­ский, С.Б. Ве­се­лов­ский, В.И. Пи­че­та, С.Ф. Пла­то­нов, А.А. Спи­цын и др., язы­ко­ве­ды Н.М. Ка­рин­ский, Н.Я. Марр, Д.Н. Уша­ков, ли­те­ра­ту­ро­вед Н.К. Пик­са­нов, гео­гра­фы и гео­ло­ги Д.Н. Ану­чин, А.А. Бор­зов, А.П. Пав­лов, А.Е. Ферс­ман, Ю.М. Шо­каль­ский, биб­лио­граф Н.В. Здоб­нов, ис­кус­ст­во­ве­ды В.В. Згура, А.И. Не­кра­сов, A.M. Эф­рос и др. На­ря­ду с ни­ми, ав­тора­ми тру­дов о пред­ме­те и за­да­чах Краеведения, его ме­то­ди­ке ста­ли ве­ду­щие крае­ве­ды Н.П. Ан­ци­фе­ров, А.В. Ба­ку­шин­ский, И.М. Гревс, Н.А. Гей­ни­ке и др.

Окон­ча­тель­но крае­ведческое дви­же­ние как фор­ма куль­тур­ной об­щественной дея­тель­но­сти ис­чез­ло по­сле по­ста­нов­ле­ния СНК РСФСР «О ре­ор­га­ни­за­ции крае­вед­че­ской ра­бо­ты в цен­тре и на мес­тах» (10.6.1937 года). Со­глас­но по­сле­до­вав­ше­му за этим ука­за­нию Нар­ком­про­са РСФСР «О под­го­тов­ке и ор­га­ни­за­ции крае­вед­че­ской ра­бо­ты» (1938) ли­к­ви­ди­ро­ва­лись все об­щественные крае­ведческие ор­га­ни­за­ции на мес­тах как «край­не за­со­рён­ные вра­га­ми на­ро­да».

Отечественные крае­ве­ды сыг­ра­ли клю­че­вую роль в дея­тель­но­сти соз­дан­но­го в 1965 году Все­рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры. Крае­ведческая те­ма­ти­ка за­ни­ма­ла всё боль­шее ме­сто в про­грам­мах пе­да­го­гических ву­зов, соз­да­ва­лись учеб­ные по­со­бия по Краеведению, уве­ли­чи­лось чис­ло из­да­вае­мой крае­ведческой литературы. Важ­ное ме­сто крае­ведческая ин­фор­ма­ция за­ня­ла в эн­цик­ло­пе­ди­ях национальных рес­пуб­лик СССР, а так­же в из­да­ни­ях по ре­гио­наль­ной ис­то­рии со­юз­ных рес­пуб­лик (например, «Iсторiя мiст i сiл Української РСР», тома 1-26, 1967-1974 годы).

В этот пе­ри­од воз­ро­дил­ся ряд крае­ведческих ор­га­ни­за­ций, су­ще­ст­во­вав­ших до 1917 года и в 1920-х годах (например, Общество изу­че­ния русской усадь­бы), воз­рос ин­те­рес к изу­че­нию и пуб­ли­ка­ции на­сле­дия крае­ве­дов преж­них лет. С начала 1990-х годов на­чал­ся но­вый пе­ри­од в раз­ви­тии крае­ведческих му­зе­ев: прин­ци­пи­аль­но ме­ня­лось со­дер­жа­ние экс­по­зи­ций, ко­то­рое вы­шло за пре­де­лы со­ци­аль­но-эко­но­мической ис­то­рии XX века. Мно­гие из крае­ведческих му­зе­ев воз­вра­ти­ли се­бе роль важ­ней­ших цен­тров изу­че­ния ме­ст­ной ис­то­рии в ре­гио­нах, од­на­ко не­ко­то­рые му­зеи за­кры­лись, по­пав в тя­жё­лое эко­но­мическое по­ло­же­ние, ряд му­зе­ев по ре­ше­нию ме­ст­ных вла­стей ли­шил­ся экс­по­зи­ци­он­ных по­ме­ще­ний.

С конца 1980-х годов воз­ро­ди­лось та­кое на­прав­ле­ние Краеведения, как соз­да­ние ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий. К 2008 году прак­ти­че­ски во всех ре­гио­нах РФ су­ще­ст­ву­ет своё эн­цик­ло­пе­дическое из­да­ние. Из­да­ния это­го ти­па име­ют различный уро­вень ох­ва­та ин­фор­ма­ции: от субъ­ек­та РФ до отдельного рай­она, го­ро­да и да­же горородского рай­она. Для из­да­ния не­ко­то­рых ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий соз­да­ны специальные на­учные уч­ре­ж­де­ния (например, Институт Та­тар­ской эн­цик­ло­пе­дии).

В 1990-2000-е годы рез­ко воз­рос­ло чис­ло ме­ст­ных крае­ведческих из­да­ний всех ви­дов (книг, пе­рио­дических из­да­ний и пр.), на­учных кон­фе­рен­ций (все­российских и ре­гио­наль­ных), крае­ведческая те­ма­ти­ка ста­ла пре­об­ла­даю­щей на кон­кур­сах школь­ных со­чи­не­ний на ис­то­рические те­мы, с 2005 года про­во­дят­ся кон­кур­сы крае­ведческой ли­те­ра­ту­ры. Бур­ный рост пе­ре­жи­ва­ет цер­ков­ное Краеведение.

В Западной Ев­ро­пе и США ис­сле­до­ва­ния, по­доб­ные крае­вед­че­ским, ве­дут­ся в рам­ках на­учных школ ло­каль­ной ис­то­рии и мик­ро­ис­то­рии.

Лит.: Крае­вед­ные уч­ре­ж­де­ния СССР. 2-е изд. Л., 1927; Со­ловь­ев К. А. Крае­вед­ные му­зеи РСФСР // Со­вет­ский му­зей. 1932. № 6; Ра­ви­ко­вич Д. А. Му­зеи ме­ст­но­го края во вто­рой по­ло­ви­не XIX – на­ча­ле XX в. (1861–1917 гг.) // Очер­ки ис­то­рии му­зей­но­го де­ла в Рос­сии. М., 1960. Вып. 2; она же. Фор­ми­ро­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ной му­зей­ной се­ти (1917 – I по­ло­ви­на 60-х гг.). М., 1988; Мои­се­ев A. M. Крае­вед­че­ские му­зеи за 50 лет // Ис­то­рия СССР. 1967. № 6; Ми­ло­нов Н. А. Ли­те­ра­тур­ное крае­ве­де­ние. М., 1985; Ма­тюшин Г. Н. Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние. М., 1987; Пер­вая Все­со­юз­ная на­уч­ная кон­фе­рен­ция по ис­то­ри­че­ско­му крае­ве­де­нию. К., 1987; Ма­мон­тов А. В., Щер­ба Н. Н. Крае­вед­че­ская биб­лио­гра­фия. 2-е изд. М., 1989; Фи­ли­мо­нов С. Б. Крае­ве­де­ние и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки (1917–1929 гг.). М., 1989; он же. Крае­вед­че­ские ор­га­ни­за­ции ев­ро­пей­ской Рос­сии и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки (1917–1929 гг.). М., 1991; Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние в СССР: во­про­сы тео­рии и прак­ти­ки. К., 1991; Шмидт C. O. Крае­ве­де­ние и до­ку­мен­таль­ные па­мят­ни­ки. Тверь, 1992; Ис­то­ри­че­ское крае­ве­де­ние. Пен­за, 1993; Рос­сий­ская про­вин­ция XVIII–XX вв.: реа­лии куль­тур­ной жиз­ни. Пен­за, 1996. Кн. 1–2; Ма­лые го­ро­да Рос­сии: про­бле­мы ис­то­рии и воз­ро­ж­де­ния. М.; Пе­ре­славль-За­лес­ский, 1998; Со­вре­мен­ное со­стоя­ние и пер­спек­ти­вы раз­вития крае­ве­де­ния в ре­гио­нах Рос­сии. М., 1999; Ме­то­до­ло­гия ре­гио­наль­ных ис­то­ри­че­ских за­ру­беж­ных ис­сле­до­ва­ний: [рос­сий­ский и за­ру­беж­ный опыт]. СПб., 2000; Оте­че­ст­вен­ная куль­ту­ра и раз­ви­тие крае­ве­де­ния. Пен­за, 2001; Пре­по­да­ва­ние крае­ве­де­ния и мо­ск­во­ве­де­ния в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях. М., 2001; Les Études regionales en Rus­sie (1890–1990). Origines, crise, renessaince. P., 2002; Крае­ве­де­ние в Рос­сии. Ис­то­рия. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. М., 2004; Про­бле­мы соз­да­ния ре­гио­наль­ных эн­цик­ло­пе­дий. СПб., 2004; В. О. Клю­чев­ский и про­бле­мы рос­сий­ской про­вин­ци­аль­ной куль­ту­ры и ис­то­рио­гра­фии. М., 2005. Кн. 1–2; Ти­хо­ми­ров­ские чте­ния 2004 г. «Ис­точ­ни­ки по ис­то­рио­гра­фии крае­ве­де­ния» // Ар­хео­гра­фи­че­ский еже­год­ник за 2004 г. М., 2005; Крае­ве­де­ние в Рос­сии. Ис­то­рия, со­вре­мен­ное со­стоя­ние, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. М., 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *