Кпк торговый представитель что это

Кто такой торговый представитель? Или как я работал коммивояжером….

Здравствуйте друзья! Сегодня с вами снова Николай Танкушин, и в этот чудесный день я расскажу чем занимается торговый представитель и как 8 лет назад я сам был коммивояжером, в конторе, которая ныне уже не существует так как была куплена москвичами, но это не суть….

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это

Итак краткая предыстория – у меня есть автомобиль о котором я долго мечтал (я реально год работал чтобы купить и привести его в надлежащее состояние), и так как мне очень хотелось кататься, а на бензин денег нет, я не придумал ничего умнее как пойти работать таксистом (я наверное и про это расскажу подписывайтесь). Кончилась моя таксишная работа тем, что я разбил машину и чинил её несколько месяцев. В тот самый момент я зарёкся работать на такси, но кататься мне по-прежнему хотелось…

Тогда листая газетку я наткнулся в разделе вакансии на объявление – «требуется торговый представитель на алкогольную продукцию с зональным пропуском и л.а.» Я подумал – чем чёрт не шутит и позвонил, представился, разузнал про условия и записался на собеседование.

На собеседование пришлось ехать в г. Нижний Тагил, и тут мне снова подфартило – оказалось, я первый приехал на собеседование, остальные кандидаты не отличались расторопностью. Так как территория «горела» и работать было некому меня взяли, но с испытательным сроком. Тут надо сказать, что я соврал на собеседовании, сказав, что учусь заочно, но было лето и до следующей сессии оставалось ещё полгода так, что на испытательном сроке мой обман вылезти не мог. Не забывайте что график у торгового достаточно свободный, особенно когда территория хорошо освоена. Да и работа при налаженных поставках сводиться к телефонной.

Из чего состоит работа торгового представителя?

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это

Чтобы ответить на этот вопрос прежде всего надо рассказать кто такой торговый представитель. Торговый представитель это посредник между поставщиком продукции и розничным магазином. Т.е. работа торговым представителем это не что иное как паразитирование на товарном потоке. Соответственно торговый представитель организует поставку товара в магазины и контролирует своевременную оплату.

Работа торгового представителя состоит из нескольких частей:

Теперь немного подробнее про каждый из пунктов.

Расширение клиентской базы.

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это

Во времена, когда я работал торговым, была следующая система оплаты – оклад, компенсация ГСМ и связи, премия за выполнение плана продаж, доплата за расширение клиентской базы.

Лично я занимался крепким алкоголем и на второй месяц уперся в то, что план выполнить с имеющимися точками малореально, так как они продают, столько сколько могут – проходимость у них не велика. Соответственно перед мной встала задача расширения рынка сбыта.

Надо понимать, что когда я только начинал работать торговым, опыта продаж у меня не было и я ходил как идиот по магазинам с предложением расширить перечень товарных позиций.

Теперь моё маленькое предостережение всем кто решил попробовать себя в роли торгового представителя – вы будите приходить к администрации магазинов и предлагать им расширить товарные позиции, так вот им глубоко насрать на ваши товарные позиции в 90 процентах случаев.

Зачастую заведующие задёрганы и их тошнит от таких предложений. Они получают их по десятку в день! Учитесь продавать, без этого у вас не получиться работать торговым.
На второй месяц я с трудом выполнил план, но и тут мне повезло.

В конторе собрали всех торговых на семинар посвящённый технике продаж, кто его проводил я уже не помню, за давностью времени. Но на том семинаре мне здорово включили мозги – объяснили что надо продавать не товар, а выгоду от товара. В случае с моей работой по расширению базы я продавал деньги, а не возможность продавать водку.

Дело в том, что контора работала довольно агрессивно и отгружала первую партию без оплаты, отдавала под реализацию. Это добавляло немного геморроя при работе с задолженностью, но это значительно упрощало переговоры с руководством точки о размещении продукции. Т.е. работа торгового по расширению рынка сбыта заключается в переговорах с торговыми точками о возможности реализации продвигаемой им продукции.

Общение с клиентами.

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это

Я не просто так поставил общение с клиентами на второе место. Дело в том, что хорошие личные отношения с клиентами помогают в работе, я бы сказал, делают половину работы. Как по вашему у кого больше плюсов в общении с лицом принимающим решение – у того кто знает его по имени отчеству, поздравляет с днём рождения и дарит подарки на праздники или у среднестатистической буки?

Ещё интересный момент – на различные праздники у нас контора поздравляла партнёров – на новый год, на день бухгалтера, на 8ое марта и т.д и т.п. так вот я зачастую перераспределял эти подарки в пользу приоритетных клиентов, а иногда покупал за свой счёт дабы установить доверительные отношения.

Сбор заказов с магазинов.

На мой взгляд, это, как и доставка счетов самая не напряжная часть работы, я зачастую принимал заказы по телефону, редко по электронной поте, и буквально несколько раз, очно, параллельно заезжая в магазин например при доставке счетов. Обычно это выглядит так – позвонили, сказали, сколько какого товара необходимо, я забил это в Excel и отправил электронной почтой в контору – ничего сложного.

Контроль поставок продукции.

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это

Это тоже важная обязанность торгового, представьте, что у магазина закончились продаваемые вами товары – поверьте скоро эти полки будут заняты конкурентами. Поэтому чрезвычайно важно контролировать поставки. У нас в конторе был случай – встала машина перед новогодними праздниками, я тогда взял на себя обязанности водителя-экспедитора и сам развозил сутки продукцию, пока руководство не наняло ещё одну машину для развоза.

Помните – получить клиента трудно, потерять раздолбайским отношением – легко. Контролировать поставки не сложно – надо быть на телефоне с водителем-экспедитором и магазином. Если товар не привезли в срок, в половине случаев магазин звонит, а если у вас установлены хорошие личные отношения звонят всегда! И не забывайте прозванивать водителя, по результатам его работы по развозу продукции по точкам.

Контроль размещения (выкладки продукции).

В принципе это не входит в обязанности торгового, но если у вас установлены хорошие личные отношения с администрацией, и маржа магазина на ваших товарах достаточна – можете попробовать разместить ваши товары на средней полке на уровне глаз.

Благодаря договоренности о месте выкладки в одном из магазинов, я поднимал показатель продаж на 30%. Теперь представьте, что среднюю полку получилось занять в 3х точках (считайте одна торговая точка добавлена бесплатно). Личные отношения рулят!

Доставка счетов и контроль оплаты.

Это одна из самых автоматизированных частей работы торгового. Всё просто – переодически звонят из бухгалтерии фирмы и говорят: «счётики готовы, забирай» и отдают кипу счетов. Их необходимо развести по бухгалтериям торговых точек и поинтересоваться когда оплатят, В случае если есть просрочка оплаты тоже всё просто – бухгалтерия даёт листок с перечнем контрагентов и задолженностей.

А вот с задолженностями работать несколько сложнее, есть клиенты, которые не специально пропустили платеж, а есть проблемные клиенты. Например, когда я принимал территорию мне достался клиент с задолженностью более 300 000, но у него были хорошие отношения с руководством фирмы и ему продолжали отгружать в долг. В итоге этот клиент мне крови выпил больше чем все остальные должники и когда я увольнялся, сумма задолженности у него не сильно снизилась.

А вообще в работе с задолженностью тоже рулят личные отношения и переговоры. Важно понять почему не платят.

Презентация новых продуктов.

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это

Скажу честно я работал торговым 8 месяцев и я ни разу не презентовал новую продукцию, поэтому не хочу ничего комментировать.

В принципе в работе торгового представителя нет ничего сложного если у вас развиты коммуникативные навыки и вы умеете продавать. Лично я считаю что эта работа помогает в развитии всех основных навыков продажника и отлично прокачивает мозг на стрэссоустойчивость и способность избегать конфликтов.

К плюсам профессии можно отнести свободный график (но если работать плохо времени свободного нет), мобильность, общение с разными людьми, высокий уровень дохода.
К минусам профессии относится – огромные пробеги, необходимость мобильности, зачастую большая загруженность (но лично для меня это был плюс).

Уволился я так как работа торговым, отнимала много времени, и мешала учебе (меня реально чуть не отчислили так как прогулов у меня было больше чем у все группы вместе взятой =)). А так мне нравилось работать торговым, и сейчас если меня очень сильно прижмёт и я решу вдруг пойти наёмным сотрудником я предпочёл бы вернуться на должность торгового представителя.

На этом у меня сегодня всё, подписывайтесь на обновления блога, а в качестве веселого заключения посмотрите это видео:

Источник

Как работает торговый представитель

Торговый представитель – сотрудник торгового либо производственного предприятия, который рекламирует продукт или группу товаров компании и способствует их продаже.

Обязанности представителя

Торговый представитель – выездная работа, 90 % которой проводится за пределами офиса. Специалист находится в постоянных разъездах между торговыми точками, что требует от него большой активности, продуктивности и выносливости. Основная цель торгпреда – сделать так, чтобы торговая точка закупила предложенный представителем товар. Но не все так просто.

Рабочий день специалиста обычно ненормированный, и даже если есть определенная норма в 8 часов, на практике торгпреду приходится уделять взаимодействию с клиентами заметно больше времени. Этот недостаток нивелируется тем фактом, что благодаря системе сложного оклада с бонусами, чем больше работает представитель, тем больше денег он в итоге зарабатывает.

Стандартные обязанности торгового представителя включают в себя:

Также в список обязанностей торгового представителя входит активное участие в формировании маркетингового плана компании, разработка программ лояльности с бонусами и скидками для клиентов, контроль над исполнением клиентом его финансовых обязательств перед компанией-работодателем. Это сложная и многогранная работа – не такая, как кажется на первый взгляд.

В ряде компаний обязанности торгпреда дополняются работой с дебиторской задолженностью и обучением продавцов клиентов особенностям и правилам реализации тех или иных товаров.

Сферы деятельности

Профессия торгового представителя востребована во всех компаниях, которые занимаются продажей товаров и услуг. Товары могут быть самые разные:

По сути, торговые представители могут продвигать совершенно любые товары, и выше указана лишь малая часть возможных категорий. Профиль торгпреда может быть узким, когда он занимается продвижением одной группы товаров, и широким – несколько групп товаров/услуг.

Требования к торгпреду

Что касается знаний, торговый представитель должен хорошо разбираться в продажах и знать регион, в котором он работает. Большим плюсом будет понимание психологии, настойчивость, уверенность в себе. После трудоустройства от торгпреда требуется отличное знание ассортимента и особенности реализуемой продукции.

Правильная мотивация

Есть масса программ мотивации сотрудников отдела продаж. Рассмотрим самые популярные:

Достаточно широкое применение нашла схема сложного оклада. Она состоит из твердого оклада, который выплачивается торгпреду при любых обстоятельствах, мягкого оклада за выполнение ключевых показателей KPI, и бонусов за дополнительные заслуги. При такой схеме представитель заинтересован работать эффективно, так как заработок напрямую зависит от его продуктивности.

В целом заработная плата торгового представителя определяется следующими факторами:

За перевыполнение плана представителя ждут бонусы, а за невыполнение – штрафные санкции, если они предусмотрены политикой компании работодателя.

Достоинства

Работа торговым представителем имеет ряд неоспоримых преимуществ:

У торгпреда есть возможность карьерного роста до супервайзера или начальника отдела продаж.

Недостатки

Кроме достоинств работа торгпреда связана с некоторыми неудобствами:

Устроиться в крупную компанию, где будет большой доход, не имея при этом опыта и высшего образования сложно. С другой стороны, начальный опыт можно получить в небольшой компании.

Ошибки в работе торгпреда

В стремлении получить максимальные показатели торговые представители и их руководство совершают серьезные ошибки, которые только откладывают достижение целей отдела продаж. Рассмотрим три основные проблемы, создающие препятствие нормальной работе представителя.

Не продавец, а почтальон

Нет ничего хуже пассивного торгового представителя. Это человек, который выполняет работу почтальона – приходит к потенциальному клиенту, берет заказ и уходит, а если заказа нет, то и вовсе уходит с пустыми руками. Заниматься такой работой может и почтальон либо секретарь.

Задача представителя – продавать. Каждый контакт с клиентом должен заканчиваться заказом. Пассивный режим не годится, нужно активно продвигать продукт, периодически анализировать историю продаж, отслеживать товарные остатки на точке и постоянно самосовершенствоваться.

Неумение работать с отказами

Работа с сомнениями и возражениями – одна из ключевых частей деятельности представителя. При отказе нужно, как минимум, поинтересоваться о причинах такого ответа. Часто для одобрения надо совсем немного усилий.

Возможно, заказчик хочет получить скидку или другие лояльные условия, либо хочет заказать партию товара, но сомневается. Принимать отказ можно только в случае, если ничего не помогло.

Низкий уровень подготовки

Реактивное поведение – признак недостаточного профессионализма представителя. Перед тем, как посещать торговую точку и коммуницировать с ее владельцами, необходимо хорошо подготовиться. Специалист должен уделить время и продумать следующие моменты:

Перечисленные ошибки далеко не единственные, встречающиеся в работе представителя. В их числе сильное давление на заказчика или наоборот, чрезмерно невнимательное поведение во время контакта. Знать об этих ошибках и исправлять их должен как торгпред, так и руководитель.

Хороший торговый представитель – не просто продавец, а специалист с пониманием психологии, менеджмента и торговли. Это сложная и ответственная работа, в которой большую роль играет активность и заинтересованность самого торгпреда.

Источник

КПК для удаленной работы торговых представителей

Обсудить на форуме:

Владимир Ковалев (Lazy_Tiger) является разработчиком системы поддержки удаленной работы торговых представителей. Он приводит краткое описание функционала своей системы.

Система поддержки работы торговых представителей

Наша компания в течении нескольких лет занимается оптовой торговлей. Постепенно мы пришли к понимаю, что необходимо повысить оперативность доступа к полным и достоверным данным учетной системы нашим торговым представителям. Им требовалась актуальная информация о наличии товаров на складах компании, а так же возможность удаленного создания заказов и резервирования товарных запасов под них.

Мы провели анализ ситуации на рынке ПО для автоматизации деятельности торговых представителей и пришли к выводу что такие продукты:

Было принято решение создать такой продукт самостоятельно. В качестве платформы мы выбрали устройства на основе ОС Microsoft PocketPC 2002/Windows Mobile 2003.

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
Схема работы

Наша система предназначена для поддержки работы менеджеров, операторов и торговых представителей. Позволяет собирать информацию и оперативно передавать ее в головной офис, а так же получать обновленные данные из корпоративной учетной системы.

Основные возможности системы:

Система состоит из 2-х частей:

Программа для КПК

Для установления связи между КПК и офисом подходит любой способ выхода с КПК в Интернет. В частности, это может быть: мобильный телефон, модем, настольный компьютер с выходом в Интернет.

Компактный формат данных позволяет проводить передачу нескольких заказов по 10-15 позиций в каждом в течение минуты.

Все изменения в данных передаются на карманный компьютер торгового представителя в процессе синхронизации, при этом имеется два режима – полная и срочная синхронизация (более подробную информацию о них можно получить в руководстве пользователя). Весь поток данных между офисом и PDA сжимается и шифруется.

Веб-сервис для синхронизации КПК с Axapta

Веб-сервис предназначен для синхронизации данных PDA с учетной системой предприятия. Отвечает на запросы КПК, отдает затребованные данные (справочники или отчеты), принимает заказы и создает их в учетной системе компании. Задача этой компоненты, используя стандартные протоколы HTTP, XML и SOAP, принять от КПК запрос и выдать ему требуемые данные из учетной системы. Примерами таких запросов могут служить:

Предварительные настройки

На закладке необходимо указать:

На закладке настраиваются параметры:

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис.1

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 2

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 3

Синхронизация

Для полной синхронизации в меню «Синхронизация» выберите пункт «Загрузить все справочники». При этом с PDA будут синхронизированы следующие справочники из учетной системы компании:

Для срочной синхронизации в меню «Синхронизация» выберите пункт «Загрузить остатки, цены, планы». В этом случае, с PDA синхронизируются следующие справочники из учетной системы компании:

С КПК синхронизируются следующие справочники из учетной системы компании:

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис.4

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 5

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 6

Процесс «полной синхронизации» может занять продолжительное время в зависимости от объема данных (например, выгрузка из справочника номенклатуры в 700 позиций, 60 клиентов, 230 записей ассортиментных матриц и соответствующих им справочников, составляет порядка 350 KB и выгружается около 10 минут), «срочная синхронизация» занимает время порядка 1 минуты (объем около 30 KB для предыдущего примера). Рекомендуется «полную синхронизацию» проводить в офисе, а во время работы с клиентами – «срочную синхронизацию».

Подготовленные заказы на продажу отправляются в учетную систему компании через прямое соединение с компьютером (если торговый представитель приехал в офис) или через GPRS и интернет удаленно. Для этого в меню выберите пункт

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис.7

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 8

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 9

Процесс передачи в офис нескольких заказов по 10-15 позиций в каждом занимает в среднем 1 минуту. После проведения синхронизации с учетной системой заказы на продажу в дальнейшем нельзя удалить или редактировать. Они доступны только для просмотра.

Создание заказа

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 10

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 11

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 12

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 13

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 14

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что это
рис. 15

Источник

КПК для торгового представителя

Отчеты маркетинговых и аналитических агентств не внушают оптимизма производителям и продавцам карманных компьютеров. Продажи в мировом масштабе уже несколько лет неуклонно снижаются. У нас рынок долгое время рос, но в 2005 году эта тенденция добралась и до нашей страны. Однако остаются ниши, где альтернативу интеллектуальным карманным устройствам найти крайне сложно. И одна из них — всё, что связано с автоматизацией мобильной торговли.

Кпк торговый представитель что это. Смотреть фото Кпк торговый представитель что это. Смотреть картинку Кпк торговый представитель что это. Картинка про Кпк торговый представитель что это. Фото Кпк торговый представитель что этоВ России, по оценке Хусейна Аз-Зари, генерального директора группы компаний «Оптимум», к концу 2006 года около 70% крупных и средних предприятий, занятых производством и продажей товаров повседневного спроса, использовало, внедряло или хотя бы собиралось внедрять системы автоматизации на базе мобильных терминалов (см. «Мобильная торговля: взгляд изнутри» //PC Magazine/RE, №1/2007). В начале же 2006-го участники рынка считали, что этот показатель достигнет лишь 40%. Особо отмечаются такие товарные группы, как пищевые продукты, напитки (главным образом алкогольные), парфюмерно-косметическая продукция, табачные изделия.

Прошлый год ознаменовался целым рядом масштабных внедрений автоматизированных систем мобильной торговли (АСМТ). Это было сделано в российских представительствах Nestle, Pepsi, Procter & Gamble, Schwarzkopf & Henkel. Не отставали и отечественные компании, в частности заводы «Лебедянский» (владелец торговых марок «Фруктовый сад», «Тонус», «ФруттоНяня»), «Кристалл», «Мегаполис», «Русский алкоголь». Так что по мнению очень многих прошлый год ознаменовал собой самый настоящий прорыв в области применения мобильных технологий в корпоративном секторе.

Данные решения популярны благодаря невысокой стоимости. Полная цена рабочего места, включая затраты на оборудование, ПО и обучение персонала, не превышает 1200 долл. Но при желании можно уложиться и в сотню. При этом выигрыш от внедрения весьма велик. Экономический эффект достигается прежде всего за счет повышения производительности труда торговых представителей. Некоторые компании заявляли даже о четырехкратном увеличении, как, например, «Балтийская Бизнес-Группа» (впрочем, она по большому счету выступает в качестве вендора, а значит, вполне могла и несколько преувеличить эффект), но вполне реально, как отмечают эксперты, добиться роста порядка 30–90%, что тоже немало. Это достигается благодаря следующим факторам:

Сокращаются расходы и благодаря тому, что практически полностью становятся ненужными операторы, чтобы вносить в учетную систему данные, полученные от торговых представителей. Заметно уменьшается и количество супервайзеров, а также снижаются затраты на обучение новых сотрудников, которое в случае применения мобильных решений часто сокращается до одного рабочего дня.

Но и это ещё не всё: снижаются расходы на мобильную связь. Передавать данные о заказах через GPRS оказалось дешевле, чем сообщать их голосом. Особенно это стало заметно с введением принципа «вызывающий платит», который привел к существенному росту затрат на мобильные услуги.

Новой тенденцией становится рост интереса заказчиков к интеграции АСМТ с ГИС-решениями, в частности со средствами спутниковой навигации. Это объясняется существенной либерализацией всего того, что связано с использованием такого рода инструментария. В свою очередь, данные средства дают целый ряд дополнительных возможностей по уменьшению затрат. Так, например, с их помощью очень легко выявляется нецелевое использование служебного автотранспорта, что, естественно, способствует снижению расходов на горюче-смазочные материалы. Плюс ко всему навигационные средства могут быть использованы для прокладки оптимальных маршрутов, причем с учетом сложившейся к данному моменту дорожной обстановки.

Отмечается и заметный имиджевый эффект. Торговый представитель с высокотехнологичным устройством выглядит солиднее, что также может стать конкурентным преимуществом.

В результате проект, даже самый сложный, окупает себя как минимум за полгода. Но обычно этот период меньше.

Сейчас на рынке доминируют три системы от российских разработчиков — «Оптимум» компании «Центр корпоративных разработок», «ST Мобильная торговля» компании «Системные технологии» и Vector-M фирмы BSE. Эта «большая тройка» контролирует 90% рынка. За оставшуюся долю борется около тридцати компаний, в основном региональных. Правда, в их арсенале есть продукты, перспективы которых эксперты оценивают довольно высоко.

Функциональность трех перечисленных выше систем в целом схожая, можно отметить разве что отсутствие интеграции со средствами спутниковой навигации в Vector-M. Так что главную роль здесь начинают играть другие факторы, например возможность интеграции с используемой КИС. Вполне естественно, что важны удобство интерфейса и адаптируемость системы под специфические особенности компании-пользователя. Довольно много значит и то, как реализован модуль передачи данных. Отмечается, что применять для этого стандартные механизмы вроде MS Exchange довольно сложно. Минимальный объем GPRS-трафика в расчете на одного сотрудника составляет порядка 80—100 кбайт за рабочий день, а максимальный — около 3 Мбайт, что в итоге выливается в дополнительные 300—500 руб. в месяц на каждое рабочее место.

Попытки использования продуктов иностранных разработчиков также предпринимались, особенно в 1999–2001 годах, но не имели успеха. В результате оказалось проще написать свой продукт с нуля, чем пытаться адаптировать чужой. Именно так, например, появилась «ST Мобильная торговля», которую программисты фирмы «Балтийская Бизнес-Группа», впоследствии основавшие фирму «Системные технологии», создали после года безуспешных попыток адаптировать под отечественную специфику пакет турецкого происхождения, предназначенный для автоматизации продаж табачных изделий.

Что касается аппаратных средств, применяемых для автоматизации работы торговых представителей, то это КПК и коммуникаторы на платформе Windows Mobile. Популярные несколько лет назад устройства на платформе Palm при реализации новых проектов практически не используются. Но их инсталляционная база довольно велика, да и ПО для них некоторые компании предлагают до сих пор.

Пока все же доминируют КПК. Это объясняется более высокой стоимостью комбинированных устройств и их меньшим быстродействием, что иногда оказывается критичным. Но доля коммуникаторов неизменно растет. Так, если в начале 2006-го с ними мало кто работал, то к концу года их доля в общем объеме оборудования, используемого при реализации проектов, увеличилась почти до 10%. А вот смартфоны если и применяются, то в единичных случаях.

Применяют обычно устройства массовых серий. «Усиленные» КПК, например от компании Symbol, у мобильных торговых представителей практически не встречаются, хотя в некоторых других сферах, таких как автоматизация работы на складах, они пользуются популярностью. Это связано с довольно большими габаритами и массой защищенных и полузащищенных КПК, что не нравится мобильным сотрудникам.

Из периферийного оборудования для автоматизации мобильной торговли используются приемники спутниковой навигации, сканеры штрихкодов и печатающие устройства. Среди последних это могут быть как массовые, по большей части матричные, так и специализированные, предназначенные для печати чеков и квитанций. Причём массовые аппараты нуждаются в определенной доработке для сопряжения с КПК и обеспечения электропитания от автомобильной электросети.
Что же касается планшетных ПК уменьшенного форм-фактора (UMPC), то они рынком ещё не приняты, по крайней мере по мнению ведущих маркетинговых и аналитических агентств, в частности IDC. Эти устройства сильно уступают КПК и коммуникаторам по таким важнейшим показателям, как цена, массо-габаритные характеристики и время автономной работы. Плюс ко всему они весьма уязвимы из-за риска заражения вредоносным ПО. Существенным недостатком является также использование дорогих и дефицитных запасных частей, в том числе жестких дисков уменьшенного форм-фактора и экранных матриц. Плюс ко всему системное ПО для планшетных ПК на платформе PC очень плохо адаптировано для управления пером, в результате чего производительность труда даже опытных пользователей будет оставлять желать лучшего. Да и производительность самих этих систем, мягко говоря, находится под вопросом, особенно если необходимо запускать несколько приложений. И это не компенсируют даже такие очевидные достоинства, как возможность использования обычного «настольного» ПО и распространенных периферийных устройств «из магазина».

Более интересен новый класс ПК — так называемые Car PC, которые представляют собой по большому счету обычные настольные компьютеры, адаптированные для автомобиля, где их легко можно преобразовать в автоматизированное рабочее место торгового представителя или даже переделать в фактически полноценный POS-терминал. Они рассчитаны на установку вместо аудиосистемы или в багажник, оборудованы специальным монитором, часто сенсорным, и оснащаются клавиатурой и указательным устройством. Нередко в качестве Car PC используют ноутбуки с вышедшей из строя дисплейной матрицей. Подобные системы несколько дороже настольных ПК, но не радикально. Зато они существенно удобнее в эксплуатации, чем UMPC. При этом отремонтировать их несложно и относительно недорого. Основным же недостатком их является полная невозможность использования вне автомобиля, что годится далеко не для всех категорий работающих в области мобильной торговли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *