Кпи что это в маркетинге
ТОП 10 KPI для маркетолога
В этой статье я хочу раскрыть основные показатели работы маркетолога, как правильно установить KPI для маркетолога, по какой системе оценивания работаю я, какие цели руководителю ставить при приеме на работу специалиста, и какая система мотивации для сотрудника отдела маркетинга будет наиболее эффективной. Поехали!
Нельзя просто так взять и выполнить KPI
KPI — ключевые показатели эффективности в данном случае маркетинга (Key Performance Indicators). По сути, это своего рода индикаторы которые показывают насколько хорошо работает маркетинг в Вашей компании, ну или плохо.
Если брать менеджера по продажам, то, тут в принципе все понятно, нам нужно измерить кол-во звонков, продаж и конверсию. А вот с маркетологом, не все так просто, необходимо измерить различные показатели работы, и проанализировать какие инструменты/направления эффективные, а какие лучше приостановить чтобы не расходовать бюджет.
Для того чтобы понимать руководителю результаты отдела маркетинга, необязательно быть джедаем маркетинга, достаточно установить измеряемые показатели эффективности работы сотрудника.
Основные показатели должны быть: целевыми (выполнение цели компании), окупаемыми (возможность измерить результат вложения средств и их окупаемость), персональные (работа измеряется определенного человека). Далее рассмотрим более детально, какие показатели преследую я в работе. Если есть дополнения, пишите в комментарии.
Рекламный бюджет — это финансы, которые компании выделяют на продвижение услуг/товаров в кратчайшие сроки (естественно). Думаю, это первое с чего нужно начинать строить KPI для маркетолога, потому что от выделенного бюджета мы рассчитываем планируемые расходы в будущем. В дальнейшем нужно будет рассчитать стоимость клика, клиента, заявки, и тд.
CPC (Cost Per Click) — та самая метрика, которая отражает цену за клик. Основная формула расчета цены за клик выглядит таким образом: цена за клик (CPC) = стоимость рекламы / на количество кликов. Данный расчет дает нам возможность просчитать цену одного клика по нашему объявлению. Например, я на рекламу потратила 6500, кликов у меня 532, (6500/ 532) = 12.22 за 1 переход. CPC зачастую используют для оценки эффективности работы маркетолога и для анализа эффективности рекламной компании в целом.
Никакой объем кликов не поможет увеличить продажи.
Замер кликов — базовый показатель влияющий на результат. Клики — основная метрика в контекстной рекламе, они показывают какое количество раз пользователь перешел по Вашему объявлению. С помощью кликов (цена за клик) рассчитывается стоимость рекламы в Google или Яндекс, являются важными компонентами в CPC (стоимость клика) и CTR (соотношение кол-во кликов пользователей на рекламные объявления к кол-ву их показов).
Важно понимать, что нужно привлекать не просто трафик, а целевую аудиторию, уникальных посетителей (еще одна дополнительная метрика) людей которым Ваш продукт/услуга интересна.
CPA отображает стоимость целевого действия (звонок в компанию, просмотр видео, клик на кнопку, и тд). Считается по очень простой формуле: необходимо затраты на рекламу разделить на кол-во целевых действий. Одним из преимуществ CPA является возможность маркетологу самостоятельно устанавливать конечную плату за конверсию, оплата происходит только после совершения действия.
5. CPL (Cost Per Lead) стоимость привлечения лида
Главное не утонуть в отчетах.
Это преобразование показателя CPA, позволяет прогнозировать результат рекламной компании. Стоимость заявки можно рассчитать таким образом: расход на контекстную рекламу разделить на кол-во лидов. Актуально будет для KPI маркетолога, который работает в компании со сложным продуктом, например: строительная компания, финансовая, юридическая, где продажа осуществляется в несколько этапов.
Для оценки эффективности рекламной кампании маркетолог использует множество метрик, одним из ключевых показателей для бизнеса является метрика ROMI (Return on Marketing Investment) расшифровывается как окупаемость (возврат) инвестиций в маркетинг. Эта метрика показывает как в итоге сработала Ваша рекламная компания в целом: принесла прибыль, окупила себя или реклама потерпела полный провал. Если вкратце, для того чтобы рассчитать показатель, нужно знать сколько средств Вы потратили на рекламу и какой с этого доход.
Спасибо, что прочитали статью. Уверена что для кого-то данная информация будет полезна. Жду Ваши комментарии и мысли под статьей.
Гид по KPI в интернет-маркетинге
Рассказываем, по каким показателям можно оценивать работу маркетолога, а с какими лучше не связываться.
KPI — это показатели, по которым клиент или работодатель будет оценивать вашу работу. Обычно они привязаны к цифрам и влияют на зарплату.
Вот пример одного из вариантов KPI: маркетолог должен добиться, чтобы за месяц сайт посещали 3 000 человек. Если этот показатель достигнут, его зарплата будет выше, допустим, на 1 000 рублей.
KPI нужно обязательно обсудить на собеседовании или первой встрече с заказчиком. И не только в смысле денег, но и в смысле адекватности запросов. Ни за какие деньги не беритесь за проекты с неадекватными KPI.
В этой статье я не описываю все существующие метрики KPI. Ее цель — рассказать вам о профессиональных отношениях между маркетологом и его заказчиком и научить разбираться в самой системе.
Контент-маркетолог, работала в Texterra и Optimism.ru. Пишет о маркетинге, контенте и всем, что с ними связано.
Какие бывают KPI
Вне зависимости от конкретных показателей все варианты маркетинговых KPI делятся на три системы:
Бывает ещё четвёртый вариант — маркетинг для понтов. Тут оцениваются все вещи, которые никак не влияют на продажи: позиции сайта в поисковых системах, лайки и репосты, глубина просмотра сайта и так далее. Эти показатели могут быть интересны самому маркетологу, но они не должны влиять на зарплату. Я ниже подробно расскажу, почему это именно понты, а не нормальные требования.
Маркетинг для трафика
Классический подход к маркетингу ориентирован именно на трафик.
Посетители — это самый ценный ресурс любого сайта, блога или страницы в соцсетях. Если нет трафика, у клиента ничего не купят.
Проблема в том, что трафик не приносит заказчику денег напрямую, его нужно конвертировать, а конвертируется он иногда плохо. Заказчик винит в этом маркетолога, который привёл на сайт незаинтересованных людей, маркетолог винит в проблеме сайт заказчика, который не подготовлен к приёму трафика, или плохой товар, или неблагоприятствующие звезды.
Обычно почти все маркетинговые агентства работают только на трафик, оставляя конверсию на совести заказчика.
Трафиковый подход оправдан в SEO, контент-маркетинге, SMM, контекстной рекламе, email-маркетинге.
Основные показатели
Маркетинг для лидов
Существует целый термин для маркетинга, ориентированного на получение лидов, — performance marketing. При таком подходе клиент платит только за заявки, заказы, звонки. Наличие специального термина подразумевает, что такой подход для маркетологов нетипичен.
Нести ответственность за заявки маркетологу довольно опасно, потому что у клиентов бывают очень плохие сайты, переделывать они их не хотят, а посетители не хотят покупать в таком месте.
Для контент-маркетинга и SMM ориентация на лиды вообще губительна. Эти каналы рассчитаны на общение бренда с аудиторией. Их цель — завоевать доверие, которое трудно поддаётся цифровому измерению. Когда маркетолог ориентируется на лиды, у него возникает соблазн использовать не очень красивые методы давления на читателя, чтобы выманить у него деньги. Это действительно даёт кратковременный прирост лидов, но потом аудитория выгорает. Люди могут перестать доверять бренду и покупать у него.
Ориентация на лиды стопроцентно оправдана в таргетинге. Во всех остальных случаях — отчасти. Потому, что, как мы писали выше, у клиентов бывают сайты с плохим юзабилити и дизайном, на которых никто не хочет ничего покупать. И это не вина маркетолога.
Лиды как KPI бывают ещё в контекстной и медийной рекламе, email-маркетинге.
Основные показатели
Бывает ещё, что человек с сайта просто приходит в магазин. Это тоже лид, но подсчёту такие случаи практически не поддаются, поэтому в KPI их не вносят.
Маркетинг для денег
Например, клиент вкладывает в маркетинг 100 рублей и требует с маркетолога 150 рублей прибыли в конце месяца. С точки зрения клиента это самая оправданная система KPI, он же не из альтруизма платит за продвижение.
А вот для маркетолога это самая опасная система. Кроме сайта, который может быть очень плохим, в дело вступает ещё и отдел продаж клиента. Вы уверены, что там работают крутые профессионалы, которые смогут грамотно проконсультировать клиентов и не распугать их, а довести до продажи? Если нет — не соглашайтесь на такие условия.
Ориентация на деньги оправдана, если речь идёт об очень простых сделках — скажем, об интернет-магазинах, где решение о покупке принимают очень быстро. Там, где практически не нужно посредничество отдела продаж или ещё что-то. Пользователь просто кладёт товар в корзину и оплачивает.
Основные показатели
Вообще, в экономике маркетинга очень много разных показателей. Здесь я привожу только те из них, которые стоит включать в KPI:
Маркетинг для понтов
Существует огромное количество метрик, по которым маркетологи оценивают успешность собственной работы. Например, количество лайков поста в соцсетях или количество страниц, попавших в топ-10 поисковой выдачи по продвигаемым запросам.
Самим маркетологам они важны, конечно. Без них непонятно, продолжать в том же духе или что-то срочно менять.
Плохо только, когда ушлые маркетологи пользуются тревожностью и наивностью клиентов, чтобы вешать им лапшу на уши.
«Смотрите, сколько лайков у наших постов, это отличный SMM», — настойчиво говорит маркетолог. Клиент смущён, он не специалист и не может отличить хороший контент от плохого. Но ему бы хотелось, чтобы сообщество продавало, а не только постило милых котиков.
То же самое происходит и с продвижением по позициям. Клиенту показывают список из тысячи запросов и говорят, что по ним всем сайт находится в топ-5. Клиент горд и рад, но он не знает, что запросы бывают целевыми и нецелевыми, а ещё и того, что поисковая выдача индивидуальна для каждого пользователя и меняется каждый день.
Бывает и обратная ситуация: клиент сам хочет контролировать работу маркетолога и включает в KPI глубину просмотра сайта (количество страниц, которые просмотрел посетитель). И это уже мешает работать маркетологу. Потому что, допустим, контекстная реклама рассчитана на то, что пользователь посмотрит только одну страницу и сделает заказ, у неё нет цели подружиться с посетителем навечно.
Хотите здоровых и гармоничных отношений с клиентами? Добивайтесь того, чтобы в KPI включали только те показатели, которые приносят пользу: трафик, лиды и деньги. Убеждайте, уговаривайте или угрожайте, если надо. Маркетинг для понтов всегда заканчивается скандалом, потому что или вы врёте клиенту и потом это раскроется, или он требует от вас невозможного и потом вы сорвётесь.
Основные показатели
Их сотни. Я не буду разбирать все, приведу только несколько, чтобы вы поняли принцип.
Минутку, вы обругали все системы KPI вообще. Хорошие-то среди них есть?
Нет. Все KPI хороши только в экселевских табличках. А в жизни они вызывают неприятные сдвиги в мозгах маркетологов.
В качестве KPI поставлен трафик?
Маркетолог начинает гнать на сайт людей, которые никогда ничего не купят. Например, многие маркетинговые агентства ведут блоги по интернет-маркетингу с подробными инструкциями по работе разных сервисов и инструментов. Кому нужны эти инструкции? Маркетологам. А кто заказывает услуги агентства? Бизнесмены. Зато инструкции дают хороший трафик. В результате трафика на сайте много, но целевого из него едва ли полпроцента.
Окей, ориентируемся на лиды.
Теперь маркетолог завесит весь сайт баннерами, будет в соцсетях 10 раз в день публиковать посты с призывами купить что-нибудь на сайте и ещё разошлёт 15 рассылок по тому же поводу. К тому же он постарается реализовывать только дешёвые товары, потому что их легче продать и лидов с них больше.
Переключимся тогда на деньги.
Увы, эта история закончится убийством: или маркетологом — продажника, или продажником — маркетолога. Один будет говорить, что не может работать с некачественными заявками, а второй закричит, что кто-то просто продавать не умеет. При этом у маркетолога не пройдёт желание продать подороже любой ценой, невзирая на репутацию. В результате продажи сначала растут, а потом стремительно падают.
А ещё есть фактор времени.
Обычно KPI ставят на месяц. А цикл многих крупных продаж — полгода-год. Маркетолог пытается «дожать» клиента прямо сейчас, тот хочет подумать, потом злится на давление, потом уходит, а ведь мог бы купить, если бы на него не давили.
А если использовать комплексные KPI? Скажем, количество подписчиков и несколько видов лидов.
Тогда метрики будут конфликтовать между собой. Что-то одно победит. Скорее всего, клиент будет настаивать на лидах, а маркетолог — на трафике. Кончится все конфликтом.
Кстати, а что, если без KPI вообще?
Ну, тогда маркетолог просто перестанет работать. Как будто вы себя не знаете, честное слово.
А как правильно?
Правильно — не дать клиенту и метрикам сбить вас с толку. Ваша задача — сделать так, чтобы посетители хотели дружить с брендом и покупать у него почаще. Именно хотели, а не ломались под вашим давлением. И эта цель должна быть выше KPI.
Ну и заодно вам придётся объяснить клиенту, почему вы делаете так, а не иначе, и это самая сложная часть задачи.
Больше про KPI, запуск рекламы, аналитику, SEO, digital-стратегии, работу с клиентом — на курсе «Профессия Интернет-маркетолог» от Skillbox.
Как поставить KPI маркетологу
А главный вопрос, который остался у предпринимателей:
Как поставить KPI маркетологу и отслеживать его работу.
Для того чтобы понимать результаты вашего маркетолога, не обязательно знать маркетинг самому наизусть. Для этого достаточно знать основные показатели, по которым ваш маркетолог должен отчитываться перед вами. Давайте разбираться поэтапно, начнем мы с основного параметра.
С маркетологом дела обстоят совершенно иначе. Нужно измерять множество показателей и понимать в каких направлениях двигаться.
Давайте разберем какими должны быть показатели:
Это основные показатели, которые важно отслеживать в работе маркетолога. На самом деле показателей множество и большинство из них предпринимателю сложно понять. Если говорить простым языком, то вам важно отслеживать:
Не ожидайте результатов от маркетолога в первое время, чтобы подготовить всё, сделать стратегию и реализовать её требуется 4-5 месяцев минимум. Поэтому важно понимать, что вложения, которые вы делаете сейчас, окупятся в будущем, если правильно следовать стратегии и её реализации.
Я всегда говорю предпринимателям, что вы не сможете поставить KPI маркетологу в количественном и качественном формате.
Ваш маркетолог должен изучить бизнес и сам предоставить вам планируемые результаты, которые он готов выполнить на основе своего анализа, а не “тыканья пальцем в небо”. С вашей стороны вы можете согласиться с этими показателями, либо выделить больше ресурсов для реализации тех показателей, которые вы хотите получить.
Спасибо, что прочитали статью. Уверен, предпринимателям будет полезно знать данную информацию и в дальнейшем получать только качественные и количественные результаты!
Маркетолог может быть хоть золотым, но если отдел продаж косячит, доставка, товар г-н, как маркетинг может на это повлиять? Сказать это не г-но, а высококачественное удобрение? Это не косячат менеджеры, а тинькофстайл «мы разберемся и вернемся к вам с ответом, может быть, потом, когда-нибудь»? ред.
Доброго времени суток, Александр. Вы хотите репутация продукта не имеет отношения к маркетингу?
А отдел продаж в 99% это лишь инструмент маркетолога, если он «косячит» значит маркетолог его неправильно использует.
Доставка тоже инструмент маркетолога, товар тем более, если сам по себе товар говно, то маркетолог должен его либо доработать либо упаковать так, чтобы пользователь не заметил, что товар говно.
К сожалению вы выдали себя, понятия не имеете как работает даже небольшая организация.
Скорее всего у вас есть заблуждения в том, кто такой маркетолог и за что он отвечает.
Я не буду вас учить, ваше мнение тоже мнение и на рынке РФ с этим часто встречаются. Есть бизнесы, где отдел продаж это отдельная единица, но таких направлений очень мало.
Спасибо за ваш ответ, Дмитрий. Надеюсь более вас не разочарую и если вы почитаете другие статьи, возможно они оправдают ваши ожидания!
Вы знаете, какие слепые пятна есть в мозге? Изучите в блоге, вдруг найдете в них себя!
Мы сделали автоматический отчет, который показывает, насколько эффективно сотрудники тратят рабочее время и что именно влияет на маржинальность проектов и прибыль бизнеса.
KPI для маркетолога: 6 ударных показателей
Маркетинг — это служанка продаж. А маркетолог тот, кто может помочь этим продажам вырасти. Один нюанс: человек должен быть профессионалом.
Возможно, Вы задавались вопросами: как оценить достижения этого специалиста? Как понять, что он действительно эффективен и занимается делом, а не протирает штаны или только и делает, что приносит Вам бесконечные отчеты?
Постановка KPI для маркетолога – ответ на эти вопросы. Что это такое, зачем надо и как рассчитывается я расскажу далее.
понятие KPI
KPI (англ. Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности. KPI позволяет контролировать результаты работы исполнителей и эффективность сотрудников.
Приведу в пример менеджера по продажам: это универсальная единица и к ней легко применить KPI — количество холодных звонков, проведенных встреч и заключенных сделок. Мы знаем, от чего зависит результат сотрудника, знаем количественную оценку результата и можем посчитать, как оценить его работу.
В случае с маркетологом показатели эффективности достаточно сложно рассчитать – соответственно, оценить работу этого специалиста сложнее.
Критерии эффективности
Вне зависимости от обязанностей Вашего специалиста, KPI для маркетолога должны быть:
Эти четыре пункта могут быть вполне общими, но именно на них строится вся система оценки. Дальше расскажу про два варианта подхода для создания мотивации по ключевым показателям эффективности.
– Отчеты
Это правда действенно, но при условии, что Вы не оцениваете эффективность Вашего маркетолога исключительно по отчетам. Давайте рассуждать: у него/неё есть определённый бюджет на рекламу, и каждый месяц он/а его инвестирует, распределяет деньги на определенные каналы рекламы, пишет отчет в конце месяца куда, сколько и на что потратил/а.
В идеале так сейчас происходит в большинстве российских компаний – при условии, что Вам попадается грамотный специалист и делает отчёты не только по каналам рекламы, но и по количеству пришедших клиентов в целом, с какой частотностью и стоимостью. Это уже более подробная аналитика и один из тех отчетов, которые нужно не просить, а требовать.
А еще, к примеру, это могут быть такие отчеты по запросу руководителя: анализ рынка, анализ конкурентов, маркетинговые исследования.
Главное, не замучить специалиста отчётами, иначе он/а начнёт пытаться подогнать цифры под результат, который Вы хотите увидеть.
Важно. Основная задача маркетолога — не только составление отчетов, а, в первую очередь, увеличение новых клиентов и продаж.
– Показатели работы
Если с отчётами всё понятно, так как мы привыкли к такому виду оценки сотрудников, то вот с реальными показателями работы дела обстоят хуже. Потому что собственник обычно мало что понимает в маркетинге – а значит, не может их нормально поставить и оценить. А маркетолог старается обходить эту тему – ведь при плохой работе он сам подставляет себя и двигается к увольнению.
KPI в маркетинге много. Ниже я расскажу про большинство, но на шести показателях хочу остановиться подробнее:
Они измеримы, зависят от самого сотрудника, способствуют достижению цели компании и её развитию. Для увеличения этих показателей даётся рекламный бюджет. На этом и можно построить мотивацию. Давайте разбираться, как можно улучшить эти KPI.
1. Количество клиентов
Многие воспринимают маркетинг как привлечение клиентов. Поэтому считайте как новых, так и повторных покупателей, но не забывайте, что это не главный показатель.
2. Увеличение числа новых клиентов
Измеряйте количество новых покупателей в предыдущем и следующем месяце, потом делите и получаете коэффициент. Исходя из поставленных задач оценивайте показатели работы.
Как замерить число новых клиентов? Вы можете почитать нашу статью про воронку продаж.
3. Стоимость клиента
Метрика, благодаря которой сразу показывается, насколько рентабельно работает маркетинг. Вы берёте весь затраченный бюджет на рекламу и делите на количество новых потребителей. Единственная поправка: на этот критерий влияет работа отдела продаж.
4. Стоимость заявки
Этот показатель напрямую зависит от маркетолога. Вам нужно знать, сколько стоит одна заявка на сайте, по рекламному баннеру – и даже каждый заходящий в магазин человек. Благодаря конкретному критерию и стоимости покупателя Вы можете посчитать ROMI.
5. Увеличение повторных покупок
Этот критерий отражает, сколько один клиент покупает у Вас за определенный период времени (неделю/месяц/год).
Увеличив этот коэффициент на 5%, можно вырасти в прибыли на десятки процентов. Чтобы это рассчитать, есть несложная формула увеличения продаж.
6. Увеличение числа довольных отзывов
Здесь всё довольно просто. Даете специалисту задание узнать NPS (про это у нас есть статья – индекс потребительской лояльности) или просто измеряете их по количеству, а потом высчитываете коэффициент.
Это важный пункт, на который большинство компаний и профессионалов не обращают внимание. Они занимаются чем угодно: рекламируются в интернете, придумывают новые акции, – но никак не стимулируют обратную связь и плохо реагируют на задачи по выяснению удовлетворенности клиентов. Хотя в этом кроется большой потенциал развития бизнеса.
Лайфхак. Если Вы настроите сквозную аналитику, то сможете оценивать, как работает Ваш маркетолог буквально за 5 минут в неделю. Для этого есть 2 сервиса сквозной аналитики: Roistat (по промокоду “INSCALE1120” +7500 руб. на баланс сервиса для тестирования) или Ringostat
Мотивация маркетолога
Благодаря поставленным KPI для маркетолога выстроится вся система мотивации, так как она напрямую связана с действиями. И поэтому разумнее будет разделить всю зарплату на две части:
С фиксированной здесь всё более-менее понятно: Вы платите человеку деньги за присутствие на работе и выполнение действий, которые входят в план увеличения продаж.
Однако если человек делает, а результата нет, то бессмысленно платить больше. Поэтому для оценки результата мы используем критерии, на которых базируется плавающая часть.
Если специалист достиг только одного показателя из 5, то хорошо – значит и платить нужно 1/5 плавающей части. Либо платить коэффициент от близости достижения других показателей. Вариантов масса, главное — не платить маркетологу только фикс.
А это весёлое видео, которое расскажет Вам немного о работе маркетологов и их мотивации 🙂
Коротко о главном
Я перечислила два основных кита, на которых должна держаться мотивация маркетолога, если Вы хотите привязать её конкретно к его\её KPI. Поэтому Вам нужно требовать с него/неё отчёты и реальные показатели – это одновременно будет и своеобразным контролем персонала. Но главное — не завалить специалиста ненужной работой по составлению бессмысленных документов. Как Вы уже поняли — чтобы понимать эффективность работы маркетолога, не обязательно знать все нюансы маркетинга. Для этого достаточно быть в курсе основных показателей, по которым Ваш специалист должен отчитываться перед Вами.
И напоследок: не стоит ожидать сверхрезультатов от эксперта в начале Вашего сотрудничества. Чтобы всё подготовить, сделать и реализовать стратегию, требуется минимум 4-5 месяцев. Поэтому важно понимать, что Ваши вложения окупятся в будущем, если грамотно следовать стратегии и её реализации.