Кпг расшифровка на азс что это
Виды газомоторного топлива, их преимущества и недостатки
Одна из многочисленных причин медлительности в газификации транспорта в том, что номенклатура газомоторного топлива довольно-таки обширна:
Главные преимущества газомоторного топлива в его цене, цене и еще раз цене. Пока эти преимущества перевешивают многочисленные и разносторонние недостатки.
Сжиженный нефтяной газ (СНГ)
Этот газ представляет собой смесь пропана С3Н8 и бутана С4Н10, извлекаемую их попутных нефтяных газов, из конденсатных фракций природного газа, из газов процессов стабилизации нефти и конденсата, из нефтезаводских газов, получаемых с установок переработки нефти. Помимо пропана и бутана нефтяной газ содержит по массе порядка 6% других углеводородов – этана, этилена, пропилена, бутилена и их изомеров, то есть состав СНГ неоднороден и непостоянен. Для контроля утечек в состав СНГ вводят зловонные вещества – меркаптаны. Меркаптаны легко идентифицировать носом, когда на улице мимо вас проезжает газобаллонная «ГАЗель».
Главное преимущество пропана и бутана в высокой критической температуре. Критической называют температуру, при которой плотность жидкости и ее насыщенного пара становятся равными и граница раздела между ними исчезает.
У пропана критическая температура 96,8 °C, у бутана 152,0 °C, что позволяет легко сжижать эти газы и хранить в жидком состоянии при относительно невысоком давлении до 1,6 МПа. Это также означает, что сосуд для хранения СНГ будет сравнительно легким, а храниться в сжиженном состоянии газ может сколь угодно долго при условии полной герметизации сосуда. Вместе с тем баллон для СНГ – это сосуд под давлением, и ему невозможно придать любую форму, как, например, бензобаку. Это обстоятельство порождает проблемы с размещением газового баллона на машине.
Для заправки автотранспорта используют две марки СНГ: летнюю и зимнюю. Летняя марка, или пропан-бутан автомобильный (ПБА), содержит 50±10% пропана по массе. Зимняя, или пропан автомобильный (ПА), содержит 85±10% пропана по массе. Таким образом, регулируя содержание легкого пропана, обеспечивают круглогодичную эксплуатацию газобаллонных автомобилей.
Применение СНГ ограничено бензиновыми двигателями, то есть двигателями с низкой степенью сжатия и исковым зажиганием. Это легковые автомобили, мало- и среднетоннажные грузовики и энергетические установки. Расход СНГ на 10–15% выше, чем бензина, из-за меньшей объемной теплотворности: 1 л бензина будет эквивалентен 1,1–1,15 м 3 СНГ, а в реальных условиях из-за падения мощности двигателя – 1,15–1,3 м 3 СНГ. При низкой температуре двигатель пускают на бензине, после прогрева водитель может переключиться на газ прямо из кабины. Переходить с одного вида топлива на другой можно на ходу.
Пропан-бутан тяжелее воздуха в 1,5–2 раза и при утечке скапливается у земли, создавая взрывоопасную и вредную для здоровья атмосферу. Поэтому газобаллонные автомобили хранят на открытых стоянках, а ремонтные зоны оснащают хорошей вентиляцией. Длительное вдыхание пропан-бутана не только малоприятно по причине меркаптанов, но и ведет к плохому самочувствию, вплоть до отравления.
Октановое число СНГ около 105, и, как утверждают, ни в одном режиме работы двигателя не возникает детонация. Это утверждение не должно служить поводом для самоуспокоения, при определенной пытливости ума детонации можно добиться.
С учетом затрат на оборудование газовой аппаратурой, ее массы и меньшего запаса хода на одной заправке перевод автомобиля на СНГ остается выгодным благодаря цене. Локомотивом продвижения СНГ в массы были и остаются легковые автомобили и малотоннажные грузовички. Сжиженные нефтяные газы вырабатывают те же компании как побочный продукт производства жидкого топлива, что сказывается на количестве газовых заправок – компании заинтересованы в сбыте собственного продукта.
Что касается дизельных двигателей, то здесь пропан-бутан не имеет перспектив из-за нестабильности горения при высокой степени сжатия. Это основная причина, почему СНГ не прижились на дизелях. Но потенциал СНГ полностью еще не раскрыт.
Общая справка о метане
Метан – газ без запаха, характерный аромат («При запахе газа звонить 09») ему придают меркаптаны, которые впрыскивают в газ перед закачкой в ГТС (16 г на 1000 м 3 ). Этот метод придумали для обнаружения утечек из ГТС, протяженность которой насчитывает тысячи километров. При утечке меркаптановая отдушка привлекает ворон, скопища которых легко обнаружить во время облета трубопровода на вертолете.
Компримированные природные газы (КПГ)
Высокое давление КПГ требует очень прочных, толстостенных, тяжелых баллонов. Но это еще не всё. На КПГ можно проехать в 3,5 раза меньшее расстояние, чем на СНГ при равных объемах газовых баллонов. Либо обвешиваться баллонами, либо часто заправляться – в этом основной недостаток КПГ, определяющий сферу его применения: вблизи заправки, а также типы двигателей, на них работающих.
Ввиду того, что нужно значительное пространство дляразмещения баллонов для КПГ, этот вид топлива представляет интерес для средне- и крупнотоннажных автомобилей и тракторной техники. Наибольший интерес сегодня представляют двухтопливные двигатели – газодизели, работающие на дизельном топливе и КПГ, именно из-за скудной инфраструктуры КПГ, чтобы было на чем доехать до заправки. Под второй вид топлива дизельный двигатель переделывается сравнительно просто и быстро, впрыск дизельного топлива в камеру сгорания служит для воспламенения горючей смеси. Производители газовой аппаратуры достигли соотношения расхода дизельного топлива и метана 20:80 на магистральных тягачах с топливной системой Common Rail и 30:70 на тракторной технике с ТНВД. Перевод машины на КПГ в 3–4 раза дороже, чем аналогичная операция с СНГ, тем не менее затраты окупаются примерно в течение года благодаря разнице в цене на газ и дизельное топливо.
Машиностроение предлагает и однотопливные двигатели на КПГ с пониженной степенью сжатия и искровым зажиганием. Надо понимать, что такие машины буквально цепью прикованы к заправке.
Сжиженный природный газ (СПГ)
Заключение
Когда возникают дискуссии о газомоторном топливе и его медленном распространении, всегда поднимается вопрос о том, что первично: парк газобаллонных автомобилей или сеть газовых заправок. Абсолютно понятно, что первична заправочная сеть. Отсюда вытекает извечный вопрос: кто виноват? Собственники заправочных сетей. Собственникам не интересно то, что интересно стране, ибо не видят они в том прибыли. Собственники и далее будут продолжать саботаж газификации транспорта.
Что делать? Единственным действенным средством борьбы с естественными монополиями и стимулирования экономики в целом остается национализация в первую очередь ПАО «Газпром», всех его дочерних предприятий и всех газораспределительных сетей. Негоже предприятиям, решающим экономические и социальные задачи в масштабах Российской Федерации, субъектов и частей субъектов Федерации, служить для удовлетворения амбиций узкого круга физических лиц. Регулирование тарифов на данном направлении не более чем паллиатив.
В чем отличие между КПГ и СУГ
Газомоторное топливо пользуется популярностью у потребителей. Оно позволяет в два раза сократить расходы на заправку, повысить моторесурс, увеличить срок службы резинотехнических изделий, моторного масла, свечей, клапанов и является более экологичным, чем бензин или дизель.
Компримированный природный газ (КПГ)
КПГ производят в процессе сжатия природного газа на специальных компрессионных установках. Вещество подается на АГНКС по магистральному газопроводу и компримируется на месте: осушается и под высоким давлением (до 200 атм) закачивается в сосуды сферической или цилиндрической формы для хранения. После чего, в сжатом виде КПГ заполняет баллоны транспортных средств во время заправки.
Газобаллонное оборудование для КПГ отличается большими габаритами, весом и высокой стоимостью, поэтому основная область его применения – средне- и крупнотоннажные транспортные средства (грузовые машины, автобусы, тракторная техника).
КПГ: преимущества и недостатки
К преимуществам КПГ относят:
К недостаткам КПГ относят необходимость применения высокопрочных емкостей из прочной и качественной стали. А значит, транспортным средствам требуется больше пространства для хранения горючего. Также установка баллона приводит к снижению грузоподъемности автомобиля.
Сжиженный углеводородный газ (СУГ)
Это сжиженные под давлением углеводородные газы пропан и бутан, произведенные из попутного нефтяного газа. В составе помимо бутано-пропановой смеси содержится около 6% других углеводородов: бутилен, пропилен, этан, этилен. Состав СУГ непостоянный и неоднородный.
Высокая предельная температура дает возможность сжижать газ и доставлять его покупателям в жидком состоянии. Сжижение газа происходит под воздействием давления до 16 атм.
Благодаря жидкому состоянию, оборудование для СУГ более компактное, легкое и дешевое, чем для КПГ. Это позволяет покупать такое топливо по безналу для легковых автомобилей, а также транспорта с небольшой грузоподъемностью (ПАЗ, ГАЗель).
СУГ: преимущества и недостатки
К преимуществам сжиженного газа относят:
К недостаткам СУГ относят:
Ключевые отличия между сжиженным и компримированным газом
КПГ – компримированный природный газ, практически полностью состоящий из метана. А СУГ представляет собой сжиженный углеводородный газ, содержащий в своем составе пропан, бутан и другие примеси. КПГ хранится в газообразном состоянии под большим давлением, поэтому требует сложного дорогостоящего оборудования и большего пространства для хранения, а возможности транспортировки КПГ ограничены. СУГ в результате сжижения превращается в жидкое топливо, которое не вызывает сложностей при транспортировке и хранении. Тем не менее, по сравнению с СУГ, КПГ является более экологически безопасным топливом.
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская, Пензенская область.
Начало реализации межсезонного дизельного топлива
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Разница между КПГ и СУГ
Термин «КПГ» относится к сжатому природному газу, а термин «СУГ» относится к сжиженному нефтяному (углеводородному) газу. Хотя СУГ является сжиженной формой, КПГ остается в газообразной форме. Кроме того, КПГ и СУГ применяются в качестве топлива. Оба этих топлива также имеют свои преимущества и недостатки.
Содержание
Что такое КПГ?
Обычно это топливо хранится в цилиндрических или сферических ёмкостях под давлением 20–25 МПа. Поскольку давление высокое, емкости, которые используются для этой цели, должны быть изготовлены из твердого материала.
Преимущества КПГ
Однако есть и недостатки. Например, транспортным средствам, использующим КПГ, требуется большое пространство для хранения топлива, поскольку оно существует в газообразном состоянии, а не в жидком состоянии. Кроме того, количество автомобилей, потребляющих КПГ, сравнительно велико.
Что такое СУГ?
Сжиженный углеводородный (нефтяной) газ — это сжиженные под давлением углеводороды. Они находятся в жидком состоянии и используются в качестве топлива. Его основными компонентами являются пропан и бутан, получаемые из нефтяных масел. Легковоспламеняющаяся смесь этих газов очень используется в оборудовании для приготовления пищи, например, газовые плиты. СУГ также используется в транспортных средствах. Кроме того, он широко используется в качестве аэрозольного энергоносителя и в качестве хладагента.
В дополнение к пропану и бутану, пропилен и бутилен также могут присутствовать в этом топливе в небольших концентрациях. Кроме того, это топливо производится при переработке нефтяного масла. Следовательно, источником сжиженного углеводородного газа является природное ископаемое топливо.
Преимущества СУГ
Основные преимущества использования СУГ включают в себя следующее:
Тем не менее, могут быть и некоторые недостатки, такие как, производство углекислого газа (даже небольшое количество) может способствовать парниковому эффекту. Топливо следует хранить в цилиндрических или горизонтальных сосудах под высоким давлением. Кроме того, на этих сосудах имеются предохранительные клапаны, которые могут стать причиной случайного пожара.
В чем разница между КПГ и СУГ?
Кроме того, еще одно различие между КПГ и СУГ заключается в том, что КПГ требует больше места, поскольку он является газообразным топливом. Но сжиженный углеводородный газ требует сравнительно меньшего пространства, поскольку он находится в жидком состоянии. Тем не менее, КПГ производит меньше вредных выбросов, в то время как СУГ производит вредные выбросы в некоторой степени.
Заключение — СПГ против СНГ
Вам также может понравиться
Разница между натуральным и вулканизированным каучуком
Основное различие между натуральным каучуком и вулканизированным каучуком состоит в том, что натуральный каучук является термопластичным, тогда как вулканизированный каучук является термореактивным. Натуральный […]
Разница между Линолеумом и Мармолеумом
Основное различие между Линолеумом и Мармолеумом состоит в том, что для установки Линолеума требуется клей, не содержащий растворителя, а для монтажа Мармолеума не […]
Разница между парафином и керосином
Основное различие между парафином и керосином состоит в том, что парафин имеет слабый запах, в то время как керосин имеет сильный запах. Кроме того, в химии […]
Разница между Зеленым и Красным Антифризом
Главное отличие между Зеленым и Красным антифризом заключается в том, в Зеленом антифризе используется неорганическая аддитивная технология, тогда как в Красном антифризе […]
Продукция
Природный газ (метан) — это смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ. Природный газ добывают на месторождениях и транспортируют по газотранспортной системе до потребителей. В качестве моторного топлива природный газ используется в двух видах: компримированном (сжатом) и сжиженном.
Компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ) различаются своими физическими свойствами, способами транспортировки и применения.
Компримированный природный газ — КПГ
КПГ реализуется через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), где он осушается, сжимается в компрессоре и подается в бак транспортного средства под давлением 200 атмосфер.
Ключевыми потребителями КПГ являются пассажирский, легкий грузовой, легковой транспорт и коммунальная техника.
Сжиженный природный газ — СПГ
СПГ — это природный газ, охлажденный до температуры 162 градуса. При охлаждении природный газ переходит в жидкое состояние, при этом его объем уменьшается в 600 раз. СПГ транспортируется и хранится в крио-емкостях. СПГ реализуется потребителям через криоАЗС, на которых транспорт может заправляться природным газом в жидком виде. Кроме того, существуют заправочные станции, на которых осуществляется заправка как КПГ, так и СПГ. Это могут быть криоАЗС с регазификацией или АГНКС с криогенным оборудованием.
Ключевыми потребителями СПГ являются магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника.
Кпг расшифровка на азс что это
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
Термины и определения
Using of natural gas as a motor fuel. Terms and definitions
Дата введения 2017-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа» (АО «Гипрониигаз»), Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» (ООО «Газпром газомоторное топливо»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 52 «Природный и сжиженные газы»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области производства, хранения, транспортирования, выдачи, потребления природного газа, используемого в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Нерекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Термины-синонимы без пометы «Нрк» приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области производства, хранения, транспортирования, выдачи, потребления компримированного и сжиженного природного газа, используемого в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств.
Настоящий стандарт не распространяется на сжиженные углеводородные газы, используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт: ГОСТ 27577-2000 «Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия».
2 Термины и определения
1 природный (горючий) газ; ПГ: Газообразная смесь, состоящая из метана и более тяжелых углеводородов, азота, диоксида углерода, водяных паров, серосодержащих соединений, инертных газов.
2 ПГ может содержать следовые количества других компонентов.
2 моторное топливо: Жидкое или газообразное горючее, используемое в качестве топлива в двигателях.
1 Моторное топливо может быть получено путем переработки нефти, природного газа, газового конденсата, сланцевого газа, биогаза, искусственных газов, растительных масел, спиртов и т.д.
2 Моторное топливо используется в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания, в том числе газотурбинных и реактивных, включая стационарные двигатели, а также в других типах двигателей.
3 газовое моторное топливо; ГМТ: Моторное топливо, которое при нормальных атмосферных условиях находится в газообразном состоянии.
4 сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ, переведенный после специальной подготовки в жидкое состояние с целью его транспортирования, хранения и использования.
1 СПГ регазифицируют и подают в газопроводы для транспортирования и распределения.
2 СПГ используют в качестве газового моторного топлива.
5 компримированный природный газ; КПГ (Нрк. сжатый природный газ): Природный газ, прошедший подготовку и сжатый до рабочих давлений хранения и потребления с целью значительного снижения его объема, используемый в качестве газового моторного топлива.
1 Все продукты сгорания находятся в газообразном состоянии.
7 метановое число (Нрк. метановый индекс): Показатель, характеризующий детонационную стойкость газового моторного топлива, численно равный объемному процентному содержанию метана в смеси с водородом, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.
8 октановое число по исследовательскому методу; ОЧИ: Показатель, характеризующий детонационную стойкость моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, полученный в процессе сравнения интенсивности его детонации с детонацией смеси первичных эталонных топлив с известным октановым числом при испытании на стандартном двигателе СFR или двигателе типа УИТ, работающих в условиях испытания, соответствующих исследовательскому методу.
9 заправка транспортного средства: Процесс наполнения газового баллона или криогенного топливного бака транспортного средства газовым моторным топливом.
10 [авто]заправочная станция: Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов приема, хранения моторного топлива и заправки им [автомобильных] транспортных средств.
11 блок подготовки природного газа: Оборудование, предназначенное для очистки и осушки природного газа перед компримированием или сжижением.
Производство, хранение, транспортирование, выдача компримированного природного газа
12 многотопливная автозаправочная станция; МАЗС: Автозаправочная станция, на территории которой предусмотрена заправка автомобильных транспортных средств двумя и более видами моторного топлива.
13 автомобильная газонаполнительная компрессорная станция; АГНКС (материнская АГНКС; Нрк. газонаполнительная компрессорная станция): Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная в единый технологический цикл процессов производства, накопления и выдачи компримированного природного газа.
14 аккумулятор газа (накопитель; ресивер): Сосуд(ы), предназначенный(е) для накопления и/или хранения компримированного природного газа.
15 передвижной автомобильный газовый заправщик; ПАГЗ: Совокупность машин и оборудования, установленная на самоходном шасси или полуприцепе автомобильного транспортного средства и предназначенная для приема, транспортирования, хранения и заправки транспортных средств компримированным природным газом из аккумуляторов газа.
16 станция производства компримированного природного газа: Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов производства, накопления и выдачи компримированного природного газа передвижному автомобильному газовому заправщику.
17 дочерняя автомобильная газонаполнительная компрессорная станция; дочерняя АГНКС: Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов приема компримированного природного газа от передвижных автомобильных газовых заправщиков, его хранения и заправки автомобильных транспортных средств компримированным природным газом.
18 газозаправочная колонка; ГЗК (газонаполнительная колонка; газовая раздаточная колонка): Оборудование, предназначенное для заправки транспортных средств компримированным природным газом, а также его учета.
19 блок входных кранов (блок подключения): Оборудование автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и станции производства компримированного природного газа, обеспечивающее автоматическое, дистанционное и ручное включение/отключение подачи природного газа из подводящего газопровода, контроль давления поступающего природного газа, замер объема потребляемого природного газа, его очистку и аварийный сброс газа.
20 блок подготовки компримированного природного газа: Оборудование, предназначенное для очистки и осушки природного газа после компримирования до нормируемых значений.
21 система сбора продувок: Совокупность оборудования блока подготовки компримированного природного газа, предназначенная для накопления масла и паров воды, полученных в результате технологической продувки оборудования инертным или природным газом.
22 блок редуцирования: Оборудование автомобильной газонаполнительной компрессорной станции или дочерней автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, предназначенное для снижения давления компримированного природного газа до давления, требуемого для заправки автомобильных транспортных средств.
23 компрессорная установка (блок компримирования): Оборудование, предназначенное для компримирования природного газа.
24 блок компримированного природного газа многотопливной автозаправочной станции: Оборудование многотопливной автозаправочной станции, изготовленное как часть единой технологической системы и предназначенное для производства, приема, хранения компримированного природного газа и заправки им автомобильных транспортных средств.
Производство, хранение, транспортирование, выдача сжиженного природного газа
25 регазификация сжиженного природного газа: Перевод сжиженного природного газа в газообразное состояние путем повышения его температуры выше критической.
26 комплекс по сжижению природного газа; КСПГ (СПГ-комплекс): Совокупность машин, оборудования, зданий, сооружений и систем инженерно-технического обеспечения, объединенная для выполнения технологических процессов производства, хранения и выдачи сжиженного природного газа.
27 криогенный резервуар сжиженного природного газа: Сосуд с вакуумной теплоизоляцией, предназначенный для накопления, хранения под избыточным давлением или транспортирования сжиженного природного газа и его выдачи.
28 передвижной заправщик сжиженного природного газа; ПЗ СПГ: Криогенный резервуар, установленный вместе с обвязкой на автомобильном шасси или полуприцепе, на железнодорожном ходу или на судне водного транспорта и предназначенный для приема, хранения, перевозки и отгрузки сжиженного природного газа потребителю.
29 установка сжижения природного газа: Совокупность оборудования, трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, контрольно-измерительных приборов и вспомогательных устройств комплекса по сжижению природного газа, предназначенная для преобразования агрегатного состояния природного газа из газообразного в жидкое.