Коучингом что это такое

Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии

Коллеги, всем привет!

В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:

Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.

Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.

Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:

Коучингом что это такое. Смотреть фото Коучингом что это такое. Смотреть картинку Коучингом что это такое. Картинка про Коучингом что это такое. Фото Коучингом что это такое

Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.

Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.

Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:

Коучингом что это такое. Смотреть фото Коучингом что это такое. Смотреть картинку Коучингом что это такое. Картинка про Коучингом что это такое. Фото Коучингом что это такое

Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:

Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.

Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.

Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.

Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?

Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.

Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).

У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:

1. Со стороны клиента:

У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.

Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.

Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)

Коучингом что это такое. Смотреть фото Коучингом что это такое. Смотреть картинку Коучингом что это такое. Картинка про Коучингом что это такое. Фото Коучингом что это такое

2. Со стороны коуча:

Коуч не дает советов.

Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.

Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.

Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.

3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.

Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.

Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.

Инструмент 1 (открытые вопросы).

Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.

Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.

Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:

Ты будешь кофе с молоком или без?

Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?

Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?

Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.

Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:

Что бы ты хотел выпить?

Какое время встречи для тебя наиболее удобно?

Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?

Еще примеры открытых вопросов:

Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?

Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?

Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?

Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.

Коучингом что это такое. Смотреть фото Коучингом что это такое. Смотреть картинку Коучингом что это такое. Картинка про Коучингом что это такое. Фото Коучингом что это такое

Инструмент 2 («А что еще?»)

Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.

Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.

Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.

Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.

В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.

Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.

Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)

Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).

«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».

«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».

«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».

Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:

«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».

«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».

«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»

Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».

Коучингом что это такое. Смотреть фото Коучингом что это такое. Смотреть картинку Коучингом что это такое. Картинка про Коучингом что это такое. Фото Коучингом что это такое

Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)

Инструмент 4 (шкала).

Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:

1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.

2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:

Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).

Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.

И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).

3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».

4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.

5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».

6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.

Шаблон коуч-сессии.

Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.

Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).

Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:

Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).

Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.

Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.

Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.

Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)

Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.

Источник

Коучинг что это такое? Философия лайф-коучинга

Коучингом что это такое. Смотреть фото Коучингом что это такое. Смотреть картинку Коучингом что это такое. Картинка про Коучингом что это такое. Фото Коучингом что это такое

Азбука коучинга

Профессиональные консультанты познакомили бизнес с коучингом более 30 лет назад. И продолжают развивать это направление. Один из ведущих бизнес-тренеров Джон Уитмор вместе со своими коллегами впервые провели обучение сотрудников в начале 1980-х. И ввели термин «коучинг производительности» (англ. “performance coaching”). Лайф- и бизнес-коучинг, карьерный, личный, деловой и другие виды коучинга основаны именно на его принципах.

Что такое коучинг и его краткая история

В сегодняшних организациях слово «коучинг» стало модным. Но откуда взялся этот термин? Английское слово «coach» происходит от венгерского «kocsi», что переводится как «повозка» и буквально означает «из Кокса». Кокс — это название небольшого венгерского городка, где когда-то производились конные экипажи и вагоны. Слово якобы ассоциировалось с преподавателями или тренерами, которые словно извозчик направляли своих учеников по пути знания, основываясь на собственном опыте.

Однако есть и другая гипотеза о происхождении. Раньше богатые семьи во время своих путешествий брали с собой проводника, который ехал вместе с ними в карете и помогал ориентироваться в дороге. Этот вариант лучше отражает явление коучинга. Ведь именно так ведет себя хороший тренер. Он не агрессивно «тянет за вожжи», как это делает извозчик, а просто находится рядом и аккуратно направляет «ученика» к цели, помогая ему раскрыть свой потенциал.

Однако отбросим ярлыки в сторону. Коучинг в чистом смысле существовал всегда. И неосознанно практиковался эмоционально и духовно развитыми людьми — теми, кто действительно доверяет и уважает других, а также верит в их потенциал. И теми, кто готов тратить свое время на то, чтобы выслушать, поддержать и подтолкнуть человека стать лучше, чем он был.

Коучинг как дисциплина и профессия — относительно новое явление. До 2000 года никто в научном сообществе не осваивал коучинг до уровня PhD (так обозначают степень доктора философии на Западе). А первое его применение в бизнес-среде произошло лишь в 1980-х годах господином Джоном Уитмором, исполнительным председателем «Performance Consultants International».

Уитмор тесно сотрудничал с преподавателем Гарвардского университета и теннисистом Тимоти Голви, автором книг «Теннис как внутренняя игра» и «Работа как внутренняя игра». Голви бросил вызов традиционным тренерским методам в спорте. Он утверждал, что роль тренера — не оттачивать технику, а помочь игроку убрать или уменьшить внутренние препятствия на пути к результату и раскрыть его природные способности.

Голви, Уитмор и многие другие, кто теперь работает на бизнес-арене, начинали с области спорта. Тем не менее спортивный коучинг остается укорененным в старых моделях и по большей части все еще основан на инструкциях. После сотрудничества с Голви в США, Джон Уитмор основал организацию «Inner Game», в рамках которой сформировал команду тренеров, поддерживающих позицию Голви.

Они также считали, что ключ к успешному коучингу и повышению производительности — это устранение внутренних препятствий, обучение и наслаждение процессом работы. Сегодня они стали ведущими представителями бизнес-коучинга и определили его так:

«Коучинг раскрывает потенциал человека и преследует цель максимально увеличить его производительность. Он не столько учит, сколько помогает учиться».

Суть коучинга — повышение осознанности и ответственности. Вне зависимости от того, на кого он рассчитан: на отдельного человека, команду или самого себя. Осознанность увеличивает вовлеченность, интерес и способность обучаться. Ответственность рождается из осознанного выбора, который ведет человека к самоуважению, уверенности и самомотивации. И осознание, и ответственность — это состояние ума. И последнее — ключевой компонент. Знания и опыт важны для производительности, но ничего из этого не имеет такой важности, как состояние ума. Вот именно с этим и работает коучинг. Коуч перенаправляет внимание на будущие возможности, помогая оставить позади прошлые ошибки и любые ограничивающие убеждения.

Такой подход также учитывает индивидуальность человека, использует его уникальные качества. Нет двух внутренне или внешне одинаковых людей — мы все думаем и действуем по-разному. И в прошлом эти различия часто пытались контролировать, стандартизировать и уровнять — для простоты управления. Просто потому, что люди из руководства считали будто они лучше знают, как правильно.

Стандартизация была ключом к росту и успеху в 1900-х годах, когда активно развивалось массовое производство. Это давало экономию средств за счет масштаба и простоту управления. Тем не менее, у такого подхода были свои побочные эффекты, в числе которых чрезмерный контроль, который способствовал развитию культуры вины и критики. Отсюда же — низкая вовлеченность и заинтересованность работников, недовольство и стресс на рабочем месте, отсутствие выбора и ответственности. По иронии судьбы, это делало работу неэффективной.

В течение последних нескольких лет руководители высшего звена во всем мире начали признавать преимущества и возможности, которые дает качественный коучинг. Многие предпочитают сотрудничать с профессиональным тренером, а некоторые изучают принципы и навыки коучинга самостоятельно, чтобы максимизировать профессиональный потенциал своей команды.

Многие лидеры в области бизнеса наконец поняли, какое истинное трансформационное влияние коучинг на людей и организации. Традиционные иерархические структуры постепенно меняются коучинг-стилем. Это новая культура управления, которая позволяет интегрировать в деятельность смысл и цель. А также максимизировать уровни осознанности и ответственности сотрудников, их веру, радость и страсть к работе.

Организации постепенно начинают раскрывать потенциал своих работников и позволяют им увидеть мир более целостно. Целостность и наличие цели являются святым граалем для организаций будущего. Это более высокий уровень производительности и лучший мир.

Откуда возникла концепция коучинга?

Исторически сложилось так, что «тренеры» в обществе были всегда. В каких-то обстоятельствах этим человеком был городский священник, в каких-то — шаман, а в каких-то — старший (отец, дед, дядя). До того как явление коучинга (или тренерства) прогрессировало до своего современного состояния, термин «тренер» использовался в основном в искусстве (драматический тренер), в легкой атлетике и в корпоративной среде. Многие руководители нанимают внешних консультантов в качестве своего рода наставников, которые помогают непредвзято и объективно взглянуть на положение дел в компании.

Теперь коучинг рассматривается как ценная и удобная для широкой общественности услуга. Благодаря появившемуся «официальному» обучению, которое доступно будущим тренерам, любой человек теперь может найти личного и хорошо подготовленного коуча, который поможет ему в достижении целей и желаний. В личной или профессиональной жизни.

Что такое коучинг простыми словами?

Коучинг — это взаимоотношения профессионального характера, помогающие человеку добиваться результатов в жизни, профессии или бизнесе, давая возможность преодолеть пропасть между тем, где они находятся и тем, где хотели бы. Коуч или тренер формирует со своими клиентами партнерские отношения, в ходе которых помогает им спроектировать желаемую жизнь, а также выявить их потенциал и ресурсы, благодаря которым они смогут достичь своего идеала и начать вести целенаправленную наполненную жизнь. Путем создания ясности, коуч перемещает внимание клиента на действие и ускоряет его прогресс. Он помогает достичь большей целенаправленности и осознать все имеющиеся возможности.

Основатель коучинг-проекта «ILCT» Патрик Уильямс описал коучинг так:

«Мощные человеческие отношения, где обученные тренеры помогают людям не преодолевать свое прошлое, а проектировать свое будущее… Коуч помогает клиенту сформировать свое видение и цели в той или иной сфере жизни, а также создать несколько стратегий для достижения этих целей. Тренер умеет распознать сильные стороны каждого человека, а также признает его ответственность и способность принимать собственные решения, в то же время оказывая поддержку и сохраняя безусловное позитивное отношение».

— «Терапевт как тренер по жизни» (Therapist as Life Coach, 2007)

Согласно Международной Федерации Коучинга (ICF):

Коуч чтит своего клиента и признает его компетентность в работе или жизни в целом. Коуч исходит из того, что каждый клиент является творческой, находчивой и цельной личностью. Если взять за основу эти положения, то ответственность коуча заключается в следующем:

Все это помогает клиенту значительно продвинуться в своих взглядах на работу и жизнь, улучшить лидерские навыки и раскрыть свой потенциал.

В чем заключается философия коучинга?

Основополагающее положение в философии коучинга следующее: у человека есть неизмеримые ресурсы энергии, мудрости, способностей и творческого гения, которые ожидают своего часа и всегда готовы прийти в движение. Все мы способны создавать ту жизнь, которой хотим. И сотрудничая с тренером, сделать это можно быстрее и легче. Он помогает нам использовать эти ресурсы, а также облегчить процесс изменений и реализовать наш потенциал.

Многие из базовых психологических теорий (работы Адлера и Юнга, например) и нынешних концепций («позитивная психология» и «ориентированная на решения терапия») являются предшественниками коучинга. Вместо того чтобы держать в фокусе непосредственно патологию, эти психологические концепции сосредоточены на изменении поведения — за счет повышения осведомленности и выбора желаемых будущих результатов. А также за счет решения текущих проблем в жизни. При этом человек рассматривается как создатель и художник своей жизни.

Основная философия лайф-коучинга:

Если между вашим нынешним положением и тем, где вы хотели бы оказаться, есть разрыв, то это разрыв — место для лайф-коучинга. Зачем бороться у мучиться самостоятельно, когда вы можете получить желаемое в гораздо более короткие сроки, с поддержкой со стороны и правильными инструментами?

Чем коучинг отличается от психотерапии и других направлений помощи?

Профессиональные тренеры знают важность определения характеристик и этических особенностей, которые отличают коучинг от консультирования, терапии, наставничества или даже дружбы.

Хотя коучинг и психотерапия имеют некоторое сходство, терапия часто фокусируется на влиянии прошлого на настоящее, на исцеление психологической дисфункции и на облегчение эмоциональной боли. Терапевт считается экспертом и человеком, у кого есть ответы на вопросы о том, что больше подходит для клиента.

Коучинг фокусируется на настоящем и будущем, собственных силах клиента, на жизненных целях и желаниях. Коуч работает с клиентами для создания возможностей и обогащения их жизни.Основываясь на убеждении о цельности и определенной одаренности любой личности, коучинг предполагает, что клиент сам способен определить, что для него лучше. Тренер лишь работает вместе с ними — помогая максимизировать личный и профессиональный потенциал обратившегося.

Почему индустрия коучинга достигла такой популярности?

Мы живем в то время, когда область и практика коучинга расширяются и развиваются. Спрос на коучинг возник тогда, когда в нем стали нуждаться руководители предприятий. Они начали обращаться за помощью в решении вопросов их профессиональной и личной жизни.

Кроме того, когда компании начали сокращаться и сменяться другими, а жившие в эпоху бэби-бума люди перешли рубеж в 50 лет, коучей стали нанимать с целью помочь людям перенести перемены и вернуться в нужное русло. С тех пор эта профессия продолжает расти и развиваться. Почему? Все просто: потому что это работает.

В 2014 году от имени Международной Федерации Коучинга было проведено исследование. Оно показало, что из тех людей, кто когда-либо обращался к помощи коучинга:

Из всех опрошенных людей, 99% указали, что «почти или полностью удовлетворены работой с коучем и полученными результатами», а 96% заявили, что готовы повторить этот опыт.

Сейчас около 10% населения находятся под негативным воздействием психических заболеваний или проблем из прошлого, которые необходимо решить для дальнейшего движения вперед. Остальная часть населения (90%), которой психотерапия не показана, может извлечь пользу из коучинга, который поможет им воплотить желаемое в реальность и достичь более наполненной жизни.

Топ-7 книг по коучингу

Что такое коучинг: 10 определений

В последнее время все стараются понять природу коучинга. Поэтому мы ниже приведем ряд определений этого понятия, которые нам удалось найти.

Однако прежде чем это сделать, хотелось бы подчеркнуть, что в ходе исследования нашлось огромное количество определений. Причем самых разных: от классического коучинга и коучинговой психологии до командного и исполнительного коучинга. Возможно, что все это является симптомом нерегулируемой отрасли.

Однако есть все же момент, который согревает сердце: между всеми этими определениями есть некоторые общие черты. И возможно, в какой-то момент в будущем, коучинг станет более стандартизированной дисциплиной, как самая настоящая наука.

10 определений коучинга

Интересно, что пытаясь найти определения, мы наткнулись на следующее интересное высказывание от Брюса Пелтьера:

«Тренер должен быть в состоянии дать коучингу хорошее рабочее определение и сформулировать разницу между коучингом и психотерапией«.

Хотя на первый взгляд это предложение может показаться очевидным, широкий диапазон существующих определений — это настоящий вызов для коуча, который хочет дать своей деятельности «хорошее рабочее определение». Если бы это было так просто…

Что такое лайф-коучинг?

Лайф-коучинг — это синергетическая связь между профессиональным аккредитованным тренером и клиентом, призванная задействовать весь потенциал последнего. Точно так же, как олимпийские спортсмены не смогли бы полноценно тренироваться без дополнительной поддержки, энтузиазма и проницательности тренера, многие из успешнейших бизнесменов нашего времени, а также профессионалы, руководители и предприниматели обращаются к услугам лайф-коуча — чтобы поднять на следующий уровень жизнь, карьеру или бизнес.

Будучи немного консультантами, немного мотиваторами, немного психотерапевтами и немного просто друзьями, коучи работают с менеджерами, предпринимателями и простыми людьми, помогая им определять свои цели и добиваться их — в карьере, в личной жизни или же в обеих сферах.

Почему лайф-коучинг работает?

«У коуча есть возможность посмотреть на вещи со стороны. И пролить свет на сложные ситуации. Часто такой человек может выступать в качестве своего рода рупора, давать советы, помогать развивать навыки и мотивировать».

В статье, посвященной государственному управлению, были изложены результаты исследования, в котором сравнивались самостоятельное обучение и совмещенный вместе с обучением лайф-коучинг. Исследование показало, что самостоятельная практика повысила производительность на 22,4%, тогда как обучение в сочетании с еженедельным лайф-коучингом — на 88%. И вот почему:

1 Ответственность. Большинство лайф-коучей созваниваются с клиентом три раза в месяц. Эти запланированные звонки побуждают клиентов делать больше, чем если бы они занимались всем самостоятельно. Подумайте об этом: если вы занимаетесь в спортзале с личным тренером, вы преодолеваете более сложные нагрузки, чем при занятиях самостоятельно. Работая с профессиональным тренером, клиенты ставят более грандиозные цели, предпринимают более решительные действия и даже думают более масштабно.

Мы сами несем ответственность за собственное развитие. Тренер доверяет своим «ученикам» и возлагает на них ответственность за прогресс в их мышлении, в обучении или действиях, которые впоследствии приведут к цели. Ведется совместная деятельность по развитию, разработанная и согласованная с самого начала. Без обвинений или осуждения со стороны коуча.

2 Экспертность. Обученный лайф-коучер знает, как помочь вам постановить правильные цели, заработать больше денег и структурировать свою личную и профессиональную жизнь. Он знает, как добиться большей производительности с меньшими усилиями. Благодаря помощи коуча, человек получает больше за меньшее время.

3 Отчетность. Хорошо обученный тренер знает, какие правильные слова использовать, чтобы у вас возникла естественная мотивация. При работе с опытным лайф-коучем тактикам запугивания или уговаривания нет места. Как правило, наибольшую эффективность коучинг показывает тогда, когда тренер звонит своему подопечному раз в неделю. Поэтому у клиента есть целая неделя времени на то, чтобы что-то изменить в своем мышлении и предпринять какие-либо действия для достижения своих целей. Обычно звонок занимает от 30 минут до одного часа. Для клиента подобная практика насколько сложна, настолько и вдохновляюща. Как правило, звонок от коуча ожидается с нетерпением.

4 Скорость. Большинство находит, что с приходом лайф-коуча положительные изменения в жизни приходят быстрее.

5 Понимание. Тренер чувствует индивидуальность своего подопечного и старается учитывать это, принимая те или иные меры, а также развивает его «самосознание».

6 Действия. Чтобы в полной мере уловить смысл данного термина в рамках коучинга, стоит ознакомиться с такими понятиями как мозговой штурм, проектирование действий или планирование, ответственность и контроль деятельности.

Кто обращается к лайф-коучам?

Предприниматели, руководители, крупные бизнесмены, актеры, музыканты, творческие люди, менеджеры, стартаперы, специалисты и даже домохозяйки — все они достигают своих целей с помощью лайф-коуча. Если вы находитесь не там, где хотели бы, и между этими местами есть разрыв, то этот разрыв — поле деятельности для лайф-коуча. Мало того что коуч поможет сократить расстояние между желаемым и действительным, он также поможет преодолеть ограничивающие убеждения.

С чем обычно работает лайф-коуч?

Часто задаваемые вопросы

Чем лайф-коучинг принципиально отличен от консалтинга, психотерапии, спортивного тренерства и просто хорошего друга?

Консалтинг. Лайф-коучинг можно рассматривать как одну из форм консалтинга. Однако консультирование обычно больше связано с информацией и опытом. Например, возможно обратиться к консультанту для решения определенной проблемы в бизнесе. В данной ситуации вы ожидаете, что нанятый эксперт поделится знаниями и опытом в данной конкретной области.

Что же касается лайф-коучей, то у них может не быть опыта или знаний в определеной области. Коуч — специалист по оказанию помощи в развитии всех областей вашего бизнеса или личной жизни. В отличие от многих консультантов, которые лишь предлагают решение, лайф-коуч следует вместе с вами, помогая интегрировать изменения, получить новые навыки и сформировать цели — чтобы убедиться, что задуманное действительно реализуется. Это одна из причин, по которой коучинг настолько эффективен: одно дело владеть информацией и совсем другое — использовать ее и вносить изменения в свою жизнь.

Терапия. Коучинг — не психотерапия. Здесь нет работы над прошлыми проблемами или травмами. Они не психологи и психотерапевты. Если вы обратитесь к коучу, не решив какую-либо проблему из прошлого, то он вам в этом не поможет. Для ее решения придется обратиться к терапевту. Довольно часто неразрешенные психотравмы мешают нам получать от жизни желаемое.

Что касается лайф-коучей, то они сосредоточены на настоящем и будущем, на целях клиента. Они помогают человеку продвигаться вперед, добиваясь личных и профессиональных целей. Большинство клиентов лайф-коуча — состоявшиеся и здоровые личности, которые, возможно, несколько застряли на определенном этапе или просто желают что-то изменить в своей жизни. Коуч — это их поддержка.

Спортивные тренировки. Лайф-коучинг нередко включает принципы спорт-тренировок. Например, стать лучшим вариантом себя, делать больше, чем вы думаешь, что сможешь, работать в команде и иди к цели. Однако в отличие от спорта, коучинг — это не соревнование. Лайф-коуч помогает победить не в соревновании, а в собственной жизни.

Лучший друг. Хороший друг или два (или даже три) — это прекрасно. Однако является ли ваш приятель профессионалом, которому вы сможете доверить важные аспекты своей жизни или бизнеса?Кроме того, зачастую друзья не могут сказать нам правду, поскольку не хотят рисковать отношениями. Хороший же лайф-коуч никогда не побоится этого сделать. Почему бы тогда помимо хорошего друга не приобрести и услуги хорошего лайф-коуча?

Кто обращается к услугам лайф-коуча и почему?

Об этом красиво говорит Международная Федерация Коучинга:

«Люди нанимают лайф-коуча, потому что:

Все просто. Лайф-коуч помогает обратившемуся реализовать все три пункта. В короткие сроки.»

В чем преимущества обращения к коучу?

Лайф-коуч работает больше над личными целями или над деловыми/профессиональными?

Обычно и с тем, и с тем. Лайф-коуч — единственный профессионал, подготовленный для работы со всеми аспектами жизни. Это удобно, поскольку очень часто проблемы на работе влияют и на личную жизнь. И наоборот. Некоторые клиенты предпочитают больше времени уделять своим бизнес-целям, в то время как другие могут сосредоточиться на личных. Как именно использовать коучинг, зависит от вас.

На чем обычно сосредотачивается лайф-коуч?

Он фокусируется на том, чего хочет клиент. И там, где хочет клиент. Цели клиента — цели коуча. Хотя у последнего и могут возникнуть некоторые смелые предложения, которые помогут быстрее прийти к цели. Иногда, например, чтобы стать более успешным в бизнесе, нужно проделать какую-то работу над своей личностью.

Почему коучинг работает?

Тому есть несколько причин:

Почему лайф-коучинг так популярен?

Разве я не могу достичь своих целей самостоятельно?

Нас учили, что «тяжелая и самостоятельная работа» — это ключ к богатству, успешной жизни и счастью. Большинство полагает, что для достижения желаемого нужно чем-то пожертвовать. Кто-то даже жертвует своим здоровьем, свободным временем или отношениями.

Однако этих жертв не требуется. Возможно иметь все перечисленное. И с лайф-коучингом вы обнаружите, что ради желаемого вовсе не нужно этим жертвовать. Возможно, несколько вещей изменить придется, однако эти изменения принесут в итоге больше свободного времени на друзей и семью, больше денег, больше возможностей и больше успеха в работе. И многие клиенты коучей это замечают.

Спортсмены, артисты, руководители и даже президенты понимают, что они не могут сделать это исключительно собственными усилиями. Они осознают, что им нужен квалифицированный специалист или целая команда экспертов, которые помогут определиться с наилучшим направлением, а также обеспечат поддержкой и обратной связью. Без этого почти нельзя достичь идеала. Ни один спортсмен не решился бы отправиться на Олимпиаду без поддержки тренера. Коуч дает дополнительное преимущество. Почему же у вас нет этого преимущества?

Почему уже добившиеся успеха люди все равно нанимают коучей?

В действительности в лайф-коуче не нуждается никто. Однако обратиться к нему хотели бы многие. Занимаетесь ли вы тем, что вам больше всего нравится? Миритесь ли вы с какими-либо неприятными аспектами вашей жизни? Вы живете относительно «легко» или по большей части боретесь с чем-то? Как у вас обстоят дела с финансами? Есть ли у вас по-настоящему сильное и искреннее желание чего-либо? Большинство людей могут получить от своей жизни гораздо больше. Я думал, что начну писать, когда выйду на пенсию, то есть лет этак в 65. А в итоге написал свою первую книгу в 30! Лайф-коучинг действительно ускоряет работу и результаты.

Может ли клиент стать зависимым от коуча?

Нет. Человеку может понадобиться лайф-коуч в определенный период — чтобы максимизировать возможности или ускорить свой личностный рост. Любой, у кого есть цели, имеет возможность воспользоваться советами, поддержкой и некоторыми инструментами, которые предоставляет коуч. Он нужен именно для этого. Что касается формирования зависимости, то волноваться не стоит. Как правило, лайф-коучи работают с состоявшимися, здоровыми и успешными людьми. Они не психотерапевты и не должны делать его работу. Если вы вдруг начинаете ощущать себя зависимыми от своего лайф-коуча, обратитесь к психотерапевту.

Может ли коуч травмировать кого-то?

Нет. Клиент всегда сам несет ответственность за свою жизнь. Он принимает собственные решения и действует тоже сам. Лайф-коуч лишь оказывает позитивную поддержку. Иногда лайф-коуч может бросить клиенту вызов или предложить нестандартный для него путь. Однако именно клиент будет решать, последовать советам коуча или нет.

Коуч никоим образом не контролирует мысли, действия или жизнь обратившегося к нему. Если после общения с коучем или какой-либо связанной с ним ситуации вы плохо себя чувствуете, дайте ему об этом знать. Возможно, это вызвано недопониманием. Или вам просто не подходит стиль работы этого человека. Попробуйте обратиться к кому-нибудь другому. Клиент должен ощущать прилив энергии и мотивацию действовать.

Могу ли я нанять лайф-коуча для специального краткосрочного проекта?

Да. Некоторые клиенты так и делают. Нанимаю коуча для поддержки в работе над каким-либо проектом. Многие обратившиеся люди, достигнув своих основных целей, предпочитают продолжить работу с коучем. Потому что есть еще более интересные вещи!

Как долго длится сотрудничество с коучем?

Один месяц. Хотя обычно большинство людей после обращения к коучингу меняют свое мнение о нем — находя его более полезным, чем считали до этого. Поэтому предпочитают работать дольше. Много случаев, когда работа с коучем длится трех до шести месяцев. Однако если коучинг не работает, его всегда можно тут же прекратить. Некоторые коучи могут попросить вас подписать договор, в котором будут оговорены сроки. Хотя большинство все же не ограничивает клиента датами.

Это не относится к корпоративным договорам, поскольку проекты компании ограничены во времени. Все обсуждается индивидуально.

Какова стандартная стоимость услуги коучинга?

Большинство коучей, которые работают с физическими лицами, берут около 10 000 рублей за месяц работы и 3-4 звонка длительностью от 30 до 60 минут. Коучи, работающие с должностными лицами, берут за свои услуги больше. При этом с некоторыми такими клиентами они работают более одного или двух часов в неделю. Примерная цена за все это — от 5 000 до 10 000 рублей в час. Корпоративный коучинг стоит еще больше. Здесь расценки могут варьироваться от 50 000 до 500 000 рублей в месяц и обычно начинаются с 20 000 рублей в час. И в случае индивидуального коучинга, и в случае корпоративного, коуч может работать прямо на месте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *