Коучинг что это такое простыми словами в педагогике
Коучинговый подход в педагогической практике
Автор: Таранникова Ирина Николаевна
Коучинговый подход в педагогической практике
Таранникова Ирина Николаевна
« Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
В.А.Сухомлинский
Почему мной была выбрана именно эта тема. Дело в том, в наши дни систему образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу. Педагоги все чаще слышат, что тот подход к делу и к себе, который существует, не эффективен и не ведет к желаемым изменениям, не создает инновационных прорывов.
XXI век – время значимых изменений. Это век новой культуры, век внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей. Новые условия развития общества, в первую очередь, затрагивают важнейший институт социализации – образовательное пространство.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат. Меняются обучающиеся, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога вошли понятие «универсальные учебные действия» и «компетентностный подход».
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность обучающегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.
Это предполагает использование новых педагогических технологий в обучении, изменение структуры предмета и урока, организации учебно-воспитательного процесса, а также важным аспектом является осознание новой роли педагога в образовательном процессе. Вместо преимущественно транслятора знаний и контролера правильности их усвоения учитель становится партнером, сотрудником по их добыванию и коучем, сопровождающим учащегося в его индивидуально-личностном развитии.
Творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании – педагогический КОУЧИНГ.
Коучинг как современная технология позволит подготовить новое поколение молодых специалистов: уверенных, самодостаточных, целеустремлённых, позитивных, умеющих жить и работать в гармонии с самим собой. Коучинг (от англ. coaching – тренерство) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей, определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.
Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек – уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве. Ограничивающие убеждения, сформированные под влиянием окружения, производственной и жизненной среды, обстоятельства сдерживают развитие потенциала личности, обладающей необходимыми ресурсами для собственной реализации.
Современный коучинг – специфическое направление в консалтинге, которое активно используется в менеджменте: для развития лидерских качеств сотрудников, разрешения конфликтов, поддержания корпоративной культуры учреждения, повышения качества производственной деятельности и т.д.
Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни
Каждый человек обладает мощным потенциалом
В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха
Фокус на сильные стороны
Обучение на успехе, а не на ошибках
Ориентир не на проблему, а на решение
Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию
Направленность: из настоящего в будущее
В настоящее время идея коучинга реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.
В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения»
На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «преподавателя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного обучающегося, а следовательно, и имеют большой эффект. Преподаватель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.
Коучинг как педагогический стиль – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом
Рассмотрим актуальность коучинга для образования:
· Создание нового продукта
· Потребность в специалистах, отвечающих требованиям рынка
· Поддержание качества образования
· Поддержка педагога в его работе
· Новый эффективный стиль преподавания
· Отношения внутри коллектива
· Решение внутренних задач.
Что же дает применение коучинга в педагогической практике?
Развитие, стимуляция интереса к обучению
Повышение мотивации, осознанности
Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося
Развитие новых компетенций у педагога
Принятие личной ответственности
«Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость
Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.
Хотелось бы отметить, что использование коучингового подхода в педагогической практике должно базироваться на определенных ценностях:
Давайте рассмотрим основные методы применяемые в педагогической практике преподавателя – коуча:
Активно слушает, задает сильные вопросы
Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям
Держит фокус на результат
Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс
Даёт обратную связь
Применение коучингового подхода в педагогической практике обозначает новую роль педагога:
Педагог – не просто передает знание, он – тренер талантов.
Педагог раскрывает свой потенциал и потенциал обучающихся.
· Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству.
· Сильные вопросы приглашают обучающегося посмотреть внутрь себя или в будущее.
· Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей.
На своих уроках я применяю различные коучинговые подходы. Самый распространенный, это отражение знаний обучающимися на Колесе Знаний. Например, мы изучаем тему «Бухгалтерский баланс» по конкретным вопросам:
1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. Классификация бухгалтерских балансов.
3. Содержание бухгалтерского баланса.
4. Внеоборотные активы.
5. Оборотные активы.
6. Капитал и резервы.
7. Долгосрочные обязательства.
8. Краткосрочные обязательства.
Я предлагаю обучающимся в начале урока отразить свои знания на одном Колесе Знаний и в конце урока на другом, и сравнить, как изменилось колесо, стало ли оно более ровным. Что нужно сделать, чтобы оно стало еще ровней?
Обучающиеся по шкале от 0 до 10 оценивают сами свои знания, отмечают в каждом секторе, выбранным цветом.
Шкалирование – графический метод представления ситуации. Инструмент позволяет на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития. Такое представление помогает осознать уровень «приближения» ситуации к максимально приемлемой в данный момент времени.
Также, я применяю такой элемент, как шкала «Лесенка». На ней обучающиеся, от 1 до 10 отмечают свои успехи, отвечая на вопросы приведенные ниже.
1. С трудом ориентируюсь в предмете.
2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.
3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.
4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.
5. Выполняю задания только по образцу.
6. Сам выполняю задания по предмету.
7. Могу уверенно выполнить проверочную, контрольную работу по предмету.
8. Могу предложить свой вариант выполнения заданий.
9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.
10. Соотношу знания по предмету с получением определенной профессии.
В конце урока 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10
Наиболее приемлемыми вопросами в работе педагога – коуча считаю:
О- Окружающая реальность –
Что происходит сейчас?
С- Список возможностей-
Что ты будешь делать?
Как ты узнаешь о том, что получил желаемое?
Каков формат конечного результата?
Я стремлюсь, чтобы в каждом обучающемся загорелась искорка знаний, пробудилось стремление к росту!
Самыми полезными вопросами в своей практике, которые надо задавать обучающимся считаю следующие:
Какие могут быть последствия для тебя и других?
Какими критериями ты пользуешься?
Что для тебя в этом самое трудное?
Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
Я не знаю, что делать дальше. А ты?
В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
Что ты будешь делать?
Когда ты намереваешься это сделать?
Достигнешь ли ты при этом своей цели?
Какие возможны препятствия на пути?
Кому следует знать об этом?
Какая поддержка тебе нужна? Чья?
Именно эти вопросы, помогают обучающимся лучше узнать самого себя, раскрыть свои возможности, узнать и проявит свой потенциал. Позитивно настроенный обучающийся достигает высоких результатов в учебе, в общении с родными, друзьями. Считаю, что коучинговые методики полезно знать и использовать в своей работе преподавателям. Они помогают познать не только обучающихся, но и себя самого, свое окружение, свой педагогический коллектив.
Технологии коучинга в образовании
Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания.
Многие принципы и технологии коучинга успешно применяют в педагогике. И это современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлечённость, поднимает мотивацию и повышает ответственность за результаты.
Коучинг в образовании — это
Все это помогает учащимся осознать свою ответственность за процесс обучения и иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.
Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К.Д Ушинский.
Если мы вспомним традиционный подход к обучению, то наверняка вам сразу представится строгая учительница в очках с указкой в руке. Она заставляет заучивать правила или параграфы из учебника, а потом требует, чтобы мы их рассказывали наизусть. Если не ответил или ответил не так – садись, два! Не слишком мотивирует учиться, не так ли? А развивает ли зубрёжка мозг ребёнка? Конечно нет.
Если копнуть глубже в историю, то уроки в школе те, какими мы их помним из советского прошлого – это модель обучения, перенесённая из подготовки прусских солдатов. Там вовсе не требовалось развивать самобытность учащихся и личное мнение было никому не нужным и даже опасным. Главной целью являлось беспрекословное подчинение и строгое повторение. Прошли века, а система никак не поменялась.
Вместе с тем, современный мир каждый день подкидывает нам новые задачи: начиная от интернета, заканчивая освоением космоса и клонированием человека. Каждое новое изобретение несёт за собой новые вопросы – как его использовать? Какие изменения это привнесёт в общество? Как это повлияет на человечество в целом?
Мир, задающий вопросы, требует людей, умеющих на них отвечать и умеющих ставить эти вопросы раньше, чем они появятся извне.
Поэтому в современное образование неизбежно начинают проникать коуч-технологии. В отличие от традиционного образования, они помогают учащимся размышлять, а не бездумно заучивать пустые факты и формулы.
Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям:
Или, к примеру, учитель биологии, химии или географии мог бы построить свой предмет на изучении различных природных явлений или географических объектов непосредственно взаимодействуя с ними – отличный способ пробудить интерес ребёнка, полностью вовлечь его в процесс.
Некоторые преподаватели предлагают ученикам создавать различные проектные группы, в которых они могут проводить исследование различных явлений. Реализуя такие проекты, учащиеся не только изучают предложенную тему более глубоко, но и тренируют свои навыки коммуникации, лидерства, партнёрства, умения договариваться, поиска информации, генерации нестандартных решений и т.д.
И, наконец, даже когда учитель, разбирая контрольную работу, отмечает то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивает то, что выполнено не так – это тоже элементы коучинга. Ведь то, что мы подкрепляем своими действиями (в данном случае – учитель обращает внимание на ошибку) – то и фиксируется в памяти ребёнка. Тем самым принижая его самооценку и мотивацию. Если же просто сместить акцент на то, что уже получается хорошо — мы подкрепляем верные решения и тем самым подросток запоминает, что это слово пишется именно так. Ну и внутреннее ощущение «я молодец» и «у меня всё получится» в ребёнке прорастает ещё ярче и мощнее.
Что требует изменений?
Итак, чтобы обучение было успешным необходимо, чтобы его содержание соответствовало потребностям и интересам учеников. Чтобы ученики относились к учёбе осознанно, получаемые знания должны иметь для них личностный смысл. Многие педагоги реализуют коучинговый подход в образовании. На уроках часто подразумевается большой объем самостоятельной работы.
В этом помогают коучинговые технологии и инструменты:
Задумываясь о том, как сохранить активность учеников на уроке, их заинтересованность, как удержать внимание, как повысить эффективность урока, усвояемость материала и получить желаемый результат и учителю, и ученику, педагоги неизбежно приходят к поиску новых форматов в обучении. Таким образом, технологии коучинга в образовании помогают увеличить эффективность обучения школьников и студентов.
Консультация «Коучинг и его использование в образовании»
ИРИНА НИКИТИНА
Консультация «Коучинг и его использование в образовании»
Современный мир быстро меняется. Постоянно разрабатываются новые методики, технологии, программы, вводятся образовательные стандарты (ФГТ, ФГОС и т. п, но образовательные учреждения работают постоянно. Объем информации растет с каждым днем, а образовательный процесс, несмотря на нововведения, ведется непрерывно. Образовательную деятельность в современных условиях можно сравнить с предпринимательской деятельностью. Если обратиться к финансовому словарю, то по законодательству РФ «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законном порядке.
В Российской Федерации регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права. Руководителей образовательных учреждений побуждают именно на «свой страх и риск» искать новые эффективные решения по текущим проблемам, осваивать различные методы, подходы и технологии в работе с коллегами, родителями и, конечно, с воспитанниками; внедрять инновационные изменения в структуру и деятельность учреждения и образования в целом.
В настоящее время в управлении образовательным учреждением используются всевозможные способы и подходы. Одной из новых и предпочтительных методик является коучинг. Современное управление в стиле коучинга – это взгляд на сотрудников как на огромный ресурс учреждения, где каждый сотрудник является индивидуальной, уникальной, творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. 1.6. Характеристика коучинга как методики
1. Коучинг – это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.
2. Коучинг систематичен. Строго используется система этапов и подходов.
3. Все правила легко объяснимы и понимаемы.
4. Коучинг направлен на исследование или действие.
5. Коучинг беспристрастен. В нем не даются оценки или точки зрения.
6. Коучинг ориентирован на личность. Работа ведется с эмоциями, мыслями, идеями, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.
7. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в то или иное слово, термин, действие.
1.7. Достоинства применения коучинга в образовании
Коучинг в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения.
Важнейшая цель коучинга в образовании – помогать обучающимся с интересом приобретать знания, учиться активно и сознательно, развивать полученные ранее знания и умения, а также максимально раскрывать свой потенциал.
Основная задача коуча (педагога) – поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку.
Коучинг в образовании – современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлеченность, повышает мотивацию и повышает ответственность за результаты.
Коучинг в образовании – это:
• формирование мышления успеха;
• определение сильных сторон ребенка;
• осознанное участие в процессе;
• достижение конкретных результатов.
Все это помогает учащимся осознавать свою ответственность, иметь свою собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.
Если вспомнить высказывание К. Д. Ушинского «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики», то с уверенностью можно сказать, что именно в этом помогают коучинговыетехнологии и инструменты:
1. Самостоятельная работа и творческие задания;
2. Самопроверка, взаимопроверка;
3. Мозговые штурмы, открытые вопросы;
4. Повышение осознанности и мотивации.
ИТАК, ПОЧЕМУ ЖЕ АКТУАЛЕН КОУЧИНГ В ОБРАЗОВАНИИ?
1. В образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения, соответствующих времени и задачам.
2. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена во ФГОС.
3. Разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки педагогов к новому подходу.
4. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного педагога и руководителя.
Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставлять шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку личностными профессиональными качествами руководителя-готовность идти на риск, брать на себя ответственность за принятие решений.
Использование ИКТ в дошкольном образовании 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Мурашова Инна Алексеевна и я являюсь молодым педагогом. Мне как молодому специалисту, интересны.
Использование электронно-информативных источников в образовании детей старшего дошкольного возраста Одним из новшеств последнего времени в работе воспитателей детских садов стало активное использование электронных образовательных ресурсов.
Использование ИКТ в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса. Современное.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Коучинг «Работа с одарёнными детьми в детском саду» В группах детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя.
Медицинбол и его использование в физическом развитии детей Среди огромного количества оборудования для занятий гимнастикой и физической культурой, выделяются такие изделия, как медицинболы. Медицинбол.
Проект «Толерантность» и его значение в образовании детей дошкольного возраста Сегодня проблема толерантности очень актуальна, она возникла из-за сложившейся ситуации в обществе, к сожалению, существует очень много.
Консультация «Роль семьи в образовании детей дошкольного возраста» Семья – это организованная структура, которая при скоординированных действиях, выполняет определенные функции в образовании детей: участвует.
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.