Коуч icf что это
Как выбрать коуча
Международная Федерация Коучинга (ICF) — это профессиональная ассоциация персональных и бизнес-коучей, цель которой — сохранение надежности и качества коучинга в мировом сообществе. ICF является крупнейшим в мире ресурсом для коучей и для тех, кто ищет коуча.
«Коучинг» (Coaching) — партнерство с клиентами, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала. Коучинг — это длительные отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в жизни, карьере, бизнесе или общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.
Коуч (Coach) — специалист, проводящий коучинг.
В России коучинг становится все более востребованным. Собственники бизнеса, менеджеры, профессионалы из сферы образования и медицины, услуг и тренингов, люди, ищущие развития и личностного роста, все чаще обращаются к коучам. И, как это часто бывает, желания потребителей опережают государственную машину, в задачи которой входит создание профессиональных стандартов.
Примите как факт — стандартов профессии коуча в российском законодательстве нет, как нет и самой профессии.
На сегодняшний день это саморегулируемая профессия, и огромное количество компаний предлагают коучинговые услуги, не подкрепленные профессиональными стандартами.
В этой ситуации все более актуальным становится вопрос — как найти профессионального коуча, имеющего должную квалификацию?
При выборе коуча важно опираться как на формальные критерии (сертификаты, объективно подтвержденные часы коучинга, опыт в специализации), так и на личностные качества специалиста.
Итак, начнем со списка сертификатов, которые являются формальным подтверждением квалификации коуча.
Сертификат об обучении
Сертификат о квалификации
Читаем расшифровку каждого из них
Три типа сертификации ICF
Начальный уровень — АСС. Коуч, предъявляющий такой сертификат, сдали экзамен на соответствие профессиональным стандартам и имеет в своем практическом опыте от 100 и более часов коуч-сессий. Коучи уровня РСС или МСС прошли в коучинге более длинный путь, и имеют в своем практическом багаже 750 и 2500 часов коуч-практики соответственно.
Что это значит для вас? То, что ваш потенциальный коуч имеет опыт в виде объективно подтвержденных часов коучинга.
Из формальных критериев, которые следует учитывать при выборе коуча, важен опыт коуча в конкретной специализации. На сегодняшний день в мире существует более 70 специализаций, каждая из которых имеет свои подходы, программы, инструментарий. Каждый практикующий коуч чаще всего специализируется в одной-двух смежных сферах.
Подходит ли опыт коуча под ваш запрос? Хороший вопрос! Ответ на него вы можете получить, узнав у коуча его специализацию в коучинге.
Итак, ваш потенциальный коуч выдержал проверку по формальным критериям. Что дальше? Проверка на личностную совместимость. Помните, что коучинг — это диалог, построенный на доверительных отношениях, и в нем очень важна личностная совместимость. Как это выяснить?
Портрет под названием «Мой идеальный коуч» сугубо индивидуальный. Первая встреча поможет определить — насколько реальный человек приближен к вашему образу идеального коуча?
С пожеланием правильных выборов, эффективных решений и новых возможностей, Ольга Рыбина, MСС ICF
ICF (Международная Федерация Коучинга)
ICF и коучинг ICF
ICF — это профессиональная ассоциация персональных и бизнес — коучей, целью которой является формирование и сохранение надежности и качества коучинга в мировом сообществе. ICF — самая большая в мире некоммерческая профессиональная ассоциация персональных и бизнес—коучей, в которой более чем 20000 членов в 50 странах по всему миру.
ICF
Помогает людям найти коучей, наиболее отвечающих их потребностям
Поддерживает и способствует развитию профессии коучинга;
Создает программы, чтобы поддерживать и модернизировать стандарты профессии;
Проводит программу сертификации, которая является золотым стандартом для коучей во всем мире;
Проводит ежегодные всемирные конференции и другие образовательные мероприятия для коучей.
ICF существует для того, чтобы:
Создавать;
Поддерживать;
Сохранять целостность и надежность профессии коучинга.
ICF поддерживает, создавая атмосферу сообщества среди членов Федерации. Ежегодные конференции, профессиональное общение и работа местных представительств являются главными инструментами для достижения этих целей.
Чтобы сохранять целостность и надежность профессии коучинга, ICF активно занимается развитием программ в областях юридического обеспечения, регулирования и аккредитации обучающих курсов — и это является сервисом для коучей и их клиентов.
Первоочередная цель ICF — вывести организацию на следующий уровень и стать единым сильным голосом профессии коучинга, обеспечивая развитие ценности для ее членов.
Философия коучинга ICF
Международная Федерация Коучей придерживается той формы коучинга, при которой уважается личный и профессиональный опыт клиента, и каждый клиент рассматривается как творческая ресурсная и целостная личность. Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:
Обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь клиент.
Стимулировать самостоятельные открытия клиента.
Выявлять разработанные клиентом решения и стратегии.
Считать клиента ответственным и надёжным.
Определение коучинга Международной Федерации Коучинга
Профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свою осознанность, повышают личную эффективность и качество жизни.
На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, а коуч слушает и вносит свой вклад в виде наблюдения и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Основное внимание коуч обращает на то, в какой точке находится клиент в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра.
Сертификаты ICF
Профессиональные стандарты
Для того чтобы стать действительно профессионалом, нужно подробно изучать все тонкости профессии и тренироваться. Этого можно достичь, получив специальное образование. Тем более, Россия уже начала работать в соответствии с принятыми в мире стандартами и критериями качества. Целесообразно ориентироваться на стандарты Международной Федерации Коучинга (ICF), а ее сертификат является признанным «золотым стандартом» в мире коучинга. Человек, получивший такой сертификат, обладает высоким уровнем знаний в области коучинга.
Существует несколько профессиональных статусов сертификатов ICF:
Associate Certified Coach (АСС) — Ассоциированный Сертифицированный Коуч
Этот сертификат профессионального сертифицированного коуча. Требует подтверждения не менее 60 часов часов обучения коучингу и 100 часов коучинговой практики.
Professional Certified Coach (PCC) — Профессиональный Сертифицированный Коуч
Сертификат следующего уровня для профессиональных коучей. Требует подтверждения не менее 125 часов обучения коучингу и 500 часов коучинговой практики.
Master Certified Coach (MCC) — Сертифицированный мастер коуч
Сертификат высшего уровня для профессионального коуча. Требует подтверждения не менее 200 часов обучения коучингу и 2500 часов коучинговой практики.
Сертификаты предоставляются тем коучам, которые разделяют принципы высокого профессионализма, этики, обучения, прошли программу ACSTH (Approved Coach Specific Training Hours) или ACTP (Accredited Coach Training Program) и хотят получить сертификат и статус в ICF.
Вступление в ICF
Зачем вступать в ICF?
Быть частью этого сообщества является большой ценностью для коучей во всем мире. ICF разработала и постоянно развивает профессиональные стандарты и компетенции коуча, признанные в международной бизнес-среде, следует четким критериям в сертификации профессиональных коучей и аккредитации обучающих программ. ICF продвигает профессию в медиа и бизнес-сообществе, проводит ежегодные всемирные конференции.
Какие возможности открывает вступление в ICF?
Включение в международную базу данных коучей — членов ICF, где клиенты могут выбрать для себя коуча в любой стране.
Скидка, равная годовому членскому взносу на участие в международных Конференциях ICF.
Скидки при оплате сертификации в ICF.
Постоянное онлайн обеспечение обучающими программами и другими полезными ресурсами высокого качества.
Участие в исследованиях ICF и получение результатов исследований.
Выбор групп по интересам и участие в их деятельности.
3 Шага к вступлению в ICF, информация на сайте федерации >>>:
Заполнить анкету в режиме on-line на сайте: www.coachfederation.org
Оплатить членский взнос кредитной картой через интернетa (для получения подробной информации пишите по адресу: info@coachfederation.org )
Разместить фотографию на личной страничке ICF и скачать логотип ICF для размещения на своем сайте, визитке и других материалах.
Этический Кодекс ICF
Часть 1. Определение коучинга
Часть 2. Этические стандарты ICF
Раздел 1: Профессиональная этика, Общие положения
Я как коуч:
1. Обязуюсь действовать в соответствии с Этическим Кодексом ICF на всех тренингах в области коучинга, в процессе коучингового менторинга и супервизии.
2. Обязуюсь предпринимать соответствующие меры во взаимодействии с коучем, коучем—тренером или коучем—ментором, и/или обращаться в ICF в случае нарушения или возможного нарушения этики, как только мне станет известно о подобных нарушениях с моей стороны, либо со стороны других.
3. Обязуюсь информировать и объяснять заинтересованным лицам, включая организации, сотрудников, спонсоров, и прочих лиц, которых необходимо информировать, какие обязательства накладывает данный Кодекс.
4. Обязуюсь воздерживаться в своей деятельности от любой незаконной дискриминации, включая дискриминацию по возрасту, расовой, половой, этнической; дискриминации по признаку сексуальной ориентации, религии, национальности или недееспособности.
5. Обязуюсь предоставлять правдивую и точную устную и письменную информацию о том, что я предлагаю как коуч, о профессии коуча или об ICF.
6. Обязуюсь четко определять уровень своей квалификации в коучинге, экспертизы, опыта, подготовки, полученных сертификатов и сертификации в ICF.
7. Обязуюсь признавать достижения, результаты и вклад других людей и претендовать на право собственности лишь на собственный материал. Я понимаю, что нарушение этого требования может привести к иску третьей стороны.
8. Обязуюсь постоянно делать усилия, чтобы распознавать личные вопросы, которые могут снижать мою эффективность, создавать конфликт или негативно влиять на мою продуктивность как коуча или наносить ущерб коучинговым отношениям. В случае возникновения таких фактов или обстоятельств я обязуюсь немедленно обратиться за профессиональной помощью и определить действия, которые нужно предпринять, включая, при необходимости, временное или полное прекращение контракта(—ов) на коучинг.
9. Признаю, что данный Этический Кодекс относится к моим отношениям с коучинговыми клиентами, индивидуальными и в организациях, студентами, подопечными в менторинге и супервизируемыми.
10. Обязуюсь при проведении исследований проявлять компетентность, публиковать честные результаты, опираться на признанные научные стандарты и соответствующие теме руководящие принципы. При проведении исследований я обязуюсь опираться на согласие респондентов и подход, защищающий участников от нанесения любого потенциального ущерба. Все исследовательские мероприятия будут проводиться в соответствии с законодательством страны, где будет проходить исследование.
11. Обязуюсь обрабатывать, хранить и уничтожать записи, включая электронные файлы и переписку, сделанные в процессе моей работы в коучинге таким образом, чтобы обеспечить конфиденциальность, безопасность и сохранение личных данных в соответствии с действующим законодательством и соглашениями.
12. Обязуюсь использовать контактную информацию о членах ICF (е—mail, номера телефонов и т.д.) исключительно в формах и рамках, установленных ICF.
Раздел 2. Конфликт интересов
Я как коуч:
13. Обязуюсь отслеживать риски конфликта интересов и потенциальных конфликтов интересов и открыто обсуждать такие ситуации. В случае возникновения конфликта интересов я буду предлагать, чтобы я сам устранился из этой ситуации.
14. Обязуюсь прояснять роли для внутренних коучей, устанавливать границы и обсуждать с заинтересованными сторонами конфликты интересов, которые могут возникнуть между коучингом и другими ролевыми функциями.
15. Обязуюсь извещать своего клиента и его/её спонсора обо всех предполагаемых вознаграждениях, которые я могу получить от третьих сторон за то, что рекомендую данного клиента, или за то, что мне его рекомендуют.
16. Обязуюсь уважительно относиться к любым отношениям коуч – клиент, вне зависимости от формы компенсации.
Раздел 3: Профессиональное Взаимодействие с Клиентом
Я как коуч:
17. Обязуюсь этично объяснять клиентам, потенциальным клиентам или спонсорам, что я знаю и в чем я уверен, о том, что они могут ожидать от процесса коучинга или от меня как от коуча.
18. Обязуюсь, прежде чем подписывать договор на оказание услуг коучинга либо во время первой встречи с клиентами и спонсорами, убедиться в том, что клиент/спонсор понимает, как будет проходить процесс коучинга, каковы условия и границы конфиденциальности, финансовые договоренности и все остальные условия коучингового соглашения.
19. Обязуюсь заключать ясные соглашения или контракты с моими клиентами и спонсорами до начала коучинговых отношений и с уважением относиться к этому соглашению. Это соглашение должно содержать описание ролей, ответственность и права всех вовлеченных сторон.
20. Обязуюсь нести ответственность за установление ясных, соответствующих ситуаций и культурных норм и границ, которые будут определять любые виды взаимодействия, физического или иного, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия с коучем и спонсором.
21. Обязуюсь избегать любого рода сексуальных либо романтических отношений с кем—либо из моих действующих клиентов или спонсоров, или студентов, или подопечных в менторинге или супервизии.
22. Обязуюсь относиться с уважением к праву клиента прервать коучинговые отношения на любом этапе процесса и оговаривать это в условиях соглашения или контракта. Обязуюсь внимательно отслеживать изменения в ценности, которую приносят клиенту наши коучинговые отношения.
23. Буду рекомендовать клиенту или спонсору воспользоваться услугами другого коуча или иными ресурсами, если считаю, что это будет для него более продуктивно. И буду, если это необходимо или соответствует ситуации, предлагать клиенту обратиться к иным специалистам.
Раздел 4: Конфиденциальность и сохранение личных данных
Я как коуч:
24. Обязуюсь сохранять высочайший уровень конфиденциальности в отношении всей информации о клиенте и спонсоре за исключением установленных законодательством случаев.
25. Буду иметь четкую договоренность о том, как будет происходить обмен информацией между коучем, клиентом и спонсором.
26. Действуя в роли коуча, коуча—ментора, коуча—супервизора или тренера коучей, буду иметь четкое соглашение с клиентом и спонсором, студентом, подопечным в менторинге или супервизируемым относительно того, при каких условиях соглашение о конфиденциальности может не соблюдаться (например, в случаях противоправной деятельности, на основании решения суда или повестки в суд; в случаях риска угрозы собственной личности или окружающим и т.п.), и обеспечу, чтобы клиент и спонсор, студент, подопечный в менторинге или супервизируемый добровольно и осознанно письменно подтвердил согласие с данными ограничениями конфиденциальности. В случае, если я обоснованно считаю, что что—либо из перечисленного имеет место, мне, возможно, будет необходимо обратиться в соответствующие органы.
27. Буду требовать от тех, кто работает со мной по поддержке моих клиентов, соблюдения п. 26, раздела 4 «Конфиденциальность и сохранение личных данных Этического Кодекса ICF, а также иных разделов Этического Кодекса, которые могут быть применимы.
Раздел 5: Постоянное Развитие
Я как коуч:
28. Признаю потребность в дальнейшем и постоянном развитии своих профессиональных навыков.
Часть 3: Этическая Клятва ICF
Как профессиональный коуч ICF, я признаю свою моральную ответственность и юридические обязательства перед коучинговыми клиентами и спонсорами, коллегами и обществом в целом и обязуюсь соблюдать ее. Я обязуюсь соблюдать Этический Кодекс ICF и следовать этим нормам в общении со всеми, для кого я провожу коучинг, менторинг или супервизию.
При нарушении мной этой Этической Клятвы или любого из пунктов Этического Кодекса ICF, я признаю полное право ICF призвать меня к ответу за совершённые поступки. Я соглашаюсь с тем, что ICF в случае нарушения может применять санкции вплоть до исключения меня из членов ICF и/или лишения сертификации ICF.
Контакты с ICF
Вопросы и обращения по этическим вопросам можно направлять сюда:
Штаб—квартира ICF находится по адресу:
International Coach Federation
1444 «I» Street NW Suite 700
Washington, DC 20005 USA
Телефоны: 888-423-3131, 202-712-9039
Факс: 888-329-2423, 202-216-9646
Е—mail: ethics@coachfederation.org
Сайт: https://coachfederation.org/
Ключевые компетенции коуча ICF
Информация на сайте федерации >>>
Данные восемь ключевых компетенций коуча были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге, как он определяется Международной Федерацией Коучинга (ICF). Они также представляют собой основу для сравнения уровня соответствия той программы обучения коучингу, которую вы проходили, и ожидаемым уровнем специализированного обучения коучингу со стороны ICF.
И, наконец, эти восемь ключевых компетенций были разработаны как основа проведения экзаменов в процессе cертификации коучей. Ключевые компетенции были сгруппированы в четыре блока по принципу схожести подхода к каждой компетенции в блоке. Каждая из компетенций в равной степени важна, поэтому группировка и порядок следования компетенций в тексте не имеет принципиального значения. Все эти компетенции являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе любого компетентного коуча.
A. Создание фундамента
1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам
2. Заключение коучингового соглашения
B. Совместное создание отношений
3. Развитие доверительных отношений с клиентом
4. Коучинговое присутствие
C. Эффективная коммуникация
5. Активное слушание
6. «Сильные» вопросы
7. Прямое общение
D. Фасилитация обучения и достижения результатов
8. Стимулирование осознания
9. Проектирование действий
10. Планирование и постановка целей
11. Управление прогрессом и ответственностью
Настоящий мастер коучинга способен творчески подходить к поставленной задаче в соответствии с потребностями каждого клиента, интуитивно улавливает момент и способен создать оригинальное решение. Но реальный мастер коучинга не ощущает в себе подобных свойств. Возможно, она или он достаточно скромны или знают ещё недостаточно, чтобы сделаться проводником чудесных даров при обмене между клиентом и коучем.
Компетенция №1. Опирается в работе на этику
Компетенция №2. Воплощает коучинговый образ мышления
Компетенция №3. Создает и поддерживает соглашения
Сертификация коуча АСС ICF
Если Вы подаете документы на сертификацию коуча АСС ICF после завершения программы Coach mastery, вам важно обратить внимание на следующие моменты.
Для получения сертификата коуча АСС Вы выбираете на сайте https://coachfederation.org/icf-credential, в разделе Individual credentialing меню Associate Certified Coach (ACC) (активная ссылка на странице >>>) и далее, в зависимости от аккредитованного ICF статуса программы, обозначенного на Вашем сертификате, ACTP, ACSTH или путь портфолио и загружаете таблицу, в которой указаны 100 часов коучинга (75 из них платные), проведеннные, как минимум, с 8 клиентами. В таблицу включаются клиенты, работа с которыми началась после начала коучингового обучения по программе ACTP (с начала 1го модуля программы «Наука и Искусство Трансформационного Коучинга». По крайней мере, 25 часов из этих 100 должны быть получены в течение последних
18 месяцев до подачи документов на сертификацию в ICF.
Далее Вы проходите онлайн тест на знание компетенций ICF.
Сертификация коуча РСС ICF
Для получения сертификата коуча РСС ICF вы выбираете на сайте www.coachfederation.org, в разделе Individual Credentialing меню Professional Certified Coach (активная ссылка на странице >>>) и далее, в зависимости от обозначения аккредитованного ICF статуса программы, указанного на Вашем сертификате, ACTPб ACSTH или путь портфолио и загружаете таблицу, в которой указаны 500 часов коучинга (450 из них платные), проведенные, как минимум, с 25 клиентами. В таблицу включаются клиенты, работа с которыми началась после начала коучингового обучения в программе ACTP (с начала 1го модуля программы «Наука и Искусство Трансформационного Коучинга»). По крайней мере, 50 часов из этих 500 должны быть получены в течение последних течение 18 месяцев до подачи документов на сертификацию в ICF.
Далее Вы проходите онлайн тест на знание компетенций ICF.
Комментарии:
Оплата за подачу документов на сертификацию в ICF не включает оплату членства в ICF.
Документы можно подать/загрузить за один сеанс, длительность которого 30-60 минут, если у Вас готова вся информация.
После покупки Вы получите 2 email: один, в котором будет ссылка на подачу документов на сертификацию онлайн, и второй – с подтверждением оплаты.
Продление сертификатов ICF
Требования к возобновлению/продлению сертификатов коуча АСС ICF и РСС ICF 1 раз в 3 года.
Вы подаете документы онлайн на сайте www.coachfederation.org, в разделе Individual Credentialing меню Renewal Credential (активная ссылка на странице >>>) и далее АСС, РСС или МСС аккредитацию, и загружаете онлайн информацию, подтверждающую часы вашего обучения и коучинговой практики. После оплаты вам будет направлена ссылка на страницу подачи документов по электронной почте.
Для подтверждения сертификации вам необходимо набрать, как минимум, 40 часов дополнительного обучения в программах со значком ССЕ (Continuing Coach Education), завершенных в течение 3х лет с момента получения предыдущего сертификата ICF или с момента вашего последнего обновления сертификации. В эти часы должны входить 24 часа обучения Ключевым Компетенциям коуча.
Начиная с 2016 года, всем коучам-обладателям сертификатов ICF будет необходимо подтвердить обучение, как минимум, 3м часам CCE (Continuing Coach Education) в области коучинговой этики, чтобы выполнить требования для возобновления сертификации ICF. Это требование будет применяться для всех коучей, чьи статусы в ICF заканчивают свое действие после 31 декабря 2016 года. Это не относится к коучам, чьи аккредитованные статусы завершают действие 31 декабря 2015 года.
Только для тех коучей, которые продлевают статус АСС ICF, необходимо пройти 10 часов ментор-сессий, дополнительных к часам обучения на первоначальную сертификацию. 10 часов ментор-сессий необходимо пройти в течение 3х лет с момента первой подачи документов на сертификацию в ICF или с момента последнего продления сертификата. Это требование внесено для того, чтобы поддержать ваш рост как коуча и помочь вам продвинуться на следующий уровень сертификации.
«Я надеялся стать гуру и заработать»: Вся правда о коучинге в России
Текст: Виктория Чарочкина, Специальный корреспондент
«Вы будете работать с собственными состояниями, чтобы их можно было надевать как любимую кофточку», — щебечет коуч Александра Грак, доброжелательная женщина примерно 30 лет. Мы полчаса обсуждаем по скайпу мою проблему: чувствую, что у меня снизилась продуктивность на работе. Грак заявляет: случай типичный, но решать его придётся долго. За свою помощь она просит 3000 рублей за сессию (длится около часа).
Заканчивая разговор, я спрашиваю, когда мы обсудим детали моей работы. До сих пор коуч просила только оценить степень удовлетворённости условиями труда и оплатой и даже не спросила, где и кем я работаю. Отвечает: «Мне в подробностях знать о вашей работе для коучингового процесса необязательно. Главное, чтобы вы сами понимали, о чём речь».
Это настораживает: днём раньше я общалась с Ириной Сорокиной, слушательницей магистерской программы для коучей НИУ ВШЭ, и она построила разговор по-другому (сессия проводилась бесплатно в рамках обучения коуча). На первой встрече в течение часа расспрашивала о карьерном пути и сути моей проблемы (ей я тоже пожаловалась, что ничего успеваю), обратила внимание на обстоятельства жизни вне работы.
Грак уже не студентка, именно по коучингу у неё есть несколько красивых сертификатов (три из четырёх она получила по итогам онлайн-курсов), но чем дальше мы говорим, тем сильнее всё происходящее кажется мне шарлатанством.
Коучинг в России появился не так давно — его расцвет начался во второй половине 2000-х. Как и на любом новом рынке, самозванцев и просто специалистов с низкой квалификацией хватает. «Секрет» разобрался, как устроена новая индустрия.
Сейчас в России около 3000 сертифицированных коучей, а через пять лет нужно будет до 50 000, предсказывает ICF Russia Chapter, российское отделение Международной федерации коучинга (это самая большая некоммерческая организация, объединяющая больше 24 000 коучей в 117 странах мира). В этом прогнозе ICF, по словам его представителей, основывается на динамике спроса.
Пока профессионалов мало, деньги зарабатывают самозванцы, прошедшие подготовку на сомнительных вебинарах, двухнедельных курсах или просто написавших на визитке слово «коуч». Похожим образом когда-то развивался рынок услуг психотерапевтов и психологов — сейчас найти серьёзного профессионала нетрудно, но ещё десять лет назад под видом аналитиков часто выступали недоучки и любители эзотерики.
На самом деле даже специалистам сложно определиться, что такое коучинг и как он должен работать. Некоторые практикующие коучи считают, что их работа — тип психологического консультирования. Другие относят его к методам консалтинга и тренинга. Третьи называют себя философами.
Коучинг бывает личным и корпоративным. В первом случае клиенты к коучу приходят по собственной инициативе, во втором его нанимает компания (но работает он с сотрудниками при этом всё равно индивидуально). Диапазон цен — от 1500 до 15 000 рублей за сессию. Командный коучинг (это когда специалист работает с группой ключевых сотрудников) стоит в несколько раз дороже.
Как работает коуч? Клиент приходит к нему с наболевшим — это может быть конкретная проблема или абстрактное желание что-нибудь изменить. Коуч не даёт прямых указаний. Скорее он вместе с клиентом пытается найти путь к цели, задавая вопросы и помогая найти на них ответы. Советы — спорный момент. Некоторые коучи считают, что коллега, дающий советы клиентам, «возвышает себя и превращается в наставника». Другие говорят, что не давать никаких советов — это снять с себя ответственность за процесс.
«Когда слышу слово «коуч», у меня аж мурашки по коже, становлюсь хищником и пытаю говорящих, к какому коучу они собираются», — усмехается серийный предприниматель Николай Фоменко. Его NVF Group Production занимается строительством, развивает салоны красоты и управляет другой недвижимостью. В Ростове-на-Дону, откуда Фоменко родом, коучи активизировались в 2012 году. В месяц, вспоминает он, появлялось около 15–20 новых коучей. Многие ещё не завершили обучение и должны были наработать часы практики. Правда, клиентам об этом они не говорили.
Фоменко в тот период казалось, что он достиг потолка в развитии своего проектно-строительного бизнеса, и он хотел понять, что делать дальше. Перепробовав около пяти человек, от каждого после неудачи он услышал, что надо найти «своего» коуча, который его «почувствует». «Уже потом я понял, что это оправдание», — говорит он. Сейчас предприниматель считает, что коучи «не смотрели на ситуацию со стороны, а примеряли её на себя». Но уровень их компетенций не соответствовал уровню развития предпринимателя, поэтому никак помочь они не могли. Разочаровавшись, Фоменко сам пошёл учиться на коуча и теперь применяет полученные знания в управлении.
Первая программа обучения коучингу в России появилась в 1998 году, ещё несколько открылось в первой половине нулевых. В основном в страну привозили западные технологии и приезжали зарубежные коучи — например, Мэрилин Аткинсон, основатель Эриксоновского университета (в России и СНГ это крупнейшая обучающая организация). Тогда переводчики отказывались использовать слово «коучинг» — говорили, что такого нет. Позже стали развиваться отечественные программы.
Есть адепты голографического коучинга — «метода консультирования, построенного на голографической парадигме Вселенной», который «объединяет в себе последние достижения квантовой физики и восточной философии».
Несмотря на противоречия, профессиональное поле коучей сформировалось, пришли международные ассоциации и аккредитованные ими программы. Сейчас минимальный срок обучения, который необходим для получения сертификата профессионального коуча, в ICF составляет 128 часов. Чтобы получить другие уровни сертификации, нужно наработать 100, 500 или 2500 часов практики (уровни АСС, РСС, МСС). Первых в России несколько сотен человек, вторых — около 50, последних — двое. Каждый год коуч должен подтверждать свою квалификацию: не менее 40 часов занятий. Такие требования у профессиональных организаций вроде ICF, Assocation for Coaching.
Но не все участники рынка считают сертификаты ассоциаций достаточным подтверждением профессионализма коуча. Например, профессор Андрей Россохин настаивает, что для работы коучем нужно высшее образование. В России такая программа одна, но в мире коучинг преподают как отдельную университетскую дисциплину (например, в INSEAD, Stanford Graduate School of Business, Портсмутском университете, Лондонском университете и других). Программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», которую Россохин запустил в Вышке, стала новым витком в развитии рынка. При этом ещё семь лет назад он не верил, что в России можно организовать высшее образование в области бизнес-коучинга. Тогда он работал в школе INSEAD на магистерской программе по психоаналитическому бизнес-консультированию вместе с профессором Манфредом Кетсом де Врисом, разработавшим психоаналитический подход к менеджменту. Именно Кетс де Врис предложил коллеге открыть подобную программу в России.
«Я несколько лет говорил Манфреду, что это вообще невозможно — образование в сфере коучинга здесь находится на самом раннем этапе развития, — вспоминает Россохин. — Люди после нескольких семинаров провозглашают себя коучами, а тут — двухлетняя программа. Я не хотел тратить время». Теперь его программа — среди лидеров магистерских коммерческих программ в России, за пять лет у неё более 250 выпускников, среди которых есть и ветераны коучинга. «Да мы все там учились», — вспоминает экс-президент ICF и основательница Европейского центра бизнес-коучинга Наталия Долина.
Параллельно с профессиональным развивался и дикий сегмент рынка. Андрей Россохин сравнивает развитие коучинга в России с тем, как развивалась психология: после распада СССР в страну стали приезжать иностранцы с самыми маргинальными и псевдонаучными направлениями. Семинары по НЛП тогда собирали по 200–300 человек. «Пара семинаров — и ты психолог, образование не нужно, можешь лечить любые проблемы за пять минут», — иронизирует Россохин. Но прошло несколько лет — и клиенты стали искать специалистов с профильным образованием, а приверженцев боевого НЛП и других псевдонаучных дисциплин отметать. Зато сомнительные методики перекочевали в коучинг.
Расцвет шарлатанства начался в конце нулевых вместе с популяризацией коучинга. Этому способствовал кризис — как в 90-е процветали экстрасенсы, так и несколько лет назад на сцену вышли разные волшебники для бизнеса.
Например, есть адепты голографического коучинга — «метода консультирования, построенного на голографической парадигме Вселенной», который «объединяет в себе последние достижения квантовой физики и восточной философии». Его основатель Зина Йенсен-Маар утверждает, что материальный мир представляет собой «гигантскую голограмму, созданную мыслями и эмоциями человека». Теория голографической Вселенной действительно существует, но Йенсен-Маар, во-первых, использует её как доказанный факт, а во-вторых, дополняет и обещает научить «улыбаться голограмме» так, чтобы «реальность изменилась в ответ».
«По-настоящему учиться долго и дорого, нужно инвестировать в себя и обучение. Однако люди часто верят, что достаточно овладеть простейшими техниками, что-то схватить и можно быстро зарабатывать деньги»Некоторые коучи используют тета-хилинг, энергоинформационное целительство, солопрактику и тому подобные аттракционы. Главная фишка этих техник — скорость. Если человек захочет решить свои проблемы с помощью коуча и НЛП, ему пообещают всего несколько сессий. Если человек захочет стать коучем-солопрактиком, ему тоже посулят, что он освоит курс за несколько недель.
«Коуч сказал, что я сразу почувствую изменения, буквально через неделю. Но я почувствовала только свои эмоции, а не результат», — старается сформулировать помягче Валерия Ежкова, основательница школы иностранных языков La Maison De Valerie. Когда она работала PR-директором в крупной международной компании и думала открыть своё дело, знакомые посоветовали специалиста, который брал 60 000 рублей в месяц. Но Ежкова нашла другого: «Это был начинающий коуч. Он привлёк дешевизной: зачем платить ежемесячно 60 000 рублей, если можно неделю походить на занятия по 2000 рублей?»
Через неделю она не очень далеко продвинулась в решении своей проблемы, чувствовала только злость и от коуча решила уйти. Сейчас встречается с другим специалистом раз в месяц и уже не ждёт быстрых изменений. У прошлого коуча, вспоминает она, было сразу два сертификата, но, видимо, получить их без психологического бэкграунда не проблема.
«Посчитайте, сколько в комнате чёрных предметов», — предлагает ведущая вебинара школы Virtus Coach. Участники отправляют число в чат. Ведущая предлагает по памяти написать число белых предметов в комнате, а потом сосчитать их. Удивлённые участники пишут, что их оказалось гораздо больше, чем они думали, и ставят много восклицательных знаков. Ведущая торжествующе подводит итог: вы фокусировались на чёрном, а не на белом, так же и клиенты фокусируются на негативе, а надо заставить их увидеть возможности. Ещё один её урок — посмотреть на проблемную ситуацию с трёх сторон: своими глазами, глазами человека со стороны и «глазами мудреца». Именно с позиции последнего, говорит ведущая, должен и смотреть на клиента коуч.
Полтора часа вебинара проходят в таких упражнениях, слайдах о том, что такое закрытые и открытые вопросы, а ближе к концу начинается рассказ об этапах коуч-сессии. За 20 часов занятий, которые стоят 10 000 — 20 000 рублей (в зависимости от формата), академия обещает обучить слушателя технологиям коучинга. Для сравнения: такого результата в ВШЭ обещают достичь только через два года полноценного обучения с постоянной практикой и её разбором. Например, каждую неделю ученики смотрят видео сессий с топ-менеджерами и обсуждают их, а также проводят сессии сами — каждую из них потом супервизирует преподаватель.
«По-настоящему учиться долго и дорого, нужно инвестировать в себя и обучение. Однако люди часто верят, что достаточно овладеть простейшими техниками, что-то схватить — и можно быстро зарабатывать деньги», — комментирует разные форматы обучения Андрей Россохин. Курсов «коучинга за несколько недель» действительно много, хотя в ICF аккредитовано только 11 программ (есть ещё несколько центров, которые признаны в профессиональном сообществе).
Остальные коучи объединяются в дублирующие ассоциации с названиями вроде «Международная ассоциация русскоговорящих коучей» и «Международная ассоциация голографического коучинга и менторства». Этими названиями щеголяют курсы, которые предлагают научиться коучингу онлайн и быстро. В ICF объясняют, что у таких организаций нет стандартов и понимания коучинга как отдельной дисциплины, а даже если они где-то и прописаны, то никто не следит за соответствием.
Те же люди, что в конце нулевых учили пикапу, а потом тому, как получить быстрые деньги и стать предпринимателем, теперь стали рассказывать, как проводить коуч-сессии. Причём многие из них и сами не проходят соответствующего обучения, говорит координатор сертификационных программ Эриксоновского университета Ирина Кадочникова: «Статистики нет, но часто появляются люди, которые просто прочитали одну книжку или вообще прошли одну коуч-сессию и решили: я уже слышал, какие вопросы коуч задаёт, и я тоже так могу».
Некоторые заявляют, что клиент просто не понимает, что такое коучинг. Другие говорят, что клиент сопротивляется изменениям. Третьи считают, что он не готов брать ответственность на себя. На волне популярности стали запускаться программы, имеющие мало отношения к коучингу. В 2011 году инфобизнесмен Андрей Парабеллум запустил «Коучинг на миллион», где предлагал сделать участников миллионерами: речь шла об обучении предпринимательским навыкам, это даже близко не было похоже на коучинг.
Ижевский предприниматель Зуфар Гарипов прошёл у Парабеллума и бизнес-тренера Николая Мрочковского другую программу. В 2012 году у него был убыточный бизнес на производстве одежды. Гарипов искал деньги и наткнулся на тренинг, который обещал за три недели превратить его в инфобизнесмена. «Я надеялся стать гуру и заработать», — вспоминает он. Уже в первую неделю после окончания курса он заработал 45 000 рублей и очень впечатлился. Себя он называл и тренером, и коучем, однако сейчас признаёт: коучинг — это не то, чем он занимался.
«Качество продукта, который я предоставлял, было не очень», — говорит Гарипов. Вскоре его стало огорчать, что помочь всем не получается, удовольствия от дохода не было, а тут как раз подвернулась возможность для нового бизнеса, и Гарипов с головой ушел в своё дело (сейчас он гендиректор сети кофебаров «Кофе Лайк»).
Гарипов говорит, что разочаровался в коучах и тренерах, и теперь советуется только с состоявшимися предпринимателями: «В бизнесе всё не так просто, как я когда-то рассказывал. На тренинге меня учили, что есть пять правил, которых надо придерживаться, и всё будет хорошо. Но сейчас я знаю, что бизнес — гораздо более сложный организм».
Такие программы дискредитируют понятие коучинга (у которого и так трудная судьба). В профессию приходят люди, которым кажется, что стать коучем легко.
«Для них нет никакой разницы — что ты прошёл курс за три дня, что программу за несколько месяцев. Мозг таких горе-коучей вмещает вот столько, а нужно вот столько, — разводит руками маркетолог Анастасия Вяткина, которая помогает инфобизнесменам с продвижением. — И потом все вокруг говорят, что коучинг не помогает. А почему? Потому что это уровень психолога на кухне с рюмкой водки».
Большинство тех, кто быстро и при этом поверхностно обучился модной профессии, не сомневаются в своих знаниях. Примеров осознания своей некомпетентности мало. Этому способствуют и клиенты. Многим достаточно того, что кто-то их просто выслушал.
Если клиент разочарован, ему говорят, что он пришёл не к тому специалисту, или обвиняют в глупости. «Одна из любимых отмазок инфобизнесменов: ты тупой, — смеётся Вяткина. — Им говорят: но вы же гарантировали, что я — то, у меня будет это… А они в ответ: да, но ты же тупой».
Некоторые заявляют, что клиент просто не понимает, что такое коучинг, и пришёл не к тому специалисту. Другие говорят, что клиент сопротивляется изменениям. Третьи считают, что он не готов брать ответственность на себя. «Единственный приемлемый клиент, который им остаётся, этот тот, который будет смотреть в рот, — возмущается Россохин. — Вообще-то это наша работа — помочь человеку понять что-то, открыться новому, взять ответственность на себя. И преобразовать это всё в изменения в своем бизнесе. А если он ко всему уже готов, зачем нужен коуч?»
Впрочем, Россохин не опасается, что дилетанты и шарлатаны дискредитируют профессию: «Коучинговая культура будет постепенно расти, увеличится спрос на профессиональных коучей с высшим образованием, супервизиями и рекомендациями».
Как любой новый и быстроразвивающийся рынок, рынок коучинга переживает кризис доверия, а опытным профессионалам взяться просто неоткуда — профессия слишком молода. Точно такой же путь проделал рынок психотерапии, а до него — маркетинга: специальность появилась ещё в середине XIX века, но её подлинная ценность обнаружилась только в 1950-х.