Коуч это кто и чем занимается простыми словами
Кто такой коуч и чем занимается: подробный обзор профессии
У большинства из нас есть желания, стремления, цели, несбывшиеся мечты. В интернете и книгах можно найти много информации о том, как научиться достигать целей, причем она очень разноплановая и порой противоречивая. А главное, сколько ни читай, результата нет, потому что чего-то в этих инструкциях не хватает. Или кого-то.
Коуч – это человек, который помогает в достижении целей. Как он это делает, можно ли доверять такому учителю, в чем особенности коучинга, и как самому научиться этому ремеслу – об этом наш сегодняшний материал.
Определение
Само слово “coaching” в современной интерпретации переводится как “тренировка”. Определение же звучит так:
Коучинг – это особый вид консалтинга, в ходе которого специалист, то есть коуч, помогает своему клиенту достичь определенных личных или профессиональных целей.
В определении вроде нет ничего сложного, но тем не менее оно не отвечает на наши вопросы, поэтому будем разбираться с понятием “коучинг” и объясним, что это такое более простыми словами на примерах.
Живет в городе N менеджер “самого среднего звена”, у которого есть желание поехать на стажировку в Лондон. Но он никак не может начать действовать, не знает, с какого боку подойти к этому вопросу и какие конкретные шаги предпринять. Что тут можно сделать:
Особенности коучинга у нас в стране
Считается, что коучинг зародился в 1974 году, когда Тимоти Голви издал свою книгу “Теннис как внутренняя игра”. Так что эта теория не нова, и сейчас в США и Европе к помощи коучей прибегает множество людей.
В нашей стране к коучам, как и к психологам, отношение довольно неоднозначное. Многие считают, что им не нужна помощь таких специалистов, а цель всех этих консультаций в том, чтобы заработать денег на простачках. Результата все равно не будет и, вероятно, станет еще хуже после “промывания мозгов”.
Ситуация с психологами постепенно меняется, все больше людей признают, что у них есть психологические проблемы, и стремятся их решить. Возможно, и коучинг скоро станет более популярным.
Отличие от других видов консалтинга
Есть несколько направлений в сфере консультаций, которые можно спутать с коучингом:
На самом деле коучинг отличается от этих видов консультаций, хоть и использует некоторые инструменты из той же психологии. Коуч в отличие от психолога не решает проблемы и не работает с прошлым, а помогает достигать целей в будущем. В отличие от тренера он не расписывает программу, не дает советы и не указывает, что делать.
Как работает коуч
Работа коуча заключается в том, чтобы задавать правильные вопросы. Их может быть много или мало. Задача – вывести клиента на его особенный путь для достижения цели. Инструменты коучинга помогают:
При этом коуч не дает никаких советов, ко всем выводам клиент приходит сам, разрабатывает персональный план, который соответствует его стремлениям и характеру.
Надеюсь, теперь стало немного понятнее, чем занимаются эти специалисты.
Виды коучинга
Чаще всего такие специалисты не занимаются всеми вопросами, а специализируются на одной из сфер:
Обычно на одной встрече, которую называют “сессия”, коуч работает с одним клиентом, в отличие от тренингов, которые чаще всего проводят для группы людей. В зависимости от целей и желаемых результатов вы можете встречаться часто в течение небольшого промежутка времени или редко для коррекции долгосрочного плана.
Как понять, поможет ли коучинг
Если у вас есть цель и готовность к ней идти, то сможете и сами достичь нужного результата, но в одиночку двигаться сложно. Мы не видим ситуации со стороны, не можем оценить все возможности и пасуем перед трудностями.
Коучинг помогает наметить четкий путь, пройти по нему более быстро и безболезненно, не потерять верное направление. Если нет цели или внутренней мотивации, то маловероятно, что коучинг поможет.
Еще один важный момент – у вас должно быть доверие и уважение к специалисту. Если человек вам неприятен, вы сомневаетесь в его компетенции и подозреваете, что толку от консультаций не будет, то лучше не тратить свое время и силы.
В остальных случаях вы вполне можете обратиться к такому консультанту. Многие думают, что это нужно только бизнесменам или менеджерам, но на самом деле любой человек может прийти со своими задачами к профессионалу. Мы ведь все равно приходим с ними к жене, мужу, другу. Это тоже классно, но иногда нужна и более квалифицированная помощь.
Как выбрать коуча
Частично мы уже затронули эту тему. Чтобы получать пользу от каждой сессии, нужно доверять специалисту. Поэтому в коучинге важны не только приемы, но и личные качества человека:
Вот перед вами прекрасный человек, который располагает к себе и вызывает доверие. Но ведь важно не только это. Меня долго интересовал вопрос, который и у вас, наверное, крутится в голове: “Как понять, что перед вами профессионал, а не дилетант, который прочитал пару книг и решил, что он коуч?” Ведь в университетах нет такой специальности, но все же этой профессии где-то учатся.
Да, для этого есть специальные обучающие центры. Подготовка проходит в формате курса от 1 – 3 месяцев интенсивных занятий и до 10 – 12 месяцев дистанционного обучения. Эти центры получают сертификацию в Международной Федерации Коучинга (ICF), так отслеживается уровень подготовки специалистов. У профессионального коуча должен быть сертификат международного образца.
Как еще отличить хорошего специалиста:
Чтобы быть уверенным в компетентности консультанта, прислушивайтесь к рекомендациям людей, которым доверяете. Этот подход работает в большинстве случаев.
Как стать коучем
Коучинг становится все более востребованным в нашей стране. Мы часто перенимаем опыт Западной Европы в бизнесе и жизни, поэтому можно предположить, что эта тенденция сохранится в ближайшее время.
Сейчас опытный специалист получает от 100 долларов за сессию, которая длится от 60 до 90 минут. Развиваясь и проводя регулярные консультации, можно хорошо зарабатывать.
Чтобы получить соответствующее образование, нужно пройти такие шаги:
Заключение
Мы разобрались, кто такой коуч и чем он занимается, с какими вопросами можно обратиться к нему, как найти хорошего специалиста и как самому им стать. Какие вопросы у вас остались? Напишите их в комментариях и расскажите, как вы относитесь к коучингу. Хотели бы испытать его на себе или стать таким специалистом?
Если статья вам понравилась, поделитесь ей с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на новые материалы iklife.ru и узнаете, кто такой блогер, видеомонтажер, как получить новую востребованную профессию, зарабатывать больше денег и правильно ими распоряжаться.
Желаю достигать своих целей и радоваться жизни.
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.
Кто такой коуч простыми словами с примерами
Многие слышали о коучах, но не вполне понимают, чем они занимаются и зачем нужны. Разложим по полочкам функционал коуча и расскажем, где можно обучиться модной, востребованной и хорошо оплачиваемой профессии, не попав в сети мошенников.
Кто такой коуч?
Слово коуч пришло в русскую лексику из английского языка. В переводе означает «тренер». Известно, что в начале XIX века студенты Оксфордского университета так называли наставника (но не учителя!), который помогал им готовиться к экзаменам.
В 80-х годах прошлого столетия профессор и спортивный тренер Тимоти Голви выдвинул концепцию, согласно которой победа в спортивных соревнованиях возможна только тогда, когда спортсмен преодолеет «соперника в своей голове». По мнению Голви, роль тренера не ограничивается передачей технических знаний, важно научить игрока чётко представлять картину желаемого результата и работать с его душевным состоянием.
Как только спортсмен избавится от внутренних сомнений, страхов, неуверенности, его игра станет значительно лучше.
Теория получила неожиданный отклик у читателей, вышла за пределы спортивной психологии и стала активно применяться в других областях деятельности человека. С Тимоти Голви началась история развития коучинга.
В современном понимании коуч – специалист, обучающий одного человека или группу людей достигать конкретные цели за счёт мобилизации внутренних ресурсов.
Что входит в работу коуча?
Коуч работает над чётко обозначенной проблемой, которую озвучивает клиент:
Запрос к коучу может поступить от бизнес-компании, заинтересованной в формировании у сотрудников деловых качеств. В таком случае тренер работает с группой людей, чаще всего объединённых по выполняемому функционалу: менеджеры, администраторы, консультанты, дизайнеры.
Психолог и коуч: в чём отличия
Общение коуча с клиентом напоминает по форме психологическую консультацию или тренинг, но отличается по содержанию. Чтобы решить актуальную проблему, психолог возвращает клиента в прошлое. Через повторное проживание каждого момента жизни, психолог совместно с клиентом ищет первопричину проблемы.
Прорабатывая неудачный прошлый опыт, специалист создаёт условия для эмоционального очищения. Считается, если устранить психологическую травму, откроются пути для дальнейшего развития. Для клиента психолог выполняет роли врачевателя и эксперта. Такая коррекция может затянуться на длительное время.
Коуч работает с клиентом на партнёрских началах «здесь и сейчас». Для него не имеет значения, почему и когда у человека возникли проблемы. Он не корректирует эмоциональные переживания клиента, не занимается выявлением детских травм, не выдаёт советов и рекомендаций, не предоставляет готовых решений.
Наше прошлое не должно определять наше будущее. Тони Роббинс, американский лайф-коуч
Работа коуча организована таким образом, чтобы человек сумел:
Встречи коуча с клиентами изначально не рассчитаны на длительный срок. Хороший тренер владеет широким арсеналом методик быстрого достижения поставленной цели.
Этапы работы коуча с клиентом
Чтобы выйти вместе с клиентом на положительный результат, тренер совместно с ним проходит несколько последовательных этапов.
1. Во время первой встречи коуч оценивает текущую ситуацию, масштабы проблемы, оценивает готовность подопечного сотрудничать в рамках предложенного формата, изучает уровень мотивации клиента.
2. На втором этапе коуч побуждает человека расставить жизненные или профессиональные приоритеты (в зависимости от запроса), более чётко обозначить свою цель и результат, которого он хочет достигнуть. В ходе глубокого анализа часто раскрывается истинная цель, которая кардинально отличается от заявленной первоначально.
3. На третьем этапе, с помощью правильно подобранных вопросов, коуч стимулирует другого человека заниматься самоанализом, размышлять, находить ответы на вопросы внутри себя самого. С поддержкой тренера клиент составляет план достижения цели, в котором обозначает конкретные шаги, сроки и способы выполнения.
4. Заключительный этап – это финишная прямая. У клиента снимаются психологические барьеры. Клиент знает свои сильные стороны, заряжен энергией и готов идти к намеченной цели.
Важное условие, которое должен соблюдать коуч в своей работе: безоговорочная вера в подопечного. Как только клиент почувствует, что тренер не верит в его возможности, обучение теряет смысл, планируемый результат не будет достигнут.
В каких сферах бывают коучи?
Человек испытывает проблемы в различных сферах жизни, поэтому коучинг охватывает все возможные направления поддержки и мотивации. Традиционно коучинг делится на два вида: лайф и бизнес.
Лайф-коучинг
Лайф-коучинг – это поддержка человека в решении задач личного характера. Многообразие клиентских запросов требует специфического подхода в их решении, поэтому в лайф-коучинге можно выделить ряд более узких ниш.
Тема коучинговых ниш подробно проработана Мерилин Аткинсон, президентом Международного Эриксоновского Университета Коучинга.
В представленной ниже таблице перечислены частные разделы лайф-коучинга с примерными запросами от клиентов и планируемыми результатами в каждом случае.
№ | Коучинговая ниша | Запросы клиентов | Результаты коучинга |
---|---|---|---|
1 | Коучинг успеха | Ощущение нереализованности, потребность в обретении счастья определение жизненных приоритетов | Преодоление негативного мышления, определение целей, составление плана по реализации целей |
2 | Коучинг восстановления | Поддержка после лечения от наркотической, алкогольной, игровой зависимости | Успешная коммуникация, управление временем, повышение самооценки, мотивация к поиску работы |
3 | Коучинг личностного развития | Потребность в самосовершенствовании осознание сильных сторон | Определение способов повышения уровня счастья, материального благополучия, качества жизни |
4 | Коучинг мотивации | Отсутствие позитивного отношения к достижению целей | Определение ключевых сложностей, выявление истинной мотивации, определение способов полного использования мотивации |
5 | Коучинг здоровья | Негативные мысли и страхи в отношении собственного здоровья, переживания, связанные с неизлечимой болезнью | Развитие позитивного взгляда на здоровье, обретение баланса между физическим и психологическим состоянием, умение сохранять качество жизни при неизлечимой болезни |
6 | Коучинг карьеры | Поиск новой работы, продвижение по карьерной лестнице | Определение талантов и потребностей, составление плана действий по поиску работы и карьерному продвижению |
7 | Коучинг отношений | Трудности с установлением контактов, дружеских отношений с другими людьми, сложность в поиске подходящего партнёра | Повышение самооценки, владение способами сохранения личных границ, конструктивное общение с окружающими, развитие умения выявлять потенциальных для себя партнёров, строить с ними долгосрочные отношения |
8 | Семейный коучинг | Кризис семейных отношений, трудности адаптации у молодых или приёмных родителей к новой ситуации, проблемы в воспитании осознание трудностей и их причин | Составление пошагового плана по созданию и поддержанию доверительных отношений между всеми членами семьи |
9 | Коучинг разводов | Болезненные переживания и чувство потерянности в | Умение поддерживать эффективное общение с бывшим партнером, разработка здоровой стратегии в совместном воспитании детей, постановка цели по повышению уровня собственной независимости и финансовой стабильности |
10 | Коучинг духовности | Поиск внутреннего мира и истинных духовных ценностей | Осознание своего жизненного предназначения, повышение самоуважения, умение решать вопросы физического, духовного, умственного плана, используя внутренние ресурсы |
Таблица 1. Специализация лайф-коучинга
Лайф-коучинг, как методика, постоянно развивается. В каждой стране она пополняется собственными нишами. В последние годы в России стала востребованной помощь коучей в работе с детьми и подростками для повышения их успешности в учебной деятельности, развития мотивации по подготовке и сдаче ЕГЭ.
Относительно новым видом является финансовый коучинг, посещая который клиенты учатся экономить и правильно инвестировать накопленный капитал.
Бизнес-коучинг
Предприниматель любого уровня, заинтересованный не просто в получении стабильной прибыли, но и в развитии бизнеса, вкладывается в коучинг для сотрудников. Он знает, что его затраты будут оправданы.
Многие предприниматели имеют штатного коуча, который мотивирует коллектив на реализацию стоящих перед компанией задач. В бизнес-коучинге также можно выделить несколько ниш.
№ | Коучинговая ниша | Запросы клиентов | Результаты коучинга |
---|---|---|---|
1 | Коучинг управления | Преодоление застоя в бизнесе, повышение успешности компании | Выработка правильной стратегии в развитии компании, совершенствование управленческих навыков, постановка измеримых целей |
2 | Коучинг предпринимателей | Создание собственной компании, выход из кризиса | Расширение деловых контактов, рациональное управление временем и финансами, владение маркетинговыми инструментами и способами личного продвижения, применение технологий роста производительности |
3 | Executive коучинг | Быстрое достижение бизнес целей | Определение миссии компании, владение знаниями по лучшему способу найма и удержания ключевых работников, снижение текучести кадров, развитие самоуправления сотрудников, разработка бизнес-плана |
4 | Маркетинг-коучинг | Успешное продвижение товаров и услуг | Умение исследовать потребительский рынок, ориентация на настроение и поведение пользователей, внедрение нового коммуникационного канала, создание стратегии на долгий срок с применением привлекательных маркетинг-сообщений |
5 | Коучинг продаж | Поиск новых бизнес партнеров и способов увеличения объема продаж | Владение эффективными навыками продаж, искусством ведения переговоров, разработка пошагового плана по увеличению объёмов продаж |
6 | Коучинг лидерских навыков | Улучшение коммуникации с коллегами и коллективом в целом | Умение управлять сложными ситуациями (увольнение), мотивировать коллектив на достижение результата, делегировать ответственность и полномочия |
Таблица 2. Специализация бизнес-коучинга
В бизнес-коучинге, в отличие от лайф-коучинга, цель и пути её достижения определяются не для отдельного человека, а для всего предприятия.
Зачем нужен коуч и как он может помочь?
В коучинге нуждаются не все. Если человек не хочет ничего менять в жизни и всем доволен, ему коучинг не нужен.
Коучинг рекомендуется тем, кто недоволен состоянием дел на работе, стремится к своей мечте, а она отодвигается от него всё дальше и дальше, кто желает достичь большего и лучшего, но не знает, как это сделать.
Внутренние комплексы, страхи, ограничения, навязанные стереотипы влияют на мышление и поведение человека, становятся преградой в личностном и профессиональном развитии. Сам человек их не понимает и не осознаёт.
Коуч видит ситуацию со стороны. Он помогает клиенту определить ограничения и убрать со своего пути. Освободившись от сдерживающих барьеров, человек начинает действовать по-другому и получает лучший результат своего труда или отношений.
Коуч раскрывает внутренний потенциал клиента, то, чего не могут сделать ни друзья, ни коллеги.
Как выбрать, где найти профессионального коуча и как не нарваться на самозванца?
В России коучинг – относительное молодое направление. Официально профессии коуча в стране не существует, хотя услуги активно предлагаются и являются востребованными.
В такой ситуации можно легко попасть в руки самозванцев и, потратив немалые деньги, не получить желаемого результата. Каких критериев следует придерживаться при выборе коуча?
Сертификат
Первый критерий профессионала, как в любой другой сфере, – документ об образовании. В отечественных университетах не обучают коучингу, но имеется ряд международных ассоциаций с аккредитованными ими программами. В России на сегодня около 30 000 сертифицированных специалистов.
Наличие сертификата, выданного Международной Федерацией Коучинга говорит о качественной подготовке тренера. В таком сертификате стоят значки: «АСТР» либо «ACSTH» и уникальный номер. По номеру, сделав запрос провайдеру обучающей программы, можно узнать, кому принадлежит сертификат.
Квалификация
К сертификату об образовании прилагается документ о квалификации. В нём указываются количественные показатели практического опыта коуча.
Уровни квалификации обозначаются значками:
Иные сертификаты с названием «международный» и печатью не являются гарантией качественной программы.
Коучинговая ниша
Каждый тренер специализируется на определённом виде услуг. Если необходимо решить вопросы, связанные с бизнесом, то не нужно обращаться к коучу, помогающему в вопросах воспитания детей, даже если он самый лучший в своей области.
К бизнес-тренеру не приходят за консультацией по вопросам разводов, здорового образа жизни. Ведь никому не придёт мысль попросить учителя математики оказать помощь в изучении иностранного языка, а сантехника разобраться с электричеством в квартире.
Сбор информации
Коучи продвигают свои услуги с помощью интернета. Перед обращением к тренеру нелишним будет изучить его странички в социальных сетях, персональный сайт.
Прочитайте статьи, размещённые на сайте. По мнению Михаила Молоканова, консультанта Русской Школы Управления, профессиональный и уважающий себя коуч никогда не будет размещать на своём сайте плагиат, а его статьи будут изложены простым языком.
Полезные знания можно извлечь из отзывов. Стоит обратить внимание на те изменения, которые, по словам клиентов, произошли в их жизни после коучинга, и насколько они соответствовали ожиданиям.
Если в процессе сбора информации что-то настораживает и вызывает сомнения, взвесьте все «за» и «против», прежде чем обратиться к коучу. Помните, что работа будет эффективной в атмосфере доверия.
Как ведут себя самозванцы
Чтобы отличить профессионала от самозванца, нужно иметь представление о характерных приёмах работы коуча:
Самозванец, не прошедший специальную подготовку, ведёт себя иначе:
Станислав Шекшня, специалист в области корпоративного управления, рекомендует заключать контракт с коучем, в котором обозначить пункт досрочного прекращения работы. Это позволит вовремя распрощаться с тренером-самозванцем. По мнению С. Шекшни, если после третьей сессии пропадает энтузиазм в обучении, программу следует прекратить.
Сколько стоят услуги коуча?
Стоимость услуг коуча зависит от нескольких факторов. В небольших населённых пунктах прайс будет на порядок ниже, чем в мегаполисе, несмотря на отсутствие большой конкуренции.
Цена за работу с командой выше, чем индивидуальная сессия за одинаковый промежуток времени. Услуги мастера стоят в разы дороже услуг начинающего коуча.
В 2021 году цена за лайф-коучинг стартует от 1 000 руб. в час, за бизнес-коучинг – от 1 500 руб. в час. Стоимость командного коуча составляет 20 000 рублей в час и 60-100 000 рублей за 1 сессию (3-5 часов).
Как считают специалисты в области коучинга, у авторитетного и зарекомендовавшего себя тренера адекватная стоимость одного дня работы не опускается ниже 1 000 долларов. Если цена выходит за пределы 15 000 долларов, это говорит либо о высоком уровне специалиста, либо о неоправданном нахальстве.
Как стать коучем с нуля самостоятельно
Если вы задались целью стать коучем, определите, в какой области можете считать себя экспертом. Несмотря на расхожие суждения, что коуч не должен быть профи или успешным человеком в какой-либо сфере, это не так.
Невозможно стать бизнес-коучем, не разбираясь в бизнес-стратегиях, не имея за плечами опыт работы в бизнес-компании. Трудно мотивировать пары на развитие отношений, пережив несколько разводов. У клиентов, желающих получить ответы на финансовые вопросы, вряд ли вызовет доверие коуч, внешний вид которого говорит о материальном неблагополучии.
Адекватно оцените свои личностные особенности. Коуч должен обладать эмпатией, хорошими коммуникативными умениями, быть профессионально ориентированным на работу с другими людьми. Если вы интроверт, с трудом устанавливаете контакты с окружением, устаёте от общения, эта работа не для вас.
Чтобы стать бизнес-тренером, желательно иметь экономическое образование, а чтобы реализовываться, как лайф-коуч – психологическое.
Если нет ни того, ни другого, недостаток следует восполнить: подобрать соответствующие образовательные программы, заняться самообразованием. Это база, к которой обязательно прилагается дополнительное обучение на коуч-тренера.
Где учиться коучингу
Сертификаты международного образца можно получить, пройдя обучение по программам Международной Федерации Коучинга. На сайте Федерации представлены аккредитованные партнёры, работающие в России и бывших странах СНГ.
Российский вариант курсов по обучению коучей:
Другие варианты курсов следует тщательно фильтровать. Важный критерий отбора – сертификация и квалификация преподавателей в Международной Федерации Коучинга.
Плюсы и минусы этой профессии
Как в любой профессии, в работе коуча есть свои преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести:
В заключении
Коучинг в России только начинает развиваться. Эта услуга, позволяющая получить нужный результат за короткий срок.
Профессиональный коуч безболезненно выводит клиента из зоны комфорта и помогает пройти туда, куда человек даже не мечтал попасть, за счёт раскрытия личностных резервов и снятия внутренних комплексов.
Коуч мотивирует клиента открыть дверь в будущее, за которой его ждут новые открытия, способные изменить жизнь к лучшему.