Который уже час что то есть охота чайку бы

Образец текста разговорного стиля речи

Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

Ну, мы-то с тобой сегодня о-го-го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

Догадываюсь! И что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Упражнение 1.

Возьмите интервью у вашего однокурсника (знакомого, товарища) на одну из тем: 1. Как вы провели отпуск? 2. Как прошло ваше путешествие? 3. Окончание школы (гимназии, лицея). 4. Поступление в вуз. 5. Как вам нравится студенческая жизнь? Можете предложить тему сами.

Упражнение 2.

Прочитайте в виде образца разговорного стиля речи два письма В. Я. Лакшину, писателю, публицисту, Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892—1975), писателя, рассказчика, очеркиста, отличающегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

I. 23 июня 1969. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень немногими добавлениями. Благодарю за доброту, дружеское письмецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не выползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания! От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям-новомировцам. Дружески обнимаю. И. Соколов-Микитов Р.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на Божий свет.

II. 8 августа 1968. Карачарово Дорогой Владимир Яковлевич! Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье. Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли? Крепко жму руку И. Соколов-Микитов

Обратите внимание на основные компоненты письма

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

Выделите признаки разговорного стиля: в лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, структуре предложений.

Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, интимным, а какое к деловым и в то же время дружеским? Почему?

4. Попытайтесь передать отношения И. Соколова-Микитова и В. Лакшина на основе первого письма и второго. Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие во втором? Подтвердите это фактами из писем.

Упражнение 3.

Напишите письмо близкому для вас человеку. Подумайте над формой и содержанием письма, какое оно будет. Нужно ли жаловаться или хвалиться? Выберите тон письма. Как закончить письмо?

Упражнение 4.

Запишите данные ниже слова по группам:

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, бе..порядок, беспр..дел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном значении), дом, навор..вать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье.

Продолжите примерами все группы слов.

Упражнение 5.

Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к двум стилям: а) к официально-деловому; б) к разговорному. При определении стилевой принадлежности фразеологизма вспомните характерные особенности лексики этих стилей. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) синонимичное ему слово или словосочетание.

Упражнение 6.

Прочитайте слова и определите их стилистическую принадлежность. Выделите морфемы слова.

Выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю речи.

Упражнение 7.

Прислушайтесь к речи других людей – дома, на улице, в магазине, в транспорте – и запишите 10 –12 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

Упражнение 8.

Составьте микротексты (по 2–3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы:

е) не так чтобы. а (но).

Упражнение 9.

Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста):

1) встреча друзей после летнего отдыха;

2) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля;

3) о своих музыкальных интересах;

4) о любимом певце, актере.

Упражнение 10.

Постарайтесь, используя выразительные средства языка, написать в разговорном стиле сочинение, в котором были бы разные типы речи. Сочинение может быть грустным, а может быть и веселым, юмористическим. Придумайте несколько заглавий, сопоставьте их, выберите наиболее удачное. Согласуйте начало текста с темой, идеей, стилем, жанром сочинения. Обратите особое внимание на окончание текста, имея в виду, что начало и конец в наибольшей мере зависят от цели высказывания и стиля.

Упражнение 11.

Составьте план, который помог бы связно, полно, но в то же время немногословно рассказать о разговорной речи на основе данного текста. Трудные для вас части сообщения включите в план в виде тезисов.

Разговорная разновидность литературного русского языка предстаёт в речи его носителей при их непосредственном и непринуждённом, неофициальном общении друг с другом. Эта монологическая, диалогическая или пол и логическая речьнеподготовленная, специально никем не обрабатываемаяотличается своими собственными синтаксическими конструкциями, особенностями фонетики и интонации, своими тенденциями отбора слов и их форм, словообразовательных средств, фразеологизмов. При этом разговорные варианты очень часто экспрессивно окрашены, обладают разнообразными выразительными и оценочными возможностями, отличными от экспрессивных возможностей письменной речи. Норма существует как в письменной, так и в разговорной речи. Нормы письменной речи зафиксированы в грамматиках, учебных пособиях, словарях и специальных справочниках. Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайноглавным образом в связи с фиксацией норм письменных и путём противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная.

Упражнение 12.

Проведите риторическую игру «Знакомство». Представьте, что вы едете на автобусную экскурсию, а с вами рядом сидит незнакомый человек. Вам хочется с ним поговорить. Продумайте, как вы построите диалог, с чего начнете, какие темы будете развивать.

Упражнение 13.

Составьте и запишите телефонный разговор, который может состояться у вас с возможным адресатом: родителями, другом, старшими родственниками, сестрой или братом.

Упражнение 14.

Напишите письма возможным адресатам: директору фирмы, в которую вы хотите устроиться на работу, подруге или другу, которого вы не видели много лет, близкому человеку из-за границы, где вы находитесь в турпоездке или долгосрочной командировке. Постарайтесь использовать в тексте разные типы речи. Следите за композицией вашего письма! В каких стилях будут написаны тексты? В чем разница?

Упражнение 15.

Проанализируйте, если это возможно, переписку в ЧАТе. Подумайте, как проявляют себя люди, общаясь в Интернете.

Упражнение 16.

Проведите риторическую игру «История». Все участники игры садятся в круг и по очереди рассказывают какую-либо историю. Рассказчик должен стараться не злоупотреблять вниманием слушателей, а слушатели должны помогать рассказчику, поддерживая его различными способами.

Упражнение 17.

Проведите риторическую игру «Давайте говорить друг другу комплименты». Суть игры заключается в следующем: все участники садятся в круг, обязательно замкнутый. Каждый «изобретает» комплимент соседу или соседке, а тот (или та) должен непременно найти долженствующий ответ, выразить благодарность за сказанный комплимент. Далее он (она) также произносит следующему игроку комплимент, а тот отвечает благодарностью. Таким образом круг замыкается. Далее происходит обсуждение выраженных комплиментов и ответов на них. Отмечаются лучшие авторы комплиментов.

Упражнение 18.

1) На основе данного диалога, составьте свой диалог «У врача»:

– Медсестра: Доброе утро! Вы записывались к доктору Филатову?

– Пациент: Здравствуйте! Да, я записывался два дня тому назад. Меня зовут Сергей Лаптев.

– Медсестра: Понятно. Да, я нашла Вашу историю болезни. Вам назначено на 10 утра. Сейчас без четверти 10. Не могли бы вы подождать 10-15 минут, пожалуйста? Доктор Филатову еще немного занят.

– Пациент: Да, конечно. Я буду ждать в холле.

– Медсестра: Вы можете заходить. Доктор ожидает Вас.

– Доктор: Доброе утро! Чем я могу Вам помочь?

– Пациент: Доброе утро, доктор! Я не очень хорошо себя чувствую в последнее время.

– Доктор: Каковы основные симптомы, которыми Вы страдаете?

– Пациент: У меня частые головные боли и лихорадка. Кроме того, я часто чихаю и кашляю в эти дни.

– Доктор: Ясно. Мне нужно посмотреть Ваше горло и послушать легкие. Подойдите ближе, пожалуйста.

– Доктор: Откройте рот. А теперь снимите рубашку. Судя по тому, что я вижу, у Вас сильная простуда. Предпочтительно взять больничный на неделю или две, и соблюдать постельный режим. Также необходимо пить много горячего чая или других жидкостей.

– Пациент: Я уже отпросился с работы и буду дома с завтрашнего дня. Я начну пить больше горячего чая или молока. Это обычно помогает мне. Есть ли другие рецепты для улучшения моего состояния?

– Врач: Да, есть. Вам также нужно будет купить лекарства, которые я назначу. У нас есть аптека внизу, так что Вы можете купить лекарства там, если хотите.

– Пациент: Спасибо, доктор. Это очень кстати.

– Доктор: Да, чуть не забыл. Наряду с горячим чаем и некоторыми таблетками, Вам обязательно нужно купить сироп от кашля. Он с различными вкусами и весьма полезен. Принимайте его по 15 мл 4 раза в сутки.

– Пациент: Спасибо. Я так и сделаю.

– Доктор: Жду Вас у себя через 4 дня. Если Вы будет следовать всем моим рекомендациям, то непременно поправитесь.

– Пациент: Огромное спасибо. До свидания.

– Доктор: До свидания.

2) На основе данного диалога, составьте свой диалог «В аптеке»:

– Добрый день! Что вы можете предложить от расстройства желудка?

– Какое лекарство вы принимали до этого?

– У нас есть чёрный уголь. Но я бы хотела посоветовать Вам чёрный уголь и мезим. Мезим – это дорогостоящий лекарственный препарат, но он достаточно эффективный.

– Когда мне следует его применять? И сколько он стоит?

– Взрослым назначают по 1-3 таблетки 3-4 раза в сутки. Препарат Мезим обычно принимают внутрь сразу перед едой, во время еды или сразу после еды. Он не навредит вам. Его цена – 250 рублей.

– Как долго мне следует принимать его?

– Вы можете его принимать постоянно. Благодаря «Мезим» ваше самочувствие вскоре улучшится.

– Скажите пожалуйста, а есть ли у него побочные эффекты?

– К наиболее распространенным побочным эффектам при использовании препарата Мезим относятся: легкая тошнота, рвота.

– Хорошо. Дайте мне пожалуйста одну упаковку.

ЛИТЕРАТУРА

3. Максимова В.И. Русский язык и культура речи / Под редакцией проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2009.

Источник

Разговорный стиль речи

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.

Сфера разговорного стиля речи — сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладаю¬щая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог.
Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников — все это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковой объем высказывания, упрощать его форму.

Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:

слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика; книжные слова.

Однако подавляющее количество слов — общеупотребитель¬ные, нейтральные.

Синонимика

Словообразовательные особенности

разговорного стиля связаны с ее экспрессивностью и оценочностью.
Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка, солнышко, холодина, грязища); с окраской разговорности: -к- (ночевка, свечка), -яга (работяга, деляга), -ятина (дохлятина, пошлятина), -ша (докторша, билетерша).

Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный), глаголов (пошаливать, поговаривать, здороветь, похудать).

Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый, черный-черный).

нет преобладания существительного над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще (чем в художественном стиле речи) употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные: ну, вот, ведь).

Весьма употребительны притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена).

Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные.

Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на (из дому, в отпуску, нет сахарку).

Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу), не склонять составные числительные (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАИе).

Разнообразны временные значения глагола (прошедшее и будущее в значении настоящего). Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух).

Характерные особенности синтаксиса

Порядок слов в предложении

Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац об землю); повторением сказуемого (и делать не делает).

Безличные предложения широко распространены в разговорной речи. В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи.

Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д.

Образец текста разговорного стиля

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.
— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.
— Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?
— Догадываюсь.
— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?
— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Источник

Родной (русский) язык, 6 класс. СТИЛИ РЕЧИ

1). Внимательно прочитайте предлагаемый материал

Слово «стиль» происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки», а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

В русском языке выделяют следующие стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный.

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Стиль художественной литературы.

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Характерен для современного Интернета

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

-Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

-Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

-Ну, мы-то с тобой сегодня ого-го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

— И что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

-Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

2). Составьте план статьи

3). Выполните задание

Задание. Прочитайте тексты и определите их принадлежность к определённому стилю речи. Свою точку зрения обоснуйте.

(Например: Я считаю, что текст №… относится к публицистическому стилю, так как….)

1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть!

2) Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения.

Слово сюжет в переводе с французского означает содержание. Когда мы говорим о содержании художественного произведения, то имеем в виду события, их связь, то есть сюжет.

3) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. [Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.]

4) Ребята! Будьте внимательны к тем, кто рядом с вами. Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите людям душевное тепло, и тогда мир станет лучше!

Источник

Конспект урока русского языка на тему «Стили речи»

Конспект урока русского языка на тему «Стили речи»

1)вспомнить и повторить с обучающимися стили речи и присущие им признаки;

научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

2)актуализировать знания обучающимися о функциональных стилях речи и сфере их использования; закрепить умение определять стиль речи.

3) воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), иллюстрации, мультимедийное оборудование.

1.Оганизационный момент. Вступительное слово преподавателя.

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

2. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся .

Общие вопросы по теме.

— Как вы понимаете слово стиль?

-Однозначное ли это слово?

— Вспомните, каково происхождение этого слова?

Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

3. Этап повторения (изучения) материала по теме урока.

Раздаточный материал у каждого студента на столе.

Таблица может быть дублирована на слайде.

Научный ( монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный стиль или стиль художественной литературы.

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Характерен для современного Интернета

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

— Ну, мы-то с тобой сегодня ого-го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

— Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)

Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)

Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)

Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)

Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

4. Этап проверки знаний обучающихся.

Посмотрите в окно и представьте себя сотрудниками Гидрометцентра. Напишите сводку погоды на сегодня. Сравните свои высказывания по следующему плану.

А) Оцените речевую ситуацию:

— основную задачу речи (общение с кем-нибудь, сообщение о чем-нибудь, воздействие на кого-нибудь);

— сферу ее применения (в быту, в науке, в деловой сфере, в прессе, в художественной литературе, в официальном и неофициальном общении;

— адресата (один, несколько человек или много людей – публика).

Б) Дайте характеристику речи:

— устная или письменная;

— диалог или монолог;

— подготовленная заранее или неподготовленная;

— эмоциональная или нейтральная;

— основные средства языка.

Студенты делятся на пять групп. Каждая группа получает журналы, газеты, книги.

Задача группы – найти примеры на каждый стиль. Устно объяснить свой выбор.

Работа с иллюстрациями.

Посмотрите на иллюстрации и ответьте, какой стиль речи соответствует каждой иллюстрации? Дано 10 слайдов.

5. Этап контроля знаний обучающихся .

Каждый из обучающихся получает 10 примеров текста. Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

5. Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

Проводится проверка по желанию (обучающиеся поднимают руку).

6. Этап подведения итогов урока.

— Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

— Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

— Почему в языке не может быть один стиль?

Домашнее задание: написать сказку (отрывок) «Колобок» в одном из стилей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В лексике и фразеологии