Костяной фарфор что это
Костяной фарфор и его особенности
Костяной фарфор считается одним из наилучших материалов для производства сервизов и других видов посуды. Давайте разберемся почему это так и, собственно, что же это за материал то такой.
Определение
Как был изобретен
Очень часто в научном мире происходит интересная вещь: в процессе экспериментов получается не совсем тот, желаемый результат, а нечто совсем другое. Так произошло и с костяным фарфором, который был создан в процессе воссоздания формулы знаменитого китайского фарфора.
В 1748 году англичанин Томас Фрай, дабы получить заветный материал, рецептуру которого всячески скрывали мастера из Поднебесной, в основную массу решил добавить костный пепел. В результате он обнаружил что получается какой-то очень необычный и прочный материал. Его идею использования особого ингредиента взял во внимание другой английский гончар Джозайя Споуд. Он усовершенствовал технологию и создал уже современный тонкостенный материал.
Из чего состоит и как изготавливается
Состоит вещество из следующих ингредиентов: природного фосфата кальция (костного пепла), каолина и полевых шпатов с небольшой примесью кварца. В первую очередь из костей крупнорогатого скота удаляют клей. После помещают в специальную камеру с температурой в 1000 С чтоб удалить органические вещества и получить необходимую структуру для дальнейшего применения. Пережженную кость растирают в муку и добавляют воду. В таком виде соединяют с остальными составляющими. Так получают массу, из которой легко формируются предметы.
Производство
С момента изобретения тонкостенного материала разумеется все производство сосредоточилось в Англии, в 19 веке даже поддерживалось принцем Уэльским. Но позже секрет чудо-материала распространился по всему миру. В настоящее время мировыми лидерами по экспорту являются: Япония, Китай, Корея. Среди ведущих торговых марок можно выделить: Nikko, Narumi, Japonica, Royal Bone China, Royal Aurel, Hankook Chinaware.
Сравнительные характеристики
Если сравнивать изделия, выполненные из обычного фарфора и костяного, то тут можно отметить ряд отличий. У предметов, изготовленных из костяного фарфора стенки намного тоньше и если поднести такие изделия на свет, будет видно как они просвечиваются.
Также, в отличие от обычного, костяной фарфор намного легче и прочнее. Ну и маркируется, как правило, пометками, содержащие слово «Bone» (что в переводе означает кости). Например: «Bone China» (костяной фарфор), не путать с «Made in China» (сделано в Китае), «Royal Bone China» или «Fine Bone China».
Творения из этого чудо-материала выделяются особой воздушностью, элегантностью и утонченностью. Почитаются в аристократических кругах и являются признаком безупречного вкуса.
Костяной фарфор
Костяной фарфор — разновидность фарфора, содержащей кроме каолина, полевого шпата и кварца от 25 % до 50 % костяной золы. Костяной фарфоротличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью. Его разработал английский мастер керамики Джозайя Споуд.
Костяной фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий (при легком постукивании по его поверхности раздается мелодичный звук) иногда называют королевским, а еще чаще — белым золотом.
На протяжении столетий секретом изготовления фарфора владели лишь некоторые страны. Еще большей редкостью был королевский, костяной фарфор. Тончайший воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в Китае.
В Европе костяной фарфор впервые появился в Англии в XVIII веке. Английский завод Веджвуда долгие годы оставался монопольным поставщиком этого фарфора, так как особенности его производства держали в строжайшей тайне.
В России, на Ломоносовском фарфоровом заводе, костяной тонкостенный фарфор стали выпускать только в конце 1960-х годов. Но этот фарфор тоньше и белее английского! Ломоносовский фарфоровый завод — единственное в России предприятие, выпускающее подобные изделия. Костяной фарфор делают по уникальной технологии, разработанной специалистами завода, удостоенными звания лауреатов Государственной премии СССР в области науки и техники в 1980 году.
Для получения костяного фарфора в жидкую массу (шликер) наряду с глиной, каолином, полевым шпатом и кварцем добавляют предварительно обожженную костяную муку (перемолотые кости домашних животных). Именно костяная мука придает фарфору необыкновенные свойства.
После того как изделие приобретет нужную форму, его обжигают при очень высокой температуре (выше 1200оС). Затем наносят глазурь и вновь обжигают, понижая температуру на 100о. Теперь наступает очередь художников. Красоту и изящество изделиям придает изысканная роспись. Она бывает надглазурная и подглазурная.
Слой глазури на фарфоре должен быть “не толще двух бумажных листков”, — писал первый бергмейстер Императорской порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов. Первый фарфор в России называли Виноградовским, по имени его создателя. Дмитрий Иванович, трудившийся на заводе более 30 лет, оставил “Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ”. Многие тонкости производства фарфора, подмеченные автором, учитываются и сейчас.
Бывший Императорский фарфоровый завод мог бы носить имя Дмитрия Ивановича Виноградова, но советские чиновники распорядились иначе, и завод стал Ломоносовским. Марка “ЛФЗ” известна во всем мире, имя Виноградова, к сожалению, знают только специалисты.
Костяной фарфор
Белоснежный и тонкий, с мелодичным звуком при постукивании — это, конечно, костяной фарфор. Но часто можно услышать: «Что это такое и из чего он сделан?» Действительно, слово «костяной» вызывает неоднозначное мнение. Тем более, когда речь идет о посуде.
Что такое костяной фарфор
Основные ингредиенты материала, из которого изготавливают обычный фарфор, это каолин (белая глина), кварц и полевой шпат. Это те компоненты, которые характерны, как для мягкого, так и для твердого материала. Из чего же состоит костяной фарфор?
В середине XVIII века (1749 год) англичанин Томас Фрай со своими помощниками создали формулу фарфоровой смеси, в состав которой, помимо основных компонентов, входила костяная мука. Европейцам никак не давал покоя рецепт белого, полупрозрачного, китайского фарфора. Они усиленно искали его, экспериментируя разные составы. В качестве сырья использовали кости крупных животных, измельчая их в порошок и прожигая при высоких температурах. В результате появлялась костяная зола светлого цвета, напоминающая муку. Ее и использовали, как сырье.
Усовершенствовал и доработал эту формулу англичанин Джозайя Споуд (Josiah Spode), на счету которого уже тогда было много достижений в области фарфорового дела. К тому же он был самым выдающимся учеником известного в Англии мастера керамики — Томаса Уилдона.
В производстве этого вида фарфора Джозайя Споуд использовал состав: 25% каолина, 25% полевого шпата и 50% обожженной костяной муки. В результате такого соотношения был получен чрезвычайно белый и полупрозрачный материал. В последствие за внешние и технические качества его даже стали называть «королевским» — настолько он был изящен и легок.
Из чего делают костяной фарфор — технология производства
Изготавливают костяной фарфор в каждой стране по-разному. У каждого производителя свой состав фарфоровой смеси, своя температура обжига, своя техника декорирования. Количество обжигов может иметь два-три цикла — зависит от применяемой техники росписи. Сам рабочий процесс выглядит следующим образом:
Приготовленная фарфоровая масса заливается в специальные формы, которые затем начинают сильно вращать. Под действием этой силы частички смеси равномерно оседают на стенках. Формы открывают и из них появляются заготовки будущих предметов (слепки). Они больше оригинала в размере и имеют молочно-белый цвет.
Мелкие детали (ручки, носики, фрагменты декора) готовятся в своих маленьких формах и затем приклеиваются вручную (носик к чайнику, ручка к чашке и прочее). Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются мокрыми губками и кисточками.
Когда предмет проходит ручной контроль качества, его покрывают глазурью (специальная фарфоровая смесь) и снова отравляют на обжиг, но уже при температуре не выше 1100 градусов. Некоторые производители перед вторым обжигом и перед нанесением глазури декорируют изделие. Это называется подглазурная техника росписи.
После второго обжига на выходе из печи предмет обретает тепло-белый цвет с глянцевым эффектом. Наступает время для декорирования. Иногда это бывает ручная роспись специальными красками, содержащими оксиды металлов. Иногда производители используют технику деколь.
Что такое деколь? Специальные картинки вручную переводят на фарфоровую поверхность. Эта метод не так прост, как кажется на первый взгляд, так как требует большой внимательности и точности. «Переводилки» изготавливают на высокотехнологичном оборудовании с использованием особых красок.
Затем «нарядное» изделие проходит завершающий обжиг при температуре не выше 900 градусов. Этот обжиг нужен для того, что бы рисунок как бы «влип» в глазурь. Последний этап – проверка на качество и упаковка.
Посмотрите 4-х минутный ролик, как производят тонкий, костяной фарфор в Англии:
Основные отличия от обычного фарфора
Для того что бы отличить костяной от обычного фарфора, нужно быть хотя бы маленьким экспертом. Ведь твердый фарфоровый материал хороших производителей тоже может « светиться» и быть «теплого» цвета (Haviland). Поэтому основные отличия костяного фарфора, это имя производителя и состав самого материала на этикетке. Его визуальные характеристики:
Мировые производители
Костяной фарфор пытаются делать многие, но все же при выборе имеет смысл ориентироваться на историю и репутацию производителя.
Россия
Россия начала выпускать этот вид фарфор в 60-е года ХХ века. Первым это дело освоил Императорский фарфоровый завод (в советское время названный Ломоносовским) под руководством Александра Сергеевича Соколова, возглавлявшего предприятие с 1953 по 1974 год.
Непростая задача была выполнена в течение двух лет, причем выполнена достойно. Первые шероховатости компенсировали изысканным декором в виде богатых росписей и орнаментов. Узнаваемая во всем мире кобальтовая сетка на сервизах яркое тому подтверждение. Императорский Фарфоровый завод имеет официальный сайт: http://www.ipm.ru
Англия
Английский костяной фарфор лидирует не только по количеству брендов, но и по качеству. И это заслуженно, так как первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы именно англичане.
Британская фарфоровая фабрика Wedgwood (1759 год) выпускает высокохудожественные предметы из костяного фарфора. Это коллекции столовой посуды и предметов интерьера. Кстати, основатель этой компании также был учеником Томаса Уилдона. Wedgwood имеет официальный сайт: https://www.wedgwood.com
Royal Doulton (1815 год) давно специализируется на производстве фарфорового материала из костяной золы, выпуская предметы разного назначения. Подарочные идеи и классические коллекции столовой посуды знают во всем мире. Royal Doulton имеет официальный сайт: https://www.royaldoulton.com
Бренд Spode (1770 год) назван именем Джозия Споуд, который в далеком XVIII веке усовершенствовал «рецепт» фарфорового, костяного материала. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство элитного фарфора. Официальный сайт Spode: https://www.spode.co.uk
Япония
В Японию фарфор пришел, естественно, из Китая. Но высокотехнологичная страна восходящего солнца внесла свои коррективы в этом деле. На свет появился белоснежный материал с молочным оттенком — воздушный, легкий, высочайшего класса. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.
Японская компания Narumi (1911 год) является поставщиком элитного фарфора Bone China. Современность и вековые традиции переплетаются в изделиях, делая их универсальными и доступными для всех слоев населения. Марка Narumi имеют широчайшую аудиторию покупателей, от королевских особ до рядовых граждан. Официального сайта компания не имеет.
Китай
Тончайший и воздушный фарфор, известный под названием “яичная скорлупа”, был изобретен в поднебесной, но он не является китайским Bone China. Несмотря на свои явные успехи в этой области китайская держава — законодательница фарфоровых тенденций, себя никак не зарекомендовала в изготовлении именно этого вида фарфора. В связи с этим производство костяного фарфора в Китае не является востребованным и таким популярным, как в Европе.
Что означает Bone chine или Fine bone china
Настоящему костяному фарфору присваивается элитный международный статус — Bone China, что в переводе с английского обозначает «костяной фарфор». Есть еще категория Fine Bone China — тонкий костяной фарфор. Наличие этих знаков на фарфоровых предметах обозначает, что содержание костяной золы в материале не менее 35%. Например, японский фарфор Narumi имеет показатель 47% и часто его называют Narumi Bone China (костяной фарфор Narumi).
Отношение к Китаю, как к стране производителю, фарфоровые предметы с этими обозначениями не имеют.
Тарелки из костяного фарфора
Белоснежные, тонкие, полупрозрачные, мелодично звенящие при постукивании – тарелки из костяного фарфора по праву считаются королевскими, как и другие изделия из этого материала. Откуда такое название? Чем отличается костяной фарфор от обычного? В чем его ценность?
Состав
Главное отличие – состав. Для производства традиционного фарфора используются:
В костном фарфоре, как его иногда называют, почти половина состава приходится на обожженные и перемолотые кости животных. Отсюда и название. Состав придумали и первыми использовали в производстве англичане. Посуда быстро стала популярной в Англии, а затем и за ее пределами.
Формула Томаса Фрая
Впервые фарфоровую смесь с костной мукой использовал Томас Фрай — это было в 1749 году. Англичанина подталкивала к экспериментам китайская посуда из фарфора – белая, почти прозрачная. Он опробовал разные компоненты в надежде получить аналогичные.
Одним из компонентов стали измельченные в порошок крупные животные кости. Их поддавали высокотемпературной термической обработке и получали на выходе белую золу. Она использовалась как сырье, но качество готовой продукции не было совершенным.
Доработанный вариант Джозайя Споуда
Начатое Томасом Фраем закончил его соотечественник Джозайя Споуд. Работая над составом сырья, Джозайя уделил внимание пропорциям. Он смешал компоненты в таком соотношении:
Результат оправдал ожидания – первые изделия из нового сырья получились легкими, изящными, идеально белыми.
Технология производства
Технология производства костяной посуды у каждого производителя своя: состав, техника нанесения декора, количество обжигов и температура могут меняться, но алгоритм единый.
Сначала готовится фарфоровая масса. Затем готовое сырье заливают в формы и начинают их быстро вращать. Вращение необходимо для равномерного распределения массы на стенках формы. Когда мастера откроют формы, в них уже будут заготовки для изделий. Размер форм меняется в зависимости от размера заготовок.
В процессе производства посуда обжигается трижды:
Далее – проверка качества тарелок и сервизов, маркировка и упаковка продукции, после чего она поступает в продажу.
Кто производит?
Престижным считается купить тарелки из костяного фарфора от британских брендов Wedgwood и Royal Doulton. Английские компании – вне конкуренции, так как первыми освоили технологию, довели ее до совершенства.
Японцы не отстают от британцев. Больше того, японские изделия уникальны, потребители во всем мире ценят их за красоту и оригинальный внешний вид. Секрет в том, что японские специалисты изменили соотношение костного порошка в фарфоровой массе. Формулу они не разглашают. Японский костяной фарфор маркируется «CHINA. Made in Japan».
Советская посуда
В России выпуск костяной посуды и декоративных изделий освоили намного позднее, чем в Европе. Императорский фарфоровый завод впервые выпустил его в 1968 году. Он и сегодня является единственным предприятием, выпускающим сувениры и посуду из костного фарфора.
Советские специалисты приступили к освоению технологии из-за дефицита минеральных материалов. Возможность заменить их костями воодушевила технологов. Первые чашки и блюдца получились слишком тонкими, покупатели скептически отнеслись к этому. Тогда технологи завода решили немного увеличить толщину – буквально на 0,3 мм. Сбыт увеличился.
Вскоре производитель столкнулся с очередной проблемой – дефицитом костей крупного рогатого скота, использовавшихся для производства сырья. Их заменили куриными костями, но готовые изделия получились сиренево-синего оттенка. В серийное производство сырье не пошло, зато ценится у коллекционеров.
Маркировки
Костяные тарелки маркируются как «Bone China» или «Fine Bone China», что указывает на посуду повышенного качества. Однако не все изготовители клеймят свои изделия.
Наличие надписи – не гарантия качества, потому что некоторые производители умышленно вводят в заблуждение потребителей. Они маркируют тарелки, если в их составе содержится хоть какое-то количество фосфата кальция.
Обычно фарфоровая масса для серийного производства включает не менее 30% золы, а изделия премиум-класса – не менее 50%.
Преимущества
У костяных тарелок есть несколько преимуществ:
Недостатки
Как хранить и ухаживать?
Правила ухода и хранения просты, но владельцы посуды часто о них забывают.
Срок службы изделий из костяного фарфора – 100 лет и более при условии соблюдения всех рекомендаций, перечисленных выше.
Костяной фарфор – это прочность, умноженная на красоту
Не умаляя славы Мейсена, следует отметить, что самый тонкий и прочный фарфор был открыт в середине XVIII века английскими производителями керамики. Он содержит 30 – 50% костяной золы, придающей изделиям уникальную твёрдость, прозрачность и молочную белизну. Посуда, со стенками, толщиной в бумажный лист, кажется невероятно хрупкой, но это – обманчивое впечатление. Из-за сложности производства и большого процента ручного труда, а также благодаря исключительному качеству, костяной фарфор относят к предметам роскоши и ценят выше других разновидностей.
Описание
Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.
Примерный состав фарфоровой массы:
Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.
В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.
Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.
Маркировка и производители
Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.
Великобритания:
Япония:
Россия:
Китай:
Корея:
Казахстан:
Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.
История
В середине XVIII века сразу два английских предприятия, производивших изделия из полуфарфора или как его ещё называли мягкой пасты – материала, не содержавшего каолин, попытались самостоятельно разгадать рецептуру Мейсена и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционировали свою продукцию как предмет роскоши и соперничали за клиентуру. Одна располагалась в районе Стратфорд ле Боу (боро Тауэр-Хамлетс), а другая – в Челси.
Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась намного чаще и быстрее твёрдого фарфора. Неудивительно, что производители искали способы увеличить прочность материала. В 1748 году художник и гравёр Томас Фрай – совладелец керамического предприятия в Боу, впервые попробовал добавить в мягкую пасту пережжённые кости животных. Фабрика находилась неподалёку от скотного рынка и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов оказалось более чем достаточно. Фрай пришёл к выводу, что мягкая паста, в состав которой входит около 45% костяной золы, после обжига получается намного прочнее, белее и прозрачнее. Своё изобретение он назвал «fine china», то есть отличный фарфор. Посуда производилась методом прессования, а не шликерного литья, как на конкурирующей фабрике в Челси. Лепить вручную из новой разновидности мягкой пасты было трудно, из-за хрупкости и ломкости сырого материала.
Улучшенная формула от Джозайи Споуда
Изобретение Фрая можно назвать костяным протофарфором. Изделия фабрики в Боу были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались при обжиге, в зависимости от колебаний температуры. Всё изменилось после того, как другой англичанин – Джозайя Споуд в 1796 году представил свою версию «fine china», уже на основе каолина. Кроме того, он несколько изменил технологию обработки костей животных, упростив и усовершенствовав процесс кальцинирования.
Споуд, в отличие от Фрая, был профессиональным керамистом с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700-х годах он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфорового дела – Джозайей Веджвудом. В 1770 году Споуд арендовал в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир) фабрику по производству белого фаянса и посуды из кремнистой глины. С 1788 по 1793 годы здесь проводились опыты по доработке формулы костяного фарфора.
Именно эти пропорции с небольшими вариациями, применяются и сегодня на большинстве профильных заводов. А предприятие Споуда, названное его именем, по-прежнему входит в десятку наиболее престижных производителей.
Своей популярностью уникальная тонкостенная керамика во многом обязана продолжателю семейной традиции – Джозайе Споуду II. Обладая развитой коммерческой жилкой, он не только продолжил дело отца, но и придал ему размах, сделав костяной фарфор общенациональным достоянием. Также Споуд-сын стал добавлять в шликерную массу полевой шпат, играющий роль плавня. Благодаря этому компоненту, готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевитую поверхность.
Прогрессивные технологии позволили снизить затраты на изготовление костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. На волне интереса к новому виду тонкостенной керамики, большинство английских предприятий последовало примеру семьи Споудов. Центром производства стал Сток-он-Трент, где и в настоящее время располагаются самые известные профильные фабрики. Вплоть до середины XX века производство «bone china» было монополией одного государства, поэтому он так и назывался «английским».
Императорский фарфоровый завод
В 1960-х годах на Ломоносовском заводе в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «bone china», который не уступал бы английскому. Инициатором разработки стал директор предприятия – Александр Сергеевич Соколов. Он отличался склонностью к инновациям и внёс немалый вклад в техническую и художественную модернизацию ЛФЗ.
В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории притупили к созданию опытных образцов. В первую очередь следовало правильно подобрать пропорции золы, чтобы она с одной стороны снижала содержание оксидов железа, отбеливая фарфоровую массу, а с другой – не влияла на её прозрачность. Второй «загвоздкой» был температурный режим, при котором обжигались изделия. Перед разработчиками стояла задача – довести стенки посуды до толщины в 1 мм, без потери прочности и способности сопротивляться механическим воздействиям.
До настоящего времени точный рецепт фарфоровой массы и режим обжига держатся в строгом секрете. Известно лишь, что для сырых изделий нужна более высокая температура – в пределах 1280°С, а для глазурованных её снижают до 1180°С. Через 2 года отечественным умельцам действительно удалось обогнать английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенной, но при этом невероятно прочной, прозрачной и «звонкой» посуды. Чтобы глазурь не добавляла толщину спеченному черепку, её стали наносить не традиционным методом окунания, а пульверизатором.
И это – далеко не единственная инновация ЛФЗ. Специально под новое фарфоровое производство была сконструирована двухканальная электрическая печь, отличавшаяся компактными размерами и высокой производительностью – до 850 тыс. изделий в год. Кроме того, появились литейные станки, позволявшие равномерно наполнять формы шликером и, как только заготовки наберут нужную толщину, удалять лишнее. Автоматическим методом удавалось получить свыше 2 000 изделий за смену, в то время как вручную рабочие могли сделать не более 600.
Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФЗ, во время «Московской Олимпиады – 80». Сувенирные сервизы и чайные пары удивительной белизны и прозрачности пользовались высоким спросом и принесли ленинградскому заводу международную славу. Его продукция – наполненная светом, почти невесомая, больше всего походила на классический китайский фарфор «яичная скорлупа», который безуспешно пытались копировать многие европейские производители.
Nikko
Примерно в одно время с ЛФЗ, в 1978 году к выпуску изделий «bone china» приступила японская компания Nikko. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего воздушного фарфора, восточные керамисты с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. Они стали добавлять в сырьё 50% золы из костей крупного рогатого скота, при стандартных 30 – 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает прочность посуды, но усложняет процесс её отливки и последующей обработки до первого обжига. Высокий уровень автоматизации, недостижимый ранее, помог японскому производителю решить эту проблему.
Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и отличается редким оттенком слоновой кости, она ещё и невероятно устойчива к внешним воздействиям. О многом говорит тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанно-гостиничной сфере. Японская компания словно посмеялась над всеми требованиями по уходу за деликатным фарфором. Её продукцию с маркировкой «Bone china» можно использовать для микроволновки, мыть автоматическим способом и ставить друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.
Общепринятые правила ухода
Несмотря на прочность, классический костяной фарфор требует повышенного внимания. В этом случае он прослужит не менее 100 лет, сохраняя внешний вид и свои уникальные свойства. Основные рекомендации:
Как отличить от других видов
Фарфоровые предметы «Bone china» должны быть очень лёгкими, почти не ощущаться в руке. Даже если не подносить их к источнику света, сквозь тончайшие стенки будут видны очертания пальцев. Цвет обычно бывает молочно-белым, редко кремовым.
«Бисквитный» бортик на донышке посуды должен полностью совпадать по оттенку с глазурью. Его трудно различить визуально, только на ощупь. Обычно производители стараются покрывать рисунком минимальную площадь поверхности, оставляя возможность любоваться совершенством чистого материала.
Звук при ударе деревянной палочкой получается звонким, высоким, протяжным, с выраженными металлическими нотками. Также следует обратить внимание на слой глазури – он будет ровным, однородным, блестящим, без дефектов любого рода.
Интересные факты
В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.
В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.
На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.
Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.