Косточка толстой о чем

Краткое содержание Толстой Косточка

Вслед за тем как мама приобрела на рынке сливы, и оставила их в комнате, один из сыновей, коего называли Иван не смог сдержаться и съел одну. Перед обедом мама увидела, что одной сливы не достает. Она сообщила об этом своему супругу.

Во время обеда папа спросил, кто съел сливу, но никто не признался, и он с расстроенным видом заявил, что тот, кто не умеет есть косточку, в последующий день умрет. Уже после этих слов Ваня заявил, что выкинул косточку за окно. Все стали улыбаться, а он зарыдал.

Этот рассказ учит тому, что рано или поздно ложь раскроется, и если сделал что-то, то лучше признаться сразу и попросить прощения, ибо потом будет очень стыдно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Косточка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В этот день Денис Кораблёв быстро справился с домашними заданиями. Он нарисовал избушку Бабы Яги, которая в окошке читала потрёпанную газету, и придумал предложение на заданную тему. Потом он взял горбушку хлеба

Весьма оригинальный рассказ Зюскинда произвел большой фурор в обществе. В 18 веке во Франции на свет родился Жан Батист Гренуэй. Родился он в крайне неблагоприятных и отвратительных условиях – прямо на прилавке рынка

Рассказ ведется от имени автора книги. Большое горе случилось, когда девочке было пять лет. Скончалась ее любимая бабушка, которая постоянно рассказывала своим внукам сказки и пела песни.

Стихи начинаются с того, что у девочки потерялся маленький щенок. С самого утра он носился по всему дому, творя беспорядок: стащил одеяло, порвал папины бумаги, опрокинул мёд, свалился с лестницы

В произведении «Флаги на башнях», созданном советским писателем Антоном Макаренко, описываются послереволюционные события в России.

Источник

Косточка — Толстой Л.Н.

Мама купила сливы на рынке. Один из сыновей не удержался и съел одну, но признать в этом не захотел. Папа сказал детям, что кто не умеет правильно есть косточки, тот через день умрет. Мальчик сразу сказал, что выплюнул косточку в окно, тем самым выдав себя.

Косточка читать

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Косточка толстой о чем. Смотреть фото Косточка толстой о чем. Смотреть картинку Косточка толстой о чем. Картинка про Косточка толстой о чем. Фото Косточка толстой о чем

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 485

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 2834 раз(а)

Другие рассказы Толстого Л.Н.

Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом — Толстой Л.Н.

Филипок — Толстой Л.Н.

Китайская царица Силинчи — Толстой Л.Н.

Все рассказы Толстого Л.Н.

Рекомендуем Вам прочитать

Надо иметь чувство юмора — Драгунский В.Ю.

Мышкин — Житков Б.С.

Через тридцать лет — рассказ Зощенко

Источник

«Чему хотел научить нас Лев Николаевич Толстой, написав рассказ «Косточка»

Цель формирование представлений о цели жизни личности, как о борьбе с пороками. Задача Осмыслить духовно-нравственные критерии «искушение», «порок».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Классный час: «Чему хотел научить нас Лев Николаевич Толстой, написав рассказ «Косточка»?

Цель: формирование представлений о цели жизни личности, как о борьбе с пороками.

Осмыслить духовно-нравственные критерии «искушение», «порок».

Многие из вас, наверное, знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Сегодня я предлагаю ещё раз прочитать рассказ «Косточка», но прочитать его по-новому прилагая к чтению труд души, попытаться увидеть христианские смыслы в рассказе.

Сейчас мы будем читать рассказ, но попробуем увидеть всё, что происходит глазами души.

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда.

Что нам объясняет слово «купила»?

У них не было своего сада.

Может не было своего дома.

Наверное, они снимали квартиру.

Что нам объясняет «после обеда»?

Что мы можем предположить о семье, прочитав это предложение?

Это было особое угощение.

Наверное, такие угощения были редкостью.

Семья была небогата.

Они еще лежали на тарелке.

Какие наши предположения подтверждает это предложение?

Угощение сливами было редкостью.

Наверно, сливы стоили дорого.

Мать поставила, чтобы все любовались сливами.

Она хотела порадовать детей тем, что на обед будет особое лакомство.

Она не знала, когда в следующий раз сможет купить их.

Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.

Что мы можем предположить о Ване, прочитав это предложение?

Какие наши предположения оказались верными?

Дети, представьте себе маленького Ваню, опишите, какие чувства охватили его при виде слив.

Ваня маленький – за годы его жизни он ни разу не видел слив.

Он очень удивился, увидев на обеденном столе новый продукт.

Они были красивы. Источали прекрасный аромат.

Это аромат, напоминал Ване, что-то вкусное сладкое, например, конфеты.

И очень они ему нравились.

Дети, мы уже поняли, какое впечатление произвели сливы на маленького Ваню. Зачем Лев Николаевич включает это предложение в рассказ?

Он хочет усилить притягательность слив.

Он хочет показать, что очарование усилилось.

Он хочет показать, что сливы занимают все внимание Вани, он забыл обо всём.

Они как магнит притягивают Ваню.

Очень хотелось съесть.

Дети, в этой семье были правила приёма пищи? Знал о них Ваня? Можно предположить, что в семье соблюдалось православное правило молитвы перед вкушение пищи? Можно предположить, что трапеза была всегда общей.

Какое воздействие оказали сливы на Ваню?

О чём он начал помышлять?

Как в басне И.Крылова «Лисица видит сыр, лисицу сыр пленил»

Да, в этой семье строгие порядки.

Ваня о них знает, но сливы вызывают у него очень сильное чувство.

У него появляется соблазн, нарушить правила.

Ваня стал пленником слив.

Он все ходил мимо слив.

О чём здесь нам хочет рассказать Толстой?

Желания берут верх над правилами нравственности. Он решил воплотить задуманное. Он уже не сопротивляется желаниям.

Дети, давайте сделаем остановку в анализе текста и подумаем над тем состоянием в которое попал Ваня?

Как назвать такое состояние?

Кто знает молитву «Отче наш»? Если нет знающих, учитель читает сам.

Он обращает внимание на слово «искушение» в молитве. Он поясняет детям, что искушение – это внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, отступить от усвоенных убеждений и принципов;

Учитель уточняет, что такое состояние Вани называется «искушение».

Учитель может спросить, а случалось вам испытывать сильное искушение? Кто хочет поделиться своим опытом?(Нужно здесь или позже?)Учитель может начать разговор о столовой, где дети вместо того, чтобы есть кашу по- детскому меню покупают себе пиццу или котлеты по – киевски.(Нужно?)

Учитель предлагает анализировать текст далее. Итак, Ваней овладело сильное искушение. Сможет ли он устоять перед грехом? Сможет ли он побороть искушение?

Знающие дети могут прочитать молитву.

Или дети сами назовут это слово.

Дети желающие могут озвучить свой опыт.

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Что удерживало Ваню от проступка?

Да, дети, авторитет старших или родителей, уважение к ним удерживало Ваню от греха. Их присутствие укрепляло его волю, но когда в горнице никого не было сам Ваня не смог противостоять искушению. Какой вывод можно сделать о важности родителей, учителей в воспитании детей?

Какую заповедь мы здесь вспомним?

Хорошо Ваня распробовал вкус сливы?

Получил ли Ваня ожидаемое удовольствие от вкушения сливы? Докажите.

Они помогают удерживаться от соблазнов и искушений, которые есть в жизни.

«Почитай отца и мать твою и продлятся дни на земле, которую тебе дал Господь твой»

Толстой пишет –«он схватил», скорее запихал, быстро проглотил, чтобы вошедшие не увидели.

Толстой пишет «съел», он не чувствовал даже особый вкус сливы.

Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.

Почему мать сочла(пересчитала) сливы?

Она по опыту знала, что маленькие могут не удержаться.

Она заметила состояние Вани, когда хлопотала по дому.

Она не хотела никого огорчить за столом. Вдруг кому-то не достанется.

Почему мать сказала отцу?

Какая была мама? Какие заповеди она соблюдала? Учитель может зачитать поучение Святого Иоана Златоуста: «Если есть между мужем и женой единодушие, и мир, и союз любви, то к ним стекаются все блага мира …»

Что вызвало их тревогу?

Они жили в согласии. Они советовались друг с другом.

Она соблюдала заповедь: возлюби ближнего как самого себя. И как жена – христианка слушалась мужа.

Ваня не может противостоять искушениям, это может привести его к беде.

За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.

Как вы думаете, догадались ли отец с матерью, кто съел сливу?

Почему отец решил спросить?

Огорчил ответ Вани отца? Заметил ли он, что Ваня покраснел, как рак? Что это означало?

Давайте разберём, что такое совесть.

Почему Ваня покраснел ка рак?

Он хотел, дать возможность Ване самому сознаться, проявить волю.

Да. Он узнал, что Ваня слабовольный.

Один грех ведёт за собой другой.

Он тайно взял, а теперь врёт, что бы не раскрыть первый проступок.

Он увидел, что Ване стало стыдно.

Это означало, что проснулась совесть.

Он стал осознавать свой поступок. Он очнулся от соблазна и уже мог анализировать, что случилось.

Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Значит, его слова в этом рассказе несут главный смысл:

Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Давайте расшифруем, что же они могли означать, что хотел донести до нас и до своих детей отец. Что он подразумевал под сливами? Что он подразумевал под косточками? Что будет с теми, кто «проглотит пороки», даст им укорениться?

Он пугает смертью, чтобы Ваня признал свой грех.

Сливы – это соблазны, искушения.

Они красивы на вид, источают прекрасный аромат, чтобы завлечь неопытные души.

Он умрет как личность, подчинится одному пороку, а там уже и другие укореняться.

Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.

О чем нам говорит эта часть рассказа? Понял Ваня послание отца? Что помог отец понять Ване?

Ваня понял, что хотел сказать ему отец, говоря про косточки – пороки. Их надо «выбрасывать за окошко». То есть искоренять.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Почему Ваня заплакал?

Что особенно горько было для Вани?

О чём нам говорит противопоставление «все засмеялись, а Ваня заплакал»?

К нему пришло осознание его проступка.

Особенно горьким для Вани было понимание того, что порок, отдалил его от отца и матери, от сестёр и братьев.

Дети, какие искушения вы испытали в своей жизни? Как вам удалось или не удалось «выбросить косточки порока в окошко»

Желающие дети могут озвучить свой опыт.

Дети, какую библейскую историю вам напоминает рассказ «Косточка». Где вы узнали об этой истории? Как вы думаете Лев Толстой знал историю Адама и Евы? Зачем он написал рассказ «Косточка» Какая главная мысль рассказа?

Кто хотел бы прочитать истории содержащиеся в Библии?

Историю Адама и Евы – изгнание из Рая.

Учитель предлагает детям дерево со сливами –искушениями. Дети в сливах пишут каким искушениям они подвергались.

Внутри сливы нарисовать косточку – порок. Какие пороки укореняет это искушение? Дети пишут в косточках.

Дети, как же нам бороться с искушениями, чтобы не дать порокам пустить корни в наших душах? Какие советы вы бы взяли из рассказа «Косточка»? Ване дал совет отец, а кто является Отцом всех людей, кого мы называем Отче? Какие советы он нам даёт? Где об этом можно узнать? Учитель обобщает ответы детей и вывешивает правила, которые вывели дети. (Вариант: дети сами по группам пишут правила)

КОСТОЧКА
(быль)
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда.

Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Источник

Урок литературного чтения по теме «Первичное представление о рассказе как литературном жанре. Л.Н. Толстой «Косточка»

Формировать умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.

Предметные: научатся представлять отличительные особенности рассказа; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц), оценивать литературного героя произведения по его поступкам, выражать эмоции и настроение в процессе чтения, эмоционально реагировать на события произведения; получат возможность научиться находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, определять главную мысль литературного произведения, читать тексты, понимать фактическое содержание, будут учиться развивать креативное мышление, научатся работать со словарями.

Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись пословиц на доске, словари, презентация, рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

2. Постановка учебных задач урока

– Сегодня мы продолжаем путешествовать в мире Литературы. Что это за мир? (ответы детей). (Слайд 2)

– Давайте вспомним с какими литературными жанрами мы уже знакомы. (дети перечисляют и приводят примеры)

3. Открытие новых знаний

1).Игра “Угадай жанр текста”. (Дети дома приготовили карточки с заданиями, где используют изученные жанры: загадки, пословицы, сказки…)

Учитель: Я прочитаю вам текст, а вы определите к какому жанру можно его отнести.

(Учитель читает отрывок из рассказа Чарушина “ Волчишко”)

Учитель: К какому жанру отнесете это произведение?

Руслан: Это сказка, так как Волчишко – сказочный герой.

Полина: А я думаю, что это не сказка, потому что Волчишко может жить на самом деле.

Даша: Я согласна с Полиной, маленький Волчишко настоящий зверь и с ним происходят реальные события. Этот жанр называется рассказ.

Учитель: Кто из вас может объяснить, что такое рассказ? (ответы детей)

Дети читают, что такое рассказ. (Слайд 3. )

4. Музыкальная физкультминутка

5. Работа по теме.

Учитель: Мы начинаем изучать новый раздел “Долина рассказов: тайна за тайной”.

– Объясните, почему он так называется? (ответы детей)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Косточка”. (Слайд 4)
– Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете? Какие его произведения читали?

2) Знакомство с биографией писателя.( Слайды 5-11) Сообщения учеников:

Матвей: Николаевич Толстой жил очень давно, почти 200 лет назад, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Л. Н. Толстой родился в Тульской губернии в усадьбе Ясная Поляна. Семья у него была большая. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику было около двух лет, мама его умерла. И отец тоже рано умер. Воспитанием детей стала заниматься дальняя родственница.

Лиза: Всю жизнь Лев Николаевич Толстой, посвятил литературе. Он самостоятельно изучал историю и медицину, занимался рисованием и музыкой. Л. Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Он сам учил их читать и писать. Совершал с ними прогулки в лес, ходил на рыбалку, играл с ними в разные игры.

Максим: Лев Николаевич начал работать над “Азбукой”. Было написано более 100 сказок и рассказов, например: “Котенок”, “Филиппок”, “Прыжок”, “ Лев и собачка” и другие. Произведения Л. Н. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки. Их читают люди во всем мире.

Учитель: Рассказ Л. Толстого называется “Косточка”. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Алексей: Косточка, это то, что грызут собаки. Наверно, рассказ о том, как щенок утащил косточку.

Маша: А может этот рассказ о том, как мама готовила на ужин рыбу без косточек?

Катя: А я читала рассказ Л. Толстого. Этот рассказ о том, как Ваня без разрешения съел сливу, а про косточку ничего не знал.

3) Чтение рассказа “Косточка” и работа над содержанием. (Слайд 12.) (Чтение рассказа учителем.)

Учитель: Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?

– Кто является главным героем рассказа?
– А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

4) Чтение учащимися “про себя”.

Учитель: Найдите устаревшие слова.

5) Работа со словарями. (Горница, покраснел как рак, сочла) (Слайд 13.)
6) Обсуждение прочитанного.

Учитель: Кто, по-вашему, главный герой?

– Как вел себя мальчик, когда увидел сливы?
– Почему Толстой говорит, что Ваня не взял сливу, а схватил ее?
– Как мама узнала, что одной сливы не хватает?
– Что сказал папа, узнав, что не хватает сливы?
– Что пережил Ваня за обедом?
– Почему он сначала покраснел как рак, а потом заплакал?
– А всегда ли вы поступаете по совести? (ответы детей)?
– О чем же хотел Л.Н. Толстой рассказать в этом произведении? (ответы детей)

6. Итог урока.

Учитель: Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли и быть честными, не совершать таких поступков, а если совершил, имей мужество признаться)

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Оцените сами свою работу:

– Урок мне понравился! Было интересно! – похлопайте.
– Мне было сложно!– потопайте.
– Кто желает, может дома прочитать другие рассказы автора Л. Н. Толстого (учитель показывает книги).
– Спасибо за урок!

Источник

Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Косточка»

Главный герой рассказа Толстого «Косточка» — мальчик Ваня. Мама Вани купила сливы и собиралась угостить ими детей после обеда. Сливы лежали на тарелке, и Ване очень хотелось съесть хотя бы одну, потому что он их никогда не пробовал. Ваня дождался, когда в комнате никого не будет, и тайком съел сливу.

Но мать заметила, что одной сливы не хватает, и сказала об этом отцу. За обедом отец спросил, не ел ли кто сливу. Все дети ответили отрицательно, и Ваня тоже сказал, что не ел сливу.

Тогда отец пояснил, что внутри сливы есть косточка. Если случайно эту косточку проглотить, то можно умереть. Тогда Ваня не выдержал, и сказал, что он косточку выкинул. Все дети засмеялись, а Ваня расплакался.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что обманывать – это плохо. Обман обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно. Рассказ учит быть правдивым и всегда слушаться старших. Ваня тайком съел сливу, и он ничего не знал про косточку, поэтому Ваня подвергал риску свою жизнь. Ему повезло, что он сумел почувствовать косточку и выбросил ее.

В рассказе Толстого мне понравился отец Вани. Он знал, что кто-то из детей тайком съел сливу, но не стал устраивать разбирательство, а пошел на хитрость, рассказав про опасность косточки. Этим рассказом он заставил Ваню признаться в своем проступке.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый.Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора. «Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Песнь первая

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных;
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.

Слилися речи в шум невнятный:
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Вот кончен он; встают рядами,
Смешались шумными толпами,
И все глядят на молодых:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
Но тень объемлет всю природу,
Уж близко к полночи глухой;
Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой.
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту;
Но с тайным, грустным умиленьем
Великий князь благословеньем
Дарует юную чету.

Начинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка,
И от вещего коурка.
* *
Та-ра-рали, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;

Как во трубушку играет,
Православных потешает:
«Эй, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой;
Муж-то примется за шутки,
А жена за прибаутки,
И пойдет у них тут пир,
Что на весь крещеный мир! »
Это присказка ведется,
Сказка послее начнется.
Как у наших у ворот
Муха песенку поет:
«Что дадите мне за вестку?
Бьет свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,
Привязала за шнурок,
Ручки к ножкам притянула,
Ножку правую разула:
«Не ходи ты по зарям!
Не кажися молодцам! »
Это присказка велася,
Вот и сказка началася.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *