Косноязычие что это и как лечить
Косноязычие что это и как лечить
— Я много читаю, но речь моя косноязычная. Ещё я боюсь выступать на публике, даже стихи, выученные наизусть, не могу рассказывать. Что сделать, чтобы изменить это?
— Для этого нужны сила воли и желание! Итак, обо всём по порядку!
Поиграйте сами с собой в такую игру. Возьмите самые простые понятия: пальто, журнал, корзина, рюкзак. И дайте им определения. Пальто — что это такое? Как объяснить это слово иностранцу, например? А потом проверьте себя по толковому словарю. Эта игра разовьёт мышление.
Думая о любом событии, старайтесь увидеть вопрос, проблему и путь решения этой проблемы. Что бы ни узнали, всегда задавайте себе вопросы: почему? зачем? Например, объявили, что в субботу будет классный час о поздравительных открытках, сделанных своими руками, не просто примите это известие к сведению, а подумайте, зачем вы будете делать открытки. Как сделать интереснее, чем другие ребята?
Речь напрямую связана с мышлением: кто думает ясно, тот и говорит понятно. Развить мышление поможет письменная речь. Написанное можно перечесть и как бы услышать себя со стороны. Увидеть, где мысль твоя скакала, не развернувшись перед собеседником до конца, где не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Пишите письма, сочинения, дневники. И научитесь точно мыслить и выстраивать устную речь.
«Я мыслю, значит, я существую», — сказал французский философ Рене Декарт. Вот как высоко он ставил способность человека мыслить.
Ум, внимание, наблюдательность, уровень культуры проявляются в речи. Как говоришь, о чём говоришь? Даже если знаешь очень много, не сможешь чётко сформулировать свои мысли, убедить собеседника. Если не хватает слов, а речь невыразительна и невнятна — никто не поймёт, не услышит тебя, да и не захочет слушать.
Подойди к зеркалу и поговори сам с собой. Прислушайся, нет ли у тебя неприятной, ноющей интонации, как будто ты всегда чем-то недоволен. А может, интонация твоей речи слишком наступательная и задиристая, как будто вокруг тебя живут одни враги? Нет? Очень хорошо. Старайся, чтобы речь твоя была спокойной.
Ты тараторишь, захлёбываясь, или умеешь в разговоре выдерживать паузу? Сказал собеседнику важную мысль, помолчи. Дай ему услышанное обдумать и понять.
Иногда можно услышать такой разговор:
— А этот как выскочит!
При этом машут руками, но если вы не знаете, о чём идёт речь, вам ни за что этого не понять. Разговаривающим не хватает слов. Словарный запас у них маленький. Большинство слов они знают пассивно: видят их в книге или слышат от взрослых и понимают. Но сами в разговорах используют две-три сотни слов.
Знаешь, сколько слов должен знать 3-4-летний ребенок? Примерно две с половиной тысячи. Словарь А. С. Пушкина — 25 тысяч слов. Словарь У. Шекспира — более 50 тысяч. Они знали столько слов и употребляли их в своих произведениях. А в словаре В. Даля, лучшем толковом словаре русского языка, приведено более 200 тысяч слов. Вот какой богатый у нас язык! А кому-то хватает и десятка слов.
Писатель В.В. Вересаев вспоминал, как во времена его детства вся семья собиралась вечером за столом и как отец всегда расспрашивал, что и кто сейчас читает. С живейшим интересом отец выяснял у сына малейшие подробности жизни Ребекки из романа Вальтера Скотта «Айвенго». Когда Вересаев стал взрослым человеком, он понял: во время застольных бесед о прочитанных книгах отец учил его говорить, правильно выражать свои мысли и чувства, развивал его речь.
И тебе советуем, если хочешь, чтобы речь твоя была гладкая и выразительная, почаще мучай родных пересказами книг, которые ты читаешь.
КОСНОЯЗЫЧИЕ
КОСНОЯЗЫЧИЕ (син. дислалия) — расстройство речи, заключающееся в неправильном произнесении отдельных фонем (звуков речи). Нарушение произношения может быть выражено в виде полного отсутствия или искажения звука (напр., пропуск звука p или картавое его произнесение) либо в виде замены одного звука другим (напр., замена звука л звуком в).
Для обозначения конкретных дефектов артикуляции пользуются обычно греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука р получило название ротацизма, нарушение произнесения звука л — ламбдацизма и т. д. В тех случаях, когда дефектный звук заменяется другим, вполне определенным звуком, соответствующее нарушение обозначают посредством прибавления к его названию частицы пара (параротацизм, параламбдацизм и т. д.).
Наиболее распространенным видом К. является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч, щ), получившее название сигматизма; затем следует ротацизм и ламбдацизм. Значительно реже встречаются другие дефекты произношения (замена звонких согласных глухими, дефекты смягчения согласных и т. п.).
Ротацизм чаще всего наблюдается в виде картавого произнесения звука р. Ламбдацизм и параламбдацизм проявляются в виде полного отсутствия звука л (вместо лампа — ампа), а также замены его различными звуками: полумягким л типа немецкого l (льампа), гласным у (уампа), согласным в (вампа), звуком й (йампа) и т. д. К косноязычию относят также открытую и закрытую гнусавость (см.).
Этиология
У большинства детей К. является по существу проявлением задержки развития речи, связанным с неправильным воспитанием, в части случаев возникает в результате дефектов строения периферического речевого аппарата. Своеобразные формы нарушения структуры речи наблюдаются при тугоухости (см.). Расстройства артикуляции при заболеваниях ц. н. с. объединяются в самостоятельную нозологическую группу — дизартрия (см.).
Лечение
Для устранения К., вызванного анатомическими нарушениями в органах артикуляции, требуются обычно мед. мероприятия, а также специальная логопедическая работа (см. Логопедия). Дефекты неба, губ, языка, челюстей, зубов устраняют оперативным путем или методами ортодонтии (см. Ортодонтические методы лечения) и протезирования, после чего проводится логопедическая работа.
Профилактика
Большую роль в предупреждении К. играет правильное воспитание речи у детей раннего возраста, когда она развивается наиболее интенсивно и проходит стадию так наз. физиологического К. Необходимо активно вмешиваться в процесс формирования речи у ребенка, учить его правильно произносить звуки речи.
Библиография: Зееман М. Развитие речи в детском возрасте, пер. с чешек., М., 1962; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения пои локальных поражениях мозга, М., 1969, библиогр.; Основы теории и практики логопедии, под ред. Р. Е. Левиной, с. 271, М., 1968; П р а в д и н а О. В. Логопедия, М., 1973, библиогр.; Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского, с. 100, М., 1969; С и к о р-с к и й И. А. Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены, кн. 2, с. 135, Киев — Харьков, 1899; Becker К.-Р. u. S о v a k М. Lehrbuch der Logopadie, В., 1975; Johnson W. Diagnostic methods in speech pathology, N. Y.— Evanston, 1963; Van Riper Ch. Speech correction, N. Y., 1963.
Хронический и острый бронхит: чем опасна болезнь и как её лечить
Бронхит – это патологическое состояние, при котором развивается воспаление бронхов. В свою очередь, бронхи – это пути, которые проводят воздух от трахеи к тканям легких, согревают воздушный поток, увлажняют и очищают его. Находятся они в нижней части трахеи и представляют собой две крупных ветви.
Болезнь вызывает воспаление слизистой оболочки или всей толщи бронхиальных стенок. Начинается чрезмерное выделение слизи, затрудняется дыхание. Организм пытается самостоятельно вывести лишнюю слизь, поэтому появляется сильный мучительный кашель. Патология может переходить из кратковременной острой в продолжительную хроническую форму, поэтому требует комплексного незамедлительного лечения.
Острый бронхит
Развивается в подавляющем большинстве случаев и представляет собой распространенное осложнение острой респираторной инфекции. Зачастую диагностируется у детей, так как они более восприимчивы к подобным инфекциям.
При остром поражении бронхов происходит размножение условно-патогенной микрофлоры. Слизистая меняет свою структуру, развивается поражение верхних слоев и стенок бронхов. Формируется отек слизистой, эпителиальные клетки отторгаются организмом, появляются инфильтраты на подслизистом слое. Процессы сопровождаются тяжелым продолжительным кашлем, который может сохраняться даже после излечения пациента.
Острая форма лечится в течение 3-4 недель. На протяжении этого времени восстанавливается структура и функции бронхов. При правильной и своевременной терапии прогноз благоприятный.
Хронический бронхит
При хроническом бронхите кашель с выделением мокроты наблюдается на протяжении не менее двух лет в течение трех месяцев ежегодно. При этом важно исключить наличие других причин кашля.
Такая форма чаще возникает у взрослых, так как формируется только при длительном раздражении бронхов. Причиной раздражения может быть не только многократно перенесенное острое заболевание, но и сигаретный дым, газы, пыль, химические испарения и прочие отрицательные факторы.
Продолжительное воздействие на слизистую бронхов неблагоприятных факторов вызывает изменения в слизистой, постепенное повышение выделения мокроты. Существенно снижается способность бронхов проводить воздух, а вентиляция легких нарушается.
Формы хронического бронхита
В зависимости от характера воспалительных процессов выделяют:
С учетом наличия нарушения проходимости (обструкции) дыхательных путей бронхит может быть:
По причинам развития болезни выделяют:
Причины заболевания
При острой и хронической формах причины развития патологического состояния бронхов несколько отличаются.
Острый бронхит в 90% случаев формируется в результате попадания в организм вирусной инфекции: гриппа, аденовируса, респираторно-синцитиального, коревого или коклюшного вируса, а также прочих возбудителей. Реже болезнь становится результатом бактериального поражения стафилококком, стрептококком, пневмококком и др.
Среди прочих факторов, которые способствуют развитию острой формы болезни:
При хронической форме основной причиной развития признано курение. У курильщиков болезнь диагностируют в 2-5 раз чаще, чем у некурящих людей. Табачный дым наносит вред как при активном, так и при пассивном курении.
Среди прочих предпосылок развития хронической формы – повторно перенесенные и частые острые бронхиты, ОРВИ, пневмонии, болезни носоглотки. Инфекционная составляющая в таких условиях усугубляет уже имеющееся поражение бронхов.
Симптомы бронхита
Признаки патологии отличаются в зависимости от острой или хронической формы течения болезни:
Осложнения
Острый бронхит может провоцировать осложнение в виде бронхопневмонии – инфекционно-воспалительного процесса, который поражает легкие, вызывает лихорадку, сухой кашель, общую слабость.
Бесконтрольное прогрессирование хронического заболевания приводит к регулярным острым пневмониям и со временем переходит в обструктивную болезнь легких. При этом сужается просвет и отекает слизистая дыхательных путей, частично разрушаются легочные ткани.
Хронический бронхит также может стать причиной развития легочной гипертензии, сердечно-легочной недостаточности, эмфиземы легких, бронхоэктатичской болезни, пневмонии и ряда других опасных заболеваний.
Когда стоит обратиться к врачу
Крайне важно не пускать болезнь на самотек. К врачу нужно обращаться при появлении первых симптомов возможного бронхиального поражения: кашля, повышенной температуры, недомогания. Врач проведет диагностику, укажет, как и чем лечить бронхит и кашель, а дальнейшая терапия пройдет в домашних условиях под контролем доктора. В большинстве случаев патология не требует госпитализации.
Бесконтрольное течение острой болезни в большинстве случаев приводит к усугублению симптоматики, повторному развитию заболевания, переходу в хроническую болезнь и формированию осложнений.
Чтобы определить болезнь и изучить степень поражения бронхов, необходима комплексная диагностика пациента и изучение клинической картины. Этим занимается терапевт или педиатр, который назначает необходимые для диагностики обследования. При необходимости он направляет пациента на консультации к пульмонологу и другим смежным специалистам.
Если по результатам опроса и осмотра у врача появились подозрения на бронхит или другие схожие болезни, назначаются дополнительные обследования:
Среди возможных дополнительных исследований: эхокардиография, электрокардиография, бронхография и др.
Лечение
Терапия бронхита носит комплексный характер, так как преследует цель избавить организм от инфекции, восстановить проходимость бронхов, устранить усугубляющие болезнь факторы.
В первые дни острой фазы необходимо придерживаться постельного режима, много пить, соблюдать молочно-растительную диету. Крайне важно отказаться от курения и поддерживать влажность воздуха в помещении, где находится больной, на уровне 40-60%.
Медикаментозная терапия острой стадии cводится к приему препаратов, которые облегчают симптомы и предотвращают развитие осложнений. Для этого используют:
Важную роль играет физиотерапия. Улучшить состояние пациента помогает лечебная гимнастика, физиотерапия, вибрационный массаж.
Хроническая форма заболевания требует продолжительного лечения как при обострении, так и во время ремиссии. Схема терапии предусматривает прием перечисленных препаратов по назначению врача, а также интенсивную программу легочной реабилитации, которая помогает снизить проявления болезни.
Максимально важно устранить из жизни пациента причину, которая спровоцировала развитие хронического бронхита, вести здоровый образ жизни, укреплять иммунитет и правильно питаться.
Профилактика бронхита
Профилактика легочных заболеваний – это комплексный и систематический процесс, цель которого – укрепить защитные силы организма и минимизировать воздействие факторов риска. Для этого необходимо в первую очередь отказаться от курения, защищать легкие от пыли, вредных химических соединений, слишком горячего или сухого воздуха. В рамках профилактики важно своевременно лечить хронические инфекции, предотвращать аллергические реакции и обязательно обращаться к врачу при первых признаках заболевания, проходить ежегодную вакцинацию от гриппа и пневмонии.
Прот. Артемий Владимиров: как победить косноязычие? (+Видео)
Протоиерей Артемий Владимиров о том, как преодолеть косноязычие и научиться доносить до людей то, что хочешь донести.
Мне есть, что об этом сказать, ибо и сам я шёл путём восхождения per aspera ad astra, через тернии, может быть, ещё не к звёздам, но к высоте словесного служения. В литературных занятиях всего прежде необходимо найти идеал для подражания. И как молодые Пушкин и Лермонтов рождали свои стихотворные опыты, выводя рифмы ещё нетвёрдой рукой, переводя западных поэтов или подражая Вергилию и Катуллу, так и в делах красноречия, а лучше сказать, в робких попытках обратить живое слово к взыскательной публике, важно найти свой идеал. Пусть он будет и не среди живущих, но среди тех великих писателей прошлого, слог и образ мыслей которых дорог Вашей душе.
Вспоминаю, как ещё в советское время молодым учителем русского языка и литературы я готовился к общению с учениками — математически одарёнными детьми, и от руки переписывал письма епископа Игнатия (Брянчанинова), его духовные статьи на разные темы, с тем чтобы чем-то поделиться со своими питомцами. Уча, мы все учимся.
Постепенно святитель Игнатий Кавказский, святитель Иннокентий Херсонский (умолчу о митрополите Филарете, в труды которого нужно особенно тщательно вчитываться и вдумываться) мало-помалу воздействовали на мышление и слово молодого человека, отделённого от них более, чем столетним рубежом. Итак, первое — внимательное чтение, изучение образа мысли и слововыражения наших великих предшественников.
Прот. Артемий Владимиров
Второе — внутренняя обращённость к Богу. Мы потому теряемся, когда на нас пытливо смотрят со стороны, смущаемся, видя перед собой несколько десятков пар глаз, что не научились ещё ходить как должно пред Богом. Обращаясь к аудитории, мы часто впадаем в ступор, в паралич мыслей и слова, ибо не всегда встречаем ободряющую нас поддержку, сочувствие, терпение, но напротив, — иронию, плохо скрываемую насмешку или холодную усмешку. Поэтому я думаю, что главное в деле живого обращения к людям — умение предстоять Тому, кто нас видит, слышит, любит, кто является источником премудрости и разума, кто даёт слово желающему говорить во славу Божью.
Третье: нелёгкое искусство — видеть и слушать себя со стороны. Пройдут дни, месяцы, может быть, годы (как в моём случае), но Вам мало-помалу привьётся это качество. Вы научитесь корректировать самого себя. Вы будете слышать то, что произносят Ваши уста. Вы некоторым шестым чувством (а оно есть у каждого из нас) будете оценивать восприятие слушателей и с болями, с потами, с трудами нащупаете дорогу жизни, «тропу бескорыстной любви». Так важно — войти в резонанс со слушателем и неким рациональным способом «попасть в десятку» во время выступления. «Сердце сердцу весть подаёт».
Стало быть, важно говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». При этом не слишком уповать на свои силы, но надеяться на Господа. Не смущаться в случае естественной запинки, ошибки. Человеку свойственно ошибаться. Упал — тотчас встань. Встал — иди вперёд. Не можешь лететь — беги, не можешь бежать — иди, не можешь идти — ползи. «Дорогу осилит идущий». Сам Господь говорит: «Дам молитву молящемуся. Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам».
Таким образом, главное — не впадать в панику, не терять самообладания, но иметь благую надежду на лучшее и постоянно двигаться вперед. Ведь, по слову блаженного Августина, если ты не идёшь вперёд, то будешь откатываться назад. «Терпение и труд всё перетрут». Если чего-нибудь захочешь, обязательно достигнешь. Нужно быть кузнецом собственного вербального счастья, то есть умения выражать свою мысль и облекать её в простое и чистое слово. Так жить и так трудиться — с молитвой к Богу и с любовью к людям — с широкой доброжелательной улыбкой…
Восстановление легких после коронавируса
Восстанавливаются ли легкие после COVID-19? Да. Но нужно не пропустить сроки реабилитации и серьёзно отнестись к рекомендациям врача.
Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, недостаточно изучена, однако ясно, что она наносит вред всем органам и тканям человека. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки носа, глаз, глотки. Первые симптомы появляются на 2-14 день. Обычно это повышение температуры выше 37.5 градусов Цельсия, насморк, потеря обоняния, сухой кашель, послабление стула, слабость и головная боль. На 6–10 сутки от момента появления первых симптомов могут начать беспокоить одышка, боль в груди, усиление кашля. Это тревожные симптомы, говорящие о поражении легких и требующие проведения дополнительного обследования: компьютерной томографии легких, измерения насыщения крови кислородом (сатурации).
Легкие после COVID-19
Попадая в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей SARS-CoV-2 вызывает мощнейшую воспалительную реакцию. Активируются иммунные клетки, вырабатывается колоссальное количество воспалительных веществ (воспалительных цитокинов). Интенсивность этой реакции скорее всего обусловлена генетически. Именно интенсивностью воспалительной реакции и определяется тяжесть поражения легочной ткани по данным исследований. В легочной ткани поражение при COVID-19 обусловлено как поражением самих альвеол (в которых происходит газообмен и кровь насыщается кислородом из воздуха) нашими собственными иммунными клетками так и поражением легочных сосудов, оплетающих альвеолы. Степень поражения легких можно определить при помощи КТ (компьютерной томографии).
Таблица 1. Поражение лёгких при COVID-19
Процент поражения легочной ткани
Поражена часть лёгкого. Небольшое затруднение дыхания.