Кошмар на улице вязов про что
Кошмар на улице Вязов
« | Сон убивает. | » |
— Тэглайн первого фильма |
« | Раз, два, Фредди заберет тебя, Три, четыре, запирайте дверь в квартире, Пять, шесть, Фредди хочет всех вас съесть, Семь, восемь, он придёт к вам в дом без спроса, Девять, десять, никогда не спите, дети. | » |
— Считалочка |
«Кошмар на улице Вязов» (англ. A Nightmare on Elm Street) — классика ужасов. Франшиза состоит из фильмов,телесериала, комиксов и игр и повествует о Фредди Крюгере, маньяке из мира снов, убивающем детей в маленьком городке Спрингвуде.
Мать Фредди Крюгера была монахиней, работавшей в клинике для душевнобольных. Однажды она случайно оказалась в башне, в которой содержали маньяков. Они изнасиловали её, и она забеременела, а после родов сошла с ума. Фредди жил в приёмной семье, его избивал отчим и ненавидели одноклассники. После школы Фредди женился и устроился работать кочегаром. В это время он и начал совершать свои преступления. Крюгер заманивал маленьких детей в котельную, где подвергал ужасным пыткам при помощи самодельной перчатки с ножами на пальцах. В конце концов полиция вышла на след Крюгера, но так как улики были получены без соответствующего ордера, их оказалось невозможно использовать в суде, и Фредди вышел на свободу. Разгневанные жители городка выследили его и сожгли в собственной котельной; однако в огне умирающему маньяку явились демоны снов и предложили сделку: он отдаёт им свою душу, а они дают ему новую жизнь в мире снов.
Всего с 1984 по 2011 годы было снято 9 фильмов, включая кроссовер «Фредди против Джейсона» (Джейсон Вурхес — серийный убийца из франшизы «Пятница, 13-е»). На протяжении всех сиквелов сюжет изменяется мало, основная линия: Фредди убивает подростков Спрингвуда во сне, подростки пытаются выжить, в конце Фредди побеждён, но, конечно, не убит.
По утверждению некоторых психологов, Фредди Крюгер отражает детский страх о переходе во взрослую жизнь (здесь, конечно, примечателен мотив сна), поэтому в фильмах главные роли играют подростки. Кроме того, Фредди является одним из самых популярных и узнаваемых злодеев в мировой культуре.
Все сцены смерти из фильмов
Интересна также история создания первого фильма: режиссер Уэс Крейвен прочитал в Los Angeles Times историю о нескольких подростках из Калифорнии, которые видели настолько страшные сны, что отказывались спать. Тогда врачи стали давать им снотворное, но через некоторое время все дети умерли во сне. Крейвен взялся за написание сценария; по его версии, причиной гибели детей был убийца из их снов. Недолго думая, он дал ему имя парня, который часто издевался над ним в школе, а прототипом злодея стал бомж, напугавший режиссёра в детстве. Сначала Фредди должен был ходить в плаще, но во время съёмок плащ потерялся, и Крейвен одолжил у одного из осветителей свитер, связанный его невестой. Сочетание обгоревшего лица, руки с лезвиями, шляпы и красно-зелёного свитера оказалось настолько отвратительным, жутким и в то же время чрезвычайно эффектным, что свитер остался на Фредди до конца съёмок, а затем перекочевал в мировой фольклор: маньяк в красно-зелёном свитере узнаваем, как упомянуто выше, теперь повсеместно и моментально. Фильм имел оглушительный успех и был обречён стать классикой жанра.
Официальный клип по третьему фильму
Содержание
Список фильмов [ править ]
Кошмар на улице Вязов (1984) [ править ]
Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди (1985) [ править ]
Кошмар на улице Вязов 3: Воины Сна (1987) [ править ]
Нэнси Томпсон выросла и стала врачом — в качестве приглашенного специалиста она приходит на помощь психиатру, который лечит группу подростков, склонных к суициду, и уже потерял часть своих пациентов. На деле же убивает их Фредди, одного за другим. С ее помощью (и благодаря дару одной из девочек, способной затаскивать в свои сны других людей) удается сколотить из оставшихся в живых тинейджеров отряд борцов с Фредди. Также на помощь приходит отец Нэнси, открывший второй фронт в реальности (он ценой своей жизни похоронил прах Крюгера в освященной земле). В финале Крюгер временно побежден, но Нэнси погибает от его руки.
Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель Сна (1988) [ править ]
Фредди восстает из могилы и начинает свою охоту за подростками с тех выживших ребят, которые отправили его на тот свет в прошлый раз. Однако Кристен перед смертью передает свой дар — втягивать других людей в свои сны — школьной подруге Элис. Поначалу та не способна контролировать полученную способность и Фредди откровенно использует ее, чтобы убивать ее друзей, но в финале Элис находит способ справиться с Фредди и освободить души убитых им подростков.
Кошмары Фредди (1988) [ править ]
Телесериал, идея которого возникла еще после успеха третьей части. Несмотря на два сезона, имеет низкие рейтинги, и мало кто знает о его существовании. Выходил только на видео. Сериал не связан с киновселенной, несмотря на то, что происходит там же. Быть может за исключением первой серии, где показан еще живой Фредди, суд, его казнь родителями и первая жертва сна.
Кошмар на улице Вязов 5: Дитя Сна (1989) [ править ]
Элис и ее друг Ден живут обычной жизнью, когда внезапно Элис начинают сниться сны об Аманде Крюгер — матери Фредди, — и одновременно снова начинается эпидемия смертей подростков, в числе прочих погибает и Ден. После этого Элис узнает, что беременна. Не сразу она понимает, что Крюгер обосновался во снах ее нерожденного ребенка и пользуется уже им как проходом в чужие сновидения, а также, похоже, собирается возродиться в его облике. В итоге Элис удается победить Фредди и освободить своего сына с помощью призрака Аманды.
Фредди мёртв: Последний кошмар (1991) [ править ]
Джон, потерявший память подросток, находится в реабилитационном центре. Все, что он помнит о своей прошлой жизни — это город Спрингвуд, где случилось нечто странное. Карлос, Спенсер и Трейси, с которыми Джон познакомился в центре, сбегают оттуда вместе с ним и отправляются в названный им город, где действительно происходит какая-то дичь: не осталось живых детей и все взрослые ведут себя как сумасшедшие. Джон — последний из детей Спрингвуда. Он находит в сиротском приюте картинку с изображением Фредди и подписью «К. Крюгер», после чего ошибочно решает, что выжил потому, что является сыном Крюгера, но тот убийственно разубеждает мальчика и расправляется с его спутниками. Выживает лишь Трейси, которую спасает и увозит из Спрингвуда Мэган Берроуз — доктор из реабилитационного центра. Выслушав историю девочки, Мэган ловит флэшбек из прошлого и понимает, что К. Крюгер — это она сама, приемные родители сменили ей имя, чтобы не травмировать ребенка, и так ставшего свидетелем смерти собственной матери и преступлений отца. В финале Мэгги сражается с отцом и побеждает его, убив его собственной перчаткой. В оригинальной версии сценария главным героем должен был стать шестнадцатилетний сын Элис Джонсон, героини предыдущего фильма, также планировалось вернуть некоторых погибших ранее персонажей из третьего фильма.
Новый кошмар Уэса Крэйвена (1994) [ править ]
Также известен как A Nightmare On Elm Street Part 7: The Ascension и A Nightmare On Elm Street 7: The Real Story. Хизер Ландженкамп, исполнительница роли Нэнси Томпсон, на сей раз играет саму себя, в нашем реальном мире, где в связи с девятой годовщиной первого фильма о Фредди планируют снять еще один сиквел и Уэс Крейвен собирается позвать ее на главную роль. Ей снятся кошмары, в которых погибает ее муж Чейз, а затем тот умирает и в реальности, причем на его теле обнаруживаются странные порезы, как у жертв Фредди. Одновременно кошмары мучают и ее сына Дилана, а врачи полагают, что тот просто насмотрелся ужастиков с мамой в главной роли. Уэс объясняет Хизер, что в образе Фредди воплотилось некое древнее зло, и единственный способ не выпустить его в наш мир — снять еще один фильм. На этом месте происходящее в фильме окончательно превращается в фантасмагорию, которая завершается гибелью Фредди и сценой, в которой Хизер вместе с сыном читают сценарий. Самая невнятная часть франшизы, собравшая меньше всего денег в прокате.
Фредди против Джейсона (2003) [ править ]
Кошмар на улице Вязов (2010) [ править ]
Ремейк фильма 1984 года от режиссера-дебютанта Сэмюэля Байера, ранее снимавшего только видеоклипы. В этой экранизации Крюгера впервые играл не Инглунд, а Джеки Эрл Хейли, созданный им образ злодея вышел более жестоким, менее эмоциональным, куда менее харизматичным и был принят публикой скорее негативно. Также не слишком удачной оказалась идея акцентировать внимание на педофилии Фредди, это значительно упростило и опошлило идею фильма. Несмотря на то, что было запланировано снять еще две части, продолжения так и не сняли из-за низких сборов.
История фильма. Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street (1984)
Этот фильм такой же атрибут моей юности, как штаны-бананы, жевательная резинка с кусочком грифеля от цветного карандаша и челка a la Карлсон.
Производство: США.
Режиссер: Уэс Крэйвен.
В ролях: Хэзер Лэнгенкэмп, Рони Блейкли, Джон Сэксон, Аманда Уайсс, Роберт Инглунд, Джонни Депп, Чарльз Флайшер, Джозеф Випп, Хсу Гарсиа, Лин Шэй.
Старшеклассников одной из школ Спрингвуда, преследует один и тот же кошмарный сон в котором за ними гонится и кромсает на куски изуродованный человек в шляпе и с ножами на своей перчатке. И тот, кого убили во сне — умирает в реальности… Оказывается много лет назад, герой сна — Фредди Крюгер был маньяком, совершившим несколько зверских убийств детей. Их родители, не дожидаясь суда, линчевали Фредди, спалив заживо в котельной. И теперь Фредди пришел отомстить…
Однажды Уэс Крейвен прочитал в одной из местных газет Los Angeles Times статью, рассказывающую о нескольких подростках из Калифорнии, которым снились настолько страшные сны, что они отказывались спать. Их родители, следуя предписаниям врачей, стали давать детям специальные лекарства. Однако вскоре дети один за другим умерли во сне. Тогда-то Крейвен и взялся за написание сценария.
Первым встал вопрос: «Как его назвать?» Недолго думая, Крейвен дал маньяку имя человека, который терроризировал его в младших классах. Прототипом (по крайней мере, характера злодея) стал некий бездомный мужчина, пугавший Крейвена в детстве.
Некоторое время спустя — на дворе был 1981 год — сценарий был готов. Крейвен предлагал его одной компании за другой.
Фильм спонсировала кинокомпания Media Home Entertainment во главе с режиссёром Чарльзом Бэндом, однако впоследствии Крейвен не вспоминал Бэнда словами благодарности.
Дистрибьюторы отказались финансировать фильм — актёрский состав и съёмочная группа почти две недели снимались, не получая при этом ни цента. Но никто не покинул съёмочную площадку. И фильм был снят за 30 дней. Картина стала настолько успешной, что до сих пор приносит прибыль своим создателям — было снято 7 продолжений, один телевизионный сериал, выпущено большое количество комиксов, книг, игрушек и прочей продукции. Поэтому компанию New Line в шутку называют «домом, который построил Фредди».
Роберт Инглунд получил роль Фредди Крюгера потому, что поссорился со своей подружкой.
Желая досадить строптивой особе, он раскрасил лицо театральным гримом и не смывал его в течение нескольких дней.
Подружка ушла, но Энглунда увидел Уэс Крейвен.
Первая же часть фильма сделала его мегазвездой. Толпы поклонниц преследовали Инглунда повсюду, вопя «Фредди, разрежь меня!».
Однажды актёр не без удивления обнаружил себя в списке самых сексуальных киногероев 1984 года.
Среди других фильмов с участием Роберта Инглунда можно отметить фильмы ужасов «Съеденные заживо», «Призрак Оперы» (1989), «Пляска смерти», «Ночные кошмары», «Давилка», «Исполнитель желаний», «2001 маньяк».
Пробы на роль Нэнси прошло около 200 актрис, включая Деми Мур, Дженнифер Грей, Трейси Голд и Кортни Кокс. Последнюю Крейвен через несколько лет снял в своей знаменитой квадрологии «Крик». В итоге Ненси сыграла Хизер Ландженкамп.
Джонни Депп дебютировал в кино в роли Глена. Джонни Депп попал на пробы фильма совершенно случайно, придя за кампанию вместе со своим другом Джеки Эрл Хейли. Увидев Джонни, Крэйвен предложил ему почитать роль Глена.
Доверившись своей интуиции, режиссёр Уэс Крейвен рискнул доверить одну из главных ролей парню, не имеющему никакого актёрского опыта, и был удивлен тем, насколько свободно тот держался перед камерой.
Чарли Шин очень хотел исполнить роль Глена, но студия не могла платить ему гонорар, которого он хотел.
В роли Рода Лейна в титрах фильма значится актёр с именем Ник Корри. Но этот актёр широко известен как Хсу Гарсиа.
В сцене, где волосы Нэнси седеют, появляется медсестра, которую играет жена Крейвена — Мими.
Для съемок смерти Тины, в которой тело девушки летает по комнате, построили специальную вращающуюся декорацию — когда комната вращалась, актриса переползала на следующую стену. Камера была закреплена на одной стене и следовала за актрисой по мере её движения вместе с комнатой.
Оператор был привязан к креслу, что позволило управлять камерой во время вращения декорации. Интересно, что в сцене, когда Тина тянется к Роду, сидящему на полу, на самом деле актёр Хсу Гарсия висел вверх ногами, а его волосы были специально уложены, чтобы они не свисали.
Эффект съёмок был настолько потрясающим, что у актрисы Аманды Уисс, сыгравшей Тину, практически сразу же начались сильные приступы головокружения.
Вдохновением для съёмок послужил фильм 1951 года «Королевская свадьба» («Royal Wedding») — первый фильм в истории кино, снятый с использованием вращающихся декораций.
Никто точно не знает, что же было использовано для создания эффекта «затягивающих ступенек» в сцене, когда Нэнси не может подняться по лестнице. Актриса говорит, что «это был грибной суп или что-то вроде того», Крейвен — «овсяная каша», а Жак Хайткен утверждает, что в этой сцене использовали жидкое тесто. Во всяком случае, единой версии не существует.
Ванна Нэнси была установлена над бассейном. Во время съёмок актриса Хизер Ленгенкамп провела в этой ванне 12 часов, как и актёр Джим Дойль — дублёр Фредди (а точнее, его руки).
Во время съёмок было использовано примерно 1893 литра заменителя крови.
По замыслу режиссёра Фредди должен был сниматься в плаще, но из-за небольшой неразберихи на съёмочной площадке плащ был утерян. Положение спас свитер, принадлежавший одному из осветителей. Этот свитер был подарен осветителю его невестой, связавшей его как подарок к свадьбе. Надетый на главного героя, свитер с его сочетанием цветов и маской главного героя являл настолько жуткое сочетание, что был оставлен в фильме и далее. Крейвен аргументирует выбор так: «Я где-то читал, что это — самое трудноусваиваемое для человеческого глаза сочетание цветов».
Первоначально Крейвен хотел, чтобы фильм закончился хорошо — Нэнси осознаёт, что всё, произошедшее с ней, всего лишь сон. Однако глава «New Line Cinema», Боб Шей, настоял на плохом конце. В итоге, было снято несколько версий финала:
Прокатная версия фильма включала следующую концовку: Ненси садится в машину к друзьям, поднимается «полосатая» крыша, машина увозит ребят, Мардж видит детей, поющих считалочку, а затем Крюгер затаскивает её в дом через окно.
Альтернативные финалы:
1. Ненси садится в машину к друзьям, они уезжают, Мардж видит детей, поющих считалочку, а затем Крюгер затаскивает её в дом через окно.
2. Ненси садится в машину к друзьям, они уезжают, Мардж видит детей, поющих считалочку, фильм заканчивается.
3. Ненси садится в машину к друзьям, поднимается «полосатая» крыша, машина увозит ребят, Крюгер затаскивает Мардж в дом через окно, дети поют считалочку, Фредди за рулём машины.
4 апреля 2007 года, британец Джейсон Мур был приговорён к тюремному заключению после того, как напал на своего друга перчаткой с когтями, очень напоминающей ту, что носит Фредди. По признанию психиатров, тридцатисемилетний Мур просто одержим Фредди и его кровавыми деяниями. Он пересматривал фильм множество раз, и даже непосредственно перед нападением. Детектив, расследующий это дело, заявил, что орудие Мура — «самое страшное орудие из тех, что он когда-либо видел».
Впоследствии было снято еще 6 фильмов в продолжение истории.
А также в 2010 году на экраны вышел ремейк оригинальной картины 1984 года.
Вторая часть «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» вышла на экраны в 1985 году.
События третьего фильма «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» (1987) происходят через шесть лет после первого появления Фредди Крюгера. Он стал намного сильнее, подпитываясь душами детей с улицы Вязов. Теперь он обратил внимание на семерых детишек, заключенных в психиатрической лечебнице. Положение усугубляется повальными «самоубийствами», которые, разумеется, являются проделками Фредди. Разрешить ситуацию и объяснить что происходит может лишь Нэнси Томпсон, которая вернулась в родной город в качестве врача-практиканта…
В четвёртой картине «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» (1988)
Кристин погибает от рук Фредди, но успевает передать свою тайну подруге. Элис становится сильным воином, способным противостоять Фредди. Друзья девушки становятся следующими жертвами убийцы, и вот уже её брат погибает во сне.
В «Кошмаре на улице Вязов: Дитя сна»
Элис, знакомая нам по предыдущей части фильма, снова видит странные сны. В одном из них она увидела воскрешение зловещего убийцы с лезвиями на руке. После смерти её парня, Дэна, Элис узнаёт, что у неё будет ребёнок. Зловещий план Фредди заключается в том, чтобы превратить дитя в подобие себя, подкрепляя его душами убитых друзей и подруг Элис. Ей предстоит сложная борьба не только за свою жизнь, но и за жизнь своего сына.
В шестой картине «Фредди мёртв: Последний кошмар» (1991)
Миссия Крюгера почти закончена. В живых остался только один подросток, на которого у него особые надежды, ведь ему нужны новые души. Много душ. Попав в приют для бездомных, мальчик Джон находит единомышленников в борьбе с когтистым монстром, хозяйничающим в чужих снах. Чистая страница открыта. Психиатр Мегги, работающая с ребятами, оказывается дочерью Фредди. И теперь она должна остановить своего отца, поняв, что же превратило его в бездушного монстра.
В «Новом кошмаре Уэса Крейвена» (1994)
Фредди Крюгер шагнул прямиком со страниц киносценария в реальную жизнь. Во время съемок продолжения культовых похождений знаменитого маньяка, повелителя сновидений, начинают происходить странные вещи. Несчастные случаи следуют один за другим. Погибает мастер по специальным эффектам Чейз Портер — муж исполнительницы главной роли в первом и третьем фильмах Хизер Ленгенкамп. А затем Фредди похищает сына Хизер, Дилана. Но ничто не способно остановить любящую мать — не мешкая, Хизер спускается в царство Сна, принимая вызов дьявола-убийцы.
Новый фильмы 2010 года — «Кошмар на улице Вязов» — является ремейком оригинальной картины Уэса Крейвена. Над этим фильмом работал режиссер Сэмюэл Байер. Это его первая крупная работа. В роли Фредди снялся Джеки Эрл Хэйли.
Ещё во время съёмок первого ремейка, продюсеры проговорились, что они рассчитывают снять как минимум трилогию, а несколько месяцев спустя в Интернете появилась официальная информация о том, что с исполнителем роли Крюгера подписан контракт на три фильма, а с Руни Марой (исполняющей роль Ненси Холбрук) — на два. Однако на данный момент никакой информации даже о работе над сценарием сиквела нет.
Любимое кино. Кошмар на улице Вязов
Делай что хочешь… Только не спи
Таинственный потусторонний преступник проникает во сны подростков и убивает ребят. Пережить ночную встречу с ним удается лишь одной девушке, которая пытается разобраться в происходящем. Со временем она узнает, что ее саму и ее друзей преследует дух преступника, заживо сожженного их родителями за убийства детей. Когда героиня понимает, что злодей не отступится, пока не отомстит всем своим палачам, она звонит своему парню и предлагает ему дерзкий план. После нескольких бессонных ночей девушка решается заснуть – с тем, чтобы найти маньяка и, проснувшись, вытащить его из мира снов в мир людей, где его можно будет прикончить. Для этого, однако, необходимо, чтобы ее парень сторожил ее и разбудил в нужный момент. Свои инструкции она заканчивает словами: «Делай что хочешь… Только не спи».
История американского хоррора похожа на детскую страшилку про гроб на колесиках. Чем дольше развивается жанр, тем ближе к зрителям оказываются монстры и маньяки. Сперва публику пугали чудовищами из далеких краев вроде Трансильвании и Египта. Затем «любимыми» монстрами Америки стали обитатели провинциального захолустья и мотелей на отшибе. Наконец, в конце 1970-х маньяки отправились терроризировать тихие, благополучные пригороды. Казалось, ближе подобраться было уже невозможно. Однако в 1984 году режиссер Уэс Крэйвен отправил гроб на колесиках в подростковые сны. Его «ужастик», заразивший немало юных зрителей бессонницей, назывался просто и жутко: «Кошмар на улице Вязов».
Промо-кадр к фильму «Кошмар на улице вязов»
Затем его друг продюсер Шон Каннингем (будущий постановщик «Пятницы, 13-е»), втянувший Крейвена в порнобизнес, предложил ему поработать над малобюджетным хоррором. В детстве Уэса, выросшего в ортодоксальной баптистской семье, не пускали в кино, и потому он понятия не имел, какие бывают хорроры и как сочинять для них сценарии. Когда он признался в этом Каннингему, тот сказал, что Крейвен должен придумать историю, которая бы напугала его родителей-фундаменталистов. Так родился «Последний дом слева» (1972) – режиссерский и сценарный дебют Крейвена в жанровом кино.
Промо-кадр к фильму «Кошмар на улице вязов»
Когда речь идет о фильме, основное действие которого развивается во сне, всегда подозреваешь, что сценарист почерпнул сюжет в собственных кошмарах. Но «Кошмар на улице Вязов» был придуман наяву. Крейвен вдохновился заметкой в газете L.A. Times о юноше из семьи эмигрантов из Камбоджи, который внезапно заявил родным: его преследует ночной кошмар и он боится, что если снова заснет, то умрет. Несколько дней он в самом деле провел без сна, а когда заснул, то посреди ночи заорал и умер, не просыпаясь.
Понятно, для Крейвена легенда о кровожадном мстительном духе была куда полезнее, чем рассуждения о генах и нарушениях работы сердца. Соединив восточную легенду с миром молодежных хорроров, режиссер придумал историю о маньяке-призраке, который после гибели от рук разъяренных горожан мстит своим убийцам, истребляя во сне их детей. При этом никто из взрослых не понимает, что на самом деле происходит. Когда подростки отказываются спать, их родители думают, что это лишь подростковая блажь.
Когда Крейвен рассказал свой сюжет Каннингему, тот сказал, что маньяк, живущий в ночных кошмарах, – это идея для детской сказки, а не для подросткового хоррора. Создатель «Пятницы, 13-е» полагал, что молодежь можно напугать лишь «реальными» убийцами. Хотя и, возможно, обладающими сверхъестественными способностями. Крейвен, однако, был убежден, что набрел на отличную идею, и он продолжил ее разрабатывать, хотя никто не обещал ему за нее заплатить.
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
К тому времени молодежный хоррор был уже хорошо разработанным жанром, и Крейвену легко было придумывать подростков, которые погибают от рук маньяка и пытаются ему противостоять. Куда сложнее было изобрести по-настоящему жуткого убийцу. Не полагаясь на собственную фантазию, Крейвен сконструировал злодея из деталей, которые, по данным психологических исследований, вызывали у людей наибольший ужас или омерзение. В частности, маньяк получил перчатку с ножами, потому что в каждом из нас живет первобытный страх перед животными когтями, а его свитер был окрашен в красный и зеленый цвета, потому что это сочетание сильнее всего раздражает человеческие глаза. Имя «Фредди Крюгер» персонаж унаследовал от хулигана, который издевался над Уэсом в детстве. Ранее Крейвен использовал это имя в «Последнем доме слева», где одного из злодеев звали Фред, а другого – Крюг.
Традиция жанра предписывала, чтобы злодей носил пугающую маску и убивал молча, однако Крейвену такие маньяки были неинтересны. Режиссер хотел, чтобы Крюгер был полноценным персонажем с репликами и мимикой, а не просто «воплощением зла». Поэтому лицо маньяка было не скрыто под маской, а обезображено огнем (родители героев фильма сожгли убийцу заживо).
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Как и предсказывал Каннингем, первые попытки Крейвена продать сценарий «Кошмара» провалились. Студии, занимавшиеся хоррорами, считали идею ленты слишком детской, а, например, Walt Disney предложила переписать сценарий так, чтобы он и в самом деле стал страшной сказкой для малышей. Крейвен это предложение с негодованием отверг, но лучших у него долгое время не было. В какой-то момент сценарием заинтересовалась Paramount, но она не стала его покупать, потому что уже продюсировала схожий по основной идее фантастический хоррор «Бегство от сна» (1984).
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Наконец, сценарий «Кошмара» попал в руки Боба Шея, главы маленькой независимой дистрибьюторской компании New Line Cinema, и тот не на шутку увлекся текстом. В отличие от коллег, Шей был согласен с Крейвеном в том, что хоррор об убийце из снов многих может напугать, поскольку все зрители – как взрослые, так и дети – видели жуткие кошмары и боялись, что они сбудутся наяву. Кроме того, у Шея не было особого выбора. Его компания, только-только начавшая продюсировать кино, балансировала на грани банкротства, и спасти ее мог только малобюджетный хит. Сценарии которых, как известно, на деревьях не растут.
Так как собственных средств у New Line Cinema почти не было, «Кошмар» оплатили частные инвесторы – те из них, кто продержался до конца и не бросил проект на полпути (обычное дело в таких ситуациях). Из-за нестабильного финансирования ленты бывали недели, когда съемочная группа не получала зарплату. В итоге половину стоимости картины оплатил продюсер югославского происхождения Джордже Зечевич, который, как позднее утверждал Шей, вкладывался в кино, чтобы сделать свою любовницу звездой. Финансирование «Кошмара», впрочем, было для него сугубо бизнес-проектом. Картина обошлась в 1,1 миллиона долларов – в полтора раза дороже, чем бюджет, который был сверстан в начале работы над «Кошмаром».
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
До «Кошмара» злодеев в молодежных хоррорах часто играли каскадеры, и, подбирая актера на главную роль, Крейвен столкнулся с тем, что никто из приходивших на пробы не знал, как изображать кровожадного маньяка. Подобно коту Леопольду, актеры не могли в должной мере разозлиться и войти в образ садиста.
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Свет в конце тоннеля забрезжил, лишь когда на прослушивание явился Роберт Энглунд, декадой ранее претендовавший на роль Хана Соло в «Звездных войнах». Известный по роли мягкосердечного пришельца Уилли в фантастическом мини-сериале «V» (актер искал новую работу, чтобы продержаться в промежутке между съемками мини-сериала и последовавшего за ним полноценного одноименного телесериала), Энглунд не был внешне похож на убийцу. Обычно он играл «ботаников». Однако в его лице было что-то странное и пугающее, и он был готов играть маньяка не сдерживаясь, на всю катушку. Поэтому Крейвен отдал ему роль, хотя и надеялся найти кого-то покрупнее, пострашнее и с более жуткой физиономией. До Энглунда режиссер присматривался к британцу Дэвиду Уорнеру из хоррора «Омена».
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Среди фильмов всех жанров хорроры менее всего нуждаются в звездах. Такие фильмы порой только выигрывают от «незасвеченных» лиц, в которых зрители видят персонажей, а не актеров. Но жанр жанром, а финансы финансами – чтобы убедить хоть кого-то вложиться в «Кошмар», Шею нужно было продемонстрировать, что в картине готовы играть известные люди. Поэтому Крейвен отдал роль матери главной героини Рони Блейкли, номинантке «Оскара» за фильм Роберта Олтмана «Нэшвилль» и бывшей жене немецкого режиссера Вима Вендерса. В свою очередь, отца главной героини, полицейского лейтенанта Томпсона, сыграл Джон Саксон из фильма с Брюсом Ли «Выход Дракона» и ряда других популярных в США фильмов и сериалов.
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Выбрав квоту знаменитостей, Крейвен на основные, подростковые роли нанял начинающих актеров и дебютантов. Самым популярным из них в дальнейшем стал Джонни Депп, который в то время еще был рок-музыкантом (когда его музыкальная карьера не задалась, его друг Николас Кейдж посоветовал Деппу попробовать себя в Голливуде). Хотя «Кошмар» был его первым появлением на экране, Крейвен доверил ему ключевую роль красавчика Глена, бойфренда главной героини.
Интересно отметить, что Депп явился на прослушивание вместе со своим приятелем Джеки Эрлом Хейли. Тот не получил роль в фильме, но много лет спустя сыграл Фредди Крюгера в ремейке «Кошмара» 2010 года. Бывают же совпадения!
Чтобы принять окончательное решение по поводу роли, Крейвен посоветовался со своей дочерью-подростком и ее подружкой. Когда он разложил фотографии потенциальных Гленов, девушки сразу указали на Деппа. И хотя Крейвену не нравилось, что парень выглядит немытым, бледным и болезненным и что он курит как паровоз, режиссер вынужден был согласиться с экспертами по юношеской привлекательности. До найма Деппа основным претендентом на роль был Чарли Шин, будущий герой фильмов Оливера Стоуна, однако его услуги слишком дорого стоили (так как он был не просто начинающим актером, а сыном знаменитого актера Мартина Шина).
На съемочной площадке фильма «Кошмар на улице Вязов»
В то время как на роль Глена режиссер подбирал сексапильного парня, главную героиню Нэнси Томпсон, на взгляд Крейвена, должна была сыграть девушка, похожая на обычную старшеклассницу, а не на фотомодель. То есть юная, свежая, но не слишком ухоженная и «симметричная». Пробы на роль были открытыми, и в них участвовали две сотни актрис, среди которых были такие будущие звезды, как Дэми Мур, Кортни Кокс и Дженнифер Грей. Но Крейвен выбрал не кого-то из них, а Хезер Лангенкамп – дебютантку, которая происходила из влиятельной семьи (ее отец был «шишкой» в американской энергетике), училась в Стэнфорде, но вдруг решила пробиться на киноэкран. И пробилась – «Кошмар» ненадолго сделал ее жанровой звездой.
На съемочной площадке фильма «Кошмар на улице Вязов»
На съемочной площадке фильма «Кошмар на улице Вязов»
Действие картины развивалось в вымышленном городе Спрингвуд в штате Огайо, но съемки «Кошмара» целиком проходили в Калифорнии, в июне-июле 1984 года. По соображениям экономии гротескные сцены гибели Тины и Глена снимались в одной и той же декорации, которую можно было переворачивать вверх ногами (для тех фрагментов, где Тина ползает по потолку и где из кровати извергается поток крови). Режиссер и оператор были закреплены на потолке в сиденьях от гоночных автомобилей с множеством ремней безопасности.
На съемочной площадке фильма «Кошмар на улице Вязов»
Всего на съемках было пролито почти два кубометра крови. Не вся она была искусственной. Так, перчатка с лезвиями, которую носил Фредди, ранила каждого, кто ее надевал (будь то Энглунд или каскадер), потому с ней на руке нельзя было сжимать пальцы в кулак, а люди делают это почти рефлекторно. Чтобы свести порезы к минимуму, в большинстве сцен «Фредди» ходил в перчатке, лезвия которой были затуплены. Острые ножи появлялись на площадке, лишь когда злодею нужно было что-то в кадре отрезать или разрезать.
На съемочной площадке фильма «Кошмар на улице Вязов»
Грим Фредди также поначалу был испытанием для Энглунда. Гример Дейв Миллер часами и днями «колдовал» над актером, прежде чем придумал грим, который устроил режиссера, и Энглунд использовал это время, чтобы психологически «накачивать» себя и пытаться прочувствовать обозленного на весь мир маньяка.
В сценарии, с которым Крейвен начинал съемки, Крюгер был назван «насильником детей». Но так как в то время в Калифорнии расследовалось несколько громких дел такого рода, режиссер решил дистанцировать от них картину и объявить Крюгера «убийцей детей». Касалось это, впрочем, лишь событий, предшествовавших расправе над злодеем. После смерти Фредди убивал подростков в обоих вариантах сценария.
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Куда более существенным изменением сюжета было перекраивание финала. Крейвен хотел, чтобы лента окончилась на позитивной ноте: Нэнси побеждает Фредди, просыпается и обнаруживает, что вся эта история была лишь ночным кошмаром и что ее друзья живы-здоровы. Роберт Шей, однако, настоял, чтобы картина завершилась возвращением Крюгера – подобно тому, как была завершена «Пятница, 13-е» и некоторые другие известные хорроры. Крейвен яростно возражал, так как не хотел превращать «Кошмар» в сиквел. И хотя в итоге он подчинился продюсеру, он отказался работать над продолжениями ленты, когда она стала хитом.
Случилось это в ноябре 1984 года – Крейвен и его подчиненные спешили, чтобы успеть выпустить фильм в сезон Хэллоуина. «Кошмар на улице Вязов» вышел в прокат 9 ноября, и он заработал внушительные 25 миллионов долларов при окончательном бюджете в 1,8 миллиона (считая производственный бюджет и прочие траты). Удивительнее всего были восторги критиков, обычно холодно принимающих молодежные хорроры. Впрочем, картина в самом деле была сильнее типичного хоррора – глубже, причудливее, изобретательнее и ярче. Особых похвал удостоились Нэнси и Фредди – стоящие друг друга противники, которые были куда интереснее, чем обычные девушки и маньяки из голливудских слэшеров.
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»
Успех «Кошмара» был столь значительным, что он спас New Line Cinema от банкротства и подарил ей прозвище «Дом, который построил Фредди». Следующий фильм цикла вышел уже в 1985 году, и «Кошмар на улице Вязов» вскоре превратился в один из ключевых хоррор-сериалов западного кино. Фредди Крюгер же стал любимцем зрителей – омерзительным, но также обаятельным мерзавцем с мрачнейшим чувством юмора, который обожает играть с жертвами и издеваться над ними на словах и на деле.
Среди нескольких цитат, которые подарил Америке «Кошмар», особо выделяется «Делай что хочешь… Только не спи» (Или «Что бы ты ни делал… Ни в коем случае не засыпай»), которая сейчас обычно используется в юмористических контекстах. Хотя ничего смешного в этих словах нет. Это едва ли не самое страшное, что говорится во всем «Кошмаре». Ведь, как справедливо замечают герои в другом месте, Фредди ловит жертв в безвыходную ловушку. Если они засыпают, они оказываются в его власти. Если же они стараются не спать, то они могут умереть от бессонницы. Так что спастись от Фредди невозможно – его можно лишь победить, сразившись с ним лицом к лицу.
Именно этому, причем в большей степени, чем многие другие молодежные хорроры, учит зрителей «Кошмар». Не отступать, не сдаваться, рисковать жизнью ради друзей… Кто сказал, что хорроры – это лишь пустое развлечение, которое не способно дать подросткам ничего, кроме возможности безопасно испугаться? Как и другие жанры, хорроры могут давать зрителям уроки морали и истинных ценностей. А следовать этим урокам или и нет – это уже личное дело каждого, кто любит истории о гробе на колесиках, Фредди Крюгере и других вымышленных убийцах.