Кошерное питание что это такое
Кошерное питание что это такое
Ты — то, что ты ешь
Запреты и секреты еврейской кухни
Ольга Цынская
Религиозный еврей никогда не станет есть осетрину или черную икру и не положит на одну полку холодильника мясо и молоко. Что такое кошерная еда, зачем в Израиле свиней кормят апельсинами, где попробовать самые вкусные сыры и гранатовое вино, а также аутентичные рецепты форшмака и хумуса — в материале РИА Новости.
Национальная еврейская кухня — одна из наиболее древних.
Кулинарные рецепты тысячелетиями передавали из поколения в поколение. В какой бы стране ни оказались ортодоксальные представители этого народа, они выбирают пищу в соответствии с законами кашрута.
Эти правила исполняют, чтобы соблюдать заповеди Торы.
Считается, что некошерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Например, с мясом хищных животных передается агрессия. И в этом есть пересечение с высказыванием Гиппократа: «Ты — то, что ты ешь».
Шеф-повар кафе Еврейского музея и центра толерантности Александр Марон:
«В кашруте есть и список запрещенных продуктов, и конкретные рекомендации к способам приготовления разрешенных».
Один из главных принципов — разделение мяса и молока, а также продуктов, в которых они содержатся. Их нельзя вместе готовить и хранить, посуда обязательно должна быть разной.
Если вы съели мясо, то молоко можете выпить не менее чем через шесть часов. Есть продукты «парве», которые сочетаются и с молоком, и с мясом. Это вегетарианские блюда, а также рыба и яйца.
Нельзя есть любые морепродукты (креветки, моллюсков и так далее) и рыбу без чешуи и плавников.
Разрешается мясо животных, которые питаются травой, являются жвачными и при этом имеют парные копыта. Например, свинья и верблюд — парнокопытные, но не жвачные. Чтобы мясо было кошерным, животное должно быть забито гуманным способом, без боли и страданий, а мясо — особым образом обескровлено.
Соблюдающие кашрут едят только одомашненную птицу: курицу, утку, гуся, индейку.
Однако перепелки и голуби тоже признаются кошерными. Но, как и в случае с мясом, кошерной считается только та птица, которая забита гуманным способом. И таких нюансов очень много, поэтому, чтобы не запутаться в сложных правилах, самое простое — покупать продукты, маркированные знаком кашрута, или посещать рестораны и кафе с сертификатом кошерности.
Из кошерных продуктов можно приготовить самые разные блюда: от японских суши и китайской лапши до шашлыков, гамбургеров и пиццы.
Но, пожалуй, стоит обратить внимание на традиционные еврейские рецепты, которые сейчас особенно популярны в мире благодаря увлечению здоровым питанием и вегетарианством. Это хумус, фалафель, шакшука, мезе, форшмак.
В еврейской традиционной кухне есть два главных кулинарных направления — сефардское и ашкеназское.
Сефарды — выходцы из стран Ближнего Востока и Средиземноморья, а ашкеназы — евреи Европы. В сефардской кухне много специй и приправ, морской рыбы, оливкового масла и бобовых.
Что такое кошерные продукты? Можно ли православным кошерную еду?
Что такое кошерные продукты?
В продуктовом магазине или в кафе нередко можно встретить вывеску «кошерные продукты». Попробуем разобраться, что это за продукты и, можно ли православным христианам есть кошерную еду. Слово «кошер» не имеет отношения к пище, на иврите оно буквально переводится как «подходящий».
Сейчас термин «кошерные продукты» можно встретить только в иудаизме. Не всегда запрет на тот или иной продукт может найти логическое объяснение, но в иудаизме верующие полностью полагаются на Волю Творца. Следуя этому мнению, не стоит рассуждать о том, почему та или иная еда не считается кошерной, ведь Творец лучше знает, что полезно человеку. Согласно Галахе, совокупности законов и постановлений в иудаизме, пища делится на:
Галаха определяет кашрут. Кашрут — это строгая система правил, определяющая пригодность чего-то с точки зрения иудаизма. В иудаизме существует много запретов, в том числе, на употребление некошерной еды. Разные течения иудаизма могут иметь небольшие различия в этих правилах, но в целом все иудеи должны воздерживаться от трефного.
Какие продукты считать кошерными?
Кошерными продуктами считаются:
Существуют и определенные правила забоя скота для употребления в пищу. Этот процесс называется «шхита», им занимаются только люди, хорошо знающие иудейские традиции. Цели этих предписаний:
Есть и традиции употребления продуктов в пищу, так в кошерной еде нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Например, котлета с сыром уже считается некошерной едой.
Напитки тоже делятся на кошерные и некошерные. Но при отсутствии полного запрета на спиртные напитки, в иудаизме разрешается только определенное вино.
В правильном употреблении кошерной еды существует много нюансов, которые значимы для иудеев, но не относятся к христианам. Есть и определенное сходство: особые правила употребления пищи, которые касаются религиозных праздников.
Так в Песах, иудейский праздник, запрещается не только есть, но и держать дома квасные продукты.
Можно ли христианам есть кошерные продукты?
Христиане соблюдают пост, который основан на других принципах и для христиан кошерная еда, как не запрещена для употребления в пищу, так и необязательна.
В Новом Завете сказано «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» ( Мф. 15:11 ), поэтому нет ничего запретного в том, чтобы в туристической поездке или в кафе выбрать кошерную еду, но и таких строгих правил, как в иудаизме, христиане не придерживаются.
Подтверждается это и в посланиях Апостолов: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1 Кор. 10:25 ). Пища нужна нам, чтобы поддерживать жизнь, а пост для усмирения плоти, для очищения, но вне поста нет определенных правил, касающихся еды. Единственное, чего следует придерживаться — умеренность, поэтому, если вам нравится кошерная пища, или вы купили кошерные продукты, не спешите от них избавляться. Их разрешено употреблять в пищу.
Читайте также:
Кошерно есть не запретишь
Содержание
Кашрут – это система правил, определяющих соответствие требованиям свода еврейских законов Галахи. Кошерными могут быть не только продукты, но и одежда или поступки. Однако чаще всего это слово употребляется применительно к пище. Кошерная еда – та, что приготовлена из продуктов, дозволенных законами иудаизма, по правилам, изложенным в Галахе. Не соответствующая сложному религиозному регламенту пища называется трефной и запрещена для употребления иудеями. Так что же разрешено и запрещено кашрутом?
Иудеям можно есть только мясо жвачных парнокопытных. Поэтому запрещено мясо свиньи – она не жвачное животное, и верблюда – он не парнокопытный. Молоко «нечистых» животных тоже под запретом.
Запрещены хищные, болотные и водоплавающие птицы, кроме гуся и утки. Этим перечень трефных пернатых не ограничивается, но даже в Талмуде нет исчерпывающего списка «запрещенки». Иудейским кулинарам приходится ориентироваться на дополнительные признаки кошерности, описанные в Галахе.
Яйца трефных птиц также запрещены. Но определение «чистых» пород – не самая большая проблема. Нельзя есть яйца, в которых началось развитие плода. Достаточно капли крови на желтке, чтобы яйцо стало «нечистым». Кошерным фабрикам приходится соблюдать условия хранения, которые исключают созревание плода.
Кошерная рыба – та, которая с плавниками и чешуей. Икра таких рыб также дозволена. Поэтому евреям можно есть лосося и красную икру, а осетровых и черную икру – нельзя.
Все прочие обитатели морей и рек запрещены – кошерных омаров или кальмаров не бывает.
Насекомые – трефные, кроме некоторых видов саранчи. Еврейским учителям нелегко было обосновать дозволенность меда – ведь его производят насекомые, но все же получилось.
Удобно с растительной пищей – можно есть практически все. Любые овощи и фрукты – от яблок до зелени – нужно тщательно проверять на отсутствие червей и личинок насекомых.
Относительно ГМО. С точки зрения кашрута ГМО-продукция является дозволенной, однако особо оговаривается, что среди иудейских ученых ведутся споры относительно использования гена свиньи, отмечается, что «в таком случае продукт будет некошерным».
Мясо – налево, молоко – направо
Сортировка продуктов на кошерные и трефные – не предел. Кошерные в свою очередь делятся на:
бсари – мясное и все, что содержит элементы мяса;
халави – молочное и его компоненты;
Смешивать бсари и халави категорически запрещено даже в желудке. Для иудея «молочная колбаса» – смешное словосочетание. Парве можно смешивать с мясом либо молоком. Но и тут не все просто. Рыба хотя и парве, но ее нельзя смешивать с мясом. Если нейтральный продукт побывал в посуде, оборудовании или в руках человека, недостаточно очищенных после контакта с мясом или молоком, пища автоматически превращается в мясную или молочную, и на нее начинают распространяться соответствующие правила смешивания с другими продуктами.
Поставить на поток?
Стандарты кошерного производства:
Строгая изоляция от всего трефного – продуктов, оборудования, тары.
Разделение мяса и молока.
Убой скота считается ритуалом и производится специально обученным резником – шохетом, причем по технологии кашрута забой и разделка должны проводиться вручную.
Птицу тоже нужно ощипывать вручную (при снятии пера используют технологию низкотемпературного ошпаривания).
Если халяль предписывает оценивать здоровье скота и птиц только до забоя, то кашрут велит осматривать птицу и скот как до, так и после него. После убоя птицы и скота шохет проводит особый контроль внутренних органов, чтобы проверить насколько они здоровы. Если что-то не так – все животное (или птица) бракуется.
Все это влияет на себестоимость продуктов, поэтому кошерное мясо дороже халяльного и намного дороже того, которое продают на рынках и в магазинах.
Чуть менее хлопотное дело – производство молока. По законам, еврей лично должен убедиться в кошерности молока, которое пьет. Сегодня эта задача делегирована религиозным супервайзерам – машгиахам. Они следят за всеми этапами создания молочного продукта: от дойки коров (вымя должно быть чистым) до кошерности закваски, которую используют для производства сыра или йогурта.
В сырах недопустимо использование животных жиров и ферментов. «Нам нельзя кушать сычужный фермент. Это вытяжка из желудка коровы. Медики говорят, что он полезен. Но мы заменяем его синтетическим аналогом, – рассказывает глава департамента кашрута ООО «Кошер сертификация-КР» при Главном раввинате России Йосеф Верзуб.
– Многие думают, что кошерное – значит, натуральное. Но это ошибка. В Торе не написано: натуральное можно, ненатуральное – нельзя. Полностью синтетические добавки – кошерны, – уточняет раввин.
Например, известный краситель кармин (Е120) – трефный, потому что вырабатывается из насекомых. А индигокармин – кошерный, потому что синтетический.
Уксусная кислота (Е260) может быть кошерной, если синтезирована из неорганических материалов. А может быть трефной, если изготовлена из не кошерного виноматериала – к производству вина у евреев особый подход. То же самое касается винной кислоты. А вот к яблочной кислоте у раввинов нет вопросов.
Абсолютно кошерны серная и соляная кислоты, используемые в качестве регуляторов и разрыхлителей. Одиозные усилители вкуса глутаматы тоже кошерны.
Добрая половина стабилизаторов может быть произведена из животного жира либо иметь синтетическое происхождение. Например, глицерин (Е422) и множество глицеридов. Добавка животного происхождения некошерна, а чистый результат работы химиков – таки да.
Если иудей видит на упаковке название добавки, которая может быть как кошерной, так и трефной, единственным ориентиром – покупать продукт или нет – для него остается экшер.
Несмотря на то, что «органик фуд» и кашрут – «две большие разницы», они соседствуют на полках магазинов фермерских продуктов. Объединяет их контроль цепочки от поля и до прилавка, что не может не подкупать потребителя.
– Детское питание сертифицируется точно так же, как «взрослое». Законы кашрута не связаны с возрастом, – объясняет раввин Йосеф и замечает, что производителям детского питания трудно работать по кошерным стандартам. – Производство продуктов для малышей имеет жесткие стандарты ГОСТ, ТР ТС, СанПиН. Но детские смеси часто делаются с мясом и молоком. Линии производства молочных, мясных и нейтральных продуктов там сложно разделить. Сейчас мы проводим проверку первой российской компании по производству детского питания, которая может получить знак кашрута.
Единого стандарта кашрута, наподобие ГОСТа, нет. Это законы Галахи, которые написаны в Торе. Это одна из тысяч систем добровольной сертификации. В мире более 700 организаций выдают экшер. В России центральная организация – департамент кашрута при Главном раввинате России.
Чтобы получить сертификат, предприятие отправляет в орган заявку и заполняет анкету, в которой подробно рассказывает о своем производстве и продуктах, которые производит и использует. Сертификационный центр помогает заполнить анкету.
Затем происходит очная проверка предприятия. Если есть противоречия кашруту, сертификационный орган дает рекомендации по замене некошерных ингредиентов кошерными аналогами, по технологии производства, а также организует религиозную чистку оборудования.
– Простые продукты, например, бакалея, получают сертификат за несколько дней, – сообщает глава департамента кашрута при Главном раввинате России. – Если продукт состоит из многих ингредиентов, если это мясное или молочное производство, то понадобится две-три недели, чтобы понять, можно ли на него давать сертификат. Компания, которая получает сертификат кошерности от департамента кашрута при Главном раввинате России, обладает правом ставить знак на упаковке.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
5 важных фактов о кошерных продуктах Израиля
Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.
На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?
Кошерный – значит, натуральный
Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.
Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.
Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.
Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.
>>> Почему стоит арендовать машину в Израиле. Узнайте подробно про все нюансы
Мясо и рыба
Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что свинина, конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.
Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.
Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет). Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.
Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки). Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.
В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.
Овощи, фрукты и другие растения
Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.
В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.
Молочные и мучные продукты
Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.
Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.
С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов. Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы. Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.
Напитки
Алкогольные напитки у евреев – в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи. Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай. Кроме того, многие израильские вина пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.
Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.
Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.
Кошерные продукты можно узнать по знаку
Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».
Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».
Кошерный и халяльный – разные продукты
Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?
И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.
Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.
Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.
Православие не исключает кошерные продукты
Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует. Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции. Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.
Кошерные продукты: взгляд православного богослова
Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А‑4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:
«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.
Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.
Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.
Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?
Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.
Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.
Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.
Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.
Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.
Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.
70‑й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73‑й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.
В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.
Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.
До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.
Отношение к крови в еврейской традиции
Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.
Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!
Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью.
Что же такое «кошерная пища»?
В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.
Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.
Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.
В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».
Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.
Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).
Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.
Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных ( Быт. 9:4 ; Лев. 17:10–14 ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.
Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую ( Лев. 11:9 ; Втор. 14:9–10 ). Это ничем не мотивируется.
Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.
Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.
Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.
Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!
Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.
Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!
Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.
Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.
Как христианину относиться к кошерным продуктам?
Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.
Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» ( Мф. 15:11 ) были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.
А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1 Кор. 10:25 ). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.
В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1 Кор. 8:8 ) — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.
Автор: Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»