Кошачьи сны луиса уэйна
«Кошачьи миры Луиса Уэйна»: Камбербэтч рисует антропоморфных кошек и сходит с ума
Луис Уэйн — юный джентльмен, обремененный долгами, семьей, и дурной наследственностью. На его шее сидит мать и пятеро сестер, все в разной мере эксцентричные: старшая Кэролайн, например, бегает по дому с огромным ножом, младшая, Мари, страдает острой формой шизофрении. «В нашей семье «странность» — вторая фамилия, — гордо заявляет матушка на обеде новой гувернантке. Гувернантка лет на десять старше Луиса, и не ровня ему по социальному статусу, но это не помешает ему сделать предложение. Брак продлится три года, ненадолго усмирит демонов в голове Уэйна, а кроме того, подарит ему вдохновение на всю жизнь – черно-белый котенок Питер станет их с женой любимым питомцем, и, можно сказать, музой.
Викторианская Англия подарила миру немало гениальных сумасшедших, и Луис Уэйн, безусловно, не последний ее экземпляр. Уэйн прославился портретами кошек, крайне похожими на людей, курящими сигары, играющими в покер, выносящими мусор и укачивающими младенцев. Кроме того, часть этих портретов были написаны в такой замысловатой психоделической технике, к которой хиппи придут только много десятилетий спустя (и мандала-раскраска «Котик» — это тоже, представьте, его наследие). Коты эти были в большой моде сто лет назад, выгодно отличаясь от чопорной классической живописи – жизнерадостный китч скрашивал англичанам непростой период Первой Мировой войны, и сразу после нее (среди фанатов был и Герберт Уэллс). Но для самого Уэйна, как водится, котики были не просто котики, а побег от чудовищной реальности, и от безумных кошмаров в голове.
Для Бенедикта Камбербетча роль Уэйна – логическое продолжение других его ролей: актер исследует чертоги человеческого разума, и этот путь еще далек от завершения. Но особенности «Кошачьих миров Луиса Уэйна» (2021) в том, что нам предлагается посмотреть на мир глазами сумасшедшего – а это как полтора часа крутить трубку детского калейдоскопа. Разноцветные стеклышки складываются в замысловатые узоры, распускаются фантастические цветы, лимонные деревья цветут, как пел Леонард Коэн. Потом в калейдоскопе что-то ломается, и наступает мрак, с неба начинает лить вода, и кто-то обязательно умирает.
Проводником между этими мирами становятся котики, которых в фильме много, самых разных, в том числе говорящих. Авторы утверждают, что это благодаря Уэйну кошек стали заводить в качестве домашних животных (сам Луис был чуть ли не первым аристократом-котовладельцем. («Я беспокоюсь за твое душевное здоровье. Питомец – кот?!» — ужасается его друг). Хотя бы за это кошатники всего мира, и автор этого текста, говорят ему большое спасибо. Что до личной драмы аристократа с дурными генами, и его достаточно странной живописи – это, конечно, дело вкуса (нравятся ли вам калейдоскопы? Мандалы? Психоделические коты с глазами-блюдцами?). Вон, Тим Бертон тоже снял кино про странного художника, и его еще более странные картины — и если, посмотрев его «Большие глаза» вы остались в недоумении, то и сейчас лучше не пробовать.
Без ума от кошек: Почему популярный иллюстратор-анималист Луис Уэйн окончил жизнь в психиатрической клинике
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Луис Уильям Уэйн родился в 1860 году и был старшим из шестерых детей Уэйнов – вслед за ним появились на свет пять его сестер.
Луис рос задумчивым и очень несобранным мальчиком. Много раз вместо школы он отправлялся бродить по Лондону, предаваясь мечтам.
Его мать была очень одаренной женщиной – она занималась оформлением церквей и проектированием узоров для ковров. Однако в наследство Луису достался не только художественный талант, но и психическое заболевание. Первой оно скосило его любимую младшую сестру. В тридцать лет она оказалась заперта в стенах психиатрической клиники. Остальные сестры всю свою жизнь прожили вместе, до последнего оставаясь рядом с матерью.
В двадцатитрехлетнем возрасте Луис Уэйн женился. Его избранницей стала гувернантка его сестер Эмили Ричардсон – ей было тогда чуть за тридцать. Но вскоре она тяжело заболела. Чтобы уменьшить ее страдания, Уэйн завел котенка. Они назвали питомца Питером – в честь Петра I. Уэйн, развлекая жену, обучил его всяким шуткам – например, сидеть смирно перед книгой в игрушечных очках.
В то же время он начинает делать наброски и зарисовки с «ученого кота», а после смерти Эмили это было его единственной радостью. Так начался его «роман с кошкой», длившийся больше тридцати лет.
Он и до того зарабатывал на жизнь, рисуя модные в то время картины сельской жизни. Но со временем из его работ исчезли свиньи и собаки – остались лишь кошки, и, как говорил писатель Герберт Уэллс, «все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».
В его работах коты пьют кофе, курят, читают книги, делают ставки на скачках… Рисунки Уэйна были пропитаны доброй иронией, шутками над модными течениями и поведением его современников. Уэйн часто отправлялся в кафе и прочие заведения, чтобы понаблюдать за людьми и изобразить своих котиков максимально очеловеченными.
Первые же работы Уэйна с антропоморфными кошками привлекли внимание издателей.
В самые свои плодотворные периоды он создавал до шестисот рисунков в год, проиллюстрировал сотни детских книг, больше десяти лет был иллюстратором собственного ежегодника, открытки с его работами приобрели фантастическую популярность.
Уэйн любил животных и на самом деле считал их жизнь равноценной человеческой. Он активно участвовал в деятельности нескольких зоозащитных обществ: Правящий совет лиги наших бессловесных друзей, Общество защиты кошек, и Общество против вивисекции. Он был избран президентом Английского Национального кошачьего клуба и мечтал, что его деятельность однажды поможет изжить средневековые предрассудки простых британцев. В то время такая забота о жизни животных считалась большим чудачеством.
Однажды Уэйн увидел, как пустой автобус несется под откос, рискуя сбить перебегающего дорогу кота. Этот робкий и нерешительный человек, не раздумывая, запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Его ничуть не заботила собственная безопасность. Очнувшись в больнице, Уэйн спросил: «Как здоровье кота?».
После смерти отца Луис остался единственным мужчиной в семье, и ему выпала нелегкая задача содержать мать и сестер – в то время женщины из среднего класса еще не начали массово работать, и им оставалось надеяться на финансовую поддержку братьев и мужей.
Он был очень популярен, но напрочь лишен деловой хватки, простодушен и доверчив. Луис постоянно ввязывался в финансовые авантюры, мог с легкостью вложить немалую часть накоплений в создание какого-нибудь сомнительного изобретения. Художник совершенно не умел торговаться, стоимость его услуг была неадекватно низкой. Его не заботило соблюдение авторских прав. В 1907 году он умудрился влезть в долги так, что был привлечен к суду. Испугавшись, Уэйн бежал в США.
Американская публика встретила его с восторгом. Он получил в США несколько крупных заказов, но снова неудачно вложил почти деньги. Узнав о смерти матери, он спешно вернулся на родину.
После Первой мировой войны дела Уйэна пошли на спад. Он практически не получал заказов. Вместе с неудачами в карьере и постоянной тревогой за благополучие близких резко начало прогрессировать психическое заболевание. Он страдал от галлюцинаций, стал агрессивным и маниакально подозрительным. Его пугал технический прогресс, он уверял окружающих, что кинематограф похищает электричество из мозгов зрителей. Уэйн мог уйти среди ночи скитаться по городу, постоянно переставлял мебель в своей комнате, обвинял сестер в воровстве, писал бесконечные бессвязные тексты, в которых видел смысл, но окружающие не понимали ни строчки. В конце концов он начал бить сестер и столкнул одну из них с лестницы, после чего был помещен в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу.
Год спустя дотошные журналисты, затеявшие собственное расследование исчезновения художника Луиса Уэйна, обнаружили его местонахождение. Жизнью Уэйна озаботился сам премьер-министр Великобритании, и художник был переведен к более комфортную клинику с садом и кошачьим питомником.
Там состояние художника относитеьно стабилизировалось и он продолжил рисовать, но стиль работ изменился – под воздействием болезни или психотропных лекарственных препаратов, популярных в то время.
Последние работы Уэйна представляют собой фрактальные узоры, в которых лишь угадываются очертания кошачьих мордочек. Это работы часто используют как иллюстрацию изменения мировосприятия больных шизофренией, но автор не датировал свои изображения и объективно отследить метаморфозы невозможно.
В 1939 году художник впал в состояние острого психоза и скончался от отказа почек.
Новая волна популярности настигла Уэйна через много лет после смерти. Сейчас его работы коллекционируют, продают за огромные суммы… и регулярно подделывают – что, безусловно, самый главный признак общественного признания.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Жизнь и страдания сэра Луиса Уэйна или печальная история о том как весь мир влюбился в кошек
Коты за партией в покер потягивающие сигары, сонные коты, удивлённые кошки, весёлые и грустные семейки кошек на природном отдыхе или за домашним столом, а может и взгляд на мир кошек через фрактальное измерение или с помощью мира который мы видим в калейдоскопе?
Все это да, да и ещё раз да, и все это об английском художнике пережившем несмотря на своё позитивное и простое, зацикленное творчество очень непростую судьбу. В неё вмешивались и наследственные психические расстройства, и несправедливые потери близких от неизлечимых болезней.
Родился будущий художник анималист Луис Уэйн 5 августа 1860 года в центральном районе Лондона, Клеркенвелле. Уже с этого момента жизнь его не совсем задалась. В семье Луис являлся старшим ребёнком и единственным мальчиком, помимо него его мать вынесла так же еще пятерых дочерей и по совместительству младших сестер Луиса.
Его мать была одаренной женщиной – занималась оформлением церквей и проектированием узоров для ковров. Однако в наследство Луису достанется не только художественный талант, но и заячья губа которую в приступе стыдливости он станет прикрывать усами в зрелом возрасте, а так же и самое страшное, психическое заболевание. Гораздо позже, в возрасте 30 лет оно ещё первым делом навредит его младшей сестре, что по итогу окажется заперта в психиатрической лечебнице.
Когда ему настало 20 лет, его отец скончался. А так как ни одна из дочерей семьи к тому моменту так и не вышла замуж и не занялась каким либо собственным делом — вся материальная и моральная ответственность за жизнь и содержание своей матери и сестёр пали на юного Луиса.
Вскоре после смерти отца Луис оставляет преподавание и становится свободным художником. В основном он рисует животных и деревенскую жизнь, сотрудничая с несколькими журналами, включая: «Illustrated Sporting and DramaticNews» и «Illustrated London News».
Для них и для свободного рисования в 1880-х годах работы Луиса Уэйна изображали в большинстве своем английскую сельскую жизнь: дома, усадьбы и животных, которых ему приходилось зарисовывать на сельскохозяйственных выставках.
В его работах того периода фигурирует много животных, умение рисовать которых он сохранил на всю жизнь. Одно время он собирался зарабатывать на жизнь, рисуя исключительно портреты собак.
Но жизнь Луиса совершила крутой и резкий для него поворот. По воле случая и руке судьбы сестрам Луиса понадобилась гувернантка для домашнего обучения.
Ею стала Эмили Ричардсон, женщина уже средних лет, ей тогда было уже чуть за тридцать, но она была все так же по молодому романтична и неуклюжа в проявлениях своих чувств. Все тоже было и с самим Луисом. Но время шло, и постепенно все более близкое общение с Эмили переросло в любовь и запретный роман, не принимаемый миром в те времена. Разница в возрасте между любовниками составляла более 10 лет.
В светском викторианском обществе подобный союз не одобрили, неодобрение молодая пара встретила и в семье самого Луиса. Где мать и сестры боялись что из-за низкородной девушки внутри круга их семьи пострадает их семейная репутация — боялись что это приведет к тому, что семья Уэйнов потеряет свой хоть какой то либо статус и надежду на замужество с женихами из знатных родов Англии.
Дабы не привлекать к себе еще больше лишнего внимания и найти свой собственный укромный уголок, Луис и Эмили переезжают жить к ней в домик в Хэмпстеде на севере Лондона. Там они успешно проводят свадьбу и у них начинаются счастливый брак, который продлится три года.
Три года. Именно столько прожили Луис и Эмили свои лучшие в жизни моменты. Но вскоре после свадьбы у Эмили был обнаружен рак груди на последней стадии. Во время болезни единственным утешением Эмили был домашний чёрно-белый котёнок Питер, названный так в честь Петра Великого. Чтобы порадовать Эмили, Уэйн обучил его различным трюкам: кот носил очки и сидел смирно перед книгой, делая вид, что читает. В это время сам Луис начинает рисовать с него многочисленные эскизы и картины.
«Ему собственно и принадлежит заслуга в моей карьере и становлении моей работы»
Вставай, Бенедикт, мы там все уронили! Павел Матяж о фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна»
Если проанализировать гугловские поисковые запросы, выяснится, что самые популярные вещи в мире — это котики, пицца и королевская семья. Видимо, на это и рассчитывал режиссер и сценарист «Кошачьих миров Луиса Уэйна» Уилл Шарп, когда продавал свой фильм продюсерам.
Правда, с пиццей в Великобритании конца XIX века было не очень, и Шарп решил компенсировать этот момент за счет августейшей фамилии. Всем известно, что Камбербэтч не просто популярный актер, но еще и потомок короля Ричарда III из династии Плантагенетов. В качестве особ, приближенных к императору, наняли Клэр Фой и Оливию Колман, которые отыграли по два сезона за королеву Елизавету в сериале «Корона».
Такое ощущение, что будь у режиссера побольше времени и денег, он бы снабдил всех женских персонажей истории актрисами с королевскими ролями в портфолио. Женщин в биографии Луиса Уэйна было множество. Правда, к Виндзорам ни одна из них не имела никакого отношения, кроме того, что все они проживали в старой доброй викторианской Англии, в лондонском доме своих родителей.
В отличие от удачливых героинь романа Джейн Остин, ни одна из пятерых сестер Уэйна так и не вышла замуж, и все заботы по их содержанию после смерти отца легли на плечи Луиса. Тут надо сказать, что трудно было бы во всей Англии отыскать человека менее подготовленного к такой миссии, чем молодой мистер Уэйн, студент школы искусств Западного Лондона. В Голливуде часто снимают истории про преодоление, про то, как герой борется с обстоятельствами и самим собой и побеждает. Так вот, история бедного Луиса Уэйна совсем не об этом.
Собственно, с похорон отца под проливным дождем и стартует этот депрессивнейший рассказ, полный самых жутких кошмаров, лишений, тягот, разочарований, моральной и физической деградации. Если ваш ребенок вдруг заявит, что желает стать художником, просто покажите ему этот фильм и все пройдет. Луис Уэйн, несмотря на менее значительный вклад в историю изобразительного искусства, легко занимает почетное место рядом с Гогеном, Модильяни и Ван Гогом, которые тоже умерли в полной безвестности и нищете. Жизнь его была по-настоящему ужасна. И котики, если подумать, сыграли в ней самую что ни на есть трагическую роль.
Чтобы обеспечить семью, Луис развернул лихорадочную деятельность во всех направлениях. Но все начинания юного джентльмена терпели крах. Его выгнали с поста учителя рисования, написанная им опера оказалась никому не нужна, так же как его научные изыскания природы электричества. Не сложилась и спортивная карьера Уэйна. Незадачливый учитель, композитор, ученый и боксер подрабатывал тем, что рисовал иллюстрации сельской жизни для еженедельника Illustrated London News. Этого было явно недостаточно для того, чтобы прокормить семейство из семи человек в Лондоне.
Видимо, решив окончательно добить семью, Луис женился на гувернантке своих младших сестер Эмили (вот ее-то и сыграла Клэр Фой). Но в семейной жизни Уэйн оказался так же несчастлив, как во всем остальном. Через три года после свадьбы бедняжка Эмили заболела и умерла. После нее у Луиса остался только черно-белый котенок Питер, которого они подобрали на улице и приютили. Тогда это было не принято, кошки не считались домашними питомцами, как собаки, и их поселяли в домах, только если нужно было избавиться от мышей или крыс.
Парадокс (впрочем, не такой уж и парадокс) всей этой истории в том, что именно этот самый отчаянный и безнадежный момент жизни стал для Луиса самым плодотворным в смысле творчества. Центром вселенной, точкой притяжения, моделью и музой, делом всей жизни художника Уэйна стал котенок. В последующие годы он создает десятки, сотни, тысячи графических и живописных работ о жизни кота Питера. Поначалу это были просто скетчи с натуры, но чем больше Луис рисовал, тем больше котенок очеловечивался: надевал очки, курил сигары и читал газеты.
Главный редактор Illustrated London News, положительную роль которого неожиданно для себя исполнил Тоби Джонс, разглядел в котиках коммерческий потенциал и заказал Луису два разворота в рождественском выпуске. После этого в Англии началась настоящая кошачья лихорадка. Антропоморфные кошечки в цилиндрах и платьях заполонили открытки и марки, календари и афиши. Уэйн получал сотни заказов и трудился не покладая рук, открывал бесконечные кошачьи выставки и даже плавал в Нью-Йорк, чтобы продвигать своих котиков за океаном.
Однако чем больше Уэйн создавал котиков, чем более мимимишными и жизнерадостными были эти картины, тем сильнее художник терял связь с реальностью. Котики стали для него навязчивой идеей и в конце концов свели с ума. «Кошачий период» в творчестве художника на этом не закончился, но продолжал и развивал его Луис уже в психиатрической лечебнице.
Метаморфозы, которые происходили с техникой и манерой автора в процессе прогрессирующей шизофрении, выглядели настолько впечатляюще и наглядно, что до сих пор используются в качестве пособия в специализированной литературе.
В XXI веке имя Луиса Уэйна всеми позабыто. Давно в прошлом даже кулуарные искусствоведческие споры о том, можно ли считать Уэйна выдающимся представителем викторианской сказочной живописи или все это дурновкусица и китч, наивное искусство, рожденное безумной фантазией шизофреника.
Так или иначе, именно больное воображение мистера Уэйна подарило всему миру новый взгляд на котиков. Превратило их из утилитарных животных, предназначенных для ловли грызунов, в привилегированных домашних питомцев и практически членов семей. И именно мистера Уэйна создатели мемов про рыбов, Наташ и очень много кого еще должны сегодня благодарить за предоставленную возможность.
Кошачьи миры Луиса Уэйна
Кошки в «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» появляются на сороковой минуте. Этой мыслью можно было бы завершить рецензию, но это было бы несправедливо. В конечном счёте личность Луиса Уэйна, главного кошачьего живописца, не сводилась к одним лишь кошкам. В оригинале фильм называется «Электрическая жизнь Луиса Уэйна», и это имеет смысл: Луис Уэйн не одержимый кошатник, он – викторианский чудак, любимый типаж британской литературы и Бенедикта Камбербетча в частности. Он исследует электричество и пишет оперу – не зная основ музыкальной грамоты. Он художник, биолог и он невероятен. И первые 10 минут кажется, что фильм великолепно поймал сущность Луиса Уэйна – человека своего времени, такого специфического художника, который давно заслуживал о себе фильма-биографии. И непременно в воплощении Бенедикта Камбербетча – главного специалиста по британским чудакам, будь то Шерлок Холмс, Алан Тьюринг или любой из сыгранных персонажей английской литературы. И желание показать человека, перешедшего от реализма к фрактальным котам (задолго до открытия фракталов), через его страсть к электричеству – это тоже интересный гиммик, как минимум небанальный.
Но режиссёра Уилла Шарпа подводит чрезмерное стремление сохранить формулу биографического жанра. Байопики вообще очень сильно страдают от формальности и шаблонов, которые абсолютно одинаково подают истории абсолютно разноплановых персонажей: гениального математика, политической активистки или, как в нашем случае, кошачьего живописца и учёного-энтузиаста. В частности было принято довольно сомнительное решение построить завязку на влюблённости главного героя. Видите ли, в жизни Луиса Уэйна была Та Самая Женщина… ну вы понимаете, Та Самая одинаковая из фильма в фильм Женщина, которая вдохновляла всех персонажей байопиков девяностых, нулевых и десятых. У неё есть имя и даже собственный характер – нечастая роскошь такого типа персонажей, но проблема в том, что рассматривание невероятной, интереснейшей личности, попытки проанализировать истоки его невероятного таланта в итоге сводятся к банальному драматическому лавбургеру. Он заканчивается милосердно рано, но, по сути, именно он заводит динамо-машину сюжета и разворачивает невероятную кипучую деятельность главного героя.
И это совершенно не значит, что нельзя в байопиках раскрывать любовные линии или пытаться посмотреть на персонажа через призму его любовных отношений! Лучшие из фильмов-биографий пытались раскрыть своих персонажей именно благодаря их влюблённости. Но этот сюжет слишком часто выбирают в качестве лёгкого и стопроцентно удачного (в коммерческом смысле) способа создать драму в жизни известного человека. Он сразу даёт понятный конфликт, который можно не менять в зависимости от персонажа: несчастная любовь одинаково работает и у Луиса Уэйна, и у доктора Адамса, и у Фредди Меркьюри, и так далее. Стоит отдать должное, Уилл Шарп всё же не стал уделять отношениям Луиса Уэйна слишком много времени и даже попытался связать с ним другие сюжеты и конфликты. Но, в конечном счете, история потрясающего колоритного художника уходящего викторианства всё равно сводится к обречённой любви, стриггерившей его талант и безумие. Фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» – очередная стандартная драма в исторических декорациях и совсем не историческим кастингом.
Это вызывает обиду не только потому, что сама история Луиса Уэйна подсказывает намного более интересные сюжеты и конфликты. Просто «Кошачьи миры» относится к той породе фильмов, когда актёры, постановщики, декораторы, операторы, художники по костюмам – в общем, почти вся съёмочная группа переигрывает режиссёра и сценариста. Выше говорилось про сомнительные кастинговые решения – они даже не столько странные, сколько изображающие историческое время не так, как должно быть, а так, как требуется. И хотя ни одного актёра или актрису нельзя обвинить в плохой игре, всё же цветной кастинг сильно ударяет по вериабельности биографического фильма. Впрочем, это объясняется тем, что Уилл Шарп не создаёт исторически достоверное полотно – это такая сказка, фантазия на тему перехода английского общества от викторианского к эдвардианскому периоду и дальше. Поэтому костюмы персонажей намного более пестры, чем того требовал вкус английских аристократов конца XIX–начала XX века, и поэтому порой в толпе угадываются современные силуэты. И оператор Эрик Уилсон эту сказочность передаёт: все самые сильные художественные решения так или иначе показывают некую фантазийность – через фильтры, радужное освещение или портретную съёмку в динамике. Визуальность «Кошачьих миров» не выглядит невероятной и не передаёт ни специфику «кошачьего» мира Луиса Уэйна, ни электрическую напряжённость драматических сцен, но это всё ещё очень красивый фильм. На него можно залипать, как во время просмотра тех самых открыток Уэйна или его более абстрактных полотен. Возможно даже что-то останется в памяти.
К сожалению, этого совершенно нельзя сказать про сам фильм. Уилл Шарп кажется человеком, интересующимся нестандартными судьбами, однако фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» поражает своей нерискованностью. В картине можно угадывать мазки вдохновения отдельных участников съёмочного процесса, но – это традиционное голливудское прочтение жизненной истории необыкновенного человека. Хотя кому-то это как раз может показаться достоинством: по крайней мере, от этого фильма знаешь, чего можно ожидать.