Кортнев о чем говорят
Алексей Кортнев: «Чтобы расплатиться с долгами в пандемию, пришлось продать квартиру!»
Лидер группы «Несчастный случай» рассказал, как непросто его коллектив пережил период самоизоляции
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
16 мая в концертном зале «Event-Hall» Сити-парка «Град» выступили любимцы воронежской публики «Квартет И» и группа «Несчастный случай» с совместным спектаклем «Письма и песни мужчин среднего возраста». А перед спектаклем мы поговорили с музыкантом Алексеем Кортневым о том, как он пережил пандемию, почему имена четверых из его пятерых детей начинаются на букву «А» и за что он назвал своего пса Редиской.
– Герои спектакля пишут письма максимально далёким от них собеседникам. Кто-то – деду Морозу, кто-то своей шевелюре, которая сильно поредела. Кому бы вы написали письмо?
– Я бы написал письмо покойному отцу, мне бы хотелось поговорить с ним. Но он мне не ответит, как и выпавшие волосы. Мне скорее было бы интересно не написать, а получить письмо от тех, кого уже нет, но это невозможно, к сожалению.
– Вы начали писать песни в седьмом классе. А если бы вы жили сейчас, во времена гаджетов, как думаете, занялись бы творчеством?
– Наверняка да. Сейчас часто жалуются, что творчества стало меньше. Я не – оно просто стало быстрее доходить до потребителя. Поэтому у нас больше претензий к качеству. Раньше доходили сливки, тренды-тренды, которые выдержали отбор. Сейчас доходит всё. Кто-то пишет песню, тут же снимает на телефон и выкладывает в интернет. Раньше фильтрация проходила на уровне семьи, друзей, потом ты выходил на зал. А сейчас сразу выходят на миллионную аудиторию, она уже принимает или не принимает.
– Как вы относитесь к хейту? Ведь захейтить могут и действительно талантливых людей?
– Я отношусь наплевательски, комментарии меня абсолютно не интересуют. Если людям не нравится, это и есть фильтрация. Если лайков больше, чем дизлайков, — ты двигаешься вперёд. Это нормальная ситуация, просто мы никогда не жили при такой вседозволенности и раскованности. Когда ты можешь высказывать что угодно и кому угодно – даже человеку, к которому раньше тебя бы никогда не подпустили.
– Чем занимались в прошлом году во время вынужденного простоя?
– Мы полгода, точнее, 6 месяцев и 7 дней с 23 февраля по 30 августа, сидели без единого концерта. Чтобы расплатиться с долгами по ипотеке за нынешнюю квартиру, я вынужден был продать другую квартиру в Москве. Она была инвестиционная, то есть это было вложение денег на чёрный день. И вот этот день настал. Банки же не понижают ставки по ипотеке, им всё равно, где люди возьмут деньги для оплаты взноса по кредиту! Постепенно мы научились работать на рынке онлайн-концертов, чтений, спектаклей. Сначала работали бесплатно. Чтобы найти спасение от этого ужаса и кошмара. Это было правильно и нужно, люди впадали в истерическое состояние и публичные концерты были очень нужны. А к середине лета мы поняли, что нужно как-то кормиться.
– Онлайн-концерты дают возможность прокормиться?
– Четверо ваших детей названы именами на букву А – Арсений, Афанасий, Аксинья, Артемий. Это вы специально?
– Конечно! Это моя идея. Я вообще неймингом занимаюсь в семье. У нас живёт симпатичная рыженькая собака, и я назвал её Редиска. Ну она, рыжая, по-английски «ред», то есть Редиска!
Интервью с участниками «Квартета И» читайте в «МОЁ! Плюс».
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.
Алексей Кортнев: «Не надо поучать РПЦ, но говорить о ней можно»
Рок-группа «Несчастный случай» приехала в Новосибирск с юбилейной программой. В честь 35-летия коллектива в состав музыкантов, возглавляемых Алексеем Кортневым, ненадолго вернулся один из основателей «НС» — телеведущий и шоумен Валдис Пельш. В интервью Тайге.инфо лидеры группы рассказали, на что имеет право церковь после «Тангейзера», как в их репертуаре появился сибирский рэп на граненых стаканах и зачем они выпустили сборник забракованных песен.
Тайга.инфо: Помните свой первый приезд в Академгородок и выступление на фестивале «Маёвка» в 1987 году? Вы были в том же составе — с Валдисом?
Пельш: Да, я был. Отлично помним. Вообще, Новосибирск — это первый город, помимо Москвы, покоренный группой «Несчастный случай». Здесь мы вкусили все плоды славы.
Пельш: И булочку, да. Мы приехали абсолютно никому неизвестные. Нас даже поселили не в гостиницу, а в женское общежитие.
Кортнев: С тех пор, когда у меня спрашивают о первом впечатлении от Академгородка, я говорю, что это очаровательная второкурсница. Судя по всему, она шла за своим бельем, которое сушилось на батарее, и по пути перешагнула через меня. Это было лучшее и самое ошеломительное, что я вынес из той экспедиции.
Пельш: В этом прелесть положения неизвестного коллектива. Градация была такой: гостиница «Золотая долина», общежитие (комната для мальчиков) и общежитие (комната для девочек). Нам, как вы догадались, достался последний вариант. Воодушевленные этим потрясающим приемом, мы дали хороший концерт и, как нам кажется, почувствовали, что такое настоящее признание.
Кортнев: Слава богу, в общежитии для девочек.
Пельш: Настоящее признание сибиряков. И сибирячек.
Тайга.инфо: На вчерашнем концерте в Академгородке были песни, исполненные тогда на «Маевке»?
Кортнев: Конечно. Мы сейчас играем юбилейную программу, которая вся посвящена истории группы. В ней много песен из нашего самого-самого раннего периода.
Пельш: Более того, были песни, которые к 1987 году мы уже не играли. Сейчас, например, мы поем нашу самую первую песню «Гоняясь за бизоном». Отсель пошел «Несчастный случай».
Кортнев: Кстати, нам ее надо с тобой повторить, пройтись по словам.
Тайга.инфо: С «Гоняясь за бизоном» начинается сборник раритетов «Несчастного случая» — почти неизвестных публике песен, не вошедших ни в один альбом группы. Как вообще появляются такие сборники? Почему песня, много лет считавшаяся браком, вдруг обретает право на жизнь?
Кортнев: В канун тридцатилетия группы нам захотелось показать публике некоторое количество старых песен. На мой взгляд, очень неплохих. Мы сочинили их еще до того, как вообще начали что-либо записывать.
Пельш: На самом деле, когда мы вспоминали песни из серии «старое, но хорошее», столкнулись с ужасной вещью: мы не помним части текстов. Вообще. То есть первый куплет худо-бедно набирался, а что было дальше — вообще непонятно. Ноль идей.
Тайга.инфо: А как же рукописи, черновики?
Кортнев: Ничего не сохранилось И если бы наша память была чуть получше…
Пельш: Песен было бы чуть побольше.
Кортнев: Раза в два! Потому что были еще «Детективный жанр», «Автобус».
Пельш: Леша мне звонил и говорил: «Первый куплет я помню. С чего начинается второй?» [Долго молча разводит руками]. Ничего не помню, ни строчки. Потом Леша перезванивает и спрашивает, а она могла начинаться вот так-то? Да фиг его знает!
Кортнев: Или вот песня «О попугае», вторая наша с тобой песня. А «Лимерики»…
Пельш: Ну, «Лимерики» мы вспомнили. Ладно, неважно. Суть в том, что мы фактически спасали дикую природу, исчезающие виды песен. А потом появилось желание их зафиксировать, немножечко приукрасив, с точки зрения профессионализма, который нам иногда бывает свойственен. В конце концов, кто мы такие, чтобы решать судьбу песен? Пускай зритель решает.
Кортнев: Вот это ты сейчас хорошо завернул.
Тайга.инфо: Тогда же, в конце 1980-х, вы познакомились с лидером новосибирской группы «Иван-Кайф» Михаилом Зуевым, а затем поселили его у себя, когда он приехал в Москву.
Кортнев: Да, Миша жил у меня, но не он один. Чуть ли не вся группа, минимум три человека.
Пельш: Слушай, когда [гражданская жена Михаила Зуева, поэтесса и музыкант] Маня Безносова и Таня Лазарева приезжали в Москву, они тоже у нас жили. Да у нас пол-Новосибирска перебывало. А мы зато приезжали сюда делать шоу для [ансамбля политической песни] «Амиго». Они нас пригласили и даже оплатили билеты на самолет. Потом мы устраивали музыкальное шоу для «Сборной НГУ» в КВН. Короче, мы глубоко переплетены.
Тайга.инфо: К вам за эти годы кто-нибудь из сибиряков еще обращался?
Кортнев: Нет, как-то они уже помимо нас двигались.
Пельш: Ну, Новосибирск сейчас отдает долги. В виде той же Марианны Германовны Безносовой, например. Мы часто заказываем ей какие-то тематические песни: для разных событий, юбилеев. Она прекрасно это делает. И мы, пользуясь ее талантом, трудоспособностью…
Кортнев: И нежной дружбой!
Пельш: … и низкой ценой за произведение, потихоньку возвращаем долги.
Тайга.инфо: В Новосибирске тем временем появился «сибирский пост-панк» — волна молодых гитарных групп, вышедших в последние годы на федеральный уровень. Вы что-нибудь слышали о «Буераке» или Ploho?
Кортнев: Скорее всего ничего. Мы просто не знаем об их существовании.
Пельш: Понимаете, мы все-таки находимся уже немножко в другой возрастной категории. Недавно я посмотрел [ютьюб-шоу] «Лигу плохих шуток».Там были два каких-то перца, которые шутили про других каких-то перцев. Я не знаю ни одного из них: ни кто был, ни о ком шутили. Поэтому, естественно, подобные выпадения бывают.
Кортнев: С другой стороны, эти перцы, если мы с тобой начнем шутить про Льва Толстого и Пушкина, тоже вряд ли поймут, о чем идет речь. Так что мы тут играем равных
Пельш: В общем, про буераков ничего сказать не можем.
Тайга.инфо: Вы ставили спектакли и были соавторами многих мюзиклов. Как три года назад вы относились к тому, что разворачивалось вокруг постановки оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина?
Кортнев: Вот как мы угадали! [Поворачивается к Пельшу].
Пельш: Нам просто вчера для шутки нужен был спектакль, который в Новосибирске все хорошо знают. Мы неудачно пошутили, назвав «Монологи Вагины» (пьесу американской феминистки Ив Энцлер, — прим. Тайга. инфо), и была гробовая тишина.
Кортнев: По залу пролетел мертвый ангел.
Пельш: Сегодня надеемся реабилитироваться и сквитать счеты.
Кортнев: Я, к сожалению, не видел «Тангейзер» Кулябина, поэтому не могу о нем судить. Никогда себе не позволяю что-либо говорить о произведениях искусства, если я сам лично их не видел. Даже опираясь на мнение самых близких друзей. Если говорить о самой ситуации, об «оскорблении чувств верующих», то это чудовищно. Пускай они [представители официальной церкви] не вмешиваются в искусство, как мы не вмешиваемся в их религиозные обряды.
Тайга.инфо: Но у вас же есть песня «Путин и Христос». Как это встраивается в эту позицию невмешательства?
Пельш: Элементарно, а чего ей не встроиться?
Кортнев: Смотрите. Мы не говорим, как им проводить свои обряды. Но как-то рефлексировать— почему нет? Мы все-таки сосуществуем с РПЦ в одном государстве и имеем право о ней говорить. Не надо ее поучать, но говорить о ней можно. И давайте не забывать, что песня «Путин и Христос» написана для спектакля «День выборов» и исполнена от лица другой группы [Гибель эскадры], а не «Несчастного случая».
Пельш: Есть факт взаимного цензурирования. Мы можем давать свои оценки, ровно как и РПЦ. И если им что-то не нравится, они могут высказывать нам в лицо или через СМИ, всё что захотят. Просто никто никого не должен запрещать.
Тайга.инфо: За песню «Патриот» и клип-пародию на Никиту Михалкова вам что-нибудь из-за «стены» прилетало? Вы знаете его реакцию?
Кортнев: Это наше выступление он проигнорировал. А я сразу сказал, что если Михалков умный человек, то он этого просто не заметит. Хотя я уверен, что ему положили на стол записочку, мол, такая-то группа… Но он ее проигнорировал, и молодец. Все-таки он как большой художник имеет право начхать на какие-то там тявканья.
Пельш: Опять же это не камень в огород Никиты Сергеевича. Там больше про ситуацию. Мы комментируем конкретную ситуацию, которая сложилась в стране при определенных условиях. У всех к ней разное отношение. Леша абсолютно правильно сказал: Михалков очень умный человек, зачем ему как-то отвечать.
Кортнев: Могу рассказать про другую реакцию. Я был поражен совершенно. Буквально меньше месяца назад я был в радиоэфире на одной из московских радиостанций, где у меня случилась полемика с депутатом Милоновым. Представьте себе. Есть там такой формат, диалоги с депутатом. Мы очень смешно говорили и ни в чем не сходились: про гомосексуализм, про революцию, про пятое-десятое. В какой-то момент ведущий дошел до песни «Патриот». И тут внезапно депутат Милонов говорит: «А вот это очень правильно! Я сам пересматривал семь раз и всем своим знакомым показал. Как вы это правильно, вот прямо молодец!» (Вероятно, речь идет о разговоре в программе «Депутатская прикосновенность», в ходе которой Милонов сказал: «Большое спасибо за эту песню! Я ее посмотрел несколько раз. Очень талантливая вещь», — прим. Тайги.инфо) Я сижу и думаю, вот от кого от кого, но от депутата Милонова я не ожидал этого услышать. Бурное, с брызганием слюной одобрение. Так что у нас есть союзник в Петербурге.
Тайга.инфо: Валдис, вы единственный музыкант «Несчастного случая», сохраняющий статус блуждающего — вы то в группе, то не в группе. Почему так?
Пельш: Неправильно. Этот статус называется «академический отпуск».
Кортнев: Мы же все университетские, для нас это святое.
Пельш: Это знаете как… Вот религиозных евреев в армию почему не берут? Не потому ведь, что они религиозные. Им дают отсрочку на изучение Торы. А Тору можно изучать вечно. Как только религиозный иудей скажет, что он закончил, со всем разобрался…
Кортнев: Я готов, можно сдать?!
Пельш: … его тут же заберут в армию. Поэтому я как тот самый хитрый иудей, только в «Несчастном случае». Если серьезно, мы обсуждали этот вопрос. Я говорю, Леш, вот такая ситуация…
Кортнев: Пойду Тору учить.
Пельш: Ага. Ну иди учи, сынок, иногда заходи на огонек. Это «захождение» длится уже 21 год. И я не помню года, чтобы мы не выступали вместе.
Тайга.инфо: Так почему это происходит? Если не ошибаюсь, больше никто из бывших участников группы не может себе такое позволить.
Кортнев: На роль Валдиса в ансамбль невозможно никого взять. Это было бы очень странно. А на позицию барабанщика или бас-гитариста можно.
Пельш: Опять же без меня можно сыграть концерт, а без ритм-секции получится полная фигня. Естественно, какие-то песни, где мой след был неизгладим, просто не исполняются. Зато, когда я возвращаюсь в коллектив, мы с радостью их эксгумируем и реанимируем.
Кортнев: Вот сегодня так случится с двумя песнями.
Пельш: У нас в группе четыре отца-основателя, и я в их числе. Остальные в вечном звании «юнлинга», уже лет пятнадцать. Они как пришли, так до сих пор бегают за пивом.
Тайга.инфо: Что вы чувствуете, исполняя на шестом десятке лет песни, написанные в студенчестве? Как вы с ними уживаетесь?
Кортнев: Мы начали свою дорогу в студенческом театре МГУ, и наше отношение к сцене больше актерское, нежели музыкальное. Каждый раз, когда ты что-то поешь, ты это проживаешь. А проживается всегда по-новому. Поэтому находятся какие-то нюансы, особенно, когда мы встречаемся с Валдисом после большого перерыва. Сейчас, например, мы с особым наслаждением поем «Овощное танго». Никто не знает, включая нас самих, как мы друг друга подстебем. То же самое в других номерах. Всегда есть зоны свободы, зоны импровизации — и музыкально, и актерски. Это дает возможность играть свежо даже самые закатанные, заигранные до дыр номера.
Пельш: Надо отдать должное мудрости Леши, который ни в одной песне не написал что-то вроде «А мне шестнадцать лет», как в народном шлягере про Волгу. Ни шестнадцать, ни двадцать, нисколько.
Кортнев: В «Снег идет» есть! «Туда-сюда он дожил до двадцати пяти лет».
Пельш: Ну так он же дожил, а не ты!
Тайга.инфо: У вас, тем не менее, есть строчка «мы выбриваем седые виски, играя камерный джаз».
Пельш: Да, но мало ли кто когда поседел. Главное не заложить себе мину, не обронить что-нибудь про шестнадцать лет.
Тайга.инфо: И все же, каково возвращаться к песням, например, из спектакля «Межсезонье» 1987 года, очень личным и, кажется, напрямую связанным с вашим тогдашним состоянием?
Пельш: Да, но они еще и вневременные. Допустим, сегодня мы сыграем» Здравствуй, месяц март». Она как раз из спектакля «Межсезонье». И хотя это манифест того времени, по сути, она про сегодня. Я вчера ее пел и почувствовал, что она абсолютно моя по духу. Очень искренняя и светлая, без фиги в кармане.
Тайга.инфо: И последнее. Как так вышло, что ваш номер, где вы втроем играете на граненых стаканах, на гастролях в Великобритании получил название Siberian Glass Rap?
Пельш: Мы украли идею номера у сибиряков. И как порядочные ребята ее вернули. Украл — верни.
Кортнев: Если быть совсем точными, у кемеровчан. Почему рэп? Это было само модное американское слово, которое мы знали в конце 1980-х. Мы тогда впервые поехали с гастролями на Запад.
Пельш: Нам надо было как-то представить номер. SiberianGlassRap звучало идеально.
Кортнев: Мы называли рэпом всё, что произносится под какой-то ритм. Это потом мы узнали, что там должен быть стих.
«Писать примитивную музыку — тоже талант»
Группа «Несчастный случай» празднует 35-летие. Всю осень коллектив ездил с гастролями по городам России, а 25 ноября завершит тур финальным концертом в Москве. В преддверии выступления «Известия» встретились с лидером и основателем коллектива Алексеем Кортневым.
— Что вы с командой приготовили для своих поклонников к юбилейному вечеру в Москве?
— Сценарий юбилейного концерта мы написали частично в стихах, частично в прозе, смонтировали кучу видео из наших документальных съемок за 35 лет жизни группы. Музыкальную программу составили из наиболее значимых песен, написанных за все эти годы. Две трети из них — популярные и довольно известные, и еще треть — это песни, которые стали очень важными и переломными для нас самих. Да, публика знает их хуже, но в свое время именно они открыли для нас новый подход к музыке.
— А как же ваши фирменные препирания и сценические ссоры с Валдисом Пельшем? Или на праздничном концерте обойдется без них?
— Без них никак — это наше любимое занятие. Мы с Валдисом всегда разыгрываем комический диалог трагика и резонера, которые все время находятся в легком конфликте. Мы придумали эту фишку еще в 1980-е годы, когда только начинали свою сценическую жизнь. Валдис говорил с акцентом, изображая латыша, не понимающего каких-то реалий нашей жизни. И хотя сейчас Валдис уже говорит «бэз акцэнта» (это бы выглядело несколько странным, учитывая его многолетнюю карьеру телеведущего в России), мы всё равно сохраняем эту составляющую наших выступлений. Играть комический конфликт всегда намного интереснее, чем слащавое единодушие.
Основатели группы «Несчастный случай» Валдис Пельш и Алексей Кортнев во время пресс-конференции, посвященной 35-летию рок-группы
— Вы с Валдисом создавали «Несчастный случай», будучи еще совсем мальчишками. Вы тогда предполагали, что группа будет иметь столь долгий успех у зрителей?
— Конечно, не предполагали — ни он, ни я. Я вообще никогда не заглядывал в будущее. Мне просто хотелось все время заниматься этим делом. Уверен, то же самое чувствовали и Валдис, и Сережа Чекрыжов, и Паша Мордюков — основатели группы. Когда мы были детьми, нам хотелось сочинять музыку каждый день. Сейчас уже хочется раз в месяц. Но это вполне естественно.
Знаете, нами ведь написано и спето огромное количество самых разных песен. Тем не менее, когда я общаюсь с классиками жанра, типа Юлия Черсановича Кима или БГ, мне до сих пор временами кажется, что я нахожусь не на своем месте, что я по-прежнему мальчик, который вдруг попал в компанию великих мастеров. Причем — совершенно незаслуженно, а просто так, случайно… Как будто кто-то щелкнул пальцами где-то на небесах, и я вдруг оказался в таком синклите потрясающих людей.
— Меня, кстати, всегда удивляет скромность и неуверенность, с которой вы говорите о своем творчестве. В интервью вы однажды заявили: «Вокруг меня много людей, которые талантливее, чем я. Просто я лучше умею продавать свои песни».
— Я бы сказал, что нахожусь где-то в середине этой лестницы. Есть, например, люди гораздо более бездарные, чем я, но умеющие продавать гораздо лучше. У таких крайне мало музыкальных мыслей, зато коммерческого и пиар-таланта — от земли до небес. Чем хитрее и неординарнее написано произведение, тем больше проблем с его распространением. Потому что приучить людей потреблять сложный продукт очень нелегко. А чем примитивнее написано, тем проще.
Но писать примитивную музыку — это тоже дар. Великий композитор Владимир Шаинский написал самые элементарные мелодии, которые только можно себе представить. Но никто из нас так не напишет никогда. Это действительно великий талант. С другой стороны, есть мелодии Микаэла Таривердиева. Их сходу даже не споешь, но они стали народными: «Со мною вот что происходит» или «Где-то далеко идут грибные дожди». Это очень сложная музыка, мелодика и ритмика. Вот, пожалуй, два полюса.
Алексей Кортнев на праздновании 81-летия Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной
— Ваши коллеги по сцене всё чаще говорят о том, что музыка движется в сторону упрощения. С чем это связано?
— В этом нет катастрофы, и упрощение музыки — это еще не деградация. Есть естественная смена жанров, и в этом направлении действительно происходит нечто революционное. Российская музыка сегодня — это почти исключительно хип-хоп и рэп. За блистательными родоначальниками русского рэпа — такими как Баста, Noize MС и еще некоторыми ребятами (некоторых я просто не знаю в силу того, что не очень разбираюсь в этом жанре), приходят последователи, которые развивают и улучшают эту музыку. Да, кто-то из них ее примитивизирует, кто-то, наоборот, выводит на новый уровень. Но зато там постоянно какая-то движуха.
А эстрада, как и рок-н-ролл, — давно мертвые и окоченевшие жанры, неизбежно утрачивающие способность развиваться дальше. Хотя эстрада еще продержится подольше, потому что это «комбикорм», который подходит почти любому человеку, очень недорог в производстве и хорошо сбывается.
Впечатление, что вокруг сплошная халтура, складывается, потому что появляется всё больше и больше каналов сбыта. В день надо сбыть где-то тысячу новых мелодий. Я могу преувеличивать, хотя, если говорить о планетарном масштабе, даже больше тысячи. В 1970–1980-е годы существовало всего несколько радиостанций и хиленькое-хиленькое телевидение. Великой группе уровня Pink Floyd было достаточно записать один альбом в пять лет, и этим кормилось все радио и все ТВ-каналы, музыка приобреталась на пластинках за большие деньги, люди ходили на концерты. А сколько сейчас в одном московском радиоэфире FM-станций? 60? 70? Все они все вещают по 24 часа в сутки, и все хотят нового контента. Вполне естественно, что композиторы и продюсеры штампуют музыку, чтобы удовлетворить спрос. Никто не парится, потому что за это они получают деньги, славу и премии.
Есть десятки авторов, которые работают блистательно — очень тонко и точно. Те, кто действительно интересуется музыкой, этих авторов прекрасно знают. Просто они теряются в огромном количестве другой музыки, вот и всё.
Ведущие актриса Марина Дровосекова и певец Алексей Кортнев на XXVII церемонии награждения лауреатов театральной премии «Хрустальная Турандот» в Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова
— У «Несчастного случая» были переломные моменты, когда вы понимали, что в избранном вами музыкальном направлении группа больше не сможет существовать?
— Конечно, за такую длинную историю невозможно избежать кризисов. Нас спасала частичная перемена рода деятельности, корректировка вектора. В какой-то момент мы снова занялись театром. Мы ведь родились в студенческом театре МГУ и долго там работали: писали и ставили спектакли, делали музыку для других постановок. Потом отделились, как-то сами болтались лет 15… Когда поняли, что в отрыве от театра теряем ориентиры, мы вернулись. Объединились с «Квартетом И», сделали вместе «День радио», «День выборов», недавно поставили «Письма и песни мужчин среднего возраста», а сейчас готовимся к новому большому театральному проекту, который будет называться «В городе Лжедмитрове». Мы выпустим его в марте следующего года на сцене ДК имени Зуева.
— Кто сыграет в новом спектакле?
— Небольшие, но важные драматические роли будут играть почти все музыканты «Несчастного случая». Моего антагониста и главного негодяя сыграет мой старинный друг Сережа Белоголовцев. Есть и одна женская роль. В первом составе ее исполнит моя подруга Кристина Бабушкина из МХТ им. А.П. Чехова. Театр — дело семейственное. Поэтому я пригласил в этот проект своих любимых друзей.
Алексей Кортнев и его жена, тренер сборной России по художественной гимнастике Амина Зарипова на премьере фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение»
— Тогда где же ваша подружка Нонна Гришаева?
— У сожалению, Нонна Гришаева совсем не подходит для этой роли — не ее типаж. Дело только в этом.
— Вы говорили, что, когда переживали кризис среднего возраста, начали писать совсем иные по содержанию песни. Одиночество и депрессия — более плодотворная среда для творчества?
— Для меня — точно нет. Наоборот, самым плодотворным является состояние умиротворения, когда меня не гложут душевные и бытовые неурядицы и проблемы. Стихосложение и написание песен для меня — скрупулезный процесс, когда я должен целиком сосредоточиться на работе. Рецепт вдохновения, я думаю, прост: нужно что-то очень ярко переживать. Например, ссориться, а потом мириться. А уже когда помирился, что-то там сочинять. Иначе получается не очень.
— Случается, что вы сами провоцируете эмоциональные всплески в угоду творчеству?
— Никогда, это не мой случай. Я считаю, что человеческие отношения драгоценнее, чем любое творчество, во много раз. Не стоит подвергать испытаниям отношения ради написания пусть даже выдающейся песни уровня «В лесу родилась елочка» (смеется).
Лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев, актёр Камиль Ларин, телеведущий Валдис Пельш, актёры Александр Демидов и Леонид Барац (слева направо) выступают на юбилейном концерте «Два по 50» в Крокус Сити Холл в Москве. 2016 год
— Какие темы беспокоят вас как автора песен сейчас?
— По тем вопросам, которые меня сейчас действительно волнуют, я высказался, написав «Лжедмитров». В целом же меня, как человека социального, очень волнует происходящее с моими друзьями, моим народом и моей страной, со всем миром. Об этом я и пишу. Еще меня интересуют мои отношения с собственными детьми и любовь к ближним своим. Но для того, чтобы сочинить об этом песни, я еще не созрел. Мне нужно немного успокоиться, чтобы суметь написать действительно интересно о взаимоотношениях внутри семьи. Мне кажется, для этого человек должен перейти 60–70-летний рубеж. А я пока еще от него далеко.
— В одном из интервью вы рассуждали о том, что женщины стали очень самостоятельными, даже эмансипированными. У вас подрастает дочь. Какие ценности вы ей прививаете?
— Я не хочу, чтобы Аксиния была карьеристкой. Я вообще не люблю карьеристов. Но если у дочери служба будет складываться успешно, я не буду против. Моя любимая жена Амина (Амина Зарипова — неоднократная чемпионка мира по гимнастике, тренер олимпийской чемпионки Маргариты Мамун. — «Известия») не делает ровным счетом ничего, чтобы строить карьеру. Просто занимается своим делом талантливо, ее воспитанники побеждают, за счет чего ей и удаются какие-то шаги по этой лестнице. При этом она никого не расталкивает локтями.
То же самое я могу сказать о себе и своих товарищах. «Несчастный случай» никогда не делал никакой карьеры. Но мы уже 35 лет существуем на сцене, а последние 20 из них зарабатываем практически только творчеством — музыкой, участием в рекламе и различных шоу, постановкой спектаклей. Мы независимы, у нас никогда не было внешнего продюсирования, никто не говорил мне: «Вот так сочинять хорошо, а так плохо». Но это происходит не потому, что мы строим карьеру, а потому что мы с полной отдачей занимаемся своим делом. Я бы хотел, чтобы мои дети пошли по такой же дороге. Но — более прагматично.
Алексей Кортнев выступает на V юбилейном «Звездном вечере» в киноклубе «Эльдар»
— Вы не раз говорили, что ваше поколение пошло не по тому пути, что-то потеряло на пути к сегодняшнему дню. Каких ошибок не должно повторить новое поколение?
— Я бы рекомендовал тем, кто входит в активный возраст, избежать прекраснодушия. Развалился Советский Союз, рухнул режим, который я не любил. Я жил, понимая, что «Карфаген должен быть разрушен». Но каким образом и как скоро, я понятия не имел. Когда этот «Карфаген» рухнул, моим сверстникам, плюс-минус 5–10 лет, показалось, что сейчас все будет хорошо, что все проблемы решены. Да, были какие-то временные экономические трудности, но зато весь мир с нами — мы на коне, сейчас всё построим, шапками закидаем, костер затопчем!
Выяснилось, что ничего подобного. Мы столкнулись с новым кругом проблем, ничуть не менее, а может быть, даже более серьезными, чем были. И мир нас хочет поддерживать только так, чтобы это было ему выгодно, и внутри страны мы все не стали ангелами, после того как сбросили ярмо пропаганды. Страсть к доносительству развилась вновь — фантастическая, как при Берии и Ежове. Чуть только кто-то оступился, как на него начинается настоящая травля в соцсетях. У нас появился интернет, который всё помнит, — очень полезная штука для предательства.
Я надеюсь, что ребята, которые сейчас подрастают и будут что-то делать в ближайшее время, окажутся более прагматичными. Меньше романтики, больше дела — вот что хотелось бы увидеть в тех, кто будет строить нашу страну в ближайшее десятилетие.
Алексей Кортнев — композитор, исполнитель, актер театра и кино, телеведущий. В 1983 году поступил на мехмат МГУ, играл в Студенческом театре университета. Тогда же вместе с Валдисом Пельшем основал «Несчастный случай». Вскоре дуэт увеличился до квартета. Помимо работы в группе, Кортнев также писал музыку к спектаклям «День радио», «День выборов» и одноименным фильмам.