Корсетка что это такое русско народная

корсетка

Полезное

Смотреть что такое «корсетка» в других словарях:

КОРСЕТКА — КОРСЕТКА, корсетки, жен. (обл.). Женская кофта без рукавов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

корсетка — сущ., кол во синонимов: 2 • безрукавка (13) • кофточка (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Корсетка — ж. разг. сниж. Кофточка без рукавов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

корсетка — корсетка, корсетки, корсетки, корсеток, корсетке, корсеткам, корсетку, корсетки, корсеткой, корсеткою, корсетками, корсетке, корсетках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

корсетка — керсе/тка, и, ж. Верхній жіночий одяг – безрукавка, пошита в талію з кольорової тканини … Український тлумачний словник

корсетка — оскретка … Краткий словарь анаграмм

корсетка — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

КОРСЕТ — муж., франц. женская кофточка в обтяжку; местами, цветные корсетики, корсетцы, носятся при юбке, как верхняя одежда; | безрукавая поддевка, для стягивания стана, со шнуровкою, на китовом усу. Корсетка, кирсетка жен. на юге, род безрукавого… … Толковый словарь Даля

безрукавка — куртка, болеро, одежда, бострок, рубашка, кинтарь Словарь русских синонимов. безрукавка сущ., кол во синонимов: 13 • болеро (2) • … Словарь синонимов

кофточка — см. блузка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. кофточка сущ. • кофта • блуза … Словарь синонимов

Источник

Корсетка что это такое русско народная

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Жар-птица. запись закреплена

Народный костюм от А до Я

КОРСЕТКА — верхняя женская одежда. Под этим названием известна разная по покрою и материалу одежда.

1. В Калужской, Рязанской, Тульской губерниях в конце XIX — первой четверти XX века корсеткой называли распашную одежду длиной до колен, без рукавов. Она шилась обычно в талию с прилегающим лифом, нижняя часть корсетки расширялась или благодаря клиньям, вставлен ным от талии с боков (более старинный покрой), или благодаря сборкам, заложенным сзади от подрезной талии (мода начала XX века). Корсет ка запахивалась справа налево и застегивалась на крючки. Корсетки шили из бархата, черного и темно-синего плиса, шерстяной ткани фабрич ного производства, китайки на подкладке из сит ца или холста; украшали мехом котика, сурка, кролика или гусиным пухом. Их носили обычно девушки с сарафаном-шубкой или молодые за мужние женщины в первый год после замужества.

2. В Курской губернии корсеткой называли распашную, короткую (чуть ниже талии) одежду без рукавов, с фалдами на спинке, с глубоким запахом правой полы на левую. Корсетки шили из темного сатина, черного или темно-синего плиса, атласа, украшали лентами, полосами красного кашемира, пуговицами в розетках из цветных лент. Украшения размещались у ворота, по пра вой поле, подолу и сзади по талии.

В южных уездах Самарской губернии корсетка ми назывались короткие (до талии) жилетки с прямыми полами и спинкой.

В Костромской губернии корсетки шились как ДУШЕГРЕЙКИ (см.).

КОСИЦЫ — часть головного убора девушек и молодых замужних женщин. Косицы представляли собой пучки из перьев селезня или черного конского волоса из гривы, пришитые к красной тесемке.

Девушки надевали косицы со свернутым в виде жгута или ленты платком, завязанным на затыл ке. Женщины — под повойник, обвитый таким косник же платком. Пучки обычно располагались на висках.

Это головное украшение было характерно для крестьянок Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской, Курской губерний.

КОСНИК (НАКОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением.

Они являлись одним из самых любимых и попуkярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма. Косники имели самую разнообразную форму и выполнялись из матери алов как домашнего, так и фабричного производства.

Наиболее простым вариантом косника следует считать вплетавшуюся в косу ленту, заканчива ющуюся завязанным бантом. Концы ленты могли затейливо расшиваться растительным узором золотными или серебряными нитями и обшиваться металлической бахромой.

В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопча тобумажные ткани, из которых делалась основа косичка, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся ук рашений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее кон цы плотными лопастями.

Поверхность косников расшивалась с обеих сто рон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной метал лической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом.

Косники в южных регионах страны были ярче и форма их была разнообразной. Выполнялись они как из подручных, так и из покупных материа лов: разноцветных шерстяных нитей, кумача, тесьмы, бисера, блесток. Некоторые из них представляли собой мягкие розетки с подвеска ми, выполнявшиеся из гарусных нитей, обнизан ных отдельными бисерными украшениями или сеточкой из бисера. Другие имели вид плотной кисти из разноцветных шерстяных нитей с би серинами или бусинами на концах. Часто они изготовлялись в форме объемных и тяжелых трапециевидных или треугольных лопастей, рас шивавшихся бисером замысловатыми узорами и заканчивавшихся длинной бахромой из низанно го бисера, третьи делались из обтянутого кума чом картона, к которому пришивалась четырех угольная подвеска из плетеного разноцветного крупного бисера с геометрическим узором.

В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу тесьма.

Наиболее простые косники делались самими девушками. Но, кроме того, на каждые несколько сел существовала мастерица, изготовлявшая косники на заказ. Делались они и в монастырских мастерских.

КОСОВОРОТКА — мужская рубаха, тканная из льняных, конопляных, хлопчатобумажных нитей домашне го и фабричного изготовления, шелка. Шилась из одного полотнища ткани, перегнутого по утку, и двух бочков — прямых или расклешенных книзу вставок, вшитых между передком и спинкой рубахи. Отверстие для головы делалось круглым с неглубоким разрезом на левой стороне груди. Ворот мог быть на обшивке или стоячим, до 5 см высотой. Разрез на груди часто прикрывался планкой. Рукава косоворотки обычно длинные, прямые или скошенные к запястью, с ромбовидными ластовицами.

Воротник, нагрудная планка, обшлага рукавов, подол украшались вышивкой. Украшением слу жили также и пуговицы, на которые застегивал ся стоячий воротник и грудной разрез.

Косоворотка была длинной, иногда она достигала колен, но чаще доходила до середины бедра. Носили ее навыпуск, поверх штанов, подпоясы вая пояском, часто с кистями, кожаным ремешком. Мужская рубаха с разрезом на левой стороне груди была известна на Руси еще в IX веке.

Сохранялась вплоть до конца 30-х годов XX века по всей России.

КОСОКЛИННИК — женская горничная одежда типа сарафана. Получил свое название благодаря крою, который создавал силуэт, напоминавший косоклинные са рафаны.
Нагрудная часть его делалась из равного двой ной длине переднего полотнища отрезка тка ни, на одной из сторон которого в центре выре зался полукруг, формировавший отверстие для головы.

Ближе к другому краю полосы по обе стороны от центрального отверстия прорезались овальные проймы для рук. К дальнему краю этой полосы пришивалось по всей длине второе, а затем третье полотнище. Спинка косоклинника, таким образом, получа лась очень широкой и ложилась сверху вниз фалдами. Впереди полотнища сшивались по кромке. На шов в качестве украшения нашивались полосы позумента или металлическое кружево, тесьма, крупные серебряные пуговицы.

Косоклинники имели обязательную подкладку из холста или белой фабричной ткани по всей длине, что придавало им еще большую пышность.

Сарафаны этого типа были широко распростра нены на территории Европейской России. На звание же косоклинник встречалось в Архан гельской, Вятской, Пермской губерниях, на Урале.

КОСТОЛАН — нагрудная женская летняя одежда из белого холста простого полотняного переплетения, иног да из белого рядного холста, прямая, широкая, длиной до колен или чуть ниже, с прямыми широкими рукавами до локтя или до запястья, с небольшим вырезом для шеи и коротким прямым разрезом на груди. Костоланы, сшитые из холста простого полотняного переплетения, делались бо лее длинными и напоминали рубаху. Костоланы из рядного холста были короче, шире и свобод нее костоланов из простого холста.

Костоланы носили как девушки, так и замужние женщины в будни и праздники. Ношение костолана на улице считалось обязательным. Без этой одежды на улице появиться имели право только очень маленькие девочки. Девушки надевали ко столаны поверх рубахи, женщины — поверх рубахи и понёвы. Их было принято носить с узким шерстяным пояском. Старухи могли хо дить в костолане без пояса.

Будничные, старушечьи, детские костоланы ук рашались обычно очень скудно: несколько рядов красной «перетыки» по краю подола и рукавам, обшивка кумачом вокруг разреза ворота и по краям рукавов. Праздничные костоланы, особен но костоланы девушек и «молодаек», украша лись очень богато. Украшения располагались по подолу, рукавам и на груди. Подол украшался широкой полосой кумача, иногда от края до пояса, на которую нашивались шелковые ленты оранжевого, желтого, зеленого цвета, изредка синего и голубого, серебряный и золотой позукостыч 136 мент, шнурки, блестки. Повыше этой каймы про ходят несколько полос красной «перетыки». К краю подола пришивалось численное кружезо из красных и белых ниток или бахрома из цвет ного гаруса. Ворот и разрез на груди обшивался полоской кумача или красного «французского ситца», поверх которой нашивались шнурки, бле стки, узкий позумент. Рукава украшались так же, как подол.

Костоланы были распространены в Смоленской, Калужской губерниях в XIX — первой четверти XX века. К концу 20-х годов они стали выходить из моды, хотя старухи носили их еще в 30-е годы XX века.

КОСТЫЧ — термин употребляется для обозначения разных типов женской одежды.

1. Женская горничная одежда на коротких лямках типа сарафана из штофного шелка, кумача или черного холста. Шился из трех полотнищ ткани — двух перед них и одного заднего. В его боковые швы вши валось большое количество клиньев и подклин ков, что значительно расширяло нижнюю часть сарафана, придавая костычу в разложенном ви де форму полукруга. Лямки выкраивались вместе со спинкой из зад него полотнища и украшались нашивками кумача, шелка, бархата, позумента.

Передний шов или края пол костыча обшивались полосами фабричной тесьмы с растительным орнаментом, между которыми нашивались оло вянные, медные или стеклянные пуговицы и круглый шнур или тесьма, образовывавшие петли-застежки. Проймы лямок и подол костычей, шившихся из штофных тканей, обрамлялись позументом, а исполнявшихся из кумача или холста — лентами, тесьмой, аппликацией фабричной тканью.

Некоторые костычи делались на холщовой или стеганой подкладке.

В XIX веке были известны в Архангельской и Вологодской губерниях как старинная праздничная одежда.

2. Костыч — верхняя женская одежда типа кафтана в Тульской губернии.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ТРАДИЦИОННЫЙ РУССКИЙ КОСТЮМ

Традиционный русский костюм.

В прошлом отчетливо прослеживался средневеликорусский комплекс одежды. Для него характерны: женская рубаха с прямыми поликами, косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой «московский», тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр.
Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Его отличает конструктивность и рациональность: модулем здесь является ширина полотнища домотканой или покупной фабричной ткани.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый (см. рис. внизу слева). Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины (см. рис. внизу справа). Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно.
Народная рубаха могла представлять самостоятельный элемент женского костюма, (например, рубаха для сенокоса «покосница»), в этом случае она обязательно подпоясывалась тканым поясом и дополнялась передником. Но в Красном уставе христианам запрещалось ходить в одной рубахе, и тем более молиться. На рубаху надевался сарафан. В южных областях России вместо сарафана поверх рубахи надевалась понёва — прямоугольное полотнище, собранное в верхней части на сборку. Понёву оборачивали вокруг талии. Как и мужчины, женщины носили нижнюю, исподнюю рубаху, которую не снимали на ночь и подпоясывали нижним поясом.

Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Выделяются пять типов сарафанов:
1. глухой косоклинный, с проймами, называвшийся в некоторых губерниях шушуном и сукманом; он бытовал в Новгородской, Олонецкой, Псковской, Рязанской, Тульской, Воронежской, Курской губерниях и бывший старинным типом сарафана, постепенно заменявшимся другими;
Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Спереди полотнища-полы не сшиты и удерживаются застежкой с длинным рядом пуговиц на воздушных петлях из тесьмы. Сарафан шился с широкими проймами или с лямками. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

5. сарафан на кокетке с вырезными проймами и разрезом спереди до талии, застегивавшимся на пуговицы; позднего и повсеместного распространения.

Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным).

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

обращаю ваше внимание на то, что расхожее обывательское представление о ношении сарафана типа такой картинки ( как обычно в русских хорах у нас поют)

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная
Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

НЕ СОВСЕМ соответствуют действительности, так как
1. Ходить неподпоясанной с развевающимися полами сарафана считалось ПОЗОРИЩЕМ! Правильно так:

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

2. В ряде областей сарафан был одеждой незамужних и редко старушек. Замужние, бабы и молодки ( как на первой картинке этого поста) сарафанов уже не носили.
3. Покрой любого ( косоклинного, прямого) сарафана даже при приличной его ширине был настолько экономичным, что не оставалось НИ КУСОЧКА лишнего! Все самые мелкие обрезки перемещались так, что полностью входили в его крой!! Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

И женская и мужская верхняя одежда запахивалась одинаково — правая пола глубоко захлестывалась на левую, это не случайно, ведь в древней христианской традиции главенство правого над левым можно видеть изначально. Исходя из этого, при изготовлении верхней одежды правая пола часто делалась длиннее левой на 5—10 см, линия борта — косой. Застежка располагалась, в основном, до линии талии: пуговицы или крючки — на правой поле, петли — на левой.

Названий у традиционной верхней одежды очень много. Общеславянские названия: свита (от слова «свивать»), гуня, кошуля, кабат, кожух и др. Древнерусские термины: пониток, суконник, опашень, охабень, однорядка и др. Русские названия: поддевка, куцинка (от слова «куций»), шугай, коротай, семишовка, верховица и др. Термины восточного происхождения: кафтан, зипун, шуба, тулуп, армяк и др.

Кафтан—зипун: распашная верхняя народная одежда. Изготовлялся из домашнего сукна или фабричной ткани чаще коричневого, реже черного или серого цветов. Спинка зипуна цельная, несколько приталена или же отрезная со сборками. В бока вшивались два — три клина, рукава выкройные. Зипун делали без воротника или с небольшим воротником, застегивающимся на одну — две пуговицы (у ворота и на груди). Края рукавов часто обшивали кожей, а иногда (у женских зипунов) плисом. Зипун обычно делали без подкладки. Одевали его, смотря по погоде, во все времена года.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Короткая одежда ещё с ветхозаветных времен считалась недопустимой и даже законопреступной, как и брадобритие.Короткую — «щаповатую» одежду запрещалось носить!

Ансамбль женской народной одежды не мыслим без головного убора, ему уделялось особое место в народной культуре. Ведь именно по головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное и социальное положение. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Они чрезвычайно разнообразны.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Женскими головными уборами являются:

1) Уборы полотенечного типа (полотенце, наметка, убрус) в виде длинного полотенца с декором и без, намотанного особым способом поверх шапочки с круглым дном, чепца или кички.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Кокошники обычно надевали лишь молодые женщины, недавно вышедшие замуж.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

В нашей старопоморской традиции все вышеперечисленные головные уборы полностью отсутствуют.
Носили повойник с платком.
5.) Общераспространенным головным убором является плат. Платки носили и девушки и женщины в разное время года. Они придавали костюму особую красочность и своеобразие.Употреблялось также ношение двух платков: один повязывался вокруг головы, как повойник, вторым покрывались сверху. В Поволжье нередко второй платок носили «роспуском», завязывая или закалывая под подбородком так, что на спину опускались два угла платка.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

«В Рязанской, Тульской, Калужской губерниях в качестве остова для сороки чаще всего употреблялась рогатая кичка в форме острых рогов, скатанных из пеньки и простеганных нитками» (с)
В Рязани она была алого цвета, носилась по литературе в период раннего замужества, а мне рассказывали, что носили её недолго вскоре после рождения детей, подчёркивая особую значимость этого периода.

Панёва представляет собой поясную одежду из трех и более частично сшитых кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане из шерсти. Типология панёвы чрезвычайно дробная. Различается она по покрою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашная, открытая спереди или сбоку, и с прошвой, глухая. Оба типа присутствуют по всем областям южной России. В Смоленской области среди распашных панёв различаются растополка, у которой одно полотнище располагается спереди и два сзади, так что открытыми оказываются оба бока, и разнополка, состоящая из трех полотнищ разной длины, из которых короткое располагается справа, а треть первого и третьего полотнищ отворачивали и перекидывали через пояс. В Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Калужской, Рязанской губерниях панёва открыта спереди; носили ее также обычно «с подтыком», отворачивая и затыкая за пояс углы. Вариантом является панёва-плахта, бытовавшая в Севском и Трубчевском уездах Орловской губернии, состоявшая из двух сшитых наполовину полотнищ и носившаяся разрезом спереди. В Рязанской, Орловской губерниях бытовала также гофрированная панёва.

Панёва с прошвой, видимо, более позднее явление. Известно, что крестьянки, отправляясь в город, распускали распашную панёву, так как ходить в городе в подоткнутой панёве считалось зазорным. Вероятно, из этих соображений в панёву вшивалось четвертое узкое полотнище, прошва, причем иногда её вшивали временно, на живую нитку. Прошва располагалась спереди или сбоку. При этом даже в тех случаях, когда прошва вшивалась сразу и наглухо, одновременно с шитьем всей панёвы, она делалась из иной, нежели основные полотнища, ткани, четко выделяясь именно как прошва, и по швам нередко отмечалась полосками кумача, позументами.

Глухая панёва естественным образом должна была эволюционировать в юбку.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Основными элементами мужской одежды являлись: рубаха, порты, головной убор и обувь.

Для обеспечения свободы движения рук между рукавами и боковыми вставками (полотнищами) вшивались прямоугольные куски ткани — ластовицы. Характерной особенностью мужской народной рубахи является подкладка из холста в области груди, называемая подоплекой, которая спускается спереди и сзади треугольным или прямоугольным выступом.

Длина рубахи была признаком возрастного различия. Рубахи стариков и детей были до коленей и даже ниже, а у мужчин на 10—15 см выше коленей. К концу XIX века, в самую пору обмирщения, длинна рубах и, особенно в городах, значительно укоротилась (под пиджак).

Рубахи шились из льняного или конопляного холста, пестряди (клетчатая или полосатая льняная ткань), крашенной холщевой ткани — набойки, позже — из фабричных, хлопчатобумажных материалов. Цвет ткани для рабочих рубах был тёмный, а для молитвы — белый. Подол и манжеты могли украшаться вышивкой, древней формой которой является «бранная» вышивка (чёрным и красным цветом). Орнаментом покрывали низ рукавов, горловину и подол. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой праздничную рубаху декорировали тесьмой, блестками, золотым позументом, пуговицами, бисером. Мужская праздничная рубаха, по богатству украшений, не уступала женской. Рубахи же для молитвы как мужские, так и женские не имели украшений.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

Порты (штаны) русского покроя шились они из полосатой пестряди, набойки, однотонного холста и домотканого сукна — в зависимости от сезона. Завязывались на талии, а чаще на бедрах, гашником из шнура или веревки. Так же были и исподние порты — для сна.

Корсетка что это такое русско народная. Смотреть фото Корсетка что это такое русско народная. Смотреть картинку Корсетка что это такое русско народная. Картинка про Корсетка что это такое русско народная. Фото Корсетка что это такое русско народная

«Наиболее древними были пояса из льняных или шерстяных нитей, сплетённые на пальцах и имевшие ромбовидный узор. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина от 1 до 3 м»8. Праздничные пояса более широкие и яркие, чем будничные. Для христиан пояс является не просто атрибутом одежды, но несёт глубокий символический смысл. Это и разделение низа и верха, и готовность к служению Богу. Без пояса нельзя ни молиться, ни отходить ко сну. Таким образом, существует два вида поясов — нижний и верхний. Нижний пояс более прост и не украшен.

Поскольку без пояса православный русский человек не делал никакого дела, то и в языке сохранилось соответствующее отношение к человеку, пренебрегающему таковым освященным стариной обычаем. Например, слово распоясаться означает: 1. Развязать на себе пояс. 2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность. «Без пояса ходить грех», говорили в народе. Распоясать человека значит обесчестить его. Оттого недостойно ведущего себя называли в народе распоясавшимся, т.е. самовольно лишающим себя чести. «Пояс считается и теперь священным предметом. и не снимается ни днем, ни на ночь, исключая тех случаев, когда надо идти мыться в баню»1. «В быту и обрядах русского народа поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Снятием пояса на пиру был оскорблен внук Дмитрия Донского Василий Косой (середина XV в.), что послужило предлогом к войне». В народе бытовала такая поговорка: «Что ты без пояса ходишь, как татарин»?! Т.е. человек, ходящий без пояса, в народном сознании становится уже не только не христианином, но и даже не русским. И более того, люди, ходящие без пояса, считались колдунами, связанными с нечистыми силами. «Показательно, что отсутствие пояса есть признак принадлежности к хтоническому (нижнему, животному, в данном случае демоническому. — У.С.) миру: например, русалки традиционно описываются как (. ) одетые в белые рубахи, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса. В ритуалах, связанных с общением с «нечистой силой» (бесами. — У.С.), снимался одновременно с крестом и пояс». «Пояс, завязанный на человеке, оказывается центром его вертикальной структуры, местом соединения сакрального верха и материально-телесного низа. ».

К XX веку стали носить шляпы практически современной формы. Но христианин обязательно носил головной убор, когда же прощался, то, сняв его, творил молитву, потом же опять одевал. Запрещены для христиан лишь картузы и шапки — малахаи (татарские) и треухи. Также шапки из собачьего и волчьего меха, особо для посещения соборной молитвы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *