Коррекционная педагогика в начальном образовании что это
Коррекционная педагогика в начальном образовании что это
Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии.
Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, в повышении коммуникативных способностей.
Квалификация выпускника: | Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования |
Срок обучения: | База 9 кл. – 3 года 10 месяцев База 11 кл. – 3 года 10 месяцев |
Форма обучения: | очная, заочная |
Уровень подготовки: | Среднее профессиональное образование углубленной подготовки |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
Область профессиональной деятельности выпускников:
Обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Специалист с дипломом о педагогическом образовании востребован в роли учителя начальных классов, воспитателя, социального работника. Компенсирующий и коррекционно-развивающий профиль образования может быть реализован не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, включая детские сады, школы, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих учреждениях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
Коррекционная педагогика в начальном обучении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность коррекционной педагогики в начальном образовании
Коррекционная педагогика – это отрасль педагогики, занимающаяся изучением образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, разработкой способов коррекции их недостатков для полноценного обучения, всестороннего развития и социального становления.
Данное научное направление ориентировано на обеспечения продуктивного функционирования специального образования, т.е. обучение детей с ограниченными возможностями. Коррекционная педагогика разрабатывает пути эффективного функционирования специального образования и методы коррекционного воздействия, помогающие детям с ограниченными возможностями максимально скорректировать, имеющие у них дефекты, осложняющие их обучение и развитие.
Коррекционная педагогика на уровне начального образования имеет важное значение. Она помогает в устранении недостатков развития детей, их сглаживании на этапах начального обучения, чтобы создать условия для дальнейшего продуктивного освоения учебной программы каждым ребенком с отклонениями в развитии.
Коррекционный педагог начальной школы действует, ориентируясь на ослабление и сглаживание недостатков в развитии учащихся. Его деятельность реализуется в следующих направлениях:
Готовые работы на аналогичную тему
Коррекционная педагогика в начальном образовании является важным разделом специальной педагогики и достаточно трудной профессией. Поэтому, ее выбор требует осознанного подхода и изучения всех аспектов и структуры данного педагогического направления.
Рисунок 1. Коррекционная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления деятельности коррекционной педагогики в начальном образовании
В системе начального образования коррекционная педагогика разрабатывает следующие направления коррекционно-развивающего обучения:
Методы коррекционной педагогики в начальном образовании
На этапе начального обучения школьников, имеющих ограниченные возможности развития и какие-либо отклонения, коррекционная педагогика предполагает использование ряда методов коррекционного воздействия, ориентированных на полноценное развитие учащихся, сглаживание или устранение дефектов их развития, осложняющих достижение целей и задач образования. К этим методам относятся:
Специальная коррекционная педагогика в системе начального образования
Последние годы нашей современности характеризуются резким падением показаний социальной защиты детей, следствием чего становится рост доли детей с ослабленным здоровьем, которые уже в процессе начального школьного обучения демонстрируют признаки нарушений в развитии психических или психофизиологических функций. Такие дети могут не иметь классических проявлений аномалий, но будут испытывать затруднения в процессе обучения и освоения новых социальных ролей, в результате чего уже с ранних лет получат опыт проживания чувства потери веры в собственные силы.
Специалисты педагогической сферы испытывают тревогу за детей данной группы, осознавая, что роль педагога и учреждений образования в охране физического, психического здоровья ребенка должна быть усилена за счет развития коррекционной педагогики на этапе начального образования.
Что же такое коррекционная педагогика в начальном образовании? Это ответвление педагогической науки, призванное привить ребенку с особенностями базовые навыки адаптации и жизни в социуме с учетом имеющихся у него возможностей. Это чрезвычайно деликатная сфера обучения, требующая от коррекционного педагога высочайших нравственно-моральных качеств и профессионализма, и на данный момент действительно талантливых специалистов в этой области крайне мало.
Объектная область коррекционной педагогики в начальном образовании
Современная среда характеризуется избыточным негативным влиянием различного рода источников, в частности СМИ, что проявляется ростом деструктивных проявлений: детской жестокости, вандализма, подростковой преступности. Этот факт определил формирование объектной области коррекционной педагогики: исследование ситуаций или состояний, несущих риск для полноценного развития детей, проблем адаптации и нарушения, выраженных в нарушениях взаимодействия с природно-социальным окружением, в явлении школьной и социально-психологической дезадаптации.
Состояния риска, обусловливающие проявления адаптационных нарушений
Феномен школьной дезадаптации возник в результате влияния факторов, создающих состояние риска – ситуаций, в которых очевидно нарушены приемлемые формы взаимоотношений, взаимодействия растущего ребенка и окружающей среды.
Ситуации, приводящие к травмам, можно условно разделить на следующие группы:
Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения
Феномен школьной дезадаптации, требующий применение инструментария коррекционной педагогики, обусловлен влиянием ряда факторов, например:
Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте
Инструментарий коррекционной педагогики подлежит применению при появлении любых симптомов дезадаптации школьника начальных классов, представленных на следующих уровнях:
Подходит ли вам профессия педагога начальных классов коррекционного образования?
Учитель начальных классов коррекционного образования занимается воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким ребятам гораздо труднее учиться, чем их сверстникам без ограничений здоровья, — им требуется профессиональная помощь в коррекции недостатков развития. Именно поэтому роль специального педагога так важна — от него зависит будущее учеников.
Профессию учителя выбирают сердцем, особенно когда речь идет о работе с особенными детьми. Но все же, прежде чем сделать окончательный выбор, убедитесь, что она вам подходит.
Мы расскажем о работе педагогов компенсирующего образования, а также объясним, где можно получить эту профессию, и дадим ссылки на курсы.
С какими детьми работают учителя компенсирующего и коррекционно-развивающего образования?
С детьми с ОВЗ. В их числе слабослышащие, слабовидящие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройствами аутистического спектра (РАС).
У большинства таких учеников основное ограничение здоровья «тянет» за собой комплекс других особенностей. В частности, если ребенок плохо слышит, у него, скорее всего, будут трудности в освоении речи.
Именно поэтому изучение коррекционной педагогики в начальном образовании предполагает погружение в смежные дисциплины. Хороший учитель должен знать не только детскую психологию и педагогику, но также основы физиологии, дефектологии и анатомии, методы и технологии работы с детьми с разными особенностями.
Если вы выберете работу в сфере коррекционного начального образования, то изучите много дополнительных дисциплин помимо общепедагогических и будете регулярно знакомиться с новыми методиками, обмениваться опытом с коллегами, изучать исследования и рекомендации ученых и педагогов. Такая работа предполагает постоянное развитие.
Обязанности учителя начальных классов коррекционного образования
Полный список обязанностей вы найдете в должностной инструкции, а она у каждой организации своя. Но есть общий перечень, на который можно ориентироваться.
Часто работа педагога начинается с комплектации классов. Специалист должен учесть особенности каждого ребенка, чтобы собрать группы, в которых дети смогут учиться наиболее эффективно. Для этого учитель использует разные методы, обычно в комплексе:
Перечисленные методы помогают выполнять и другие обязанности: составлять планы уроков, формировать индивидуальные программы для некоторых учеников. В начале учебного года педагог готовит характеристику и план развития для каждого ребенка, в процессе обучения отслеживает динамику развития, а в конце года фиксирует достижения и дает рекомендации по корректировке индивидуальной программы. Будьте готовы к большому объему бумажной работы. Ее нужно выполнять ответственно: на ваши записи и рекомендации будут опираться другие специалисты, в том числе учителя, которые начнут работать с ребенком после перехода в 5 класс.
В обязанности педагога компенсирующего образования также входит взаимодействие со специалистами (дефектологом, психологом и пр.), консультирование родителей и учителей (инструктора по физкультуре, учителя музыки и пр.) Иногда это требует проведения лекций и групповых занятий.
Особенности работы: к чему нужно быть готовым?
Коррекционная педагогика в начальных классах — это не только обучение письму и чтению, математике и естествознанию. Вам предстоит научить детей с ОВЗ анализировать информацию, рассуждать, работать самостоятельно, в парах и в группах, соблюдать правила, быть дисциплинированными, планировать свое время. От этих навыков зависит и дальнейшее обучение, и само будущее детей.
Несмотря на то, что создана обширная база знаний по работе с детьми с ОВЗ, разработаны и усовершенствованы разнообразные программы обучения, вам наверняка придется корректировать планы. Иногда — после каждого занятия. Задержки развития и ограничения здоровья могут быть очень разными. В результате материал, который один класс проходит без проблем, другой осваивает вдвое медленнее. Вы должны быть к этому готовы.
Иногда менять план приходится прямо во время урока. Помните, что детям с ОВЗ учеба дается гораздо труднее, чем их сверстникам без ограничений здоровья. Излишнее давление может вызвать переутомление и даже нервный срыв. Поэтому уже в первой половине урока вы должны понять, легко дети усваивают тему или нужно отложить часть запланированного материала на следующее занятие.
Дети с ОВЗ могут часто болеть и пропускать уроки. При этом в большинстве случаев они не готовы самостоятельно пройти тему дома, а родители не всегда понимают, как учить такого ребенка. Конечно, можно помочь детям освоить пропущенный материал во время индивидуальных занятий. Но на быстрый результат рассчитывать не стоит — дети с ограничениями здоровья легко утомляются.
Домашние задания — еще одна важная тема. Часто приходится готовить сразу несколько заданий для разных детей с учетом их особенностей. Нередко требуется и особая работа с родителями — они должны знать, как помочь ребенку сделать домашнее задание, если потребуется.
В начальных классах очень важен пример, который подает взрослый. Терпение, тактичность, умение оставлять бытовые заботы за дверями школы, способность сопереживать и тонко чувствовать чужие эмоции, находить общий язык с разными детьми — важные качества для педагога.
У учеников младших классов еще не сформирована адекватная самооценка, и они во многом строят ее, опираясь на слова и поступки взрослых. И при работе с детьми с ОВЗ это особенно важно учитывать: несколько неосторожных фраз могут убедить ребенка, что он «хуже других», «не способен хорошо учиться из-за проблем со здоровьем» и вообще «плохой ребенок». Важна вера в способности каждого ребенка, готовность поддерживать, настойчивость в стремлении добиться результата.
Готовы ли вы к этому? Если да — выбирайте вариант обучения.
Как выучиться на педагога в коррекционном начальном образовании?
Первый вариант — поступить в вуз и получить специальность, проучившись 5 лет. Если у вас еще нет высшего образования, этот вариант идеально вам подходит. Но если вы уже окончили вуз, вам нет смысла тратить несколько лет на получение второго высшего образования. Вместо этого вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки за несколько месяцев и устроиться на работу по новой специальности.
Обучение коррекционной педагогике в начальном образовании может проходить в дистанционном* формате — именно так учат в АНО ДПО «УрИПКиП». Это значит, что вы сможете учиться без отрыва от работы, изучать материал и выполнять практические задания в удобное время, не отпрашиваясь у руководства и не меняя личные планы. Всё, начиная с поступления и заканчивая получением диплома о профпереподготовке, проводится удаленно.
Обратите внимание на программы:
Квалификация: Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительные по второй специализации
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Квалификация: Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
Для поступления на курсы АНО ДПО «УрИПКиП» по коррекционной педагогике в начальной школе не нужно дожидаться 1 сентября и сдавать экзамены: набор в новые группы ведется каждый месяц, а для зачисления нужно лишь предоставить пакет документов.
Если вы успешно пройдете обучение и сдадите итоговые экзамены, то получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Его выдает организация с государственной лицензией — работодатели доверяют таким документам.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Коррекционная педагогика в начальном образовании что это
Получите 30₽ за публикацию своей разработки в библиотеке «Инфоурок»
и получить бесплатное свидетельство о размещении материала на сайте infourok.ru
Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки
О профессии Учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования занимается преподаванием в начальных классах, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, работой с детьми группы риска младшего школьного возраста (с трудностями в обучении и симптомами школьной дезадаптации) в воспитательно-образовательных учреждениях.
В круг обязанностей специалиста входит:
Такие педагоги могут работать с детьми-аутистами, детьми с синдромом Дауна, детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детьми с задержкой психического развития, детьми с нарушениями опорно-двигательной системы, а также со слабовидящими и слабослышащими детьми. Поэтому эта профессия позволяет постоянно находиться в процессе совершенствования своих знаний, так как существует очень много отраслей коррекционной педагогики.
Профессия «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» на рынке труда России
По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 8 903 вакансии по 4 должностям профессии «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» с указанием заработной платы.
Минимальная – 15 400
Максимальная – 183 300
Максимальное количество вакансий по должностям