Корпоративный отдел чем занимается
Система корпоративного управления
Понятие корпоративного управления, его цели и задачи
Чтобы четко разобраться в понятии корпоративного управления, надо сначала выяснить, что такое корпорация и какие ее главные особенности.
Корпорация – это одна из основных форм предпринимательства, которая подразумевает создание юридического лица. Корпорации чаще встречаются в странах с развитой рыночной экономикой. Характерными чертами корпораций являются:
Корпоративное устройство – очень сложная структура в плане распределения обязанностей, которая требует постоянных управленческих решений. Они проявляются в двух основных формах воздействия – корпоративное управление и корпоративный менеджмент. Менеджмент занимается развитием бизнеса и его управлением, в то время, как само управление налаживает механизмы, которые учтут интересы всех участников корпорации.
Резиденты корпоративных отношений – это юридические и физические лица, которые являются заинтересованными в функционировании корпорации, то есть являются ее стейкхолдерами. Кроме них, встречаются также и другие участники (рисунок 1).
Рисунок 1. Участники корпоративных отношений
Все члены корпоративных отношений выдвигают к корпорациям конкретные запросы, которые нередко противоречат друг другу. Как раз из-за этого особенное место в управлении корпоративными структурами занимает развитие и усовершенствование практики корпоративного управления. Такой вид управления является целой системой правил, направленных на удовлетворение корпоративных интересов и объединенных между собой корпоративным контролем. Тремя основными составляющими этого процесса есть:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Главной задачей корпоративного управления является установления баланса между интересами акционеров, менеджмента и других групп стейкхолдеров. Выполнение этой задачи осуществляется через два направления:
Ключевой состав корпоративного управления
Основными составляющими корпоративного управления, исходя из подхода Мирового банка, являются:
Следует учесть, что между всеми составляющими действует оборотная взаимосвязь.
Корпоративному управлению характерно наличие субъектов и объектов, на которых и направлено их воздействие. К субъектам относятся акционеры, совет директоров, генеральный директор и менеджеры, а к объектам – права акционеров, структура собственности, результативность работы совета директоров, доступность информации и аудит – то есть все те отношения, что возникают между объектами.
На основе этого можно выделить такие основные составляющие корпоративного управления:
Общий механизм организации корпоративного управления достаточно прост. Главным органом управления является собрание акционеров. На нем выборным путем формируется совет директоров, который в дальнейшем будет представлять их интересы. Выбранные представители путем открытого голосования будут принимать решения по всем вопросам, связанным с деятельностью корпорации и вести за это отчетность перед остальными акционерами. Основной характерной чертой является прозрачность всех действий, а также доступ к информации всех заинтересованных лиц. Корпорация принимает на себя бухгалтерские стандарты производства информации, а также несет социальную ответственность.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Основные функции и принципы структуры корпоративного управления
Корпоративное управление играет весомую роль в формировании и развитии корпоративных институтов. Его основной функцией является обеспечение деятельности корпорации в интересах акционеров, которые предоставляют денежные ресурсы. Также эффективное функционирование системы корпоративного управления способно гарантировать стабильность развития корпорации, а также минимизировать негативные инциденты среди участников корпоративных отношений и вывести на максимум степень удовлетворения общих и индивидуальных интересов. Основой для построения корпоративного управления есть его принципы, сформированные на основе международной и национальной практики. Основными среди них есть:
Успешная реализация этих функций и основ корпоративного управления выступает гарантией обеспечения баланса интересов членов корпоративных отношений.
Что делают корпоративные коммуникации
Отдел корпоративных коммуникаций занимается вопросом общего восприятия организации со стороны, а именно всем, что касается ее корпоративной культуры и философии, фирменного стиля, корпоративного гражданства и ее места на рынке.
Корпоративные коммуникации связывают саму организацию, ее сотрудников и общественность вместе. В значительной мере опираясь на общественные отношения этот отдел компании, может использовать в своих целях сотрудника или информационный бюллетень компании, антикризисное управление и СМИ, организации специальных мероприятий, наем персонала, создание корпоративного бренда, а также общение с акционерами, клиентами или спонсорами.
Я работал в отделе корпоративных коммуникаций в нескольких типах организаций. Одной из них была некоммерческая членская организация, созданная с целью развития возможностей для бизнеса, где основной упор, как правило, делался на предоставление информационных услуг для компаний, владельцами которых являются партнеры организации. Проекты, включающие публикации для партнеров организации, информационные бюллетени, объявления специальных событий, торговые выставки, презентации, листовки о специальных программах и возможностях для бизнеса, реклама, которая способствовала партнерам организации, а также их собственным организациям, особая благодарность для партнеров организации, пресс-релизы, рекламные технологии, веб-сайты, электронные рассылки … список можно продолжить.
Другая организация, где я отвечаю за корпоративные коммуникации, является природным хозяйственным заповедником, где я выпускаю их ежеквартальный бюллетень, который выходит для членов сообщества, добровольцев и участников политической деятельности. Когда организация устраивает специальные мероприятия на своей территории, я проектирую карты и вывески для ориентирования и на территории заповедника.
Еще одним тип организации, где я отвечаю за корпоративные коммуникации, является инвестиционной фирмой, где я переоформил более 50 публикаций, которые фирма обязана по закону предоставлять инвесторам, рассматривающие характеристики инвестируемых ими изделий. В дополнение к публикациям, компания также требует презентации в PowerPoint для брокерских семинаров о том, как продавать свою продукцию, пресс-релизов и пресс-китов, рассказывающих о компании и сайт, который включает в себя всю информацию для инвесторов и брокеров необходимую для принятия компетентных решений.
Корпоративные коммуникации могут охватывать около ста различных типов проектов, которые оказывают воздействие на сотрудников организации, клиентов, потенциальных клиентов, акционеров, местных и национальных директивных органов, партнеров и зачастую воздействуют на широкую общественность. Эти проекты часто находятся под управлением советника по культуре, но они также могут быть инициированы непосредственно генеральным директором, начальником отдела продаж или директором по маркетингу, а также лицами, которые работают с конкретными проектами и программами. Корпоративные коммуникации обычно отличается от продаж и маркетинговой деятельности, поскольку способствуют всей компании, а не конкретным продуктам или услугам этой компании.
Зачастую цель корпоративных коммуникаций — повлиять на более чем одну целевую группу за один раз. Например, специальное мероприятие может послужить витриной для предложений компаний-партнеров, и одновременно пропагандировать вступление в организацию, а ответственные лица имеют возможность поговорить с партнерами о направлении развития организации и об ее успехах. Также такое мероприятие может быть организовано группой «партнеров» или компаний, которые имеют свои общие интересы. Способы продвижения такого мероприятия включают в себя прямые рассылки листовок, приглашения по электронной почте, газетную рекламу, пресс-релизы и баннерную рекламу. Средства, которые могут потребоваться для поддержки мероприятия могут включать в себя входные билеты, вывески, программки, листовки, презентации, выставки-ярмарки, визитки, флажки и многое другое.
Корпоративные коммуникации могут представлять собой что-то более масштабное, чем пресс-релизы и политические подоплеки и могут рассказать увлекательную историю о компании, в которой они обосновались так, чтобы на нее обратил внимании вес мир. Реализуя данную целью, сотрудники отдела корпоративных коммуникаций становятся группой увлеченных личностей, стремящихся создать более качественный продукт и сделать планету лучше.
Ну, ладно, может это и не совсем так. Но корпоративные коммуникации могут быть чем-то большим, о чем вы, возможно, могли бы подумать в первую очередь.
Система корпоративного управления
По материалам лекции Дмитрия Текутьева, к.ю.н., преподавателя
Русской Школы Управления.
Участники корпоративного управления
Участников корпоративного управления условно можно разделить на две группы.
Внутренние участники. Сама корпорация, акционеры (участники), органы управления корпорацией, менеджмент корпорации.
Внешние участники. Государство, заинтересованное в выплате налогов, выполнении социальных обязательств. Кредиторы (в том числе банки) — те, перед кем у корпорации есть обязательства, контрагенты корпорации, конечные потребители услуг, а также те, с кем корпорация связана гражданско-правовыми взаимоотношениями, граждане — потребители.
Между всеми участниками так или иначе возникает конфликт интересов. Например, основной интерес акционеров — получение дивидендов, в то время как менеджмент корпорации, как правило, ориентирован на получение максимальных бонусов и вознаграждений. Государство заинтересовано в получении налогов, кредиторы — в исполнениях обязательств, граждане — в качественной продукции корпорации.
Задача корпоративного управления — свести воедино все интересы, найти баланс между ними и регулировать отношения, удовлетворять запросы всех участников корпоративного права.
Модели корпоративного управления
На систему корпоративного управления большое влияние оказывает модель. В мире существует как минимум две модели корпоративного управления:
Основные тенденции правового регулирования в корпоративном управлении
Инсайдерская российская модель корпоративного управления сейчас проходит стадию реформирования. В 2014 году в Гражданский Кодекс были внесены масштабные изменения, которые развили на уровне положений Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
При этом законодательная база продолжает развиваться. Эксперты отмечают несколько наиболее заметных тенденций:
Усиливается императивное (односторонне-властное, директивное) регулирование в публичных компаниях и расширяется диспозитивность в непубличных. После реформы Гражданского Кодекса появилось два новых типа корпораций: публичные и непубличные. Законодательные акты достаточно четко дают понять, что публичные корпорации будут регулироваться максимально императивно и к ним будут предъявляться максимальные требования (в том числе в корпоративном управлении), которые нельзя законодательно изменить внутренними документами, положениями устава. Жесткость этого регулирования заметна при созыве общего собрания, в требованиях к структуре общего управления, к тем, кто входит в эту структуру, в раскрытии информации.
В непубличных корпорациях государство предоставляет участникам право самостоятельно регулировать внутренние вопросы. Если корпорация не привлекает средства массового инвестора, ведет бизнес, распределенный среди незначительного количества участников, она получает значительную диспозитивность. Ее участники могут сами определять структуру органов управления, требования к должностным лицам, придерживаться установленного в договоре порядка распределения прибыли, порядка участия в общем собрании.
Судебная практика и судебное правотворчество играют большую роль. Следствие этого — регулирование ряда отношений на уровне Постановлений ВАС РФ и Верховного Суда РФ. Это особенность российской правовой системы, в которой существует понятие судебного прецедента и велика его роль для корпоративного управления. Например, ответственность членов органов управления регулируется на уровне постановления ВАС.
Увеличивается ответственность членов органов управления за принимаемые решения (Постановление №62). Кроме законодательства о регулировании работы АО и ООО, существуют отдельные акты (постановления ВАС) об ответственности органов управления. В них устанавливаются требования к решениям, принимаемым директорами.
Растет значение «мягкого права» (в том числе, Кодекса корпоративного управления) и локального правотворчества. Корпоративное управление — не обязательное условие для каждой корпорации. Если корпорация небольшая, то государству/законодателям нет смысла предъявлять жесткие требования к ее управлению. И компания сама выбирает структуру органов, распределяет полномочия между ними. В этом случае большую роль играют внутренние, локальные правовые акты и «мягкое право» — рекомендательные документы, содержащие лучшие практики корпоративного управления. А корпорация решает, будет ли она их применять.
Кодекс корпоративного управления
Кодекс корпоративного управления РФ — это основной рекомендательный акт, который используется в сфере корпоративного управления. Он был принят в 2014 году Банком России и предназначен для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Цель Кодекса — повышение инвестиционной привлекательности российских корпораций при помощи рекомендаций по организации корпоративного управления.
Компании, которые решают применить предлагаемые в Кодексе модели, обычно имеют листинг на бирже и стремятся повысить свой статус в глазах инвестора и регулятора. Кроме того, Кодекс является ориентиром для дальнейшего изменения законодательства: на нем законодатели «обкатывают» новеллы.
Органы управления корпорации
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п.1 ст.53 ГК).
В структуру органов управления корпорации входят:
Общее собрание акционеров/участников.
Совет директоров (обязателен для публичных АО, где он создается по воле акционеров компании).
Единоличный исполнительный орган (ЕИО). Он нужен, чтобы подписывать документы, вести внешнюю деятельность — представлять корпорацию перед третьими лицами. ЕИО может быть быть не только физическим лицом, но и юридическим. По решению акционеров или участников компания может привлечь другую корпорацию, коммерческую организацию или даже индивидуального предпринимателя (управляющего), заключить договор и сделать его единоличным исполнительным органом:
Принцип остаточной компетенции
Для всей структуры органов управления действует принцип остаточной компетенции — ключевой принцип корпоративного права: компетенция нижестоящего органа не включает вопросы, которые решает вышестоящий.
Максимальная компетенция — у общего собрания акционеров (это указано в законодательстве об АО). Совет директоров осуществляет общее руководство работой корпорации, а в компетенцию единоличного исполнительного органа входит все, что не входит в полномочия вышестоящих органов.
Так, в законах об АО и ООО сказано, что генеральный директор просто руководит деятельностью, а иные вопросы могут быть прописаны в положении о работе генерального директора, в его трудовом договоре или документах, регулирующих его работу.
Подписывайтесь на телеграм-канал Русской Школы Управления @rusuprav Текст: Светлана Щербак
Корпоративные клиенты
Для того, чтобы компания могла выжить и благополучно развиваться в жестких рыночных условиях, ей необходимо достаточное количество клиентов.
Конечно, очень хорошо, когда имеется много постоянных розничных покупателей, однако основную прибыль фирме приносят корпоративные клиенты.
Определение понятия
Для большинства коммерческих компаний именно они составляют главную составляющую бизнеса.
Толковый словарь русского языка интерпретирует слово «корпоративный» как «узкогрупповой, ограниченный узким кругом». Следовательно, речь идет о выделенной группе партнеров, которая не может быть многочисленной и требует специальных подходов для взаимодействия с ней.
Основная задача любой компании заключается в привлечении и последующем удержании корпоративного клиента, стремлении сделать его постоянным. Для этого применяются специально разработанные программы, приемы, способы работы с ними. Предприятия имеют в своем штате специальных сотрудников – менеджеров по работе с корпоративными клиентами, которые специализируются на различных методиках привлечения выгодных партнеров.
Методы поиска корпоративных клиентов
Как правило, вопрос о привлечении корпоративных клиентов актуален для нового, только что открывшегося предприятия, которое мало кому известно.
Существует несколько проверенных методов поиска корпоративных клиентов:
Способы привлечения и удержания
После того, как база потенциальных корпоративных клиентов фирмы составлена, начинается непрерывная работа с ней по продвижению компанией своих продуктов и услуг на рынке. Руководитель вместе со своими помощниками разрабатывает уникальную стратегию по привлечению и удержанию корпоративных клиентов. Она может выражаться в специальной программе, методике, совокупности приемов и т.д. Следует отметить, что привлечение крупных клиентов – непростая задача, и каждая фирма прикладывает массу усилий, чтобы в максимальной степени заинтересовать выгодных партнеров, не дать им уйти к конкурентам.
Для того, чтобы удачно привлекать к сотрудничеству корпоративных клиентов, следует первоначально исходить из важных критериев работы с ними: степени заинтересованности в товаре/услуге и наличии финансовых возможностей компании или предпринимателя. В зависимости от этих условий следует разработать оригинальные способы привлечения и удержания корпоративных клиентов.
Рассмотрим некоторые из них:
Если у розничного покупателя присутствует только личный интерес в отношении сделки, то юридическим лицам приходится учитывать: интересы организации, связанные с получением прибыли, интересы людей, проводящих переговоры, а также интересы конкурирующих организаций. Отсюда становится понятно, что на заключение договора с корпоративным клиентом оказывают влияние многие факторы. Исключение составляют ситуации, когда корпоративный клиент представлен одним лицом – индивидуальным предпринимателем.
Как правило, ключевыми критериями выбора определенного поставщика товаров или услуг оказываются: гарантия высокого качества продукции и сервиса, деловая репутация компании на рынке, компетентность сотрудников, которые взаимодействуют с корпоративными клиентами непосредственно. Кроме того, необходимо знание правил делового этикета, проявление вежливости, открытости и доброжелательности в общении. Немаловажным условием станет соблюдение пунктуальности при решении задач, оперативности исполнения взятых на себя обязательств, поскольку серьезный клиент ценит свое время, стремление разрешить любую затруднительную ситуацию в максимально короткие сроки.
Организация работы корпоративного отдела по работе с корпоративными клиентами
Для эффективной организации работы с корпоративными клиентами только их поиска и привлечения недостаточно, важно еще и грамотно организовать работу с крупными партнерами. В данных целях на каждом солидном предприятии функционирует специальная структура, именуемая «корпоративный отдел по работе с корпоративными клиентами». Там трудятся менеджеры по работе с корпоративными клиентами – профессионалы своего дела.
Следует отметить, что методы работы с физическими лицами и корпоративными клиентами безусловно различаются. В отличие от розничных покупателей, для корпоративных клиентов предполагаются всевозможные лояльные условия для реализации товаров и услуг, а также последующего сервисного обслуживания.
Основными задачами корпоративного отдела являются:
Известно, что все корпоративные партнеры являются юридическими лицами, однако не все юридические лица могут осуществлять крупные закупки. Корпоративный отдел интересуют только клиенты, обеспечивающие высокие объемы продаж компании, поэтому требование высокой избирательности при поиске партнера здесь наиболее актуально.
Традиционно непростым является вопрос: при каком объеме продаж корпоративный клиент может считаться выгодным для компании? Здесь существует зависимость не только от объема, но и от ряда других факторов: платежеспособности клиента, его географической удаленности, внутренней политики его компании и др.
В целом все клиенты корпоративного отдела делятся на следующие группы:
Особенности в банковской сфере
Любой банк заинтересован в эффективной работе с корпоративными клиентами, поскольку их обслуживание предполагает получение хороших дивидендов. Крупные клиенты имеют возможность оформить персональные кредитные линии и страхование, применять овердрафт, содержать счета, могут рассчитывать на банковские гарантии и принимать участие в зарплатных проектах.
Чтобы стать корпоративным клиентом банка, юридическое лицо заключает договор с банком и получает пакет банковских продуктов и услуг на персональных условиях. Обычно недавно открывшиеся банки предлагают максимально низкие тарифы и привлекательные кредитные продукты, однако клиенты часто сомневаются в их надежности и отдают предпочтение акулам финансового бизнеса.
Среди методов работы банка с корпоративными клиентами следует выделить: большой выбор услуг и их доступную стоимость, быстрое оформление сделок и полное их сопровождение, помощь в подготовке документации, профессиональные консультации в сфере финансов.
Нюансы работы в гостиничной сфере
В настоящее время активно развивается рынок делового туризма, поэтому гостиницы ориентированы на сотрудничество с корпоративными клиентами, заинтересованными в проведении на высоком уровне встреч, переговоров, конференций, банкетов и т.д. По подсчетам экспертов, именно корпоративные клиенты обеспечивают гостиницам до 50% совокупного дохода.
Работа с такими клиентами, безусловно, отличается от взаимодействия с частными посетителями. От корпоративного отдела гостиницы требуется грамотное ведение баз данных, анализ потребностей клиентов, индивидуальный подход к каждому из них, установление с юридическими лицами длительных партнерских отношений.
При работе с корпоративными клиентами в гостиничном бизнесе важна гибкая ценовая политика, предложение каждому клиенту пакета разнообразных услуг, ориентированного на его индивидуальные потребности, четкое соблюдение условий соглашений. При проведении деловых мероприятий от всего персонала требуется грамотная и слаженная работа, соблюдение необходимых стандартов качества.
Взаимодействие с корпоративными клиентами, налаживание эффективного сотрудничества с ними требует максимальной сосредоточенности и ответственности от всего штата сотрудников компании. Следует понимать, что деловые контакты с корпоративными клиентами – это не обычные разовые сделки, а возможность организации долгосрочного и экономически выгодного сотрудничества. Поэтому специалисты должны использовать свой профессионализм, деловые качества и оригинальные методики для поиска, привлечения и удержания корпоративных деловых партнеров.
Пример взаимовыгодного сотрудничества Мегафона и его корпоративных клиентов представлен в следующем видеоматериале: