Корпоративный блок что это в мерчендайзинге
· Приоритетным являются те стеллажи (витрины), которые находится справа по направлению движения потока покупателей. Поэтому по периметру принято устанавливать полки с товарами-новинками, а также продуктами, срок жизни которых невелик.
· Места в отдалённых (от тропы) углах должны быть отведены «зазывным» товарам, способным привлечь внимание (покупатели любят «срезать» углы).
· В центральной части располагаются самые ходовые товары, т.к. только 40-50% посетителей обходят внутренние ряды.
· Если рядом с популярным товаром поставить менее раскрученный, то увеличивается вероятность того, что он попадет в поле зрения большего числа покупателей (принцип «магнита»).
· Дорогие товары, покупка которых требует обдумывания, располагаются у выхода.
Правило «горячей точки». «Горячей точкой» принято называть место, куда чаще всего попадает взгляд посетителей. Обычно это зоны: 1) напротив входа, 2) по ходу очереди, 3) около кассира. Удачное расположение товаров – залог успеха продажи.
Правило «золотого треугольника»: товар, которым мерчандайзер намерен заинтересовать покупателя, должен находиться на площади, расположенной между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине.
Таким образом, в торговом зале существуют сильные и слабые зоны (табл. 3.3.2.1).
Табл. 3.3.2.1 Сильные и слабые зоны продаж
· Боковые полки стеллажей
· Перекрестки «троп покупателей»
· Выступы в стеллажах
· Места, куда покупатель «упирается взглядом»
· Углы торгового зала
· Область, примыкающая к входу
3.3.3. Позиционирование товар по отношению к аналогам (товарам конкурентов)
Мерчандайзер может подобрать для определенного товара наиболее «выгодное» (т.е. самое привлекательное) место в торговом зале. Мерчандайзеры производственных и оптовых предприятий стремиться обеспечить своим товарам «победу в битве за прилавок» с другими товарами. Выгоды оказывают более очевидными, если «выгодное» место закрепляется за поставщиком.
В своей работе мерчандайзеры при размещении товара в торговом зале с учетом соседства товаров-конкурентов руководствуются правилами: напоминания о товаре, корпоративного блока, дублирования, «лицом к покупателю», связанных товаров и другими правилами выкладки.
Правило напоминания о товаре. Чем чаще покупатель будет видеть товар, тем выше вероятность, что он его купит.
Правило корпоративного блока. Представлять товар одного производителя единым корпоративным блоком эффективно по причинам:
·все товары используют популярность марки производителя (при условии, что оно достаточно раскручено);
·размещение всех товаров одной торговой марки по соседству в одном месте продажи целесообразно с точки зрения работы над заказом;
·корпоративный блок удобен для работы мерчандайзера – на размещение и подсортировку товаров в таком случае требуется меньше времени и сил.
Даже если с точки зрения менеджера по продажам или покупателя единый корпоративный блок неудобен, в любом случае товары одной марки находятся рядом в одной продуктовой группе.
Пример
Компания производит соки, напитки, молоко, диетическую продукцию и молочные десерты. Безусловно, нет смысла весь ассортимент по различным товарным категориям одного производителя группировать в единый корпоративный блок. Корпоративный блок предназначен для определённого отдела (секции) в магазине (например, блок отдельно молочных продуктов, блок соки и т.д.). Формирование единого блока по каждой отдельной из товарных категорий помогает группе товаров с одной торговой маркой легче «отстроиться» от «одиноких» товаров-аналогов и успешнее с ним конкурировать. Покупателю корпоративный блок облегчает поиск продукта уже знакомой торговой марки. Следовательно, соблюдение правила корпоративного блока выгодно и покупателю, и продавцу, и производителю.
Опасность для продавцов-дилетантов
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Корпоративный блок что это в мерчендайзинге
Не так давно в нашей жизни появилось такое понятие как категорийный мерчендайзинг. Итак, разберемся, что же такое современный мерчендайзинг категории. О животрепещущей теме рассказывает наш эксперт Богачева Екатерина.
В каждой категории или в отделе магазина со стихийной выкладкой возникает одна и та же проблема – самые популярные и ходовые товары заканчиваются первыми, а их место занимают другие, менее продаваемые. Эта проблема порождает и то, что товары не всегда занимают полочное пространство, адекватное своей доле рынка. Главным образом и потому, что эту долю никто и не считал, в общем-то. Или магазины пытаются избавиться от балласта, отдав лучшие места и большее полочное пространство непродаваемому товару. У этих проблем есть глобальных три решения, это
1. Выделение основного ассортимента, дифференциация минимального набора продукции по каждой секции.
2. Оптимизация заказа в соответствии с пропорциями в продажах каждого вида, вкуса, жирности, крепости, милилитража, а не заказ «в ассортименте» или «каждого по коробочке».
3. Постоянное поддержание эффективного запаса, инициирование заказа до исчерпания основных ассортиментных позиций
Максимальных результатов в продажах достигли те магазины, которые систематизировали свою работу по выкладке в каждом отделе и пришли к нескольким типам выкладки, как то: вертикальная выкладка по типу товара, горизонтальная выкладка по типу товара, вертикальная выкладка по типу упаковки, вертикальные корпоративные блоки поставщиков или модифицированная вертикальная корпоративная выкладка. Последний тип выкладки принято считать категорийным подходом к мерчендайзингу. Такой способ выкладки увеличивает продажи минимум на 25% не за счет только одного отдельно взятого поставщика, а в целом, во всей категории. Это – то же самое, что и вертикальная корпоративная выкладка, за одним важным исключением: линейное пространство, отводимое каждому поставщику, может быть разным на каждой полке в зависимости от объема продаж каждого типа упаковки.
Чтобы сделать такую модифицированную вертикальную корпоративную выкладку, нужно разнести различные типы упаковок по разным горизонтальным полкам. После этого товары разделяются по вертикали по поставщику, но такое разделение не обязательно должно быть прямолинейным. «Разделительную черту» можно распространить на те полки, где лежат более продаваемые товары данного типа упаковки. Обратное также верно: выкладку можно сократить на тех полках, где лежат менее ходовые товары данного типа упаковки. Правильнее всего еще и размещать наиболее продаваемые типы упаковки на лучших местах на уровне груди покупателя, вне зависимости от веса упаковки.
Рисунок 1. Модифицированная вертикальная корпоративная выкладка – категорийный мерчендайзинг для отдела в гастрономе
Почему секцию, упорядоченную только по типу товара, нельзя признать категорийным подходом в мерчендайзинге?
К основным отрицательным моментам в первую очередь отностится тот факт, что на деле контролировать основную секцию, упорядоченную по типу товара, непросто. Пространство редко распределяется в зависимости от доли рынка, поэтому для некоторых категорий товара полочного пространства слишком много, а для некоторых, напротив, слишком мало. Вследствие этого наблюдается исчерпание запаса самых популярных товаров. Если товары собственной марки магазина при этом расположены на основных золотых полках в секции, то на какой-то срок вертикальная выкладка по типу товара способствует увеличению продаж товаров частной мрки, хотя и в ущерб продажам товаров остальных поставщика. Поэтому в долгосрочном периоде такая выкладка НЕ увеличивает общий объём продаж в товарной секции. К тому же она снижает осведомленность покупателей, что на самом деле плохо и для других продуктов, предлагаемых в магазине. Продавец может приучить покупателей всегда приобретать самые недорогие товары. Со временем снижение осведомленности негативно сказывается на наиболее прибыльных продуктах в других товарных категориях.
Я уже молчу, что торговые представители поставщика затрачивают больше времени на обработку заказов и мерчендайзинг при таком типе выкладки. Аналогично можно сказать и про выкладку по упаковке.
Тогда какие же преимущества приносит использование категорийного мерчендайзинга, предполагающего модифицированную выкладку?
Такая выкладка упрощает возобновление запаса и ускоряет обнаружение исчерпания запаса. Она позволяет выставлять товары собственной частной марки магазина в виде вертикального «рекламного щита», что позволит покупателям увидеть их первыми, а магазину больше заработать. К тому же у меньшается путаница для покупателей. Покупатель может найти товар нужного размера с минимальными усилиями. Полочное пространство используется наиболее эффективно. И как я уже упоминала, объемы продаж и прибыль в каждой категории увеличиваются на примерно 25%.
Как правило, магазины жалуются, что даже если им удалось поставить на поток создание планограмм выкладки и четкое поддержание запаса в магазине, то не всегда поставщики могут обеспечить постоянный ассортимент. Это мешает поддерживать стандарты расположения товаров в секции. Меняется ассортимент – меняется и планограмма. Да и зачастую поставщики мешают соблюдать собственные стандарты магазина, пытаясь собрать всю продукцию один корпоративный блок, занять приоритетное место на каждой полке.
Хорошему категорийному мерчендайзингу так же мешает неэффективное использование рекламных материалов поставщиков.
Поэтому концепцию мерчендайзинга магазина, которая бы включала стандартизацию запаса (долей заказа продукции поставщиков и частоту доставки), расположения и представления необходимо описать более четкими правилами, а так же описать более подробно правила расположения рекламных материалов.
Приведу пример состава минимальной концепции для категорийного мерчендайзинга в магазине.
Эффективный запас:
Ассортимент. Проведение АВС-анализа, определение приоритетных позиций категории «А». Обеспечить обязательное присутствие минимального набора ассортиментных позиций, определенного для каждого отдела магазина. Расширение ассортимента возможно только за счет основного и дополнительного.
Торговый запас. Создается уровень запаса, достаточный для непрерывного присутствия ассортимента на каждой точке продажи, с учетом проблем доставки поставщиков или поблеем своей собственной логистики.
Присутствие. Весь ассортимент продукции присутствует в торговом зале (на складе он не продается).
Занимаемое пространство. Вся продукция поставщиков занимает точную долю в процентах полочного пространства, соответственно своих продаж. Долю полочного пространства необходимо считать в сантиметрах от общей суммы длин полок в каждой секции магазина.
Эффективное расположение:
Корпоративный блок. Если в торговой точке присутствует менее трех поставщиков, то продукция в категории сгруппирована по корпоративным блокам.
Приоритетное место. Лидер категории (самый продаваемый в штуках товар) находится на приоритетном месте каждой точки продажи.
Порядок расположения. На каждой точке продажи соблюдены мерчендайзинговые планограммы. Поддерживается вертикальный блок по марке, различные виды упаковок сгруппированы – мелкие – с мелкими, крупные – с крупными.
Правило стен замка. Лидирующие виды продукции открывают и закрывают каждый корпоративный блок, лидирующие марки открывают и закрывают секцию, лидирующие вкусы открывают и закрывают выкладку.
Правило дублирования. Как минимум лидирующие виды (стены замка) продукции занимают места на полке в два раза больше, чем все остальные. Но лучше, конечно, точно высчитать, во сколько раз больше продаются лидеры, и в такой пропорции разместить их на полке. В отсутствие каких-либо видов продукции их место занимают другие, стоящие рядом.
«Лицом к покупателю». Упаковки обращены лицевой стороной к покупателю. Если не соблюдать данное правило, можно потерять порядка 30% продаж.
Правило FIFO (first in first out). Продукция с наименьшим сроком хранения доступна покупателю в первую очередь. Ротацию свежей партии и старой необходимо производить в период й выкладки каждой партии. Выкладка производится от задней стенки (свежая партия) стеллажа к передней (предыдущая партия).
Эффективное представление:
Ценники. Цена на продукцию обозначена четко и хорошо видна покупателю. Ценник находится под первой упаковкой указанного вида слева, как при чтении. Ценник нельзя сдвигать или переворачивать, т.к. он обозначает начало выкладки данного товара, а следующий ценник для следующего товара обозначает конец выкладки первого. Сдвигая ценники в центр товарного блока, вы теряете границы для выкладки при пополнении запаса и будете вынуждены постоянно проверять планограммы.
Рекламные материалы.
1. Должны быть размещены в непосредственной близости от точек продажи продукции или на пути следования покупателей к этим точкам продажи.
2. Размещены в хорошо видимых местах, на уровне глаз или выше.
3. Не повреждены, содержатся в чистоте и постоянно обновляются.
4. Соответствуют рекламным компаниям, проводимым в данный момент.
Чистота. Продукция на полках чиста и не повреждена. Точка продажи содержится в чистоте и рабочем состоянии.
Какие проблемы подстерегают магазины при внедрении категорийного мерчендайзинга?
Во первых, очень часто в торговых сетях стандарты презентуются магазинам как схемы планограмм без адаптации их конкретному магазину. Затем магазин просто не в состоянии самостоятельно правильно принять решение о том, что делать с не поместившимся на полки товаром. Так же персонал магазинов недостаточно мотивирован на поддержание стандартов мерчендайзинга компании. Поэтому непродумывание системы чек-листов, напрямую связанных с зарплатой заставить делать качественную выкладку бывает очень тяжело. Поэтому необходимо для начала обучать персонал и менеджеров магазина концепции мерчендайзинга и распределить обязанности по внедрению концепции мерчендайзинга и ее поддержанию среди всех менеджеров и сотрудников магазина.
Что касается контроля выполнения, то имейте ввиду, что мерчендайзинг в магазинах часто проводится непосредственно перед проверкой руководством с единственной целью получения хорошего рейтинга, и не поддерживается на должном уровне ежедневно. Поэтому заполнение чек-листов проверки выкладки на соответствие планограммам необходимо производить ежедневно.
Размещение товаров и мерчендайзинг в розничных сетях
Размещение товаров и мерчендайзинг в торговых точках – это важная часть процесса успешного продвижения и реализации товара, представления его потребителям. Удачное размещение товара это ключ к его успешной продаже.
Важно понимать, что не все места в торговой точке могут быть выгодными для вашего товара. Обычно хорошо размещать товар в следующих местах:
Итак, мы выбрали правильное месторасположение для нашего товара и определились, какую площадь он должен занимать на полках магазина. Теперь пора заняться мерчендайзингом. Существует несколько определений этого термина, например:
«Мерчендайзинг – это эффективное расположение товаров в торговой точке с целью увеличения продаж данных товаров»
Эффективное расположение товаров означает соблюдение целого ряда правил выставления товара на полке в магазине:
Кто занимается мерчендайзингом? В основном мерчендайзингом занимаются сами продавцы магазинов, они выкладывают товар, и они же его продают. Только крупные розничные сети могут позволить себе нанимать мерчендайзеров, которые занимаются только размещением и выкладкой товара на полках. Однако не всегда мерчендайзеры крупных супермаркетов и гипермаркетов справляются со своей работой, так как мерчендайзинг различных типов продукции может очень сильно различаться. Так мерчендайзинг и расположение электронной техники в корне отличается от мерчендайзинга FMCG (Fast Move Consumer Goods), то есть товаров массового спроса, таких как продукты питания, напитки.
Правильное размещение товаров увеличивает объем продаж, тем самым улучшая корпоративный имидж компании или отдельной торговой марки. Все это приносит дополнительные прибыли как поставщику продукции так и розничной сети, которая реализует данную продукцию.
В свою очередь покупатель тоже выигрывает от правильного расположения товаров в магазине, ему проще найти то, что ему нужно, он затрачивает на это меньше времени.
Таким образом правильное расположение и эффективный мерчендайзинг товаров в розничных сетях выгоден всем сторонам, вовлеченным в процесс продажи товара, и поставщику и розничному продавцу и покупателю.
Мерчендайзинг (мерчандайзинг) англ. merchandising
Под словом мерчендайзинг (мерчандайзинг) от английского слова merchandising понимают часть маркетинговых инициатив, некий комплекс непрерывных мероприятий, направленных на продвижение продукции в торговой точке без участия продавца, стимулирование желания покупателя выбрать и побуждение купить продвигаемый товар.
Три главных принципа мерчендайзинга
Направление потока – по ходу движения покупателей слева направо против часовой стрелки.
Правило корпоративного блока – продукция группируетмся в единый корпоративный блок внутри каждой ассортиментной группы. Запрещено разбивать корпоративный блок конкурентной продукцией.
Правило группировки – Бренд-блок и в нем группировка по марке, весу, вкусу, цвету и т.д.
Правило золотой полки – ваш корпоративный блок размещен на полках уровня глаз и рук.
Мертвая зона – первые 20 см от начала полки, там не размещайте.
Плохие полки – нижние полки, на нижних полках можно размещать только если вы дублируете выставленный уже ассортимент на хороших полках.
Доля полки – для каждой категории вашего товара доля полки должна быть не меньше доли рынка вашей компании в регионе. Например вы производитель шоколада, у регионе Москва вы занимаете 65% рынка по шоколаду, значит в магазине в Москве на полке вы должны занимать не менее 65% полки с вашим шоколадом.
Дополнительные места продаж – в дополнительные места продаж дублируйте высокомаржинальные и высокооборачиваемые SKU.
Правило золотого треугольника: Вход – Хлеб – Касса. Хлеб в самом удаленном углу магазина, чтобы покупатели прошли посмотрели по пути от входа в магазин к хлебу и на обратном пути от хлеба к кассе как можно больше товаров.
Фейсинг
Ценник лицом к покупателю, ценник на каждом фейсинге обязательно.
Рекламные материалы актуальные и свежие.
Чистота и порядок – упаковка чистая, без повреждений, укладывается ровно.
Цена – стоит рекомендованная цена, если цена стоит другая, то подойти к администратору магазина и сказать, чтобы поменял цену на рекомендованную.
Ассортимент – все позиции, которые есть на складе должны быть представлены в зале.
Торговый запас – достаточно товаров в магазине, чтобы не было Out-Of-Stock (OOS, отсутствие в запасе).
FIFO – правило первый пришел, первый ушел, другими словами самый свежий товар в глубине полки.
Заполнение полки – полочный запас товара должен быть выставлен на всю глубину полки.
POSM – рекламные материалы, которые позволяют выделить категорию или продукт на полке и обеспечить дополнительное внимание потребителей к месту продаж и продукту.
Рекламные материалы должны соответствовать категории и продукту, размещаются в месте продаж или на пути следования к нему
Рекламные материалы должны соответствовать рекламным акциям, проводимым именно сейчас, должны быть аккуратными, чистыми, свежими, при этом не нужно перегружать торговую точку рекламными материалами.
Методический материал для мерчендайзеров
Введение
Изменения, произошедшие за последние десятилетия на розничном рынке России, сопровождавшиеся ростом торговых сетей, увеличением числа производителей, и как следствие, расширением ассортимента реализуемых товаров, привели к необходимости применения новых маркетинговых инструментов для выживания и повышения эффективности в условиях жесткой конкуренции
Одним из наиболее доступных и эффективных инструментов является мерчендайзинг
Мерчендайзинг – комплекс мероприятий, направленных на стимулирование розничных продаж посредством привлечения внимания покупателей к торговым маркам и группам товарам при помощи наиболее выгодного размещения товаров и рекламных материалов в торговых залах и прилавках магазинов
Основные задачи мерчендайзинга
Обеспечение постоянного наличия товарного ассортимента в каждой торговой точке
Обеспечение выкладки продукции на местах продаж в соответствии с основными принципами эффективного мерчендайзинга
Формирование посредством оптимизации выкладки покупательского спроса и лояльности покупателей к продукции
Максимально эффективное использование торговой площади магазина
Своевременная ротация продукции по срокам годности
Предоставление необходимой маркетинговой информации
Основные понятия и термины
POS-материалы (POS materials, POS — point of sales — место продажи) — это материалы, способствующие продвижению бренда или товара в местах продаж (шелфтокеры, ценникодержатели, воблеры, ценники, стопперы, промостойки, диспенсеры и т.п.)
SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, единый артикул, используемый в торговле для отслеживания статистики по реализованным товарам
Адаптация – списание виртуальных остатков представителями торговой точки
Артикул – уникальный код, которым компания идентифицирует разные товарные позиции (артикул повышает удобство поиска товара на полке или в информационной системе)
Блочная выкладка – выкладка продукции блоками одного бренда, как горизонтально, так и вертикально
Виртуальные остатки – разница между фактическими остатками продукта в торговой точке и компьютерными остатками (наличие виртуальных остатков в магазине мешают своевременной доставке товара в торговые точки)
ДМП – дополнительное место продаж (любое место продаж, внутри торговой точки, кроме основной полки с категорией, например паллеты, брендированные стойки, торцы, гондолы, зона касс)
«Золотая» полка – полка на уровне взгляда покупателя (на высоте от 1,3 м до 1,6 м)
Компьютерный остаток – количество продукции, зафиксированное в системе торговой точки
Основная выкладка – постоянная выкладка товара на традиционных торговых площадях: стеллажах, полках
Отсутствие отвара/OOS(out of Stock) – отсутствие товарного запаса в торговой точке (на полке, на складе магазина)
Планограмма – схема расположения продукции в торговых залах торговых точек
Подача на адаптацию – предоставление представителям торговой точки исчерпывающей информации по расхождению компьютерных и фактических остатков, а также просьба осуществить списание
Супермаркет – магазин по продаже полного ассортимента как продовольственных, так и непродовольственных товаров
Формула эффективного мерчендайзинга
Правила представления продукции в торговом зале
Продукция должна быть представлена в виде единых корпоративных блоков (консолидация товара одной торговой марки в одном месте)
Продукция должна быть доступна для покупателей
Продукция импульсивной покупки должна располагаться на видном месте и привлекать внимание покупателей
Товар должен иметь презентабельный вид
Товар должен быть обращен лицевой стороной к покупателю
Предпочтительна вертикальная выкладка товара, при которой однородные товары располагаются на всех полках стеллажей сверху вниз в несколько рядов
Выкладка товара должна исключать пустоты
Товар не должен закрываться ценником, другой продукцией или любым посторонним предметом
Внутри товарной группы товар должен находиться в соответствующей ценовой группе
Чем больше фейсингов товара на полке, тем лучше
Оптимальное размещение товара – на уровне глаз (130 – 160 см от пола)
Для привлечения внимания покупателей, реклама и продукция должна размещаться в «горячих»* точках торгового зала
* «ГОРЯЧИЕ» ТОЧКИ ТОРГОВОГО ЗАЛА:
Места, где меняется направление движения покупателей
Рядом с выкладкой продукции, на уровне глаз
Рядом с продукцией импульсивного спроса
Продукцию лучше выкладывать слева направо в соответствии с направлением движения покупателей
Основные функции мерчендайзера
Контроль наличия продукции на полках, в местах товарного запаса и на складе торговой точки
Обеспечение выкладки продукции и размещение рекламных материалов в местах продаж в соответствии с утвержденными стандартами
Обеспечение наличия ценников и их соответствие представленной продукции
Предоставление отчета / фотоотчета
Подготовку продукции к возврату
Обеспечение наличия в торговой точке всех товарных позиций из согласованного между заказчиком и администрацией торговой сети ассортимента
Формирование рекомендованного заказа на недостающую продукцию
Регламент деятельности мерчендайзера
Перед выездом на маршрут
Мерчендайзер знает все существенные характеристики обслуживаемой продукции (цены, сроки и условия хранения, фасовку, стандарты мерчендайзинга и т.п.)
Мерчендайзер знает все обслуживаемые компанией тт на своей территории (названия тс, адреса, ответственных лиц, принимающих решения)
Маршрут составляется на неделю и определяет порядок посещения тт с учетом планируемого время визита тт и минимального времени на перемещение от одной тт до другой
Первый визит на маршруте не позднее 9.00
Мерчендайзер планирует свою работу ежедневно, исходя из приоритетов компании и специальных задач, поставленных супервайзером
Мерчендайзер имеет аккуратный внешний вид и перед выездом на маршрут имеет при себе все необходимое для работы (паспорт, мед.книжка, телефон, план работы на день, ежедневный отчет, ассортиментные матрицы, стандарты мерчендайзинга бланки заказов, униформу, скотч, ножницы, ручку)
Порядок действий в торговой точке
После посещения торговой точки
На основе полученных результатов мерчендайзер отмечает использование им профессиональных навыков, намечает пути их совершенствования
Мерчендайзер отмечает в ежедневном отчете всю собранную в ходе визита значимую информацию, указывает задачи для следующего посещения
Вся информация верна и аккуратно записана
Документы аккуратно сложены и недоступны для посторонних
Отчетность
Срок предоставления: в процессе посещения тт
Кому предоставляется: Координатору проекта
Способ предоставления: ПО «ST-MOBI.COM»
Требования к качеству и полноте фотоотчета:
полный ассортимент обслуживаемой продукции, присутствующий в тт в день съемки
качество выкладки соответствует базовым принципам эффективного мерчендайзинга
наличие ценников на всю продукцию
соблюдение особых требований (если таковые имеются)
каждая фотография должна быть подписана: название торговой сети_адрес тт_проект_дата съемки
Позиционный отчет (отчет о наличии товара)
Срок предоставления: в процессе посещения тт