Королевские кобры ивлеева драг шоу что это
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Первое drag-шоу в России» — так описывает свой проект «Королевские кобры» блогер Анастасия Ивлеева. Он должен выйти 28 сентября на YouTube. По сути, Ивлеева готовит российскую адаптацию американской программы RuPaul’s Drag Race, шоу-соревнования между дрэг-королевами (квир-артистами, использующими феминные образы для создания шоу). Судя по анонсам, «Королевские кобры» — это «липсинк-баттлы», «невероятные костюмы» и «звездные гости», но нигде не упоминается, что дрэг-квин — это часть ЛГБТ-комьюнити, а сам дрэг — изначально протестная культура. Также авторы проекта не говорят, платят ли они за съемки королевам. На запрос The Village создатели шоу не ответили, а одна из участниц «Королевских кобр» сказала, что по контракту не может разглашать информацию о передаче до конца съемок.
Мы попросили ЛГБТ-активистов, феминистскую исследовательницу, а также создательницу проекта Dragzina рассказать о дрэге и поделиться мнением о концепции шоу Анастасии Ивлеевой и позиционировании этой передачи.
Как возник дрэг и почему он политичен?
Рассказывают феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.
Первым дрэг-артистом был темнокожий американец Уильям Дорси Свонн — бывший раб, который участвовал в тайных дрэг-балах еще в 1880 годах в Вашингтоне. Он назвал себя «королевой» — это была попытка вернуть себе достоинство и заполучить власть, пусть и символическую. После отмены рабства в США в 1865 году институциализированный расизм в американском обществе не исчез, поэтому любые организованные афроамериканские группы считались опасными для общества, в том числе и дрэг-балы, которые регулярно срывала полиция. Сам Свонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в организации борделя и просидел 10 месяцев в тюрьме.
В 1920–1930 годы с наступлением Гарлемского Ренессанса в Нью-Йорке появились пространства для темнокожих квир-людей. Дрэг-балы начали официально называть «балами [гомосексуалов]» — речь шла не просто об актерстве, но и о создании дружественной квир-среды. Это раздражало полицию, чиновников и гомофобов: в 1923 году власти Нью-Йорка признали «гомосексуальные подстрекательства» незаконными.
В 1960-е в США появилась Imperial Court System, первая организация, защищавшая права ЛГБТ и дрэг-квин, а в 1969 году в Нью-Йорке случился важный для дрэг-культуры Стоунволлский бунт, когда полиция пришла с рейдом в местный бар Stonewall Inn и начала выгонять оттуда геев (гей-бары в те годы фактически находились под запретом). Дрэг-королева Марша П. Джонсон вступила в драку с полицией. По словам очевидцев, она среди прочего запустила в зеркало стакан с криком «У меня есть права!». Затем этот бунт перерос в массовые беспорядки в районе Гринвич-Виллидж. В дрэг-комьюнити Стоунволл воспевается как один из первых случаев квир-протеста. Расцвет американского дрэг-движения, однако, состоялся уже в 1980-х, на тот момент балы проводились по всей стране.
Что не так с шоу Ивлеевой?
Проблема первая: В анонсах шоу ничего не говорится про ЛГБТ и политичность дрэга
Я фанат RuPaul’s Drag Race, смотрю это шоу уже шесть лет, там явно артикулировано, что дрэг — это протестная арт-форма. В RuPaul’s Drag Race основной упор делается как раз не на потрясающие костюмы и липсинк, а именно на политическую, психологическую составляющую проекта, который создан для ЛГБТ-людей. В шоу затрагивают важные вопросы: ВИЧ, полицейская агрессия, расизм. Меня очень разозлил тот факт, что Настя Ивлеева эксплуатирует форму квир-искусства и талант дрэг-королев, зарабатывает на этом какой-то социальный капитал и деньги, но при этом не подсвечивает тот факт, что участницы шоу — часть ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст [дрэг-движения] и оставила только экзотичный фасад, моду и красоту, тем самым просто стерев самую важную сторону дрэга — культуру сопротивления.
Судя по анонсу, шоу «Королевские кобры» сводит дрэг-культуру до абсолютно поверхностной репрезентации, которая не позволяет решать проблему гомофобии или стигматизации квир-опыта. В России любят травести-актеров, когда они безобидные и неполитические, например Верку Сердючку. Половина таких артистов скрывает свою гомосексуальность, и это никак не способствует нормализации ЛГБТ-культуры. Вместо дрэг-исполнителей такие артисты превращаются в участников застольной культуры праздников с переодеваниями. А дрэг как протест в России никому не нужен.
феминистская
исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS
Я считаю проблемным то, что дрэг в интерпретации Насти Ивлеевой — это просто зрелищное представление. Мне кажется, такой подход наследует традиции постсоветского травести. Когда отменили статью за мужеложество в 1993 году, ЛГБТ-культура получила некий выход в зону видимости и сразу же, с моей точки зрения, коммерциализировалась. Я не умаляю важности активистской деятельности в те годы, но политизации было мало. Поэтому условные переодевания мужчин-перформеров, пусть даже геев, в рамках травести в ночных клубах, без политического заряда — вот что будет представлять собой шоу «Королевские кобры», по моим прогнозам. Буду рада ошибиться.
Мы знаем шоу RuPaul’s Drag Race, в том числе его британскую версию, где помимо зрелищности есть рассказ о проблемах ЛГБТ-комьюнити, нередко именно внутри рабочего класса. Идентичность дрэг-квин в этих шоу складывается не только из артистизма, но и их классовой, расовой, гендерной и сексуальной идентичности. Я знаю, что у шоу Ру Пола есть проблемы: трансфобия и эксплуатирующие контракты. Но хотя бы на уровне нарратива создатели не отклоняются от основной задачи дрэга — репрезентации квир-сообщества со всеми его сложностями и проблемами.
Крупно опозорилась: почему новое шоу Ивлеевой обречено на провал
Изначально Настя Ивлеева позиционировала проект «Королевские кобры» как первое в России дрэг-шоу. Суть программы состояла в том, что российские артисты, выступающие в жанре «Drag queen», соберутся на одной сцене и будут демонстрировать свои музыкальные номера (поют участники при этом под фонограмму). К данному жанру относят артистов мужского пола, переодетых в женскую одежду и выступающих в таких образах на сцене.
«Это будет масштабный танцевальный турнир! Мы собрали 36 самых ярких drag-артистов со всей страны. На протяжении шести отборочных эпизодов и одного финального выпуска они будут бороться за корону главного drag-артиста России и миллион рублей. Каждый выпуск вас ждут открывающие танцы, липсинг-баттлы, звездные гости, которые выбирают королеву вечера, невероятные костюмы и декорации», — рассказывала Ивлеева в личном микроблоге в «Инстаграме».
Первый выпуск шоу появился в Сети 29 сентября и тут же вызвал недоумение и негодование как представителей ЛГБТК-сообщества, так и зрителей в целом. Оказалось, что «Королевские кобры» очень похожи на «Королевские гонки Ру Пола» — аналогичное шоу родом из США. В выпуске Ивлеевой, в отличие от зарубежного, часто используется нецензурная лексика, а судьбы участников никак не освещаются, что до глубины души возмутило представителей российского ЛГБТК-сообщества.
«Мы ничего о них не знаем, хотя можем предположить, что многие, если не все участники сталкивались с различными проявлениями ненависти и гомофобии. Эта часть их идентичности в шоу фактически стирается», — пишут в интернете.
За сутки пилотный выпуск проекта набрал на YouTube 23 000 лайков и более 9000 дизлайков, в настоящий момент видео отметили как не понравившееся 21 000 человек.
Фото: кадр из шоу «Королевские кобры»
Судя по комментариям, зрители не поняли, в чем состоит уникальность проекта. Помимо того, что в Америке практически такое же шоу появилось на телевидении еще в 2009 году, на российской эстраде еще со времен СССР пользовались популярностью номера, исполняемые мужчинами, переодетыми в женщин. Разве что для этих выступлений не было специального термина.
Настя Ивлеева представила первый выпуск своего дрэг-шоу «Королевские кобры»
Медиа
Несколько недель назад стало известно, что популярная российская блогерша и телеведущая Настя Ивлеева запускает собственное дрэг-шоу «Королевские кобры». В нем принимают участие дрэг-артисты (мужчины, которые используют женские образы и одежду и устраивают яркие музыкальные шоу). Сегодня в сети появился первый выпуск нового проекта Ивлеевой.
Этот момент Ивлеева назвала историческим и отметила, что это первое дрэг-шоу в российском YouTube.
«Королевские кобры» — самый масштабный проект, в котором я участвовала. Все, кто видел съемку, отметили, что она не уступает телевизионной!
Она рассказала, что была проделана колоссальная работа и ее шоу — оригинальное, а не адаптация популярного американского реалити «Королевские гонки Ру Пола».
К первому съемочному дню мы шли больше полугода. Наша команда работала над уникальной концепцией («Кобры» — не адаптация Ru Paul!), знакомилась с дивами и, конечно, ставила шикарные номера.
Мы собрали 36 (!) дрэг-див из России и СНГ, которые поборются за звание королевы нашего шоу и денежный приз в 1 000 000 рублей. Нас ждет шесть отборочных выпусков и один финальный, который и определит главную кобру!
В каждом выпуске: липсинг-баттлы, звездные гости, танцы, невероятные костюмы и декорации!
Соведущим Насти в первом выпуске стал известный шоумен Александр Гудков.
Как российские зрители отнесутся к новому шоу Ивлеевой, сказать сложно — все-таки формат для них новый и непривычный. Но видео, появившееся на YouTube всего несколько часов назад, уже стремительно набирает просмотры.
Уже нашлись и те, кого оно возмутило. Так, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец подала жалобу в Генпрокуратуру и Роспотребнадзор с требованием запретить шоу Ивлеевой к показу на телевидении и в сети, так как оно, по ее мнению, пропагандирует «нетрадиционные сексуальные отношения».
Из СМИ стало известно, что блогер Настя Ивлеева, с аудиторией только в социальной сети Instagram почти 19 млн человек, запускает свое танцевальное шоу «Королевские кобры», организаторами которого заявлено участие трансвеститов, выступающих в жанре дрэг-квин.
В публикациях, в том числе среди несовершеннолетних, транслируется информация, направленная на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Прошу принять меры по блокировке сайтов и иных интернет-ресурсов, транслирующих недопустимый контент, а также по недопущению выпуска шоу трансвеститов «Королевские кобры» блогера Насти Ивлеевой на телевидении и в сети,
— говорится в ее обращении.
Настя Ивлеева
Александр Гудков и Настя Ивлеева
Кадр из шоу «Королевские кобры»
К нам дрэг-культура (drag — это аббревиатура dressed as a girl, что переводится как «одетый как девочка») пришла из США. Ее расцвет приходится на 50-е годы прошлого века и связан с развитием ЛГБТК-сообщества. В то время мужчин, одетых как женщины, преследовали по закону, так же как и геев. Дрэг-квин были вынуждены выступать в подпольных клубах, на которые совершались полицейские облавы. Однако после того как в 1969 году дрэг-артисты и представители ЛГБТК-сообщества дали отпор полицейским в клубе Stonewall Inn в Нью-Йорке, все изменилось. Дрэг-движение получило большую поддержку у общества и стало очень популярным, а его представителей перестали преследовать.
«Королевские кобры» Ивлеевой: что за шоу и почему о нём гудит весь Интернет
Читайте нас в Google Новости
Блогер Анастасия Ивлеева выпустила новое дрэг-шоу на YouTube «Королевские кобры», где участники выступают перед публикой в ярких женских образах. Первый же выпуск вызвал бурую негодования: среди недовольных оказались как зрители, так и представители российской власти. Шоу Ивлеевой предложили запретить, а блогера незамедлительно отправить в тюрьму. Почему «Королевские кобры» вызвали такой резонанс и что представляет собой дрэг-культура в России — в материале NEWS.ru.
«Королевские кобры» и кричащая матом Ивлеева
В «Королевских кобрах» участвуют дрэг-квин — это артисты мужского пола, которые переодеваются в женскую одежду для выступления. Обращаться к ним принято в женском роде, а главная задача дрэг-квин как артистов — перенять все черты, считающиеся исключительно женскими, и гиперболизировать.
В «Королевских кобрах», как считают пользователи Сети и ЛГБТ-активисты, не хватает глубины, а дрэг-мир показан как поверхностная форма развлечения, которая не несёт в себе никакой пользы. По мнению зрителей, Ивлеева убрала всю политизированность темы дрэг-шоу и оставила «блёстки и танцы фриков». Согласно концепции программы, Ивлеева вместе со вторым приглашённым ведущим объявляет соревнующихся в эпатажности и пластичности дрэг-квин. После выступления зрители с помощью аплодисментов определяют, кто из двух участниц стал лучшей и попадёт в финал.
Артисты большие молодцы, но организация ужасная, на уровне школьного утренника. Никакой подготовки. Дрэг-шоу — это очень круто и популярно, да во всём мире их снимают, давно ждала такого в России. Но тут смотреть нечего, кроме кричащей матом Ивлеевой. Всё сумбурно и непонятно, — пишут пользователи под первым выпуском шоу.
Милонов предложил отправить Ивлееву в тюрьму из-за дрэг-шоу
Зрители YouTube критикуют создателей шоу за плохое качество съёмки и отсутствие летающих камер, вследствие чего кадр становится чрезмерно статичным. Сами номера пользователи Сети называют «колхозными». Но наиболее резкие и серьёзные претензии к Ивлеевой звучат из уст недовольных родителей и представителей власти.
«Королевских кобр» обвинили в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений. С соответствующими жалобами уже выступили депутат Госдумы Виталий Милонов и актриса Мария Шукшина, которая отнесла такие шоу к «развращённым».
Почему Верка Сердючка стала исключением, Милонов объяснять не стал. Также он не упомянул о том, что дрэг-культура, прикрываясь ёмким словом «пародия», давно существует в российском шоу-бизнесе. Переодевания мужчин в женщин с целью создания карикатурных образов были и остаются частью множества развлекательных телепередач, в том числе КВН, «Кривое зеркало», Comedy Club.
Политический пиар и «взращивание гомофобии»
С аналогичными жалобами выступили и некоторые зрители, назвав подобный формат шоу «отвратительным». «Что за гадость», «Ужас, пошлятина, такое нельзя показывать», «Гомосеки везде», пишут пользователи Сети. Однако ЛГБТ-активисты считают дрэг-шоу одним из видов искусства и уверены, что оно не представляет никакой опасности для общества.
Я считаю, что сексуальная ориентация, или гендерная идентичность, или трансгендерность не может нанести никакого вреда никому. Это, во-первых, личное дело каждого, а во-вторых, всё, что происходит в стране сейчас, это, по сути дела, дальнейшее взращивание гомофобии и трансфобии. И подобные проекты являются катализатором для дальнейших бурных дискуссий, бурной фантазии различных политиков и общественных деятелей, которые продолжают пиариться на этой теме и зарабатывать себе политический капитал, — высказался в беседе с NEWS.ru российский правозащитник и активист ЛГБТ-движения Николай Алексеев.
Авторы «Королевских кобр» предусмотрительно предупредили зрителей, что содержащийся в шоу контент предназначен для лиц, достигших 18 лет. В обширном дисклеймере в том числе указано, что «шоу не направлено на формирование нетрадиционных сексуальных установок».
Несмотря на это, уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирина Волынец уже направила жалобы в Роскомнадзор и Генпрокуратуру. Она призвала принять меры по устранению в Сети недопустимого контента, назвав «Королевских кобр» «шоу трансвеститов».
В свою очередь ЛГБТ-активисты предложили запретить показывать в Сети и на телевидении те фильмы мирового и советского кинематографа, где содержатся сцены с переодетыми в женщин мужчинами. К примеру, ЛГБТ-активист Алексеев рассудил, что при таком раскладе следовало бы запретить ленту «Здравствуйте, я ваша тётя!», где тоже присутствует элемент перевоплощения мужчины в женщину.
МнениеКаким получился первый выпуск дрэг-шоу «Королевские кобры Насти Ивлеевой»
Shantay you stay или sashay away?
Настя Ивлеева, в прошлом телеведущая, а теперь — чуть ли не главная звезда российских соцсетей, показала первый выпуск своего дрэг-шоу. «Королевские кобры Насти Ивлеевой» даже в своём названии отсылают к «Королевским гонкам Ру Пола» — во всяком случае, именно в таком русскоязычном переводе существует популярное реалити-шоу, выдержавшее в США 13 полноценных сезонов и ещё шесть спин-оффов «All Stars». За десять лет дрэг-реалити стало таким популярным, что превратилось в международное движение: свои версии (часто очень хорошие) теперь есть у британских, канадских, испанских, австралийских и голландских зрителей. Но что есть у российских? Разбираемся, какими вышли «кобры» Ивлеевой.
«Королевские кобры Насти Ивлеевой» напоминают американский аналог примерно так же, как парик — реальную шевелюру: издалека, может быть, и похоже, но вблизи всё-таки не очень. В первом выпуске шоу Ивлеевой шесть дрэг-артисток по парам соревнуются в мастерстве липсинка. Так проходит три раунда, а в четвёртом участвуют три финалистки, из которых приглашённый член жюри (в первом выпуске это Александр Гудков) и выбирает победительницу эпизода. В самом начале шоу авторы рассказывают, что в их дрэг-соревновании зрители увидят 36 артисток — получается, что нас ждёт ещё пять серий и суперфинал. Главный приз — миллион рублей и звание самой яркой королевы этой вечеринки.
Все, кто внимательно смотрят «Евровидение», замечали, как во время выступления конкурсантов из России в кадр попадают радужные флаги — эдакая шпилька в адрес тех, кто принял гомофобный закон. На протяжении всей первой серии «Королевских кобр» кажется, что вот-вот в операторский объектив попадёт шестицветная радуга, хотя бы на полсекундочки, — но нет, её там не будет.
Первый кадр видео в ютьюбе — это длинный дисклеймер, написанный в лучших традициях иноагентской плашки. Если первая половина этого текста — канцелярский рассказ о вымысле образов и отсутствии у создателей «Королевских кобр» намерений кого-то оскорблять, то вторая звучит куда интереснее: авторы шоу заявляют, что «не пропагандируют „нетрадиционные отношения“», не формируют «представления о равноценности „традиционных“ и „нетрадиционных“ отношений» и что шоу «не содержит информации о привлекательности „нетрадиционных сексуальных отношений“». Но если закон об иноагентах требует указания иноагентства везде, даже в сториз инстаграма, то в законе о «запрете пропаганды» даже близко нет подобных требований. Обычно проблема «нетрадиционного» контента решалась маркировкой «18+», зачем здесь это указание — загадка.
То, что создатели шоу будут избегать всего, что так или иначе связано с повесткой ЛГБТК-людей, можно было предположить и до выхода первой серии — об этом, в частности, говорили эксперты и экспертки материала The Village. Кажется, что по-другому в стране с действующим запретом «гей-пропаганды» и быть не может, но так ли это на самом деле? Вряд ли, ведь вопреки популярному мнению запретительный закон практически не работает. За всё время этой нормы (в этом году ей восемь лет) дела о «гей-пропаганде» доходили до суда 66 раз, а привлекли по ним 22 человека — не самая большая цифра для такого «страшного» закона, не находите?
«Королевские кобры» напоминают американский аналог примерно так же, как парик — реальную шевелюру: издалека, может быть, и похоже, но вблизи всё-таки не очень
Допустим, дисклеймер призван снять претензии к создателям шоу у консервативной части публики. Каким образом приписка в стиле «посмотрите на дрэг-див, но геями не будьте» спасёт от них — тем более что претензии появились ещё до премьерного показа? Первой высказалась уполномоченная по правам ребёнка в Татарстане Ирина Волынец: детский омбудсмен потребовала «запретить шоу трансвеститов» из-за обращений обеспокоенных родителей. Волынец отправила жалобы в Генпрокуратуру и Роскомнадзор и попросила «принять меры по блокировке сайтов и иных интернет-ресурсов, транслирующих недопустимый контент» (что «удивительно» удачно сочетается с популярным провластным нарративом о необходимости скорейшей блокировки зарубежных соцсетей и видеохостингов).
Следом за ней выступила Мария Шукшина: в интервью «Царьграду» актриса назвала новое шоу Ивлеевой «извращением». «Сейчас уже настолько явно стало это высвечиваться, эта тенденция к педерастии, к тому, чтобы всё изменилось, всё развернулось на 180 градусов», — сказала она и добавила, что «духовно-культурные ценности и традиции России разрушаются целенаправленно». Оставив за скобками оскорбительные для ЛГБТК-людей определения, всё же легко понять: дрэг в общественном сознании всё равно связан с культурой ЛГБТК-людей, и скрывать эту связь — заранее плохая идея. Перефразируем известный афоризм: отказываться от малейшего намёка на ЛГБТК — это плохая мина при хорошей игре, где под игрой имеется в виду предполагаемое желание помочь комьюнити.
Ивлеева говорит, что не пыталась переснять шоу Ру Пола, что её команда работала «над уникальной концепцией». Отказавшись от сравнения с форматом «Королевских гонок», мы, тем не менее, не можем не сравнивать то, как в рамках шоу показывают королев. Мини- и макси-челленджи, финальный липсинк (а в ранних сезонах «Королевских гонок» ещё и соревнование в мастерстве нарядов из подручных средств, иногда — буквально из помойки) — не всё, что видят зрители шоу Ру Пола. В каждом сезоне Ру Пол знакомит с королевами, из серии в серию мы узнаём об их судьбе, нравах и вкусах в дрэге — одним словом, делаем выводы о конкурсантках не только по тому, как ловко они делают death drop.
Дрэг в общественном сознании всё равно связан с культурой ЛГБТК-людей, и скрывать эту связь — заранее плохая идея
Из шоу Ивлеевой о королевах нам неизвестно ровным счётом ничего, кроме их имени и никнейма в инстаграме (но и на том спасибо). Артистки предстают перед зрителями исключительно в липсинк-баттле, хотя знакомыми их имена будут разве что завсегдатаям московских гей-клубов. В обсуждениях текста The Village можно было увидеть слова о том, что Ивлеева и так много делает для российских дрэг-артисток — в частности, даёт им платформу, своё имя и свою аудиторию. Но в то же время эта самая аудитория ничего не узнаёт об артистках, нет даже короткой видеооткрытки, в которой каждая королева могла бы рассказать о себе сама, выставляя градус откровенности таким, каким сможет и захочет. Это откровенно плохо монтируется с представлением о «дать платформу» — и всё больше напоминает об эксплуатации талантов королев, оценить которые стоило бы повыше. В шоу нет закулисья и нет вообще ничего, что происходило бы за пределами сцены, — это, вероятно, так себе решение не только с точки зрения репрезентации артисток, но и с точки зрения интереса аудитории, для которой в один момент все артистки рискуют превратиться в одну.
Другой аргумент защитников шоу Ивлеевой звучит так: ну, в России хорошо начинать хоть с чего-то, до Ру Пола нам далеко, но не мытьём, так катаньем. С одной стороны, он звучит разумно: нельзя сказать, что на дрэг-артисток сегодня не пойдут с вилами (ещё как пойдут — это видно из заявлений Волынец и Шукшиной). С другой стороны, довольно грустно ощущать себя крепостным в скрепоносной деревне, где «и так сойдёт». Грубо и глупо считать россиян — в частности, тех, кто посмотрит шоу Ивлеевой, — непросвещёнными невеждами, что существуют вне западного культурного мейнстрима. Легко предположить, что зрители шоу Ивлеевой наверняка хотя бы слышали о шоу Ру Пола — и примерно представляют себе контекст дрэг-культуры. С чего тогда они должны довольствоваться формой без содержания? Если так, то дискуссия очень сильно напоминает ту, что развернулась после выхода фильма «Супернова» и скандала с «ВкусВиллом». Рады ли мы такому «ну хоть что-то»? Что хорошего получили ЛГБТК-люди?
Очень грустно осознавать, что история повторяется дважды. Дрэг уже был частью поп-культурного российского мейнстрима: все, кому сейчас около тридцати лет, наверняка помнят, как в клипе на песню «Он тебя целует» группы «Руки Вверх!» снимался в дрэг-образе Анатолий Евдокимов (он автор популярного в нулевые шоу). Наверняка эти люди помнят и то, что в нулевые годы у Зазы Наполи, одной из самых известных дрэг-артисток в России, было своё ток-шоу «Сук@любовь» не где-нибудь, а на федеральном канале НТВ. Трагедия российского дрэга в том, что сначала он перестал быть запретным плодом для гетеросексуальной части публики, но потом вновь отправился на задворки — и виноваты в этом, конечно, вовсе не дрэг-артистки. Консервативный разворот в России просто не допустил бы, чтобы дрэг оставался видимым и дальше — вот и фронтмен «Руки Вверх!» Сергей Жуков, не побоявшись в нулевые годы показать в клипе отношения двух мужчин, признаёт своё решение ошибкой и извиняется за смелый клип.
Трагедия российского дрэга в том, что сначала он перестал быть запретным плодом для гетеросексуальной публики, но потом вновь отправился на задворки
Почему спустя столько лет дрэг возвращается в мейнстрим усилиями супермедийной гетеросексуальной женщины? Вероятно, потому что выступление артисток — яркое, самобытное шоу, на котором, если лишить его исторического и политического контекста угнетения ЛГБТК-людей, можно заработать. Конечно, съёмки «Королевских кобр» сопрягаются с некоторыми рисками, но они — как, вероятно, мыслят создатели шоу — не такие большие, как те возможности медийного, социального и финансового капитала, которые откроются перед авторами после релиза. Работа над проектом, конечно же, может быть связана с извлечением прибыли — но вопрос о том, можно ли заработать на той части культуры, которая не принадлежит тебе и никогда не принадлежала, видимо, всё ещё остаётся дискуссионным.
В этом разговоре нельзя упускать самую важную составляющую дискуссии: а что по этому поводу думают сами королевы? Артисткам шоу Ивлеевой, как пишет The Village, запрещено комментировать съёмки по контракту, однако их впечатления всё равно можно оценить. Одна из участниц «Королевских кобр» Каллиста Блэк в коротком видео на ютьюбе рассказывает, что это шоу должно показать, что дрэг-представление — «не что-то вульгарное, не что-то фриковое, а красивое шоу, на которое стоит смотреть». «Я думаю, что нам удастся донести до всех людей, что ничего такого в травести нет», — говорит она. Конечной (и разумной с любой стороны) целью здесь может быть только рост признания, медийности и финансового благополучия артисток, согласившихся сниматься в проекте. Будет здорово, если так оно по итогу и случится, — но надежды на это, будем реалистами, пока маловато.