Коренная сибирячка что значит
Народ, который вот-вот исчезнет с лица Земли: Откуда в Сибирь пришли челдоны и как живётся им сегодня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Еще до Ермака…
Как появился в Сибири этот народ? По одной из версий, челдоны – потомки переселенцев-казаков, которые попали в эти края в XIII веке, если не раньше (задолго до Ермака), и затем смешались с местными коренными народностями. Даже само слово «чалдон» (или «челдон») некоторые исследователи считают сочетанием названий двух рек – Дон и Чалка.
О присутствии много веков назад в этих местах переселенцев из Древней Руси свидетельствуют обнаруженные археологами кольчуги, фрагменты глиняных горшков, особого вида бусины и другие предметы, которые были не свойственны местной культуре.
Аналогичные находки в изобилии встречались именно в южной части России – в частности, в Поволжье и на Дону – и принадлежали к древней славянской культуре.
А в той части Сибири, где жили буряты, «челдонами» называли людей, которые, по мнению местных жителей, произошли от русско-бурятских браков.
В 1895 году газета «Енисей» опубликовала статью, в которой говорилось, что племя челдонов, живущее в Восточной Сибири, родственно абиссинцам (эфиопам). Автор утверждал, что этот народ во времена Перикла добровольно переселился в Сибирь и что именно он принес туда христианство.
В общем, этот народ – одна сплошная загадка, но точно ясно одно: он очень древний. Во многих научно-литературных источниках (статьи, словари и т.д.) прошлого века говорится о том, что челдоны – это старожилы Сибири и их смело можно назвать коренным населением.
Чалдон (челдон) – имя нарицательное?
Если современному поколению россиян это слово не очень знакомо, то еще лет сто назад, судя по всему, оно было чуть ли не синонимом понятия «коренной сибиряк». У Есенина мы встречаем строки: «Глупый сибирский чалдон, скуп, как сто дьяволов, он». У Маяковского в «Советской азбуке» в качестве слова на букву «Ч» выбран «чалдон»: «Чалдон на нас шел силой ратной…».
И таких упоминаний в литературе множество. Впрочем, чаще всего представители этого народа авторами изображались в не очень приглядном виде – о них высказывались пренебрежительно, выставляя людьми недалекими, недружелюбными и дремучими. Возможно, это связано с тем, что, по воспоминаниям русских сибирских старожилов, челдоны всегда держались несколько обособленно. Их поселения имели свой древний уклад, говор был тоже особенным, а религия представляла собой смесь христианства и язычества. Например, в избе челдона, в красном углу, который они называли «божница», помимо икон, могли стоять старинные фигурки-божки. Если икона случайно падала, хозяин всегда очень тревожился, приговаривая: «эх, божа обидится».
Интересно, что челдонов в Сибири называли еще «желтопузыми» или «желтопупыми». В народе говорили, что их кожа от природы имеет желтоватый цвет от того, что они пьют слишком много чая.
Кстати, в словаре русских говоров Сибири авторы Бухарева и Федотов указывают, что по-монгольски «чалдон» означает «бродяга», то же самое можно прочитать и у Даля. Позже негативный оттенок у слова «чалдон» сменился на нейтральный, обозначающий просто сибирского старожила.
Исчезающая культура
О современных челдонах известно очень мало. Люди, которым доводилось с ними общаться, обращают внимание на то, что живут они в далеких, глухих сибирских деревнях. Дом челдона по традиции разделяется на женскую и мужскую половины. Хозяйка не позволяет мужу заходить на свою «территорию», к которой, конечно же, относится, кухня. Готовить и заниматься любой женской работой мужчине не разрешается, равно как и женщина традиционно не может выполнять мужскую работу – чинить, рубить, строгать. В некоторых домах до сих пор принято покрывать стены перьями дикого глухаря (как символ богатства), а дети в качестве игрушек традиционно использовали суставы лося, добытого родителями на охоте.
Интересен и менталитет челдонов: по характеру они люди самодостаточные и вольные. Этот народ гордится тем, что всегда был свободным. Превыше всего они испокон веков ставили интересы общины и, как сами говорили, «ни перед кем не снимали шапку». Этот менталитет, характерный для домонгольской Руси, сохранился у них на протяжении столетий, вплоть до наших дней.
В конце прошлого века молодые этнографы Омского государственного университета провели опрос среди жителей глухих сибирских деревень. Наряду с другими вопросами, их просили указать, к какой национальности они себя относят. Более 30% причислили себя к челдонам, и таковых оказалось даже больше, чем, тех, кто назвал себя русскими.
Между тем, этот некогда многочисленный народ в наше время, увы, считается почти вымершим. Точно неизвестно, сколько осталось в России истинных челдонов, ведь некоторые сибиряки могут относить себя к ним, но на самом деле ими не являться.
В сибирских селах настоящих челдонов живет очень мало, и это в основном люди преклонного возраста. Уникальному народу прогнозируют вымирание уже в этом веке, и неизвестно, удастся ли его возродить.
Колоритные фотопортреты представителей коренных народов заставляют задуматься о том, что нам необходимо сохранить редкие этносы и их культуру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сибирячки: чем они непохожи на других русских женщин
Русские переселенки из центральных районов России очень быстро приспосабливались к суровым условиям Сибири и обзаводились привычками, которые шокировали жительниц центра России.
Мехами
Отсутствием белья
Фурсова упоминает, что в конце XIX века в Сибири нижнее белье имели только украинки, остальные долгое время обходились без него. И действительно, во многих селах Забайкалья нижнее белье появилось у женщин только после Великой Отечественной – его в качестве трофеев везли с собой солдаты.
Способностью владеть оружием
Выживанием в тайге
Все знают про староверку Агафью Лыкову, которая в одиночку выживает в глухих дебрях Абаканского хребта в Западных Саянах. Много лет в зимовье на Витиме (Якутия) жила молодая женщина-отшельница, – она предпочитала не встречаться с людьми и уходила, когда охотники появлялись вблизи. Было известно, что она ушла в тайгу сознательно из города. Многие женщины уходят в тайгу за своими мужьями – сектантами и чудаками.
Скупостью и расчетливостью
Это общая черта мужчин и женщин Сибири. Если глупая жадность тут осуждается, то расчетливость, рачительность и скупость стоят во главе угла. Одно и верно – без запасов тут не выжить. Татьяна Розманова исследовала ряд детских писем начала XX века и выяснила. что дети часто хвастались перед родителями экономностью, а двенадцатилетние сестры писали братьям: «Пришли мне яблочек, а то писать тебе больше не буду!»
Эта черта осталась в сибирячках; при общей зажиточности они еще и часто прибедняются: «Денег нет, совсем денег нет, все потратили! Хлеба купить не на что!» «А куда потратили, кума?» «Да магазин новый открыли».
Плохими зубами
Сибирячки веками страдали от плохих зубов. Связано это было с отсутствием свежих фруктов, овощей, нехваткой витамина D из-за короткого светового дня зимой. Местные народы были более приспособлены к этому, а вот непривычным славянкам приходилось туго. Например, первая полярная исследовательница, жена капитана Василия Прончищева, Татьяна в свои 24 года очень страдала от кариеса. Это выяснилось, когда российскими археологами была вскрыта ее могила в Усть-Оленёке. Женщина умерла от пневмонии в 1736 году. За те три года, что она провела в условиях Сибири, здоровье ее пошатнулось.
Для того, чтобы не терять зубы, сибирячки жевали лиственничную серу – коричневую горьковатую массу, но помогала она не всем.
В XX веке сибирячки шокировали приезжих золотыми и металлическими зубами, которых у них был полон рот.
Эта особенность ушла в прошлое только с появлением качественной стоматологии и с появлением в магазинах свежих фруктов.
Табаком и чаем
Не лучшим образом сказывалась на зубах привычка к табаку, которую одинокие женщины перенимали у женщин местных народов, а так же привычка к чаю. Поскольку именно через Сибирь проходил «чайный путь», а Российская империя делала все, чтобы развивать торговлю с Китаем, крепкий чай любили все – и мужчины, и женщины – пили его со сливками. с молоком и обязательно с сахаром.
Известно, что за 1850–1852 гг. через Кяхту из Китая в Россию поступило 243 507 пудов байхового и торгового чая.
Пристрастие сибирячек к чаю особенно удивляет южанок, которые привыкли пить сок или есть фрукты.
Монастырями для «инородок»
Только в Сибири было такое явление как монастырские школы, приюты, и собственно, сами монастыри, в которых подвизались только коренные сибирячки. Например на территории современной Республики Алтай в Чемале была организована женская община, основу которой составляли алтайские женщины и девушки. Здесь же действовала церковно-приходская школа. В 1883 году община стала монастырем, в ней было 76 сестер, настоятельница и девять приютских девочек.
Чем мы круче: правда и мифы о жителях Сибири
Население Сибири очень разное — кто-то представляет коренные народы, а кто-то «понаехал». Но для остальной России мы все — сибиряки со своим «сибирским» характером. Действительно ли жители Сибири имеют что-то общее и что именно отличает их от остальных россиян?
Зима только подобралась к своей календарной середине, а уже кажется, что она длится вечно. И это ощущение недалеко от истины — например, в Новосибирске снежный покров установился еще в начале октября. Но местных жителей не пугают ни рекордные снегопады, ни морозы за минус 40. Да, неприятно, но не катастрофа.
Но стоит начаться чему-то подобному в центральной части России, особенно в Москве, как об этом начинают рассказывать центральные телеканалы, интернет становится полон сюжетов о страдающих от лютого холода москвичах. Такая ситуация приключилась совсем недавно — 8 января в Москве термометры показали минус 29,9 градуса. В интернете тут же появились статьи, посвящённые этому «событию», и фотоленты с мужественно страдающими от мороза обитателями столицы. Неужто там собрались одни неженки, а сибиряки действительно те самые люди с крепким здоровьем и суровым характером?
Истоки стереотипов о сибиряках
История освоения русской Сибири насчитывает более 400 лет, начиная с похода Ермака в 1582 году. Однако общероссийский стереотип о сибиряках как о более мужественных и здоровых людях сформировался относительно недавно — уже в XX веке, рассказал доктор исторических наук, заведующий сектором истории второй половины XVI – начала ХХ вв. Института истории СО РАН Михаил Шиловский.Сибиряков хотят сделать национальностью
«Это русско-японская война, Первая мировая и Великая отечественная. Помните у Твардовского — «родимый край лихих сибирских трём войнам памятных полков»?» — уточнил профессор. По его словам, стереотип и даже элемент мифологии о том, что сибиряки спасли Москву и внесли большой вклад в победу, стал своеобразным кирпичиком в представлении о сибиряках как если и не о суперэтносе, то как о наиболее достойной части русского этноса.
Шиловский признал, что дух авантюризма у прибывающих в Сибирь в известной степени присутствовал. Бытовало мнение, что Сибирь — край, где очень много земли и мало начальников, и это даёт возможность «проявить себя во всей красе». Но нельзя сказать, что за Урал ехали только из соображений «найти райскую землицу». В европейской России зачастую считали, что Сибирь является своеобразным цивилизационным тупиком.
Также учёный напомнил, что в конце XIX – начале XX веков сибирские областники Григорий Потанин, Николай Ядринцев и другие рассматривали Сибирь как политическую и экономическую колонию России и считали, что здесь сформировался новый тип русского народа — сибиряки. Они полагали, что сибиряки отличаются от живущих в европейской России даже по антропологическим характеристикам и особенно по психоментальным качествам. Сибиряков сравнивали с первопроходцами, которые осваивали Северную Америку.
Мифы о крепком здоровье
Распространённое мнение о крепком здоровье сибиряков является мифом, считает врач-инфекционист Пётр Гладкий. «С ноября и до апреля у нас высокий уровень простудных заболеваний (ОРЗ и гриппа). Значит, здоровье сибиряков в целом не такое крепкое», — объяснил он.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Напротив, суровость сибирского климата отрицательно влияет на здоровье. Длинные ночи зимой и короткие ночи летом приводят к недосыпанию, а частое и продолжительное пребывание на холоде может привести к обострению хронических болезней (дыхательных путей, сосудов, суставов), обморожениям кожи лица и рук. Для здоровья полезнее жить там, где климат и продолжительность светового дня оптимальны, и Сибирь, разумеется, сюда не относится.
Гладкий также оправдал морозобоязнь «европейских» россиян — по его словам, в отсутствии ветра 30-градусный мороз воспринимается здесь легче, чем минус 10 в Москве или Петербурге.
Дикий Запад по-сибирски
Для всей России людям свойственна неукоренённость, и особенно она проявляется в Сибири, сказал психотерапевт Александр Буцких. Потрясения первой половины XX века с массовыми перемещениями людей привели к тому, что мало кто знает что-то о своих близких предках. Максимум, о чём могут вспомнить многие сибиряки — что «бабушка родом откуда-то с юга России». «Тогда было принято скрывать свои семейные истории от детей, чтобы не проболтались, и поэтому здесь бывают вообще полные провалы», — пояснил специалист.«Не страна, а кусок льда»: как Сибирь видят в Голливуде
Ещё одной отличительной стороной сибиряков Буцких назвал «достаточно интимные» отношения с преступностью. Под этим понимается не преступный менталитет, а некая осведомлённость в каких-то преступных явлениях и понятиях. В Сибири находятся места лишения свободы, куда в разное время ссылали преступников, и многие, освободившись, оставались здесь и обзаводились семьями.
Впрочем, Буцких видит в этом даже положительные стороны — внедрение криминальных нравов в жизнь привело к тому, что в Сибири люди куда сдержаннее и меньше ругаются матом, чем европейцы.
«Украинские граждане, москвичи, даже питерцы легко переходят на мат. Не знаю, когда это у них распространилось, но факт — там это считается нормальным. А в Сибири — попробуй кого-то обматери», — поделился наблюдениями психотерапевт.
«От Волги до Енисея»
Огромное влияние на ментальность сибиряков оказывает природа. Сибирский федеральный округ значительно больше Евросоюза, и это без учёта громадных Якутии и Тюменской области, которые географически также можно отнести к Сибири. Совсем небольшая по местным меркам Новосибирская область может вместить в себя семь Тульских областей, а Красноярский край больше Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании вместе взятых.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Безграничные просторы накладывают свой отпечаток на размытость в пространстве — человек не ощущает себя центром мира, как на Украине, где одна деревня плавно переходит в другую. По словам Буцких, в Сибири человек представляется песчинкой, но одновременно он эти расстояния покоряет. Для новосибирца ничего не стоит преодолеть 200 километров, чтобы погулять в Томске, или отправиться на выходные в Красноярск.
Суровый климат научил сибиряков быть сдержанными и не размениваться по мелочам. Люди экономят свою энергию на более серьёзные дела, умеют отличать главное от второстепенного. У сибиряков нет вальяжности, присущей южанам — природа приучила их «готовить сани летом». В Сибири даже в 40-градусные морозы жизнь идёт в обычном русле, и здесь это для всех — норма.
Расстояния и климат делают жителей Сибири более отзывчивыми. Люди всегда проникаются чужой проблемой, и чем суровее условия, тем они сплочённее. «Наверное, это создаёт у нас особую атмосферу, которую мы не чувствуем, потому что она для нас привычна. А иностранцы приезжают и говорят — как у вас классно. Один мой знакомый англичанин, живущий здесь уже лет восемь, говорит, что если бы англичане знали, насколько здесь хорошо, они бы все сюда переехали», — рассказал Буцких.
Московский взгляд
Сейчас Сибирь является органичной частью большого мира, и подчас сибиряки добиваются большего, чем жители других регионов. И если у остальных жителей России остаются какие-то стереотипы о сибиряках, то они носят необязательный характер.Сибиряки с иронией встретили аномальные морозы. ФОТО
Как говорят земляки, работающие в Москве, там слишком много приезжих, чтобы сибиряков как-то особенно отличали. Общие мнения среди москвичей таковы, что жители Сибири очень морозостойкие, крепкие, независимые, закалённые и физически, и морально, что в них больше «сути России» и что они недолюбливают москвичей, перечислила уроженка Северобайкальска Катерина Татарникова.
Ещё один представитель сибирского «десанта» новосибирец Сергей Коваленко вспомнил об искреннем удивлении его московских коллег тому, что он не летает домой на выходных. Они не представляли, насколько это долго и дорого. Интернет также пестрит форумами с сообщениями питерцев и москвичей о том, что «людей добрее и лучше сибиряков мы не встречали».
Александр Буцких отметил, что постепенно у Сибири создался образ, далёкий от дикого края. Благодаря местным академогородкам и закрытым городам регион даже обзавёлся репутацией технократического места. Тем более что европейская часть России — это не только Москва и Петербург, но и множество мелких провинциальных городов вроде Вологды или Пскова. А если кто-то из столичных и продолжает думать о Сибири как о крае водки, медведей и балалаек, то это делается скорее ради самоутверждения.
Геннадий Быконя: «Сибиряки исторически стали носителями лучших качеств русского народа»
История освоения Сибири сегодня интересует ученых всего мира. Не последнюю роль в этом играют особенности народа, населяющего эту землю. Когда-то было модно сравнивать Зауралье с Америкой: бывшая колония, населенная европейцами и экс-рабами, отвоевала независимость, так не пора ли и нам бороться за самостоятельность? Причину того, что история Сибири неразрывно связана с историей Российской империи, известный красноярский ученый, профессор КГПУ Геннадий Быконя видит в нашем менталитете.
«Карымый» народ
Основные черты национального характера любого этноса унаследованы из животного мира, — рассуждает Геннадий Быконя. — Именно отсюда берется наше стремление обособиться, перекрыть доступ чужаков границами, контрольно-паспортными режимами и визами. Мы исторически не доверяем иностранцам: название каждого этноса первоначально переводится как «люди». Все без исключения народы в древности называли себя людьми, а иноплеменников «нелюдями».
Геннадий Федорович, откуда разговоры о самобытности сибиряков, нашем особом характере и типе внешности?
До революции первая сибирская интеллигенция впервые выдвинула теорию о том, что сибиряки — особый этнос, отдельная народность со своими традициями и отличными от россиян чертами. Понятно, почему появились такие рассуждения: Сибирь всегда являлась не более чем экономической колонией, и отношение к ее жителям было соответствующее. Например, за Уралом долгое время не открывали высших учебных заведений. Когда красноярский купец Сидоров выделил пуд золота на открытие университета, его сочли сумасшедшим. Генерал-губернатор Западной и Восточной Сибири даже велел медикам его обследовать на предмет вменяемости.
На фоне этого появились «областники», утверждавшие, что Сибирь — вторая Америка, которой также следует отделиться. «Самость» сибиряков сильно преувеличили.
Аргументы приводили разные, брали в пример работы этнографа Афанасия Щапова. Щапов в свое время писал любопытные антропологические очерки, утверждал, что у сибиряков даже свой идеал красоты. Провели эксперимент: трем дочкам иркутских купцов показали портреты представителей трех рас: европеоида, негроида и монголоида, а также метисов. Вот кого бы выбрали в мужья вы?
Европеоида, надо полагать.
Значит, вы не коренная сибирячка, или ваши предки живут здесь не столь много поколений (смеется). Потому что все три девушки выбрали метиса европеоида и монголоида. Потому что он «карымый» — красивый, в отличие от русака, который, по их словам, «моганый» — поганый. Такие взгляды легко объяснимы смешанными браками, которые всегда процветали в наших краях.
Именно поэтому сибиряки даже антропологически отличаются от европейских россиян. Местные старожилы кареглазы, смуглы и темноволосы, они пониже ростом и покрепче телосложением. Современные этнографы также отмечают эти особенности, и все же, после долгих исследований, ученые пришли к выводу, что сибиряки — не особая народность, а разновидность великорусского народа. А внешность объясняется большим разбросом народностей, которые в разное время здесь проживали. Представьте себе, даже сегодня в Красноярском крае говорят на 122 различных языках и наречиях! Еще в глубокой древности Енисей был торной дорогой для мигрантов из самых разных уголков света.
Другое дело менталитет сибиряка как стержень национального характера. В этом плане мы всегда отличались от великорусов. Об этом много писали исследователи нашего университета, одна из самых достойных работ у Бориса Андюсева, который провел большую работу и обобщил дореволюционный материал. Сибирский характер — это не только выносливость и неприхотливость, которую так ценили на войне. Сибиряк более рационален, расчетлив, практичен, для него характерны инициативность и самостоятельность.
Дело в том, что за Уралом никогда не было поземельной общины, игравшей огромную роль в жизни российских крестьян. У нас было много земли, результатом чего стало потребительское отношение к природе. Люди не привыкли беречь окружающую среду: низкая плотность населения сыграла свою роль. Долгое время земледелие было экстенсивным, господствовали перелог и подсека, после которых на участке нельзя было сеять по 50-60 лет. Аукается нам это до сих пор. Перед распадом СССР наши плодородные земли были настолько истощены, что восстанавливались только на одну треть: мы жили в кредит у будущих поколений. Поэтому мы до сих пор держимся за ГЭС, из-за которых теряем самые плодородные земли — пойменные. Нам не жалко! Поэтому у нас и захламлены окрестности городов — у людей нет природоохранного навыка.
Кроме того, сибиряки были юридически грамотными и политически активными, принимали участие в городском управлении. Любопытный пример этого наблюдал Мессершмитт и отразил в своих записках. Был праздник, на котором пьяный казак ударил воеводу. На суде стороны примирились двенадцатью рублями. Представляете, столько стоит сбить с ног воеводу! В Центральной России повесили бы, не раздумывая!
В Сибири было военно-бюрократическое управление, и очень большую роль в жизни региона играли казаки — государственные служащие. Их психология была проста: если воевода нас обижает, значит, он чинит вред государству. Примерно так же рассуждали крестьяне: мы платим налоги, кормим страну, какое же право начальник имеет поступать с нами не по совести? Не боялись писать жалобы царю, а то и поднимать бунт против самоуправщиков — просто переставали им подчиняться.
Недаром управителей в нашем регионе часто сменяли. Только в Красноярске дважды изгоняли воевод, в 1695 и 1718 годах. И горожане годами правили самостоятельно: избирали коллегию судей, которые решали городские дела, руководили сбором налогов. Енисейцев прозвали «свозниками» — обманщиками, а красноярцев — бунтовщиками и ябедниками. Неслучайно упрямые красноярцы даже друг с другом предпочитали выяснять отношения в суде — могли судиться годами, и некоторые даже разорялись на этом. Знаменитая фраза: «Умен, лукав и расчетлив, как сибиряк» — авторства Екатерины Второй, которая претендовала на знание психологии народа. Она даже написала пьесу о том, как сибиряк, приехав в столицу, дурачил светских дам.
Свободно-несвободные
Если сибиряки были настолько свободны и активны, почему же не сложилась нация?
Понятие «сибирский характер» — не столько научное, сколько бытовое. Оно впервые прозвучало в публицистике времен ВОВ. Русские, пришедшие в Сибирь в конце XVI века, действительно сразу повели себя как лидеры. Они попытались ввести среди коренных народов свои порядки. Но им пришлось столкнуться с суровыми климатическими условиями Зауралья и тяжелейшей работой. Если европейская часть России уже переживала эпоху индустриализации, то здесь приходилось поднимать сельское хозяйство и производство с нуля. К тому же новым и новым притоком европейцев размывалась сложившаяся прослойка лидеров. Что будет, если в бочку с вином, которую поставили бродить, то и дело подливать новые сорта напитка? То же было и в Сибири: люди ехали сюда беспрерывно. Все это смешивалось, перекипало. Сибирь называли «золотым дном» России.
Впервые эту особенность нашей земли отметили ссыльные «народники». Они называли Сибирь социологической лабораторией, в которой одновременно существовали явления из разных исторических периодов: рабство, крепостничество бок о бок с вольными земледельцами на вольной земле. И это при свободолюбии наших людей, которые не боялись доходить до царя со своими просьбами. Взять хотя бы ачинских мещан. Документально зафиксировано, что они дошли до Николая Первого, чтобы добиться своей правды. И государь уступил им.
Тяжелая работа наложила свой отпечаток на наш характер: мы умеем много и упорно трудиться, способны выдерживать максимальные перегрузки.
С другой стороны, у сибирского крестьянина куда шире кругозор, он всегда был грамотнее и сообразительнее деревенского жителя из Центральной России. У нас до сих пор культурный уровень значительно выше. Областной город европейской части страны по нашим меркам — большая деревня.
Наша земля славилась меценатами. Упомянутый уже купец Сидоров был баснословно богат, но все свои деньги по завещанию он оставил Русскому географическому обществу на изучение Севера. Первым организовал экспедицию из Енисейска Северным морским путем в Англию! В Лондон на всемирную выставку Сидоров лично привез образцы всех минералов и горных пород Сибири, активно поощрял развитие науки и культуры в регионе. Зато своим детям он не оставил ни копейки, заявив, что им нужно пробиваться в жизни собственным умом.
А сейчас что в нас осталось от тех, былых, сибиряков?
Многое. Уже потому, что подавляющее большинство жителей Красноярского края остались тружениками. А ведь сельская жизнь закаляет, особенно в наших условиях. Неслучайно в Великую Отечественную войну наш советский тыл обеспечивал фронт всем необходимым и превосходил по мощности тыл Германии и всех ее сателлитов. А кто был тылом? Мы же, сибиряки. Европейцы удивляются, как мы можем терпеть задержки многомесячные заработной платы. А терпеливость у нас в крови.
Хотя большинство этих особенностей — не признак нашей самобытности, а просто ярко выраженные черты русского характера. Изучив историю, я пришел к выводу, что сибиряки — носители лучших качеств русского народа. Неслучайно сегодня в поиске нового национального стержня опираются именно на эти важные для россиянина качества. Правда, куда заведут нас эти поиски, пока непонятно. Нас бросает между идеологией олигархии и традициями интеллигенции и дворянства.
Практическая религиозность
Вы ни словом не обмолвились о том, какую роль в жизни сибиряков играет духовность.
Здесь мы мало чем отличались от всей русской земли. Русский человек всегда был в меру суеверен, в меру религиозен, в меру атеист. Интересно, что и на этой стезе наши люди всегда умели облечь в духовную оболочку решение своих мирских интересов. Приведу в пример простую историю, о которой я узнал, изучая документы. Пономарь Есауловской церкви Коновалов положил глаз на участок в районе села Рыбинское. А земли в том районе были ясачные, их трогать запрещалось. Тогда смышленый церковнослужитель обратился к епископу: бывал я, мол, в тех краях и подвергся смертельной опасности. И дал себе обет — если выживу, поставлю часовню. Так разрешите мне поселиться в тех краях, чтобы содержать ту часовню и чистоте и порядке. Вот так нехитро церковник присвоил земли.
Конечно, было и много подвижников, известны и такие имена, как Василий Мангазейский, Данила Ачинский. Но основная масса людей фанатиками никогда не были, нашу религиозность можно назвать практической. Взять хотя бы отношения местных жителей к каторжникам, которые постоянно потоками шли в Сибирь. И крестьяне, и купцы жалели арестантов, их жены выносили на стоянки этапа угощения. В каждом деревенском дворе на заборе была оборудована полочка, на которой ночью оставляли буханку хлеба и крынку молока — для беглых. Ночью им помогали, а днем нещадно отлавливали и сдавали полицейским за вознаграждение.
Широко прогремела история про сибирских «горбачей», которые летом нанимали работников из беглых и ссыльных. Когда приходилось рассчитываться, хозяин его убивал, забирал всю выручку обратно и искал нового работника. Об этом явлении XVII-XIX веков сохранилось много документов и даже журнальные статьи.
Ходят разные слухи и о некорректном поведении местного духовенства. Мол, гуляли, пропивали казенные деньги.
Скорее всего, эти слухи связаны с историей о строительстве первых каменных храмов в Красноярске. Но тут отличились вовсе не священнослужители, а строители. Для возведения Рождественского собора пригласили енисейского посадского Сокольникова. А он пустил деньги в другое дело, поэтому даже не залил фундамент для здания: просто покрасил известкой землю и начал класть сверху кирпичи. Стоит ли удивляться, что вскоре стены рухнули. Достраивал церковь уже другой человек, в итоге строительство затянулось на 20 лет. В советское время, кстати, храм снесли, а до того на его крыше тренировались парашютисты.
Еще один собор возводили на месте, где теперь стоит краевая администрация. Он рухнул тогда, когда уже начали делать перекрытия на крыше. Неудивительно, что в бытовом сознании эти истории трансформировались в байки о том, как попы пропили казенные деньги.
Вместо краеведения — религия
А как вообще сейчас развивается краеведение в Красноярском крае?
Это больная тема для многих историков. С одной стороны, краеведение растет, набирает обороты. Все больше исследователей-любителей появляется в крае. Краеведы собирают очень ценный, интересный материал, пишут неплохие работы по истории районов — больше 20 районов уже опубликовали книги. Местные музеи активно работают с молодежью, общественное краеведение становится все более профессиональным.
С другой стороны, не хватает материальных ресурсов, чтобы развернуться на весь край. Книги издаются либо за счет авторов, либо благодаря меценатам, либо при поддержке грантовых программ. Как результат — они выходят маленькими тиражами и доходят далеко не до всех школ и библиотек. Я считаю, что необходимо издать серию хрестоматий с документами и подборкой фольклора об истории нашего края, но это большой труд, который пока не готов никто поддержать. Литературу по истории региона найти трудно, а ведь стоило бы переиздавать все книги, которые так или иначе связаны с воспитанием молодого поколения не реже, чем раз в 10 лет.
Другая сторона медали — незаинтересованность школ в развитии краеведения. При Александре Хлопонине активно действовала программа поддержки регионального национального компонента. Теперь эту программу потихоньку спускают на тормозах. В некоторых школах перестали вести краеведение как обязательный предмет. Представляете? Вместо него вводят религиоведение. А все потому, что нет жесткого контроля за тем, как изучается история родного края в образовательных учреждениях. О каком же патриотизме может идти речь?
Мы на кафедре отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета несколько лет работаем над трудом «Красноярье. Пять веков истории». Первые издания этого научного пособия по изучению истории региона выпускались исключительно за счет издательства «Платина». Последняя книга вышла очень маленьким тиражом. Просто потому, что она не востребована: школы не покупают, педагоги мало интересуются собранным в ней материалом. А ведь даже в капле воды отражается солнце. И в каждой локальной истории даже самой маленькой деревеньки — история России. И забывать о краеведении просто недопустимо.
Досье «ВК»
Геннадий Быконя, доктор исторических наук, профессор КГПУ
Родился в деревне Малая Камарчага Манского района. После 10-го класса работал школьным лаборантом в кабинете физики. В 1963 году окончил Красноярский государственный педагогический институт. Работал в Абанской школе, затем стал директором вечерней Абанской школы рабочей молодежи. С 1966 года — сотрудник КГПУ. Докторскую диссертацию защитил в 2002 году. Основной круг исследований связан с периодом феодализма: историко-демографические проблемы, народонаселение, география расселения, хозяйственная жизнь и т. д.
Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)