Корабль спутник что это
Первый в мире: как создавался космический корабль «Восток»
Первый в мире: как создавался космический корабль «Восток»
Подготовка к космическому прыжку
Работа над созданием корабля-спутника для выполнения полета человека в космос официально была начата 22 мая 1959 года – в этот день вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. Однако в действительности к проектированию приступили еще в 1957 году специалисты опытно-конструкторского бюро ОКБ-1. Ныне это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, и привязка к имени выдающегося советского конструктора неслучайна. Именно Королев был начальником отдела № 3 Специального конструкторского бюро СКБ-88, на базе которого и было создано ОКБ-1. Королев же оказался и главным ответственным за создание корабля «Восток-1».
Безусловно, работа не велась с нуля. К маю 1959 года Советский Союз имел в своем активе сразу несколько важнейших космических достижений. Так, в 1954 году была начата разработка двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая 21 августа 1957 года первой в мире доставила боеголовку на межконтинентальную дальность. Она была разработана во все том же ОКБ-1. Параллельно с этим, в 1956 году, начались работы по созданию «Объекта Д» – спутника массой 1000-1400 килограммов, оснащенного аппаратурой для научных исследований. Предполагалось, что он станет первым объектом, запущенным в космос. Впоследствии от этой затеи пришлось отказаться и заменить «Объект Д» на простейший спутник, получивший название «Спутник-1» или ПС-1.
Именно ПС-1 4 октября 1957 года был запущен в космос на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе Р-7. А уже через месяц, 3 ноября 1957 года, Советский Союз первым в мире осуществил запуск спутника с живым существом на борту – на советском корабле «Спутник-2» земную орбиту отправилась покорять собака-космонавт Лайка. В дальнейшем СССР добился еще нескольких важных космических достижений. Так, 14 сентября 1959 года межпланетная станция «Луна-2» первой в мире совершила посадку на внеземное тело, а станция «Луна-3» 7 октября 1959 года впервые смогла сделать фотографии обратной стороны Луны. Таким образом, к осуществлению первого пилотируемого полета в космос СССР подошел в абсолютной готовности совершить еще один внеземной прорыв.
Проект «Восток»
«На момент запуска, скажем так, лишней информации о корабле не разглашалось. Сообщалось, что это просто корабль-спутник, аналогичный тем, что Советский Союз запускал с 1957 года. Но в действительности это был тот самый первый шаг, необходимый для запуска Гагарина в космос. Конечно, корабль 1КП являлся упрощенной версией «Востока-1» – это был его прототип, у которого отсутствовали теплозащита и системы жизнеобеспечения и посадки. Но этот пуск позволил понять, что мы движемся в нужном направлении. Это обычная практика при решении столь серьезных задач», – объясняет эксперт.
Ракета, ставшая легендой
Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ее длина составляла 38,2 метра, диаметр – 10,3 метра. Вес «Востока» насчитывал около 287 тонн. Выводить же в космос ракета могла до 4725 килограммов полезного груза. В качестве топлива двигатели всех ступеней использовали керосин и жидкий кислород.
Благодаря характерной компоновке ракеты Р-7, обладающей центральным блоком и 4 подвесными сбрасываемыми блоками, ракета-носитель«Восток» оказалась исключительно устойчивой на стартовом столе пусковой площадки. Первая и вторая ступени состояли из пят блоков: центрального (длиной 28,75 метра, наибольший диаметр 2,95 метра) и четырех боковых (19,8 и 2,68 метра соответственно). Боковые блоки имели коническую форму и могли отделяться от центрального в полете перед окончанием работы двигателей. Что же касается третьей ступени, то она была установлена на центральном блоке и соединена с ним стержнем. Центральный блок ракеты обладал жидкостным ракетным двигателем (ЖДР), развивающим тягу в 941 килоньютон. ЖРД каждого бокового блока имел тягу в один меганьютон, двигатель третьей ступени – 54,5 килоньютона. При этом основные и рулевые камеры каждого ЖРД имели общий турбонасосный агрегат.
Впервые ракета-носитель «Восток» стартовала 23 сентября 1958 года, однако этот полет, как и следующие два старта, закончился аварией. Зато четвертый пуск увенчался успехом – 2 января 1959 года ракет вывела в космос автоматическую межпланетную станцию «Луна-1», которая хоть и не добралась до самой Луны, но смогла развить вторую космическую скорость, а также стать искусственным спутником Солнца. Также благодаря «Востоку» благополучно были выведены в космос и станции «Луна-2» и «Луна-3».
Характеристики корабля
Корабль «Восток», без сомнений являвшийся для своего времени передовым словом в инженерно-конструкторской мысли, все-таки существенно отличается от современных аппаратов. Главное отличие – он представлял собой корабль-спутник, то есть не мог выполнять орбитальные маневры. Длина корабля составляла 4,3 метра, максимальный диаметр – 2,43 метра, стартовая масса – все те же 4725 килограммов, на которые и была рассчитана ракета-носитель.
Корабль вмещал всего одного члена экипажа и мог совершить полет продолжительностью до 10 суток. Состоял «Восток» из двух отсеков: спускаемого аппарата сферической формы, предназначенного для размещения космонавта, и конического приборно-агрегатного отсека, в котором находились аппаратура и оборудование основных систем корабля, а также тормозная двигательная установка. За пилотирование отвечали системы автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной – на Землю; за контроль состояния человека и систем корабля – специальная радиотелеметрическая аппаратура.
Внутри кабины корабля также были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Связь с Землей осуществлялась через двустороннюю радиотелефонную связь посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Помимо этого, важная роль была отведена и системам жизнеобеспечения и терморегулирования.
Герметичный спускаемый аппарат имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта. В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 километров. При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления спускаемого аппарата без катапультирования, с космонавтом на борту.
«Это было рискованно. Как признавали впоследствии сами конструкторы, такие меры повысили риски на 50 %. Хотя последующий анализ всех технических средств, которые применялись, давал более высокий уровень вероятности успешного полета – примерно 70 %. Но риск все равно был. С другой стороны, корабль был отработан достаточно хорошо с учетом того времени, которое отводилось на его создание», – объясняет историк.
Автор: Константин Липавский
Источник фото: пресс-служба Госкорпорации «Роскосмос»
Лента новостей
Политик Шерин: гибель сотрудника водоканала в Петербурге требует тщательного расследования
Юрист Ляховецкий указал на вину ЖКХ в смерти сотрудника водоканала Петербурга
NI увидело на совместном фото Путина и Фука признак крепкой дружбы
Bloomberg: Украина разозлила Россию, скрыв информацию о турецких беспилотниках
Шугалей призвал расследовать гибель сотрудника «Водоканала Санкт-Петербурга»
Popular Science: Россия сможет использовать камень-шпион в окопной войне
Петербуржец-инвалид пытается добиться улучшения условий для колясочников в метро
Баранец: Россия взорвет американские атомные бомбы в небе над Германией
19FortyFive: российский «Циркон» станет «головной болью» для кораблей США
Washington Post: посол США в РФ Салливан освоил новые навыки по уборке туалетов
Рубрики
Первый в мире: как создавался космический корабль «Восток»
Подпишитесь на нас
В этом году Россия, а вместе с ней и весь остальной мир, отмечает 60 годовщину первого полета человека в космос – 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин первым в мире отправился на земную орбиту, позволив человечеству покорить казавшееся ранее недоступным космическое пространство. «ПолитРоссия» запускает специальный проект в честь юбилея этого замечательного события и открывает его материалом об истории создания первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток».
Подготовка к космическому прыжку
Работа над созданием корабля-спутника для выполнения полета человека в космос официально была начата 22 мая 1959 года – в этот день вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. Однако в действительности к проектированию приступили еще в 1957 году специалисты опытно-конструкторского бюро ОКБ-1. Ныне это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, и привязка к имени выдающегося советского конструктора неслучайна. Именно Королев был начальником отдела № 3 Специального конструкторского бюро СКБ-88, на базе которого и было создано ОКБ-1. Королев же оказался и главным ответственным за создание корабля «Восток-1».
Для проведения всех работ по созданию первых искусственных спутников Земли на базе ОКБ создали специальный отдел № 9, который возглавил советский инженер Михаил Тихонравов. Одним из основных разработчиков корабля был назначен начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов, систему управления корабля разработали под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.
Безусловно, работа не велась с нуля. К маю 1959 года Советский Союз имел в своем активе сразу несколько важнейших космических достижений. Так, в 1954 году была начата разработка двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая 21 августа 1957 года первой в мире доставила боеголовку на межконтинентальную дальность. Она была разработана во все том же ОКБ-1. Параллельно с этим, в 1956 году, начались работы по созданию «Объекта Д» – спутника массой 1000-1400 килограммов, оснащенного аппаратурой для научных исследований. Предполагалось, что он станет первым объектом, запущенным в космос. Впоследствии от этой затеи пришлось отказаться и заменить «Объект Д» на простейший спутник, получивший название «Спутник-1» или ПС-1.
Именно ПС-1 4 октября 1957 года был запущен в космос на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе Р-7. А уже через месяц, 3 ноября 1957 года, Советский Союз первым в мире осуществил запуск спутника с живым существом на борту – на советском корабле «Спутник-2» земную орбиту отправилась покорять собака-космонавт Лайка. В дальнейшем СССР добился еще нескольких важных космических достижений. Так, 14 сентября 1959 года межпланетная станция «Луна-2» первой в мире совершила посадку на внеземное тело, а станция «Луна-3» 7 октября 1959 года впервые смогла сделать фотографии обратной стороны Луны. Таким образом, к осуществлению первого пилотируемого полета в космос СССР подошел в абсолютной готовности совершить еще один внеземной прорыв.
Проект «Восток»
В итоге со всеми работами удалось справиться достаточно быстро – уже 15 мая 1960 года с космодрома Байконур был запущен первый советский космический корабль-спутник с секретными именем «Восток-1П» и индексом 1КП. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» историк космонавтики Александр Железняков, формально он не имел ничего общего с тем кораблем, на котором полетел Юрий Гагарин. Однако в действительности речь идет о событии, предопределившем первый полет человека в космос.
«На момент запуска, скажем так, лишней информации о корабле не разглашалось. Сообщалось, что это просто корабль-спутник, аналогичный тем, что Советский Союз запускал с 1957 года. Но в действительности это был тот самый первый шаг, необходимый для запуска Гагарина в космос. Конечно, корабль 1КП являлся упрощенной версией «Востока-1» – это был его прототип, у которого отсутствовали теплозащита и системы жизнеобеспечения и посадки. Но этот пуск позволил понять, что мы движемся в нужном направлении. Это обычная практика при решении столь серьезных задач», – объясняет эксперт.
Помимо этого, было предусмотрено создание упрощенного корабля «Восток-1» (1К) для отработки систем и штатного «Восток-3» (3К), а также фоторазведывательного спутника «Восток-2» (2К), позже переименованного в «Зенит-2». По словам Александра Железнякова, такое обилие модификаций позволило конструкторам определиться с окончательной комплектацией будущего корабля, который постепенно обрастал всеми необходимыми системами.
Стоит также отметить, что такая оперативная работа была обусловлена необходимостью постоянно оглядываться на США. Параллельно с разработкой в СССР «Востока-1» в США велись работы по созданию пилотируемого корабля Mercury. Главное отличие от советской программы заключалась в так называемой двухступенчатости. Изначально Штаты собирались совершить суборбитальный полет – то есть полет по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической. Для этой цели должна была использоваться баллистическая ракета Redstone. Затем же Америка хотела выйти и на саму орбиту Земли, и в этом кораблю Mercury должна была помочь первая произведенная в США межконтинентальная баллистическая ракета Atlas. Сергей Королев, в свою очередь, отказался от идеи суборбитального полета и, возможно, именно за счет этого выиграл для СССР столь необходимое в космической гонке время – первый пилотируемый суборбитальный полет на корабле Mercury-Redstone 3 американские астронавты произвели лишь 5 мая 1961 года, спустя три недели после полета Юрия Гагарина.
Ракета, ставшая легендой
Помимо разработки самого корабля, советские конструкторы занимались созданием и ракеты-носителя, также получившей название «Восток». Старт ее проекту был дан 20 марта 1958 года, именно тогда было принято решение создать ракету космического назначения на базе все той же двухступенчатой МБР Р-7. Впрочем, несмотря на это, задача перед конструкторами все равно стояла серьезная: по замыслу Сергея Королева, «Востоку» необходимо было добавить блок третьей ступени, непосредственно на которую и устанавливался сам космический корабль.
Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ее длина составляла 38,2 метра, диаметр – 10,3 метра. Вес «Востока» насчитывал около 287 тонн. Выводить же в космос ракета могла до 4725 килограммов полезного груза. В качестве топлива двигатели всех ступеней использовали керосин и жидкий кислород.
Благодаря характерной компоновке ракеты Р-7, обладающей центральным блоком и 4 подвесными сбрасываемыми блоками, ракета-носитель«Восток» оказалась исключительно устойчивой на стартовом столе пусковой площадки. Первая и вторая ступени состояли из пят блоков: центрального (длиной 28,75 метра, наибольший диаметр 2,95 метра) и четырех боковых (19,8 и 2,68 метра соответственно). Боковые блоки имели коническую форму и могли отделяться от центрального в полете перед окончанием работы двигателей. Что же касается третьей ступени, то она была установлена на центральном блоке и соединена с ним стержнем. Центральный блок ракеты обладал жидкостным ракетным двигателем (ЖДР), развивающим тягу в 941 килоньютон. ЖРД каждого бокового блока имел тягу в один меганьютон, двигатель третьей ступени – 54,5 килоньютона. При этом основные и рулевые камеры каждого ЖРД имели общий турбонасосный агрегат.
Впервые ракета-носитель «Восток» стартовала 23 сентября 1958 года, однако этот полет, как и следующие два старта, закончился аварией. Зато четвертый пуск увенчался успехом – 2 января 1959 года ракет вывела в космос автоматическую межпланетную станцию «Луна-1», которая хоть и не добралась до самой Луны, но смогла развить вторую космическую скорость, а также стать искусственным спутником Солнца. Также благодаря «Востоку» благополучно были выведены в космос и станции «Луна-2» и «Луна-3».
«На тот момент уже было понятно, что дело сделано – ракета, которая сможет вывести корабль на орбиту, у нас есть. Так оно в дальнейшем и произошло. Более того, Советский Союз в принципе получил надежную ракету-носитель на несколько лет вперед, которая также послужила отправной точкой для разработки следующих серий – «Восток-2», «Восток-2М» и так далее. Они прослужили нам более 30 лет. Более того, те «Союзы», которые летают сегодня, – это тоже модификация «семерки». Так что Р-7 – это действительно настоящая легенда», – рассказывает Александр Железняков.
Впоследствии ракета-носитель трижды отправляла в космос собак на кораблях-спутниках, в том числе и знаменитых Белку и Стрелку, а также осуществила два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов – 9 и 25 марта 1961 года собаки Чернушка и Звездочка поочередно совершили взлет, один виток вокруг Земли и посадку. То есть проделали путь, который через два месяца на корабле «Восток-1» повторит Юрий Гагарин.
Характеристики корабля
Корабль «Восток», без сомнений являвшийся для своего времени передовым словом в инженерно-конструкторской мысли, все-таки существенно отличается от современных аппаратов. Главное отличие – он представлял собой корабль-спутник, то есть не мог выполнять орбитальные маневры. Длина корабля составляла 4,3 метра, максимальный диаметр – 2,43 метра, стартовая масса – все те же 4725 килограммов, на которые и была рассчитана ракета-носитель.
Корабль вмещал всего одного члена экипажа и мог совершить полет продолжительностью до 10 суток. Состоял «Восток» из двух отсеков: спускаемого аппарата сферической формы, предназначенного для размещения космонавта, и конического приборно-агрегатного отсека, в котором находились аппаратура и оборудование основных систем корабля, а также тормозная двигательная установка. За пилотирование отвечали системы автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной – на Землю; за контроль состояния человека и систем корабля – специальная радиотелеметрическая аппаратура.
Внутри кабины корабля также были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Связь с Землей осуществлялась через двустороннюю радиотелефонную связь посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Помимо этого, важная роль была отведена и системам жизнеобеспечения и терморегулирования.
Герметичный спускаемый аппарат имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта. В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 километров. При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления спускаемого аппарата без катапультирования, с космонавтом на борту.
К сожалению, в условиях космической гонки конструкторы не успели создать вовремя некоторые компоненты. Так, пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200-километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошел бы с нее вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. И, отмечает Александр Железняков, в этой ситуации конструкторы были вынуждены пойти на серьезный риск.
«Это было рискованно. Как признавали впоследствии сами конструкторы, такие меры повысили риски на 50 %. Хотя последующий анализ всех технических средств, которые применялись, давал более высокий уровень вероятности успешного полета – примерно 70 %. Но риск все равно был. С другой стороны, корабль был отработан достаточно хорошо с учетом того времени, которое отводилось на его создание», – объясняет историк.
По его словам, в плане тестирования всех элементов было сделано все возможное. Да, над разработчиками довлела необходимость завоевания приоритета в гонке с США, и это отразилось на итоговом результате. Но это был абсолютно летающий корабль, эффективность которого была определена несколькими пробными запусками. В общей сложности было совершено пять пусков кораблей «Восток-1». Самый известный из них был запущен под названием «Спутник-5» – на нем 19 августа 1960 года в сопровождении мышей и крыс отправились в космос и благополучно вернулись обратно знаменитые собаки-космонавты Белка и Стрелка. До первого пилотируемого полета в исполнении человека оставался буквально один шаг.
Корабль спутник что это
Информация о космическом корабле «Восток»
Весной 1957 года в ОКБ1 был организован проектный отдел космических аппаратов, начальником которого назначили М.К. Тихонравова. Отдел незамедлительно подготовил план предстоящих проектных исследований для создания пилотируемого корабля-спутника и автоматических аппаратов для исследования Луны, который базировался на использовании межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р7.
К этому времени уже имелся значительный теоретический и практический задел, который позволял ускорить эти работы:
По данным проектных проработок, выводимую на орбиту массу полезного груза ракетойносителем (РН) Р7 при введении в ее состав III ступени можно было увеличить до 5 т. Были получены материалы отдела прикладной математики Академии наук СССР, согласно которым при достаточно пологом баллистическом спуске с орбиты ИСЗ перегрузки нарастают плавно, и их максимум составит около 10 g.
С сентября 1957 года по январь 1958 года в ОКБ1 проводились исследования по оценкам внешних тепловых потоков, температур наружных поверхностей, массы теплозащиты и максимальным перегрузкам для различных схем спускаемых с орбиты ИСЗ аппаратов в большом диапазоне значений аэродинамического качества (от нескольких единиц до нуля).
Исследования показали, что равновесная температура поверхности даже для крылатого аппарата с высоким аэродинамическим качеством и низкой удельной массовой нагрузкой на несущую поверхность превышает уровень, допустимый для жаропрочных конструкционных сплавов.
Работы, проведенные в ОКБ1, позволили установить:
Основные характеристики
Масса корабля «Восток» — 4,73 т; максимальная достигнутая продолжительность полета — 5 суток («Восток-5»); длина (без антенн) 4,4 м; максимальный диаметр 2,43 м. КК «Восток» состоит из двух основных отсеков: спускаемого аппарата (СА), являющегося орбитальным отсеком, и приборного отсека (ПО). Отсеки механически соединены между собой с помощью металлических лент и пиротехнических замков.
«Восток» имеет системы: автоматического и ручного управления; автоматической ориентации на Солнце и ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения (рассчитана на 10 суток работы при атмосфере, близкой по своим параметрам к земной); командно-логического управления; электропитания; терморегулирования; приземления.
Он снабжен также автономной и радиотелеметрической аппаратурой для контроля и регистрации параметров, характеризующих состояние человека, конструкции и системы, ультракоротковолновой и коротковолновой аппаратурой для двусторонней радиотелефонной связи космонавта с наземными станциями, командной радиолинией, программно-временным устройством, телевизионной системой с двумя передающими камерами для наблюдения за космонавтом с Земли, радиосистемой контроля параметров орбиты и пеленгации КК, тормозной двигательной установкой ТДУ-1 и другие. Для увеличения надежности некоторые основные системы космического корабля дублированы.
Спускаемый аппарат
Масса 2,46 т, диаметр 2,3 м, объем 5,2 куб. м, свободный объем 1,6 куб. м — предназначен для размещения космонавта, в нем космонавт спускается до высоты 7 км. Герметичный корпус СА (алюминиевый сплав) имеет сферическую форму (диаметр 2,2 м). Снаружи корпус покрыт тепловой защитой с переменной толщиной (максимально — до 0,18 м в лобовой части; минимально — до 0,03 м в тыльной части СА).
Наружные обводы СА, включая теплозащиту, имеют сферическую форму с диаметром 2,3 м. Форма СА и положение его центра масс обеспечивают аэродинамическую устойчивость СА, рассчитанного на спуск по баллистической траектории. В верхней части корпуса СА расположены три люка диаметром «в свету» 1 м. Один из них, находящийся со стороны ног космонавта, — технологический, обеспечивающий проведение различных операций на Земле. Через второй люк (напротив технологического) осуществляется посадка космонавта и катапультирование кресла с космонавтом при парашютировании СА на участке спуска в атмосфере или при аварии ракеты-носителя на начальном этапе выведения на орбиту. Через третий люк (расположенный между первыми двумя) выстреливается парашют, на котором спускается СА. Второй и третий люки закрыты отделяемыми (с помощью пиротехнических устройств) крышками.
СА имеет три иллюминаторами, два из которых размещены на крышках люков. Внутри СА расположены: парашютный контейнер вместимостью 330 куб. дм (площадь основного купола 574 кв. м, скорость приземления на основном парашюте 10 м/с); катапультируемое кресло космонавта (с 2 твердотопливными ракетными двигателями) с основным и вспомогательным парашютами, аварийным запасом снаряжения и питания (включая средства пеленгации); приборы и оборудование основных и вспомогательных систем корабля (жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, навигации и управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический ориентатор, ручка управления, средства пеленгации, радиосвязи и так далее). Внутри корпус и оборудование СА покрыты теплоизоляцией в сочетании с декоративной обшивкой.
Снаружи СА находятся: антенны командной радиолинии (установлены на металлических лентах, крепящих СА к ПО), отделяемая часть платы кабель-мачты, связывающей СА с ПО, узел крепления лент, соединяющих СА и ПО. Для обеспечения безопасности космонавт на всех участках полета находился в скафандре. На участке спуска (высота 7 км) осуществлялось катапультирование космонавта (с креслом и неприкосновенным запасом). После удаления кресла с космонавтом от СА на безопасное расстояние космонавт отделялся от кресла и спускался на парашюте (скорость приземления 5 м/с); раскрытие парашюта СА происходило на высоте 4 км. Конструкции и системы были рассчитаны на возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).
Приборный отсек
Масса 2,27 т, максимальный диаметр 2,43 м, длина 2,25 м, объем 3 куб. м — предназначен для размещения аппаратуры и оборудования основных систем КК, обеспечивающих орбитальный полет. Корпус ПО, выполненный из алюминиевого сплава, имеет форму двух усеченных прямых конусов, сопряженных основаниями. Со стороны СА корпус представляет собой вогнутую сферическую оболочку, с противоположной стороны в корпусе имеется цилиндрическая ниша, в которой размещается ТДУ-1.
Перед полетом ПО заполняется сухим азотом. Внутри ПО размещаются: приборы системы ориентации и управления движением, командно-логического управления и электропитания; аппаратура и оборудование радиосвязи с Землей; приборы телеметрии; программно-временные устройства. Снаружи ПО установлены шаровые баллоны с азотом системы ориентации КК с управляющими соплами (2 секции по 8 сопел в каждой с тягой одного сопла 14,7 Н), датчик солнечной ориентации, датчики системы телеметрии, радиационная поверхность системы терморегулирования с жалюзи и их приводами, баллоны с кислородом для системы жизнеобеспечения.
В апреле 1958 года на совещании представителей авиационной медицины было сделано сообщение о допустимости для человека, при определенном положении тела, перегрузок порядка 10 g, что сняло основное принципиальное препятствие на пути выбора аппарата более простой баллистической схемы для первых орбитальных полетов человека.
В качестве первоочередных были определены задачи:
Детальная разработка состава, структуры, объема и формы материалов отчета позволила одновременно вести работы по всем основным направлениям в необходимом объеме, в результате чего сроки выпуска отчета сократились в дватри раза. Отчет завершили в середине августа 1958 года.
Одним из энтузиастов проекта, принимавшим основные рабочие решения, был К.П. Феоктистов, который возглавлял сектор проектного отдела. После принятия концепции баллистического спуска область выбора форм СА сузилась до осесимметричных. Была принята сферическая форма, имеющая достоверные и стабильные аэродинамические характеристики во всех диапазонах углов атаки и на всех скоростях, обеспечивающая приемлемую массу тепловой защиты.
Перед проектантами установили обязательный «стратегический» принцип: надежность и безопасность полета человека должны быть обеспечены функциональным дублированием систем и агрегатов принципиально разными способами реализации полетных операций.
Применение только простого, чисто количественного дублирования допускалось как исключение. Такой подход позволил избежать случайностей при создании летательного аппарата принципиально нового типа.
В отчете «Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объекта ОД2)» были рассмотрены основные летные характеристики, компоновочная схема ОД2, форма СА и вопросы устойчивости, состав оборудования, компоновка и система его приземления, тепловая защита СА, тепловой режим на орбите, система управления и ориентации, измерение и связь, программа экспериментальных работ, сделаны выводы и рекомендации.
При разработке отчета по космическому аппарату ОД2 большое внимание уделялось функциональному дублированию в части катапультирования пилота и его приземления в СА; системе обеспечения жизнедеятельности в кабине и в скафандре; ориентации по инфракрасной вертикали и ориентации в ручном режиме; процессу ввода парашюта по сигналам от бародатчиков и инерционных датчиков; разделению отсеков космического аппарата по команде от программновременного устройства и от термодатчиков и т. д. Изза массовых и компоновочных ограничений осталась незадублированной лишь тормозная двигательная установка (ТДУ).
В июне 1958 года принципиальные результаты проработок были одобрены С.П. Королевым, и с этого момента работы над пилотируемым кораблем находились под его постоянным контролем. Оформление отчета, в основном, закончилось к 15 августа 1958 года. По указанию С.П. Королева с отчетом, на заключительной стадии его оформления, были ознакомлены все руководители и ведущие специалисты основных подразделений КБ.
Окончательно отчет С.П. Королев подписал 15 сентября 1958 года. Осенью 1958 года началась разработка конструкторской документации на корпусные детали и конструкцию отсеков корабля-спутника, а также выдача технических заданий на бортовые системы.
Постановлением Правительства от 22 мая 1959 года была поставлена задача разработки экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для разработки спутника-разведчика и спутника для полета человека. В нем же были утверждены и основные исполнители. Всего в создании только корабля-спутника участвовало 123 организации, включая 36 заводов.
В апреле 1960 года в ОКБ1 был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток1» с изложением основных материалов по экспериментальному кораблю-спутнику (1К), на котором должны отрабатываться основные системы и конструкция спутникаразведчика «Восток2» (для маршрутной съемки и радиоразведки средств ПВО) и спутника «Восток3» (для полета человека).
Постановлением Правительства от 10 декабря 1959 года «О развитии исследования космического пространства» была определена задача осуществления первых полетов человека в космическое пространство. Постановлением Правительства от 4 июня 1960 года «О плане освоения космического пространства» установлены сроки запуска кораблей-спутников: май 1960 года — двух спутников без теплозащиты и жизнеобеспечения (1КП), до августа 1960 года — трех спутников «Восток-1» (1К) для отработки систем корабля и аппаратуры фото и радиоразведки и сентябрь — декабрь 1960 года — спутника «Восток-3» для отработки аппаратуры и системы жизнеобеспечения. Постановлением Правительства от 11 октября 1960 года предписано осуществить подготовку и запуск космического корабля «Восток» (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 года и считать это задачей особого значения. Космический корабль «Восток» (3КА), так же, как и корабль «Восток1» (1К), состоял из СА массой 2,4 т и приборного отсека массой 2,3 т, в котором располагалась ТДУ с двигателем тягой 1 600 кгс. СА крепился к приборному отсеку стяжными лентами, на которых располагалась часть антенн радиосистем. После полета по орбите СА космического корабля вместе с находящимся в нем оборудованием и космонавтом возвращался на Землю. Космонавт находился в специальном скафандре, обеспечивающем при необходимости пребывание его в разгерметизированной кабине корабля в течение 4 ч и защиту при катапультировании из гермокабины на высотах до 10 000 м.
В мае 1959 года был выпущен отчет с баллистическими расчетами вариантов спуска космического корабля с орбиты. Большое опасение вызывала ориентация космического корабля, являющаяся непременным условием выдачи тормозного импульса для спуска с орбиты. Система управления космического корабля разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Б.Е. Чертока.
Система ориентации корабля «Восток» разрабатывалась в отделе 27 (начальник отдела Б.В. Раушенбах), имела два независимых режима работы: с автоматической солнечной ориентацией (АСО) и ручным управлением. Ее исполнительными органами являлись два идентичных комплекта микрореактивных двигателей (по восемь двигателей в каждом), работающих на сжатом азоте. Запас рабочего тела составлял 10 кг.
Логика управления, предложенная В.П. Легостаевым, могла реализовать как непрерывный режим работы исполнительных органов, так и импульсный, т. е. режимы поиска Солнца (как ориентира) и поддержания положения ориентации были объединены. Ручное управление включало оптический прибор для визуальных наблюдений, датчики угловой скорости, ручку ориентации, блок логики и формирования управляющих сигналов. Оптический прибор (ориентатор «Взор»), установленный на иллюминаторе, имел кольцевую зеркальную зону и матовый экран для проектирования изображения. На экран были нанесены стрелки, указывающие направление бега подстилающей поверхности Земли при орбитальной ориентации «на торможение» перед спуском при торможении с помощью ТДУ. Зеркальное кольцо обеспечивало наблюдение горизонта Земли при высотах 150–350 км. Непосредственное наблюдение подстилающей поверхности через центр экрана давало возможность контролировать направление полета.
Процесс управления ориентацией корабля условно можно разделить на три этапа:
Разделение отсеков корабля «Восток» проводилось по команде от ПВУ на 10й минуте после включения ТДУ (в послеполетном докладе 13 апреля 1961 года ошибочно указано время 10–12 с).
Летом 1960 года успешно завершилась разработка и начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля. Большую часть из них провели на экспериментальных установках, при этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался пять раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, СА и приборный отсек разделялись пять раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т. д.; много испытаний было проведено по отработке герметичности.
На макетах были отработаны тепловые процессы, проверена работа системы катапультирования (с вышки, с самолета). Для отработки системы приземления изготовили пять СА, которые сбрасывались с самолетов Ан12 на высотах 9–12 км. Приземление экипажа в СА не отрабатывалось, катапультирование космонавта было обязательным. В термобарокамере и на самолете Ту104 отрабатывалась система жизнедеятельности и изучалось влияние невесомости.
Корабль на космодром отправлялся по отсекам. На технической позиции (ТП) он испытывался в объеме работ контрольноиспытательной станции (КИС) завода, а также после сборки корабля (у заправленной ТДУ проверялось исходное состояние). По окончании испытаний на ТП проводились стыковка с РН и накатка головного обтекателя. Для летной отработки было выделено семь кораблей. На стартовой позиции (СП) подготовка РН и корабля проводилась в соответствии со специально разработанными графиками. Космонавт занимал место в космическом корабле только после окончания заправки РН, т. е. по готовности ее к пуску.
С.П. Королев предъявлял к материальной части пилотируемых космических кораблей особые требования: все комплектующие изделия и агрегаты маркировались клеймом «Годен для 3КА», причем за качество деталей с таким клеймом несли ответственность лично главные конструкторы смежных организацийразработчиков бортовых систем. Положение запрещало вариантность 3КА, изменение технологии сборки, а также их испытаний, применение деталей и узлов, имеющих отступление от технической документации. Корпуса кораблей-спутников 1К и пилотируемых кораблей 3КА (и далее 3КВ и 3КД) были однотипными по форме и размерам и отличались, в основном, составом оборудования и приборов.
Первый корабль изготовили в упрощенном варианте: без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Запуск такого корабля (1КП) был осуществлен 15 мая 1960 года только для проверки его основных систем. Корабль массой 4 540 кг был выведен на орбиту, близкую к круговой, высотой около 320 км и наклонением 65°.
Руководство запуском кораблей на орбиту ИСЗ осуществлялось Государственной комиссией по летным испытаниям ракеты Р7А (8К74), председателем которой был К.Н. Руднев.
В соответствии с программой 19 мая в 2 ч 52 мин для спуска корабля с орбиты была передана команда на включение ТДУ и отделение СА. Однако в результате неисправности прибора системы ориентации направление тормозного импульса отклонилось от расчетного, скорость корабля увеличилась, и он перешел на более высокую орбиту, при этом произошло нормальное отделение СА. Первый запуск корабля (1К) с подопытными животными — собаками Чайкой и Лисичкой на борту был осуществлен28 июля 1960 года. Однако вследствие аварии РН (взрыв камеры сгорания двигателя блока Г на 28,5 сек) вывод корабля на орбиту не состоялся.
Основной задачей этого запуска являлись дальнейшие исследования действия факторов космического полета на биологические объекты с целью проверки систем обеспечения жизнедеятельности человека, а также средств безопасности его полета и возвращения на Землю. В катапультируемом контейнере кроме двух собак находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, мука, некоторые виды микробов и другие биологические объекты.
С помощью биологических объектов, находившихся в космическом полете более 25 часов, получили уникальные научные данные о влиянии факторов космического полета на физиологические, генетические и цитологические системы живых организмов, которые убедили ученых в правильности выбранных направлений по подготовке полета человека в космическое пространство и наметили конкретные пути осуществления подобного проекта.
22 декабря 1960 года был проведен очередной запуск корабля, но при выведении его на орбиту произошла авария РН (разрушение газогенератора ДУ блока Е на 425й сек полета). СА корабля аварийно отделился и нормально приземлился, совершив суборбитальный полет. На его борту находились собаки Комета и Шутка, которые остались в СА изза отказа катапульты, и это спасло их в суровых зимних условиях.
К сожалению, сильно отстала разработка катапультируемого кресла с теплозащитным коконом, особенно его экспериментальная отработка в условиях, имитирующих спасение пилота при аварии РН в конце работы I ступени. В конце августа 1960 года проектный отдел 9 предложил упростить систему аварийного спасения: высоту аварийного катапультирования ограничили до 4 км, а в случае аварии I ступени РН на большой высоте выключались двигатели, сбрасывался головной обтекатель, раскрывались замки крепления СА, космонавт приземлялся по штатной схеме после «естественного» расхождения СА и ступеней РН. Эти предложения С.П. Королев одобрил с одним добавлением: задублировать ТДУ. Решение было найдено: использовать в качестве резервного средства спуска естественное торможение корабля земной атмосферой. Гарантированное время существования на орбите не менее двух и не более десяти суток обеспечивалось выбором эллиптической орбиты с низким перигеем и достаточно высоким апогеем. Для дополнительного внутреннего охлаждения СА предлагалось после отделения его от приборного отсека (по команде от термодатчиков) использовать специальную систему охлаждения с водой в качестве рабочего тела. После контрольных расчетов баллистиков этот вариант был представлен С.П. Королеву и одобрен им. Уточненные проектные материалы на доработку корабля для первого полета человека выпустили в середине октября 1960 года.
В конце 1960 года — начале 1961 года была изготовлена серия кораблей для летной отработки в беспилотном варианте. Для обеспечения надежности С.П. Королев запретил вносить изменения не только в техническую эксплуатационную документацию, но и в расчеты специалистов, подготавливающих корабли к полету.
Эскизный проект космического корабля-спутника 3КА для полета человека выпустили в конце июля 1961 года, уже после первого полета человека.
Внутрь манекена (в грудную полость, полость живота и т. п.) поместили мышей, морских свинок, микробы и другие биологические объекты в целях изучения влияния радиационного излучения, а внутрь СА — семена растений, элементы крови человека и др. Программа полета была выполнена, аппаратура работала безотказно, СА с собакой нормально приземлился, а манекен катапультировался.
Этот пуск завершил экспериментальную отработку пилотируемого космического корабля «Восток» (3КА) в летных условиях. К моменту окончания летной отработки этого корабля было произведено более 46 пусков РН Р7 (I и II ступеней ракеты 8К71) и 16 запусков блока Е (III ступень) ракетыносителя 8К72. Из 16 блоков Е шесть не сработали изза аварии РН и два — изза аварий самого блока. Из семи кораблей «Восток» (1К и 3КА) два корабля не вышли на орбиту изза аварий РН на активном участке траектории и два корабля неполностью выполнили задачи полета.
Опыт также показал, что полеты собак на кораблях «Восток» проходили с некоторыми сдвигами в их физиологическом состоянии. Симптомы стали проявляться после четвертого витка полета. Это заставило планировать первый предстоящий полет человека в космическое пространство продолжительностью не более одного витка с максимальной автоматизацией режимов управления.
Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева приняла решение о возможности полета человека в околоземное космическое пространство на корабле «Восток» (3КА). Программа пилотируемых космических кораблей «Восток» (3КА) включала запуск шести кораблей, в том числе первый полет женщиныкосмонавта и групповые полеты двух пар кораблей.
РН 8К72 (впоследствии названная РН «Восток») со стартовой массой 287 т вывела корабль на околоземную орбиту с высотой в перигее 181 км и в апогее 327 км. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководили С.П. Королев, А.С. Кириллов и Л.А. Воскресенский. Полет первого космонавта продолжался 108 мин. Приземление произошло в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Успешный полет первого космонавта показал, что человек может осваивать космическое пространство. Это было, безусловно, выдающимся достижением. Создатели космического корабля «Восток» заслуженно принимали поздравления.
Корабль состоял из СА массой 2,4 т и приборного отсека массой 2,3 т, в котором располагалась ТДУ с двигателем тягой 1600 кгс. После полёта корабля по околоземной орбите его СА возвращался на Землю по баллистической траектории. Космонавт в специальном скафандре во время старта и полёта размещался в катапультируемом кресле, установленном в гермокабине этого СА. Скафандр был рассчитан на пребывание человека в разгерметизированной кабине в течение четырёх часов и обеспечивал его защиту при катапультировании кресла на высотах до 10 км.
Так началась эра полетов человека в космическое пространство. Теперь ежегодно в нашей стране 12 апреля отмечается как день космонавтики.
Полет корабля «Восток» с человеком на борту стал итогом напряженной работы советских ученых, инженеров, врачей, техников и рабочих, а также специалистов Министерства обороны и различных отраслей науки и промышленности. Были использованы новейшие достижения физики, химии, биологии, радиоэлектроники, металлургии. Ведущую роль во всей этой гигантской работе сыграло ОКБ1.
На корабле «Восток2» установили профессиональную репортажную кинокамеру «Конвас», доработанную для бортовых съемок. С помощью этой камеры была выполнена 10минутная съемка Земли через иллюминатор корабля. Объекты съемки выбирал сам космонавт, стремясь получить материал, иллюстрирующий картины, наблюдаемые им во время полета. Полученная высококачественная съемка широко демонстрировалась на телевизионном и киноэкранах, а снимки были опубликованы в центральных газетах и вызвали интерес научной общественности к изучению изображений Земли из космического пространства.
Орбитальный полет и спуск кораблей «Восток3» (94 ч полета) и «Восток4» (71 ч полета) прошли нормально. В ходе полета космонавты вели киносъемку поверхности Земли, программа которой основывалась на анализе изображений, полученных при полете корабля «Восток2». Так, в частности, А.Г. Николаев снимал поверхность Земли, а П.Р. Попович — линию горизонта и зону терминатора. Кроме того, на борту были установлены кинокамеры для регистрации действий космонавтов во время полета.
В этих полетах съемка велась не только на черно-белой, но и на обычной цветной пленке. Отснятые изображения горизонта Земли были подвергнуты фотометрической обработке с целью получения количественных значений яркости вертикального профиля атмосферы. Надо сказать, что полеты пилотируемых кораблей вызвали необходимость создания службы обнаружения, технического обслуживания и эвакуации частей корабля и летчиковкосмонавтов с места приземления, которая, в случае необходимости, действовала и при возникновении аварийных ситуаций. В составе службы создали подразделение технического обслуживания СА после приземления, которое комплектовалось специалистами ОКБ1.