Корабль конвоя что это значит
Спасательное судно конвоя
Во время Второй мировой войны специальные корабли-спасатели сопровождали несколько атлантических конвоев, чтобы спасти выживших с кораблей, подвергшихся нападению. Спасательные суда, как правило, были небольшими грузовыми судами с пассажирскими помещениями, преобразованными в службу спасения. Это включало расширение камбуза и площадей для хранения продуктов, а также предоставление причалов и санитарных помещений примерно для 150 человек. Подготовка к эксплуатации включала установку по бортам спасательных сетей и замену лодок, пригодных для работы в открытом море, обычными спасательными шлюпками. Спасательный суд обычно включен небольшой операционный зал для начал морской врач и больной лавровый персонал. [1]
СОДЕРЖАНИЕ
Сервис [ править ]
Первое специально оборудованное спасательное судно вступило в строй в январе 1941 года. Когда спасательные суда были недоступны, для выполнения спасательных операций иногда назначались большие океанские буксиры или переоборудованные траулеры. [2]
Истоки [ править ]
Спасательное судно конвоя стало ответом на первый опыт. Каждому торговому кораблю в составе конвоя была назначена станция, так что формирование конвоя состояло из нескольких колонн от трех до пяти кораблей. Головные корабли колонн располагались на расстоянии 1000 ярдов (910 м) вдоль линии, перпендикулярной курсу конвоя. Каждый корабль в колонне следовал за кораблем впереди на расстояние 800 ярдов (730 м). [5] Типичный конвой будет примерно от 8 до 10 километров (от 5,0 до 6,2 миль) в ширину и 3 км (1,9 мили) в длину. План спасения первых конвоев заключался в том, чтобы последний корабль каждой колонны спасал выживших с других кораблей в этой колонне. [6] Если последний корабль в колонне был поражен, задача по спасению ложилась на сопровождающие военные корабли.. На практике военные корабли сопровождения выполняли спасательные задачи чаще, чем 25%, предложенные случайными попаданиями в колонну из четырех кораблей, потому что некоторые торговые суда отказывались покинуть защиту формирования конвоя, чтобы отступить и оставаться неподвижной целью при спасении выживших. Кроме того, торговые суда не были хорошо приспособлены для маневра, чтобы подобрать выживших, а тем, кто пытался спастись, мешало отсутствие подходящего спасательного оборудования. [7]
Для этой роли Адмиралтейство искало небольшие, быстрые, маневренные суда; он привлекал многих из прибрежных пассажирских перевозок компании Clyde Shipping Company. Реквизированные пассажирские суда имели скорость от 11 до 12 узлов, что позволяло им после завершения спасательных операций догнать конвои, движущиеся со скоростью 10 узлов. Хотя эти суда не были построены для Атлантики или Арктики, ни одно из них не погибло от атлантических штормов; один сделал ледяной покров и развалился у берегов Ньюфаундленда. [8]
Спасательные корабли не были госпитальными судами и поэтому были законными целями для немецких подводных лодок или бомбардировщиков. Следовательно, Адмиралтейство вооружило их зенитными орудиями для защиты, когда они были отделены от конвоя и уязвимы для вражеских атак. Помимо оборудования для спасения и лечения выживших, спасательные корабли несли на себе высокочастотное радиопеленгационное оборудование (сокращенно HF / DF и известное как « Huff-Duff ») для помощи в определении местоположения подводных лодок. [1] Положение спасательного судна в задней части конвоя обеспечивало хорошую триангуляцию в сочетании с HF / DF, установленным на командире эскорта, обычно патрулирующем перед конвоем. [9]
Список спасательных судов конвоя [ править ]
Спасательными судами были: [10]
Во время Второй мировой войны специальные корабли-спасатели сопровождали несколько атлантических конвоев, чтобы спасти выживших с кораблей, подвергшихся нападению. Спасательные суда, как правило, были небольшими грузовыми судами с пассажирскими помещениями, преобразованными в службу спасения. Это включало расширение камбуза и площадок для хранения продуктов, а также предоставление причалов и санитарных помещений примерно для 150 человек. Подготовка к эксплуатации включала установку по бортам спасательных сетей и замену лодок, пригодных для работы в открытом море, обычными спасательными шлюпками. Спасательный суд обычно включен небольшой операционный зал для начал морской врач и больной лавровый персонал.
СОДЕРЖАНИЕ
Услуга
Первое специально оборудованное спасательное судно вступило в строй в январе 1941 года. Когда спасательные суда были недоступны, для выполнения спасательных операций иногда назначались большие океанские буксиры или переоборудованные траулеры.
Происхождение
Для этой роли Адмиралтейство искало небольшие, быстрые, маневренные суда; он привлекал многих из прибрежных пассажирских перевозок компании Clyde Shipping Company. Реквизированные пассажирские суда имели скорость от 11 до 12 узлов, что позволяло им после завершения спасательных операций догнать конвои, движущиеся со скоростью 10 узлов. Хотя эти суда не были построены для Атлантики или Арктики, ни одно из них не погибло от атлантических штормов; один сделал ледяной покров и развалился у берегов Ньюфаундленда.
Спасательные корабли не были госпитальными судами и поэтому были законными целями для немецких подводных лодок или бомбардировщиков. Следовательно, Адмиралтейство вооружило их зенитными орудиями для защиты, когда они были отделены от конвоя и уязвимы для вражеских атак. Помимо оборудования для спасения и лечения выживших, на спасательных судах было оборудование высокочастотного радио для определения направления (сокращенно HF / DF и известное как « Huff-Duff ») для помощи в определении местоположения подводных лодок. Положение спасательного судна в задней части конвоя обеспечивало хорошую триангуляцию в сочетании с HF / DF, установленным на командире эскорта, обычно патрулирующем перед конвоем.
Список конвоев-спасательных судов
Спасательными судами были:
Корабли-конвоиры
Патрульные скоростные корабли, миноносцы, охотники за подводными лодками, катера, самолеты и дирижабли непрерывно снуют по морю и над ним в прибрежных водах и районах оживленных морских коммуникаций, не оставляют ни одного необследованного пятнышка, высматривают бурун от перископа. И чуть обнаружен подозрительный признак или след невидимого врага, морской патруль мчится к замеченному месту и забрасывает его глубинными бомбами.
Большое строительство патрульных кораблей, особенно охотников за подводными лодками, позволило организовать «посты уничтожения» германских подводных лодок. Вдоль побережья на расстоянии от 80 до 100 миль создавались базы для 1-3 малых патрульных кораблей, сильно вооруженных автоматической артиллерией и глубинными бомбами. Эти суда всегда были под парами и в готовности выйти в море по первому сигналу разведчика. Как только дозорный самолет обнаруживал подводную лодку где-то между двумя базами, он сообщал им по радио, где найти противника, а сам оставался на месте до подхода своих: судов и помогал им в уничтожении врага.
Большое число торговых, транспортных и нефтеналивных судов стали соединять в один караван, и специальные охраняющие корабли сопровождали его в пути. В целом такое соединение получило название конвоя.
Конвои имеют спою историю. Для борьбы с каперством в XVII и XVIII столетиях впервые стали соединять в один караван много судов и сопровождать их военными кораблями. Больше всего пригодились для этой цели быстроходные, хорошо вооруженные корветы и фрегаты.
В первую мировую войну конвойными кораблями служили главным образом эсминцы и миноносцы. По скорости,-подвижности эти корабли больше всего подходили для борьбы «с подводными лодками и в то же время были достаточно мореходны для дальнего плавания в составе конвоя.
К концу войны стали строить специальные патрульные суда: корабли – охотники за подводными лодками и сторожевые корабли для борьбы с подводными лодками в прибрежных водах и на ближних коммуникациях.
Во время второй мировой войны конвои, вооруженные новейшими средствами борьбы с невидимым врагом, снова оказались надежным средством защиты.
На этот раз положение было еще серьезнее, еще опаснее. Фашисты бросили на морские пути огромное количество подводных кораблей – намного больше, чем в первую мировую войну. Они применяли новую тактику подводной войны – их подводные лодки набрасывались на союзные конвои «волчьими стаями», группами по нескольку десятков кораблей, и не прекращали своих нападений во все время перехода.
Коммуникации второй мировой войны удлинились – больше времени отнимал переход, реже оборачивались корабли. Значит, и конвойных кораблей понадобилось намного больше, чем их было в первую мировую войну. Поэтому пришлось строить сотни новых кораблей-конвоиров.
Для охраны – тихоходных караванов очень большая скорость и торпедное вооружение эсминцев вовсе не были необходимы. Отроить такие корабли для конвоирования караванов приходилось долго, обходилось дорого. А враг не давал для этого времени; средства и материалы надо было экономить.
Вот почему еще до войны началось строительство большого количества новых конвойных кораблей, специально предназначенных для охраны караванов в пути.
Новым кораблям надо было дать название. И тогда снова вспомнили о конвоях XVIII столетия, вспомнили о корветах и фрегатах и такие же названия дали двум новым типам конвойных кораблей.
Корветом назвали корабль водоизмещением всего 700-900 тонн, но отличающийся хорошей мореходностью и подвижностью. Скорость корвета небольшая, всего 18-19 узлов, и вооружен этот корабль одним зенитным орудием, пулеметами, автоматами и глубинными бомбами.
Над конвоем как его разведчики и защита с воздуха парят самолеты. Без собственной пловучей базы самолеты не могли бы сопровождать караваны на далекие расстояния, через Атлантику. Поэтому пришлось включить в число конвойных кораблей специально построенные малые эскортные авианосцы, о которых уже было рассказано на стр. 149.
Успехи кораблей-конвоиров велики. Они провели через просторы Атлантики и Баренцево море десятки тысяч торговых судов. II почти в каждом бою волчьи стаи германских подводных лодок несли большие потери.
1-Взрыватель 2 – Держатель бомбы. 3 – Взрывная камера. 4 – Метательная сила, возникающая от взрыва. 5 – Стержень деря^теля бомбы. 6 – Винт, устанавливающий глубину взрыва бомбы. 7-Стальная оболочка бомбы. 8 – Взрыватель и механизм установки глубины. 9-Детонатор. 10- Заряд взрывчатого вещества» 11-Запальный стакан.
Внешний вид бомбомета
Читайте также
КОРАБЛИ ГАНЗЫ
КОРАБЛИ ГАНЗЫ Сложившиеся на протяжении веков торговые связи между европейскими государствами к периоду позднего средневековья привели к образованию центров судостроения. В то время как в Средиземном море процветали итальянские морские республики, на севере Европы
КОРАБЛИ ВОСТОКА
КОРАБЛИ ВОСТОКА Морские пути, которые в начале XVII века европейцы прокладывали в Индийский и Тихий океаны, были задолго до того освоены арабами китайцами, индийцами, малайцами и полинезийцами.Удивительны и разнообразны по конструкции парусные суда восточных
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ До середины XVII века не существовало строго установленного боевого строя кораблей в сражении. Перед баталией суда-противники выстраивались друг против друга тесным строем, а затем сближались для перестрелки либо абордажной схватки. Обычно сражение
АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ
АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ Создание в СССР авианесущих кораблей началось почти на 50 лет позже, чем в иностранных флотах. До начала 1960-х годов все предложения об их строительстве, невзирая на мировой опыт, неизменно отвергались военно- политическим руководством страны или
Корабли на колесах
Корабли на колесах Говорят, однажды на наш автозавод приехала японская делегация. Ее члены внимательно осмотрели новый вездеход высотой с двухэтажный дом, с огромными колесами и мощнейшим мотором. «Зачем нужна такая машина?» – поинтересовались гости. «Она преодолеет
Первые русские корабли
Первые русские корабли Город Стамбул, расположенный на берегах пролива Босфор, у выхода его в Мраморное море, в средние века назывался Константинополем и был столицей очень сильного и богатого государства – Византийской империи.Черное море еще носило тогда свое
Корабли-миноносцы
Глава VI Корабли в бою
Глава VI Корабли в бою Подвиг «Славы» Летом 1915 года немцы наступали вдоль побережья Балтики по территории нынешней Латвии, подошли к начальным, южным излучинам Рижского залива и… остановились. До сих пор их балтийский флот, свободно получавший крупные силы из Северного
Как появились корабли вторжения
Как появились корабли вторжения «Корабли вторжения» – это название появилось только в годы второй мировой войны. Так назвали особую группу военных судов, которым поручают важнейшую боевую задачу- высадить на занятый и укрепленный противником берег сначала войска
Корабли-десантники
Корабли-десантники Пока пушки и ракеты «обрабатывают» берег, зенитные Пулеметы судов Поддержки стерегут небо на тот случай, если появятся самолеты противника.До сих пор корабли первого броска задерживались в море. Теперь они на полном ходу идут на берег – именно на
Корабли-тральщики
Корабли-тральщики Пока мы узнали только общее название тех кораблей, которые ведут «тихую» войну против мин, – «тральщик». Но название это объединяет разные корабли, различающиеся и по виду, и но величине, и по Боевому назначению.Тральщики почти всегда находятся в норе,
Корабли-тральщики
Корабли-тральщики Какие же корабли ведут «тихую» войну против неприятельских мин? Пока мы только знаем их общее название — тральщики. Но это название объединяет разные корабли, различающиеся и по виду, и по величине, и до «боевому назначению.Тральщики не могут выбирать
УНИКАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ
УНИКАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ Л.Е.ШараповКнига посвящена самым «большим» в мире и в то же время «малым» противолодочным кораблям на подводных крыльях, построенным в XX веке, путь к созданию которых занял около 20 лет. При их создании Зеленодольское ПКБ столкнулось с огромным
ЛЮДИ И КОРАБЛИ
ЛЮДИ И КОРАБЛИ Первой в списке преобразований Фишера стоит реформа обучения и подготовки морских офицеров. Критики адмирала часто упрекали его в чрезмерном увлечении чисто техническими вопросами и пренебрежении к проблемам личного состава флота. Между тем, Фишер
Конвой судов
Конвой (фр. convoi : сопровождение, сопутствие) — группа транспортов и торговых судов, передвигающаяся под охраной военных кораблей для защиты от неприятеля и взаимной поддержки. Создается на время перехода.
Содержание
Виды конвоев
В тактике [1] выделяются два вида участников конвоя: транспорты и охранение. Все охраняемые корабли и суда считаются транспортами, независимо от того, военные это транспорты, торговые суда или боевые корабли. Боеспособные корабли, действующие совместно со своим охранением, считаются не конвоем, а корабельным соединением или корабельной группой.
Конвои подразделяются на:
Например, крейсер «Чикаго», поврежденный в бою у острова Реннел, и взятый на буксир крейсером «Луисвилл», представляли собой малый океанский тихоходный специальный конвой.
Тактика конвоев
Всем участникам конвоя назначается район сбора и формирования. Первыми базы покидают корабли охранения, затем из пунктов погрузки выходят транспорты, самые ценные из них последними. Все они должны прибыть в район сбора не позже срока отхода. Командир конвоя назначает позиции в ордере, порядок связи и сигналы, маршрут и элементы движения, действия в случае отставания или потери, задачи охранению. В пределах этих задач командир охранения пользуется самостоятельностью. В срок отхода конвой начинает движение. В конце маршрута назначается район расформирования, из которого транспорты следуют в пункты разгрузки самостоятельно. Первыми в порт входят самые ценные транспорты, последними корабли охранения.
Для совместных действий корабли и суда конвоя соблюдают параметры движения: заранее установленный строй — ордер, курс и скорость. Выдерживание параметров движения выполняется по правилам совместного плавания. Как правило, назначается основной корабль (судно), называемый уравнителем. Он задает курс и скорость, по которым равняются остальные корабли и суда. Назначенные им позиции могут определяться двумя способами: интервалом и дистанцией от уравнителя (или центра ордера), или пеленгом и дистанцией. Для позиций задаются допустимые пределы изменения координат: например, ± 0,5 каб по дистанции, или ± 1° по пеленгу.
Ордер
Может включать в себя основные силы (ядро) конвоя, ближнее и дальнее охранение. Выбирается с расчетом максимальной защиты транспортов и эффективности охранения, и удобства маневрирования конвоя в целом. Возможны все варианты ордеров, предусмотренные правилами совместного плавания. Но наиболее распространены круговой ордер и фронт колонн (для ядра). В первом случае транспорты располагаются одним или более кругами вокруг уравнителя, во втором несколькими параллельно идущими колоннами. Во втором случае ширина ордера определяется числом колонн, а глубина числом рядов.
Охранение является частью ордера, и также выдерживает позиции относительно уравнителя. Позиции ближнего охранения имеют малые пределы изменения, позиции дальнего охранения — более широкие. С разрешения командира конвоя допускается покидание позиций: для выполнения отдельных задач, или если невозможно выдерживание параметров движения.
Специализированные корабли охранения выдвигаются для прикрытия конвоя с угрожаемых направлений (англ. threat axis ). Например, если ожидается воздушная атака от 120°, кораблю УРО назначается позиция на дистанции 10÷20 миль от центра ордера по пеленгу 115÷135°.
В состав охранения может включаться палубная и базовая патрульная авиация (БПА). Ей назначаются зоны действия — относительно центра ордера, или фиксированные позиции, обычно впереди по курсу или на флангах.
Генеральный курс
Генеральный курс выбирается с учетом как быстроты доставки, так и безопасности перехода. Обычно отличается от кратчайшего пути к месту назначения, и включает в себя оперативный зигзаг — изменения курса с целью введения противника в заблуждение относительно назначения конвоя, или обхода опасных зон.
Текущий курс может отличаться от генерального, если используется тактический зигзаг — изменения курса для затруднения атак, прежде всего подводных. Тактический зигзаг представляет собой повторяющуюся серию изменений курса, с заранее обусловленными углами отворота и временем лежания на каждом колене. Колена выбираются с расчетом создать видимость случайных отворотов, но не уменьшать скорость по генеральному курсу более чем на 10÷15 %.
История
Можно уверенно сказать, что как только появились торговые корабли, в противоположность военным, им понадобилась охрана от нападения. То есть конвои возникли вместе со специализацией кораблей. Однако первые документальные свидетельства конвоирования дошли до нас из средневековья. Ганзейские записи Северной Европы упоминают конвои начиная с XII века. [2] Создание организованной системы конвоев связывают с возникновением регулярных флотов.
Век паруса
Первой хорошо документированной системой были конвои, организованные Испанией для связи с колониями в Новом Свете. Самым крупным был так называемый «Серебряный флот», отправлявшийся из Центральной Америки в Испанию раз в год. Хотя изначально галеон задумывался как вместительный океанский корабль, способный постоять за себя сам, уже к концу XVI века возникает разделение на «боевые галеоны» и прочие. [3]
По мере развития колониальной системы все европейские страны приобрели развитую систему конвоев. Многие крупные морские сражения века паруса велись ради конвоев. Среди самых известных: Сражение при Доггер-банке (1781), Славное первое июня, Бой Данса. Сама Армада была ничем иным, как сверхбольшим войсковым конвоем.
Ведущая морская держава века паруса — Великобритания — поддерживала несколько постоянных путей конвоев по всему свету, плюс большое количество прибрежных в собственных водах. Основными путями (по важности) были:
Хотя общие представления о конвоировании уже были выработаны на опыте, не существовало понятия о соразмерности сил и задач. Соответственно, не было обоснованного расчета сил. Конвои, считавшиеся самыми важными, мог охранять целый флот. Наоборот, не пользовавшиеся вниманием получали очень слабое охранение, и то не всегда. Например, французский конвой из 120 «купцов» при Первом июня защищал флот из 26 линейных кораблей, не считая более мелких. [4] Наоборот балтийские конвои, традиционно считавшиеся сиротскими, временами имели один шлюп или бриг на конвой в сотню кораблей. [5] Китайский же конвой 1804 года, несмотря на всю его важность, был вынужден идти вообще без охранения. [6]
Значительные силы отнимали прибрежные конвои, для защиты от пиратства и приватирства. Главными районами их действий были Английский канал и Северное море, Вест-Индия, Дальний восток, Средиземное море, а во время войны 1812 года — Северная Америка.
По окончании Наполеоновских войн, в период так называемого Pax Britannica, конвои использовались широко, но продолжали действовать по образцу века паруса.
Мировые войны
К началу XX века взгляды на защиту торговли, и в частности конвои, находились под влиянием идей Махана, как их понимало Британское Адмиралтейство. Главной силой, и мерой боеспособности флота в целом, считался линкор (до него броненосец), [7] а защита торговли считалась обеспеченной, если линкоры выиграют генеральное сражение. Исходя из этого, к началу Первой мировой войны главные противники — британский и немецкий флота — не уделяли конвоям внимания. Более того, Великобритания полностью отказывалась от них, считая что рассредоточенное самостоятельное движение транспортов защитит их просто в силу больших расстояний и общего превосходства британского флота. [8]
В результате Великобритания, разветвленная сеть морских путей которой была наиболее уязвима, понесла тяжелые потери, когда Германия перешла к неограниченной подводной войне. Только под давлением успехов немецких подводных лодок Британия ввела систему конвоев в 1917 году, но и тогда сделала её обязательной только в сентябре.
Несмотря на уроки Первой мировой войны, представление о главенстве линкоров сохранилось в Британии к началу Второй. На этот раз универсальным средством от подводной угрозы называли ASDIC — активную гидроакустическую станцию. Пользуясь им как предлогом, Адмиралтейство откровенно враждебно относилось к предложениям развивать корабли для конвойной службы, заявляя что самому флоту они нужнее. Приводились и аргументы о неэффективности использования тоннажа: участники конвоя должны были ждать в пунктах формирования, а на переходе равняться по самому медленному.
Точно так же планы военно-морского контроля над судоходством существовали только для отдельных критически важных перевозок. [9] Однако с началом войны появилось сплошное конвоирование транспортов, так как угроза стала очевидна. Вначале присоединение к конвоям оставалось на усмотрение торговых капитанов. С весны 1940 года оно стало обязательным.
Союзники создали разветвленную систему конвоев, двигавшихся по постоянным маршрутам, из которых главным был путь через Северную Атлантику. На Тихом океане главными были конвои, поддерживавшие американское наступление через Полинезию и Филиппины на Японию. Японцы организовывали конвои по мере надобности, не создавая регулярного сообщения.
Итальянцы использовали конвои на Средиземном море, главным образом для снабжения войск в Северной Африке, а немцы в Норвежском море и Балтике для подвоза стратегического сырья из Норвегии и Швеции. Кроме того, они формировали прибрежные конвои для проводки между портами Северного моря и Ла-Манша, например для вывода рейдеров в Атлантику и обратно.
Тактика
Наибольший опыт проводки конвоев, по необходимости, был у союзников. Ему соответствовала и наиболее развитая тактика.
Каждый транспорт, покидающий порт, получал точку сбора (район формирования) и предельный срок рандеву (день и час отхода конвоя). Прибыв в точку к сроку, он поступал в распоряжение командира конвоя, который назначал ему позицию, порядок связи и точку назначения (район расформирования). Остальные сведения, необходимые для плавания в конвое, капитаны должны были знать заранее. По сигналам командира транспорты занимали позиции и конвой начинал движение. В подчинении командира конвоя находился также командир охранения.
Был выработан эффективный ордер. Ядро шло строем параллельных колонн, где ширина превышала глубину. Расстановка транспортов в ядре выбиралась с учетом риска: самые ценные и крупные (танкеры, войсковые транспорты и т. д.) находились в первых рядах в центре, остальные на флангах и в хвосте. Ближнее охранение располагалось по кругу. Где возможно, дальнее охранение из групп двух- и трехкорабельного состава выдвигалось на угрожаемое направление; одна такая группа выделялась для «зачистки» позади конвоя. По опыту было определено оптимальное соотношение: 1 корабль охранения на 2,5 транспорта. Предпочтение отдавалось большим и сверхбольшим конвоям, так как с их ростом занимаемая площадь (а значит, число транспортов) растет геометрически, а периметр (и потребная численность охранения) только линейно.
В таблице приведен ордер среднего тихоходного конвоя UGS-3 (12-28 декабря 1942, Нью-Йорк-Гибралтар-Касабланка). [11] Охранение составляли 5 эскадренных миноносцев (1 типа [12]
Была по достоинству оценена важность прикрытия с воздуха. Где возможно, в состав конвоя включались авианосцы. Так, HMS Audacity был потоплен во время сопровождения конвоя HG 76, возвращавшегося из Гибралтара.
Послевоенное использование
В послевоенные годы, по опыту конвоев времен войны, западные исследователи сделали выводы, спроецированные на ожидаемые будущие конфликты: [13]
Были разработаны и проигрывались на учениях две основные концепции защиты судоходства: «Подвижная зона господства» (англ. Mobile Sea Control Area ) и «Защищенная зона морских коммуникаций» (англ. Protected Sea Lane of Communications ). Из них первая является развитием идеи конвоирования. В этой модели конвой высокой ценности помимо ближнего охранения имеет дальнее, в которое могут входить 1 авианосная многоцелевая группа (АУГ), 1 авианосная противолодочная группа (АПГ), самолеты базовой патрульной авиации (БПА) и 1÷2 атомные ПЛ. Радиус контролируемой зоны в пределах 150÷250 миль. [14]
Самой крупной конвойной операцией послевоенного времени была Операция «Earnest Will» 1987−1988 годов, во время так называемой «танкерной войны» в Персидском заливе. Военно-морские силы США конвоировали сменившие флаг танкеры для защиты от иранских нападений. Типичный конвой состоял из одного танкера и одного-двух кораблей охранения класса фрегат или эсминец. Вначале наибольшей угрозой считались обстрелы ПКР берегового базирования, затем на первый план вышли атаки вооруженных скоростных катеров и минная опасность. Всего операция продолжалась 15 месяцев. [16]
В 2003 году, во время второй иракской войны, Королевский флот проводил конвои к порту Умм-Каср и в устье реки Шатт-эль-Араб. Конвои в основном состояли из британских танкодесантных кораблей, использовавшихся как грузовые, позже к ним присоединились американские госпитальные суда и транспорты. Охранение в морской части перехода состояло из британских фрегатов, в речной их сменяли тральщики и патрульные катера, в том числе надувные. Основную опасность представляли мины, второстепенную обстрелы с берега. [17]