Копинг карточки это что
Техника копинг-карточек
Если пациенту не удается оценить дисфункциональные мысли, а переключение внимания или отвлечение нежелательны, терапевт помогает пациенту составить копинг-карточку (рис. 12.4 и 12.5). Желательно убедить пациента перечитывать карточку не только по мере необходимости (при возникновении проблемных мыслей), но и регулярно (обычно трижды в день). Так повышается вероятность того, что пациент хорошо усвоит ее содержание.
Т: А сейчас я предлагаю составить карточку, которая поможет вам правильно ответить на мысль «У меня не получится» (возникающую, когда вы читаете учебник но экономике).
Т: Тогда возьмите этот листок и запишите: «Я меня не получится».
П: (Записывает.)
Т: А теперь вернемся к тому, что мы только что обсудили. Как вам следует правильно ответить на эту мысль?
После обсуждения пациентка записывает формулировки на обратной стороне карточки. Затем терапевт рассказывает, когда надо перечитывать составленную копинг-карточку (за завтраком, за обедом, за ужином, а также в ответственные моменты: перед тем как отправиться в библиотеку, открыть нужный учебник, приступить к чтению самой сложной части главы), и согласует примерный график с пациенткой.
Копинг-карточка 2-го типа: копинг-стратегии
Второй тип копинг-карточек представляет собой перечень техник, которые мо- жет применить пациент, столкнувшись с трудной ситуацией (рис. 12.5). Такая карточка также составляется совместными усилиями терапевта и пациента и позволяет пациенту вспомнить в нужный момент и правильно применить стратегии, освоенные на сессии. Вначале терапевт интересуется у пациента, как тот мог бы поступить в определенной ситуации, а затем вносит дополнительные предложения. Пациент составляет копинг-карточку, используя стратегии, которые считает полезными для себя.
Т: Мы только что обсудили, как вы можете поступить в ситуации, когда испытываете тревогу. Не хотите ли записать эти возможности в карточку, чтобы она была под рукой как напоминание?
Т: Вот карточка. Сверху отметьте: «Возможности поведения в ситуации, когда я тревожусь». Какой будет первая стратегия?
Копинг-карточка 3-го типа: активизирующие самоинструкции
Копинг-карточка 3-го типа помогает воодушевиться пациенту, испытывающему недостаток мотивации. Карточка этого типа также составляется совместными усилиями терапевта и пациента.
Терапевт может уделить некоторое время тому, чтобы повысить мотивацию пациента к чтению карточки, проанализировать преимущества и недостатки чтения карточки, определить график чтения карточки, а также выявить ожидаемые автоматические мысли, которые могут помешать выполнению этого задания и созданию адаптивного ответа на них.
КОПИНГ-КАРТОЧКИ
Если пациенту не удается оценить дисфункциональные мысли, а переключение внимания или отвлечение нежелательны, терапевт помогает пациенту составить копинг-карточку (рис. 12.4 и 12.5). Желательно убедить пациента перечитывать карточку не только по мере необходимости (при возникновении проблемных мыслей), но и регулярно (обычно трижды в день). Так повышается вероятность того, что пациент хорошо усвоит ее содержание.
Т: А сейчас я предлагаю составить карточку, которая поможет вам правильно ответить на мысль «У меня не получится» (возникающую, когда вы читаете учебник но экономике].
П: Да, это хорошая идея.
Т: Тогда возьмите этот листок и запишите: «Я меня не получится».
Т: А теперь вернемся к тому, что мы только что обсудили. Как вам следует правильно ответить на эту мысль?
После обсуждения пациентка записывает формулировки на обратной стороне карточки. Затем терапевт рассказывает, когда надо перечитывать составленную копинг-карточку (за завтраком, за обедом, за ужином, а также в ответственные моменты: перед тем как отправиться в библиотеку, открыть нужный учебник, приступить к чтению самой сложной части главы), и согласует примерный график с пациенткой.
Копинг-карточка 2-го типа: копинг-стратегии
Второй тип копинг-карточек представляет собой перечень техник, которые может применить пациент, столкнувшись с трудной ситуацией (рис. 12.5). Такая карточка также составляется совместными усилиями терапевта и пациента и
позволяет пациенту вспомнить в нужный момент и правильно применить стратегии, освоенные на сессии. Вначале терапевт интересуется у пациента, как тот мог бы поступить в определенной ситуации, а затем вносит дополнительные предложения. Пациент составляет копинг-карточку, используя стратегии, которые считает полезными для себя.
Т: Мы только что обсудили, как вы можете поступить в ситуации, когда испытываете тревогу. Не хотите ли записать эти возможности в карточку, чтобы она была под рукой как напоминание?
Т: Вот карточка. Сверху отметьте: «Возможности поведения в ситуации, когда я тревожусь». Какой будет первая стратегия?
Копинг-карточка 3-го типа: активизирующие самоинструкции
Копинг-карточка 3-го типа (рис. 12.5) помогает воодушевиться пациенту, испытывающему недостаток мотивации. Карточка этого типа также составляется совместными усилиями терапевта и пациента («Салли, хотите записать в карточку то, что мы только что обсудил» [по поводу вашего обращения к преподавателю]?»).
Терапевт может уделить некоторое время тому, чтобы повысить мотивацию пациента к чтению карточки, проанализировать преимущества и недостатки чтения карточки, определить график чтения карточки, а также выявить ожидаемые автоматические мысли, которые могут помешать выполнению этого задания и созданию адаптивного ответа на них.
Копинг карточки это что
В когнитивно-поведенческой терапии часто практикуется использование так называемых копинг-карточек.
Все очень просто, берется небольшой листок бумаги, например заготовка для визитки или листок для заметок, иногда он может быть с клейкой полосой на одной стороне.
Для чего они нужны? Они нужны в первую очередь для напоминания. Напоминать можно что угодно, например что делать или не делать.
Если у человека расстройство пищевого поведения, то карточку в виде стикера можно приклеить на холодильник. Написать можно такой текст «Кушать надо по графику. Если время приема пищи не подошло, разворачивайся и отходи от холодильника». Можно даже в холодильнике прикрепить карточку, например «Возьми необходимое и быстро закрывай холодильник».
Возле стола, на котором человек кушает, на видном месте, перед глазами можно оформить карточку с таким текстом «Кушай сидя. Оставь все свои дела, сейчас самое главное твой прием пищи. Тщательно все пережевывай. Относись внимательно и ответственно к приему пищи. Ты ни куда не спешишь. Все дела подождут. Думай о хорошем. Смакуй пищу».
Повторюсь это примеры. Для каждого индивидуального случая карточки разрабатываются свои. Если клиент работает с психологом, то психолог может подсказывать содержание текста, но все равно записанные слова должны исходить от самого клиента, это его слова.
Если у человека депрессия, то напоминания могут быть такого содержания «Улыбнись», «Вспомни самый приятный момент в своей жизни», «Займись двигательной активностью» и т.п. Конечно тут необходимо учитывать обстоятельства вызвавшие подавленное настроение у человека. Бывают случаи, когда действительно сильно не порадуешься, радость может быть неуместна. Но мы то знаем, что грусть разрушительна и поэтому нам желательно если не совсем избавиться, то, по крайней мере, хотя бы ее уменьшить. Грусть можно заменить на благодарность. Грусть – это утрата, а благодарность – это приобретение. Поэтому карточки в виде стикера, например, могут иметь такое содержание «Перечисли, за что ты можешь быть благодарен этому человеку» или «Перечисли, за что ты можешь быть благодарен этой ситуации».
Карточку (или карточки) можно носить с собой. Например, при паническом расстройстве во время возникновения панической атаки (ПА) человек ее пугается, он ее боится и как следствие не может рационально мыслить и действовать. В копинг-карточке может быть описана последовательность действий при ПА. Как только у человека начинается ПА, ему трудно ориентироваться, трудно мыслить и действовать рационально. Но он может взять карточку и читать, что в ней написано, выполнять последовательные действия и соответственно вырабатывать навык управления тревогой.
Одна моя клиентка скептически относилась к копинг-карточкам. Она долгое время думала, что все сможет удержать в голове. Но каждый раз когда начиналась паническая атака она все забывала и просто «сдавалась» панике. Потом на каждую ситуацию сделала карточки и даже заламинировала их. И это дало свои результаты.
Чтение содержания карточки помогает человеку остановить эмоциональное мышление и начать мыслить рационально.
При использовании таких карточек происходят интересные вещи. Например, каждый раз при возникновении ПА человек достает карточку и выполняя определенные действия гасит ПА. Впоследствии, как только возникает ПА, человек вспоминает про карточку и вспоминает последовательность действий. А через некоторое время человек просто вспоминает про карточку и ПА прекращается.
Также копинг-карточка может использоваться, когда нужно выработать навык рационального или адаптивного мышления. Особенно уместно их применение при эмоциональных расстройствах (тревожные расстройства, расстройства злости, депрессия и т.д.).
Например, если человек негативно или даже агрессивно воспринимает критику в свой адрес. У такого человека сразу возникают такие мысли «Меня хотят унизить», «Меня обижают», «Ко мне несправедливы» и т.п.
Напоминание в копинг-карточке может иметь в себе как последовательность действий, так и рациональную мысль. Звучать это может так «Скажи спасибо этому человеку. Даже если мне сейчас кажется это несправедливым. Реагируя на критику достойно, я совершенствуюсь». Вспыльчивому человеку можно написать «Задержи дыхание. Медленно посчитай до 10. Даже если они ко мне несправедливы или делают что-то «не так» я должен вести себя сдержанно».
Во время депрессии у человека искажается мышление, это те нерациональные, не
адаптивные, негативные мысли, которые не дают человеку жить качественно. Практически все человеку представляется в негативном свете. Если психолог ознакомит клиента с распространенными когнитивными искажениями, то человек уже немного по-другому будет воспринимать свои негативные, в основном автоматические (которые возникают у нас не зависимо от нашего желания) мысли. Но у человека еще не выработался навык рационального мышления. Вот тут, как раз, как напоминание и пригодятся копинг-карточки. Например, на негативную автоматическую мысль у клиента «Мне суждено всю жизнь быть одиноким(ой)» можно написать такую рациональную мысль-ответ «Да у меня сейчас нет партнера (мужа, жены…), но я знаю, что это временно. Моя активность в поиске ускорит решение этого вопроса».
Основное условие действенности копинг-карточки, чтобы человек мог иметь ее при себе все время и/или мог иметь к ней быстрый и легкий доступ.
Следует отметить, что тут важна суть карточки, а не ее форма. Не всегда есть возможность читать такую карточку. Напоминание может быть в виде аудиозаписи, или например, в виде программы на компьютере.
Если идея вам понравилась – пожалуйста пользуйтесь, внедряйте ее в свою практику, проявляйте творчество и результаты в скором времени вас порадуют.
Копинг карточки это что
Foreword byAaron T. Beck, M.D.
THE GUILFORD PRESS
Джудит Бек, д-р философии
Предисловие Аарона Бека, д-ра медицины
Москва • Санкт-Петербург • Киев
Издательский дом «Вильямс»
Зав. редакцией Н.М. Макарова
Перевод с английского и редакция Е.Л. Черненко
Научный консультант канд. психол. наук Э.В. Крайников
По общим вопросам обращайтесь в Издательский дом «Вильямс»
115419, Москва, а/я 783; 03150, Киев, а/я 152
ISBN 5-8459-1053-6 (рус.)
Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издательства Guilford Publications, Inc..
All rights reserved. No part of this book may be reproduced, stored in retrieval system, or transmitted, in any form or by any means, electronic, mechanical, photocopying, microfilming, recording, or otherwise, without written permission from the publisher.
Russian language edition published by Williams Publishing House according to the Agreement with R&I Enterprises International, Copyright © 2006.
Authorized translation from English language edition published by Guilford Publications, Inc., Copyright
ISBN 5-8459-1053-6 (pyc.) © Издательский дои «Вильямс», 2006
ISBN 0-8986-2847-4 (англ.) © The Guilford Press, 1995
Глава 1. Введение 19
Глава 2. Когнитивная концептуализация 33
Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47
Глава 4. Вторая и последующие сессии: структурирование
Глава 5. Трудности в структурировании терапевтической сессии 87
Глава 6. Выявление автоматических мыслей 101
Глава 7. Выявление эмоций 121
Глава 8. Оценивание автоматических мыслей 133
Глава 9. Ответы на автоматические мысли 155
Глава 10. Выявление и изменение промежуточных убеждений 169
Глава 11. Глубинные убеждения 201
Глава 12. Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 231
Глава 13. Образные представления 271
Глава 14. Домашнее задание 293
Глава 15. Завершение терапии и профилактика рецидива 319
Глава 16. Составление плана лечения 335
Глава 17. Трудности терапии 355
Глава 18. Профессиональный рост когнитивного терапевта 371
Приложение А. Рабочий бланк терапевтического случая 375
Приложение Б. Рекомендуемая литература для терапевтов 380
Приложение В. Рекомендуемая литература для пациентов
Приложение Г. Информация для когнитивных терапевтов 384
Когнитивная модель: объяснение для клиентов
Когнитивная модель предполагает, что не сама ситуация влияет на наши эмоции, телесные реакции и поведение, а то, как мы эту ситуацию воспринимаем. Несомненно, случаются события, которые действительно могут огорчить каждого, например, обман или отказ. Но часто бывает так, что люди неверно трактуют нейтральные, а иногда и позитивные события. Это говорит о том, что их восприятие ситуации не соответствует реальности.
Работа над исправлением когнитивных ошибок заключается в критической оценке мыслей и правильном реагировании на них, что позволяет значительно улучшить состояния клиента. Поэтому терапия начинается с подробного разбора когнитивной модели, которую лучше объяснять на примерах из жизни клиента.
Как объяснить когнитивную модель
Для начала нужно выявить ситуацию, на примере которой мы будем разбирать когнитивную модель.
Терапевт: Я уже упоминал, что наши мысли влияют на настроение. Давайте, я попробую показать вам, как именно это происходит. Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь недавнюю ситуацию, когда вы заметили, что ваше настроение резко изменилось, например, вы расстроились. Было у вас что-нибудь подобное?
Клиент: Да, как раз на прошлой неделе произошел случай. Мы общались с подругой в кафе, она рассказала, что выходит замуж. Я очень обрадовалась за нее, но потом почему-то почувствовала себя плохо.
Теперь попробуем разобраться, как мысли влияют на настроение и поведение.
Терапевт: Помните, что вы тогда подумали?
Клиент: «Это такой большой и важный шаг. У нее всё хорошо в жизни: есть работа, любимый человек, теперь будет семья». А у меня личная жизнь не складывается. Почему мне вечно так не везёт?
Терапевт: То есть вы подумали: «У нее всё хорошо, а ваша личная жизнь не складывается». Как вы себя почувствовали в этот момент?
Клиент: Я расстроилась. Мне стало очень грустно.
Терапевт: И что вы после этого сделали?
Клиент: Поспешила закончить разговор и ушла домой.
Терапевт: Мы с вами сейчас разобрали пример, который показывает, как мысли повлияли на ваше настроение. Давайте нарисуем схему чтобы вам было понятнее как это работает.
Мы прояснили ситуацию, выявили автоматические мысли (АМ), эмоциональную реакцию на них и поведение. Теперь можно нарисовать наглядную схему, которая поможет закрепить понимание когнитивной модели.
Дальше мне нужно убедиться, что клиент понял, как автоматические мысли влияют на его эмоциональные реакции.
Терапевт: Итак, вы узнали от подруги, что она выходит замуж, и подумали, что Ваша личная жизнь не складывается. Эта мысль заставила вас грустить и поэтому вы поспешили закончить разговор.
Клиент: Да, так и было.
Терапевт: Вы видите, что не сама ситуация, а Ваша оценка этой ситуации привела к возникновению автоматических мыслей, которые повлияли на ваше состояние. Понимаете, как работает этот механизм?
Клиент: Кажется, да. То, что я подумала, повлияло на то, что я почувствовала.
Терапевт: Совершенно верно.
Не достаточно просто понять механизм когнитивной модели. Автоматические мысли — это поток мышления, который есть у всех. Большую часть времени мы просто не осознаем свои автоматические мысли, а даже если осознаем, то не подвергаем их сомнению, особенно когда находимся в подавленном состоянии.
Наша задача — научиться отслеживать их появление в повседневной жизни, вне терапевтической сессии. Для этого я предлагаю последовательность действий, которая поможет вывести автоматические мысли на осознанный уровень.
Терапевт: Мы с Вами только что разобрали принцип работы когнитивной модели и важность выявления автоматических мыслей. Какое задание вы могли бы себе дать до нашей следующей сессии?
Клиент: Я могла бы обращать внимание на свои мысли, когда почувствую себя хуже.
Терапевт: Если в ходе нашей работы окажется, что ваши мысли правильно отражают реальность, то тогда мы будем решать проблему, из-за которой ваши мысли оказались верными. Но, скорее всего, мы найдем много искаженных мыслей и поэтому очень важно, чтобы вы сейчас запомнили: ваши мысли не всегда правдивы.
А на следующей сессии мы вместе оценим их на достоверность и научимся более реалистично смотреть на вещи. Таким образом вы сможете почувствовать себя лучше.
Далее мы составляем копинг-карточку, которая будет напоминать клиенту о необходимости выявления автоматических мыслей в моменты, когда его состояние ухудшается.
Развитие навыка выявления АМ
Выявление и оценка автоматических мыслей — это навык, который приходит с практикой. Чем больше клиент практикуется, тем лучше у него это получается.
Терапевт: Мы с Вами обсудили, почему важно отслеживать и записывать свои мысли. Какой вопрос вы будете себе задавать, когда заметите, что у вас ухудшилось настроение?
Клиент: Когда мне станет хуже, я спрошу себя: «О чем я думаю прямо сейчас?»
Клиент: Да, я понимаю.
Терапевт: Поэтому, я предлагаю вам напоминать себе, что выявление автоматических мыслей — это навык, такой же, как вождение автомобиля, вы будете его развивать постепенно и чем больше вы будете практиковаться, тем лучше у вас будет получаться.
Я предлагаю клиенту записать ещё одну копинг-карточку и время от времени обращаться к ней.
Понимание когнитивной модели помогает клиентам осознанно отслеживать свои автоматические мысли и оценивать их на достоверность. Со временем клиенты привыкают задавать себе вопрос о мыслях и этот навык становится автоматическим, что помогаем им лучше видеть реальное положение дел.
При подготовке статьи использованы материалы:
Бек Джудит. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. — СПб.: Питер, 2018. — 416 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).