Копье и пика в чем разница

Пика: история о долгожителе из мира холодного оружия

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Впервые пика появилась на вооружении в начале XV века. Грубо говоря, длинное копье было известно еще в глубокой древности, а некоторые историки даже указывают на находки, изготовленные еще до появления Homo Sapiens. Но среди сородичей пику выделяют несколько важных особенностей:

Во-первых, пика была значительно длиннее и тяжелее обычных боевых копий. Она предусматривала только двуручный хват, во время которого ее древко зажимали под мышкой — только так можно было удержать наконечник под нужным углом. Разумеется, совершать частые уколы и тем более метать большинство разновидностей пик в неприятеля было очень сложно из-за их массы и формы — разве что в целях элемента внезапности.
Во-вторых, наконечник пики рассчитан на пробой доспехов, а потому имеет узкую граненую форму. В отличие от других копий, особенно восточных, им можно было наносить только колющие удары. Впрочем, честнее будет сказать, что для того, чтобы «наносить» удары чем-то настолько длинным, как мавтританская пика, нужно обладать внушительной физической силой. Обычно ее просто выставляли в сторону противника и старались подгадать момент таким образом, чтобы всадник или его конь самостоятельно налетели на острие.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Македонская фаланга пикинеров

Почему же копья, и пика в частности, имели такую популярность и эффективность? Массовая культура любит копья намного меньше, чем мечи и топоры, однако в реальном открытом бою копье было практически незаменимо.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Выделяют три основные разновидности пик:

Абордажная пика, как нетрудно догадаться, применялась моряками во время абордажей, когда корабли сцепляются бортами. Она была короче сухопутного аналога (1−1,8 м), что неудивительно — на шаткой палубе, в давке сражения излишне длинное древко было лишь помехой. Ей кололи, ее швыряли в противников и спихивали в воду абордажные крюки. Благодаря дистанции, которую гарантировала пика, часто она была намного эффективнее привычных ножей и сабель.

Укорачивание пики стало происходить с поступлением на вооружение мобильной артиллерии, а ее закат наступил тогда же, когда кавалерия перестала участвовать в боях — вплоть до 1920−30 годов, когда она почти повсеместно исчезла из обихода. Вместо пик стали применяться штыки, которые крепили на мушкетах — в случае необходимости ими можно было довольно эффективно отбиваться в ближнем бою.

Источник

А у меня – длиннее!

И бысть сеча зла, и треск от копий ломления, и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду: покры бо ся кровию.

Житие Александра Невского.

Наконечник первобытного копья из кремня.

Древнейшие копья

Пеший древнегер-манский воин, вооруженный копьем.

Копье без наконечника не имело перевеса к острию и не годилось для броска. Острога удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара на нее надо было наваливаться всем весом.

В период средневековья, за неимением лучшего, кольями с обожженным концом иногда вооружались крестьяне.

Примерно 20 тысяч лет назад копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости. С этого времени копье стало использоваться как для броска, так и для удара.

Чтобы не оставаться после броска безоружным, воин носил с собой два копья. Реже, как это делали галлы, копье снабжалось длинным ремнем, за который его можно было притянуть после броска назад.

Когда неорганизованные толпы варваров на полях сражений сменила фаланга, стало ясно, что для метательного боя требуется одно копье, а для рукопашной схватки – другое. Дело было не в длине или весе, а в балансе. Метательное копье имело центр тяжести, смещенный к наконечнику. Но в ближнем бою требовалось копье, уравновешенное ближе к тупому концу.

Длина универсальных копий составляла 150-200 см, а вес обычно был около 700 граммов. Рукопашные одноручные копья весили столько же, но длина их была больше: до 240, а иногда даже до 300 см.

Сарисса и пика

В составе древнегреческой фаланги воины (гоплиты) вооружались копьями одинаковой длины. Потому воспользоваться ими могли только бойцы первых двух-трех рядов. Остальные ряды только обеспечивали напор – подталкивали вперед товарищей.

Напор был важен. В древности такие обороты речи, как “смять”, “потеснить” или даже “опрокинуть врага” имели буквальное значение. В бою между фалангами две “стены щитов” сшибались с разбега. Побеждал тот, у кого рядов в фаланге было больше, а гоплиты – толще.

Наконечники средневековых копий.

В македонской фаланге длина копий дифференцировалась по рядам. Первые два ее ряда состояли из тяжеловооруженных щитоносцев с одноручными копьями. Причем копья второго ряда бойцов были длиннее копий первого ряда. Начиная же с третьего ряда, воины несли сариссы – необычайно длинные копья с массивным противовесом. Сариссы удлинялись с каждым рядом и доходили до 7 метров, а вес их при этом мог достигать 8 кг. Самые длинные сариссы при переноске даже разбирались на две части. Длина сарисс подбиралась с таким расчетом, чтобы все наконечники выступали примерно на метр за линию щитов.

Главной силой на полях сражений средних веков стала тяжелая кавалерия. Поэтому пехота была вынуждена вооружаться уже не щитами и сариссами, а гигантскими рогатинами – пиками.

Пика была несколько короче и легче сариссы – “всего” 420-500 см при весе 4-5 кг. Но удерживать ее было еще труднее, так как противовесом она не снабжалась. При отражении атаки кавалерии пикинер упирал тупой конец пики в землю, наступал на него ногой, а наконечник наклонял вперед. Так, чтобы он оказался на уровне груди лошади.

Копье, брошенное из компьеметалки, летит дальше.

Протазаны, корсески и пики.

Пика использовалась и в бою с пехотой. Но, как и сариссой, ею нельзя было нанести удар: пику направляли на врага и шли вперед. Конец ее при этом зажимался под мышкой. Только так пику можно было удержать горизонтально. Либо, если пикинеры располагали кирасами, тупой конец пики упирался в специальный держатель – “ток”, приваренный к кирасе.

Форма алебард могла сильно различаться.

Как пику, так и сариссу можно было использовать только в строю. Для индивидуального боя пикинер носил короткий меч.

Двуручные копья и протазаны

Если воин сражался без щита, то копьем ему приходилось не только наносить удары, но и отражать их. Чтобы древко не оказалось перерубленным, передняя его часть усиливалась полосами железа. Защищать древко мог и бунчук – узел шнуров из конского волоса или пеньки.

Длина двуручных копий составляла от 170 до 230 см. Весили они, естественно, больше, чем одноручные – обычно 1,2-1,5 кг. В случае же усиления древка железом вес двуручного копья мог достигать даже 3 кг.

Наконечник копья мог быть сделан широким и длинным, как лезвие меча. В этом случае он приобретал и рубящие свойства. Копье с похожим на меч наконечником называлось протазаном. Как правило, для удобства отражения вражеских ударов клинок протазана снабжался еще и дополнительными боковыми лезвиями.

Впрочем, легкая глефа некромансера – не слишком характерный пример. Европейские протазаны и глефы 15-16 веков предназначались для боя в строю и пробития легких доспехов, имели длину 210-250 см и весили 2,5-3,2 кг. Для индивидуального боя рыцарями применялись короткие глефы длиной 120-150 см и весом 2-3 кг. Ими орудовали как секирами.

Еще в каменном веке, наряду с метательными и рукопашными копьями, охотниками стали использоваться копья еще одного вида – загонные. Раненый зверь мог напасть. И остановить его в прыжке была способна только рогатина – толстый, двухметровой длины кол, упертый тупым концом в землю.

Военное применение рогатин практически не отличалось от их применения на охоте. С их помощью пехота оборонялась от кавалерии. Кроме этого, рогатина могла быть применена для удара, и даже для броска. Причем рогатиной можно было пробить кольчугу – весила она все-таки больше 2 кг. Дешевизна и универсальность рогатины делали ее довольно популярной среди ополченцев.

С другой стороны, метнуть рогатину можно было только на несколько метров. Большой вес и толстое, неудобное древко затрудняли использование рогатин и в рукопашной.

Алебарда, годендаг и сулица

Рыцарский доспех 15 века можно было разрубить только сильным ударом. Но на топорах с конным противником биться трудно. В бою на рубящем оружии высота позиции – решающее преимущество. Способом лишить всадника преимущества в высоте было помещение лезвия секиры на очень длинное древко.

В 15-17 веках пикинеров сопровождали алебардщики. Алебарда представляла собой сочетание копейного острия, лезвия секиры и крюка на одном древке. Атакуя рыцарей, алебардщики рассыпались, чтобы иметь пространство для размаха, и наносили рубящие удары огромной силы. При случае всадника можно было стащить с седла крюком. Острие же позволяло алебардщикам сражаться в тесном строю против вражеской пехоты.

Почему бы длинное древко не использовать как флагшток? (Иллюстрация Ларри Элмора для мира “Забытых Королевств”).

Разновидностей алебард существовало множество. Лезвие секиры могло быть очень широким или очень узким. Секира могла быть заменена чеканом (“люцернский молот”), либо навершием палицы (годендаг). Фламандцы, например, в начале 14 века одержали победу над французскими рыцарями в “Битве золотых шпор” именно годендагами. Рыцари в ту пору в большинстве облачались в кольчуги. Поэтому палица против них была тем, “что доктор прописал”.

Крючьев алебарда могла иметь много – как позади, так и по бокам секиры. Но могла и вовсе не иметь. Русские отдавали предпочтение именно алебардам без крючьев – бердышам.

Длина алебард колебалась в пределах 200-240 см, а вес их при этом мог быть от 2,5 до 5,5 кг. Причем средневековые европейские алебарды и годендаги были очень тяжелыми. Алебарды весом менее 4 кг стали использоваться только к концу 16 века. Исключение составляли сулицы. Они имели те же длину и вес, что и двуручные копья.

300 см достигали в длину морские “абордажные” алебарды. Предназначались они как для боя, так и для стягивания бортов кораблей при абордаже. Крюком можно было зацепить не только всадника, но и вражеское судно.

В 14 веке в Европе и на Руси начали применяться копья с очень узкими гранеными наконечниками. Треугольная и квадратная в сечении “игла” легко протыкала кольчуги и протискивалась между чешуйками пластинчатого доспеха.

Кроме того, в этот период наконечник копья стал снабжаться широкой металлической перекладиной. Гарда, подобная той, что отделяет рукоятку меча от лезвия, давала больше возможностей для отражения ударов, чем бунчук или металлические полосы на древке.

Копье с длинным (до 40 см) граненым острием и широкой выгнутой вперед металлической перекладиной называлось в Европе корсеской. А на Руси – “рункой”. Действительно, форма наконечника очень напоминало знак древнего рунического письма.

Кавалерийские копья

Длинными копьями, благодаря которым рыцари и стали именоваться “копейщиками”, всадники вооружились далеко не сразу. Самые древние конные варвары – скифы – признавали только дротики. Тяжелая же кавалерия Греции и Рима применяла короткие и легкие одноручные копья, ничем не отличавшиеся от тех, которые были в ходу у пехоты.

Бердыш отличался от алебарды отсутствием дополнительных лезвий и крюков.

Такой бердыш, в первую очередь, выполняет декоративную функцию. Хотя, если он заряжен магией… (Фрагмент иллюстрации Кейта Паркинсона к роману “Ветры пустыни”).

Сила удара привязанного к седлу копья оказывалась пропорциональной скорости движения лошади. Возможно, по этой причине плохо державшиеся в седле римляне до конца остались верны копьям для верхнего удара. Зато привязные сариссы оказались на вооружении знаменитых парфянских катафрактов.

Копья длиной 280-340 см и весом 2,3-3,3 кг стали широко использоваться кавалерией сразу после изобретения стремени. Кавалерийская пика чаще всего имела узкий граненый наконечник длиной 15 см. Но иногда для наиболее коротких копий применялись плоские, широкие наконечники изогнутой формы. Кривой наконечник обладал меньшей пробивной силой, зато не застревал в ране, а выворачивался из нее.

Подобно древнему катафракту, рыцарь уже не наносил удары, а только направлял копье. Слишком уж оно стало длинным и тяжелым. В 15 веке кавалерийское копье, как и пехотная пика, стало упираться в ток кирасы.

Метательные копья

Кавалерийские копья рыцарей достигали огромной длины.

Легкие, уравновешенные для метания копья с наконечниками из кости или камня широко применялись охотниками каменного века. Листовидный кремневый наконечник дротика – одна из самых массовых находок в археологии.

Древними охотниками была придумана и копьеметалка. Для увеличения размаха руки при броске применялась дощечка с упором для торца древка либо ременная петля. Дротик, брошенный обычным способом, летел на 35 метров. С помощью же копьеметалки его можно было отправить на вдвое большее расстояние. Точность броска, правда, значительно ухудшалась.

Рыцарское копье (“лэнс”) – непременный атрибут фэнтезийного воина (картина Даррела Суита).

Лук конкурировал с дротиками, но нигде не вытеснял их полностью. Относительно большой вес позволял дротикам дольше, чем стрелам, сохранять убойную силу. Кроме того, на небольшом расстоянии дротик попадал точнее стрелы из лука. Наконец, преимущество дротика заключалось уже в том, что он занимал всего одну руку. В другой руке мог быть, например, щит. С другой стороны, метание дротика требовало пространства для размаха, и с собой дротиков нельзя было носить так много, как стрел.

Высокие точность и пробивная сила метательных копий приобрели особую важность в эпоху широкого применения доспехов и щитов. Защищенных панцирями и прячущихся за щитами воинов античности проще было поразить снайперскими бросками дротиков с короткой дистанции, чем стрелами. Дротиком можно было пробить не слишком прочный доспех – холщевый, кожаный или кольчужный.

В Древней Греции славились фракийские метальщики дротиков, называемые “пелтастами” (от “пелта” – легкий кожаный щит). Но больше всего любили метательные копья римляне. Из 4500 бойцов легиона только 900 – всадники и триарии (наиболее опытные легионеры, образовывавшие третью линию) – имели рукопашные копья. Велиты – легкая пехота легиона – несли по 6-7 легких “гаст” и метали их на большое расстояние с помощью копьеметалки. Тяжеловооруженные гастаты и принципы на ближней дистанции метали более массивные копья – “пилумы”.

В средние века дротики использовались значительно реже. Упадок культуры привел к тому, что железо стало стоить слишком дорого. Франкский воин имел всего дюжину железных наконечников для стрел, либо пару копий. В таких условиях копья старались сохранять для ближнего боя. Или же после броска копье приходилось притягивать назад за ремень.

В XIV-XV веках, когда дефицит железа в Европе в значительной степени был снят, дротики снова вошли в моду. Рыцарскую конницу в этот период нередко поддерживали не только генуэзские арбалетчики, но и испанские метальщики дротиков.

Боевые дротики можно поделить на три основных типа. Легкие дротикивесом 0,2-0,3 кг и длиной до 210 см использовались как в бою, так и на охоте. Небольшой вес обеспечивал максимальную дальность и точность броска.

Дальность полета легких дротиков могла быть еще больше увеличена применением копьеметалки. Но большой пробивной силой они, конечно, не обладали.

Характерным примером дротика легкого типа может считаться римская “гаста велитас”.

Более тяжелые метательные копья предназначались для пробития доспехов. Как правило, их отличали граненые – “бронебойной формы” – наконечники и увеличенный вес. Большой вес требовался для достижения высокой пробивной силы. Потому дротики намеренно увеличивали, надевая на древко свинцовые кольца. При умеренной (150-180 см) длине вес бронебойных дротиков колебался в пределах 0,7-1,7 кг. Летело такое копье на 20 метров при броске “с места”, и на 25-30 метров, если воин перед броском разбегался.

Бронебойные дротики римляне именовали “легкими пилумами”. Копье, на древко которого крепился всего килограмм свинца, действительно, казалось римлянам легким. Существовали ведь и тяжелые пилумы, весом 2,5, а иногда даже целых 5 (!) кг.

Тяжелые дротики предназначались для выведения из строя вражеских щитов. Метались они, естественно, только на несколько метров. Но уж при попадании такой пилум либо проламывал самый прочный щит, либо застревал в нем своим иззубренным наконечником. В любом случае, щит становился негодным к употреблению.

В “Войне мага” Ника Перумова легионы Мельинской империи успешно отражают атаку тяжелой кавалерии Семандры залпами пилумов. Эффективность дротиков все-таки не стоит переоценивать. Сами римляне такой способ борьбы с катафрактами осуществимым не считали. Лошадь слишком быстро преодолевала те 20-30 метров, на которые мог быть брошен пилум.

На Руси джид иногда имел три отделения. Одно представляло собой ножны палаша, а в двух других перевозились сулицы. Сулицами русские в старину называли не только боевые багры (о которых рассказывалось выше), но и метательные копья.

Кавалерийские дротики были короткими – всего 70-120 см. Но вес их при этом превышал 0,5 кг, что позволяло пробивать ими легкое защитное снаряжение. Метались дротики конницей на небольшое расстояние – метров на 10-15.

Подпорка для пищали

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Лезвия русских бердышей 15 века были совсем маленькими. Потому при длине 220 см бердыш весил всего 1,5 кг – втрое меньше европейской алебарды. Уменьшению веса способствовало и то, что крюк в России не объединялся с секирой на одном древке. Часть пехоты вооружалась бердышами, а другая часть – сулицами.

Пищаль весила аж 8 кг. Потому в походе стрелец нес только бердыш, а пищаль оставалась в обозе. В бою же бердыш превращался в подпорку для пищали. Так продолжалось до тех пор, пока в 1640-х годах Алексей Тишайший не перевооружил стрельцов более мощными европейскими мушкетами с обычной подпоркой. Но и после этого, даже в период Северной войны (при Петре Первом), облегченный до 1,4 кг бердыш продолжал использоваться в русской армии офицерами и артиллеристами.

Подводя итоги

Копье появилось на многие тысячелетия раньше меча и служило дольше него. В принципе – до сих пор служит. Винтовка со штыком отличается от двуручного копья только древком.

К сожалению, с эстетической точки зрения копье выглядит куда менее эффектно, чем меч. Поэтому воины миров “меча и магии” копья используют редко.

Из соображений безопасности всадника кавалерийские копья стали делать из самого хрупкого дерева. Застрявшее копье должно было легко переламываться.

В конце 14 века, когда копья стали упирать в ток кирасы, их ломкость приобрела еще большее значение. В этот период древко стало склеиваться в виде полой трубы и получило конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше и ломались легче.

После удара копьем в руке у рыцаря оставался обломок с противовесом. Им он и отбивался – как палицей – пока не улучал момент, чтобы выхватить меч или топор.

Дротик, спрятанный в щите

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

В отличие от стрел, дротики не снабжались оперением. Исключение в этом отношении представляли римские и византийские “ плюмбаты”.

Слово “плюмбата” с латыни может быть переведено, как “свинчатка”. Дротики этого типа имели длину всего 45 см и переносились по 5 штук в кармашках на внутренней стороне легионерского щита. Свинцовый утяжелитель смещал центр тяжести к самому острию. Поэтому коротенькое древко для стабилизации приходилось снабжать оперением.

Существовали как легкие (0,2 кг), так и бронебойные (более 0,7 кг) “плюмбаты”. Метались они на дистанцию до 60 м.

Источник

Глава 2 Копье и пика

Копье появилось давно, на заре человечества. Приблизительно двадцать тысяч лет назад острый кусок кремня, привязанный к концу палки, служил для охоты ради пропитания или для убийства врага ради личного удовлетворения. Это грубое орудие со временем усовершенствовалось и в эпоху неолита (около 6000 лет назад) превратилось в настоящее копье с изящно отделанным кремневым наконечником, а позже (около трех с половиной тысяч лет назад) приобрело красивое бронзовое острие (рис. 63).

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 63. Бронзовый наконечник копья (около 1000 года до н. э. Справа железный наконечник копья кельтского воина (около 300 года до н. э.).

В Древней Греции (приблизительно с 600 по 120 год до н. э.) одним из способов применения копья в пешем строю было его метание с расстояния в несколько футов. Воин при этом старался поразить противника в область диафрагмы. Бросая копье, сражающийся продолжал бежать на противника и, когда тот сгибался вперед с копьем в животе, добивал его сильным ударом топора или меча по затылку. Если воин промахивался, то он мог попытать счастья, метнув второе копье, чтобы ранить им противника со второй попытки.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 64. Пилум.

Такой тип копья был усвоен франками и англосаксами, которые называли его ангоном и использовали точно так же – с целью лишить противника возможности полноценно пользоваться щитом – если, конечно, копье не ранило тяжело или не убивало противника.

Греческие и римские всадники пользовались точно таким же копьем, как и пехотинцы, – легким дротиком с длинным острым наконечником, но никогда не сражались пилумом. Такие копья – из-за того, что они были очень короткими, – не брали под мышку, как рыцарское копье, а держали в руке. Иногда их метали.

Викинги и их предшественники имели на вооружении множество копий разнообразных типов. Каждый тип имел свое особое название – например, рубящее копье, копье на шнуре (такое копье метали с помощью петли, намотанной на древко), дротик и т. д. Многочисленные, хорошо сохранившиеся образцы таких копий были обнаружены в Дании. На многих древках даже сохранились петли, с помощью которых их метали. Для обозначения своих копий викинги использовали весьма красочные и поэтические названия. Копья часто называли «змеями»: Кровавый Змей, Змей Варлинден (Щит) и так далее. Кольчуги уподобляли сетям – очень удачное наименование для тяжелого плетения: например, «сеть для копий», в то время как копья иногда называли «рыбами сетей войны». Иногда копья называли витиевато и привлекательно – например, Летучий Дракон Сражения.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 65. Копья с крыловидными наконечниками, IX век. Справа – крыловидный наконечник копья конца XV века.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 66. Наконечники пик с 1500 года.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 67. Воины на построении.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 68. Современный сучкорез.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 69. Клинки глевий. Слева глевия или билль (около 1470 года), справа глевия другой формы (около 1550 года).

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 70. Алебарды: а – около 1470 года; б – около 1570 года.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 71. Протазан. Слева – около 1470 года; справа – около 1600 года.

Дрогнули французские рыцари. Они попытались бежать, но им пришлось двигаться по топкой долине, в середине которой протекала быстрая река. В панике и беспорядке рыцари сгрудились на берегу реки. Те, кто достигли реки первыми, стали двигаться вдоль берега, стараясь отыскать мелкое место для переправы, но напиравшая масса других рыцарей сталкивала их в воду; они падали и сотнями тонули в мутной илистой речке.

У горы Моргартен произошло нечто подобное. Причины, приведшие к этому сражению, весьма сложны и запутаны, и мы не будем их касаться. Но вкратце дело сводилось к следующему: в 1314 году на трон Священной Римской империи были избраны два соперничавших короля, и один из кантонов Швейцарии, Швиц, решил, воспользовавшись всеобщей смутой, выйти из состава империи и провозгласил свою независимость. Брат одного из императоров, герцог Леопольд Австрийский, во главе рыцарского войска был послан принудить швейцарцев к должной покорности. Итак, в один из ноябрьских дней 1314 года эта армия двигалась по дороге к горной стране. Швейцарцы же блокировали все дороги, кроме одной, по которой и двинулись неподготовленные и самонадеянные австрийцы. Дорога эта вилась между крутыми холмами и озером, и там, где пространство между озером и холмами было самым узким, швейцарцы завалили и эту единственную дорогу. На заросшей лесом вершине горы они устроили засаду, предварительно повалив множество деревьев, стволы которых очистили от ветвей и сучьев, чтобы получившиеся бревна могли катиться по склону. Приготовившись таким образом, швейцарцы стали ждать.

Вскоре показался авангард австрийской колонны. Ничего не подозревая, беспечные австрийцы, которые не позаботились даже выслать вперед разведчиков, бодро продвигались по дороге, пока не наткнулись на завал. Авангард остановился, но остальные – в середине и в хвосте колонны, не зная, что произошло, продолжали двигаться, обтекая передних, и, таким образом, вся масса рыцарского войска заполнила узкий луг между озером и подножиями крутых холмов. Рыцари столпились в теснине, прижатые слева к озеру, а справа к склонам, покрытым сонным осенним лесом. Внезапно из этого мирного идиллического леса раздался оглушительный крик тысяч мощных глоток; по склонам покатились огромные бревна, сбивавшие с ног австрийских коней. За бревнами вниз по склонам бежали швейцарцы. В мгновение ока набросились они на дрогнувших рыцарей, поражая их страшными алебардами и разрубая шлемы с такой легкостью, словно те были сделаны из картона. Швейцарцы без труда отрубали рыцарям руки и ноги, защищенные только кольчугами, обезглавливали благородных коней. Застигнутые врасплох рыцари дрались как львы, но что они могли сделать? Оставшихся в живых столкнули в озеро; те немногие, кто смог длинными мечами отразить удары алебард, проложили себе путь сквозь тесные ряды и ударились в бегство. В течение нескольких минут массы людей сражались на одном месте, но вскоре, поняв, что швейцарцы оказались на высоте положения, и осознав его полную безнадежность, рыцари, находившиеся в тылу и не принимавшие участия в схватке, повернули коней и бросились отступать, оставив изрубленным более трети своего войска. Так закончилась одна из самых кровавых битв Средневековья.

Тогда же, в сороковых годах XIV века, французские армии встретились на поле боя с английскими лучниками и их смертоносными стрелами длиной почти в метр. Даже усовершенствованные доспехи не могли противостоять новому оружию, что особенно отчетливо показала битва при Креси в 1346 году. После нее стало совершенно ясно, что требуется нечто лучшее – так появились доспехи, состоявшие из хорошо пригнанных друг к другу пластин из закаленного железа, защищавших все тело рыцаря. В конце пятидесятых годов XIV века такие доспехи стали носить в Европе практически все лучшие воины. Такие доспехи нельзя было пробить, стреляя даже из длинного лука.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 72. Наконечники копий XIV—XV столетий.

С более древних времен – с эпохи готов в IV и V веках и до времен Черного Принца в XIV веке древко копья представляло собой суживавшийся к концу ровный шест длиной от девяти до одиннадцати футов с маленьким наконечником, который не отличался от такового пики, хотя и славился весьма большим разнообразием форм (рис. 72), которое никак не соотносилось с эпохами; все разновидности наконечников использовались одновременно в течение всего Средневековья. Это разнообразие было обусловлено местными особенностями, так же как в наши дни отличаются между собой формы садовых секаторов, и копья из Бордо отличались от копий кельнских, а миланское и от того и от другого.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 73. Гарда. Около 1450 года.

Только на исходе Средних веков у копья появляется приспособление, защищавшее руку. На иллюстрациях XIV века мы видим рыцарей и кавалеристов с копьями, снабженными короткой крестообразной перекладиной, похожей на переднюю часть рукоятки меча; но только во второй трети XV века, то есть после 1425 года и после царствования Генриха V, на древке копья появляется гарда. Это большой железный диск, через центр которого пропущено древко копья. Диск укреплен на древке и защищает руку рыцаря, который ухватывает копье непосредственно позади гарды (рис. 73). Можно видеть множество современных иллюстраций, на которых изображены норманны или крестоносцы с копьями, снабженными гардой. Такие картинки не имеют ничего общего с исторической правдой.

В великих битвах Столетней войны, происходившей в XIV—XV веках, рыцарям часто приходилось сражаться пешими. В этих случаях копье становилось практически бесполезным, так как было слишком длинным для того, чтобы пользоваться им как винтовкой с примкнутым штыком. Обычно для такого боя рыцари обрезали древки копий до подходящей длины. При Пуатье все сражавшиеся пешими французские рыцари обрезали копья до длины шести футов. Мы также читали, что они снимали свои кавалерийские ботинки и отрезали их длинные носы. В ботинках с короткими носами было легче перемещаться по полю сражения. Они были не высоки, так как над ними помещались поножи, защищавшие икры и голени. Поэтому можно сказать, что они напоминали своего рода кавалерийские полусапожки.

Менее хитроумным, но более практичным способом тренировки была тренировка с петлей; на ветку высокого дерева подвешивали петлю из веревки или какого-либо иного материала. Надо было на полном скаку поразить концом копья петлю. То же самое делали с куском материи. Если вы захотите попробовать сделать это теперь, то можно воспользоваться пустой консервной банкой или любой другой мелкой мишенью, в которую трудно попасть копьем и которая останется на наконечнике в случае удачного удара.

Копье и пика в чем разница. Смотреть фото Копье и пика в чем разница. Смотреть картинку Копье и пика в чем разница. Картинка про Копье и пика в чем разница. Фото Копье и пика в чем разница

Рис. 74. Копье для охоты на кабана. Около 1500 года.

Еще одной областью приложения рыцарского копья была охота на кабанов, один из самых рискованных и уважаемых видов охоты. До конца XV века для охоты на кабана применяли обычное пехотное копье с крыльями или ушками, но в конце шестидесятых годов XV века было изобретено специальное охотничье копье для рыцарской забавы такого рода. Это копье имело большой, широкий листовидный наконечник, к основанию которого прикреплен короткий поперечный стержень. Этот стержень вставляли в отверстия в основании наконечника так, чтобы концы стержня выступали под прямым углом к плоскости наконечника (рис. 74). Наличие такого приспособления было абсолютно необходимым, так как, убивая несущегося вперед кабана, охотник должен был устоять на месте, уперев острие копья в грудь животного. Зверь обычно бесстрашно и неудержимо несся прямо на охотника – почти двести фунтов роняющей пену и сверкающей налитыми кровью глазами неукротимой ярости, вооруженной семидюймовыми клыками, способными за долю секунды выпустить из человека кишки, – со скоростью под двадцать миль в час. Если у охотника были крепкие нервы и верный глаз, то кончик копья попадал в нижнюю часть груди зверя, но если у наконечника не было перекладины, то древко могло пройти вепря насквозь, и он, прежде чем испустить дух, был способен распороть живот своему обидчику. Перекладина останавливала вепря на расстоянии длины древка от охотника, хотя трех футов такого расстояния, учитывая, что половина шестифутового древка оставалась за спиной человека, едва ли было достаточно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 35 Кем был Шекспир? Глава дополнительная и имеющая характер некоего расследования

Глава 35 Кем был Шекспир? Глава дополнительная и имеющая характер некоего расследования I Фрэнсис Бэкон был человеком поразительного интеллекта, и сфера его интересов была чрезвычайно широкой. По образованию он был юристом, с течением времени стал лордом-канцлером, то

Глава 11

Глава 11 Франко и Портела Вальядарес. – Тюрьмы открываются. – Асанья возвращается к власти. – Кампания убийств фаланги. – Ларго Кабальеро как «испанский Ленин». – Появление Кальво Сотело. – Генерал Мола в Памплоне. – Ссоры в среде левых. – Смещение Алькалы Саморы. –

Глава 5. Глава внешнеполитического ведомства

Глава 5. Глава внешнеполитического ведомства Утрата гитлеровской Германией ее завоеваний стало следствием не только поражений на полях сражений ее войск, отставания в области вооружений и банкротства ее расистской идеологии, на основе которой были предприняты попытки

Глава 23. Глава кровавая, но бескровная, или суета вокруг дивана

Глава 23. Глава кровавая, но бескровная, или суета вокруг дивана Комиссия МВД обследовала также подземный кабинет Гитлера, а кроме того, все помещения по пути из кабинета к запасному выходу из фюрербункера.Сразу же отметим несоответствия в исходящей от Линге информации: в

Глава 21

Глава 21 1 Письмо Рэнкина Маккоуну 12 февраля 1964 г. Рабочие материалы комиссии Уоррена, NARA.2 Служебная записка Уилленса Рэнкину, 9 марта 1964 г., NARA.3 Служебная записка Слосона для протокола: «Переговоры с ЦРУ» от 12 марта 1964 г. Рабочие материалы комиссии Уоррена, NARA.4

Глава 22

Глава 22 1 Показания Нормана Редлика. HSCA, 8 ноября 1977 г.2 Интервью Слосона.3 Specter. Passion, p. 93; Интервью Спектера.4 Письмо Рэнкина Гуверу от 20 февраля 1964 г.5 Интервью Хости. Hosty. Assignment: Oswald, p. 234.6 Письмо Гувера Хости от 13 декабря 1963 г. Перепечатано в: Hosty. Assignment: Oswald, p. 101.7 Hosty. Assignment:

Глава 23

Глава 23 1 Интервью Слосона.2 Служебная записка Редлика Рэнкину от 11 февраля 1964 г. Рабочие материалы комиссии Уоррена, NARA.3 См. фотокопию первой страницы Tocsin, обнаруженную в рабочей корреспонденции конгрессменов, Ford Library.4 Письмо Болдуина Форду от 12 февраля 1964 г. Рабочая

Глава 24

Глава 24 1 Интервью Стерна.2 Историю Секретной службы см. в: Kessler. In the President’s Secret Service, passim.3 Историю лимузина Кеннеди можно прочесть на сайте Музея Генри Форда. www.thehenryford.org/research/kennedylimo.aspx.4 Интервью Стерна; Служебная записка Стерна Рэнкину: «Доклад о мерах безопасности

Глава 25

Глава 25 1 Письмо Форда Рэнкину от 28 марта 1964 г. Рабочие материалы комиссии Уоррена, NARA.2 Specter. Passion, p. 56.3 Биографию Стайлса см. в некрологе в: Grand Rapids (Michigan) Press, 15 апреля 1970 г.4 «Список вопросов по Марку Лейну» от 6 марта 1964 г. Рабочая корреспонденция конгрессменов, Ford Library.5

Глава 26

Глава 26 1 Письмо Белина коллегам в Herrick, Langdon, Sandblom & Belin от 27 января 1964 г. Материалы Белина в комиссии Уоррена. Ford Library.2 The Des Moines Register, 15 июня 2000 г.3 Письмо Белина коллегам в Herrick, Langdon, Sandblom & Belin от 11 января 1964 г. Материалы Белина в комиссии Уоррена, Ford Library.4 Belin. You Are the Jury,

Глава 27

Глава 27 1 Интервью Спектера. Specter. Passion, p. 107.2 Служебная записка Спектера Рэнкину «Предложение по вопросам, которые следует задать миссис Жаклин Кеннеди», 31 марта 1964 г. Рабочие материалы комиссии Уоррена, NARA.3 Интервью Спектера. См. также: Specter. Passion, passim.4 Ibid.5 Gallagher. My Life with

ГЛАВА 2 КОПЬЕ СУДЬБЫ

ГЛАВА 2 КОПЬЕ СУДЬБЫ Их можно назвать героями постольку, поскольку они обретают призвание и задаются целями — не благодаря привычному ходу событий, вытекающему из установившегося порядка, но из потаенного источника, из внутреннего разума, до поры скрытого где-то в

ГЛАВА 21 КОПЬЕ КАК СИМВОЛ КОСМИЧЕСКОГО ХРИСТА

ГЛАВА 21 КОПЬЕ КАК СИМВОЛ КОСМИЧЕСКОГО ХРИСТА Мое озлобление погасло, От моей порочности не осталось следа, И мой собственный грех изгнан. Своим путем я следую — К острову, где найду для себя оправдание. Я иду к землям, за которыми мне откроется все небо, И прохожу под

ГЛАВА 23 ГИТЛЕР ПРЕТЕНДУЕТ НА КОПЬЕ ЛОНГИНА

ГЛАВА 23 ГИТЛЕР ПРЕТЕНДУЕТ НА КОПЬЕ ЛОНГИНА Колокол королевской часовни звонил в честь воссоединения двух стран — Австрия вошла в состав Германии. Центральную площадь Вены заполнили толпы народа. Люди стояли рядами вдоль Рингштрассе, чтобы поприветствовать фюрера,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *