Копье что это 5 класс история
Древнерусские копья. В бою и на охоте
Следует отметить, что активное изучение славянских и древнерусских копий началось сравнительно недавно – на рубеже XIX и XX веков. До того археологи и историки уделяли больше внимания холодному оружию или средствам защиты, тогда как древковые образцы почти не изучались. Впрочем, в начале прошлого века ситуация изменилась, и всего за несколько десятилетий промежуток в знаниях был восполнен. Так, только к середине шестидесятых годов было обнаружено и изучено более 750 копий из разных регионов. За следующие полвека количество найденных объектов значительно выросло.
Оружейники и воины Древней Руси – как и их коллеги и соперники из других стран и регионов – постоянно вели поиск новых конструкций и вариантов копья, способных обеспечить рост боевых характеристик. В результате этого за несколько веков были внедрены и опробованы на практике множество конструкций. Новые копья отличались от существующих формой и размерами наконечника, параметрами древка и т.д.
Таким образом, древнерусские оружейники экономили время и силы на поиске совершенно новых решений за счет изучения и внедрения чужого опыта. Конечно, это не позволяло им быть в полной мере передовиками своей отрасли, но давало иные известные преимущества. Так или иначе, как показывали дальнейшие события, подобный подход обеспечивал необходимый вклад в боеспособность войска.
На протяжении долгих веков древнерусские и заграничные оружейники постоянно дорабатывали и изменяли форму наконечника копья, стремясь повысить его боевые качества. В результате и в нашей стране, и за рубежом известно большое количество форм и классов таких изделий. В случае с древками копий ситуация оказывается куда более простой.
На смену ланцетовидному наконечнику пришел т.н. пиковидный. В этом случае перо копья имело форму высокого равностороннего треугольника. Поперечное сечение наконечника было ромбическим и увеличивалось по ходу к втулке. Любопытно, что пиковидный наконечник оказался весьма удачным и эффективным. Относительное совершенство конструкции позволило ему оставаться в эксплуатации в течение нескольких следующих веков.
Еще одной любопытной новинкой X-XI веков считается т.н. гарпун – плоский наконечник стреловидной формы с парой шипов в задней части. Такие наконечники встречаются в захоронениях X-XIII веков, однако в большинстве случаев речь шла об охотничьем оружии. Двушипное копье-гарпун имело ограниченные возможности в контексте пехотного или конного боя, и потому достаточно быстро прекратило армейскую службу.
Вариантом лавролистного копья стала уже упомянутая рогатина – тяжелое копье для решения отдельных задач. Для увеличения пробивной силы наконечник рогатины мог иметь длину до 500-600 мм и ширину до 60-70 мм. Диаметр втулки достигал 30-50 мм. Общая масса рогатины могла доходить до 800-1000 г – в два с лишним раза тяжелее «простого» копья. Необходимо отметить, что рогатины могли иметь наконечники разных форм, однако лавролистный тип обеспечивал наилучшее соотношение прочности и боевых качеств.
Следует отметить, что пехота и конница могли использовать копья с наконечниками одних и тех же типов. В зависимости от сферы применения, они отличались друг от друга только размерами и массой. По мере изучения и внедрения новых типов наконечника производилось перевооружение и пеших, и конных воинов.
Ситуация в охотничьей сфере изменялась иначе. Изначально для охоты на крупного и опасного зверя использовались копья «военного» образца с наконечниками актуальных типов. Однако со временем, к XI-XII векам наметились новые тенденции. В ходе многочисленных сражений было установлено, что тяжелый двушипный гарпун не самым лучшим образом показывают себя в бою. В то же время, это изделие отличалось высокой эффективностью при охоте на зверя. Задние шипы наконечника могли цепляться за края раны и не позволяли вынуть копье, усиливая воздействие на цель. На поле боя это свойство оказывалось ненужным, но было полезным на охоте. Другим популярным инструментом для охоты стало копье-рогатина, также эффективное и на войне.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ
Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.
1.Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?
Формирование родовых общин, разделение труда, совершенствование орудий труда, форм коллективной охоты и методов обработки материалов, а также использование огня (получение и сохранение) и изготовление одежды обусловили выживание людей в Ледниковый и послеледниковый период.
2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?
Древняя одежда представляла собой покровы из шкур и меха животных. Древнейшие жилища — пещеры, в которых люди могли укрыться от непогоды и оборониться от хищных животных. На территориях, где не было пещер, древние люди рыли землянки, сооружали навесы из веток, костей и шкур животных.
3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?
В одиночку ни один охотник не мог справиться с крупным зверем. Поэтому древние люди стали использовать технологии коллективной загонной охоты. Роли охотников были распределены: отдельные группы гнали зверя в заготовленную ловушку (яму, овраг, болото), другие группы встречали зверя и убивали его.
4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?
Слово «община» выражает один из основных признаков такого сообщества — все в общине было общим: люди сообща добывали пищу, обустраивали жилище, а добыча, неважно кем она была добыта, делилась поровну. Слово «родовая» выражает главный признак родовой общины, в которой родственные связи являлись основными. Все близкие и дальние родственники, состоящие в общине, считались сородичами.
5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?
Лук и стрелы позволили древним людям охотиться на мелких и быстрых зверей, поражая их с расстояния. С копьём и дубинкой за такими мелкими зверями охотиться не получится — они предназначены преимущественно для охоты с близкого расстояния.
Примечание: Конечно, о расстоянии в «сотни шагов», как сказано в учебнике, речи не идет. Для того, чтобы поразить цель с такого расстояния, необходимы профессиональные, а не кустарно изготовленные луки, с большой степенью упругости, огромная сила охотника, чтобы натянуть такой лук и огромный опыт и глазомер, чтобы попасть с такого расстояния по движущейся мишени. Представляется маловероятным утверждение авторов о «сотнях шагов».
Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 18). Что изображено на первом плане, на втором плане?
На рисунке изображена родовая община древних людей. На переднем плане мужчины занимаются изготовлением орудий труда и охоты, а женщина шьет одежду из шкур. На заднем плане мы видим женщину, которая разрезает растянутую на кольях и высушенную шкуру, людей, которые готовят пищу на костре, мужчину, который принес череп оленя для дальнейшей его обработки. Дети сидят в палатке и наблюдают за работой взрослых, перенимая опыт.
Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 19). (По учебнику и ресурсам Интернета.)
На территории России уже найдено большое количество останков мамонтов. Большая часть находок мамонтов в России встречается в Сибири и Якутии. Примерно 12 тысяч лет назад в тех краях было тепло, поэтому эти крупные млекопитающие были очень распространены. Ледниковый период привел к смерти мамонтов, останки которых хорошо сохранились в толще вечной мерзлоты. Самыми известными находками считаются хорошо сохранившиеся останки мамонтенка Димы и мамонтенка Любы. Диму нашел бульдозерист в Магаданской области – установлено, что несчастный мамонтенок повредил ногу, и поэтому (а может он спасался от саблезубых тигров) свалился в грязевую яму или болото. Не смог выбраться, и умер. Благодаря тому, что останки мамонтенка Димы пролежали в слое вечной мерзлоты и влаги без доступа воздуха, он великолепно сохранился. До 2007 года это был первый уникальный мамонт, найденный целиком. Сейчас мамонтёнок Дима находится в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге.
В 2007 году рекорд Димы по целостности туши был побит мамонтенком Любой – ее нашли на Ямале. Предположительно, река вымыла останки животного из глубин Колымы, их обнаружил местный оленевод Юрий Худи. Поскольку Диму изрядно потрепали собаки, да и лежала туша до прибытия ученых около 10 дней, сохранность Любы – это полностью заслуга оленевода, который 2 дня почти бегом добирался до цивилизации, чтобы сообщить о находке. Мамонтенок Люба прекрасно сохранилась.
Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 17)? Как их изобретение изменило жизнь людей?
Разница между копьем и гарпуном заключается в наконечнике. Для охоты на зверей копье должно обладать способностью пробить толстую шкуру и поразить жизненно важные органы животного. После этого, охотник должен быть способен быстро вытащить копье для следующего удара. Поэтому каменные наконечники изготавливались острыми, тонкими и по возможности гладкими. Для охоты на рыбу важным было быстро поразить объект и обеспечить его удержание на острие. Поэтому наконечники для гарпунов (острог) делались легкими (как и само древко), преимущественно из кости, и зазубренными, чтобы рыба не смогла соскользнуть с гарпуна.
Значение слова «копьё»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Обычное копьё состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
копьё I
3. спорт. спортивная дисциплина, вид соревнований, связанные с метанием этого снаряда ◆ Запланированные неудачи в беге 100 метров и эстафете 4 × 100 м и незапланированный провал в тройном прыжке россиянки компенсировали победой Печёнкиной и призовыми местами Феофановой, Зыкиной, Татьяны Шиколенко (копьё), Елены Задорожной (3000 м) и Натальи Садовой (диск). Сергей Подушкин, «Звёзды континентов», Россиянки выиграли Кубок мира по лёгкой атлетике // «Известия», 22 сентября 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
копьё II
1. устар. лицевая сторона монеты (название употреблялось при игре в орлянку)
2. разг. собир. в сочетаниях типа »[[без копья]], [[ни копья]], [[нет ни копья]]» : копейка, копеечка; деньги ◆ За работу в этом лагере не платили ни копья (в Усть-Ижме хоть тридцать рублей в месяц Шухов получал). Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: колун — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Копьё
Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.(но не более 50 см.)
Содержание
История копья
Простейшее копье первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось.
Hasta
Пилумы (pila, ед. ч. pilum) — метательные орудия, применявшиеся древнеримскими воинами.
Острога (на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на неё надо было наваливаться всем весом.
Сравнительно поздно, всего 12-17 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости и разделились на метательные и рукопашные.
Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.
В случае, если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин обычно носил два копья, — чтобы, метнув одно, не остаться безоружным. Либо же ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.
Довольно поздно, — всего несколько тысяч лет назад, — уже при переходе к оседлости, кроме метательных и рукопашных, появились копья и ещё одного вида, — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но довольно толстый (как раз чтобы охватить рукой) и длинный (до 200 см). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.
Разновидности копий
Копья пехоты
Против пехоты
Против конницы
За счет применения наконечника минимального размера и изготовления древка из сравнительно легкого дерева, вес пик удерживался на уровне 4,5 кг, однако, точка приложения этой силы имела рычаг порядка двух метров, что делало пику крайне неудобной для удержания.
В бою с пехотой пикой не наносили ударов, — её просто направляли на врага и наступали. Конец пики при этом зажимался под мышкой, — только так её можно было удержать горизонтально. Либо, если пикинёры располагали кирасами (что стало обычным с конца XV века) тупой конец пики упирался в специальных держатель — «ток», приваренный к кирасе. Такой мерой удавалось достичь более жесткой фиксации пики (что было важно при продавливании ею вражеских доспехов) и несколько увеличить её эффективную длину.
В XVII веке, после появления подвижной артиллерии, с целью увеличения мобильности войск тяжелая пика стала заменяться легкой — длиной всего 300 см, пригодной в том числе и для нанесения ударов. Легкая пика весила меньше тяжелой — порядка 2,5 кг, — но имела значительно большего размера наконечник — с парой дополнительных лезвий (выполняющих функцию перекладины) — и противовес, — что делало её удержание более удобным. Однако, и такая пика оставалась слишком длинной для использования в индивидуальном бою. Пикинер по-прежнему носил шпагу или кортик.
Вполне удовлетворительной защиты от кавалерии легкая пика, однако, уже не давала, — предпосылки для её принятия возникали, лишь когда основную тяжесть борьбы с кавалерией начинали брать на себя мушкетеры. С конца же XVII века легкие пики уже стали стремительно вытесняться штыками. В 1700 году они уже были сняты с вооружения во Франции, но во время Французской революции были извлечены из арсеналов и имели некоторое применение, — в виду нехватки ружей.
За пределами Европы пики длиной 400 см для борьбы с колесницами использовались в Китае.
Кавалерийские копья
Скоро македонцы придумали, как использовать в кавалерийском бою и сариссы. Удерживать сариссу длиной 420 см можно было только взяв наперевес, и, в этом случае, отдача от удара приходилась в горизонтальной плоскости. Не имея стремян, всадник был обречен на падение, но этого не происходило, так как сарисса привязывалась кожаными ремнями к седлу, — ремни поглощали отдачу.
С изобретением стремян кавалерийские копья или пики стали употребляться повсеместно. Обычно они не имели никаких оригинальных особенностей конструкции — вес около 2,3—3,3 кг, ломкое древко 280—340 см, маленький четырёхгранный или плоский наконечник, противовес. Таким они и сохранилось у легкой и средней кавалерии вплоть до XX века.
С XIV века копья начали склеиваться в виде полой трубы и получили конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше, и ломались легче, что при упоре их в ток приобретало особую актуальность. Выражение «ломать копья» с этих пор стало синонимом рыцарского поединка.
Всадники так привыкли к тому, что после удара копьем у них в руках остается палица, что, когда в XVI веке пики стали заменяться пистолетами, этот принцип был сохранен, — пистолеты XVI—XVII веков имели на рукоятке увесистое «яблоко» и после выстрела превращались в дубинку.
На Востоке копье претерпело иную эволюцию. В арабское время, напротив, возникла тенденция к его укорочению. Зато наконечник увеличился, став широким, плоским и, нередко, изогнутым. Будучи сделан из дамаска, он приобрел если не рубящие, то режущие свойства, и теперь не обламывался в ране, а выворачивался из неё. Эта особенность позволила снабдить копье прочным древком и сделать его многоразовым.
В культуре
«Копья» (исп. Las lanzas) — второе название знаменитой картины испанского живописца Диего Веласкеса «Сдача Бреды» (исп. La rendición de Breda), посвященной одному из эпизодов Восьмидесятилетней войны (Нидерландской революции).
Символизм копья
Копьё — символ воинственности, агрессивной активности (в скандинавской мифологии Один, бросив копьё в направлении войска противников, положил начало первой войне между богами), а также фаллический символ. Последнее значение может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьём или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьём. Угаритское божество грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьём, поражающим землю (еще один образ эротического единения двух начал). Эмблемой победы служит копьё Индры — индуистского бога войны. В Китае копьё является атрибутом многих второстепенных богов.
Копьё — один из символов мировой оси.
История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9
Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?
Решение
Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.