Координация движений нарушена у ребенка что такое
Нарушение координации движения у детей
Нарушение координации движения у детей — это состояние, которое возникает в результате неправильной работы нервной системы. Нарушается согласованность взаимодействия мышц человека.
Нарушение координации движений может свидетельствовать о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также заболеваниях центральной нервной системы. Движения могут быть не симметричными, не точными. При выявлении нарушений у ребенка обратитесь в клинику «Epihelp». Квалифицированные неврологи проведут диагностику и назначат лечение.
Движения осуществляются благодаря работе мозжечка и коры головного мозга. Он соединяется с нервной системой 3 парами ножек. При движении через спинно-мозжечковые пути информация доставляется в мозжечок и кору головного мозга, где происходит их обработка и регуляция точности, соразмерности, правильности и координации движений, а также регуляция мышечного тонуса.
Заболевания, при которых нарушается координация движений:
Наиболее распространенным является диспраксия.
Диспраксия — это несогласованность движений. В простонародии «синдром неуклюжести». Этим синдромом страдают школьники. Заболевание может проявляться как:
Причины диспраксии
Причины диспраксии не выяснены. Среди вероятных причин выделяют нарушение согласованности между определенными областями мозга, замедленное развитие его отдельных частей или повреждение у ребенка нервной ткани. Возможно, может значительную роль играть и фактор наследственности.
Лечение диспраксии
Лечением нарушения координации движения у детей должен заниматься только квалифицированный специалист. Только врач может сказать вам, чем лечить нарушение координации движения у ребёнка, как избавиться от осложнений от нарушения координации движения и предотвратить его появление. Главный специалист в этой области — невролог. Он производит оценку координации и двигательных функций ребенка Лечение может улучшить поведение, снизить уровень тревоги и прочих проблем эмоционального характера как у самого пациента, так и у всех членов его семьи. Физиотерапия — важный аспект лечения. Главная цель ее заключается в постепенном развитии необходимых двигательных навыков у детей. Часто детей с таким заболеванием направляют на плавание. Дают рекомендации по выполнению определенных упражнений.
Координация движений нарушена у ребенка что такое
Нарушение координации у детей грудного возраста можно заподозрить лишь после развития произвольной двигательной активности. Наблюдение за тем, как ребенок тянется к игрушке, подносит ложку ко рту, сидит, стоит, ходит, дает представление о механизмах координации.
Атаксия и ритмический тремор рук определяются с помощью пальце-носовой и коленно-пяточной проб, но они могут быть проведены только у детей старше 2—3 лет. Если с ребенком трудно установить контакт при выполнении определенных проб, можно попросить его коснуться пальцами мелкого предмета (нос куклы, маленький шарик, маленькое пятнышко на одежде). Промахивание и тремор при приближении к цели характерны для поражения мозжечка. Пробу на адиадохокинез провести трудно. При атаксии походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, часто падает.
Мозжечковые нарушения бывают при врожденном недоразвитии мозжечка, атонической форме детского церебрального паралича, опухоли полушарий или червя мозжечка, церебеллитах инфекционного генеза, травмах головного мозга. Нарушение равновесия и координации движений наблюдается также при наследственно-дегенеративных заболеваниях, протекающих с поражением нервной системы (лейкодистрофии, факоматозы, гепатоцеребральная дистрофия и др.).
Гораздо труднее выявить у детей раннего возраста нарушение координации тонких движений. Легкие мозжечковые нарушения обычае выявляются в возрасте 2—3 лет, когда у детей вырабатывают навыки самообслуживания и они начинают участвовать в подвижных играх. Дети с мозжечковыми нарушениями медлительны, часто роняют предметы, с трудом обучаются застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Эти нарушения иногда неправильно отождествляют с синдромами неловкости, который может наблюдаться как у гипервозбудимых и двигательно-расторможенных, так и у малоподвижных детей. Неловким детям трудно выполнять упражнения, которые они никогда не делали, но если тренировать какой-либо вид двигательной активности, то можно достичь хорошего эффекта. Иногда, однако, неловкость может быть и ранним симптомом прогрессирующего заболевания нервной системы.
У детей раннего возраста можно наблюдать непроизвольные движения. Для периода новорожденности и раннего грудного возраста характерны так называемые массивные движения, которые обусловлены преобладающим влиянием таламо-паллидарной системы. Массивные движения возникают спонтанно и наблюдаются в крупных суставах: плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных. Они бывают симметричными и асимметричными. Конечности чаще находятся в различных фазах выполнения движения. Так, на одной стороне нога может быть разогнута, на другой согнута. При повороте головы в сторону возникает асимметричный шейный тонический рефлекс (поза «фехтовальщика»). Во время крика напрягаются все мышцы тела и ребенок приобретает позу опистотонуса. Массивные, резкие, бросковые движения возникают внезапно и следуют друг за другом. При их выполнении в противоположность движениям взрослого отсутствуют плавность, последовательность и экономичность.
У недоношенных и, реже, у доношенных детей в период новорожденности отмечаются атетоидные движения в предплечье и кисти. Пальцы кисти независимо один от другого производят разнообразные движения: сгибание, растопыривание, переразгибание. Атетоидные движения медленные, принятое положение пальцев кисти может долго сохраняться. В стопах атетоидные движения менее ярки. Большой палец стопы может далеко отводиться и разгибаться независимо от остальных. У детей старшего возраста этого не бывает. Описанные непроизвольные движения не являются патологическими, они тормозятся и исчезают по мере созревания стриарной системы и коры головного мозга. На начальных этапах произвольной деятельности (4—5 мес) движения неточны и неловки, но с течением времени они приобретают плавность и мягкость (в возрасте 3,5—4 лет).
При поражении нервной системы (гемолитическая болезнь новорожденных, врожденный атетоз) атетоидные движения могут появиться вновь уже как патологические симптомы. В большинстве случаев они сочетаются с хореическими движениями.
Эффективность обследования ребенка раннего возраста в значительной мере зависит от умения войти с ним в контакт,, его доверия и настроения. Это лучше удается врачам, хорошо знающим ребенка. В таких случаях у детей можно выявить гораздо большие возможности, чем при одноразовом исследовании и недостаточном знакомстве с ребенком.
Атаксии у детей
Атаксия у детей — это нарушение координации движений, которое связано с поражением мозжечка, вестибулярного аппарата или спинного мозга. Возникает как наследственное заболевание, а также под влиянием инфекционных, токсических, дегенеративных церебральных поражений. Атаксия проявляется расстройствами статики, изменениями походки, неспособностью к точной и мелкой моторике. Для диагностики требуется полный неврологический осмотр, нейровизуализация (КТ, МРТ), электрофизиологические методики (ЭНМГ, вызванные потенциалы). Лечение включает устранение основной причины (если это возможно), общеукрепляющую терапию, ЛФК и физиотерапию.
МКБ-10
Общие сведения
Термин образован от греческого «ataxia», что в переводе значит «беспорядок». Атаксия может быть как синдромальным диагнозом при травматических и дегенеративных поражениях ЦНС, так и самостоятельным заболеванием, что наблюдается при ряде наследственных патологий у детей. Истинная частота проблемы неизвестна, поскольку вторичная атаксия (как симптом другой патологии) не учитывается в статистике. Наследственные формы относят к орфанным (редким) болезням.
Причины
Атаксии детского возраста в большинстве случаев ассоциированы с генетическими дефектами. Наследование мутаций происходит по аутосомно-доминантному (атаксия Пьера-Мари, Фридрейха), аутосомно-рецессивному (синдром Луи-Бар), Х-сцепленному (синдром Артса, FXTAS) или цитоплазматическому типу наследования. Основные причины приобретенных вариантов атаксии у детей:
Патогенез
В норме в поддержании равновесия и обеспечении слаженности движений участвуют мозжечковые структуры, лобные и височные зоны коры, вестибулярный аппарат и чувствительные волокна спинного мозга. Если на одном из этих уровней происходят нарушения, клинически они проявляются атаксией. Однако мышечная сила и объем движений сохранены, поскольку парез нехарактерен.
Чаще всего атаксические реакции у детей выявляются при поражении мозжечка, который состоит из 3 частей. Повреждение на уровне архицеребеллума вызывает нарушения равновесия по типу вестибулярной дисфункции, поражение мозжечкового червя сопровождается нарушениям ходьбы и поддержания устойчивой позы. Если повреждены мозжечковые полушария, возникают расстройства скоординированного движения конечностей.
Классификация
По клиническим признакам различают статическую форму, при которой у детей нарушается равновесие в неподвижном положении, и динамическую, характеризующуюся сложностями при выполнении движений. Условно можно разделить патологию на врожденную (наследственную) и приобретенную, которая выступает одним из признаков неврологического заболевания. С учетом локализации поражения выделяют 3 группы расстройств:
Симптомы атаксии у детей
Возраст манифестации клинических проявлений варьирует от первого года до подросткового периода. Весь промежуток детства (до 18 лет) считается ранним началом атаксии и указывает на вероятную генетическую причину, даже если в семье не было подобных случаев. В основном заболевание протекает хронически, постоянно прогрессирует, но некоторые приобретенные формы дают резкое ухудшение за пару месяцев.
Мозжечковая атаксия
Характерна неустойчивая шаткая походка (как по палубе корабля), которая дополняется неуклюжими и неловкими движениями. В раннем возрасте это не всегда вовремя диагностируется, поскольку незначительно выраженные отклонения родители списывают на нормальное становление походки. Типичный симптом — когда ребенок стоит, он широко расставляет ноги, а при сведении их вместе начинает раскачиваться.
Мозжечковая форма атаксии характеризуется невозможностью попасть пальцем по носу с закрытыми глазами, трудностями с выполнением чередующихся движений (сгибание-разгибание). Атаксия у детей сопровождается нарушениями речи: ребенок говорит невнятно, слишком отрывисто и по слогам, делает неправильные ударения и интонации (мозжечковая дизартрия). У школьников изменяется почерк, он становится крупным, небрежным, размашистым.
Вестибулярная атаксия
У ребенка развиваются расстройства ходьбы, стояния, однако мелкая моторика и согласованные движения конечностями при этом не страдают. Помимо двигательных расстройств, дети жалуются на головокружение, снижение слуха или шум в ушах, приступы тошноты и рвоты. При одностороннем поражении ребенку не удается идти прямо по заданной линии, он всегда отклоняется в стороны патологического очага.
Сенситивная атаксия
Типично нарушение ощущений в конечностях, из-за чего ребенку кажется, что он ходит по мягкой, проваливающейся поверхности. Внешне это проявляется чрезмерным сгибанием в коленных и тазобедренных суставах, «тяжелыми» шагами в попытке удержать равновесие. При ходьбе ребенок постоянно смотрит под ноги, при закрытии или отведении глаз атаксия усугубляется.
Осложнения
При грубых нарушениях координации и неспособности к точным целенаправленным движениям происходит инвалидизация. Ребенок не может учиться в обычной школе, затрудняется при выполнении простых бытовых действий и самообслуживании. В зависимости от причины атаксия дополняется другими неврологическими дефицитами, усугубляющими состояния больного. Вследствие нарушений нервно-мышечной регуляции у детей возможна прогрессирующая дыхательная недостаточность.
Диагностика
Основные данные для постановки диагноза детский невролог получает при физикальном осмотре пациента. Врач обращает внимание на характер и выраженность нарушений, проводит базовые пробы (поза Ромберга, пальценосовой тест). Для дифференцировки видов атаксии специалист оценивает глубокую чувствительность и сохранность рефлексов, проверяет речь и слух. С целью уточнения причины патологического состояния используются следующие методы диагностики:
Лечение атаксии у детей
Консервативная терапия
Специфическое лечение атаксии не разработано. Если она вызвана острым неврологическим заболеванием, нутритивным дефицитом или отравлением, проводится коррекция основной проблемы, после чего расстройства координации у детей уменьшаются или полностью исчезают. При объемных образованиях, врожденных церебральных аномалиях ребенку требуется консультация нейрохирурга для определения показаний к операции.
Детям назначают поддерживающее лечение витаминами, нейрометаболическими средствами, препаратами, которые улучшают функционирование митохондрий. Важное звено схемы лечения — регулярные занятия ЛФК, укрепляющие разные группы мышцы и уменьшающие проявления дискоординации. При необходимости применяется массаж, физиотерапевтические методики, логопедическая коррекция и медико-социальная реабилитация.
Экспериментальное лечение
Эффективные терапевтические методы находятся на стадии разработки. Известен успешный клинический опыт использования антидепрессантов и антиконвульсантов при наследственных формах заболевания у детей. Исследователи работают над созданием персонифицированной генной и клеточной терапии, которая могла бы помочь больным с наследственной атаксией. Перспективным считается применение мультипотентных стволовых клеток.
Прогноз и профилактика
Наследственные варианты патологии отличаются неуклонным прогрессированием, поэтому со временем состояние ребенка будет ухудшаться. Однако, современные методы поддерживающей терапии и реабилитации замедляют этот процесс и улучшают качество жизни. Прогноз приобретенных форм зависит от их причин. Основная профилактика — генетическое консультирование семей и пренатальная диагностика генных дефектов, если у родителей отягощен анамнез.
Нарушения равновесия и координации движений
Нарушение координации движения медицинским термином называется «атаксия». Это состояние является признаком процесса, который был спровоцирован проблемами функционирования и распределения нервных импульсов, направляемых из головного мозга.
Чтобы проводить результативное лечение, необходимо провести комплексную диагностику и устранить факторы, первоначально повлиявшие на процесс деятельности мозга человека. Самолечение в такой ситуации невозможно и недопустимо. Это обусловлено тем, что возможны серьезные последствия, такие как инвалидность или летальный исход.
Опорно-двигательный аппарат подвержен контролю нервной системы. Нейроны, располагающиеся в спинном и головному мозге, взаимосвязаны. Благодаря их слаженной работе, передается сигнал в главный орган человека. Оттуда исходит ответный импульс, провоцирующий действие.
При правильной работе нейронов из разных областей, сигнал получается четким и молниеносным. Если в какой-то части существуют проблемы, то импульс подается замедленно или отсутствует вовсе. Нарушения называются потерей координации движения.
Чаще всего заболевание возникает у пожилых людей, переступивших 60-летний порог, независимо от того, мужчина это или женщина. Причиной возникновения, в первую очередь, выступает старение организма и невозможность четко и в полной мере выполнять поставленные задачи. Болезнь может развиваться не только у взрослых, но и у детей.
Виды и типы
Выделяют статическое и динамическое нарушение. В первом случае проблемы с координацией возникают только при вертикальном расположении человека, когда больной стоит. Во второй ситуации дискоординация появляется при любом движении.
Диагностируются следующие типы атаксии:
Чтобы правильно диагностировать тип заболевания, сначала выявляются факторы его возникновения. На основании этих данных пациенту назначается терапия. Чтобы устранить проблему, нужно точно знать причины нарушения координации движения при ходьбе.
Причины возникновения заболевания
Проблема движения является опасной и серьезной для пациента с отклонениями. Находясь в таком состоянии, человек не имеет возможности скоординировать собственные действия.
На развитие заболевания влияет много факторов. Выделяют следующие причины:
Выявить болезнь не составляет труда, симптомы заметны невооруженным глазом. Но чтобы точно знать, какие они бывают, необходимо ознакомиться с клинической картиной.
Симптомы проявления
Люди с развивающейся болезнью плохо передвигаются, с неуверенностью, у них отсутствует равновесие, просматривается рассеянность, артикуляция нарушена. При попытке начертить в воздухе фигуру, например, круг, у больного получается зигзаг или ломаная линия.
Один из методов проверки на координацию является тест, где больного просят дотронуться до носа. В случае развития заболевания человек не может нормально выполнить поставленную задачу. Пациент попадает то в рот, то в глаз. По почерку также видны негативные изменения: буквы написаны неравномерно, наползают друг на друга, прыгают по строке. Эти признаки свидетельствуют о неврологических проблемах.
При нарушении координации проявляются следующие симптомы:
Независимо от того, какой присутствует симптом, следует срочно обратиться к врачу. Доктор оценивает состояние пациента и точно устанавливает диагноз, на основании которого назначается терапевтическое воздействие. Раннее выявление нарушений в координации движений приводит к уменьшению симптоматики и непродолжительной терапии.
Лечение атаксии
Чтобы точно выявить заболевание, которым страдает пациент, доктор записывает жалобы, проводит внешний осмотр и тестирование. Для точности постановки диагноза необходимо пройти определенное обследование:
В зависимости от жалоб пациента диагностика подвергается корректировке, расширяется спектр необходимых анализов. Доктор на основе полученных результатов рассказывает, как и почему нужно лечиться.
Чтобы лечить нарушение координации движения, применяется комплексный подход, в который входит медикаментозная терапия, а так же при исключении противопоказаний- реабилитация.. Для терапии используют следующие медикаменты:
Все лекарственные средства назначаются доктором для больного в индивидуальном порядке.
Разработан ряд упражнений, призванных восстановить равновесие, а так же с целью профилактики их возникновений:
Благодаря ежедневным занятиям все системы постепенно приводятся в норму. Терапия лекарствами дополнительно воздействует на внутренние органы и приводит в норму кровообращение. Это позволяет быстро лечить приобретенную болезнь.
Таким образом, нарушение координации движения – патологический процесс, происходящий из-за сбоев в работе нервной системы. Симптоматика заболевания очевидна, поэтому не стоит затягивать с лечением. Правильно и ежедневно выполняемые упражнения, а также прием рекомендуемых препаратов позволяют быстро восстановить состояние пациента.
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.