Концессионное соглашение что это такое простыми словами

Статья 5. Стороны концессионного соглашения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Стороны концессионного соглашения

1. Сторонами концессионного соглашения являются:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.3, вступающей в силу с 1 февраля 2015 г.

1.3. В случае, если при заключении концессионного соглашения планируются создание и (или) реконструкция объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований, указанными публично-правовыми образованиями до объявления о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения заключается соглашение о проведении совместного конкурса, которое включает в себя:

1) информацию о лице, являющемся организатором совместного конкурса, а также о сторонах соглашения о проведении совместного конкурса;

2) права, обязанности и ответственность сторон соглашения о проведении совместного конкурса, в том числе перечень полномочий, переданных организатору сторонами этого соглашения;

3) информацию о предмете и об объекте концессионного соглашения, в отношении которых проводится совместный конкурс;

4) порядок и сроки подготовки и утверждения конкурсной документации о заключении концессионного соглашения, примерный срок проведения совместного конкурса;

5) порядок рассмотрения споров;

6) срок действия концессионного соглашения;

7) порядок размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

8) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения о проведении совместного конкурса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.4

1.4. В случае, если объектами концессионных соглашений являются здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений, концессионерами по таким концессионным соглашениям не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица), организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

1.5. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 13 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения федеральному государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента, за исключением полномочий по заключению, изменению и расторжению концессионного соглашения, а также контролю за исполнением концессионером обязательств по концессионному соглашению, наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые федеральным государственным бюджетным учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.

Информация об изменениях:

1.6. В случае, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, концессионером по такому концессионному соглашению не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица), российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ в часть 2 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2015 г.

2. Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2015 г.

4. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное статьей 4 настоящего Федерального закона, и для исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов, права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются концессионным соглашением в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае между концедентом, концессионером и кредиторами заключается соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами). Замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении концессионного соглашения, при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой нарушение существенных условий концессионного соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда. Новый концессионер, к которому переходят права и обязанности по концессионному соглашению, должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Федеральным законом и конкурсной документацией.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ в часть 5 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению (если иное не предусмотрено концессионным соглашением или заключенным в соответствии с частью 4 настоящей статьи соглашением между концессионером, концедентом и кредиторами) с соблюдением следующих требований к этому конкурсу:

1) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс), условия и критерии конкурса, проводимого в целях замены лица по концессионному соглашению, устанавливаются в соответствии с решением концедента о заключении концессионного соглашения, на основании которого был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения;

2) положения конкурсной документации, на основании которой проводится конкурс в целях замены лица по концессионному соглашению, должны соответствовать положениям конкурсной документации, на основании которой был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения, за исключением положений, в том числе параметров критериев такого конкурса, которые изменяются с учетом фактически исполненных концессионером к моменту проведения такого конкурса обязательств по концессионному соглашению;

3) условием конкурса, проводимого в целях замены лица по концессионному соглашению, наряду с условиями конкурса, указанными в пункте 1 настоящей части, является обязательство победителя конкурса по исполнению обязательств концессионера перед кредитором в порядке и на условиях, которые согласованы с кредитором и предусмотрены конкурсной документацией на проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1

5.1. При замене лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредиторами без проведения конкурса применяются правила, установленные частью 7 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6

6. Проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и определение победителя такого конкурса осуществляются в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона. Между концедентом и победителем конкурса заключается соглашение о замене лица по концессионному соглашению. Права и обязанности концессионера по концессионному соглашению прекращаются с момента заключения соглашения о замене лица по концессионному соглашению.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 7

7. В случае замены лица по концессионному соглашению условия концессионного соглашения изменяются на основании данных о фактически исполненных концессионером к моменту проведения конкурса обязательствах по концессионному соглашению, а также с учетом предложений, представленных победителем конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и содержащих лучшие условия по сравнению с условиями концессионного соглашения. Изменения, вносимые в концессионное соглашение и связанные с изменением условий этого соглашения, оформляются дополнительным соглашением к концессионному соглашению.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник

Концессионное соглашение что это такое простыми словами

1. Объектами концессионного соглашения являются:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

(в ред. Федеральных законов от 25.04.2012 N 38-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 30.12.2015 N 460-ФЗ, от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

(п. 15 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 460-ФЗ)

16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;

(п. 16 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

(п. 17 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

18) объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

(п. 18 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

19) объекты социального обслуживания граждан;

(п. 19 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

20) объекты газоснабжения;

(п. 20 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

(п. 21 введен Федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ)

22) совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных).

(п. 22 введен Федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ)

2. В случае, если объект концессионного соглашения и иное не принадлежащее концеденту имущество предназначены для использования их по общему назначению, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 настоящего Федерального закона.

(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 275-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае включения объекта концессионного соглашения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта концессионного соглашения при условии добросовестного исполнения им условий концессионного соглашения. Порядок реализации преимущественного права на выкуп определяется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

(часть 4 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

5. Концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 настоящей статьи. Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

(часть 5 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют мониторинг заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения. Порядок проведения указанного мониторинга утверждается Правительством Российской Федерации.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

Источник

Цели концессионного соглашения – отличия от договора аренды

Концессионное соглашение что это такое простыми словами. Смотреть фото Концессионное соглашение что это такое простыми словами. Смотреть картинку Концессионное соглашение что это такое простыми словами. Картинка про Концессионное соглашение что это такое простыми словами. Фото Концессионное соглашение что это такое простыми словами

Порядок заключения концессионного соглашения. Перечень объектов концессионных соглашений. Концессионное соглашение или договор аренды.

Государственное или муниципальное имущество передается в пользование в рамках определенных механизмов. В зависимости от целей передачи имущества и предмета передачи используются аукцион, конкурс, концессионные соглашения и другие механизмы. Если какое-либо имущество включено в перечень объектов, которые могут быть предметами концессионных соглашений, означает ли это, что такое имущество может быть передано только в рамках концессии, и передача с помощью любого другого механизма запрещена? В спорной ситуации разбирались судьи Волго-Вятского округа.

Фабула дела:

Администрация муниципального района передала в аренду хозяйственному обществу полигон твердых бытовых отходов (далее – ТБО). Прокурор Ярославской области обратился с иском в интересах муниципального образования о признании недействительным договора аренды, поскольку полигон ТБО является специфичным объектом и может быть только предметом концессионного соглашения.

Две судебные инстанции разделили логику прокурора и удовлетворили иск. Эти решения были оспорены в суде кассационной инстанции. Судьи кассации приняли решение, что администрация была вправе передать участок в аренду без оформления концессионного соглашения.

Судебный акт: постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.06.2019 по делу № А82-14294/2018

Выводы суда:

1. Заключение концессионного соглашения (далее также – КС) регулируется специальным федеральным законом. Согласно закону № 115-ФЗ, в рамках КС одна сторона создает или реконструирует имущество, которое в результате передается концеденту – собственнику имущества, а концессионер осуществляет эксплуатацию созданного объекта, имеет право извлекать из него доход.

2. Концессия обеспечивает привлечение инвестиций, эффективное использование государственного и муниципального имущества, повышение качества услуг, предоставляемых потребителям.

3. Полигоны ТБО входят в перечень объектов, которые могут выступать объектами КС. Основным критерием появления объектов в этом перечне является необходимость реконструировать или создавать имущество. Наличие объекта в перечне не означает, что в отношении него не могут быть заключены иные договоры, кроме концессионных соглашений.

4. Отсутствие необходимости реконструирования полигона ТБО в связи с тем, что он находится в эксплуатации непродолжительный период времени, исключает возможность заключения концессионного соглашения. Заключив его, Администрация нарушила бы установленный порядок распоряжения муниципальным имуществом.

5. Комитет правомерно исходил из того, что полигон может быть передан в аренду по результатам торгов.

Комментарии:

1) Концессия как особый вид соглашения имеет своей целью реализацию инфраструктурных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. То есть в случае возникновения необходимости создания какого-либо нового проекта, государство (муниципалитеты) вправе привлечь частные инвестиции в его создание/развитие, предложив взамен долгосрочное стабильное партнерство, а также получение доходов от дальнейшего использования имущества. Таким образом, первопричиной появления концессионного соглашения является необходимость создания или реконструкции объектов.

2) На уровне федерального законодательства выделены ключевые отрасли для реализации концессионных проектов в зависимости от наиболее приоритетных задач развития государства. Вместе с тем, в данных сферах реализуются не только концессии, но и иные формы партнерства, использования имущества. Наличие законодательства о концессиях не лишает субъектов права передавать имущество в пользование через торги.

3) Концессия предполагает вложение средств частного инвестора в развитие проекта, получение необходимых документов для создания какого-либо объекта, ввода в эксплуатацию. Имущество, которое концессионер получает от государства (муниципалитета), он обязан обособлять на балансе от собственного имущества.

4) Закон о защите конкуренции предусматривает порядок передачи муниципального имущества в аренду. В статье 17.1 закона № 135-ФЗ указано, что положения не распространяются на имущество, которое передается в рамках законодательства о концессиях. Вместе с тем, порядок передачи необходимо оценивать, исходя из цели и конкретной ситуации. В случае, когда преследуется цель создания государственного-частного партнерства, необходимо использовать модель КС, а когда для заключения КС нет предпосылок, имущество может быть передано в рамках обычного порядка.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *