Концертмейстер что это такое

Концертмейстер

Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок — традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, — например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски, по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное — творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений — это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

Концертмейстер оперы — это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.

Источник

Тем ни менее профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись.

«Когда я играю, я слышу в основном мелодию, которой аккомпанирую, а не свой аккомпанемент. Многие после обучения на специальности фортепиано идут в концертмейстеры, но не многие понимают, что это профессия требует особого слуха и восприятия. Пианист играет, как он чувствует, а концертмейстер должен слышать мелодию, и воплотить в аккомпанементе весь замысел композитора и свое восприятие этой музыки, аккомпанемент должен иметь характер мелодии, нужно слышать внутри себя мелодию, потому что концертмейстер играет только аккомпанемент, и должен порой и подгонять солиста».

Фортепиано – это единственный музыкальный инструмент, игре на котором обучались и обучаются все профессиональные и непрофессиональные музыканты (будь то вокалист, дирижёр, скрипач, баянист и т.д.) и, помимо этого, студенты-инструменталисты предпочитают на практике в школе играть именно на фортепиано.

Многие опасаются, что найти работу концертмейстером проблематично, да и оплата не такая высокая. Да, что касается Москвы, в городе действительно очень много выпускников фортепианного факультета. Тем ни менее, те, кто выбирают эту профессию, как правило, любят свою работу и со временем достигают и высокого профессионализма, и отнюдь не низкой заработной платы. Концертмейстеры востребованы в современное время по той причине, что появляется много учебных негосударственных учреждений, кружков, клубов и театров.

«Конечно, если работать в государственных учреждениях зарплата зависит от ставки (ЕТС) и уровня образования, а также от категории. Но высшей категории даже сразу после консерватории не дают. Если концертмейстер играет очень хорошо, то он достаточно быстро может получить высшую категорию. На зарплату влияют и участие в конкурсах, наличие призовых мест и многое другое»

Заработная плата в негосударственных учреждениях различна. Если это известный театр или опера, то и зарплата соответственно высокая. Но туда не так легко устроится работать. С другой стороны эта профессия мобильна. Можно работать не каждый день и сразу в нескольких местах.
Певцы, работающие в штате российских театров, пользуются услугами концертмейстеров бесплатно. Но концертмейстеры могут заниматься с ними дополнительно за деньги.

Конечно, в начале карьеры зарабатывать много не получится. Если это работа в детских учреждениях, то, как правило, платят там не много, от 4 тысяч рублей в месяц при нагрузке несколько часов в неделю. В среднем зарплата варьируется от степени занятости, и доходит до 40 тыс. рублей в месяц, если работать в музыкальной школе и иметь высокую степень разряда, при полной нагрузке.

На Западе почасовая плата пианисту-концертмейстеру составляет в среднем 30-50 долларов, а порой и больше – и понятно, что за пару часов опера не выучивается.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если вы выбрали работу в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях.

«Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания – вот что такое профессия концертмейстера».

С другой стороны, если работать в музыкальных школах, то почти всё лето свободно. А, работая с певцами, после приобретения опыта, можно обрасти собственными «клиентами», и ставить им голос, помогать распеваться. При работе в театрах это еще и постоянные гастроли, что может быть интересно для молодых специалистов.

Где обучают на концертмейстеров?

Получить образование по классу «Фортепиано» можно в консерватории и во всех музыкальных училищах и колледжах, в Академии им. Гнесиных, а также в Педагогическом Вузе и Институте Современного Искусства.

Чтобы повышать свой профессионализм необходимо не только много играть на концертах, но и участвовать или хотя бы присутствовать на конкурсах концертмейстеров. Это нужно для того, чтобы знать о стандартах, которые приняты в современное время.

В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров.

Например, Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров «Диалог во имя цельности», Всероссийский конкурс концертмейстеров. Всероссийский конкурс юных концертмейстеров, в нём могут участвовать дети юные концертмейстеры до 18 лет.

А в 2003 году учреждена Региональная Общественная организация Гильдия пианистов-концертмейстеров. Гильдия занимается вопросами социального и творческого статуса профессии, организацией концертов, помощью в трудоустройстве, поддержкой конкурсов и фестивалей, проведением мастер-классов, лекций и открытых уроков в рамках «Школы концертмейстерского мастерства», с участием крупнейших российских и зарубежных специалистов. Вступить в неё может любой концертмейстер.

В концертном зале Рахманиновского общества состоялся мастер-класс доктора искусствоведения пианиста и дирижера Михаила Аркадьева при участии заслуженной артистки РФ, солистки «Геликон-оперы» Татьяны Куинджи (сопрано).
Тема:
Работа пианиста с фортепианными версиями вокально-симфонических циклов: Г.Малер. Kindertotenlieder. Д. Шостакович. Сюита на стихи Микеланджело.
Программа концерта: С.Рахманинов. Романсы Александр фон Цемлинский «Свадебная и другие песни».

Ноябрь – март 2004 г.: Гильдия провела серию мастер-классов «Работа концертмейстера в классах с различными специальностями» совместно с методическим кабинетом Московского комитета по культуре. Совместные акции с методическим кабинетом Министерства культуры РФ.

В каких сферах можно реализовать себя как профессионала после обучения?

Источник

Значение слова «концертмейстер»

Концертмейстер что это такое. Смотреть фото Концертмейстер что это такое. Смотреть картинку Концертмейстер что это такое. Картинка про Концертмейстер что это такое. Фото Концертмейстер что это такое

1. Руководитель группы исполнителей в оркестре (первый скрипач, первый альтист и т. д.).

2. Солист симфонического или оперного оркестра.

3. Пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

2) Пианист, который помогает исполнителям(певцам, скрипачам) при разучивании репертуара и выступает с ним на концертах. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной — начиная с XIX века — музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером.

Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок — традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, — например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски, по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное — творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений — это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

Концертмейстер оперы — это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.

КОНЦЕРТМЕ’ЙСТЕР, а, м. [нем. Konzertmeister] (муз.). 1. Звание первого скрипача в оркестре, играющего сольные партии. 2. Музыкант-акомпаниатор в оперном театре, помогающий певцам разучивать их партии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

концертме́йстер

1. муз. первый скрипач — солист симфонического или оперного оркестра; также музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра

2. муз. пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами

Делаем Карту слов лучше вместе

Концертмейстер что это такое. Смотреть фото Концертмейстер что это такое. Смотреть картинку Концертмейстер что это такое. Картинка про Концертмейстер что это такое. Фото Концертмейстер что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лестничка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер и почему аккомпанируют всегда только на рояле? Полина Задрейко отвечает на вопросы о своей профессии

Как по нотам

Зачем дружить с артистами и почему аккомпанируют всегда только на рояле? На вопросы о своей профессии отвечает концертмейстер хора Большого театра оперы и балета Беларуси Полина Задрейко.

Концертмейстер что это такое. Смотреть фото Концертмейстер что это такое. Смотреть картинку Концертмейстер что это такое. Картинка про Концертмейстер что это такое. Фото Концертмейстер что это такое– При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях

1 Итак, хочу стать концертмейстером. С чего мне начать?

– Самое главное – это любовь к музыке и грамотный педагог, который привьет интерес к будущей профессии. Мне посчастливилось, нашелся преподаватель, который увлек меня музыкой, и я до сих пор ею живу.

2 Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер?

– Это человек, который исполняет произведение на рояле вместе с певцом или другими инструментами. Так вроде немного понятнее, да?

3 Концертмейстер и аккомпаниатор – это разные люди?

– Со словом «аккомпаниатор» мы сталкиваемся не слишком часто. Так нас почему-то называют, когда мы, еще не окончив академию музыки, начинаем работать в музыкальных школах. Даже не знаю, с чем это связано. Обижает ли? Нисколько. Хотя, на мой взгляд, концертмейстер звучит чуточку значимее и приятнее. Концертмейстер все-таки играет большую роль во время подготовки к спектаклю. Оперные спектакли солист исполняет с оркестром, а вся подготовительная работа проводится в классе под руководством концертмейстера. Он не просто аккомпанирует, он в эти моменты еще становится учителем, помощником и правой рукой артиста.

4 Почему аккомпанируют всегда только на рояле?

– Может, скажу громко, но роял­ь – это король всех музыкальных инструментов. Кроме того, считается, что только на рояле можно воссоздать всю ту палитру звуков, которую оркестр передает большим количеством инструментов.

Концертмейстер что это такое. Смотреть фото Концертмейстер что это такое. Смотреть картинку Концертмейстер что это такое. Картинка про Концертмейстер что это такое. Фото Концертмейстер что это такое

5 Можно репетировать без концертмейстера?

– Можно, но не нужно. Конечно, есть вариант все выучить самостоятельно, но полностью погрузиться в музыку, представить ее краски и оттенки без концертмейстера вряд ли возможно.

6 С руководителем хора (хоровы­м дирижером) нужно дружить?

– Обязательно. Как и в любом большом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща. В оперном спектакле задействовано огромное количество людей: оркестр, дирижер, солисты, хор… И чтобы все это работало, взаимопонимание должно быть и в классе, и вне его. Спектакль идет один раз вечером, а работа в классе – каждый день на протяжении многих месяцев. Поэтому нам всем обязательно нужно жить дружно.

7 Кто важнее: хормейстер или концертмейстер?

– Конечно, хормейстер. Во-первых, это руководитель. Во-вторых, опытный человек, к мнению которого нужно прислушиваться, а его авторитету – доверять. Работа концертмейстера зачастую черновая: выучить материал, подыграть, а хормейстер слышит всю картину целиком.

8 Сколько партитур можно запомнить наизусть?

– Я знаю на память штуки две-три. И это при условии постоян­ной работы с хоровыми пар­титурами.

9 А надо их вообще заучивать?

– Нет. Скорее их просто нужно хорошо знать. Ноты – главный помощник концертмейстера.

10 Как играть и одновременно следить за дирижером?

– Ну, не третьим глазом, но боковым зрением так точно. Все мы люди творческие, и у каждого может возникнуть порыв интерпретировать произведение по-своему, сделать ускорение или, наоборот, замедление… Поэтому периодически нужно посматривать на дирижера и контролировать музыкальный процесс.

11 Если кто-то из солистов просит остаться после занятий в классе и подыграть, обязательно соглашаться?

– Я такой альтруист, да еще влюб­ленный в свое дело, что никому и никогда не отказываю. При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях. Если ты с этим соглашаешься, то ответ на вопрос очевиден.

12 Концертмейстер может заменить дирижера?

– Только на определенных этапах. За пульт стать в концерте или спектакле, конечно, не может. Здесь как минимум нужен навык дирижирования, этому надо отдельно учиться. А провести репетицию без хорового дирижера в принципе можно. Но на моей практике таких случаев пока еще не было. Другое дело – работа с молодыми ребятами, которые только пришли в труппу хора. Тогда мы занимаемся с ними без хормейстера. Но это не огромный коллектив, человек пять-десять.

Концертмейстер что это такое. Смотреть фото Концертмейстер что это такое. Смотреть картинку Концертмейстер что это такое. Картинка про Концертмейстер что это такое. Фото Концертмейстер что это такоеКак и в любом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща

13 Какой карьерный рост у концертмейстера?

– Для меня карьерный рост – это больше про различные стажировки, концертные проекты, участие в конкурсах. Считаю их очень полезными. С каждым годом уровень творческих состязаний все выше и выше, а соперничать с профессионалами всегда приятно. Еще при желании можно переучиться и стать симфоническим дирижером. В Белорусской государственной академии музыки есть возможность получить второе высшее образование на базе первого. Специальностей три: «композиция», «пение» и «дирижирование». То есть, если поставить цель, можно стать дирижером – и это тоже будет своеобразный карьерный рост.

Полина Задрейко. Родилась в Минске. В 2019 году окончила Белорусскую государ­ственную академию музыки по специальности «фортепиано», в этом году – там же магистратуру. С 2019-го – концертмейстер хора Большого театра.

Источник

Кто такой концертмейстер

Мир музыкального искусства насчитывает множество профессий. Одна из них – концертмейстер.

Описание профессии

Работа концертмейстера не сводится к простому аккомпанированию на фортепиано или другом инструменте певцам, как это было в 17 веке во времена становления профессии. Сегодня такие музыканты – это в первую очередь прекрасные исполнители, которые обладают тонким слухом и развитым чувством ансамбля, умеют эффектно подать солиста во время представления. Кроме того, концертмейстер – это еще и распорядитель музыкального действа, и одновременно помощник дирижера.

На сегодняшний день сформировалось несколько разновидностей профессии концертмейстера:

Главной группой в составе симфонического оркестра принято считать струнные инструменты. Их концертмейстер помогает дирижеру управлять всем оркестром. Это почетная и крайне ответственная должность. Когда исполнение произведения завершено, дирижеру обычно аплодируют. Он, демонстрируя желание разделить успех со всеми музыкантами, обменивается рукопожатием с концертмейстером, выражая таким образом свою благодарность.

Концертмейстер что это такое. Смотреть фото Концертмейстер что это такое. Смотреть картинку Концертмейстер что это такое. Картинка про Концертмейстер что это такое. Фото Концертмейстер что это такоеКонцертмейстер-аккомпаниатор сопровождает выступление солиста. На репетициях они вместе занимаются разработкой художественной концепции и уточнением всех нюансов исполнения. Работа концертмейстера заключается не только в виртуозной игре. Также он должен оказывать помощь солистам оперы в изучении их партий, тщательно контролировать уровень качества исполнения. Если появляются сложности, он обязан подсказывать и корректировать недочеты. Словом, концертмейстер – это не простой музыкант. Ему нужно быть еще и педагогом, психологом и хорошим организатором.

Обучение

Для работы обязательно нужно высшее профессиональное образование по основной либо смежной специальности. Поступать можно на такие направления подготовки: «Дирижирование», «Композиция», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство концертного исполнительства», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».

Вузов, где готовят будущих концертмейстеров, в России предостаточно. В качестве примера перечислим некоторые из них:

Для поступления в любое из перечисленных или другое музыкальное высшее учебное заведение абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также предусмотрен творческий конкурс, условия которого следует узнавать в самом вузе.

Круг обязанностей

Спектр обязанностей концертмейстера достаточно широк и зависит от места его работы. Основная функция заключается в профессиональном исполнении музыкального произведения любой сложности. В учебном заведении он вместе с преподавателем разрабатывает тематические программы и планы. Такой специалист ведет занятия (как групповые, так и индивидуальные) с учащимися. Главная задача – сформировать у них навыки исполнительства и игры в составе ансамбля, развить художественный вкус, повысить эрудицию, воспитать стремление к творческой индивидуальности.

Кроме того, концертмейстер:

Успешная деятельность невозможна без регулярного пополнения багажа знаний в сферах исполнительства и педагогики, а также свободного владения фортепиано. Независимо от места работы концертмейстер обязан постоянно развиваться – обретать новые и оттачивать уже имеющиеся умения и навыки. Для этого нужна практика – чем больше, тем лучше. Он должен уметь полностью раскрывать художественные образы исполняемого произведения, применяя полученные знания теории и опыт.

Личностные качества

Для успешной работы концертмейстеру необходимы:

Кроме того, концертмейстер должен уметь различать главное и второстепенное, а также быстро реагировать, если что-то идет не по плану. Вот, например, представим себе концерт в Большом театре. Внезапно у солиста вылетает из головы фрагмент музыкального текста. Он останавливается или начинает путаться. В такой момент концертмейстеру нужно своевременно подхватить партию солиста и грамотно довести выступление до финала. Если во время игры произойдет остановка – это равноценно полному провалу.

Уровень заработной платы

По информации сайтов с вакансиями, выше всего труд концертмейстера ценят на территории Чукотского автономного округа. Средняя зарплата там составляет порядка 50 тысяч рублей. На втором месте – Сахалинская область. Там представитель этой профессии получает 40 тысяч рублей. Замыкает тройку лидеров Камчатский край. Специалисту здесь предлагают чуть более 33 тысяч рублей.

В среднем по России подавляющее большинство работодателей (70 %) готовы платить концертмейстеру до 20 700 рублей. Примерно четверть обещают заработную плату в размере от 20 700 до 38 600 рублей. И лишь 6 % указывают в вакансии суммы от 38 600 до 56 500 рублей.

Трудоустройство и карьерный рост

Концертмейстер может устроиться на работу в детскую музыкальную школу, консерваторию, на факультет искусств в высшее учебное заведение или в симфонический оркестр. Самые талантливые представители этой профессии могут выступать вместо дирижера. Один из наиболее ярких примеров – австрийский скрипач Вилли Босковски, знаменитый концертмейстер Венского филармонического оркестра. Чтобы приблизиться к столь высокому уровню, понадобится не только талант и диплом, но еще и постоянное самообразование. Достичь этого способны единицы. Большинство может сделать успешную педагогическую карьеру, трудоустроившись для начала в музыкальную школу.

Амбициозный специалист будет легко продвигаться по карьерной лестнице. По крайней мере, у него есть все шансы занять руководящую должность – например, возглавить факультет и даже консерваторию, стать частью известного оркестра.

Востребованность профессии

Несмотря на тотальную компьютеризацию и внедрение искусственного интеллекта, исчезновение профессии концертмейстера не грозит. Музыкальное искусство – дело тонкое. Без непосредственного участия человека в этой сфере еще долго не смогут обойтись. А настоящие профессионалы и раньше, и сегодня – на вес золота.

Одним словом, безработица концертмейстера вряд ли затронет. Консерватория, школа (общеобразовательная и музыкальная), дворец детского творчества, центр досуга – все эти учреждения нуждаются в квалифицированном специалисте. В вузах музыкального профиля представитель этой профессии вообще нарасхват. Он нужен на занятиях по любому направлению подготовки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *