Концертмейстер что это такое
Концертмейстер
Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок — традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, — например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски, по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).
Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное — творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений — это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.
В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.
Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.
Концертмейстер оперы — это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.
Тем ни менее профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись.
«Когда я играю, я слышу в основном мелодию, которой аккомпанирую, а не свой аккомпанемент. Многие после обучения на специальности фортепиано идут в концертмейстеры, но не многие понимают, что это профессия требует особого слуха и восприятия. Пианист играет, как он чувствует, а концертмейстер должен слышать мелодию, и воплотить в аккомпанементе весь замысел композитора и свое восприятие этой музыки, аккомпанемент должен иметь характер мелодии, нужно слышать внутри себя мелодию, потому что концертмейстер играет только аккомпанемент, и должен порой и подгонять солиста».
Фортепиано – это единственный музыкальный инструмент, игре на котором обучались и обучаются все профессиональные и непрофессиональные музыканты (будь то вокалист, дирижёр, скрипач, баянист и т.д.) и, помимо этого, студенты-инструменталисты предпочитают на практике в школе играть именно на фортепиано.
Многие опасаются, что найти работу концертмейстером проблематично, да и оплата не такая высокая. Да, что касается Москвы, в городе действительно очень много выпускников фортепианного факультета. Тем ни менее, те, кто выбирают эту профессию, как правило, любят свою работу и со временем достигают и высокого профессионализма, и отнюдь не низкой заработной платы. Концертмейстеры востребованы в современное время по той причине, что появляется много учебных негосударственных учреждений, кружков, клубов и театров.
«Конечно, если работать в государственных учреждениях зарплата зависит от ставки (ЕТС) и уровня образования, а также от категории. Но высшей категории даже сразу после консерватории не дают. Если концертмейстер играет очень хорошо, то он достаточно быстро может получить высшую категорию. На зарплату влияют и участие в конкурсах, наличие призовых мест и многое другое»
Заработная плата в негосударственных учреждениях различна. Если это известный театр или опера, то и зарплата соответственно высокая. Но туда не так легко устроится работать. С другой стороны эта профессия мобильна. Можно работать не каждый день и сразу в нескольких местах.
Певцы, работающие в штате российских театров, пользуются услугами концертмейстеров бесплатно. Но концертмейстеры могут заниматься с ними дополнительно за деньги.
Конечно, в начале карьеры зарабатывать много не получится. Если это работа в детских учреждениях, то, как правило, платят там не много, от 4 тысяч рублей в месяц при нагрузке несколько часов в неделю. В среднем зарплата варьируется от степени занятости, и доходит до 40 тыс. рублей в месяц, если работать в музыкальной школе и иметь высокую степень разряда, при полной нагрузке.
На Западе почасовая плата пианисту-концертмейстеру составляет в среднем 30-50 долларов, а порой и больше – и понятно, что за пару часов опера не выучивается.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.
Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если вы выбрали работу в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях.
«Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания – вот что такое профессия концертмейстера».
С другой стороны, если работать в музыкальных школах, то почти всё лето свободно. А, работая с певцами, после приобретения опыта, можно обрасти собственными «клиентами», и ставить им голос, помогать распеваться. При работе в театрах это еще и постоянные гастроли, что может быть интересно для молодых специалистов.
Где обучают на концертмейстеров?
Получить образование по классу «Фортепиано» можно в консерватории и во всех музыкальных училищах и колледжах, в Академии им. Гнесиных, а также в Педагогическом Вузе и Институте Современного Искусства.
Чтобы повышать свой профессионализм необходимо не только много играть на концертах, но и участвовать или хотя бы присутствовать на конкурсах концертмейстеров. Это нужно для того, чтобы знать о стандартах, которые приняты в современное время.
В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров.
Например, Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров «Диалог во имя цельности», Всероссийский конкурс концертмейстеров. Всероссийский конкурс юных концертмейстеров, в нём могут участвовать дети юные концертмейстеры до 18 лет.
А в 2003 году учреждена Региональная Общественная организация Гильдия пианистов-концертмейстеров. Гильдия занимается вопросами социального и творческого статуса профессии, организацией концертов, помощью в трудоустройстве, поддержкой конкурсов и фестивалей, проведением мастер-классов, лекций и открытых уроков в рамках «Школы концертмейстерского мастерства», с участием крупнейших российских и зарубежных специалистов. Вступить в неё может любой концертмейстер.
В концертном зале Рахманиновского общества состоялся мастер-класс доктора искусствоведения пианиста и дирижера Михаила Аркадьева при участии заслуженной артистки РФ, солистки «Геликон-оперы» Татьяны Куинджи (сопрано).
Тема:
Работа пианиста с фортепианными версиями вокально-симфонических циклов: Г.Малер. Kindertotenlieder. Д. Шостакович. Сюита на стихи Микеланджело.
Программа концерта: С.Рахманинов. Романсы Александр фон Цемлинский «Свадебная и другие песни».
Ноябрь – март 2004 г.: Гильдия провела серию мастер-классов «Работа концертмейстера в классах с различными специальностями» совместно с методическим кабинетом Московского комитета по культуре. Совместные акции с методическим кабинетом Министерства культуры РФ.
В каких сферах можно реализовать себя как профессионала после обучения?
Значение слова «концертмейстер»
1. Руководитель группы исполнителей в оркестре (первый скрипач, первый альтист и т. д.).
2. Солист симфонического или оперного оркестра.
3. Пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
2) Пианист, который помогает исполнителям(певцам, скрипачам) при разучивании репертуара и выступает с ним на концертах. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной — начиная с XIX века — музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером.
Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок — традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, — например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски, по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).
Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное — творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений — это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.
В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.
Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.
Концертмейстер оперы — это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.
КОНЦЕРТМЕ’ЙСТЕР, а, м. [нем. Konzertmeister] (муз.). 1. Звание первого скрипача в оркестре, играющего сольные партии. 2. Музыкант-акомпаниатор в оперном театре, помогающий певцам разучивать их партии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
концертме́йстер
1. муз. первый скрипач — солист симфонического или оперного оркестра; также музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра
2. муз. пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лестничка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер и почему аккомпанируют всегда только на рояле? Полина Задрейко отвечает на вопросы о своей профессии
Как по нотам
Зачем дружить с артистами и почему аккомпанируют всегда только на рояле? На вопросы о своей профессии отвечает концертмейстер хора Большого театра оперы и балета Беларуси Полина Задрейко.
– При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях
1 Итак, хочу стать концертмейстером. С чего мне начать?
– Самое главное – это любовь к музыке и грамотный педагог, который привьет интерес к будущей профессии. Мне посчастливилось, нашелся преподаватель, который увлек меня музыкой, и я до сих пор ею живу.
2 Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер?
– Это человек, который исполняет произведение на рояле вместе с певцом или другими инструментами. Так вроде немного понятнее, да?
3 Концертмейстер и аккомпаниатор – это разные люди?
– Со словом «аккомпаниатор» мы сталкиваемся не слишком часто. Так нас почему-то называют, когда мы, еще не окончив академию музыки, начинаем работать в музыкальных школах. Даже не знаю, с чем это связано. Обижает ли? Нисколько. Хотя, на мой взгляд, концертмейстер звучит чуточку значимее и приятнее. Концертмейстер все-таки играет большую роль во время подготовки к спектаклю. Оперные спектакли солист исполняет с оркестром, а вся подготовительная работа проводится в классе под руководством концертмейстера. Он не просто аккомпанирует, он в эти моменты еще становится учителем, помощником и правой рукой артиста.
4 Почему аккомпанируют всегда только на рояле?
– Может, скажу громко, но рояль – это король всех музыкальных инструментов. Кроме того, считается, что только на рояле можно воссоздать всю ту палитру звуков, которую оркестр передает большим количеством инструментов.
5 Можно репетировать без концертмейстера?
– Можно, но не нужно. Конечно, есть вариант все выучить самостоятельно, но полностью погрузиться в музыку, представить ее краски и оттенки без концертмейстера вряд ли возможно.
6 С руководителем хора (хоровым дирижером) нужно дружить?
– Обязательно. Как и в любом большом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща. В оперном спектакле задействовано огромное количество людей: оркестр, дирижер, солисты, хор… И чтобы все это работало, взаимопонимание должно быть и в классе, и вне его. Спектакль идет один раз вечером, а работа в классе – каждый день на протяжении многих месяцев. Поэтому нам всем обязательно нужно жить дружно.
7 Кто важнее: хормейстер или концертмейстер?
– Конечно, хормейстер. Во-первых, это руководитель. Во-вторых, опытный человек, к мнению которого нужно прислушиваться, а его авторитету – доверять. Работа концертмейстера зачастую черновая: выучить материал, подыграть, а хормейстер слышит всю картину целиком.
8 Сколько партитур можно запомнить наизусть?
– Я знаю на память штуки две-три. И это при условии постоянной работы с хоровыми партитурами.
9 А надо их вообще заучивать?
– Нет. Скорее их просто нужно хорошо знать. Ноты – главный помощник концертмейстера.
10 Как играть и одновременно следить за дирижером?
– Ну, не третьим глазом, но боковым зрением так точно. Все мы люди творческие, и у каждого может возникнуть порыв интерпретировать произведение по-своему, сделать ускорение или, наоборот, замедление… Поэтому периодически нужно посматривать на дирижера и контролировать музыкальный процесс.
11 Если кто-то из солистов просит остаться после занятий в классе и подыграть, обязательно соглашаться?
– Я такой альтруист, да еще влюбленный в свое дело, что никому и никогда не отказываю. При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях. Если ты с этим соглашаешься, то ответ на вопрос очевиден.
12 Концертмейстер может заменить дирижера?
– Только на определенных этапах. За пульт стать в концерте или спектакле, конечно, не может. Здесь как минимум нужен навык дирижирования, этому надо отдельно учиться. А провести репетицию без хорового дирижера в принципе можно. Но на моей практике таких случаев пока еще не было. Другое дело – работа с молодыми ребятами, которые только пришли в труппу хора. Тогда мы занимаемся с ними без хормейстера. Но это не огромный коллектив, человек пять-десять.
Как и в любом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща
13 Какой карьерный рост у концертмейстера?
– Для меня карьерный рост – это больше про различные стажировки, концертные проекты, участие в конкурсах. Считаю их очень полезными. С каждым годом уровень творческих состязаний все выше и выше, а соперничать с профессионалами всегда приятно. Еще при желании можно переучиться и стать симфоническим дирижером. В Белорусской государственной академии музыки есть возможность получить второе высшее образование на базе первого. Специальностей три: «композиция», «пение» и «дирижирование». То есть, если поставить цель, можно стать дирижером – и это тоже будет своеобразный карьерный рост.
Полина Задрейко. Родилась в Минске. В 2019 году окончила Белорусскую государственную академию музыки по специальности «фортепиано», в этом году – там же магистратуру. С 2019-го – концертмейстер хора Большого театра.
Кто такой концертмейстер
Мир музыкального искусства насчитывает множество профессий. Одна из них – концертмейстер.
Описание профессии
Работа концертмейстера не сводится к простому аккомпанированию на фортепиано или другом инструменте певцам, как это было в 17 веке во времена становления профессии. Сегодня такие музыканты – это в первую очередь прекрасные исполнители, которые обладают тонким слухом и развитым чувством ансамбля, умеют эффектно подать солиста во время представления. Кроме того, концертмейстер – это еще и распорядитель музыкального действа, и одновременно помощник дирижера.
На сегодняшний день сформировалось несколько разновидностей профессии концертмейстера:
Главной группой в составе симфонического оркестра принято считать струнные инструменты. Их концертмейстер помогает дирижеру управлять всем оркестром. Это почетная и крайне ответственная должность. Когда исполнение произведения завершено, дирижеру обычно аплодируют. Он, демонстрируя желание разделить успех со всеми музыкантами, обменивается рукопожатием с концертмейстером, выражая таким образом свою благодарность.
Концертмейстер-аккомпаниатор сопровождает выступление солиста. На репетициях они вместе занимаются разработкой художественной концепции и уточнением всех нюансов исполнения. Работа концертмейстера заключается не только в виртуозной игре. Также он должен оказывать помощь солистам оперы в изучении их партий, тщательно контролировать уровень качества исполнения. Если появляются сложности, он обязан подсказывать и корректировать недочеты. Словом, концертмейстер – это не простой музыкант. Ему нужно быть еще и педагогом, психологом и хорошим организатором.
Обучение
Для работы обязательно нужно высшее профессиональное образование по основной либо смежной специальности. Поступать можно на такие направления подготовки: «Дирижирование», «Композиция», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство концертного исполнительства», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».
Вузов, где готовят будущих концертмейстеров, в России предостаточно. В качестве примера перечислим некоторые из них:
Для поступления в любое из перечисленных или другое музыкальное высшее учебное заведение абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также предусмотрен творческий конкурс, условия которого следует узнавать в самом вузе.
Круг обязанностей
Спектр обязанностей концертмейстера достаточно широк и зависит от места его работы. Основная функция заключается в профессиональном исполнении музыкального произведения любой сложности. В учебном заведении он вместе с преподавателем разрабатывает тематические программы и планы. Такой специалист ведет занятия (как групповые, так и индивидуальные) с учащимися. Главная задача – сформировать у них навыки исполнительства и игры в составе ансамбля, развить художественный вкус, повысить эрудицию, воспитать стремление к творческой индивидуальности.
Кроме того, концертмейстер:
Успешная деятельность невозможна без регулярного пополнения багажа знаний в сферах исполнительства и педагогики, а также свободного владения фортепиано. Независимо от места работы концертмейстер обязан постоянно развиваться – обретать новые и оттачивать уже имеющиеся умения и навыки. Для этого нужна практика – чем больше, тем лучше. Он должен уметь полностью раскрывать художественные образы исполняемого произведения, применяя полученные знания теории и опыт.
Личностные качества
Для успешной работы концертмейстеру необходимы:
Кроме того, концертмейстер должен уметь различать главное и второстепенное, а также быстро реагировать, если что-то идет не по плану. Вот, например, представим себе концерт в Большом театре. Внезапно у солиста вылетает из головы фрагмент музыкального текста. Он останавливается или начинает путаться. В такой момент концертмейстеру нужно своевременно подхватить партию солиста и грамотно довести выступление до финала. Если во время игры произойдет остановка – это равноценно полному провалу.
Уровень заработной платы
По информации сайтов с вакансиями, выше всего труд концертмейстера ценят на территории Чукотского автономного округа. Средняя зарплата там составляет порядка 50 тысяч рублей. На втором месте – Сахалинская область. Там представитель этой профессии получает 40 тысяч рублей. Замыкает тройку лидеров Камчатский край. Специалисту здесь предлагают чуть более 33 тысяч рублей.
В среднем по России подавляющее большинство работодателей (70 %) готовы платить концертмейстеру до 20 700 рублей. Примерно четверть обещают заработную плату в размере от 20 700 до 38 600 рублей. И лишь 6 % указывают в вакансии суммы от 38 600 до 56 500 рублей.
Трудоустройство и карьерный рост
Концертмейстер может устроиться на работу в детскую музыкальную школу, консерваторию, на факультет искусств в высшее учебное заведение или в симфонический оркестр. Самые талантливые представители этой профессии могут выступать вместо дирижера. Один из наиболее ярких примеров – австрийский скрипач Вилли Босковски, знаменитый концертмейстер Венского филармонического оркестра. Чтобы приблизиться к столь высокому уровню, понадобится не только талант и диплом, но еще и постоянное самообразование. Достичь этого способны единицы. Большинство может сделать успешную педагогическую карьеру, трудоустроившись для начала в музыкальную школу.
Амбициозный специалист будет легко продвигаться по карьерной лестнице. По крайней мере, у него есть все шансы занять руководящую должность – например, возглавить факультет и даже консерваторию, стать частью известного оркестра.
Востребованность профессии
Несмотря на тотальную компьютеризацию и внедрение искусственного интеллекта, исчезновение профессии концертмейстера не грозит. Музыкальное искусство – дело тонкое. Без непосредственного участия человека в этой сфере еще долго не смогут обойтись. А настоящие профессионалы и раньше, и сегодня – на вес золота.
Одним словом, безработица концертмейстера вряд ли затронет. Консерватория, школа (общеобразовательная и музыкальная), дворец детского творчества, центр досуга – все эти учреждения нуждаются в квалифицированном специалисте. В вузах музыкального профиля представитель этой профессии вообще нарасхват. Он нужен на занятиях по любому направлению подготовки.