Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 3

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Сергей Рахманинов – это яркая и сильная фигура в отечественной музыкальной культуре. Он был блестящим пианистом, не имеющим себе равных среди современников. Кроме того многие поклонники знали его как выдающегося дирижера и, конечно же, композитора. Не случайно один из музыкальных критиков назвал маэстро «божеством в трех лицах». Его исполнительский дар был поистине великолепным, и именно фортепианной музыке Рахманинов уделял огромное значение в своем творчестве.

Историю создания Концерта для фортепиано №3 Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Очень важное место в фортепианном творчестве Сергея Васильевича Рахманинова занимает жанр концерта. Более того, ни один из его современников не придавал такого значения этому жанру. Считается, что именно концерты – это своеобразные вершины в его творчестве, а остальные сочинения (сонаты, вариации, прелюдии ) лишь спутники, но неизменно наделенные аналогичными творческими идеями.

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Все концертное творчество композитора принято делить на три периода: ранний, зрелый и заграничный. Так, его первый концерт был сочинен еще в студенческие годы, во время обучения в консерватории (1981). Второй (1901) и Третий (1909) концерты появляются уже в зрелый период его творческого пути. Четвертый принято относить к переходному отрезку от зрелого к позднему периоду, соответственно от русского к заграничному. Сюда же следует отнести и Рапсодию на тему Паганини . Первый концерт принято считать еще недостаточно самостоятельным. В нем улавливается большое влияние Чайковского , Грига, Листа . Любопытно, что именно этот концерт является первым произведением, которое молодой композитор решил предать гласности и занес в свой первый опус. Чуть позже он сделал вторую редакцию этого сочинения.

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Во Втором концерте Рахманинов предстает уже зрелым композитором с индивидуальным ярким стилем. Исполнение этого произведения принесло Сергею Васильевичу заслуженный успех. Оно сразу же было признано критиками лучшим в этом жанре, правда, после Концерта b-moll Чайковского. Главную партию первой части и вовсе назвали одной из самых ярких тем России.

Центральное место в этот период творчества занимает Третий фортепианный концерт, который ничуть не уступает предыдущему по мелодическому богатству и широте тем. Более того, в нем заметно чувствуется большая зрелость и сосредоточенность мысли.

Весной 1909 года семья Рахманиновых покинула Дрезден и вернулась в Москву. Композитор сразу же включился в работу. Летом, по обычаю, он перебирается в Ивановку. Вот только к этому времени имение уже пришло практически в упадок. Композитору пришлось взять в свои руки полностью управление и привести все в порядок. Масса усовершенствований обошлась Рахманинову в приличную сумму. Именно здесь он и начинает работу над своим Третьим концертом d moll. К октябрю этого года произведение было полностью закончено и оркестровано.

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Впервые концерт был исполнен в ноябре 1909 года в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша. В январе 1910 года Сергей Васильевич повторил исполнение своего нового сочинения уже совместно с Густавом Малером . А вот соотечественники композитора смогли познакомиться с новым сочинением в исполнении автором весной 1910 года. Оркестром управлял Е. Плотников.

После первого прослушивания концерт был очень тепло принят публикой и высоко отмечен музыкальной общественностью, но не более. Настоящее признание пришло немного позднее. Критики объясняют это новизной концерта. Лишь в 30-е годы это сочинение получает более широкое признание публики, его исполняют во многих концертах. В. Горовиц, В. Гизекинг, а также многие другие советские и английские пианисты включают это произведение в свои программы.

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Интересные факты

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Содержание Концерта для фортепиано №3 Рахманинова

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

В Третьем концерте Рахманинов показал во всей красе образ Родины, но немного иной, нежели во Втором. Здесь композитор уделяет внимание именно Древней Руси, с ее таинственным и поэтичным звучанием. Мягкая и задушевная мелодия начинает концерт, она словно невзначай напета. Тема эта словно сама выросла из русского народного-песенного мелоса. Постепенно свободно-вариантное песенное развертывание приводит к кульминации в которой возникает новый песенный оборот. Это словно тихий вздох восхищения от созерцания родных просторов, открывшихся взору. Следующие части словно вырастают из первой.

Главная тема Интермеццо (2 часть) также представляет собой песенный мотив. Он полон сосредоточенной задумчивости. Воображение рисует серьезный и вдумчивый взгляд в затененные родные дали. Далее звучат вариации-строфы, где происходит страстное излияние чувств. Лишь четвертая строфа несколько оттеняет другие со своей танцевальностью. Как напоминание, здесь проводятся партии из первой части.

Третья часть – финал, рисует сказочный мир, который вступает в свои права с воцарением темноты и исчезает с рассветом, оттеняя праздничные массовые картины (экспозицию и репризу). Основной образ представляет собой причудливый звездный дождь, который завораживает слушателей загадочно-насмешливой феерической красотой.

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Рахманинов очень мастерски использовал для этих целей звучность фортепиано. Кульминация части мощная, колокольно-хоровая. В ней угадывается какое-то упование на небывалое преображение, но в решающий момент происходит катастрофический срыв. Вместо нового проведения, песенный мотив трагически распадается. Появляются зловещие фантастические линии, а также стонущие интонации. К концу спада все утихает, восстанавливается тональность. Но это лишь смутные проблески надежды на восстановление песенного образа. Традиционной сонатной репризы здесь нет. В большой и невероятно виртуозной каденции солиста главная тема приобретает скерцозный облик, затем звучит с патетическими призывами. Песенная тема снова возвращается в репризе-коде, здесь она звучит скромно и во всей красе. Завершается произведение каскадом аккордов, как победой светлого начала.

В Третьем концерте воображение Сергея Васильевича проложило пусть светлым надеждам сквозь «вековую мглу». Примечательно, что сочинение это стало одной из вершин русского музыкального искусства предоктябрьской поры. Оно создавалось наряду с патриотическими циклами «Родина», «На поле Куликовом» Блока. Именно в это время поэт осознал, что главной является тема о России и она самая реальная, настоящая. Удивительным образом два лирика-современника, абсолютно не сговариваясь воспевают в своем творчестве главную для себя тему.

Третий концерт Рахманинова является одним из наиболее значимых произведений композитора. Он открывает новые грани творчества маэстро. Этим сочинением, Рахманинов еще более сближает концерт и симфонию. Но еще примечательнее то, что все возможности для интенсивного развития сконцентрированы у него в одной, невероятно красивой песенной теме. Именно в этом концерте практически полностью сформировался стиль Сергея Рахманинова, неповторимый и легко узнаваемый.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фортепианный концерт №3 Рахманинова

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРЫМ запись закреплена

«Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия.»
Н. К. Метнер

Острый душевный кризис, вызванный неудачным исполнением Первой симфонии, Сергей Рахманинов преодолел после нескольких лет тяжелого молчания. Второй фортепианный концерт знаменовал подлинное «выздоровление» композитора, свидетельствовал о могучем подъеме его творческих сил. В знак благодарности одно из лучших своих сочинений Рахманинов посвятил излечившему его врачу Н.В. Далю.
Уже показ медленной второй части концерта был восторженно встречен московской музыкальной общественностью. По рассказам современников, С.И. Танеев плакал во время исполнения, называя музыку Рахманинова гениальной. Триумфально прошла и премьера концерта, состоявшаяся в Москве 27 октября 1901 года; солистом выступил автор, оркестром управлял А.И. Зилоти. Монументальность формы, разнообразие и мощь полнозвучной фортепианной фактуры, «соревнующейся» с многокрасочной палитрой оркестра, сообщают концерту подлинно симфонический размах.
Все в этой жемчужине русской музыкальной классики – и «колокольность», и широкий разлив лирических тем, и напор упругих волевых ритмов, и высокие волны кульминаций, и тихий свет мгновений созерцательного покоя – все исполнено необычайной красоты, все ведет к последней вершине – мощному апофеозу, исполненному восторга и ликования.
Иосиф Райскин

Опрос для участников группы: «Лучший исполнитель Концерта для фортепиано с оркестром № 2 С. В. Рахманинова»:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фортепианные концерты Рахманинова

Фортепианные концерты Рахманинова

Композитор сильного, ярко самобытного дарования, гениальный пианист, не имеющий себе равных среди современников, выдающийся дирижер — «божество в трех лицах», как выразился о Рахманинове один из критиков. Какая из сторон деятельности этого феноменально одаренного музыканта была главной, определяющей? Современники затруднялись ответить на этот вопрос.
Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки, этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова обозначает определенную веху на пути композитора.

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

1 КОНЦЕРТ, написанный им в семнадцати-восемнадцатилетнем возрасте, еще до окончания консерватории, — произведение неровное и недостаточно самостоятельное. В нем чувствуется влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и формировался юный Рахманинов. Некоторые места (особенно во второй и третьей частях концерта) кажутся наивными, элементарными по изложению. Вместе с тем в ряде моментов чувствуются рахманиновская «львиная хватка», напор и энергия. Выразительны взволнованно-лирическая тема главной и спокойная, легко парящая — побочной партии.
Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он решился предать гласности, обозначив его op. 1. О том, что оно оставалось ему дорого и позже, свидетельствует новая редакция, сделанная в 1917 году.
***
2 КОНЦЕРТ. Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром.

3 КОНЦЕРТ. Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, которому принадлежит такое же центральное место среди его сочинений конца 1900 — начала 1910-х годов, какое занимает Второй концерт в ряду произведений рубежа столетий. Не уступая этому своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что начиная именно с Третьего концерта происходит окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепианности» и черты «наивно романтической фактуры», свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им.
Концерт начинается сразу, после двух вступительных тактов оркестра, с проведения широко распевной темы главной партии солистом в октавном изложении. По своей обобщающей силе и глубине выражения она не уступает первой теме Второго концерта, но, в отличие от нее, звучит тихо и скромно, со сдержанным затаенным чувством задумчивой печали. Мелодия попевочной структуры развертывается в ограниченном диапазоне с постоянным возвращением к основному устою. Много раз отмечалась близость ее к строению древнерусских церковных напевов, приводились даже конкретные примеры подобной близости.

4 КОНЦЕРТ Четвертый концерт Рахманинова уступает двум предыдущим по свежести мелодического изобретения, широте и напряженности симфонического развития. Вместе с тем в нем проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения, порой жесткость, графичность музыкального письма, усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску («разгул злых сил» в финале).

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем

Начатый в эскизах в Москве в 1914–1917 годах, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40, был завершен Сергеем Рахманиновым уже в эмиграции спустя десятилетие. 18 марта 1927 года состоялась его премьера в Филадельфии: солистом выступил автор, дирижировал Леопольд Стоковский. Чувствуя неудовлетворенность своим произведением (критика встретила премьеру довольно холодно), композитор внес поправки в партитуру перед ее публикацией в 1928 году, а в 1941 году капитально переработал концерт, создав его вторую редакцию.

В советское время о послереволюционном Рахманинове принято было писать в таком, например, тоне: «Оторвавшийся от родины художник с огромными усилиями пытался возобновить творческую деятельность на чужбине. Это сказалось на музыке Четвертого концерта. Его нельзя поставить рядом с двумя предшествовавшими концертами, созданными в России». Тут же сообщалось, что «на творчество Рахманинова оказало некоторое воздействие модернистское искусство» (А. Соловцов).

Сегодня Четвертый концерт вопреки подобным приговорам видится и как продолжение линии романтических Второго и Третьего концертов, и как подступ к гениальным шедеврам позднего Рахманинова – «Рапсодии на тему Паганини», «Симфоническим танцам», Третьей симфонии.

Трагическое мироощущение композитора связано не только с неутихающей тоской по покинутой России, не только с близящейся мировой катастрофой – оно продиктовано еще и поисками своего места в меняющемся мире. Пылкий, лирически вдохновенный романтик, Рахманинов в Четвертом концерте словно примеряет еще вчера далекие ему выразительные средства – дерзкую зловещую токкатность стремительного бега, графическую заостренность фортепианных фигураций, напряженные гармонии…

И порывистая первая часть (Allegro vivace), и лирическое русское интермеццо в средней части (Largo), и «колючий» скерцозный финал (Allegro vivace) полны нежданных «злых» вторжений, пронизаны неизбывной тревогой. Основное настроение Концерта, по словам одного проницательного слушателя, – «торжественный трагизм».

Послушать:

Филадельфийский оркестр, дирижёр Юджин Орманди, солист Сергей Рахманинов
Запись: 20 декабря 1941 г.

Источник

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор

Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Смотреть картинку Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Картинка про Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чем. Фото Концерт для фортепиано с оркестром рахманинов о чемГений Сергея Васильевича Рахманинова в равной степени проявился и в создании музыки, и в фортепианном исполнительстве, и потому не кажется удивительным, что его внимание привлекал жанр фортепианного концерта. Композитор создал три таких сочинения, Второй и Третий концерты принадлежат к лучшим образцам и рахманиновского творчества, и концертного жанра. Фортепианный концерт № 1 фа-диез минор, быть может, в чем-то уступает им, но он по-своему интересен – прежде всего, как «первый шаг» композитора на этом поприще.

Жанр фортепианного концерта рано вошел в сферу композиторских интересов Рахманинова. Еще в ноябре 1889 г. шестнадцатилетний студент Московской консерватории начал работать над до-минорным концертом – это была первая попытка юного композитора создать крупное сочинение в сонатной форме. Этот концерт так и остался незавершенным, но летом 1890 г. он принялся за сочинение другого концерта – фа-диез минорного.

Лето 1890 г. Рахманинов проводил в имении Ивановка: «Имение это было степное, а степь – то же море, без конца и без края, – вспоминал впоследствии композитор. – Часто хвалят морской воздух, но насколько лучше степной воздух с ароматами земли и всего растущего и цветущего». В такой благоприятной обстановке рождался фа-диез-минорный Концерт. Поскольку это был один из первых опытов композитора в жанре инструментального концерта (и первое завершенное произведение такого рода), в нем ярко проявляется влияние разных композиторов – как русских, так и западных. В произведении можно заметить нечто и от Антона Григорьевича Рубинштейна, и от Петра Ильича Чайковского, и от Роберта Шумана, в какой-то степени – от Эдварда Грига и Ференца Листа. Тем не менее, в нем уже ощущается индивидуальный композиторский «почерк» Рахманинова. В произведении преобладает лирическое начало – как и во многих последующих творениях композитора. Типичного для инструментального концерта «состязания» между сольной партией и оркестром здесь усмотреть нельзя – фортепиано однозначно доминирует над оркестром (подобное соотношение характерно и для Третьего фортепианного концерта).

Господство лирического начала не препятствует появлению драматических моментов. Одним из них является вступление с его бурными октавными пассажами, которые низвергаются мощным «потоком». Именно с ним, а не друг с другом контрастируют темы экспозиции – кантиленные, мягкие. В главной партии есть нечто общее с романсами композитора: выразительные «восклицания» объединяются в продолжительной мелодической линии, на вершинах которой появляется излюбленный рахманиновский оборот – уменьшенная кварта. В то же время, мелодия перекликается с лирическими темами Чайковского. Первая тема побочной партии – такая же напевная – основывается на нисходящей секунде. Мелодия постепенно поднимается на полторы октавы от исходной точки. Вторая тема кажется более легкой, «воздушной». В компактной разработке выделяются два раздела, первый из которых предваряется небольшим вступительным построением (в нем солирующее фортепиано не звучит). Начинается разработка с развития побочной партии, а затем композитор уделяет внимание главной. В кульминации она звучит поистине патетически. В репризе музыкальный материал экспозиции воспроизводится без особых изменений, но за нею следует каденция, играющая роль второй разработки. В ней темы появляются в таком же порядке, что и в разработке, но развиваются они более свободно, импровизационно. Завершается каденция величественным звучанием главной партии в аккордовой фактуре.

Вторая часть основана на прекрасной напевной мелодии. По своему облику она ближе к камерному жанру, нежели к концертному. Тема, предваряемая лаконичным оркестровым вступлением, излагается солистом без участия оркестра (лишь между двумя предложениями возникает реплика валторны). Мелодию сопровождает триольная фигурация. В среднем разделе возникает более подвижная тема, подвергаемая секвенционному развитию.

Скерциозный финал имеет форму рондо-сонаты. Темам экспозиции с их острым ритмом контрастирует эпизод Andante espressivo, фортепианное соло здесь подобно аналогичному разделу медленной части. Торжественная кода построена на тематическом материале эпизода.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 – первое сочинение Рахманинова, которое автор решился обнародовать, присвоив ему Op. 1. Его премьера состоялась в Московской консерватории в марте 1892 г., солировал сам композитор, дирижировал Василий Ильич Сафронов. Это произведение было очень дорого Сергею Васильевичу, и в 1917 г. он переработал Концерт. Новая редакция Первого фортепианного концерта впервые прозвучала в январе 1919 г. в Нью-Йорке – вновь в авторском исполнении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *