Контровое освещение в фотографии что это
Контровый свет в фотографии
Сделайте снятые против света фото идеальными — воспользуйтесь
программой ФотоМАСТЕР! Попробуйте сейчас:
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Что такое контровой свет
Контровой свет — это тип освещения в фотографии, когда световой источник расположен позади модели или предмета. Грамотно используя этот прием, можно получить очень атмосферные и даже драматичные кадры. Рисовать светом может каждый! В статье мы покажем вам примеры удачного контражура и расскажем о создании подобного эффекта.
Что нужно учесть при съемке
При съемке против света перед фотографом стоит задача получить результат без засветок, чрезмерного затемнения или обилия ненужных солнечных зайчиков. Далее расскажем, как этого можно добиться.
Совет №1. Заранее подготовьте фотоаппарат
Первое и самое главное правило — обязательно снимайте такие работы в формате RAW. В таком случае при обработке фотографии вы сможете легко поправить экспозицию снимка.
Располагая модель на фоне солнца или иного яркого источника освещения, используйте вспышку, чтобы лицо человека выглядело столь же ярко, как и задний план. Следите, чтобы не было сильных пересветов. Этого можно легко добиться, установив маломощный импульс вспышки на камере.
Для получения четких деталей, устанавливайте положительный тип экспокоррекции. Конечно, в этом случае без тестовых снимков не обойтись, поэтому выделите время на их создание.
Совет №2. Используйте атмосферные частицы
Пыль, водяные брызги, туман, пар — все это заискрится волшебным светом при нужном ракурсе. На изображении ниже контровая подсветка позволила запечатлеть красочный пейзаж в африканской пустыне.
Закат. Солнце находится справа сбоку. Группа слонов при ходьбе вздымает клубы пыли, которые превращаются в золотое марево, окрашивая всю картину в теплый сказочный цвет. Как вы уже наверняка догадались, вечерняя или утренняя заря просто идеально подходят для создания световых пейзажей.
Совет №3. Затеняйте объектив во избежание засветок
Попадание яркого света на переднюю линзу объектива может стать серьезной проблемой и привести к деконтрасту, засвеченному снимку и появлению цветовых пятен. Этого можно избежать, если прикрыть объектив блендой, рукой, листом бумаги или головным убором. Также можно постараться вывести источник освещения за пределы объектива.
На примере ниже фотограф выделил лишь силуэт объекта — скачущих лошадей. Сами скакуны оказались максимально затемнены и окружены прекрасным сияющим ореолом.
Фон тоже «горит», это придает композиции нотку волшебства. Само солнце не попадает в кадр, оно катится за горизонт где-то по правую руку от зрителя. Создается эффектный контраст между объектом съемки и задним планом.
Совет №4. Выставляйте динамический диапазон правильно
Контровое освещение в фотографии создает большой разброс между тенями и светами, поэтому не стоит пренебрегать поляризационными фильтрами. Они поглощают прямые солнечные лучи и уничтожают блики. Особенно фильтры пригодятся, если вы снимаете в контровике в дневное время суток. В противном случае настраивайте экспозицию так, чтобы важные тона не потеряли свою детализацию.
Снимок ниже сделан днем и на нем отсутствуют привычные «спутники» жесткого света: резкие тени и яркие света.
Детализация очень четкая на всем изображении, при этом модель выгодно подчеркивается в кадре полупрозрачной горящей каймой. В данном случае освещение контровым светом помогает объекту съемки не слиться с окружением.
Совет №5. Снимайте в «низком ключе»
Этот термин предполагает наличие сильных теней и выделение светом только наиболее значимой части композиции.
Здесь очерчен лишь абрис девушки, а при помощи гелевых фильтров расставлены цветовые акценты: на щеке, плече, лбу и волосах. Остальные участки фотографии уведены в беспросветную тень. Такой художественный прием придает изображению театральный драматический эффект.
Рассмотрим другие примеры фотографий с контровым светом в технике «низкий ключ». На снимке ниже также видны лишь очертания модели, но в целом кадр не выглядит таким контрастным.
На следующем фото в качестве контровика использован источник естественного освещения:
Легче всего снимать в подобной технике в студии, поскольку вы полностью контролируете расположение осветительных приборов, а значит и сам свет.
Совет №6. Используйте темный фон
Выгоднее всего подсвеченные контровиком объекты выглядят на темном фоне. В природе это может быть лес, затененные склоны холмов, сквозные гроты и т.п. В студии — просто черная стена или ее имитация, сделанная на основе разнонаправленных источников освещения, как на примере ниже.
Контровой свет в фотографии, который отображает вышеприведенная схема, создается при помощи мощного рефлектора позади модели. В результате волосы девушки оказались охвачены пламенеющим ореолом, а направленный свет сделал ее лицо достаточно детализированным и контрастным.
Совет №7. Не пренебрегайте постобработкой
Многие проблемы можно на фото разрешить на этапе редактирования снимков. Вы можете скачать фоторедактор ФотоМАСТЕР. Программа понравится новичкам из-за удобного русскоязычного меню, а профессионалом — из-за широкого функционала. В ФотоМАСТЕРе вы сможете:
Программа для редактирования фото — это такой же неотъемлемый атрибут фотографа как и сама камера. Ведь с помощью правильно подобранного фоторедактора даже неудачный кадр можно превратить в шедевр. Не отказывайте себе в качественных снимках – скачивайте ФотоМАСТЕР и погрузжайтесь в мир фото с головой!
Что собой представляет контровый свет в фотографии и чем он отличается от других?
Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие фотографы, вы знаете, что фотография означает светопись, и это, действительно, рисунок с помощью света. Освещение имеет невероятное значение. Умеете ли вы с ним работать? Знаете, какие варианты бывают? Если нет – моя статья вам пригодится.
Обо всем возможном освещении, конечно, рассказывать я сразу не буду – меня интересует контровой свет в фотографии. Скажем, этот вид не настолько популярен, но также используется и может быть очень выразительным. Он специфичен, сложен и используется далеко не всегда. Выделен такой свет в особую категорию неслучайно, в фото он имеет свое предназначение.
Схема света
Будет логичнее немного рассказать вообще о типах освещения, а затем раскрыть термин “контровой свет”. Конечно, мы не затронем такие общие условия съемки, как на улице и в помещении (и соответствующий свет). Но будем помнить о том, что световые лучи можно найти при любых обстоятельствах и будут они различны. Свет может располагаться под особым углом к объекту (или фотографу), в силу чего выделяют:
Перечисленными видами все богатство световых решений не исчерпывается. Есть также рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновой и некоторые другие. Но это уже совсем другая история, а точнее – классификация, и относится по большому счету к “науке” различного плана схем света.
Правильные и вообще возможные комбинации источников особенно нужно знать тем, кто работает в закрытом помещении с несколькими приборами. Обычно это специальные фотостудии. В них вы сами автор и творец, но в то же время вся ответственность тоже на вас, в отличие от более ограниченных условий освещения на улице в конкретный момент.
Контровой свет: понятие, принцип и условия работы
Медленно, но верно мы приближаемся к пониманию, что такое контражур. Тип света весьма противоречивый, таит в себе немало опасностей. Чаще всего он достаточно сильный, отчего возникает вероятность бликов, пересветов и чрезмерного затемнения главного объекта.
Хотя если вам важно подчеркнуть лишь форму или силуэт, то предмет или человек вполне может остаться в тени. Более того, начинающим фотографам советуют избегать ситуации, когда солнце или осветитель находится прямо перед вами и направлен в камеру (т.е. фактически контровой свет).
Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. Но я не зря упомянул именно новичков, опытный фотолюбитель сможет любые условия обернуть в свою пользу и, к примеру, использовать дополнительный искусственный свет, набор отражателей для управления световым потоком.
Контровое освещение считается оптимальным вариантом, чтобы выделить в портретной съемке профиль человека, линии его фигуры, создать некий ангельский или же, наоборот, драматичный образ, то есть фото в контровом свете.
Но оно может быть не единственным источником. В так называемом контровом моделировании свет сзади также присутствует, но не является доминирующим. Он всего лишь направлен на какую-либо часть, допустим, на волосы человека, придавая прядям золотистый блеск и привлекая к ним внимание.
Конечно, такие непростые схемы удобнее разбирать в студии. Там вы можете поэкспериментировать и разместить контровик точно позади человека, чуть сбоку или сверху. Помните, что при приближении его к модели, световой пучок уменьшается в размерах, становясь одновременно интенсивнее.
Съемка в контровом свете
Пейзажисты любят использовать контражур. Даже нередко включают солнце в свои работы – смело и эффектно. Что стоит учесть при такой задумке?
Подумайте, с каким снимком будет работать впоследствии легче: с тем, где многие части недоэкспонированы, зато хорошо различим свет, или же наоборот? А может быть выбрать тот, что приведен к некой норме по свету и тени?
Хочу в конце сделать абзац, который обобщит вышесказанное. Исходя из понятия контрового света, его уместно использовать не во всех случаях. Это могут быть следующие обстоятельства, например:
Вот и все, что я хотел вам рассказать. Надеюсь у вас сложились общие представления о контровом свете? Прежде чем попрощаться с вами, хочу посоветовать вам курс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 (у кого НИКОН) или Моя первая ЗЕРКАЛКА (КЭНОН). Очень понятный и простой в понимании видео курс. Завоевал доверие многих начинающих фотографов. Курс детально объяснит, что собой представляет зеркальный фотоаппарат и каковы его возможности.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для тех, у кого CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для тех, у кого NIKON.
До свидания, до скорых встреч! Статьи на актуальные темы появляются регулярно, и если вы подписаны на новости, то вам проще будет о них узнавать. Заходите на блог почаще и приглашайте друзей!
Как фотографировать в контровом свете
Среди моих самых ценных техник фотография в контровом свете вызывает у меня и моих моделей особые чувства. Что такое контровый свет? Контровый свет – это схема, при которой наша модель или объект находится между источником света и камерой. В целом это добавляет изображению глубины, драматичности и настроение, которое обычно трудно описать словами.
Лично я использую его потому, что люблю создавать изображения, которые рассказывают историю. Я всегда хочу иметь глубокую связь со своими зрителями и аудиторией. Плюс, это способ использовать один из моих любимых советов по фотографии: оставлять сцену простой. Это не простая для освоения техника, независимо от того, насколько зрелищным является момент. Но за эти годы я вывел некоторые правила и советы, которые могут помочь вам в достижении этой цели. С достаточным количеством терпения и практики вы тоже освоите эту технику.
Почему я начал фотографировать в контровом свете
Я всегда вижу удивительные примеры таких моментов – прекрасные портреты людей с большим источником света позади них. Этот эффект, как магнит для моих глаз. Но во время моей первой попытки результат был вовсе не лестным для моей модели. Одним из основных правил, которые я изучил, было то, что не следует снимать прямо под источником света; в данном случае, солнце.
Тем не менее, я действительно хотел создать яркую историю в своих изображениях. Я хотел создать значимое, особое свечение, которое может привнести только некоторый «особый» вид света. Это означает, что, имея солнце на заднем плане, оно будет создавать обрамляющие свечение контуров модели, создавая особый и уникальный вид. Также это может создать трехмерную атмосферу, переводящую взгляд зрителя к объекту. Это создает историю и легко привлекает внимание.
Как фотографировать в контровом свете
Первое, о чем нужно подумать, это время в течение дня, когда вы будете снимать. Я советую делать это либо сразу после рассвета, либо незадолго до заката. В это время свет находится под небольшим углом. Такой свет мягкий и теплый, что позволит вам создать идеальное настроение, так как свет окутает вашу модель или объект желаемым свечением.
Затем побеспокойтесь о настройках камеры. Мои наиболее используемые настройки таковы:
Какие ситуации наиболее подходят для фотографий в контровом свете?
По моему опыту простой задний план и интенсивный солнечный свет под низким углом будет выглядеть прекрасно. Избегайте сложных фонов с возвышениями позади, которые будут блокировать солнечный свет. Я предпочитаю возвышенности, на которых хорошо видно солнце без каких-либо конструкций или листвы. В целом возможно создание того «вкусного» боке с небольшим количеством дымки и багровых оттенков.
Всегда выбирайте малый угол положения солнца, так как это позволит вам уменьшить контрастность между вашим объектом и задним планом. Как уже говорилось, ваш объект должен быть размещен в композиции так, чтобы блокировать большую часть солнца и таким образом предотвратить попадание большого количества света в сцену. Я знаю, что это просто, но суть в том, чтобы найти баланс между четкостью фигуры и золотым мерцанием.
Избегайте прямого попадания солнечного света в объектив. Ваш автофокус просто сойдет с ума в поисках точки фокусировки. Также это станет причиной излишней дымки. Найдите баланс между достаточным количеством света и тени.
Как всегда – пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте. Только с опытом вы достигните своего собственного видения и особого стиля. Ничего не приходит даром или легко, так что будьте готовы к не самым лучшим результатам во время ваших первых попыток. И не забывайте о том, чтобы получать удовольствие от процесса. Лично для меня, если удовольствия нет, то значит, что-то идет не так.
Как использовать контровой свет в фотографии
Контровым мы называем такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки. Источник не обязательно должен находиться ровно за спиной модели, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. Наверняка, вы хоть раз вы слышали от непрошеных советчиков категоричное: «Против света не снимать!». И в этом есть доля правды: при таком освещении очень легко получить непонятную тень в кадре вместо хорошего портрета. Здесь мы попробуем развеять миф и выяснить, как использовать контровой свет для получения прекрасных фотографий.
Съемка в контровом свете возможна, если уметь правильно этим светом распоряжаться. Самый простой способ – использовать вспышку, для того, чтобы лицо снимаемого (если мы, например, создаем портрет в контровом свете) по яркости не уступало фону. Если модель располагается близко к камере, то старайтесь следить за тем, чтобы вспышка не пересветила лицо. Для этого можно ввести отрицательную коррекцию вспышки, уменьшить мощность импульса. Или прикрыть вспышку рассеивателем: можно самодельным – простым листом белой бумаги или салфеткой. Свет на лице станет мягким, и у вас будет шанс избежать не только пересвета, но и неприятных бликов на коже.
Как снимать в контровом свете, когда нет под рукой вспышки, или вспышка бесполезна (если, например, снимаете пейзаж), но все равно хочется получить достойное изображение? Попробуйте правильно настроить камеру. Для съемки в контровом свете имеет смысл выбрать точечный режим экспозамера – камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Попробуйте применить положительную экспокоррекцию – величину ее можно подобрать опытным путем: может быть, хватит ½ ступени, а может быть, придется выставлять 2 или 3. Так вы сможете проработать детали, попавшие в тень. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но это при фотографировании в контровом свете это выглядит совершенно естественно.
Если источник света попадает в кадр, то на снимке могут появиться блики – часто они смотрятся эффектно, но могут стать помехой в изображении.
Если же мы хотим получить красивый силуэт, и детали переднего плана нам не важны, то можно обойтись без точечного режима замера и экспокоррекции. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен. Чтобы такой снимок получился удачным, нужно внимательно следить за выразительностью силуэта. Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль. Если в кадре несколько человек, старайтесь располагать их так, чтобы силуэты не сливались, не пересекались между собой, были выразительными и четкими.
Очень эффектно смотрится съемка прозрачных или полупрозрачных предметов в контровом свете – можно получить очень приятный свет в кадре, с красивыми очертаниями снимаемого предмета.
Контровый свет в фотографии: советы по использованию
Включаем контровый свет
Все, что является полупрозрачным, будет светиться изнутри при контровом освещении. В частности, объекты, окруженные туманом, паром, пылью, морскими брызгами и даже падающим снегом, могут выглядеть волшебно при контровом свете. Во время фотопутешествия по Намибии чистый воздух в пустыне идеально подходил для съемок, особенно на рассвете и на закате, когда свет был наиболее ярким. Когда я увидел трех слонов, направлявшихся ко мне на закате, я выбрал ракурс, который позволил максимально использовать возможности контрового света. Слоны поднимали пыль при ходьбе, а взвесь пыли в воздухе захватила теплый свет заходящего солнца, придав получившемуся изображению красочный, таинственный вид.
Национальный парк Этоша, Намибия. Камера Canon EOS 5D Mark III, объектив Canon EF 200-400 мм f / 4L IS USM с внутренним удлинителем 1,4x, ISO 400, f / 5,6, 1/640 секунды.
Затените объектив, чтобы предотвратить засветку
Паразитная засветка, возникающая в результате прямого попадания света на переднюю линзу объектива, может стать серьезной проблемой при съемке в контровом свете, особенно когда источник света очень сильный. Засветка может уменьшить контраст снимка, добавить странные цветовые оттенки и даже привнести в ваши фотографии «космические корабли пришельцев» (продолговатые цветные пятна, вызванные чрезмерной засветкой). Как правило, можно скрыть объектив от прямого света, используя бленду объектива, руку или что-то удобное, например шляпу. Убедитесь, что прямой свет не попадает на линзу объектива, так же не перестарайтесь, следите, чтобы ваши руки не попали в кадр!
Для этого кадра, на котором запечатлен медведь гризли, я решил показать силуэт медведя сохраняя детали только по краю его шерсти и капли воды все это освещено контровым светом. Все это привело к упрощенному и таинственному представлению сцены. Несмотря на то, что использовался полуденный свет, который, как предполагает традиционная мудрость, имеет ограниченную полезность для фотосъемки природы, контровая подсветка, тем не менее, оказывается эффективной. Я использовал бленду объектива, чтобы свет не попадал прямо на переднюю линзу объектива. В результате получилось четкое, резкое и ярко освещенное изображение.
Национальный парк и заповедник Озеро Кларк, США. Камера Canon EOS 5D Mark II, объектив Canon EF 100-400 мм f / 4,5-5,6L IS USM, ISO 800, f / 5,6, 1/2500 секунды.
Выставляйте настройки экспозиции с осторожностью
Края объектов, освещенных контровым светом очень легко пересветить и можно потерять все детали. Делайте все возможное, чтобы избежать переэкспонирования ярких участков, но если вы не можете этого сделать, настройте экспозицию так, чтобы важные полутона имели достаточную детализацию. Для этого снимка цапли мне не удалось избежать переэкспонирования белых перьев, поэтому я выбрал экспозицию, которая была оптимальной для освещенности остальной части сцены, обеспечивая в целом ярко освещенную и красочную фотографию.
Чесапикский залив, США. Камера Canon EOS 20D, Sigma 300-800 мм f / 5,6 EX DG APO IF Объектив HSM, ISO 200, f / 5,6, 1/800 секунды.
Ищите темный фон
Объекты с контровой подсветкой выглядят лучше всего, если они расположены на темном фоне (обычно это та часть сцены, которая находится в тени). Для этой фотографии тропического леса яркая подсветка в полдень создала эффект драматического обода. Полупрозрачная моховая обводка деревьев как будто светятся изнутри. Я смог усилить эффект, выбрав ракурс, в котором за деревьями скрывался затененный склон холма, из-за чего они, казалось, «выпадали» из фона.
Национальный парк Редвуд, США. Камера Canon EOS 5D Mark III, объектив Canon EF 24-105 мм f / 4L IS USM, ISO 100, f / 16, 1/4 секунды.
Снимайте в жестком свете для максимального эффекта
Национальный заповедник дикой природы Чинкотиг, США. Canon 5DIII, объектив Canon EF 500 мм f / 4L IS II USM с удлинителем 1,4x, ISO 400, f / 5,6, 1/500 секунды.
Вывод
Хотя контровая подсветка и может доставить ряд технических проблем, результаты того стоят. Поэтому в следующий раз, когда вы будете снимать пейзажи, начните думать о творческих способах съемки против света!
Хотите узнать больше полезных приемов и хитростей для получения красивейших фотографий? Приходите на наш курс для начинающих “Я-Фотограф”, в нем мы доведем вас за руку до первых отличных снимков. Научитесь классно фотографировать под чутким контролем преподавателя, обучаясь в удобное для вас время!