Контражур в живописи что это
SPARTISAN
ХУДОЖНИК ПО ИНТЕРЬЕРУ И ЭКСТЕРЬЕРУ
ART статьи: контражур
Из всех композиционных приемов контражур — один из наиболее подходящих для создания драматичного эффекта благодаря вырисовывающимся темным формам на светлом фоне.
Свет является важным элементом для передачи настроения картины. Сильный контраст между светом и тенью помогает создать драматичное ощущение. Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) использовал основанный на усиленном контрасте света и тени прием кьяроскуро. Для этого он направлял яркие пучки света в таинственные тени, чтобы показать свой предмет в театральной манере.
Рембрант «Даная»1636, Эрмитаж.
Источник света у Рембрандта обычно расположен напротив зрителя для большей драматизации форм, превращенных лишь в силуэты на фоне яркого заднего плана. Этот прием известен как контражур (contre jour) — живопись против света.
Композиционные возможности
Прием контражур открывает ряд интересных композиционных возможностей. Так как объект картины расположен напротив источника освещения, чувство пространства усиливается. В то же время освещенные участки создают фокусные точки. Если это — окно или дверной проем, то получится картина в картине, что придает изображению глубину.
В картинах с применением контражура источник света, как правило, расположен вверху, поэтому большая часть переднего плана темнее, чем обычно, из-за чего остается мало возможности для изображения деталей. Тем не менее гармоничное сочетание теней и форм будет вести взгляд наблюдателя по картине, и более того, — создавать эффект присутствия.
Работа с темными тонами на больших участках будет полезным упражнением для начинающего художника. Темные краски необходимо накладывать тонкими слоями, чтобы не получился слишком плотный сгусток.
Использование различных техник также, как и использование различных цветов, важно для изменения фактуры поверхности затененного пространства и размещения объектов на нем. Подробности большинства объектов на темных силуэтах едва заметны, поэтому их трудно создать изобразительным путем. Недостаток деталей не позволяет зрителю включить немедленный процесс узнавания, что придает картине оттенок таинственности.
Навязчивая композиция
Влияние французских художников- импрессионистов в конце XIX в. привело к развитию жанровой живописи в Британии. Жанровая живопись изображает жизнь обычных людей, их отдых, работу и часто довольно скромные жизненные условия. Художники ньюлинской школы в Корнуолле, возглавляемой Стенопом Форбсом (1857-1947), а также Филипом Уилсоном Стиром (1860—1942) в Суффолке и Уолтером Сикертом (1860—1942) в Лондоне, были основоположниками жанра у себя в стране, и все трое использовали прием контражур для добавления драматизма изображаемым сценам.
Филипп Стир Уилсон. Молодая женщина на пляже, 1886. Музей Орсе, Париж, Франция
Чувство уединенности
Как большой поклонник французского художника Эдгара Дега (1834-1917), Сикерт в основном писал картины, изображающие жизнь в бедных кварталах Лондона. Он часто использовал прием против света, ч тобы создать атмосферу уединенности и сопричастности. Преобладание минорных тонов и что-то вроде «смягчения» в стиле импрессионизма вдохновляет зрителя на изучение и разглядывание визуального образа. Как и в работах Дега, здесь фигуры редко расположены лицом к художнику (или зрителю), он только беспристрастный фотограф и невидимый наблюдатель.
Прием против света используется главным образом для портретов и изображения фигур, но нет необходимости ограничивать его интерьером. Пейзажи или здания с удлиненными тенями на переднем плане, написанные против низкого солнца, могут быть очень драматичны.
Экспериментируйте
Когда вы пишете против света, важно подобрать цвет так, чтобы на первый взгляд силуэты могли бы показаться «черными». Однако старайтесь все же не использовать черную краску. Расположите источник света в прямоугольнике холста повыше, чтобы создать условия для возникновения темных силуэтов на переднем плане. Очертания объектов, наблюдаемых против сильного света, чаще всего размыты, а формы плоские.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Контражур. Пронизанные солнцем
Этот принцип живописи и фотографии известен: предмет запечатлевается в окружающих его солнечных лучах, весь в свете, пронизанный им, contre-jour, то есть когда смотрящий стоит против солнца, может быть, как некогда Адам, сидевший против рая, не имея возможности оторвать глаз от него, утраченного.
Есть также театр теней, когда куклы, большей честью верёвочные, освещаются сзади, контражуром, и на экране появляется чёрно-белое или цветное изображение, в зависимости от лучей, простые они или цветные.
Как меняется всё в предмете, когда его укрывает, пронизывает солнце и когда мы, лицом к лицу предстоя светилу, видим плывущее в нём – человека, творение, вещь. Может быть, так видел вначале вещи Адам, пока не остановился однажды взглядом на глянцевой коже плода.
Но ведь и мы тоже бываем пронизаны солнцем!
Что происходит?
Прежде всего – то, что пронизано, окутано солнцем, видится нами не вполне таким, как оно предстаёт нашим глазам в «обыденном» порядке. Контуры предметов тогда не столь отчётливы, словно бы размыты приливом солнца, когда проступает оно из-за их черт, словно бы они простирали в то время свою внутреннюю сущность в мир чуть дальше, чем они есть. Отчётливость – принадлежность сокрытого солнца, когда оно не предстоит нам лицом к лицу, а скрывается за спиной или где-то сбоку.
Но и солнце тогда, в контражуре, когда осиявает и окутывает, одевает и объемлет, не таково, как всегда, когда мы не можем смотреть на него прямо, за исключением восходов и особенно закатов, когда оно слабое, словно страждущее. Когда же приносит нам его контражур, предстояние, словно некая оболочка, – оно также, как и предметы в нём, теряет свою форму, делаясь просто огромным, живущим в нас (потому что принятым) светом.
А впрочем, мы никогда не можем видеть (именно видеть) солнца без контражура, ведь слёзы повсюду бывают посредством к взиранию – наилучший контражур, рождающий радугу, слёзы. Но и тогда оно в нашей счастливой слепоте теряет форму, делаясь огромным, проницающим и препобеждающим всё светом.
Если же солнце полностью скрыто за спиной предстоящего нам в его бесконечных лучах, тогда предмет теряет объём, лишь плоские, отчётливые очертания, лишь некий символ, намёк, напоминание и отсылка, – но не только к самому предмету, укрывшему свет. Такими бывают иконы, с плоским их изображением, с обратной перспективой и прочим.
И мы, когда пронизаны солнцем, почти исчезаем в нём.
«Довольно тебе благодати Моей, Моя сила совершается в немощи. (1) Не в робости, не в нерешимости, не в расслабленности, не в одном из свойств, присущих нашей слабости в вещах мирских и духовных, – нет, в иной немощи: в прозрачности, в хрупкости, в гибкости, которая даёт свету Божию литься через человека. Хрупкость ребёнка, доверяющегося мудрым и близким рукам родителей, хрупкость паруса на корабле: парус – самая хрупкая снасть корабля, но, управляемый мудро, может вместить силу ветра и привести тяжёлое строение корабля в пристань, – такого рода немощь»(2).
И единая во всём – любовь.
«Всемогущий Божественный Дух проникал сквозь земной состав тела Иисуса и излучал в направлении каждого человека те достоинства, которые были в той или иной личности. Он пришёл, “чтобы искать утраченное”(3), то есть то, что в человеке было привалено землёй и грехом, то, что и сам человек уже перестал ценить и осознавать. Пусть это будет даже сотая часть человеческой души, Иисус её узнает и устремится своим духом, чтобы её освободить. Так вот и каждый человек, посмотрев на Иисуса, ощущал Его в себе и узнавал себя в лице Его»(4).
И тогда говорит человек: «Во свете Твоем узрим свет»(5), исцеление качеств.
«Чувство духовное такого качества, что принимает в себя созерцательную силу, подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет. Святая сила есть дарование солнца рассудительности, поставленного между светом и созерцанием. Страсти суть как бы твёрдая какая сущность; они занимают середину между светом и созерцанием и препятствуют при созерцании различать разнообразие вещей. »(6)
Безумное, конечно, дело, примерять к себе слова о состояниях совершенных или уже вышеестественных. Но Добрый Господь иногда утишает действие страстей, и тогда отчасти, очень отчасти, но всё же. Мы, кажется, можем видеть.
«Нас меняет то, что мы любим, иногда до потери собственной индивидуальности»(7), – а это и есть прямое, поглощённое созерцание, предстояние, протягивание себя. Вот маленький образ, словно театр теней, невиданной своей жаждой, нисхождением в самую глубину Аида, собирает весь мир в единый символ, укрощая Цербера звуками лиры:
К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
А подо мной внизу ночное небо
А на мою ладонь легли равнины
В недвижности двойного горизонта
К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
Ищу тебя за гранью ожиданья
За гранью самого себя
Я так тебя люблю что я уже не знаю
Кого из нас двоих здесь нет(8).
Вот ещё стихи, целиком стихотворение:
Пишу для тебя осколком
раковины морской
мою безмолвную песню:
от тебя вдалеке мне тебя не хватает,
не смотрю на тебя, ощущаю, –
рядом
с твоим дыханием, ударами сердца
распахиваю себя горизонту.
На пустынном песке
исчезают, скользнув, лёгкие тени
невидимых против солнца чаек(14).
Да, это давно известно, в этом контражур человеку ясен, недаром же святые отцы (например, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов) употребляли образы человеческой любви в речи о сокровенном. И каждый раз известное – опять неизвестно.
«Души людские, как и реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни. Если дождя нет, всё в душе умирает, хотя тело ещё живёт»(15). Но что в нём тогда живёт? Жажда, как память, наша природа, неизгладимость.
«Учитель сказал: «Есть два бога. Бог, которому учили нас профессора, и Бог, Который учит нас. Бог, о котором всегда говорят люди, и Бог, Который говорит с нами. Бог, которого мы научились бояться, и Бог, Который говорит с нами с состраданием. Есть два бога. Бог, который где-то очень высоко, и Бог, который принимает участие в нашей повседневной жизни. Бог, который требует от нас, и Бог, Который прощает нам наши долги. Бог, который угрожает нам кострами Ада, и Бог, Который показывает нам наилучший путь. Есть два бога. Бог, который сокрушает нас под нашими грехами, и Бог, Который освобождает нас своей любовью»»(16).
Думаю, это можно объяснить так. Мы отражаемся друг в друг, мы и Господь, – впрочем, это отражение только для нас или только в нас, людях. Вначале, пока мы ещё далеко, мы видим в Боге своё отражение («Бог, которому учили профессора», т.е. педагогика). Когда же мы приблизимся – видим Его, отражающимся в себе и прощаем весь мир, и весь мир видится нам святым.
Контражур ещё совершается, и это всегда, между нами и миром, «также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными»(17).
Мы всё, как свет, отбрасываем внутрь
из бытия, когда мы познаём(18).
Контражур – это одновременность с Богом:
Я вся беззвучный безымянный крик.
Я цепенею, как моя тоска,
камнем застыв.
Но знаю я, хоть я теперь жестка:
Ты был велик –
. Ты стал велик,
чтобы такую боль,
боль больше всей моей природы,
перенести.
На лоно снова Ты ко мне поник,
Но я теперь Тебя родить
Не в силах.
И ещё одно, того же автора, невозможно не привести:
Утешение Марии Воскресшим
Их тогдашнее чувство: не это ли тайна,
из всех тайн сладчайшая,
но всё ещё земная:
когда Он, ещё бледный от могилы,
но уже с лёгкостью к Ней подошёл:
воскресший всем телом.
О, к Ней сперва! Каково им в том несказанном
исцелении.
Они исцелились, да. Они не нуждались
в прикосновениях резких.
Лишь на одно мгновенье
Он Ей положил на плечо
женское Свою вот уже вечную руку.
И для Них началась,
как весной для деревьев,
бесконечная одновременность,
время года
их крайнего единения(19).
Мы пытаемся осязать, сохранить, запомнить, представляем примеры. Но всему ли можно представить пример? Да, всему, и вместе – нет, ничему, ни единому. Потому что это не только одновременность.
Это ещё тоска, опять скажу, крайняя тоска и жажда, когда настигаемый и уже объемлемый ускользает, хотя и отдавая Себя беспрестанно, и только надежда, горько-солоноватая и светлая, как следы серебристой и белокрылой стаи на вершинках волн, ещё может, бесконечно может продлить, прочертить до горизонта и далее, необъяснимый и необъясняемый, поскольку собою ясен, продолжаемый вечно путь.
(1) 2 Кор. 12, 9.
(2) Митр. Антоний Сурожский, О служении патриарха.
(3) Мф. 18, 11.
(4) Свт. Николай Сербский, Стеклянные глаза Индии, гл. Лик Иисуса.
(5) Пс. 35, 10.
(6) Прп. Исаак Сирин, т. 1, Слово 43.
(7) И. Бродский, Поклониться тени.
(8) Поль Элюар, В начале начал, XXII.
(9) Прп. Силуан Афонский, XVIII Адамов плач.
(10) Притч. 1, 7.
(11) Свт. Игнатий Ставропольский, Слово о страхе Божием и о любви Божией.
(12) М. Хайдеггер, Просёлок.
(13) Э. Мёрике, К лампе.
(14) Данило Дольчи, Пишу для тебя осколком.
(15) П. Коэльо, Пятая гора, 2.
(16) П. Коэльо, Мактуб.
(17) Рим. 8, 26.
(18) Р.М. Рильке, По одной подруге реквием.
(19) Р.М. Рильке.
Значение слова «контражур»
контражу́р
1. фотогр. освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съёмки на близком расстоянии от него
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переквалифицироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «контражур»
Предложения со словом «контражур»
Понятия, связанные со словом «контражур»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «контражур»
Когда освещаемый предмет находится между источником света и наблюдателем, появляется контражур.
Конструкции могут быть с внутренней (lightbox), внешней и подсветкой контражур (back-light).
При контражуре источник света скрытно располагается между двумя плоскостями элементов конструкции, один из которых – задний – служит фоном, а другой – передний – несёт основную информацию (обычно – название компании).
Словарь художника
Что значат художественные термины? Подмалевок, этюд, муштабель… Какие еще есть термины у художников? В данной статья я все Вам расскажу.
Подмалевок, что за не понятное слово
Подмалевком в масляной живописи называется своего рода эскиз, в котором Вы тонально (цветовыми пятнами) намечаете всю композицию. Начинающие художники часто не делают подмалевка и стараются писать все постепенно, а опытные художники, которые работают в классическом стиле, не обходятся без подмалевка на картине никогда. Подмалевок даст возможность положить основные цвета, на которых Вы будете подробно прописывать всю картину. Подмалевок в масляной живописи выполняется очень быстро и зачастую небрежно, главное «разукрасить» холст, чтобы композиция была в цвете. Лично я подмалевок делаю крупными кистями и на чистом разбавителе, что дает скорость и быстрое высыхание самого нижнего слоя картины.
Разбавитель
Разбавитель для масляных красок выполняет ту же функцию что и вода в акварельной живописи. Выбрав определенный разбавитель, Вы можете разбавлять краски (меняя их густоту), мыть и чистить кисти от краски. О том какие бывают разбавители для масляных красок, я писал в статье «Разбавитель для масляной краски. Какой выбрать?», где детально рассмотрел, какие бывают разбавители и чем они отличаются.
Что такое этюд?
Все просто, этюдом можно назвать недоработанную картину. Это своего образа эскиз, на котором художник передает все цветовые решения, объем предметов, воздушную перспективу… возможно Вы скажете, чем же этюд отличается от готовой картины? Этюд не настолько тщательно проработан. Этюды художники пишут зачастую на пленэрах, где нужно написать пейзаж за световое время дня, а уже в студии можно будет написать полноценную картину «опираясь» на написанный этюд и воспоминания.
Этюдник художника
Этюдник, это лучший помощник художника. Для пленэра его используют абсолютное большинство. Казалось бы, деревянная коробка с выдвижными ножками, но этюдник позволяет писать картины в любом месте: в поле, стоя по колена в воде, или в горах. В него можно сложить краски, разбавитель, кисти палитру… забросить на плече и пройти не один километр в поисках подходящего пейзажа. Некоторые художники даже в своих студиях используют этюдники вместо мольбертов.
Палитра художника, это что?
Палитра известна всем, не только художникам. Именно ее держит художник в руках во время работы на пленэре, в студии, а также на фото вы видели этот предмет всегда в руках художника. В масляной живописи палитрой называют плоскость, зачастую деревянную, но сейчас так же используют пластиковые палитры. Палитрами пользовались еще древние люди, ведь краски им приходилось «готовить» и чтобы получить определенный цвет смешивали компоненты. Особенно красивыми палитры стали остались со времен древнего Египта.
На палитре художник располагает свои краски от теплых до холодных оттенков, на ней удобно смешивать краски кистью или мастихином. Все оттенки, которые Вы видите на картине, создаются путем смешивания исключительно на палитре. Палитры бывают разными: из стекла, пластика, дерева… лично я использую холст небольшого размера, который предварительно загрунтован. Покупая деревянную палитру, советую Вам ее загрунтовать, чтобы она не впитывала в себя масло из красок.
Подробно о выборе палитры читайте в статье — «Какую выбрать палитру для живописи маслом?«
Лессировка в живописи, что это такое
Что такое лессировка? Она из сложнейших техник в масляной живописи, которая предполагает поэтапное нанесение полупрозрачных слоев краски. Именно из-за сложности и долготы процесса (лессировка наносится на высохшие нижние слои краски) она используется реже, чем у старых мастеров. Лессировка позволяет создавать шедевры живописи, когда изображение на картине нельзя отличить от настоящей натуры.
Мастихин, что за инструмент
Те из Вас, кто увлекается живописью маслом точно видели эту «лопатку», которая давно завоевала хорошую репутацию у художников и удерживает ее до наших дней. Чем именно хорош мастихин и для чего используют? Художники пишут картины мастихинами ни разу не коснувшись кистью своего холста. С помощью мастихина можно загрунтовать холст, очистить палитру, а еще очень удобно смешивать каски. Полная статья по мастихинам «мастихин помощник художника«
Муштабель, что это
Забавное слово не правда ли? Расшифровывать его не буду (пусть это сделает Википедия). Этот инструмент использовали художники еще в далеких временах. Муштабель представляет из себя длинную, тонкую палку с мягкой подушечкой, на одном конце. С помощью муштабеля удобно прописывать мельчайшие детали на картине, особенно удобно, когда краска еще не полностью высохла. Сейчас есть муштабели совсем не похожи на старинные, очень практичные и удобные.
Что такое Воздушная перспектива
Без воздушной перспективы в живописи никак! Особенно если Вы пишите картины в стиле реализм. Все удаленные объекты должны быть не только меньше, а все цвета тускнею, приобретают более голубой оттенок это и есть воздушная перспектива в живописи. Воздушную перспективу в жизни Вы видите каждый день, она присутствует везде, если хотите писать красивые картины обязательно обращайте на это особое внимание.
Алла прима, что это
Не смотря на то что название этой техники схоже с женским именем, значение совсем иное. Алла прима пришла к нам из итальянского языка, в котором «a la prima» переводится как в один присест. Так и есть, алла прима — это разновидность в живописи маслом в котором картина пишется всего за один сеанс. Данная техника с красивым названием особенно популярна сейчас, когда художники проводят свои мастер классы, и за 3-5 часов можно написать готовую картину.
Картины, написанные в технике алла прима обычно отличаются яркостью и свежестью красок, за частую написаны пастозно, чтобы свежие краски не сильно смешивались. Как разбавитель в технике алла прима чаще всего используют чистый разбавитель что дает быстрое высыхание краски и позволяет работать быстрее. Алла прима пишется как кистями, так и мастихином. В данной технике сложнее сделать детайльнейшую прорисовку всех мелких деталей как на высохшем слое краски, но от этого картина в один сеанс не становятся хуже.
Что такое Контражур в живописи?
С термином контражур хорошо знакомы производители рекламы, у них этот термин используется при изготовлении надписей (вывески витрин, например) буквы которых светятся с обратной стороны тем самым давай светящийся силуэт. Но задолго до современных фотоаппаратов и рекламных вывесок контражур существовал в живописи. Наверняка Вы уже читали где-то перевод этого художественного термина – «против света». Контражур в картине показывается на предметах: люди, деревья… свет обычно падает сбоку или сзади от предмета и тем самым делает светлый «ободок» вокруг освещенного предмета в живописи. Сам предмет получается темнее, чем фон за ним, за счет этого можно хорошо передать светотени и ярко выделить «главных персонажей» на картине.
Если Вас интересуют какие-то незнакомые термины, пишите их в комментариях. Будем вместе разбираться и пополнять нашу копилку художественного словаря.