Контр тенор мужской что это

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Контртеноры. Кто они?

Популярно о контртенорах

«Мужчина, поющий женским голосом»

На первый взгляд, это самый простой способ объяснить, что такое контртенор, человеку, который никогда не слышал такого голоса. Однако, следует учесть, что, во-первых, по сути это утверждение неверно: голос мужчины, каким бы высоким он ни был, всегда будет являться по факту мужским голосом и всегда будет звучать отлично от женского из-за различий в строении женского и мужского голосового аппарата; во-вторых, такая формулировка неправильно ориентирует слушателей — традиционно считая высокий певческий голос прерогативой женщин, они часто делают выводы о женоподобии или некой физической неполноценности вокалистов-контртеноров. Исходя из этих соображений, от употребления формулировки «мужчина, поющий женским голосом» стоит отказаться.

Многие, услышав пение контртенора впервые, принимают певца за кастрата, полагая что лишь кастрат может петь так высоко. Это заблуждение. Фальцетный регистр голоса, за счёт использования которого взрослый и физиологически полноценный мужчина может издавать высокие звуки, есть у всех мужчин без исключения, и способность петь в этом регистре в подавляющем большинстве случаев является результатом развития врождённых вокальных способностей певцов.

«Редчайший голос» или «каждый мужчина может так петь»?

Репертуар контртеноров чаще всего основан на музыке эпохи барокко, времени стремительного взлета европейского вокального исполнительского искусства.

Вот некоторые имена: Javier Medina, Michael Maniaci, Jorge Cano, Aris Christofellis, Radu Marian, Jörg Waschinski, Ghio Nannini.
Одним из лучших считается Paul Esswood (Пол Эссвуд).
Британский контртенор Майкл Чанс обладает невероятно аккуратно сделанным голосом с совершенно особым тембром.
Имя немца Йохена Ковальского стоит особняком. Уже долгие годы ему принадлежит звание самого звездного контртенора, чьи компакт-диски расходятся невиданными для классической музыки тиражами.

Российские знаменитые контртенора: Евгений Аргышев, Олег Безинских, Юрий Борисов, Николай Гладских, Александр Горбатенко, Евгений Журавкин, Константин Збанычук, Ярослав Здоров, Игорь Ищак, Вячеслав Каган-Палей, Григорий Консон, Артём Крутько, Эрик Курмангалиев, Юрий Миненко, Евгений Мунько, ИгорьРетнёв, Олег Рябец, Олег Усов, Багдасар Хачикян, Василий Хорошев, Николай Шилинцев, Рустам Яваев.

Немного о некоторых из них

Эрик Салимович Курмангалиев (каз. Ерік Сәлімұлы Құрманғалиев, 31 декабря 1959 года, город Кульсары Гурьевской области, Казахстан — 13 ноября 2007 года, Москва, Россия) — оперный певец (контратенор) и актёр, обладатель уникального тембра. По некоторым данным первый контртенор в СССР. В 2005 году, в Риге участвовал в гала-концерте пяти контртеноров, на основе которого был сделан документальный фильм «Farinelli. Show must go on» с участием Эрика Курмангалиева.

Олег Рябец. Издание Diena назвало вокалиста «одним из пяти такого рода голосов в мире, период мутации которого благополучно миновал. » Рябец выступал в оперных залах Лиона и Гамбурга, Риги и Парижа, в королевских домах Англии, в престижных залах Японии. Снялся в документальном фильме «Farinelli. Show must go on!» Олег Рябец обладает редким по тембру и высоте контртенором. Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве рядом с уникальной записью последнего кастрата XX века А. Морески. На праздновании 75-летия принца Эдинбургского Его королевское Высочество принц Филипп наградил певца титулом «Мистер Сопрано ».

Николай Гладских обладает таким уникальным тембром голоса, что его сравнивают с великим Фаринелли. Знатоки пророчат Николаю Гладских великое будущее.

Источник

Мрачное прошлое и светлое настоящее мужчин, поющих как женщины

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что это

Заглавную партию оперы «Эхнатон» композитор Филип Гласс написал для контратенора

Молодые контратеноры сегодня считаются самыми яркими звездами в мире классической музыки. Впрочем, вплоть до XX века судьба таких певцов, как правило, была весьма печальна. Корреспондент BBC Culture попыталась изучить историю этого музыкального феномена.

Скорее всего, вам уже прежде доводилось слышать, как мужской голос поднимается до верхних нот, которые обычно под силу только женскому сопрано: записи Барри Гибба и Bee Gees, например, дают прекрасное представление о мужском фальцете.

Однако классический контратенор, мощный и в то же время невероятно чистый голос, который, как ни парадоксально, принадлежит взрослому мужчине, способен унести слушателя в абсолютно нездешние выси.

Это уникальное, поразительное явление, и те, кому довелось услышать контратенора хоть однажды, уже никогда не забудут эти ощущения.

Несмотря на то, что контратеноры были признаны в качестве вокального феномена лишь в XX веке, удивительная и в то же время мрачная история этого музыкального явления насчитывает несколько столетий.

Лишь в XXI веке контратенорам наконец удалось по праву занять достойное и заметное место в мире классической музыки.

Такие певцы, как Альфред Деллер, Джеймс Боумэн, Дэвид Дэниэлс и Андреас Шолль, возродившие традицию контратенорового пения, сегодня пользуются широкой известностью в мире классической музыки, а вот в прошлом мужчины, профессионально поющие в женском голосовом диапазоне, были настоящей редкостью.

Всего каких-нибудь сорок лет назад лишь несколько контратеноров могли рассчитывать на регулярные выступления на международной сцене.

Автор фото, Alastair Muir REX

По мнению французской газеты Monde, 33-летний американец Энтони Рот Костанцо является идеальным музыкантом

Однако появление в последние годы новой плеяды выдающихся исполнителей совпало с возрождением интереса к барочному репертуару, в котором вокальные партии раньше исполнялись мужчинами-кастратами (а позднее, в более гуманные времена, женскими меццо-сопрано).

К новому поколению звезд относятся такие блестящие исполнители, как 33-летний американец Энтони Рот Костанцо, которого французская газета Monde назвала «идеальным музыкантом». Он недавно ошеломил лондонскую публику исполнением заглавной партии в опере Филипа Гласса «Эхнатон».

В их число входит и 38-летний француз Филипп Жаруски, чьи поклонники следуют за ним по всему миру и своей преданностью могут сравниться с фанатами популярного бойз-бэнда One Direction.

Автор фото, Jack Vartoogian Getty Images

Такие певцы, как Альфред Деллер, Джеймс Боумэн, Дэвид Дэниэлс (на фото) и Андреас Шолль, сегодня пользуются широкой известностью в мире классической музыки

Не так давно он занял вторую строчку в списке «самых гламурных» звезд мировой оперы по версии влиятельной британской газеты Telegraph, опередив блистательного тенора Йонаса Кауфмана и великолепную диву Анну Нетребко.

Так кто же такие эти контратеноры и почему они вдруг приобрели такую популярность?

Рок-звезды XVII века

«Его часто ошибочно принимают за женский голос, хотя в действительности все мужчины обладают способностью издавать звуки фальцетом. Просто некоторые предпочитают заниматься этим постоянно».

Многие оперные партии первоначально были написаны в XVII и XVIII веках для легендарного кастрата Карло Броски по прозвищу Фаринелли

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.

Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Поговорим о музыке. Контртенор

Сегодня по ТВ Культура увидел и услышал очень интересного исполнителя Филиппа Жарусски из Франции, который вместе с камерным ансамблем под управлением Жана Кристофа Спинози исполнял Вивальди и Глюка. Это очень интересно.
В Википедии о нем написано немного.
Филипп Жаруски, Филипп Ярусский (фр. Philippe Jaroussky; род. 1978) — французский певец, контртенор.
Окончил отделение старинной музыки Парижской консерватории. В 2004 г. получил французскую премию «Victoire» в номинации «Открытие года», в 2007 г. повторил свой успех уже в основной номинации «Певец года». В 2003 г. сыграл одну из главных ролей в экранизации оперы Георга Фридриха Генделя «Агриппина». Наряду с Генделем ключевым композитором репертуара Жаруски является Антонио Вивальди, при этом Жаруски часто сотрудничает с Ансамблем Матеус Жана Кристофа Спинози.
По случаю московских гастролей певца в апреле 2006 г. газета «Коммерсант» писала:
«Этот певец только набирает обороты в смысле карьеры, скрипач по образованию, к вокалу он пришел неожиданно для всех и самого себя. Пришел, спел и победил. Филипп Жаруски поет чудесно. Приятным довеском к музыкальному таланту являются его внешность журнального красавца и фантастическое обаяние, которое все несколько лет карьеры певца принято называть дьявольским»

Мы поговорим об искусстве резонансного пения и познакомимся с некоторыми удивительными голосами. Кто из вас знает, что такое резонансное пение? На сегодняшний день известны имена более 30 контртеноров из разных стран Европы, Азии, Америки, в т.ч. и ряд Российских контртеноров. Они то и знают секреты этого способа извлечения звука.

Среди Российских контртеноров можно отметить голоса Эрика Курмангалиева, Рустама Яваева и Евгения Журавкина.

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что этоЭрик Курмангалиев родился в Казахстане в 1959 году.

Юношу, который пел оперные арии женским голосом, считали уникальным явлением. Так пели в давние времена юные кастраты в Италии, но если их подвергали жестокой экзекуции, чтобы сохранить их голоса, не дожидаясь возрастной ломки, то Эрику Курмангалиеву такой тембр был дан от рождения.В связи с этим он вспоминал: «Конечно, меня пытались переучивать: мол, как же так, мужчина почему-то поёт женским голосом. В Советском Союзе это было невозможно! «

Поначалу он пробовал учиться в Алма-Атинской консерватории, потом перебрался в московский Гнесинский институт. Пел он при этом не басом, тенором или баритоном, а альтом (или контратенором). Такое в советской вокальной педагогике было не принято и даже считалось неприличным — мужчина поет женским голосом! Его пытались переучивать, он вызывал кучу споров у профессионалов и, следовательно, интерес у публики. Дебютировал он в 1980 году в Большом зале Ленинградской филармонии. В сущности, долгие годы, пока у нас не началось увлечение аутентичным исполнением старинной музыки, тип его голоса для советского и постсоветского слушателя был прочно связан исключительно с его именем.

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что этоРустам Яваев родился в 1977 году в Астрахани. Закончил Московский гос.педагогический университет по классу оперного и камерного исполнительства. С 2004 по 2006 г. проходил стажировку в Центре оперного пения под руководством
Галины Вишневской. Сейчас является приглашенным солистом Большого театра. Активно гастролирует по миру.

Интересное интервью он дал профессору Московской консерватории В.П.Морозову, где певец раскрыл некоторые секреты своих уникальных способностей.

— Рустам Тагирович, у Вас большой, красивый голос, близкий по акустическому строению, в частности по параметрам высокой певческой форманты, к голосам высоких лирических теноров. Чем объяснить, что Вы решили стать контртенором?

— Вы знаете, это получилось как бы само собой. Мне всегда нравилось петь высоким, ярким звуком и после мутационного периода я старался сохранить эту способность петь так же высоко, как в детстве. Поэтому «ломки голоса» у меня как бы и не было.

— А у кого Вы учились петь?

— Я учился у профессора Георгия Ивановича Урбановича. Он говорил: «Ну, что же мы будем петь легоньким комнатным звучком? Надо осваивать и оперный репертуар, например, Ратмир. На большую сцену «с микрофоном во рту» не выйдешь, надо овладевать профессиональной техникой».

— Да, я слушал Вас в роли Ратмира на юбилейном концерте Г.И. Урбановича в Рахманиновском зале Консерватории, Ваш голос звучал ярко, полетность прекрасная.

— Я благодарен Георгию Ивановичу, он дал мне хорошую резонансную школу.

— Скажите, а как Вы представляете и ощущаете резонанс?

— Для меня это прежде всего «дыхание в спину», ощущение резонанса спины, грудь, конечно и соединение грудного и головного резонансов.

— Это эверардиевское «ставь голова на грудь, а грудь на голова», как он говорил?

— Да, конечно, при распевке я всегда стараюсь соединить эти резонансы с дыханием. Конечно, многое зависит от тесситуры произведения. При высокой тесситуре надо петь более собранным звуком, но объемным, не теряя груди; грудь дает объем звуку.

— Очень интересно. А как Вы ощущаете верхний резонатор?

— А голосовые складки и гортань Вы как-то регулируете?

— Как Вы оцениваете технику контртенора; это разработанный фальцет?

— Мне кажется, техника у разных контртеноров бывает разная. В конце 90-х годов и даже еще в 2002 г. контртенора пели в основном таким легеньким бездыханным, микрофонным, конечно, фальцетиком. Но это уже изрядно поднадоело публике. Сейчас, мне кажется, на смену приходит уже микстовый механизм голосообразования, что является результатом хорошо организованного дыхания и резонансной техники, соединение головного и грудного резонаторов. Резонанс дает голосу свободу, легкость и вместе с тем объемный яркий звук. Этого требует большая академическая сцена. Но, конечно, и сегодня в голосах контртеноров слышатся разные техники. Я думаю, это определяется и природными данными и психологией певца.

— Не могли бы Вы показать голосом разницу между фальцетом и Ваши обычным звуком?

— Боюсь, что чистым фальцетом у меня не получится спеть. Как я Вам уже говорил, я пою микстом, а это уже другое (поет негромко несколько раз, как обычно и фальцетом; см. рис. 7).

— Очень интересно! А как Вы лично психологически представляете свой голос? Например, партии Ратмира, Вани в операх Глинки традиционно исполняют женские голоса. Не отождествляете ли Вы свой голос со звучанием женского голоса?

— Несомненно. Это уже психология восприятия певца слушателем. Два слова о Ваших творческих планах.

— Скоро еду в Лос-Анджелес. Меня пригласили участвовать в трехактном вечере балета. Буду петь произведения Михаила Глинки, Антонио Вивальди. Потом, возможно, будет премьера в Большом театре.

— Желаю Вам творческих успехов!

А теперь послушайте Рустама Яваева.

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что этоЕвге́ний Жура́вкин родился во Львове (Украина) в семье военнослужащего. Музыкой начал заниматься с двенадцати лет, однако возможность учиться в музыкальной школе появилась только когда семья, после многих переездов, связанных со службой отца, осела в городе Щёлково Московской области. За три года, экстерном, Журавкин окончил щелковскую детскую школу искусств по классу баяна и вокала. Уже в то время он начал увлекаться классической музыкой и выступать на международных конкурсах вокалистов.

В 1997 году начала работать Вокальная студия Евгения Журавкина.
В том же году он принял участие в Майском фестивале старинной музыки (Москва). На проходившей в рамках фестиваля научно-практической конференции «Аранжировка, реконструкция и исполнение барочной и средневековой музыки» Евгений Сергеевич выступил с двумя докладами: «Контратенор – голос врождённый или приобретённый?» и «Роль высокого мужского голоса (кастратов и контратеноров) в музыке Генделя». В журнале «Старинная музыка» (Издательство Московской консерватории) были напечатаны оба доклада, а также целый ряд статей на тему кастратного пения.
В 2001 году певец был приглашён в театр «Геликон-опера» для исполнения заглавной роли в опере К. В. Глюка «Орфей», в 2002 принял участие в постановке «Академией старинной музыки» Татьяны Гринденко оперы Б. Галуппи «Король-пастух», ставшей событием на Фестивале аутентичного театрального искусства в г. Тракай (Литва).

Сейчас преподает в ГИТИСе вокал. и занимается концертной деятельностью.

Ну и, наконец, я представлю вам Филиппа Жаруски.

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что это

Контрате́нор, контр-тенор — самый высокий из мужских оперных голосов, по высоте соответствующий женскому контральто, меццо-сопрано или сопрано. Встречается редко. Близкий по звучанию тенор-альтино не соответствует контратенору, поскольку является высоким регистром тенора, в то время как контратенор — это фактически мужской альт или мужское сопрано.
Большинство музыки, исполняемой контратенорами, написано в эпоху Барокко — это духовная музыка и оперные партии, предназначавшиеся для певцов-кастратов (сопранистов и контральтистов). Но после того, как мальчиков ради певческой карьеры перестали массово кастрировать, этот репертуар перешел к контратенорам.

Среди авторов арий для кастратов был Антонио Вивальди. На долгое время преданные забвению и вновь открытые лишь в прошлом веке, его произведения сегодня широко исполняются.
Филипп Жарусски — один из тех, кто способствовал возвращению творчества Вивльди, композитора, которым он восхищается. Вивальди, один из самых плодовитых композиторов всех времён, большинство своих произведений создал в Венеции.

Филипп Жарусски: «Исполнителю произведений Вивальди просто необходимо побывать в Венеции, причём неоднократно. Поездки сюда подпитывают меня, когда, например, мне нужно исполнить арию «Vedrò con mio diletto», которая мне так нравится… Можно легко представить себя возле Большого канала, в ней есть некоторая туманность, расплывчатость… трудно выразить словами, что вкладываешь в свой голос, чтобы это всё передать. Но когда я пою, я представляю себе Венецию, и этим подпитывается моё исполнение».

«Существует тенденция видеть только виртуозность его творчества. Но я также ценю в Вивальди эту нежность, а также простоту и чистоту, которая отличает его, например, от неаполитанской школы. Его музыка может быть чисто поэтической, а не просто демонстрацией вокала».

«Становится понятно, что слишком поторопились считать Вивальди лишь скрипачом и композитором: на самом деле он очень хорошо чувствовал вокал и драматическую сторону искусства».

«Мне также нравится “лёгкость” некоторых его произведений, меня они по-настоящему трогают. У Вивальди очень много сочинений, сотни концертов, он хвастался, что может сочинить концерт быстрее, чем его потом перепишет копировщик, то есть ему доставляла удовольствие собственная стремительность. Кроме того, ему нравилось, когда его музыкальное чутьё и вдохновение сразу переносились на бумагу. В его работах бывают несколько длинные пассажи, и вдруг за этим следует нечто гениальное, и вы знаете, что это свободное действие».

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что это

Каччини Джулио (1546–1618) Amarilli, mia bella В исполнении Андреаса Шолля.

Эстрадные певцы, поющие преимущественно фальцетом или часто прибегающие к использованию фальцетного регистра Контртенорами в строгом смысле слова не являются.

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что этоВитас поет фальцетом. В репертуаре артиста классические произведения в современной обработке, советские эстрадные песни, а также песни собственного сочинения. Вокальный диапазон Витаса, а также природа его сверхвысокого фальцета с момента его появления на эстраде и по сей день являются объектом всяческих мистификаций, которые в свою очередь порождают различные слухи и домыслы («певец кастрирован», «певец поёт с помощью жабр», «за певца поёт девушка», «голос певца синтезирован с помощью компьютера» и т.д.).

Послушайте Аве Марию в исполнении Витаса.

Мне нравится, как Витас поет песню «мама».

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что этоМихаил Кузнецов поет фальцетом в «Хоре Турецкого». Голос Кузнецова, который можно определить как тенор-альтино, руководитель хора, Михаил Турецкий, описывает как «уникальный, невероятно высокий голос на стыке мужского и женского вокала, который позволяет исполнять даже партии, написанные для колоратурного сопрано». В действительности же, для исполнения высоких вокальных партий в таких концертных номерах, как, например, ария Царицы Ночи из «Волшебной флейты» В.А.Моцарта, Кузнецов использует фальцет.

Послушайте jоCasta Diva в исполнении М.Кузнецова.

Контр тенор мужской что это. Смотреть фото Контр тенор мужской что это. Смотреть картинку Контр тенор мужской что это. Картинка про Контр тенор мужской что это. Фото Контр тенор мужской что этоСергей Пенкин утверждает, что его голос занесён в Книгу Рекордов Гиннесса из-за необычайно широкого диапазона в четыре октавы, однако эта информация не подтверждена. Судя по записям певца, его диапазон составляет около трёх октав за счёт комбинации грудного регистра с высоким и крепким фальцетом, из-за которого голос Пенкина иногда называют контртенором.

Природа голосообразования и техника пения контртенора остаются недостаточно изученной областью вокальной науки. Попробуем в этом разобраться.

.Профессор Московской консерватории Владимир Петрович Морозов много лет занимается исследованием тайн вокала. Он автор термина «резонансное пение». Резонансный принцип голосообразования обеспечивает певцу возможность достижения не только феноменальной силы и полётности голоса, но также огромного тембрового разнообразия, красоты звука, легкости и непринужденности пения, практической неутомимости певца и долговечности работы его на профессиональной сцене. И я рекомендую почитать его книгу об искусстве резонансного пения.

Сначала рассмотрим строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из 3 главных частей. Это дыхательный аппарат и гортань со связками, а также резонансная область. Дыхательный аппарат включает лёгкие (это надувные воздушные резервуары); дыхательные пути (трахея, бронхи); диафрагма (это мышца, отделяющая грудную полость от живота, она прикреплена к нижним рёбрам и позвоночнику). В состоянии покоя диафрагма поднята кверху куполом, а при вдохе она опускается, лёгкие наполняет воздух. Умение управлять ею важно для певцов. За счет активности диафрагмы у профессиональных вокалистов есть опора дыхания и певческое вибрато. В дыхании принимают участие и мышцы брюшного пресса, они оказывают на диафрагму давление, межрёберные мышцы грудины, от сокращения их происходит сжатие грудины или расширение и вдох. Зависимо от участия определенных мышц в дыхательном движении и при пении определяют: грудное, брюшное, смешанное дыхание.

Резонаторная область – это часть трахеи, носоглотка и ротовая область. Назначение ее: усиление звука связок; создание тембра голоса.

Резонансная техника пения придает голосу особое качество, независимо от типа голоса и его силы. Это то, что всегда привлекает внимание, заставляет слушать и волнует слушателя. Голосовой аппарат включает три основные составляющие: дыхание, гортань и резонаторы, и эффективный певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов. Певческое дыхание играет важную роль. Тезис «искусство пения — искусство дыхания» известен со времен староитальянской школы. Однако, начиная со второй половины ХХ века, начинает набирать популярность так называемая «горловая» парадигма, когда основное значение в триаде «дыхание-резонаторы-горло» отдается последнему звену. Так, широкую научную известность приобрели в 50х-60х годах рентгенологические исследования Л. Б. Дмитриева по работе гортани и голосовых связок во время пения, распространились советы «Дышите, как удобно». Выдающийся итальянский певец Джакомо Лаури-Вольпи, пропевший на сцене «Ла-Скала» 30 лет считал, что «…в основе вокальной педагогики лежат поиски звукового эха — то есть резонаторов…». Как отозвался о нем один из критиков «его до-диезы долетали до Луны». Другой крупнейший итальянский вокальный педагог Дж. Барра, долгое время проработавший во всемирно известном Центре усовершенствования певцов при театре «Ла Скала», говорил о роли резонаторов так: «…У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку — верный механизм голосообразования — нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом…».Нельзя не упомянуть о значении голосовых складок, без них нет певца. Измерения показывают, что внутри звукового тракта звуковое давление может достигать 155 дБ и более! Это мощная сила звука, способная уничтожить голосовые складки. Что, увы, нередко и бывает у неопытных певцов, пытающихся достичь большой силы голоса только напряжением голосового аппарата и, как следствие, кровоизлияния в горло, гематомы, отслойка слизистой и т.п. Как же удается оперным певцам без микрофона заглушать звук симфонического оркестра, выступая чуть ли не каждый день с многочасовой программой и выходами «на бис»? Разгадка кроется в правильно поставленном голосе, умелом использовании резонаторов. Простейший резонатор усиливает звук на 30—40 дБ, т.е. в 5—10 тысяч раз по мощности. Кроме этого, певческие резонаторы несут еще и защитную функцию, оберегая голосовые складки.При эстрадном пении, помимо чисто музыкальных, у певца возникают дополнительные трудности: исполняя песню он и танцует, и поет, и эмоционально — напряженно кричит, шепчет и т.п., т.е. голосовой аппарат работает постоянно в разных режимах. Важно отметить, что речевой принцип звукоизвлечения (фонации) не имеет защитного механизма для голосовых связок (в нашей бытовой речи это и не нужно из-за малой силы звука по сравнению с профессиональным пением). Проблема многих современных эстрадных певцов как раз и кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить голос и так петь, что сильно травмирует связки, а нужный эффект так и не достигается. Резонансный принцип голосообразования позволяет также петь «piano» вплоть до тихого шепота. При речевой манере этот звук не будет слышен даже в первом ряду, а при резонансном механизме любое pianissimo слышно во всех рядах большого концертного зала.Поэтому очень важно правильно поставить голос, научиться использовать резонансный певческий принцип в исполнении «речевых» фрагментов, как это и делают профессиональные певцы. Итак, что же такое певческий резонанс и как он образуется? ПОНЯТИЕ РЕЗОНАНСА И РЕЗОНАТОРАСлово резонанс происходит от французского resonance — звучать, откликаться. Резонанс — это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.Итак, резонанс может возникнуть только там, где есть или возможны колебания, то есть волны в упругой среде. У любого упругого тела имеется собственная резонансная частота колебаний. Если ударить по натянутой струне она начнет колебаться именно с определенной резонансной частотой. От струны завибрирует окружающий воздух, и наше ухо уловит тон, соответствующий этой частоте. Изменяя длину струны (зажимая на разных порожках грифа гитары) мы тем самым меняем её физические свойства (силу натяжения). От этого изменяется и резонансная частота струны, то есть высота ноты.Акустическим резонатором (далее просто резонатором) является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством (атмосферой) одним или несколькими отверстиями. Т.к. воздух способен активно вибрировать, он является основой резонатора. Отличительным свойством акустического резонатора является способность «откликаться» (т.е. резонировать) только на те звуковые колебания, которые совпадают с его резонансной частотой. Так, например, если подуть в полую трубку (дудку), то в ней начнет вибрировать воздух, и образуются колебания (стоячие волны). Частота этих колебаний (а, следовательно, и высота издаваемого ею тона) будет строго зависеть от размеров дудки (а точнее, от объема воздуха, заключенного в ней). Если поставить в ряд несколько трубок разной длины, то, дуя поочередно, то в одну, то в другую можно составить мелодию. На этом принципе основано звучание абсолютно всех без исключения духовых инструментов, от флейты и гобоя до органных труб.Резонатор, кроме того, усиливает первоначальный звук. Если совсем тихо в резонатор спеть ноту, соответствующую его резонансной частоте, то эта нота зазвучит неожиданно громко. Но это касается только этой самой ноты — на другие ноты резонатор не откликнется. В этом состоит еще одно свойство резонатора — его избирательность. Например — едва слышимый звук камертона вдруг заполняет огромную аудиторию если приложить его к корпусу резонатора. На этом же принципе основана работа корпуса гитары — он, как полый вибратор усиливает звучание струн. Но самое удивительное кроется в том, что для усиления звука резонаторам не требуется никакой дополнительной энергии с нашей стороны! В присутствии резонатора коэффициент полезного действия системы многократно увеличивается. Применительно к певцам это означает, что, научившись пользоваться собственными вокальными резонаторами, певец освобождает голосовые связки от перегрузок. Голосовые складки вокалиста дают начальный толчок, а резонаторы и правильное «опертое» дыхание — поддержание звука. И чем согласованней работа дыхания и резонаторов, чем лучше озвучены резонаторы, тем красивей, глубже, насыщенней голос певца и тем дальше он слышен.В соответствии с выполняемой ролью, голосовой аппарат включает:

В известной теории резонансного пения, разработанной профессором Московской государственной консерватории Морозовым В. П., условно выделяются семь взаимосвязанных функций резонаторов: энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная, активизирующая.

2) Генераторная функция резонаторов состоит в том, что не связки, а именно резонаторы заставляют звучать голос. Именно в резонаторах слабый звук обрастает тембровыми оттенками, набирает силу и обретает полетность. Сами по себе резонаторы бесполезны, потому что без связок им нечего усиливать и украшать. Но когда мы слышим поющего артиста, мы слышим не его связки, его звучащие резонаторы, которые подхватили слабый звук голосовых связок, усилили его в сотни раз, придали ему звучность и красоту. Интересный эксперимент провел ученый-естествоиспытатель Рийке: он заставил звучать обычную трубу, нагревая раскаленной сеткой воздух в ее основании. Поднимаясь вверх по трубе, воздух начинал резонировать и производил звук, от которого в окнах дрожали стекла. Точно такая же природа у «поющих» каминных труб, когда нагретый пламенем камина воздух устремляется вверх и начинает резонировать.

3) Фонетическая функция резонаторов. Человеческая речь, а тем более, человеческое пение, были бы совершенно нечленораздельными и непонятными, если бы слова не разбивались на слоги, а слоги не включали бы в себя гласные звуки. Благодаря подвижности ротовой полости человека, а также языку, способному принимать различные положения, мы можем издавать членораздельные звуки. Как же нам удается произносить разные гласные звуки? Благодаря огромной подвижности языка, губ и нижней челюсти наш рот превращается в постоянно изменяющийся резонатор. Мы легко можем изменить объем резонатора, стоит нам чуть прикрыть рот или приподнять язык. Кроме того, изменяется путь, который воздух должен пройти. От объема и пути как раз и зависит тип гласной, которую в данный момент мы произносим.

4) Эстетическая функция резонаторов. Резонаторы придают нашему голосу приятную на слух тембровую окраску. Вокальная педагогика всего мира борется за эти качества всеми средствами, стремясь искоренить неприятные на слух оттенки горлового, связочного тембра.

5) Защитная функция резонаторов. Мы уже упоминали о том, как опасно петь «на связках», пытаясь усилить звук голоса одним лишь мышечным напряжением в горле. Поскольку певческие резонаторы обладают чудесным свойством усиливать певческий голос без какой-либо дополнительной энергии, а только лишь путем превращения большей части энергетических затрат певца — дыхания, мышечных усилий — в звук, можно назвать добавку в силе голоса, которую дают нам резонаторы «даровой энергией». Наш слух организован так, что звуки одной высоты мы воспринимаем громче, чем звуки другой высоты, хотя и те и другие издаются с одинаковой мощностью. Т.е. резонаторы при правильно поставленном голосе преобразуют голос так, что он попадает в зону максимальной чувствительности слуха. Таким образом, голос вокалиста становится слышнее без дополнительного усиления.

7) Активизирующая функция. При определенной оптимальной настройке резонаторной системы начинает оказываться стимулирующее воздействие на резонаторы, а также на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический характер и происходит рефлекторно, процесс запускается автоматически при оптимальной работе резонаторной системы. Иными словами, достигнув однажды определенного уровня резонанса, певец запускает механизм самоподдержки, когда резонанс берет на себя часть работы по активизации остальных резонаторов. Нужно лишь взять это знание и упорно трудиться. И кто знает, может человеческая история обогатится еще одним именем великого вокалиста.

Хороший сайт для тех, кто хочет научиться красиво петь.

Миллионы плохих певцов не применяют резонансное пение и не владеют этой техникой. Тысячи певцов средней руки, в той или иной степени освоили резонансное пение. И лишь считанные единицы подлинных маэстро вокального искусства.

На телеканале Культура финал конкурса вокалистов «Голос» В команде А.Б.Градского надо было выбирать из двух великолепных певцов

Павел Пушкин

Артур Васильев

Два красивых голоса, они пели дуэтом, но надо выбрать одного

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *