Континуум что это в психологии

КОНТИНУУМ

Смотреть что такое «КОНТИНУУМ» в других словарях:

континуум — множество, непрерывность, совокупность, термин Словарь русских синонимов. континуум сущ., кол во синонимов: 7 • множество (88) • … Словарь синонимов

Континуум — экологический (от лат. continuum непрерывное), непрерывный ряд постепенно, по сравнению с резкими переходами, например, от суши к воде, изменяющихся местообитаний биологических сообществ на протяжении обширных географических районов,… … Экологический словарь

КОНТИНУУМ — (от лат. continuum непрерывное) в математике непрерывная совокупность, напр. совокупность всех точек отрезка на прямой или всех точек прямой, эквивалентная совокупности всех действительных чисел … Большой Энциклопедический словарь

КОНТИНУУМ — КОНТИНУУМ, см. ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ … Научно-технический энциклопедический словарь

КОНТИНУУМ — (от лат. continuum непрерывность) англ. continuum; нем. Kontinuum. Непрерывный ряд последовательных измерений данной характеристики, в результате к рых происходит ее постепенное увеличение, уменьшение или превращение в свою противоположность.… … Энциклопедия социологии

континуум — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN continuum … Справочник технического переводчика

Континуум — От лат. continuum непрерывное, сплошное. Континуум (в физике) В математике: Континуум (теория множеств) множество, равномощное множеству вещественных чисел R, или класс всех таких множеств. Континуум (топология) связное… … Википедия

Континуум — (от лат. continuum непрерывное, сплошное) 1) (в математике) непрерывное многообразие, например, совокупность всех точек прямой или какого либо ее отрезка, эквивалентная совокупности всех действительных чисел; 2) (в физике) сплошная материальная… … Начала современного естествознания

континуум — (лат. continuum непрерывное, сплошное) 1) непрерывность, неразрывность явлений, процессов; 2) мат. непрерывное (связное) множество, напр. совокупность всех точек прямой или какого л, её отрезка; означает также мощность действительных чисел,… … Словарь иностранных слов русского языка

Континуум — Термин, предложенный М.А.К. Хэллидей, используемый в функциональной социолингвистике для определения континуума бесконечной градации в языке. См. также: Диалектный континуум, Языковой континуум … Словарь социолингвистических терминов

Источник

2. Континуум поведения

2. Континуум поведения

Выше уже были представлены основания, позволяющие КМ СПП определять поведение как замкнутую в самой себе систему; все психическое имеет единую природу, а потому может и должно рассматриваться как единый континуум поведения. После того как внешние воздействия были конвертируемы (опосредованы) посредством психической трансформации, они обретают статус психического, то есть становятся поведением. Таким образом, когда мы говорим о поведении, мы говорим о пространстве психического, которое предстает в системном, содержательном, функциональном и структурном ракурсах.

В несколько упрощенном виде схема континуума поведения такова. Психика испытывает на себе воздействие различных внешних агентов, преобразует их в единичные по сути нервно-психические импульсы, однако человек существует не в мире отдельных раздражителей, но в мире «вещей» («первичные образы», по И.П. Павлову), где эти «раздражители» по механизмам динамического стереотипа и доминанты объединены в некие единства. В результате образуются «значения» (по Л.С. Выготскому) – эти «вещи» («сигналы»), которые и составляют «схему». При этом свое место в общей структуре представлений индивида (и соответствующие этому месту «статус», «вес», «ориентацию») вещь обретает, становясь «предметом» («сигналом сигнала»), то есть будучи означенной («знаки», по Л.С. Выготскому) посредством связей с другими предметами или «знаками» («рече-мыслительные процессы», по Л.М. Веккеру). Иными словами, «значение» («вещь») не связано собственно с «предметом» («знаком» в «картине») непосредственно, но может быть означено в «картине» чуть ли не как угодно, когда «предмет» («знак», по Л.С. Выготскому, «означающее», по Ж. Лакану) оказывается в том или ином контексте (соотнесенность с другими «предметами»).[61]

Все вышеперечисленные процессы – от формирования первичного образа до языковой игры (рече-мыслительные процессы) – функционируют по одним и тем же механизмам динамического стереотипа и доминанты, при этом динамические стереотипы одного уровня могут и весьма часто противоречат динамическим стереотипам другого. «Схема» и «картина» отнюдь не равнозначны в интегральной формуле поведения: доминанта всегда определяется «схемой», а рече-мыслительные процессы («картина») следуют за ней «по пятам».[68] Необходимо всегда помнить положение Л.С. Выготского, что именно аффективные и волевые тенденции, то есть динамические стереотипы и доминанты «схемы», отображающей фактическую действительность, приводят мысль в движение, однако это отнюдь не отрицает того, что рече-мыслительные акты могут оказывать определенное воздействие на эти тенденции.

Иными словами, многие «значения» (означаемые) «схемы» не могут быть правильно или, в ряде случаев, вообще хоть как-то означены в «картине», сталкиваясь с противодействием господствующих в ней представлений («рече-мыслительные процессы, связи «знаков», компиляции «означающих»). «Картина» (сознание) предлагает версию действительности, каковой она кажется «я» (носителю «картины») или должна была бы быть по его («я») мнению. При этом «я» следует понимать здесь как мигрирующую функцию, положение которой зависит от обстоятельств. В этом смысле «проповедуемая идеология» может разниться от ситуации к ситуации.[73] То же, что находится «под» сознанием – «схема», может быть подразделено на неосознанное («значения» и их отношения) и на собственно бессознательное (к чему относятся, собственно, механизмы и акты поведения, которые осознаются лишь в рефлексированной форме, но не сами по себе).

Исходя из вышеизложенного, КМ СПП формулирует следующую структуру континуума поведения:

1) «картина» (или сознание) – это индивидуальная (принадлежащая данному индивиду) семантическая или понятийная («мировоззренческая») сеть, сотканная из «знаков» («сигналов сигналов», «означающих», «предметов»);

2) «схема» (или подсознание) – это индивидуальная (принадлежащая данному индивиду) система динамических стереотипов и доминант разного уровня, существующих на правах «значений» («сигналов», «означаемых», «вещей») и отображающих фактическую действительность данного индивида, с искажениями и тенденциозностью, о которых было сказано выше.[74]

«Схема», в свою очередь, может быть подразделена на:

а) неосознанное – составляющие «схемы» – «значения» («сигналы», «означаемые», «вещи»);

б) бессознательное, которое является процессуальным составляющим континуума поведения, – это «значения» («сигналы», «означаемые», «вещи») в действии и само действие, организованное механизмами динамического стереотипа и доминанты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1.1. Энергетический континуум

1.1. Энергетический континуум Внешне противоречивые выражения экзистенциальной материи представляют собой не что иное, как результаты действия, различные проявления одной и той же энергии, которая контролирует наше мышление. Все есть реальность непрерывной

1.18. Энергетический континуум и экзистенциальная дихотомия

1.18. Энергетический континуум и экзистенциальная дихотомия Причиной болезни может быть и воздействие чужой негативной психологии. Здесь я сошлюсь на все, написанное по поводу негативной или вампирической психологии[27]. Благодаря этой форме глубокой зависимости или

Континуум

Континуум На этом этапе дона Карлетта начала беспокоиться, как бы то, что она хотела делать дальше, не вызвало настоящего смятения. Она опасалась, что испортит всем настроение и полностью нас ошарашит, если продолжит обсуждение. Она даже сказала, что всем, кто хочет пойти

От поведения к личности

От поведения к личности Нам надо из самоудовлетворенных в своей логике теорий о человеке выйти к самому человеку во всей его живой конкретности и реальности. Наше время живет муками рождения этого нового метода. Он оплодотворит нашу жизнь и мысль стократно более, чем

Игры поведения

Игры поведения Четвертый угол. Стиль поведения. Стиль поведения определяется типом информационного метаболизма. Это загадочно звучащее выражение в действительности сообщает об очень важной и доступной для понимания составляющей, которая определяет модель поведения

Аналоговый континуум[5] против дискретных категорий

Аналоговый континуум[5] против дискретных категорий Этот пик на линии Тома — пример резкой прерывности временной линии, в отличие от более постепенных изменений. Будьте внимательны к прерывности такого рода, как сигналу дискретного или категориального сдвига в способе

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Рис. 16. Три зоны интенсивности опыта (j – интенсивность, t – временной континуум)

Рис. 16. Три зоны интенсивности опыта (j – интенсивность, t – временной континуум) Из шоковой зоны всего четыре выхода:• позитивная дезинтеграция с переходом на новый качественный уровень целостности сознания и личности,• сумасшествие с различным возможным содержанием,•

Медитативный континуум

Медитативный континуум Медитация представляет собой процесс достижения желаемой цели – состояния сверхсознания. Однако необходимо помнить, что это состояние достигается не каждый раз даже человеком с большим опытом медитации. Тем не менее положительный

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ Не в силах сублимировать разрушительные подсознательные импульсы, подросток может направить их в азартные игры, причем азарт опьяняет его и он полностью теряет контроль над собой.Постоянная борьба за власть, активно–оборонительная реакция,

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Модели поведения

Модели поведения Ситуация 1. Мужчина ущипнул женщину, она пугается и думает: «Я виновата в этом сама».Ситуация 2. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Она дура, я не виноват».Ситуация 3. Она думает: «Кретин!» – и возмущается. Он думает: «Я кретин, я виноват».Во всех

Проблемы поведения

Проблемы поведения Основные ошибки, которые мешают нам решать проблемы поведения:• Очень часто причины проблем поведения списывают на недостатки воспитания, игнорируя физическое и ментальное состояние собаки, словно собака — это механизм, а не живое

Источник

Континуум

(от лат. continuum – непрерывное) – ограниченное множество, обладающее известным свойством непрерывности.

Смотреть что такое «Континуум» в других словарях:

континуум — множество, непрерывность, совокупность, термин Словарь русских синонимов. континуум сущ., кол во синонимов: 7 • множество (88) • … Словарь синонимов

Континуум — экологический (от лат. continuum непрерывное), непрерывный ряд постепенно, по сравнению с резкими переходами, например, от суши к воде, изменяющихся местообитаний биологических сообществ на протяжении обширных географических районов,… … Экологический словарь

КОНТИНУУМ — (от лат. continuum непрерывное) в математике непрерывная совокупность, напр. совокупность всех точек отрезка на прямой или всех точек прямой, эквивалентная совокупности всех действительных чисел … Большой Энциклопедический словарь

КОНТИНУУМ — КОНТИНУУМ, см. ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ … Научно-технический энциклопедический словарь

КОНТИНУУМ — (от лат. continuum непрерывность) англ. continuum; нем. Kontinuum. Непрерывный ряд последовательных измерений данной характеристики, в результате к рых происходит ее постепенное увеличение, уменьшение или превращение в свою противоположность.… … Энциклопедия социологии

континуум — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN continuum … Справочник технического переводчика

Континуум — От лат. continuum непрерывное, сплошное. Континуум (в физике) В математике: Континуум (теория множеств) множество, равномощное множеству вещественных чисел R, или класс всех таких множеств. Континуум (топология) связное… … Википедия

Континуум — (от лат. continuum непрерывное, сплошное) 1) (в математике) непрерывное многообразие, например, совокупность всех точек прямой или какого либо ее отрезка, эквивалентная совокупности всех действительных чисел; 2) (в физике) сплошная материальная… … Начала современного естествознания

континуум — (лат. continuum непрерывное, сплошное) 1) непрерывность, неразрывность явлений, процессов; 2) мат. непрерывное (связное) множество, напр. совокупность всех точек прямой или какого л, её отрезка; означает также мощность действительных чисел,… … Словарь иностранных слов русского языка

Континуум — Термин, предложенный М.А.К. Хэллидей, используемый в функциональной социолингвистике для определения континуума бесконечной градации в языке. См. также: Диалектный континуум, Языковой континуум … Словарь социолингвистических терминов

Источник

Континуум

Континуум — это непрерывная совокупность, длительность или последовательность. Понятие континуума широко используется в математике, философии, естествознании. В этих областях знаний термином «континуум» обозначают несколько различных, но тесно связанных друг с другом понятий, выражающих свойство непрерывности. В математике под континуумом понимается непрерывное многообразие или класс множеств, количественно эквивалентный множеству действительных чисел. В физике под континуумом понимается идеализированная модель единого физического пространства-времени (см. Пространство и Время). В философии (см. Философия) понятие континуума рассматривается в рамках категорий непрерывности и прерывности, характеризующих бытие (см. Бытие) и мышление (см. Мышление).

Понятие континуума в философии

В философии понятие континуума выражает одну из категорий непрерывности и прерывности: прерывность (дискретность) подразумевает определённую структурность объекта, его внутреннюю «сложность»; непрерывность подразумевает целостный характер объекта, взаимосвязь и однородность его частей (элементов) и состояний. В силу этого категории непрерывности и прерывности являются взаимодополняющими при любом исчерпывающем описании объекта. Важную роль категории непрерывности и прерывности играют также при описании развития, при котором конкретный мир переходит из одного состояния в другое: либо внезапно, вдруг — через «скачок», либо постепенно — через преемственность.

В силу своей философской фундаментальности категории непрерывности и прерывности подробно обсуждаются уже в античной философской мысли. Факт движения связывает воедино проблемы непрерывности и прерывности пространства, времени и самого движения. В V веке до новой эры Зенон Элейский формулирует основные апории, связанные как с дискретной, так и с непрерывной моделями движения. Зенон показал, что континуум не может состоять из бесконечно малых неделимых (из точек), так как тогда величина бы складывалась из невеличин, из «нулей», что непонятно, ни из конечных, имеющих величину неделимых, так как в этом случае, поскольку неделимых должно быть бесконечное множество (между любыми двумя точками найдётся точка), это бесконечное множество конечных величин давало бы бесконечную величину. Проблема структуры континуума представляет собой тот проблемный узел, в котором неразрывно связаны категории непрерывности и прерывности. При этом, то или иное понимание континуума в Античности обычно истолковывается онтологически и соотносится с космологией.

Античные атомисты (Демокрит, Левкипп, Лукреций и другие) стремятся мыслить всю сферу сущего как своеобразную смесь дискретных элементов (атомов). Но довольно быстро происходит разделение точек зрения физических атомистов, мыслящих атомы неделимыми конечными элементами, и математических атомистов, для которых неделимые не имеют величины (точки). Последний подход успешно использует, в частности, Архимед для нахождения площадей и кубатур тел, ограниченных кривыми и неплоскими поверхностями. Абстрактно математический и физикалистский подходы ещё не слишком рельефно разделены в античной мысли. Так, вопрос о природе треугольника, из которых в «Тимее» Платона складываются многогранники элементов, остаётся дискуссионным (проблема в том, что здесь из плоскостей складываются трёхмерные элементы, то есть, вероятно, имеет место математический атомизм). Для Аристотеля непрерывное не может состоять из неделимых частей. Аристотель различает следующее по порядку, соприкасающееся и непрерывное. Каждое следующее в этом ряду оказывается спецификацией предыдущего. Существует следующее по порядку, но не соприкасающееся, например ряд натуральных чисел; соприкасающееся, но не непрерывное, например воздух над поверхностью воды. Для непрерывности необходимо, чтобы границы соприкасающихся совпадали. Для Аристотеля «всё непрерывное делимо на части, всегда делимые» (Физика VI, 231b ).

Ещё острее вопрос о природе континуума обсуждается в средневековой схоластике. Рассматривая его в онтологической плоскости, сторонники и противники континуальной космологии относят другую возможность истолкования в сферу субъективного, только мыслимого (или чувственного). Так, Генрих Гентский утверждал, что существует лишь континуум, а все дискретное, и прежде всего число, получается «отрицанием», через проведение границ в континууме. Николай из Отрекура, наоборот, считал, что хотя чувственно данный континуум и делим до бесконечности, в действительности же континуум состоит из бесконечного числа неделимых частей. Укреплению аристотелевского подхода к континууму служили дискуссии средневековых номиналистов (У. Оккам, Григорий из Римини, Ж. Буридан и другие). «Реалисты» понимали точку как онтологическую реальность, лежащую в основе всего сущего (Р. Гроссетест).

В XVI веке традицию физического атомизма — «линию Демокрита» — продолжает Дж. Бруно. В XVII веке атомистика Г. Галилея носит уже явно математический характер («линия Архимеда»). Тела у Галилея состоят из бесконечно малых атомов и бесконечно малых промежутков между ними, линии строятся из точек, поверхности — из линий и так далее. В философии Г. В. Лейбница была дана оригинальная интерпретация соотношения непрерывности и прерывности. Лейбниц разводит непрерывность и прерывность по разным онтологическим сферам. Действительное бытие — дискретно и состоит из неделимых метафизических субстанций — монад. Мир монад не дан непосредственному чувственному восприятию и открывается только размышлением. Непрерывное же является основной характеристикой лишь феноменального образа Универсума, так как он наличествует в представлении монады. В действительности части — «единицы бытия», монады — предшествуют целому. В представлениях же, данных в модусе пространства и времени, целое предшествует частям, на которые это целое можно бесконечно делить. Мир непрерывного не есть мир действительного бытия, а мир лишь возможных отношений. Непрерывны пространство, время и движение. Более того, принцип непрерывности является одним из фундаментальных начал сущего. Лейбниц формулирует принцип непрерывности следующим образом: «Когда случаи (или данные) непрерывно приближаются друг к другу так, что наконец один переходит в другой, то необходимо, чтобы и в соответствующих следствиях или выводах (или в искомых) происходило то же самое» (Лейбниц Г. В. Сочинения в тт., т. 1. — М., 1982, с. ). Лейбниц показывает применение этого принципа в математике, физике, теоретической биологии, психологии. Проблему структуры континуума Лейбниц уподоблял проблеме свободы воли («два лабиринта»). При обсуждении обоих мышление сталкивается с бесконечностью: в бесконечность уходит процесс нахождения общей меры для несоизмеримых отрезков (по алгоритму Евклида) и в бесконечность же простирается цепь детерминации лишь по видимости случайных (но на самом деле подчиняющихся совершенной божественной воле) истин факта. Лейбницевской онтологизации границы между непрерывностью и прерывностью не суждено было стать доминирующей точкой зрения. Уже Xр. Вольф и его ученики опять начинают дискуссии о построении континуума из точек. И. Кант, полностью поддерживая лейбницевский тезис о феноменальности пространства и времени, строит тем не менее континуалистскую динамическую теорию материи. Последняя существенно повлияла на Шеллинга и Гегеля, которые также выдвигали её против атомистических представлений.

В русской философии на рубеже веков возникает противостояние «культу непрерывности», связанное с именем математика и философа Н. В. Бугаева. Бугаев разработал систему миросозерцания, основанную на принципе прерывности как фундаментальном принципе мироздания. В математике этому принципу соответствует теория прерывных функций — аритмология, в философии — особый тип монадологии, развитый Бугаевым. Аритмологическое мировоззрение отрицает мир как «сплошность», зависящую только от самой себя и постижимую в понятиях непрерывности и детерминизма. В мире есть свобода, откровение, творчество, разрывы непрерывности — как раз те «зияния», которые отвергает принцип непрерывности Лейбница. В социологии аритмология в противовес «аналитическому мировоззрению», видящему во всём только эволюцию, подчёркивает катастрофические аспекты исторического процесса: революции, перевороты в личной и общественной жизни. Вслед за Бугаевым подобные взгляды развивал П. А. Флоренский.

Понятие континуума в математике

В математике Античности дискретное — как число, и непрерывное — как величина (то есть континуальная пространственная величина) — мыслятся раздельно и несводимы одна к другой. Числом занимается арифметика, величинами — геометрия, и познавательный статус первой, согласно платоновско-пифагорейской традиции, выше, чем второй. Средневековье углубляет дискуссию о соотношении непрерывности и прерывности, вводя новые важные логические дистинкции (например, категории синкатегорематической и категоруматической бесконечности, тесно связанные с проблемой деления континуума). С изобретением в XVII веке дифференциального и интегрального исчислений проблема арифметизации континуума становится всё более насущной. Однако положительного решения её пришлось ждать вплоть до второй половины XIX века, когда появились арифметические конструкции действительного числа К. Вейерштрасса, Ш. Мере, Р. Дедекинда и Г. Кантора. Все эти конструкции существенно использовали актуальную бесконечность.

Доказательство континуум-гипотезы означало бы, что континуум в некотором обобщённом смысле может быть «исчислен» или «сложен из точек». Эту гипотезу, однако, не удалось доказать ни Кантору, ни его последователям. В 1963 году П. Дж. Коэн показал, что континуум-гипотеза не может быть ни доказана, ни опровергнута в теории множеств, опирающейся на систему аксиом Цермело — Фрэнкеля.

В более широком смысле понятие непрерывности определяется в современной математике формально, в рамках топологии. Через аксиоматически вводимое понятие близости точек («окрестность точки») можно определить понятия предельного перехода и непрерывности функций. Таким образом возникают различные топологические пространства, моделирующие всевозможные типы непрерывности (включая и дискретную топологию). В то же время существует целый ряд нестандартных моделей континуума: конструкции Э. Л. Брауэра и Г. Вейля в рамках интуиционистской математики, специальные модели в альтернативных (неканторовских) теориях множеств, в «нестандартном анализе» А. Робинсона.

Понятие континуума в физике

В физике под континуумом понимается идеализированная модель единого физического пространства-времени. Она получается путём отождествления точек геометрического континуума с точками физического пространства-времени и определения на геометрическом континууме метрических отношений и функциональных связей посредством мысленного воспроизведения движений твёрдых тел (в классической механике) или световых сигналов (в теории относительности). В соответствии с представлениями общей теории относительности метрическая структура пространственно-временного континуума детерминируется распределением плотности вещества и излучения во Вселенной. Континуальная модель физического пространства-времени представляет собой результат становления и развития классической математики и классической (неквантовой) физики. В XX веке классические представления о движении частицы и волны пришлось заменить представлением о сосуществовании корпускулярных и волновых свойств в едином физическом объекте. Наряду с классическими представлениями о пространственно-временном континууме предпринимаются попытки квантования пространства и времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *