Континентальный шельф российской федерации что это
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ
«О континентальном шельфе Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 ноября 2006 г., 6 декабря 2007 г., 29 апреля, 18 июля, 3 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г., 18 июля, 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 4 марта, 30 сентября 2013 г., 3 февраля, 14 октября 2014 г., 2 мая 2015 г., 3 июля 2016 г., 28 ноября 2018 г., 16 декабря 2019 г., 13 июля 2020 г., 11 июня, 2 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 25 октября 1995 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.
ГАРАНТ:
О регулировании отношений недропользования на континентальном шельфе см. также Закон РФ «О недрах» в редакции от 3 марта 1995 г.
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
30 ноября 1995 года
Федеральный закон определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе.
Установлено, что континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определены границы континентального шельфа. Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, специально уполномоченным на то Правительством.
РФ на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если РФ не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ.
Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
Закон регламентирует порядок изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов на участках континентального шельфа, изучения и использования живых ресурсов. Закреплена возможность предоставления участков континентального шельфа физическим и юридическим лицам для определенных законом целей. Установлена система платежей за пользование континентальным шельфом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г., N 49, ст. 4694, в «Российской газете» от 7 декабря 1995 г., N 237
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 338-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 443-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 марта 2013 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 323-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 287-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 364-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 4 ноября 2006 г. N 188-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 22 апреля 2003 г. N 50-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Понятие континентального шельфа
Понятие и состав континентального шельфа
Понятие «континентальный шельф» включает затопленную морем часть территории материка.
Существует два подхода для того, чтобы определить ширину территориального моря. Конвенция о континентальном шельфе (Женева, 29.04.58) включает в его состав морское дно (в том числе недра), которое простирается от внешней границы территориального моря до установленных пределов, на которые прибрежное государство имеет суверенные права. Используется с целью разведки и разработки его природных богатств.
Конвенция в 1 статье рассматривает шельф континента в качестве поверхности и недр морского дна подводных районов, которые могут примыкать к берегу, но находятся не в зоне территориального моря (предел глубины двести миль) или за этими пределами, до того места, где глубина покрывающих вод предполагает разработку естественных ресурсов, недра и поверхность районов, которые прилегают к берегу острова.
Внешняя граница шельфа представлена изобатой, то есть линией, которая соединяет глубины до двухсот миль. Естественные богатства шельфа состоят в наличии минеральных и других неживых ресурсов глубин и поверхностей морского дна, живых организмов «сидячих» видов, то есть тех, кто в период промыслового развития прикрепляется ко дну или перемещаются по нему (раки, крабы и др.).
Граница континентального шельфа
В случае, когда на один и тот же шельф континента права имеют государства, берега которых располагаются напротив друг друга, то границу шельфа определяют с помощью соглашения между этими странами. Если подобное соглашение отсутствует, то в соответствии с принципом одинакового расстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Иногда споры о разграничении шельфа рассматривал Международный Суд ООН, определяющий его границы.
Конвенция по морскому праву давала иное определение границ для континентального шельфа. Она включала:
Между странами континентальный шельф разграничивается в договорном порядке (например, Договор Российской Федерации и Литовской Республики о разграничении шельфа Балтийского моря от 1997 года) или в соответствии с решениями международных органов (суда, арбитража, органа международных организаций).
Права прибрежных стран, которые относятся к шельфу континента, не могут касаться правового статуса покрывающих вод и пространства воздуха над шельфом. Морское пространство над шельфом остается открытым морем, поэтому все страны обладают правом судоходства, полетов, рыболовства, прокладывания подводных трубопроводов (кабеля). Наряду с этим устанавливаются специальные режимы разработки и разведки природных ресурсов. Прибрежные страны вправе в этом процессе осуществлять возведение соответствующих сооружений и установок, создание вокруг них безопасных зон. Права прибрежного государства и их осуществление не должны ущемлять права в области судоходства и прочие права других стран.
Прибрежные государства имеют право определения трасс для того, чтобы прокладывать кабели и трубопроводы, возведения установок и проведения бурильных работ, сооружения искусственных островов.
Континентальный шельф РФ
ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ» включает в состав этой территории морское дно и недра подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря РФ по всей протяженности естественного продолжения суши страны до внешних границ подводной окраины на материке.
Подводная окраина материка представляет собой продолжение континентального массива государства, который включает недра и поверхность континентального шельфа, склон и подъем.
Определение «континентальный шельф» используется и в отношении всех островов России. Внешняя граница континентального шельфа располагается на расстоянии 200 морских миль от тех исходных линий, где происходит измерение ширины территориального моря с условием, что внешняя граница подводной окраины на материке не расположена на расстояние далее, чем 200 морских миль. Когда подводная окраина материка располагается на расстоянии от 200 морских миль, то внешние границы континентального шельфа совпадут с внешними границами подводной окраины материка, которая определяется международными правовыми нормами.
Континентальный шельф РФ состоит из природных ресурсов, в том числе минеральных и прочих неживых ресурсов дна моря, его недр, живых организмов «сидячих видов». Виды живых организмов, которые представляют собой живые ресурсы континентального шельфа, установлены специальными уполномоченными федеральными органами по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа регулируются Российской Федерацией, а работа в области разведки, разработки (промысла) этих ресурсов и их охраны включена в компетенцию Правительства РФ.
На шельфе континента наша страна имеет:
При получении и осуществлении суверенного права и юрисдикции на шельфе континента, наша страна не может препятствовать судоходству, свободам и правам других стран, которые признаются нормами права.
Участки шельфа континента, включая недра, могут быть предоставлены лицам, которые соответствуют требованиям законодательства о недрах.
Острова, искусственно созданные, сооружения и установки континентального шельфа не имеют статус островов и территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них могут формироваться безопасные зоны, простирающиеся не более чем на 500 метров внешнего края искусственного острова, установки и сооружения.
Новое в блогах
Юридический разбор вопроса: Континентальный шельф и юрисдикция России
Цель публикации — разобраться в вопросе, о каких суверенных правах и юрисдикционных полномочиях России на континентальном шельфе говорит ч.2 ст. 67 Конституция РФ.
Что входит в территорию России?
Территория государства — это определенная на основе норм международного права часть земной поверхности (суша, акватории, воздушное пространство над ними), на которые распространяется исключительный суверенитет этого государства.
В пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме, что означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами.
В соответствии с ч.1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя:
—территории её субъектов, т.е. территории всех 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции;
—внутренние воды, к которым относятся порты, заливы, бухты, губы, лиманы, линия границ которых определяется по методике в соответствии с федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
—территориальное море — морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам Российской Федерации, линия границ также определяется в соответствии с законом N 155-ФЗ. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации;
—воздушное пространство над перечисленным выше.
Как видно из изложенного выше, континентальный шельф не относится к территории России.
Что такое континентальный шельф?
Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий.
Континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства.
В соответствии с федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации» Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
4) юрисдикцию (пределы правомочий) в отношении:
-морских научных исследований;
-защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
-прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.
Континентальный шельф: понятие и правовой режим
Ключевую роль в мировой экономике играет территория. Любое государство должно располагаться в строго ограниченных пространственных пределах. Земля является основой существования всех народов и, соответственно, всех стран. Все населенные территории мира имеют собственную государственную границу, что является постулатом любого института государства. Своё правовое положение имеют и примыкающие территориальные воды, и континентальный шельф, о котором подробнее будет изложено далее.
Территориальная целостность РФ
По оценкам множества экспертов, институт государства Российской Федерации не располагает претензиями в области территориальной целостности. Относительно официального мнения, бывшие республики могучего государства СССР в период изменения конституционного строя образовали 15 самостоятельных, признанных мировыми державами государств. Кроме этого, образовано несколько территориальных самообразований, претендующих на определенный статус.
Все изменения в территориальном вопросе РФ тесно взаимосвязаны с направлением суверенного института правления, затрагивая интересы других мировых держав. Зачастую трудно отделить внешние и внутренние политические интересы, так как они тесно переплетены между собой.
Территориальная целостность определяется следующими нормами и документами:
Конституция о территориальном праве
Конституция РФ отражает понятие территориального определения в Российской Федерации. Первой частью статьи №67 определено, что целостность РФ предполагает все ее континентальные территории, а также внутренние и морские воды, в том числе воздушное пространство над ними. Конституционные положения дают основание утверждать, что в составе государственной территории РФ находится четыре ее части.
Территориальные составляющие РФ:
Характерным признаком существования каждой территориальной части является их твердая правовая основа.
Трактовка международного права
Континентальный шельф в нормах международного права имеет точное обозначение. Результатом конвенции в Женеве от 1958 года закреплено понятие о континентальном шельфе. Первой статьей понятием континентального шлейфа определены:
Следовательно, континентальный шельф имеет начало от линий континентальных границ и территориального моря.
Геологические исследования вразрез с нормативно-правовыми актами
Статьей 67 Конституции РФ также определен порядок осуществления деятельности на континентальном шельфе, при этом идет ссылка на нормы международного права и ФЗ о континентальном шельфе от 30.11.1995.
Однако мнения научно-исследовательских групп о способе территориальной разметки и определении вод континентального шельфа нередко расходятся. Геологи, в свою очередь, имеют различную от понятия международного соглашения трактовку о данном морском участке. Подразумевается пологая часть материка, продолжающаяся под морскими глубинами до тех мест, где она переходит в материковый склон, что и определяет границы шельфа.
Однако Комиссией международного права в 1956 году отмечена непригодность геологического определения для закрепления его основополагающими документами.
Исключительная экономическая зона
Международными соглашениями определено, что исключительная экономическая зона и континентальный шельф являются тождественно равными понятиями, поскольку ни то, ни другое не относится ни к одному государству. Но при этом данные участки наделены правами и собственной юрисдикцией стран, за которыми закреплены.
Деятельность в зоне должна заключаться в разведке, разработке и обеспечении экологической безопасности естественных ресурсов на дне и в морских недрах. Права РФ на арктический шельф предоставляют государству горизонт практически бескрайних возможностей.
Преимущества России
В юрисдикции Российской Федерации находится значительная территория Арктического континентального шельфа, что дает ей право на осуществление следующей деятельности.
Правовой режим континентального шельфа регламентируется нормами международного права и соответствующими нормативно-правовыми актами российского государства. Стоит отметить важную деталь, исходящую из права деятельности РФ на территории континентального шельфа. Правовой статус этого государства, как и любой другой страны, претендующей на континентальный шельф, не затрагивает воздушного и морского пространства. А это означает, что зона вод континентального шельфа нейтральна, и никто не может ограничивать права и свободы по международному судоходству и воздухоплаванию.
Полярные секторы
Острота вопроса в плане распределения арктических зон на территориальные секторы возникла уже в начале XX века. Для этого Советским Союзом 15 апреля 1926 года предприняты первые попытки закрепить за собой полярные зоны. Центральным комитетом принят документ о провозглашении территорий (земли и острова), принадлежащими СССР, которые известны и в дальнейшем будут открыты в пределах Северного Ледовитого океана от границ побережья СССР.Исключением являются восточные острова Шпицбергена, так как были признаны СССР за Норвегией. Между тем, Норвегия не признает восточные границы полярного сектора за РФ.
Борьба государств
Вопросы соперничества за континентальный арктический шельф активно развиваются на политической арене. Принадлежность к юрисдикции отдельных частей шельфа со стороны Российской Федерации доказывается научными исследованиями и разведкой дна Северного Ледовитого океана. Одной из таких экспедиций выступила «Арктика-2007», обнаружившая продолжение хребта Ломоносова на глубине более четырех тысяч метров. По окончании экспедиции установлен флаг Российской Федерации и начата новая точка распределения особых экономических зон Арктического шельфа. С выводами экспедиции осталась категорически не согласна Канада, а впоследствии ее быстро поддержали и остальные страны.
Претенденты, имеющие право влияния на территорию
Международное право предполагает распределение зон влияния на Арктическом шельфе среди России, Соединенных штатов Америки, Канады, Дании, Норвегии.
Не стоит удивляться остроте вопроса в распределении сфер влияния между странами Арктического договора. Россия активно проводит разведку и добычу полезных ископаемых на шельфах Карского и Баренцева морей. По оценкам экспертов, открыты богатые и уникальные месторождения газа. Шестая часть рыбной продукции добывается именно в этом регионе. Кроме того, проложенный Северный морской путь является самым коротким путем от Европы до Америки и Азии. Потенциал данного региона способен прокормить не только одну отдельно взятую страну, но и весь мир в течение многих десятков лет.
Активную инвестиционную деятельность определяет огромное количество углеводородного сырья (более 130 млрд тонн условного топлива и 73 млрд м³ газа). Согласно геологической разведке зон шельфа, расположение полезных месторождений присутствует на более чем половине территории.
Наиболее перспективная территория приходится на Российский континентальный шельф в Арктике. Здесь сосредоточено около четверти всех мировых запасов углеводородов.
Проблемы и преграды на пути изучения морских участков
Истощение запасов мировых ресурсов на основных континентах заставляет все более остро подходить к геологической разведке регионов Арктического шельфа. Борьба за ресурсы в таких местах требует развития сложной высокотехнологичной техники, предопределяет затраты на емкие научные исследования, дающие инвестиционный результат только через многие годы. Воды континентального шельфа всегда будут объектом тщательных исследований, а в дальнейшем и просторы океанических лож в качестве источника углеводородов. Поиски предопределены перспективой длительной инвестиции человечества в будущее.