Контейнерные заправки что это
КАЗС: состав и как работает
АЗС контейнерного типа (КАЗС) – это комплексное устройство, включающее: топливный резервуар, топливораздаточную колонку, пульт диспетчерского управления, технологическое, измерительное и другое оборудование. Основное предназначение КАЗС – хранение, отпуск и учет нефтепродукта на производственных и сельскохозяйственных предприятиях, полевых станах и в других местах с периодической потребностью в автозаправочной станции. Часто такие комплексы используют для обеспечения топливом мощных дизельных электрогенераторов. Их можно расположить в удобном месте, соответствующем нормативным требованиям по безопасности.
Конструктивные особенности КАЗС
Корпус КАЗС – металлический контейнер, разделенный на отсеки противопожарными перегородками. Все модули, входящие в состав комплекса, функционально связаны между собой. В стандартную комплектацию входят:
В состав КАЗС может входить несколько металлических контейнеров. В одном из них может размещаться пульт управления, рабочее место оператора, место для отдыха, небольшой склад. В другом контейнере устанавливают топливные резервуары.
Комплектация автоматических КАЗС
В состав самых современных автоматических КАЗС входят:
АКЗС позволяют организовать безоператорную систему раздачи и оплаты топлива. С этой целью на ТРК, которая может быть однорукавной или рассчитанной на несколько видов топлива, устанавливаются считыватели proxy-карт. Информация от ТРК поступает на центральный компьютер с помощью GSM-связи. Нефтепродукт может отпускаться через терминалы, рассчитанные на оплату обычными пластиковыми картами. Такие терминалы устанавливаются на расстоянии не менее 3 м от АКАЗС.
Преимущества и недостатки
Использование контейнерных АЗС обеспечивает следующие преимущества, по сравнению с традиционными стационарными АЗС:
К недостаткам можно отнести только относительно небольшое количество топлива, хранящегося в резервуарах.
Особенности АЗС контейнерного типа
Несмотря на возможность перемещения, как правило, КАЗС устанавливают около складов или стоянок автомобилей, чтобы всегда иметь возможность заправлять технику.
Функционал и назначение КАЗС
Существуют территории, вблизи которых не устанавливаются АЗС. Однако локация может представлять интерес, например для горнодобывающего предприятия. В таких случаях резонно приобрести АЗС Контейнерного типа, чтобы иметь возможность заправлять технику прямо у места проведения работ. Конечно, сфера применения КАЗС не ограничивается горнодобывающей промышленностью.
Мобильная заправочная станция может служить гарантией бесперебойной работы. КАЗС можно использовать в качестве резервного топливного хранилища, если по каким-то причинам отключилась электроэнергия.
Важно. Контейнерная АЗС может быть использована для учета топлива. Такой подход становиться все более популярным, ведь водители не смогут сбывать бензин на стороне. Это особенно актуально для предприятий, имеющих большой автомобильный парк.
Преимущества КАЗС
Чтобы рассмотреть преимущества мобильных заправочных станций, необходимо их сравнить с обычными АЗС:
Стоит отметить, что самую большую выгоду от использования КАЗС получают предприятия, деятельность которых предполагает постоянный переезд с места на место. Контейнер легко транспортировать, размещать, и он всегда готов к эксплуатации.
Важно. Для размещения КАЗС нужна ровная небольшая площадка. Возможна установка на склоне, однако приборы, отвечающие за измерение уровня и накачку топлива, могут работать некорректно. Для транспортировки подойдет обычный грузовой транспорт.
Контейнерная АЗС способна решить множество проблем: недобросовестность персонала, дополнительную перегонку автомобилей, заправку некачественным топливом. Для сельской и горнодобывающей промышленности КАЗС представляется незаменимым инструментом.
Контейнерные автозаправочные станции
1) Некоммерческий отпуск топлива для нужд собственного предприятия. Автозаправочные колонки самообслуживания, заправочные топливные модули и мобильные блоки образуют особую группу ТРК, которая используется для заправки топливом сельскохозяйственной, строительной техники, автотранспорта, катеров и моторных лодок.
2) Стоимость строительства контейнерной АЗС на порядок ниже блочной АЗС.
Факторы определяющие стоимость строительства АЗС и конечные цены на контейнерную АЗС:
— Комплектация системы учета отпуска нефтепродуктов.
— Наличие операторной (Модуля управления). Размер модуля управления и его комплектность заметно сказываются на цене.
— Климатические условия эксплуатации будущей АЗС:
— Комплектация напрямую влияет на стоимость строительства АЗС:
Большую роль в определении стоимости контейнерной АЗС играют и топливораздаточные колонки. Цена заметно зависит и от производителя, и от типа топливо-раздаточной колонки: стрелочная или цифровая индикация, класс точности, размер, способ монтажа ТРК на КАЗС.
— Заметно отразится на цене желание оснастить контейнерную АЗС поплавковым уровнемером или непрерывным уровнемером (ультразвуковым или радарного типа).
— Способ заполнения АЗС тоже внесет свой заметный вклад в стоимость. Заполнение КАЗС топливом из топливозаправщика или подключение контейнерной АЗС к надземному, или к подземному резервуарному парку? Какова необходимая мощность насосного агрегата?
Быть может, двустенные надземные резервуары находятся на значительном удалении от КАЗС, в этом случае возможна поставка блочно-модульных насосных станций.
— На стоимость готовой контейнерной АЗС влияют и страна и компания-производитель комплектующих используемых при производстве АЗС. Все агрегаты обязательно проходят входной контроль, проводится их доработка и улучшение, прежде чем установить их на АЗС.
— Транспортные расходы, пуско-наладочные работы (шеф-монтаж).
3) Минимальные требования к строительству и монтажу КАЗС:
устанавливаете контейнерную АЗС и подключаете кабели питания и управления.
4) Эксплуатация КАЗС в районах Крайнего Севера и сейсмоопасных районах.Исполнение соответствует существующим категориям.
5) Возможность заправки топливом в полевых условиях:
посевные работы, уборка урожая, строительство.
Контейнерная АЗС
Контейнерная АЗС
Контейнерные АЗС, модульные АЗС — важный элемент в процессе заправки автомобильного транспорта качественными нефтепродуктами (бензином и топливом).
Производство контейнерных АЗС на базе горизонтальных резервуаров это один из основных видов деятельности завода ООО «Опытный завод резервуаров и металлоконструкций».
Завод «ОЗРМ» имеет возможность изготовления широкой линейки контейнерных АЗС на базе горизонтальных цилиндрических и прямоугольных резервуаров одностенных и двустенных (двухстенных) из черной и нержавеющей стали.
Контейнерные АЗС предназначены для хранения и выдачи нефтепродуктов с давлением насыщенных паров до 0,04 МПа, а также могут просто использоваться как технологические емкости для топлива.
Возможные объемы резервуаров для контейнерных АЗС (м3):
1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 60, 75, 80, 90, 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500.
Наиболее распространенный и популярный объем для контейнерной или модульной АЗС это 35 м3 (куб. метров), так как габаритные диаметр и длина данного комплекса позволяет его транспортировать с минимальными затратами.
Контейнерные АЗС изготавливаются на базе резервуары горизонтальные РГС по ТУ 5265-002-67029533-2010 с учетом ГОСТ 17032-2010 (Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов).
Автомобильные заправочные станции (АЗС) модульного или контейнерного типа, эксплуатация которых должна осуществляться только грамотным и квалифицированным техническим персоналом. Эксплуатация контейнерных и модульных АЗС, при соблюдении норм и правил технического законодательства, а также общепринятых технических стандартов и правил безопасности обеспечивает их безаварийную и безопасную работу на протяжении всего срока эксплуатации.
АЗС в зависимости от конструктивного исполнения подразделяются на модификации, особенности которых позволяют проектировать вновь строящуюся или реконструируемую АЗС с учетом потребностей Заказчика при минимизации затрат на строительство станции, ее расположения на минимальных расстояниях от окружающих объектов в черте населенного пункта или за его пределами, при минимизации занимаемой площади, возможности оказания на станции дополнительных работ и услуг, а также максимально возможно использовать существующее оборудование АЗС при ее реконструкции с целью создания на ее базе многотопливной АЗС.
Контейнерная АЗС производства завода «ОЗРМ» выполняются в виде блока полной заводской готовности, легко устанавливается и подключается на строительной площадке.
Модульная или контейнерная АЗС осуществляют прием, хранение и выдачу потребителям бензина различных марок (АИ-92, АИ-95, АИ-98) и дизельного топлива (ДТ зимнее, ДТ летнее).
Контейнерная АЗС в зависимости от конструктивных особенностей оборудования подразделяются на следующие виды:
— с подземным расположением двустенных резервуаров РГСДП;
— с подземным расположением одностенных резервуаров РГСП;
— с надземным расположением двустенных резервуаров РГСДН;
— с надземным расположением одностенных резервуаров РГСН.
Общие положения проектирования контейнерных АЗС.
Основные требования к проектированию АЗС, являются составной частью технико-эксплуатационной документации завода «ОЗРМ».
В основных требованиях не рассматриваются вопросы планировки и перетрассировки инженерных коммуникаций, которые решаются в зависимости от местных условий (мест расположения АЗС) и требований местных надзорных органов с учетом положений документации. Данные вопросы должны рассматриваться при разработке проекта привязки АГЗ к месту строительства.
Контейнерные АЗС могут использоваться в качестве:
— автозаправочных станций для заправки только легковых автомобилей;
— автозаправочных станций для заправки легковых и грузовых автомобилей.
Контейнерные АЗС, выполненные как самостоятельный комплекс, могут использоваться в качестве:
— автозаправочных станций для заправки легковых автомобилей;
— автозаправочных станций для заправки легковых, грузовых автомобилей.
Контейнерные мини АЗС могут быть установлены:
— в пределах городов и других населенных пунктов;
— за границами территорий городов и других населенных пунктов;
— в пределах территории автотранспортных предприятий, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, кроме тех, на которых размещение АЗС не допускается требованиями действующих нормативных документов.
Контейнерная или модульная АЗС представляет собой блок, размещенный на обособленной площадке (самостоятельный объект или в составе какого либо комплекса сооружений) и предназначенное для хранения и заправки топлива потребителям.
При размещении АЗС на территории предприятий они являются частью этих предприятий и предназначаются для обслуживания только транспортных средств этих предприятий.
Выдача нефтепродуктов на конйнерной или модульной АЗС может производиться как оператором (заправщиком) данной АЗС, так и самими водителями, имеющими навыки и допуск (разрешение) для заправки на данной АЗС.
При наполнении контейнерной АЗС использование автоцистерн (АЦ), не отвечающих требованиям «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», а также АЦ совместно с прицепом-цистерной не допускается.
При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации контейнерных АЗС наряду с требованиями документации завода-изготовителя «ОЗРМ» следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, пожаробезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими в России нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
Размещение контейнерной АЗС на местности.
Выбор земельного участка (площадки) для установки контейнерной или модульной АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93 и НПБ 111-98*.
Площадь земельных участков под АЗС определяется проектом с учетом требований документации. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к следующим зданиям (сооружениям) в порядке, соответствующим приводимым приоритетам: жилым и общественным, административно-бытовым, производственным с взрывопожароопасными и пожароопасными технологическими процессами, другим производственным зданиям и сооружениям.
Не допускается размещение контейнерной АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
— от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса раздаточных колонок, границ площадок для автоцистерны (АЦ), от стенок технологического оборудования очистных сооружений (при наличии), от границ площадок для стоянки транспортных средств, от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящей документацией не регламентируются и определяются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
— до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
— до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
История автозаправочных станций и устройство современных АЗС
Автозаправочные станции — неотъемлемый элемент современной цивилизации и наших представлений о комфортном перемещении в пространстве. Часто бывает, что это единственное место на много километров вокруг, где в любое время суток можно не только купить топливо, но и выпить кофе, поесть, приобрести предметы первой необходимости для себя и автомобиля. Современная АЗС — это сложный комплекс, в котором высокие технологии сочетаются с новейшими представлениями о сервисе и актуальными бизнес-решениями
Аптекарская смесь
Официально датой рождения автозаправок принято называть 5 августа 1888 года, когда Берта Бенц, жена Карла Бенца, с двумя старшими сыновьями совершила поездку на первом автомобиле между двумя немецкими городами, преодолев в общей сложности 106 км. В пути они несколько раз покупали бензин в аптеках, который продавался там как чистящее средство.
Самодвижущиеся экипажи еще долго оставались редкостью, и автоэнтузиастам приходилось затариваться бензином в лекарственных лавках. Считается, что первая отдельно стоящая АЗС была открыта в Сиэтле в 1907 году. Заправки по-прежнему были экзотикой, а их устройство в то время было самым простым: одна-две цистерны на подпорках, из которых бензин шел самотеком по шлангам. Ситуация изменилась с внедрением конвейера на заводах Генри Форда: к началу годов автомобиль в Америке уже можно было назвать массовым средством передвижения, и число автозаправок начало стремительно расти. Тогда же появись механические дозирующие колонки, а в годах — колонки с электрическими дозаторами. В Германии в то время широкое распространение получили бензоколонки, которые стояли прямо на тротуаре и работали с помощью насоса. В народе их прозвали «железными девами» — видимо, за внешнее сходство с известным устройством для пыток.
Автозаправочные станции в виде многофункциональных комплексов начали появляться еще в довоенной Америке: торговцы бензином продавали также покрышки, аккумуляторы и запчасти. АЗС стали оснащать крупными вывесками, комнатами отдыха, навесами и специально оборудованными подъездными путями. Тем не менее широкое распространение АЗС с дополнительными услугами в США и Европе получили только в 1940–1950-х годах.
Активное развитие сети АЗС в СССР началось только после Великой Отечественной войны, когда частный автопарк значительно вырос за счет трофейных машин, а позже — благодаря становлению отечественного автопрома.
Топливно-раздаточные колонки для АЗС (ТРК) были в основном советского производства, небольшое количество импортировали из братской Чехословакии. Наличного расчета на отечественных АЗС в советские времена не существовало — топливо отпускалось только по специальным талонам: отдельно для государственного, отдельно для частного транспорта. Частники покупали талоны в магазинах, а предприятия получали от Госснаба по лимиту. Специальные талоны существовали для машин, приезжавших в СССР из-за рубежа, которым необходим был бензин — почти до конца советского периода его можно было найти только на специализированных АЗС.
Разновидности АЗС
Самым распространенным видом следует признать АЗС, реализующие одновременно как автобензины, так и дизельное топливо. Реже встречаются автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), где происходит заправка сжиженным углеводородным газом (смесь пропан-бутановая), и автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), где происходит заправка сжатым природным газом (метаном).
Делятся заправки и по своим конструктивным особенностям. Так, контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) имеет наземное расположение резервуаров, а топливораздаточные колонки смонтированы с контейнерами для топлива как единое заводское изделие. Такие АЗС, как правило, временные — их устанавливают, например, при строительстве крупных объектов. Подобным образом чаще всего используются и модульные автозаправочные станции (МАЗС). От контейнерных их отличает возможность размещать топливозаправочные колонки как рядом с резервуаром с топливом, так и на некотором расстоянии от него. Мало того, ТРК могут быть разнесены на различное расстояние друг от друга и могут быть абсолютно любых габаритов, благодаря чему на модульных АЗС можно производить заправку практически любой техники — от легкового до железнодорожного транспорта.
Наконец, блочная станция — наиболее привычный нам тип стационарной АЗС, у которой контейнеры с разными видами горючего расположены под землей, а на поверхности находятся несколько топливораздаточных колонок. Отдельный подтип — автоматическая АЗС, которая работает без персонала под контролем удаленного оператора.
Устройство топливораздаточной колонки
Есть два основных типа топливораздаточных колонок: по принципу «одна колонка — один вид топлива», или «одна точка — все марки бензина и дизельное топливо». На современных АЗС второй вариант встречается чаще. В системах подачи топлива насос располагается либо внутри колонки, либо внутри резервуара с нефтепродуктами (этот вариант более экономичен). Насосный блок в современных топливораздаточных колонках оборудован системой рекуперации паров, которая исключает возможность попадания паров нефтепродуктов в воздух. Топливораздаточные пистолеты оснащены автоматическим отсекателем — устройством, которое прекращает отпуск топлива в случае наполнения бензобака — для предотвращения перелива нефтепродуктов. Перед заправкой оператор задает требуемый объем бензина на дистанционном устройстве, и при снятии раздаточного крана автоматически включается насос, который подает топливо в измеритель объема, после чего отмеренное топливо поступает через раздаточный кран в бак автомобиля. Доступ к программному обеспечению ТРК у персонала станций отсутствует. Все колонки в обязательном порядке пломбируются государственными поверителями и ежемесячно проверяются сервисной организацией на точность выдачи топлива.
Бензин на пробу
На станции топливо доставляется в бензовозах, специально оборудованных для перевозки нефтепродуктов. Прием прибывшей партии на каждой АЗС осуществляется в соответствии со строгим регламентом. Где бы станция ни находилась — в городе или в отдаленном районе, операторы проводят отбор проб поступившего топлива — контрольной и арбитражной. Контрольная проба может быть отправлена в лабораторию для химического анализа, а арбитражная — запечатывается и хранится на АЗС до полной реализации партии. В случае каких-либо вопросов со стороны покупателей по этой пробе в независимой лаборатории будет определяться качество топлива, которое должно соответствовать декларации о соответствии и паспорту качества.
Среди основных нормируемых показателей качества топлива — содержание серы, бензола и монометиланилина. На самой АЗС операторы проводят тесты, позволяющие оценить соответствие бензина сопроводительным документам. В частности, перед сливом бензовоза измеряется плотность, температура, цвет, прозрачность, а также проводится проверка на отсутствие механических примесей и воды в горючем.
В «Газпром нефти» проводится многоступенчатый контроль качества на всех этапах движения топлива от НПЗ до АЗС как в стационарных аккредитованных лабораториях, так и с помощью мобильных лабораторий, которые регулярно совершают плановые и внеплановые рейды на станции сети АЗС.
Технологии безопасности
Современные АЗС — это высокотехнологичные объекты, на которых тщательно соблюдают нормы промышленной и экологической безопасности. С помощью специального оборудования здесь контролируется качество воздуха, состояние почвы, уровень шума. Станции оснащены автоматическими системами пожарной сигнализации и пожаротушения, очистными сооружениями, двустенными герметичными резервуарами, не допускающими попадания нефтепродуктов в грунт.
Для защиты от статического электричества все устройства на АЗС, в том числе бензовозы, заземляются. В свою очередь, безопасности резервуаров с нефтепродуктами уделяется отдельное внимание. На случай возможного возгорания выходящих из них взрывоопасных газовых смесей на резервуары устанавливаются специальные огнепреградители, которые не допускают проникновение пламени внутрь. Сами подземные хранилища делаются из специальных сплавов, устойчивых к воздействию углеводородных смесей, с гарантией срока службы до пятидесяти лет. Раз в два года обязательно проводится зачистка резервуаров для обеспечения качества нефтепродуктов и контроля состояния самих хранилищ: топливо полностью сливается, из емкости удаляются частички грязи, специалисты внимательно осматривают внутренние стенки в поисках физических повреждений.
Каждый резервуар имеет табличку, на которую наносится номер, информация о марке нефтепродукта, базовой и предельной высоте наполнения. Также каждые пять лет проводится градуировка емкости, в ходе которой составляется таблица, определяющая зависимость вместимости резервуара от уровня его наполнения.
Современные хранилища оснащены датчиками, которые в реальном времени передают на пульт оператора информацию о количестве топлива, его температуре и сигнализируют в случае каких-либо ЧП, например утечки топлива. Резервуары оснащены «дыхательными» клапанами для регулирования давления паров нефтепродуктов в емкости в процессе закачки или выкачки нефтепродуктов, а также при колебании температуры.
Казенная дорога
Одновременно с прокладкой первых дорожных сетей в Древнем мире на них стали появляться перевалочные пункты, где путешественники могли не только отдохнуть, но также накормить животных, на которых передвигались. Переводя на язык современности, заправить свой транспорт. На территории России разветвленная система дорог с почтовыми станциями впервые появилась во времена Золотой Орды в XIII веке. Отдельный перевалочный пункт назывался «ям» (отсюда русское слово «ямщик»). Ямы устанавливались каждые что примерно соответствовало дневному переходу на повозке. После распада Золотой Орды ямская система была перенята Московским княжеством, а затем развита и усовершенствована в Российской империи.
Двигатель прогресса
Не менее важным, чем сама заправка, для клиентов современной АЗС стал сервис. Продажа сопутствующих товаров способна приносить АЗС до 70 % прибыли при условии правильной организации торговли.
Существующие в мире розничные форматы торговли при АЗС разнообразны. Это может быть огромный дискаунтер, включающий в себя АЗС, или многофункциональный заправочный комплекс с полноценным супермаркетом, точками питания, гостиницей, зоной отдыха, парковкой и кемпингом. В Европе часто можно встретить АЗС с сетевыми минимаркетами, сувенирными лавками, частными магазинами формата «у дома», с ресторанами и кафе трассового питания, с магазинами импульсного формата и кафе to go. Формат небольших заправок с павильоном или киоском в конце годов прошлого века дополнился автоматическими АЗС.
Если в СССР бензоколонки были, как правило, минималистичны, то в современной России достаточно хорошо освоен формат АЗС с кафе быстрого перекуса и магазином импульсного типа, где в большинстве случаев покупки совершаются спонтанно, по принципу «увидел — купил». За последние годы сеть АЗС «Газпромнефть» достигла лидирующих позиций в этом формате.
В процессе развития сети такие магазины могут перейти в разряд «удобных», где товарная линейка уникальна и определяется после тщательного изучения особенностей местоположения и потребностей потенциальных клиентов.
Крупные сети АЗС нередко продают продукцию под собственными брендами. Это дает возможность создать лицо магазина, упрочить узнаваемость бренда, контролировать качество товаров, предложить клиентам нечто уникальное, что можно купить только на заправках конкретной сети. В этом направлении настоящим трендсеттером стала сеть АЗС «Газпромнефть», предлагающая покупателям в том числе и товары под собственными брендами: G-Drive, сеть АЗС «Газпромнефть» для непродовольственных товаров и Drive Cafе — для продовольственных.
Особое значение имеет и подготовка персонала. Современные стандарты менеджмента АЗС предполагают, что каждый сотрудник станции может на должном уровне выполнять не просто функции кассира, но и консультанта в магазине, а также принимать бензовоз и проводить входную проверку топлива, готовить хот-доги, следить за ассортиментом на полках и даже осуществлять уборку. Одно из ключевых требований к профессии — личные качества, такие как доброжелательность и стрессоустойчивость. Исследования показывают, что улыбка кассира нередко оказывается для клиентов гораздо важнее, чем ассортимент магазина, и в конечном итоге в условиях жесткой конкуренции выигрывают те компании, где работа с персоналом стоит на первом месте.