Контент маркетолог это кто и чем
Кто такой контент-маркетолог и почему это мега-перспективно
Времена навязчивой рекламы, когда она была эффективна, прошли. Людям сложно что-то «впарить». Аудитория выбирает те бренды, которым удается найти «человечный» подход, построить эмоциональную связь. Мы в D’SKUL — за этичный диджитал-маркетинг и полезный контент. Считаем, что только таким образом выстраиваются теплые связи и доверие.
Вместе с отторжением рекламы растёт количество брендов, конкуренция за покупателя усиливается. Как в таких условиях привлечь внимание к своему товару, как рассказать людям о преимуществах и достижениях вашей компании или о выводе нового продукта на рынок? Как выделиться среди известных брендов? Со всем этим поможет справиться контент-маркетинг, в руках профессионального контент-маркетолога, разумеется.
Востребованность этой профессии растёт со скоростью развития интернета. Покупатель ищет здесь товары и услуги, читая обзоры, отзывы, разглядывая фотоподборки, советуясь с друзьями в соцсетях. Так всё больше компаний понимают, что нужно принимать новые правила игры и следовать за интересами пользователя, предлагая ему увлекательный полезный контент. Расскажем, что должен уметь настоящий специалист в контент-маркетинге, как получить эти навыки и какие перспективы перед ним открываются.
Контент-маркетинг — это продвижение компании, бренда, товаров или услуг с помощью интересных для человека материалов. Традиционно его связывают с текстовыми материалами, например, блогами или корпоративными журналами. Однако контент может быть любого типа — статьи, видео, инфографика, опросы, подкасты и т. д. Причём размещается он не только на вашем сайте и соцсетях, но и на тематических порталах, у блогеров и лидеров мнений, в СМИ и других внешних каналах.
Мы потребляем контент глазами и ушами, поэтому он делится на две категории:
Контент-маркетолог – кто это и чем занимается: обзор профессии
Контент-маркетолог – кто это, что он умеет и чем занимается? Где готовят профессионалов, сколько они зарабатывают, и почему такие специалисты всё более востребованы на рынке труда – обо всём этом читайте здесь.
Специальность 21-го века
Сегодня любому бизнесмену трудно обойтись без помощи контент-маркетолога. Это специалист-стратег, который подаёт информацию в интернете так, чтобы продвигать товары или услуги своего заказчика, причём делает это ненавязчиво.
Согласитесь, что откровенное навязывание чего угодно, начиная от косметического средства, и заканчивая новым автомобилем, скорее отталкивает, что привлекает.
Вспомните моменты, когда по телевизору бесконечно крутят одни и те же рекламные ролики. Что мы делаем в этом случае? Нередко просто «вырубаем» звук и занимаемся своими делами.
Напротив, если щёлкнув пультом, мы вдруг попадаем на сюжет, где преподносится интересующая нас информация — мы надолго задерживаемся перед экраном. И порой даже не замечаем, что просмотренная передача побудила позже сделать ту или иную покупку.
Чтобы завоевать внимание аудитории, маркетолог должен многое знать и уметь.
Это действительно профессия не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Почему? Сегодня больше половины людей, проживающих на Земле, связываются друг с другом с помощью гаджетов, их число всё время растёт.
Интернет становится для общества основным источником получения информации. Это понимают и руководители крупных компаний, и представители малого бизнеса.
Но как не прогадать и выбрать профессионала, мастера на все руки? Прежде работодатели не знали точно – к кому обратиться. Они приглашали редакторов, менеджеров по пиару, копирайтеров для написания рекламных текстов.
Опытный контент-маркетолог способен решить все эти задачи, заменив собою нескольких специалистов. Он изучит рынок и определит ту целевую аудиторию, которая нуждается в товарах или услугах его заказчика.
А затем разработает стратегию продвижения бренда. Это с большой вероятностью позволит заказчику развивать свой бизнес и не оказаться банкротом.
При этом контент, предлагаемый маркетологом, для потенциальных покупателей выглядит гораздо привлекательнее, чем обычные рекламные тексты.
Потому что им предлагается информация, в первую очередь — полезная и интересная, заслуживающая доверия, и уже во вторую очередь — она играет роль рекламы. Таким образом, продвижение бренда идёт, хотя и скрыто, но при этом эффективно.
Что должен уметь контент-маркетолог?
Очень и очень многое. Только тогда с ним будут работать серьёзные заказчики, и его карьера сложится успешно.
Он должен объединять, как говорится, «в одном флаконе»: специалиста по пиару и копирайтера, редактора и дизайнера, SEO-шника и, конечно, аналитика. Ему нужно:
Как вы видите, знаний и навыков потребуется много, но всеми ими можно овладеть – было бы желание.
Что входит в обязанности маркетолога?
Нужно помнить, что конечная задача, стоящая перед контент-маркетологом очень важна. Он должен помочь своему работодателю одержать победу в конкурентной борьбе, и успешно развивать свой бизнес.
Что для этого нужно:
Словом, впереди интереснейшая работа, которая позволит маркетологу самому постоянно получать новые знания и развиваться.
Это пригодится не только на работе, но и в повседневной жизни. Вы без труда распознаете чужой маркетинговый ход и не совершите ненужной покупки.
К тому же, по-настоящему творческая работа приносит чувство удовлетворения. Вам предстоит решать важные задачи, работать с людьми, разрабатывать планы, создавать ролики, презентации и многое другое. О рутине тут не может быть и речи.
Востребованность контент-маркетологов
Сегодня такой специалист нужен любому бизнесмену. Причём всё большее число работодателей начинает это понимать.
Не пользоваться услугами маркетолога — всё равно, что работать с закрытыми глазами.
В свою очередь, соглашаясь взять проект, специалист должен проанализировать ситуацию и избежать скрытых ловушек.
Если маркетолога приглашают, чтобы продвинуть некачественный товар – он может или не добиться успеха, или, найдя всё-таки покупателей для заказчика, испортить себе репутацию.
Кроме того, такая работа, как правило, оказывается краткосрочной – пока товар не будет реализован.
Бывает, что заказчик рассчитывает продать товар или услугу, главную ставку делая на низкую цену. В этом случае, именно на этом преимуществе и стоит выстраивать маркетинговую стратегию, не убеждая покупателей в высоком качестве продукции.
Наконец, маркетолог может начать работу с неопытным бизнесменом, у которого есть задумки, но он ещё не представляет, кому может предложить свой товар.
В этом случае контент-маркетолог начинает работу с того, что определяет целевую аудиторию, и разрабатывает стратегию – чем клиентов привлечь и удержать. И только после этого этапа может начаться уже рекламная компания.
Любая интернет-площадка, начиная от крупного портала и заканчивая страницей в социальных сетях, должна быть, оформлена привлекательно для потенциальных клиентов.
Чтобы гость, зайдя сюда, почувствовал себя комфортно, информация оказалась для него полезной, товары и услуги были разбиты по ценовой востребованности – бесплатные, дешёвые, дорогие. Это очень облегчает продвижение продукции.
Хороший маркетолог сегодня – один из самых востребованных специалистов. Бизнесмены убедились, что его услуги многократно окупаются.
Трудно ли найти работу и сколько получает контент-маркетолог
Вакансии контент-маркетологов можно встретить сегодня на любой крупной бирже труда. Также, если вы получили эту специальность, оставьте на биржах своё резюме, поместите объявления о поиске работы на таких сайтах как Авито.
Что касается зарплаты. Контент-маркетолог, который трудится в офисе, получает в среднем 80 000 рублей. Но для этого нужно быть квалифицированным специалистом.
Тот, кто только начинает, зарабатывает от 30 000 рублей и выше. Часто новичкам предлагают период стажировки.
Если вы работаете удалённо без опыта, берёте разовые проекты – заработок будет складываться из их стоимости.
При этом нужно не забывать о формировании своего портфолио, которое вы сможете показать следующим заказчикам.
Повышайте квалификацию, самостоятельно знакомясь с видеозаписями, читая блоги – таких материалов в интернете сегодня много. Ещё лучше – не прерывайте процесс обучения, подбирайте новые курсы, которые помогут расширить знания и навыки.
Где готовят маркетологов
Как стать контент-маркетологом? Сегодня многие из тех, кто работает по этой специальности, являются самоучками.
Зачастую они начинали трудиться в другой области – были специалистами по рекламе или копирайтерами. А затем обучались сами – слушали в интернете бесплатные лекции, читали тематические материалы.
Однако стать успешным специалистом таким путём трудно. Ведь авторы материалов, выложенных в сети, как правило, дают общую информацию о профессии, не вдаваясь в детали, актуальные для конкретного новичка.
Молодые люди после окончания школы могут получить данную специальность в ВУЗе. Маркетологов готовят институты, которые находятся в Москве, Санкт-Петерурге, Казани, Волгограде, Томске и других крупных городах России.
Но такой вариант подходит тоже не всем. Нередко получить новую специальность хочет человек, который не готов сесть за студенческую скамью.
Именно на курсах можно получить нужную информацию в полном объёме, причём она будет структурирована. Обучение включает не только теорию, но и практику.
Кроме того, всегда можно задать преподавателям волнующие вас вопросы и получить ответ. Живое общение с теми, кто уже успешно работает по данной специальности, интересно и полезно.
Выбор курсов зависит от совокупности факторов. Рекомендуется заранее познакомиться с программой обучения, составом преподавателей, отзывами. Кроме того, играет роль продолжительность курсов (от нескольких недель до нескольких месяцев) и их стоимость.
Кто может стать контент-маркетологом
Хотя профессия эта достаточно сложна, при желании ею может овладеть любой, кто готов потратить силы и время.
Особенно привлекательна она для тех, кто хочет работать удалённо. Ведь заниматься проектами можно и находясь вне офиса.
Причём это самый популярный вариант. Вы сможете подбирать себе заказчиков, вести одновременно несколько проектов, исходя из своих интересов и возможностей.
Получить дополнительную – и очень востребованную специальность — могут студенты, безработные любого возраста, в том числе, предпенсионного. Полезны будут знания в этой области и тем, кто уже занимается бизнесом. Особенно, если вы продаёте интеллектуальные услуги, новые товары или высокотехнологичное оборудование.
Примеры успешной деятельности маркетологов
Сегодня уже никого не удивляет, что успешное развитие бизнеса невозможно без маркетинга.
Так, согласно итогам исследования, свыше 80% женщин ищут необходимую информацию и отзывы о товаре в интернете, прежде чем сделать окончательный выбор.
А вот примеры того, что успешная маркетинговая политика дала компаниям.
Кто такой контент-маркетолог
16 ноября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 19738
Именно контент-маркетолог занимается распространением полезной для любого потребителя информации, тем самым привлекая его внимание и повышая доверие к той или иной компании, товарам или услугам. Грамотный специалист будет распространять исключительно актуальную, высококачественную и действительную информацию, что сама по себе не является рекламой, но выполняет подобные функции. Преимущества привлечения подобных специалистов в том, что они ненавязчиво и скрыто продвигают что-либо, за счет поднятия доверия и эффективного привлечения внимания целевой аудитории.
Кто такой контент-маркетолог
Ошибочно полагают, что хороший копирайтер может стать контент-маркетологом. Для этой профессии недостаточно уметь грамотно писать и вставлять ключи в текст.
Нужно понимать, какой контент нужен в конкретный момент. Что он принесет читателю, какую выгоду. И как с его помощью читателя превратить в клиента.
Этот человек должен тактично и ненавязчиво ответить на все вопросы потенциального клиента, еще даже не будучи с ним знакомым, чтобы продать товар или услугу. Однако контент, это далеко не только тексты, и специалист должен уметь пользоваться альтернативными материалами.
Донести информацию до потенциального клиента можно различными способами, а контент-маркетолог должен уметь делать это через целую сеть разнообразных коммуникаций. То есть, это специалист, который самостоятельно придумывает, а потом и воплощает в жизнь (зачастую не без помощи тех самых копирайтеров), подробную стратегию или план создания полезного контента для ЦА, а также его качественного и эффективного распространения.
Обязанности и требования
Сегодня обязанности контент-маркетолога достаточно обширны. На нем лежит большая ответственность, а потому задач придется решать много. Все они будут непростыми, а направленными на победу в любой конкурентной борьбе, чего и требует современный рынок. Большинство компаний выставляет ряд стандартных требований к контент-маркетологам, приглашая их на данные вакансии.
Любому контент-маркетологу нужно понимать, что нельзя фокусироваться исключительно на продажах или предложениях услуг. Это может создать у клиента впечатление, что вас интересует исключительно коммерция, а сам он совершенно неинтересен и не важен. Для повышения уровня доверия, специалист должен понимать, что весь предлагаемый ЦА контент должен лежать в плоскости «годного», то есть быть полезным, а главное, очень интересным.
Навыки и качества опытного контент-маркетолога
На сегодняшний день данная профессия, это намного более емкое понятие, чем обычный маркетинг, потому что контент-маркетолог должен объединить в себе множество полезных качеств и иметь возможность выполнять огромное количество обязанностей. Такой специалист с легкостью мог бы заменить несколько узкопрофильных профессионалов, причем быть идеальным во всем ему не обязательно. Главное понимать, как на самом деле это все работает.
Правильный, достойный специалист обязан уметь без труда ставить себя на место потребителя, потенциального клиента. Только так можно выяснить, какой же эффект произведет тот или иной маркетинговый ход.
Востребованность на рынке труда
Любому бизнесу, которому нужен тематический трафик, требуется контент-маркетолог. Раньше эта профессия была непонятна работодателю. Были вакансии и редакторов, и PR-менеджеров, хотя по факту требовался контент-маркетолог.
Контент-маркетинг поможет найти и удержать лояльную аудиторию — людей, заинтересованных в бренде.
Контент-маркетолог: Кто это и сколько зарабатывает?
Если говорить просто о о профессии контент-маркетолога, его основная задача — способствовать созданию и дистрибуции контента, в результате чего привлекая внимание целевой аудитории к описываемым товарам и услугам.
Маркетолог, который понимает суть своей работы, будет производить качественный и полезный контент, в котором нативным образом будет заложена рекламная составляющая Это объективно сработает на главную цель использования контент-маркетинга — рост продаж.
Навыки контент-маркетолога
Вообще в сферу его умений входит очень много моментов, и только они могут гарантировать карьерный рост и адекватных и ресурсных заказчиков.
Зачастую он исполняет обязанности специалиста по поисковому продвижению, продвижению в социальных сетях, PR-менеджера, веб-аналитика и даже менеджера интернет-проектов.
Это формирует список требований:
Отдельно стоит упомянуть такие навыки как:
Должностные обязанности контент-маркетолога
Где и как нужны контент-маркетологи
Практически любой бизнес, где есть или предполагаются письменные деловые коммуникации, нуждается в таком специалисте. Радует, что по сравнению с тем, чтобы, например, пять лет назад, когда в головах господствовало не самое качественное SEO, сейчас ситуация намного лучше.
Читайте также:
Без маркетинга и маркетолога продвигать свой бизнес — бесполезное занятие. «И так купят» – большое заблуждение, особенно учитывая реалии нового времени.
разумеется, при начинании любого проекта контент-маркетолог должен включать свое мышление и интуицию на полную катушку. Продавать откровенно плохой продукт даже с откровенно хорошим контентом можно до первых клиентских разочарований. Минимум — больше ничего не купят. Максимум — придется долго и безуспешно защищать репутацию в сети. Плюс ко всему, такая работа носит временной характер и априори не дает специалисту раскрыть свой потенциал.
Есть ситуации, когда клиент планирует демпинговать по своим товарам и / или услугам. То есть в центре всех работ – низкая цена. Естественно, именно этот момент будет определяющим в разработке контент-стратегии. Качество отходит на второе место и постоянно обуславливается аргументами «зато какая стоимость в сравнении с конкурентами».
Случается и так, что за контент-маркетингом приходит человек, делающий первые шаги в бизнесе и одновременно понимающий, что без продвижения ему никак нельзя. Здесь контент-маркетолог начинает с глубокой проработки и сегментирования целевой аудитории. И уже после этого составляется план, включающий разработку контента и рекламные кампании.
Нельзя не упомянуть о том, для контент-маркетолога блог компании, весь ее сайт, страницы в социальных сетях и на внешних площадках, любые ее письма должны отвечать интересам целевой аудитории и работать на общий интерес клиента и специалиста — повышение прибыли.
Заработная плата контент-маркетолога
Ниже мы приводим данные по вакансиям Москвы на конец весны 2020 года:
Это данные с hh.ru, но вакансии контент-маркетолога можно увидеть практически на любом соответствующем агрегаторе по поиску работы.
Если говорить о размерах ЗП, то штатный специалист может получать от 30 до 80 тысяч рублей и выше. Все зависит от размеров компании, числа клиентов, опыта человека. Не в последнюю очередь – от экономической ситуации.
У специалистов на удаленке заработок может быть как значительно ниже, так и выше офисной планки.
Так или иначе, самообразование, постоянное вращение в профессиональных кругах дает отличный шанс прокачаться в профессии.
Где учат на контент-маркетолога
Официально такой специальности не существует. В эту сферу часто приходят люди из копирайтинга, журналистики. филологии и тех сфер. которые не имею к маркетингу вообще никакого отношения.
Тем не менее, на классический маркетинг можно учиться в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, любого областного центра (конечно, в этом случае, уровень будет ощутимо ниже) — вы получите необходимую базу.
Если профессию хочется освоить как можно быстрее и получить «мясо» от практиков, лучше всего буду онлайн-курсы.
Онлайн-курс от SkillBox
На курсе вы научитесь разрабатывать контент-стратегию под задачи бизнеса. Поймёте, как анализировать продукт и аудиторию, создавать креативные концепции, продвигать контент и оценивать эффективность работы в цифрах.
Как проходит обучение:
Онлайн-курс от Нетологии
Вы научитесь выбирать формат и тип контента, подходящий именно вашему бизнесу и максимально точно решающий его задачи. Узнаете, как анализировать эффективность своей работы, и составите работающую контент-стратегию для собственного проекта.
Онлайн-курс от GeekBrains
На курсе вы освоите инструменты контент-маркетинга, узнаете, как разрабатывать контент-стратегию для своего проекта, проводить анализ целевой аудитории, анализировать маркетинговые стратегии конкурентов, работать с аналитическими сервисами, а также разбираться в видах контента, использовать тренды в контент-стратегии, создавать контент-план проекта, оптимизировать контент и анализировать его эффективность.
Как будет проходить обучение:
Что должен делать контент-маркетолог: пример из практики
Я общалась с некоторыми digital-агентствами и сервисами, которые решили заняться контент-маркетингом для продвижения себя любимых, и ищут копирайтера на бирже. Так они называют человека, который будет через тексты доносить их экспертность. По моему опыту, высока вероятность, что при традиционной схеме взаимодействия, экспертность донести не получится. Расплескают по пути, пустая это затея. И вот, почему я так думаю.
Что я имею ввиду под традиционной схемой
То, как это представляет себе заказчик:
— мы накидаем копирайтеру мясо: кейсы или методики
— копирайтер как мастер слова будет превращать мясо, которые мы, неумёхи, набросали, в интересный текст.
Как происходит на самом деле
Возьмем копирайтера, который не разбирается в digital, а работает на потоке: пишет на любые темы, рерайтит, вычитывает, убирает воду и берет за это 300 рублей за 1000 знаков. Такой копирайтер открывает «мясо», которое получил от заказчика и видит его так: «мы пилили-пилили проект по (набор аббревиатур типа SMM, SEO, SERM) для заказчиков (набор непонятных должностей) и получили снижение/рост (снова какие-то аббревиатуры типа CPC, CPO, CPA, ROI)
В результате копирайтер не может сделать текст хорошим, потому что:
1. Не знает, хорошо это или плохо (что-то снизили или повысили).
3. Можно было бы подключить сторителлинг как беспроигрышный вариант удержания внимания читателя, но разобраться, кто злодей, кто герой, в чем перипетии невозможно, продираясь через термины.
4. Не может найти в кейсе пустоты, в которые ткнет носом в комментариях внимательный специалист («что-то у вас цифры не сходятся, как вы ROI считали?»)
1. Убирает воду (явные повторы и отвлечения)
2. Убирает канцелярит, если смог отличить его от профессионального сленга
Что получается на выходе:
1. Текст-методичка, который непонятно зачем читать, ведь в начале аудитории не показали, какие проблемы решит этот текст.
2. Приторные кейсы, в которых агентство такое крутое, аж скулы сводит от сахара.
3. Несхождения в деталях кейса, которые не заметили автор и копирайтер, зато сразу же найдут читатели (на некоторых сайтах, в том числе на VC.ru, кажется, они круглосуточно дежурят, чтобы ткнуть вас носом). Даже если вы врали в кейсе, несостыковки можно найти, достаточно не слишком последовательно рассказывать и опускать важные детали.
1. Строить систему распространения экспертного контента. Система предполагает, что перед тем, как начать писать, вы:
— поняли, в чем ваша экспертиза и специализация
— изучили ЦА и ее боли
— построили путь клиента и цель коммуникации на каждом этапе
— только после этого начали формулировать темы контента
Если вы приняли решение нанять контент-маркетолога в штат, что он должен делать.
Он знает, что такое маркетинг, чувствует интересы аудитории, понимает ее боль, мотивы покупки, создает офферы для разных сегментов, видит путь клиента. Отлично разбирается в продукте, в его свойствах и выгодах, сценариях применения. Видит стратегию продвижения в целом (ЦА и ее сегменты, портреты отдельных персонажей, как они прописываются и зачем это делать). Контент-маркетолог отвечает и за форму, и за содержание. Он рождает смыслы, а не только упаковывает их.
Пишет и ищет как журналист. Хороший контент-маркетолог везде сует нос, вытаскивает контент из экспертов, умеет проводить хорошие интервью и задавать правильные вопросы. Контент-маркетинг особенно полезен тем, кто продает не товар, а экспертную услугу. Например, психологам, дизайнерам, юристам, диджитал-агентствам. Это такие «черные ящики», которые не открыть и не сравнить между собой, пока не попробуешь. И контент – это инструмент, который помогает показать подходы, особенности работы эксперта. Чтобы аудитория увидела ценность и захотела заплатить назначенную цену.
Контент-маркетолог демонстрирует опыт и подход эксперта. То, как специалист оказывает услуги своим клиентам, и что в результате получает заказчик. Все это надо вытащить, зафиксировать и показать публике в виде кейса, схемы, статьи.
Контент-маркетолог должен уметь устанавливать отношения. Во-первых, выстраивать отношения в команде внутренней редакции, взаимодействовать с smm-специалистами, email-маркетологами, копирайтерами, дизайнерами, верстальщиками, маркетологами и даже отделом продаж в полном составе. Во-вторых, чтобы твой контент опубликовали на внешней площадке, нужно уметь знакомиться с редакторами, организаторами и лидерами мнений, делать отношения симметричными («мы вам это, а вы нам то»), отстаивать свои интересы в переговорах.
А еще контент-маркетологу приходится много писать, поэтому копирайтинг для него – необходимый навык. Я все время говорю, что контент – это не только текст. Но надо признать, до 60% контента, который производится, это именно текст. Возможно, когда-нибудь видео полностью завоюет рынок и текста будет в разы меньше (хотя я в это слабо верю). Но пока мастера контента должны уметь виртуозно управлять вниманием аудитории с помощью букв. Еще и потому, что любой контент при посеве сопровождается текстом.
1. Составить стратегию и контент-план.
Стратегия учитывает целевую аудиторию, путь клиента, как он будет двигаться по воронке и какая коммуникационная задача стоит на каждом этапе пути.