Контент 16 что относится
Что означает маркировка 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+ на детских книжках и фильмах
Маркировка на детских художественных произведениях ставится не по прихоти издателей, да и к умственным способностям ребёнка она не имеет никакого отношения. Всё дело в федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Маркировка 0+ означает, что в произведении могут быть описаны ненатуралистические сцены насилия (исключая сексуальное) с условием, что добро восторжествует над злом. Здесь и далее в качестве примера мы будем приводить всем известную русскую народную сказку «Лиса и Заяц».
Если Лиса просто выгнала Зайца из избушки, а автор осудил Лису за это и Зайца вернул, то такая книга будет иметь маркировку 0+.
В произведениях 6+ могут встречаться описания ненасильственной смерти, заболеваний и несчастных случаев, а также ненатуралистичных сцен насилия. То есть в такой книге Лиса выгнала бы заболевшего Зайца из избушки в метель, Заяц умер бы от переохлаждения, а автор Лису бы осудил.
В произведениях 16+ всё серьёзнее: ко всему перечисленному в 12+ добавились бы бранные слова. То есть Лиса и Заяц вступили бы в интимную близость, утром Лиса, покурив, обругала бы Зайца дураком, побила и выгнала из избы в метель, Заяц умер бы от обморожения, а автор Лису осудил.
Поэтому если вы хотите правильно подобрать книгу или фильм вашему ребёнку (будь ему три месяца или три года — неважно), ориентируйтесь не на маркировку, а на прочитанную аннотацию и свой здравый смысл.
Шолохов по паспорту: как работает возрастная маркировка фильмов и книг
Идея защитить детей от пагубной информации была впервые закреплена Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года. С тех пор идея получила развитие в запрете жестоких и порнографических материалов, в ограничении времени трансляции потенциально вредных программ, в онлайн-безопасности и правилах публикации рекламы.
Как закон определяет детский контент?
По отношению к детям весь контент делится на полностью запрещенный и информацию с ограниченным доступом.
Допустимый для детей контент в любом случае должен быть оправдан жанром или сюжетом. Сцены жестокости не должны быть натуралистическими или оскорбительными и не должны побуждать повторить их в реальной жизни. К жертвам насилия нужно выразить сочувствие.
За последние годы выдвигалось несколько предложений, корректирующих существующие правила. Например, законодательная инициатива 2015 года предлагает обязательно маркировать только запрещенный для детей контент («18+»), а другие категории отмечать добровольно. Законопроектом 2019 года дополнительно вводятся рекомендации «для семейного просмотра», «для дошкольников», «не рекомендовано для детей». Ни один из этих проектов по состоянию на октябрь 2021 года не принят.
Кто должен использовать маркировку?
Потенциально опасные для детей материалы маркируются соответствующим знаком перед распространением.
Например, пост в Instagram не маркируется, а анонс концерта ― обязательно. Но если пост в социальной сети содержит рекламу шоу, он должен быть обозначен в соответствии с возрастной категорией.
Маркировка ― забота того, кто заинтересован в обороте контента, поэтому они сами должны выбирать подходящую маркировку и располагать ее согласно требованиям. За исполнением этих правил следит Роскомнадзор.
Рейтинг фильмов в кинопрокате определяется прокатной компанией и утверждается Минкультом.
Кто несет ответственность
За нарушение закона предусмотрено административное наказание. Суммы штрафов составляют от ₽2 тыс. для физических лиц до ₽500 тыс. для предприятий.
В апреле 2021 года российским онлайн-кинотеатрам назначили по ₽100 тыс. штрафа за отсутствие маркировок сцен курения. Disney за короткометражку «Out» с главным персонажем-геем отделался предупреждением.
Что на практике: казусы в правоприменении
Предполагается, что возрастная маркировка поможет уберечь детскую психику от травмирующих сцен. Отчасти так и есть, но иногда возникают неоднозначные, даже абсурдные ситуации.
Например, издатели получают письма с просьбами «обосновать ценность текста Льва Толстого» и разъяснения о том, что для признания культурной ценности книги ее «автор должен быть мертвым и у него должны быть награды».
«Тихий Дон» Шолохова продается с маркировкой «18+». Сборники стихов Есенина, Маяковского или Бродского можно купить только с паспортом. При этом историческая энциклопедия сексуальной жизни «Камасутра» формально не подпадает под требования о маркировке. Все эти книжные казусы возникают из-за отсутствия конкретного определения, что такое культурная ценность.
При этом многое из формально запрещенного можно без особых трудностей найти в сети. Получается, что закон убирает детей из кинотеатров и забирает у них бумажные книги, отправляя искать недозволенное в интернете. В сети тоже есть запреты: например, в июле 2021 года Санкт-Петербургский суд признал запрещенными ссылки на мультсериалы «Happy Tree Friends», «Космос: Территория смерти», «Ад Данте: Анимированный эпос» из-за их жестокости. Но это скорее исключение, чем правило.
Еще одна проблема ― в несовершенстве шкалы рейтингов. Закон не видит разницы между детьми 6–10 лет и подростками 12–15 лет, зато между 16- и 18-летним возрастом проведена жирная черта, которая все равно не избавляет от неразберихи. Присваивая картинам рейтинг «16+», прокатчики теряют время и деньги, потому что Минкульт зачастую все равно меняет его на «18+».
Как за рубежом
Прогрессивная Европа
В Великобритании полномочия контроля за оборотом контента разделены между множеством ведомств: комитетом по классификации фильмов, комиссией по жалобам на прессу, службой по стандартам в рекламе, ассоциацией классификации интернет-контента и другими органами. Эта система значительно отличается от российской, в которой все контрольные функции сосредоточены в Роскомнадзоре.
В Нидерландах действует автоматизированная система классификации аудиовизуального контента. Маркировщику фильма, например, нужно ответить «да» или «нет» на 67 типовых вопросов о наличии опасной информации. Получив ответы, программа самостоятельно присваивает киноленте возрастной рейтинг.
Жесткий Китай
Либеральные Штаты
Определение рейтинга фильма перед выпуском в прокат в США ― дело добровольное. Американская система предусматривает пять категорий фильмов:
Контент 16 что относится
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ
0+ К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
6+ К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
12+ К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона.
16+ К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Вас не пустят в кинозал, если вам нет 16, даже в присутствии родителей.
18+ К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера
Вас не пустят в кинозал, если вам нет 18, даже в присутствии родителей.
Возрастные ограничения для контента: как поставить маркировку без помощи эксперта?
Правила классификации информационного продукта
Кино, СМИ, книги, компьютерные игры, концерты, спектакли и шоу должны иметь возрастную маркировку. Это требование призвано обезопасить детей и подростков от нежелательного контента, который может нанести вред их здоровью и развитию. Но не всегда понятно, как выставляется эта оценка и стоит ли ей доверять. Порой под жесткие ограничения попадает довольно безобидный контент, иногда – наоборот. В России существует пять категорий контента: «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+».
RSpectr разобрался в том, что скрывается за знаком с указанием возраста и как самостоятельно поставить маркировку фильму, компьютерной игре или другой информации.
Что будет, если не поставить маркировку или ошибиться?
Ставить возрастную маркировку можно самостоятельно, а можно обратиться к аккредитованному Роскомнадзором эксперту. Заключение специалиста заказывают как ведомства, так и юридические и физические лица на договорной основе. Для бизнеса экспертиза – это способ избежать потенциальных претензий со стороны контролирующих органов, для государства – это обоснование для наказания нарушителя. С готовыми результатами экспертного анализа можно ознакомиться на сайте Роскомнадзора.
Какой информации не требуется маркировка?
К исключениям из закона о возрастной маркировке относится:
Запрещенный контент
Следует отметить, что существует контент, полностью запрещенный к распространению в интернете. К нему относится:
Что нужно маркировать только «18+»
К контенту, который не может быть доступен детям и подросткам ни при каких обстоятельствах, относится информация:
Информационному материалу, в котором имеется подобный контент, должна быть присвоена категория «18+».
Как оценивать контент
Если контент не попадает в категории исключений и материалов для взрослых, то можно переходить к его оценке. Для точной классификации контента RSpectr использовал методические рекомендации к маркировке контента, на которые ссылаются аккредитованные эксперты.
В методике подробно описаны все характеристики содержания информационного продукта («содержательные индикаторы»). Вот они:
Насилие и жестокость
Антиобщественные, противоправные действия или преступления
К ним относят употребление наркотиков, табака и алкоголя, участие в азартных играх, проституцию, бродяжничество или попрошайничество. Если контент может вызвать у детей желание заняться такими действиями, то ставится знак «18+».
Сексуальные отношения
В категорию «18+» попадает любая информация порнографического характера. При этом детям до 12 лет вообще не рекомендуется демонстрировать «половые» отношения.
Язык
Здесь все просто. Если есть нецензурные слова, то ставится знак «18+». Если содержится брань, вульгаризмы и т. д., то контент доступен для детей от 16 лет.
Объекты, вызывающие страх, ужас, панику
Как только проведен анализ контента по всем содержательным индикаторам, необходимо выбрать маркировку, которая соответствует максимальной возрастной категории, содержащейся хотя бы в одной части информационного продукта.
Как уберечь детей от нежелательного контента, а себя – от штрафов: возрастная маркировка информации в сети
С 1 сентября 2012 года в России действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который установил достаточно жесткие требования к распространению информационной продукции любыми способами и по любым каналам, включая интернет. За нарушение этих правил придется заплатить рублем, причем размер штрафа может быть ощутимым и достигать нескольких сотен тысяч.
Не хотелось бы оказаться в такой ситуации? Еще бы! В этой статье TexTerra расскажет все самое важное, что нужно знать пользователям сети о возрастной маркировке интернет-ресурсов.
Информация будет полезна владельцам любых интернет-площадок, на которых размещается реклама, SMM-щикам, а также владельцам сетевых изданий.
Что такое информационная продукция и каких видов она бывает
Статья 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту – Закон о защите детей от информации) относит к информационной продукции любую информацию, которая распространяется в интернете.
В свою очередь статья 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорит о том, что информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Учитывая, что информацию можно представлять в виде изображений, текстов, чисел, звуков и видео, не будет преувеличением сказать, что абсолютно весь интернет-контент – это информационная продукция.
Пост или история в «Инстаграм», новостная лента на сайте, статья в онлайн-издании, блог компании, форум в группе во «ВКонтакте», видеоролик на «Ютубе» – все это примеры информационной продукции.
Закон о защите детей от информации делит всю информационную продукцию, способную причинить вред здоровью или развитию детей, на две большие группы:
К первой группе относится информация, которая:
Вторая группа включает в себя информацию, которая:
Как классифицировать информационную продукцию
Любая информация, которая соответствует хотя бы одному из тех признаков, о которых говорили выше, – потенциальная угроза для здоровья и психики ребенка. В то же время очевидно, что не вся эта информация одинаково опасна. Чем ярче в ней выражены «вредные» для детей признаки, тем сильнее угроза, и наоборот.
Для того чтобы строгость ограничений на распространение информации соответствовала уровню опасности этой информации, закон предусмотрел классификацию информационной продукции на 5 категорий.
Категории информационной продукции. Выделяют информационную продукцию:
Кто осуществляет классификацию. Классификация информационной продукции – забота того, кто ее распространяет, то есть предоставляет доступ к ней всем желающим.
Например, классификацией информации на сайте в интернете будет заниматься его владелец, в сетевом издании – редакция этого онлайн-СМИ.
Если у распространителя возникают сложности в процессе классификации или сомнения, правильно ли он определил категорию информационной продукции, можно обратиться за помощью к эксперту. Этот эксперт или экспертная организация должны быть аккредитованы Роскомнадзором.
Актуальные реестры аккредитованных экспертов и экспертных организаций, которые имеют допуск к проведению экспертизы информационной продукции, можно найти на сайте Роскомнадзора.
По каким параметрам производить классификацию. Сразу оговоримся, что закон не дает универсальной формулы, при помощи которой можно было бы однозначно и безошибочно определить категорию конкретного информационного продукта.
Строгих правил нет. Есть только примерные описания каждой из категорий.
Признаки информации категории 18+ перечислены в части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации. Общее описание информационной продукции категорий 0+, 6+, 12+ и 16+ дано в статьях 7–10.
Дополнительно в помощь распространителям информационной продукции в законе есть характеристики информации, которые нужно оценивать при классификации. Это:
В остальном определение категории информационной продукции отдано на откуп распространителю – он делает это по своему усмотрению, на основании своего субъективного мнения, под свою ответственность.
Как применять результаты классификации. По итогам классификации на информационную продукцию до начала ее распространения наносят соответствующие знаки – возрастную маркировку.
В каких случаях наносить возрастную маркировку на распространяемую в сети информацию обязательно, а в каких опционально, разберемся дальше.
Когда возрастная маркировка информационной продукции в интернете обязательна
Тот факт, что та или иная информация имеет признаки «вредности» для детей, не означает, что ее нельзя распространять в интернете. Можно, но с одним ограничением – при условии нанесения на информационный продукт возрастной маркировки.
Правда это требование действует в отношении далеко не любой информации, которая распространяется в сети.
Обязательное нанесение возрастной маркировки при распространении информации в интернете ограничивается следующими случаями:
Во всех остальных случаях указывать знак информационной продукции не обязательно, но и не запрещено. Владелец интернет-площадки может сделать это добровольно по своему усмотрению.
Рассмотрим подробнее особенности и требования к нанесению возрастной маркировки в тех случаях, когда она обязательна.
Возрастная маркировка сетевых изданий
Наиболее подробно вопрос нанесения знаков информационной продукции – возрастной маркировки – урегулирован в отношении сетевых изданий.
Что такое сетевое издание. Сетевое издание – сайт в интернете, который зарегистрирован как СМИ в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
Примеры: «Газета.Ru», Meduza, Vc.ru, «Интерфакс», «РИА Новости».
Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке онлайн-СМИ нужно соблюдать несколько правил:
Когда возрастная маркировка не нужна. Некоторые части онлайн-СМИ в маркировке не нуждаются.
Во-первых, новостная лента на сайте. Если сетевое издание состоит только из новостной ленты, возрастная маркировка сайта вообще не нужна.
Во-вторых, не нужно маркировать комментарии и сообщения, которые размещают на сайте издания его читатели.
Возрастная маркировка аудиовизуальных сервисов
Понятие «аудиовизуальный сервис», как и требование о маркировке таких сервисов появилось относительно недавно – в июле 2017 года.
Что такое аудиовизуальный сервис. Чтобы понять, что вы имеете дело с аудиовизуальным сервисом, нужно проверить наличие у него нескольких признаков:
Все критерии соблюдены – перед вами аудиовизуальный сервис.
Примеры: онлайн-кинотеатры, видеохостинги (MEGOGO.RU, ivi.ru).
Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке аудиовизуальных сервисов нужно соблюдать несколько правил:
В отличие от онлайн-СМИ для аудиовизуальных сервисов нет требований по цвету, размеру или местоположению знака информационной продукции. Поэтому владельцы таких сервисов решают эти вопросы по своему усмотрению.
Когда возрастная маркировка не нужна. Если аудиовизуальные произведения размещаются на информационном ресурсе преимущественно пользователями интернета самостоятельно, а не владельцем этого ресурса, нанесение на них возрастной маркировки не требуется.
Возрастная маркировка рекламы
Нередко владельцы различных интернет-площадок, будь то сайт в интернете или страница в социальной сети, для получения дополнительного дохода размещают на своих площадках за плату стороннюю рекламу. Чаще всего в виде баннеров или видеорекламы.
Но не все знают о необходимости в определенных случаях маркировать эту рекламу. Итог: вместо желанного дохода получают постановление о наложении административного штрафа.
Что такое реклама. Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это любая информация, которая соответствует одновременно нескольким признакам:
Все признаки в наличии – перед вами реклама. Но не торопитесь наносить на нее возрастную маркировку. Для начала выясните, с каким объектом рекламирования имеете дело.
Это важно, потому что согласно части 10.1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» обязательной возрастной маркировке подлежит только реклама информационной продукции.
Собираетесь рекламировать что-то из этого списка – например, новую книгу или журнал, мобильное приложение, видеозапись обучающего семинара, музыкальный концерт, сетевое издание – позаботьтесь о том, чтобы на рекламе был указан знак информационной продукции.
Как правильно наносить возрастную маркировку. В отношении маркировки рекламы в законе конкретных требований (цвет, размер, способ нанесения и т. д.) нет.
Рекомендуем учитывать следующие правила:
Когда возрастная маркировка не нужна. Не нуждается в маркировке реклама всего, что не относится к информационной продукции, – товары, работы, услуги. Например, вклад в банке, ресторан, автомобиль, диван или пачка чипсов.
Это распространяется и на те случаи, когда в рекламе указан сайт, на котором можно получить дополнительные сведения о рекламируемом товаре, работе или услуге.
Ответственность за нарушение требований о возрастной маркировке информации в интернете
Если по закону информация, размещенная в сети, должна иметь возрастную маркировку, а ее нет – придется нести административную ответственность.
Порядок привлечения к ответственности и размер наказания зависят от того, какое именно нарушение допущено. Для наглядности все это можно представить в виде таблицы.
На сайте онлайн-СМИ не указан знак информационной продукции
Контент аудиовизуального сервиса не имеет возрастной маркировки
На рекламе информационной продукции нет возрастной маркировки
Контролирующий орган
Федеральная антимонопольная служба
Норма КоАП РФ
часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ
часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ
Лицо, которое несет ответственность
Главный редактор и редакция (если она зарегистрирована как юридическое лицо) сетевого издания
Владелец аудиовизуального сервиса (сайта)
Владелец интернет-площадки, на которой размещена реклама
Размер административного штрафа
Должностное лицо (главный редактор) – от 5 до 20 тысяч рублей
Юридическое лицо (редакция) – от 20 до 200 тысяч рублей
Граждане – от 3 до 5 тысяч рублей
Должностные лица – от 30 до 50 тысяч рублей
Юридические лица – от 300 до 500 тысяч рублей
Граждане – от 2 до 2,5 тысяч рублей
Должностные лица – от 4 до 20 тысяч рублей
Юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей
Случаи привлечения к административной ответственности за нарушение требований о возрастной маркировке информации в интернете – не редкость. Чаще всего нарушения связаны с отсутствием знака информационной продукции на рекламе.
Например, Управление ФАС по г. Москве привлекло к административной ответственности владельца интернет-площадок – мобильного приложения и iPad-версии журнала MAXIM – ООО «Херст Шкулев Медиа» за то, что на этих площадках был размещен макет рекламы мобильного приложения Zinomax без возрастной маркировки. Нарушителю назначили штраф в размере 100 тысяч рублей.
Шпаргалка
Каждому сайту нужно оптимальное продвижение. Команда TexTerra продвигает бизнес в сети с 2007 года.