Контактная группа замка зажигания что это
Группа контактная замка зажигания: основной элемент коммутации бортовой электросистемы
Практически каждый современный автомобиль запускается поворотом ключа в замке зажигания, основой которого является контактная группа. О том, что такое контактная группа замка зажигания, как она устроена и какие функции выполняет, а также о правильном выборе и замене этого устройства читайте в статье.
Что такое контактная группа замка зажигания?
Контактная группа замка зажигания (контактная группа выключателя зажигания и стартера) — компонент бортовой электрической системы транспортного средства; встроенное в замок зажигания и управляемое его ключом устройство коммутации, обеспечивающее включение и отключение бортовых потребителей тока, а также запуск и остановку силового агрегата транспортного средства.
Контактная группа является основным элементом коммутации в любом транспортном средстве, так как с его помощью обеспечивается сама возможность его нормальной эксплуатации. На контактную группу возложено несколько функций:
Все эти функции обеспечиваются замыканием и разрывом электрических цепей переводом ключа зажигания в различные положения. При неисправности контактной группы нормальное управление автомобилем затрудняется или становится невозможным, поэтому данное устройство необходимо отремонтировать или заменить. Чтобы сделать верный выбор, сначала следует разобраться в конструкции и особенностях данных коммутационных устройств.
Группа контактная замка зажигания DAEWOO Nexia ERA
Группа контактная замка зажигания FORD Transit (06-) OE
Группа контактная замка зажигания HYUNDAI Porter OE
Группа контактная замка зажигания HYUNDAI Accent (11-) OE
Замок зажигания RENAULT Kerax,Premium,Midlum,Magnum (кронштейн+контактная группа+ключи) FEBI
Группа контактная замка зажигания VW AUDI SEAT SKODA OE
Группа контактная замка зажигания MITSUBISHI OE
Группа контактная замка зажигания ГАЗ-3302 (7 контактов) ЛОГО-Д
Группа контактная замка зажигания MAN F2000 FEBI
Типы, устройство и функционал контактных групп замков зажигания
В настоящее время существует большое разнообразие контактных групп замков зажигания, однако все они имеют принципиально одинаковую конструкцию и принцип работы. Любая контактная группа состоит из двух основных частей:
Поворотная часть расположена непосредственно над контактной колодкой, внутри размещается механизм секретности замка зажигания, вся эта конструкция устанавливается в корпус замка, который монтируется на рулевую колонку или в приборную панель.
На неподвижной колодке из диэлектрического материала установлен ряд контактов, которые посредством клемм соединяются с соответствующими электрическими цепями автомобильной электросистемы. Контакты расположены в определенном порядке, который диктуется конструкцией подвижной части группы и последовательностью соединения электрических цепей при переводе ключа в различные положения. Как правило, контакты на колодке расположены в два ряда для экономии места, для предотвращения случайного замыкания контактов из внутреннего и внешнего рядов они могут располагаться на различных уровнях (то есть, быть разной высоты).
Поворотная часть обычно выполняется в виде кольца из диэлектрического материала, на котором располагаются ответные контакты в виде токопроводящих металлических (медных) дорожек или соединенных друг с другом отдельных контактных поверхностей (изготовленных из полос металла, в виде бронзовых полусферических контактов и т.д.). Контакты поворотной части обращены к контактам колодки, образуя контактную группу выключателя зажигания и стартера.
Дополнительно в контактной группе предусматривается возвратная пружина, обеспечивающая возврат поворотной части в предыдущее положение после успешного запуска двигателя (для предотвращения работы стартера при работающем моторе). Также в этой конструкции или непосредственно в личинке замка может выполнятся устройство фиксации в выбранных положения (кроме положения «Стартер»). В некоторых замках зажигания внутри контактной группы могут располагаться пластиковые световоды для декоративной подсветки (как, например, выполнено в автомобилях ВАЗ десятого семейства) и другие второстепенные компоненты.
Контактные группы отличаются типом клемм для соединения с электросистемой автомобиля, количеством положений и некоторыми особенностями функционала.
Устройства могут иметь различные клеммы:
Контактные группы могут иметь три, четыре или пять позиций в зависимости от функционала замка зажигания. В простейшем случае позиций всего три: «Выключено» (0 — электросистема автомобиля обесточена), «Зажигание» (I — ток подается на все приборы электросистемы, в том числе и на систему зажигания) и «Стартер» (II — ток от аккумуляторной батареи подается на электростартер через соответствующее реле). Однако в большинстве современных автомобилей предусмотрено четыре положения: LOCK («Блокировка», в этом положении электросистема обесточена, за исключением некоторых охранных/противоугонных систем, ключ можно вынуть), ACC («Дополнительное оборудование» — контактная группа включает различное электрическое оборудование автомобиля, среди которого освещение, отопитель, аудиосистема, некоторые системы безопасности), ON («Включено», соответствует позиции «Зажигание», контактная группа включает систему зажигания двигателя и все электроприборы автомобиля) и START («Стартер»). В некоторых замках зажигания предусматривается и пятая позиция — OFF («Выключено»), расположенное между LOCK и ACC.
По функционалу контактные группы примерно одинаковы — они входят в состав цепей зажигания, внешних и внутренних приборов освещения, салонной печки и многих других приборов. Также группа может быть связана с охранной (противоугонной) системой автомобиля. В целом же, через контактную группу осуществляется подача тока от аккумулятора к потребителям напрямую (для некоторых слаботочных приборов) или через соответствующие реле (в случае стартера).
Правильный выбор, ремонт и замена контактной группы замка зажигания
Со временем работа контактной группы может нарушаться вследствие износа, засорения или подгорания контактов, а также из-за механических поломок или деформаций деталей. Неисправность этого устройства может проявляться как явно, например — невозможностью запустить двигатель или включить бортовые электроприборы, так и косвенно, например — некорректной работой некоторых приборов, самопроизвольным включением и отключением фар и т.д. Для локализации источника проблемы сначала следует проверить соответствующие предохранители, и, убедившись в их исправности, нужно обратить внимание на замок зажигания.
Прежде всего рекомендуется провести диагностику замка зажигания в соответствии с алгоритмами, приведенными в инструкции по эксплуатации и обслуживанию автомобиля. Лучший вариант — демонтировать и разобрать замок, и произвести визуальный осмотр и электрическую проверку контактной группы (но, если автомобиль находится на гарантии — этого делать нельзя, следует обратиться в сервисный центр). Для восстановления работы устройства достаточно прочистить его (удалить загрязнения и нагар, при необходимости промыть в растворителе и все зачистить шкуркой), но зачастую неисправности оказываются неустранимыми — в этих случаях проще и дешевле полностью заменить контактную группу.
На замену следует выбирать группу только того типа и каталожного номера, что была установлена на автомобиль ранее. Во многих отечественных автомобилях используются универсальные контактные группы, что значительно облегчает их выбор и ремонт. А во многих зарубежных транспортных средствах, напротив, применяются свои уникальные по конструкции устройства, которые при всем желании не получится заменить на другие.
Установку новой контактной группы следует выполнять в соответствии с инструкцией к данному конкретному автомобилю. Обычно замена сводится к разборке замка зажигания, демонтажу старой группы и установке новой, и выполнению электрического соединения (здесь следует соблюдать внимательность, особенно, если клеммы соединяются индивидуальными разъемами). После установки система не требует наладки, при верном монтаже все сразу начинает работать.
Правильный выбор и замена контактной группы замка зажигания — основа надежной и корректной работы всей электрической бортовой системы автомобиля.
Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.
Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
По каким признакам распознать плохой контакт в замке зажигания?
Чтобы понять причины и распознать симптомы неисправной контактной группы замка зажигания, необходимо иметь общее представление о том, что она собой представляет, особенности ее работы и возможные причины, способные привести к неисправности.
Сама по себе контактная группа замка зажигания это центральное звено в системе, отвечающей за запуск автомобиля. В тот момент, когда вы поворачиваете ключ, группа способствует замыканию соответствующих контактов, в результате чего определенные электропотребители получают необходимое подключение к системе.
Что может случиться с замком зажигания
В зависимости от вида контактной группы будут отличаться и ее режимы. Для каждой модели машины при определенном положении ключа будет характерно подключение заданного набора устройств.
Собственно, это и вызывает ряд определенных неудобств, так как отличия касаются не только работы контактной группы замка зажигания, но и характерных для нее симптомов поломки. Вместе с тем, существует определенный перечень того, что может случиться с замком зажигания.
В основном поломка происходит на почве окисления или подгорания контактных групп. Последнее возникает из-за частых и сильных перепадов напряжения в момент запуска автомобильного двигателя.
Наиболее распространенные дефекты
Если на вашем автомобиле не включается замок зажигания, велика вероятность, что вы столкнулись с одним из наиболее распространенных дефектов:
Выделенные нами группы дефектов можно поделить на 2 группы – механические и электрические. Они будут отличаться негативными рецепторами, приводящими к поломкам.
Механическая неисправность
Данная категория причин неисправностей контактных групп состоит в том, что сами Контакты и дорожки поддаются неизбежному истиранию. Это может произойти по нескольким веским причинам:
В любом из случаев стоит заменить штырек личинки замка зажигания либо замок целиком.
Электрическая неисправность
К основным причинам поломки данного вида относится перегруженность контактной системы, когда происходит установка высокомощного оборудования с уровнем тока, не предусмотренного ею.
В результате этого образуется нагар, который не поддается устранению. Во избежание подобной ситуации установите вспомогательные элементы через реле.
Второй, не менее веской причиной неисправности электрического типа является короткое замыкание. Здесь вам тоже не обойтись без замены подгоревших элементов группы.
Подключение контактов к замку зажигания
В зависимости от способа подвода проводов к механизму будет зависеть сложность процедуры подключения. В любом случае, подключение может быть осуществлено только при наличии проводов с разъёмами на концах.
Они могут подводиться к механизму с помощью фишки, отдельно, через разъём. Обратите внимание, что для каждой машины характерна индивидуальная контактная группа замка зажигания и, соответственно, определенный алгоритм действий при подключении.
Как проверить контактную группу замка зажигания
Проверка осуществляется при помощи мировой аккумуляторной клеммы. Сама процедура очень простая:
При неправильно работающей контактной группе замка зажигания вы увидите отклонения в работе системы, которые могут как отображаться на панели приборов, так и проявляться другим способом.
Признаки неисправности контактной группы замка зажигания
Распознать неисправность в контактной группе замка зажигания можно по ряду характерных признаков:
Любой из этих симптомов может сигнализировать о серьёзных неисправностях контактной группы замка зажигания.
Чтобы не оказаться застигнутым врасплох подобными проблемами, необходимо заранее определить для себя, где заказать замену контактной группы. Например, если вы находитесь в Харькове, отличным вариантом станет мастерская Дубликатор на Московском проспекте 46. Специалисты могут выполнить задачи любой сложности, сделать дубликаты ключей, починить личинку замка зажигания, исправить вышедшую из строя контактную группу и т. д.
Устройство замка зажигания
Замок зажигания или выключатель зажигания — это основной коммутирующий компонент, который контролирует подачу питания к электрическим системам, также предотвращает разрядку аккумулятора, когда автомобиль припаркован и находится в спокойном состоянии.
Конструкция замка зажигания
Замок зажигания состоит из двух частей:
В ключе зажигания обычно установлен цилиндрический замок, который справляется одновременно с несколькими задачами, такими как: поворот контактного узла и блокировкой рулевого колеса. Для блокировки использует специальный запорный стержень, который при повороте ключа выдвигается из корпуса замка и попадает в специальный паз в рулевой колонке. Устройство замка зажигания само по себе имеет простую конструкцию, сейчас попробуем разобрать все ее составляющие. Для более наглядного примера рассмотрим, как устроен замок зажигания:
Детали выключателя зажигания
Личинка соединена с проводом и установлена внутри широкой цилиндрической пружины, при этом один край прикрепляется к самой личинке, а другой уже непосредственно к корпусу замка.С помощью пружины замок может автоматически возвращаться в исходное положение после включения зажигания или после не успешной попытки запуска силового агрегата.
Поводок замка может не только поворачивать диск контактного узла, но и фиксировать замок в нужном положении. Специально для этого поводок сделан в виде широкого цилиндра, в котором есть радиальный канал, проходящий насквозь. По обе стороны на канале расположены шарики, между ними и находится пружина, с помощью которой шары заходят в лунки с внутренней стороны на корпусе замка, таким образом, обеспечивая их фиксацию.
Так выглядит контактная группа замка зажигания
Контактный узел имеет две основные части, такие как: контактный диск, который может приводиться в движение и неподвижная колодка с видимыми контактами. На самом диске установлены пластины, именно через них проходит ток после поворота ключа в замке зажигания. В основном на колодке размещены до 6 и более контактов, выходы у них, как правило, находятся на обратной стороне. На сегодняшний день современные замки используют контакты в виде пластин с одним разъемом.
Контактная группа, в основном отвечает за запуск стартера, системы зажигания, контрольно-измерительные приборы, она расположена в глубине корпуса замка. Провести проверку ее работоспособности можно с помощью специальной контрольной лампы. Но вначале перед этим, специалисты рекомендуют сделать проверку на повреждения кабелей, которые идут к замку, если обнаружатся таковые, то места повреждения потребуется изолировать лентой.
Электрическая схема замка зажигания ВАЗ 2109
Как работает замок зажигания
Важным механизмом в автомобиле является замок зажигания, принцип работы которого будем рассматривать далее в статье.
Принцип работы замка зажигания
Система работы замка довольно простая, поэтому сейчас рассмотрим основные задачи, с которыми может он справиться:
Замки зажигания могут иметь от двух до четырех положений переключения. В зависимости от того в каком положении находится ключ зажигания в авто, вы сможете определить какие системы питания работают в тот или иной момент. Ключ в автомобиле можно вытянуть только в одном положении, когда все потребители питания в отключенном состоянии. Чтобы иметь более детальное представление о работе замка зажигания нужно ознакомиться с его схемой:
Схема работы замка зажигания
В каких положениях может работать замок зажигания
Схема положений замка зажигания
Когда вставляется ключ в замок и проворачивается по часовой стрелке, тоесть переходит из «Блокировки» в положение «Включено» («ON»), тогда и включаются все основные электрические цепи автомобиля, такие как: освещение, стеклоочиститель, отопитель и другие. Иностранные авто устроены немного по другому, у них сразу перед положением «ON» стоит «Асс», таким образом дополнительно еще запускается магнитола, прикуриватель и свет в салоне. Если ключ провернуть еще по часовой стрелке, то замок перейдет в положение «Стартер», в этот момент должно подключиться реле и запустится двигатель. Данное положение не может быть зафиксировано, потому что сам ключ удерживает водитель. После успешного запуска мотора ключ возвращается в исходное положение «Зажигание» — «ON» и уже в этом состоянии ключ фиксируется в одном положении до полной остановки мотора. Если же необходимо заглушить мотор, то в таком случае ключ просто переводится в положение «Выключено», тогда все цепи питания отключаются и двигатель останавливается.
Схема работы ключа в замке зажигания
В автомобилях с дизельными двигателями происходит включение клапана с перекрывающей подачей топлива и заслонкой, которая закрывает подачу воздуха, в результате всех этих действий электронный блок управляющий двигателем останавливает свою работу.
Когда двигатель уже полностью остановлен, то ключ можно переключать в положение «Блокировка» — «LOCK» после чего руль становиться неподвижным. В иностранных автомобилях в положении «LOCK» отключаются все электрические цепи и блокируется руль, автомобили с автоматической коробкой передач еще дополнительно блокируют селектор, который находится в положении «P».
Схема проводки замка зажигания ВАЗ 2101
Как правильно подключить замок зажигания
Если провода собраны в одну фишку, то подключение замка не составит никаких сложностей, просто нужно установить ее на контакты.
Если провода подключаются по отдельности, то нужно обратить внимание на схему:
Схема подключения проводов
Если произведено подключение проводки, то все нужно собрать и присоединить клемму к АКБ и проверить работоспособность. Сначала необходимо проверить, есть ли у всех электроприборов питание от замка, после уже работу самого стартера. В том случае, если обнаружены какие-то неисправности, нужно еще раз провести проверку на правильность подсоединения проводов, потому, что именно от этого будет зависеть работа всех приборов в автомобиле после поворота ключа. Далее вы можете ознакомиться со схемой проводки замка зажигания.
На сегодняшний день известно два вида системы зажигания:
Как работает контактная группа
Контактная группа в автомобиле предназначена для того, чтобы соединять все электрические цепи автомобиля и группировать их.
Что такое контактная группа? Контактная группа замка зажигания — это основной узел, который обеспечивает подачу напряжения от источников питания к потребителям, путем замыкания необходимых контактов в нужном порядке.
Когда водитель поворачивает ключ зажигания, то происходит замыкание электрической цепи от клеммы «минус», которая расположена на аккумуляторе к индукционной катушке зажигания. Электрический ток от системы проводов идет к замку зажигания, проходит контакты на нем, после чего направляется к индукционной катушке и возвращается к клемме «плюс». Катушка обеспечивает высоким напряжением свечу зажигания, через которую подается ток, далее ключ замыкает контакты цепи зажигания, после чего и происходит запуск двигателя. После того, как контакты замкнулись друг с другом при помощи контактной группы, ключ в замке необходимо повернуть на несколько положений. После этого в положении А, когда цепь от источника питания распределит напряжение, все электроприборы запустятся.
Вот так вот работает контактная группа замка зажигания.
Что может произойти с замком зажигания
Чаще всего поломаться может сам замок зажигания, контактная группа или запорный механизм. Каждая поломка имеет свои отличия:
В результате всего вышесказанного хотелось бы сказать, что замок зажигания это одна из самых надежных деталей в автомобиле, но и она имеет свойство ломаться. Самые частые поломки, которые можно встретить, это заедание личинки или вообще ее износ, коррозия контактов или же механические повреждения в контактном узле. За всеми этими деталями нужен бережный уход и своевременная диагностика, дабы избежать серьезных неисправностей. А если уж и не удалось «перехитрить судьбу», то дабы справиться с его ремонтом самостоятельно нужно обязательно знать устройство замка зажигания и принцип его работы.
Как работает контактная группа замка зажигания
Контактная группа – это конструкция, позволяющая легко замыкать и размыкать необходимые контакты для управления различными электрическими устройствами. Контактная группа, установленная в замке зажигания, является центральным «пультом управления» почти всей электросетью автомобиля.
Конструкции контактных групп замков зажигания могут отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля, но у всех групп есть общие принцип работы. В основе любой контактной группы, установленной в замок зажигания, лежат поворотные части с имеющимися на них токоведущими дорожками. Поворот ключа в замке приводит к повороту одной части группы относительно другой и к замыканию соответствующих контактов на дорожках.
Поворотная часть группы, на которой находится контакт стартера, снабжена пружиной для возврата ключа из положения «Стартер». Это необходимо для удобства и для того, чтобы стартер не остался включенным при уже заведенном двигателе. Когда водитель ослабляет нажим на ключ, стоящий в этом положении, поворотная часть группы под действием пружины возвращается в положение «Зажигание» и отключает напряжение на втягивающем реле стартера.
Положения поворотных частей контактной группы соответствуют положениям ключа в замке зажигания. Количество этих положений и набор подключаемых потребителей электричества зависит от марки и модели автомобиля. В минимальном варианте это – «Выключено», «Зажигание» и «Стартер». В обязательном порядке присутствует положение, когда большинство потребителей выключены и в этом положении, как правило, можно вытащить ключ из замка зажигания. Однако есть и исключения. Например, в «классике» максимальное отключение потребителей происходит тогда, когда ключ вытащить невозможно. Когда же ключ вытащен и человек ушел, практически все, что только можно – подключено.
Контактная группа замка зажигания ВАЗ-2110
Напряжение на различные потребители тока распределяется группой через контакты. Они установлены на токоведущих дорожках ее частей и представляют собой выступы наподобие заклепок. На старых контактных группах, в результате многолетнего трения контактов друг об друга, они могут стачиваться. В этом случае ухудшается соприкосновение контактов, появляется нагрев. В конце концов, контакты обгорают, и контактная группа выходит из строя. Подробнее об этом можно почитать в статье причины неисправности контактной группы замка зажигания.
В результате неисправностей контактной группы, в автомобиле могут возникать интересные неполадки, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего между собой. Поскольку эта группа подключает сразу несколько устройств, то и отказывают они точно также. Например, перестают работать фары, отопитель салона и «дворники». Столько массовый отказ оборудования, как правило, всегда является признаком неисправности контактной группы.
Контактная группа замка зажигания на классических моделях АвтоВАЗа
Существуют автомобили, в которых из-за конструкторского просчета, контактная группа замка зажигания обречена на частые поломки. Так, в ВАЗ-2106, напряжение на втягивающее реле стартера подается напрямую через группу. С постепенным старением втягивающего реле и загрязнением его контактов, ток становится все больше, и стартерный контакт группы начинает обгорать все чаще. Выходом из этой ситуации чаще всего становится подключение стартера через реле, как сделано на более поздних классических моделях АвтоВАЗа.
Внешне контактная группа может выглядеть по-разному и иметь разные установочные размеры. Некоторые группы могут использоваться на автомобилях разных марок и быть взаимозаменяемыми. Однако их внутренняя конструкция с поворотными частями, токопроводящими дорожками и контактами остается неизменной, предоставляя водителям простой и достаточно надежный способ управлять электрооборудованием своих автомобилей простым поворотом ключа зажигания.