Консультация логопеда для родителей что ответить почемучке
Что ответить «почемучке»?
Но вот в глазах ребенка появляется хитринка. Ответы на вопросы уже не так важны: все равно, шляпа это или кепка, понятно, что не кошка: не убежит и не оцарапает. Зато очень интересно понаблюдать, что происходит со взрослым, сколько раз он еще сможет ответить на вопрос и можно ли заставить его повторять ответ бесконечно? Покажите ребенку, что вы поняли его намерения или откликнитесь на игру. Начните задавать ему тот же вопрос или придумайте какой-нибудь свой, похожий. «Это ручка? А это мишка?» Для обоих участников смысл игры можно будет выразить так: «Мы с тобой знаем, как это называется, и отлично понимаем друг друга».
Хочу все знать!
Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: «Куда едут машины?», «Где живут микробы?», «Почему зима?» или: «Что такое развод?» Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно.
Ребенок достигает возраста «почемучки», и у родителей начинаются тяжелые времена. Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого.
Словесная дуэль.
«Почемучесть» ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: «Почему?» Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого.
Сверим наши планы.
Обычно на смену бесконечной череды «почему?» приходят новые вопросы, которые можно объединить в группу «А что если. «. Причем чаще всего ответ ребенок хорошо знает, потому что уже пробовал проверить, что будет, если. Ребенок спрашивает себя и окружающих, что будет, если сделать что-нибудь не так. Например, что скажет папа, увидев деловые бумаги разложенными по полу? Малыш ждет возгласа «ай-ай-ай» или другого традиционного проявления недовольства. Получив ожидаемую реакцию, малыш подтверждает правильность своих предположений. «А если не убирать игрушки? Или поставить стул на стол и сверху еще табуретку?» Ребенок сверяет свой вариант с вашим и убеждается в правильности своих предположений, если ответы совпадают. Что, в свою очередь, делает его более уверенным в собственной компетентности: «Я так и знал, что все упадет!»
Есть еще одна серия каверзных вопросов. Спрашивая у мамы, когда она разведется с папой, любимый сын (или дочь) совсем не советует вам решить свои супружеские проблемы таким образом. Скорее всего, ребенок услышал что-то про разводы в детском саду или на детской вечеринке, беседуя со сверстниками. Теперь ему очень важно проверить, какое место занимает развод в жизни взрослых. Может быть это так же необходимо, как ходить на работу или чистить зубы, и все родители должны иногда разводиться? А может быть это и необязательно. Кто же расставит все точки над i, как не родители? Отсюда и возникает вопрос, который подчас ставит в тупик своей необоснованностью. Кстати, такой же подтекст могут иметь вопросы о смерти, рождении детей или других событиях семейной жизни.
А вдруг причина в другом?
Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно болше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревого и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. «Ты правда меня любишь?», «Ты видишь, какой я уже умный?», «Объясни мне, что происходит. «
Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит маленький почемучка верить в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. «Все равно мне ничего не понятно: слишком много слов и раздражения. Да и сам я еще такой маленький и бестолковый. Что со мной разговаривать?»
Консультация для родителей «Как отвечать почемучке»
Екатерина Шапочанская
Консультация для родителей «Как отвечать почемучке»
100 тысяч «почему!»
Чтобы не сойти с ума под градом вопросов своего любимого чада, попробуйте выработать последовательную тактику поведения. Вот несколько соображений,которые помогут вам сделать это:
Вам совершенно не нужно излагать научные трактаты, отвечая на вопрос маленького ребёнка. Чем короче будет ваш ответ, тем лучше.
Всегда отвечайте на вопросы так прямо и откровенно, как это только возможно, и с наибольшей степенью объективности, доступной в его возрасте.
Иногда дети используют вопросы не «по назначению», а лишь как хороший способ завладеть вниманием родителей. Если вы заметите, что это так, возьмите ситуацию под контроль, чтобы вам не пришлось целый день говорить об одном и том же.
Часто дети не могут правильно сформулировать вопрос, чем вводят в заблуждение и себя, и родителей. Внимательно слушайте детские вопросы, старайтесь понять, какие мысли их вызвали.
Иногда встречный вопрос бывает лучше самого хорошего ответа. Например, в ответ на вопрос: «Что едят кролики?» не перечисляйте виды пищи,а спросите сами: «Как ты думаешь, что бы они себе могли найти?»
Помните, что когда ребёнок задаёт вам вопрос, например, о том, чем мальчики отличаются от девочек, им движет чистое любопытство и совершенно невинное желание узнать как можно больше. Для ребёнка нет неприличных тем, неприличными их делает только отношение взрослых. Поэтому на самые «щекотливые» вопросы малыша отвечайте спокойным тоном, не допускающим мысли, что здесь кроется что-то особенное. Если ребёнок спрашивает: «Откуда берутся дети?» — ответьтесамым естественным голосом: «Из маминого животика». Вы ведь не делаете секрета из того, что цыплёнок появляется из яйца. Говорите в этом случае о детях так же просто, как говорили бы о цыплятах. Малыш примет это объяснение как само собой разумеющееся, и не будет напряжённо раздумывать на эту тему.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом.
Консультация для родителей «Как любить живое?» Консультация для родителей «Как любить живое?» Подготовила воспитатель: Иванова Л. И. Ребенку изначально свойственна любовь ко всему.
Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» Иммунитет — ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте,.
Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» первой младшей группы Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» 1 младшей группы Иммунитет — ответ организма на.
Консультация для родителей «Как уберечься от простуды» Всем известно,что у маленьких детей простудные заболевания бывают во много раз чаще, чем у взрослых. Причиной тому является не выработанный.
Консультация для родителей «Как создать традиции?» Консультация для родителей на тему: «Как создать традиции?» Празднование Нового года – одна из самых сильных традиций, которые существуют.
Консультация для родителей «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей Тема: «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»Трудовое воспитание.
Памятка для родителей «Как правильно отвечать на детские вопросы» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?» Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на.
Консультация для родителей «Почему важно отвечать на вопросы»
Алла Богданова
Консультация для родителей «Почему важно отвечать на вопросы»
МБДОУ ЦРР «детский сад№1»
учитель-логопед: Богданова Алла Борисовна
Почему важно отвечать на вопросы детей
Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:
1 группа. Познавательные вопросы.
Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т. д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.
2 группа. Коммуникативные вопросы.
Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.
Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т. е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов.Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.
Как правильно отвечать на вопросы детей.
1. Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
2. К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.
3. Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными.Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)
4. Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т. е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы.Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?»Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т. д.
6. На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т. д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе.
Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 — 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или».Например: «Мальчик прыгает или бегает».
5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают.Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т. д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.
7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.
Ваш ребенок для Вас самый замечательный!
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст «почемучек»-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы «Почему?», «Зачем?» и «Как?».
Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.
Памятка для родителей как правильно отвечать на вопросы почемучек
Лихорадочное перебирание в памяти всего опыта и знаний, их быстрая адаптация в соответствии с потребностями ребенка и нескучный ответ на выходе. В таком ритме живут все родители почемучек. Весело живут, насыщенно. Но возможности мам и пап потрясают. Так что положительного еще больше, чем может показаться на первый взгляд: мозг родителей в тонусе, ребенок учится, удовлетворяет ненасытную жажду знаний. В результате этого выстраиваются основы дальнейшего взаимопонимания и взаимоуважения родителей и детей.
Для чего нужны вопросы?
Период обостренной любознательности у кого-то н ачинается в 3 года, у кого-то активизируется в 4-5 лет. Один, спросив, уходит в себя, чтобы осмыслить, принять или опровергнуть, сформулировать новые вопросы. Другой забрасывает взрослых пригоршнями разнообразных «кто?», «как?», «зачем?», «почему?», не выслушивая ответы или прерывая рассказчика на полуслове, что не может не раздражать.
Но от того, как и что родитель отвечает малышу, во многом зависит дальнейшая судьба детского любопытства. Мало того, это влияет и на такие базовые понятия, как самоуважение, уверенность в том, что он любим и значим для родителей. Ведь все вопросы крохи действительно существенные, жизненно важные. Игнорировать их, насмехаться над формулировками, отмахиваться с помощью непонятных, заумных терминов, не учитывать его возможностей – значит лишать жизнь малютки ценности. В общем, возраст почемучек не только чрезвычайно интересный период, но и суперважный в плане воспитания и развития малыша.
Как отвечать правильно?
Искусство верных ответов освоить не так уж сложно. Требуются знания, желание и терпение.
Первое задание отвечающего родителя – остановиться, задуматься, осознать «историчность момента». Сдача годового отчета, договор с зарубежными партнерами, новое назначение – не повод отстраняться. А ответы, если они обдуманы, не заберут много времени.
Учитывать возрастные особенности крохи. Не нужно излагать закон всемирного тяготения Ньютона с формулами и подробными объяснениями гравитационных процессов на Земле и во Вселенной в ответ на вопрос об упавшем яблоке. Хотя о том, что планета притягивает к себе все предметы, рассказать можно. Всегда отвечать кратко и образно: «Планета, как магнит, притягивает все, что на ней находится. Иначе бы все улетело в космос».
Позволять ребенку самому искать ответы: «Какой интересный вопрос ты задал! А что ты сам думаешь по этому поводу?» Подталкивать в нужном направлении и, если ему удастся заново открыть тот или иной физический закон, смело кричать: «Эврика!» И еще. Никогда не заканчивать ваш научный разговор словами: «Ты прикольно (смешно, забавно) придумал. А теперь я расскажу правду!» Зачастую наши знания весьма относительны. На данном отрезке эволюции они такие, а что будет потом. Любая, даже самая невероятная гипотеза, через тысячу лет может оказаться истиной, нужно объяснить это маленькому мыслителю. Но не забывать акцентировать, что нужно изучать разные законы и теории, и на их основе можно предлагать свое понимание проблемы.
Кого взять в помощники?
Так получается, что, как правило, вся лавина вопросов обрушивается на маму. Папе же остаются одни крошки! Несправедливо! Ему тоже должно быть весело и интересно. Тем более имеется такая информация, где он дока. Договоритесь, что есть время (к примеру, после работы), которое отец посвятит ответам на разные «почему». С ребенком постарше обсудите и возможность звонков на работу, допустим, во время обеда (мама подскажет, когда именно), чтобы получить пару справок на животрепещущие темы.
Ну и все вместе позаботьтесь о дополнительных средствах получения информации.
Передачи по Discovery и другим полезным каналам, книги, справочная литература, созданная специально для детей, кружки по интересам – тоже весьма информативные источники знаний. Только они требуют непосредственного участия взрослых. Необходимы постоянные разъяснения, дискуссии.
Наглядные пособия и практические навыки также приемлемы для поиска истины. Легче показать, чем рассказать, какой листок бумаги падает быстрее – скомканный или ровный. Как и решить вопрос, кто рычит внутри машины, просто открыв капот и пояснив, что этот сложный агрегат дает машинке энергию, благодаря чему она движется. При грамотном подходе весь мир станет учебным материалом.
А что еще?
Детям необходимы уважение, похвала, поддержка, любовь родителей. И получить все это они могут через общение, причем непременно со знаком «плюс». Если родители не дают этого, малыш разочаровывается, теряет надежду заслужить это самое уважение. Дальше возможны разные сценарии. Кроха замыкается, переживает, отстраняется, считает себя недостойным внимания. Или требует его капризами и все возрастающим количеством вопросов, часто бессмысленных, произносимых ради того, дабы убедиться, что его слышат. Раздражение мамы или папы – тоже результат. Даже если отмахнулись несколько раз, не стыдитесь извиниться. Вернитесь к прерванной беседе, попросите повторить вопрос или похвалите другие «приступы любознательности». А еще учите задавать вопросы правильно. Для этого поменяйтесь с малюткой местами. «Почемучкой» станет мама или папа, а он – отвечающим экспертом. Главное условие: не перескакивать с темы на тему и пытаться логически выстраивать цепочку разъяснений! Кстати, допускаются шуточные вопросы-ответы либо с фантазией. Самые необычные записывайте в тетрадку. Здорово будет потом перечитывать и дополнять.
Развитие речи от 3 до 7 лет
Что ответить «почемучке»?
Но вот в глазах ребенка появляется хитринка. Ответы на вопросы уже не так важны: все равно, шляпа это или кепка, понятно, что не кошка: не убежит и не оцарапает. Зато очень интересно понаблюдать, что происходит со взрослым, сколько раз он еще сможет ответить на вопрос и можно ли заставить его повторять ответ бесконечно? Покажите ребенку, что вы поняли его намерения или откликнитесь на игру. Начните задавать ему тот же вопрос или придумайте какой-нибудь свой, похожий. «Это ручка? А это мишка?» Для обоих участников смысл игры можно будет выразить так: «Мы с тобой знаем, как это называется, и отлично понимаем друг друга».
Хочу все знать!
Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: «Куда едут машины?», «Где живут микробы?», «Почему зима?» или: «Что такое развод?» Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно.
Ребенок достигает возраста «почемучки», и у родителей начинаются тяжелые времена. Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого.
Словесная дуэль.
«Почемучесть» ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: «Почему?» Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого.
Сверим наши планы.
Обычно на смену бесконечной череды «почему?» приходят новые вопросы, которые можно объединить в группу «А что если. «. Причем чаще всего ответ ребенок хорошо знает, потому что уже пробовал проверить, что будет, если. Ребенок спрашивает себя и окружающих, что будет, если сделать что-нибудь не так. Например, что скажет папа, увидев деловые бумаги разложенными по полу? Малыш ждет возгласа «ай-ай-ай» или другого традиционного проявления недовольства. Получив ожидаемую реакцию, малыш подтверждает правильность своих предположений. «А если не убирать игрушки? Или поставить стул на стол и сверху еще табуретку?» Ребенок сверяет свой вариант с вашим и убеждается в правильности своих предположений, если ответы совпадают. Что, в свою очередь, делает его более уверенным в собственной компетентности: «Я так и знал, что все упадет!»
Есть еще одна серия каверзных вопросов. Спрашивая у мамы, когда она разведется с папой, любимый сын (или дочь) совсем не советует вам решить свои супружеские проблемы таким образом. Скорее всего, ребенок услышал что-то про разводы в детском саду или на детской вечеринке, беседуя со сверстниками. Теперь ему очень важно проверить, какое место занимает развод в жизни взрослых. Может быть это так же необходимо, как ходить на работу или чистить зубы, и все родители должны иногда разводиться? А может быть это и необязательно. Кто же расставит все точки над i, как не родители? Отсюда и возникает вопрос, который подчас ставит в тупик своей необоснованностью. Кстати, такой же подтекст могут иметь вопросы о смерти, рождении детей или других событиях семейной жизни.
А вдруг причина в другом?
Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно болше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревого и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. «Ты правда меня любишь?», «Ты видишь, какой я уже умный?», «Объясни мне, что происходит. «
Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит маленький почемучка верить в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. «Все равно мне ничего не понятно: слишком много слов и раздражения. Да и сам я еще такой маленький и бестолковый. Что со мной разговаривать?»
Статья впервые опубликована в журнале
«Счастливые родители», апрель 2000