Консультация для родителей кто такой логопед и чем он занимается
Консультация для родителей «Кто такой логопед?»
Кто такой логопед? И чем он занимается?
При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.
И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?
Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.
В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:
Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение.
Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.
Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.
Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.
Вопросы логопеду. Что современные родители хотят знать о речевых нарушениях?
Чем занимается логопед?
Логопед — это коррекционный педагог, который специализируется на профилактике, выявлении, устранении речевых нарушений. Он не только корректирует звукопроизношение («ставит звуки»), но и совершенствует слоговую структуру слов и грамматический строй речи, формирует навыки звукового синтеза и анализа, расширяет и обогащает словарный запас, развивает связную речь, обучает грамоте, занимается профилактикой и коррекцией нарушений чтения и письма. Логопед может работать как с детьми, так и со взрослыми.
Почему растет число речевых нарушений?
Большое количество речевых проблем у современных детей связано, в первую очередь, с социально-культурными условиями их жизни. Часто ребенок с рождения приучается к телевизору, планшету, телефону. Мультфильмы и игры заменяют ему мамину колыбельную, бабушкину сказку, разговоры с отцом. А речь с экрана воспринимается мозгом лишь как шумовой фон и не оказывает никакого влияния на развитие малыша.
Если ребенок при этом еще и не ходит в детский сад, то до школы у него наблюдается постоянный дефицит общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ему просто неоткуда брать пример речевого поведения и не с кем отрабатывать навыки вербального общения. Тем более многие современные родители предугадывают любое желание ребенка и сразу выполняют его, не побуждая сына или дочь словами попросить игрушку или бутылочку с водой. А ведь именно стимулы, поступающие от родителя в повседневной жизни ребенка, являются главным катализатором нормального развития речи.
С какого возраста родителям нужно обратить внимание на речь ребенка?
Уже с 3-6 месяцев нужно следить за тем, как ребенок пробует в действии и развивает свой речевой аппарат. С этого возраста он должен издавать много разноплановых звуков. Примерно к 1 году нормально развивающийся малыш уже понимает до 30-60 слов, а говорит 1-10. К 2 годам ребенок должен строить предложения из 3-4 слов, к 3 годам – распространенные предложения. При этом логопеды рекомендуют родителям в первую очередь не подсчитывать, сколько слов говорит малыш, а обращать внимание на понимание речи. Примерно к 1 году ребенок должен отзываться на свое имя, правильно реагировать на знакомые ему фразы, например, «принеси машинку» или «подойди ко мне».
Конечно же, все дети развиваются по-разному – кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но, по мнению специалистов, если к 2,5 годам ребенок не говорит или использует лишь несколько слов, а тем более не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на нее, стоит задуматься, нет ли у ребенка задержки речевого (а иногда и психического) развития и не пора ли обратиться к логопеду.
В каких случаях нужна консультация логопеда?
Родителям следует записаться на прием к специалисту, если их ребенок:
Родителям нужно внимательно следить за речью своего ребенка, сравнивать ее с речью сверстников. Если заметны какие-то отклонения, важно без промедлений обратиться к логопеду. Также рекомендуется показывать всех детей специалисту по нарушениям речи в возрасте около 3 лет. Некоторые проблемы можно заметить не сразу, тем самым упустив время для их ранней коррекции.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Серьезные проблемы с речью ребенка родителям самостоятельно не исправить, ведь для этого нужны знания и специальное оборудование. Но некоторые речевые нарушения после консультации с логопедом можно попытаться скорректировать. В первую очередь это неправильное произношение звуков.
Иногда бывает достаточно просто объяснить и показать ребенку, как нужно произносить те или иные звуки. В некоторых случаях потребуется подключить специальную гимнастику для развития артикуляционной мускулатуры или массаж. Но если после месяца домашних занятий нарушения речи остались, не стоит продолжать самостоятельные попытки исправить произношение. Лучше обратиться к логопеду, иначе проблема с речью может усугубиться.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Конечно, нормальная языковая среда оказывает благотворное влияние на формирование речи. Но далеко не все речевые нарушения могут пройти без стороннего вмешательства. Поэтому, если у малыша сильные проблемы с речью, не рискуйте его будущим – отдавайте его в логопедическую группу или запишите на индивидуальные занятия к специалисту.
Как правильно учить ребенка читать и писать?
Лучше, если читать и писать малыша учит педагог. Но многие родители хотят сделать это сами. Чтобы не навредить ребенку, нужно придерживаться ряда правил:
Что делать, если ребенок выучил все буквы, но у него не получается читать?
Чаще всего такая проблема возникает из-за неправильного обучения. Чтобы ребенку было легко научиться читать, важно учить его не названиям букв, а тем звукам, которые они означают. То есть «Б» – это [б], а не [бэ], «Н» – [н], а не [эн], «К» – [к], а не [ка] и т. д.
Может ли со временем у ребенка проявиться заикание?
В возрасте старше 5-6 лет дети начинают заикаться из-за внешних факторов. Например, проблема может возникнуть, если ребенок пережил психологическую травму (сильный испуг, развод родителей, конфликты в детском саду или школе), перенес болезнь. Если кто-то из близких родственников заикается, малыш может просто копировать такую манеру речи, хотя у него самого патологии нет. Это псевдозаикание. Правильно установить причину заикания и скорректировать речь могут только специалисты. Поэтому важно показать ребенка логопеду, неврологу, психологу, а в отдельных случаях и психотерапевту.
Как стать логопедом?
Программы обучения логопедов есть во многих вузах. Но при наличии высшего образования по любому профилю не обязательно тратить еще несколько лет на получение новой квалификации – можно пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки. Этой возможностью пользуются не только те, кто планирует работать логопедом, но и родители детей с нарушениями речи, которые хотят сами заниматься со своим ребенком.
Наши эксперты-практики разработали целый ряд дистанционных* программ профпереподготовки и повышения квалификации по логопедии. Наиболее полная и подробная из них:
Квалификация: Учитель-логопед (логопед)
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Чем занимается логопед?
Логопедия – это наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их предупреждения и коррекции.
Раньше небольшие отклонения от нормы в произношении звуков не считались проблемой, поэтому часто можно было встретить ситуацию, когда ребенок плохо говорил даже в возрасте 7-8 лет. Подход к проблеме изменился в 20 веке, когда специалистами была выявлена прямая связь между правильным звукопроизношением и психическим развитием ребенка.
Безусловно, нарушения речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в социуме. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство речевых дефектов проявляется достаточно рано, еще в дошкольный период.
Кроме того, если взрослые весьма толерантно относятся к людям, у которых есть какие-либо проблемы с речью, то дети ведут себя намного менее терпимо и ребенок, который шепелявит, не выговаривает какие-то буквы или у него есть какие-либо другие речевые дефекты, часто становится объектом шуток и травли. Это чревато получением психической травмы, что неминуемо оставит отпечаток на личности, приведет к возникновению комплексов, которые будут в дальнейшем мешать нормальному общению со своими сверстниками. Если вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, то подобных проблем можно будет избежать.
Кто такой логопед?
Логопед – это специалист, который занимается ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов не только у детей, но и у лиц более старшего возраста. Но главная «целевая аудитория» логопеда – это дети дошкольного возраста. Специалист обладает специальными навыками коррекции произношения отдельных звуков, слогов, слов, целых предложений и фраз.
Чтобы стать логопедом, необязательно заканчивать высшее медицинское учебное заведение. Данной профессии обучаются в педагогических ВУЗах, где изучаются основы формирования речи и способы коррекции нарушений, связанных с этим. Исключение составляют специалисты, которые работают в медицинских учреждениях. Помимо образования в области логопедии или дефектологии, у них должно быть высшее медицинское образование, а также пройденные дополнительные курсы психотерапии. Такие специалисты могут установить связь речевого нарушения с перенесенными ранее травмами, течением беременности, заболеваниями. В отличие от обычных педагогов, он может назначать в схеме терапии различные медикаментозные препараты, а также использовать психотерапевтические методики для коррекции речевых дефектов.
Логопед-дефектолог работает с детьми, у которых есть нарушения зрения, слуха, а также интеллектуального развития. Помимо коррекции звукопроизношения, специалист занимается развитием мышления, памяти и восприятия ребенком окружающего мира.
Чем занимается логопед
Должностные обязанности логопеда заключаются в выявлении и коррекции речевых нарушений, которые связаны с врожденными или приобретенными заболеваниями. Неправильно думать, что логопед занимается только постановкой правильного произношения отдельных звуков, ведь это только лишь часть работы специалиста.
Отвечая на вопрос – чем занимается логопед с детьми, необходимо отметить тот перечень задач, которые входят в компетенцию специалиста:
Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями «родственных» специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи и т.д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга.
Причинами речевых дефектов могут быть:
Чем занимается логопед в детском саду?
Педагог-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста в группе заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).
Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь.
Чем занимается логопед в школе?
Работа логопеда в школе связана с коррекцией нарушений чтения и письма, а также предупреждением этих нарушений.
В общеобразовательном учреждении организуется логопедический пункт. Часто он является единственным сразу на несколько учебных учреждений, расположенных рядом. В целом, работа выглядит следующим образом:
Нарушения, относящиеся к компетенции логопеда
В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. В эту категорию входят следующие нарушения:
Консультация «Кто такой логопед и что он лечит?»
Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация «Кто такой логопед и что он лечит?»
Логопедия – наука, которая находится на стыке медицины, педагогики и психологии, и изучает различные дефекты речи, причины их появления, механизмы и способы устранения или предупреждения.
Особенная актуальность работы специалиста-логопеда заключается в том, что, хотя нарушения речевой функции и не являются смертельно опасным недугом для человека, они всё же способны сильно осложнить ему жизнь, мешая нормальной коммуникации с окружающими. Особенно это актуально для детей: во-первых, большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить; во-вторых, если взрослые обычно более тактично и с пониманием относятся к собеседникам, имеющим проблемы с произношением, дети, увы, отличаются известной жестокостью к своим сверстникам с любыми особенностями. Такое положение вещей может стать причиной появления психологической травмы и комплексов, которые станут преградой для нормального общения с окружающими в детском и взрослом возрасте. Своевременное обращение к логопеду поможет избежать подобных проблем в жизни.
КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД: ПЕДАГОГ ИЛИ ВРАЧ?
По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения. Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента. Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья. Специалисты, работающие в медицинских учреждениях, имеют высшее медицинское образование, а также образование в области дефектологии или логопедии, дополнительное прохождение курсов психотерапии. В отличие от педагогов, они могут назначать в схеме лечебной терапии медикаментозное лечение, а также применять психотерапевтические методики для того, чтобы помочь пациенту справиться с нарушениями речи.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЛОГОПЕД?
Распространённым заблуждением является утверждение, что логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.
Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.
Основными задачами логопеда является: постановка правильного произношения звуков; расширение словарного запаса; совершенствование грамотности речи; улучшение чёткости произношения; коррекция речевых ошибок и неточностей; реабилитационные меры к пациентам, которые приобрели дефекты речи из-за перенесённых болезней, например, после инсульта; изучение механизмов и причин появления дефектов речи, разработка методов их корректировки; определение органических поражений органов речевого аппарата.
КАКИЕ ОРГАНЫ И ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЛЕЧИТ ЛОГОПЕД?
К компетенции логопеда относится вся система органов речевого аппарата: ротовая полость (челюсти, зубы, дёсны, твёрдое и мягкое нёбо); голосовые связки; язык. Кроме того, логопеды занимаются изучением и лечением такого явления как логоневроз. Этим термином обозначается заикание различного происхождения.
ЗАБОЛЕВАНИЯ И НАРУШЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ЛОГОПЕДА
Логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.
Его задачей является устранение:
— дисфонии и афонии (нарушения звучности речи или её отсутствия); дислалии (проблем с произношением конкретных звуков или сочетаний звуков);
— брадилалии или тахилалии (замедленного или ускоренного произношения звуков);
— дислексии и легастении (нарушений навыка чтения);
— речевых дефектов и ринофонии голоса, связанных с нарушением слуха, а также с проведённым хирургическим вмешательством;
— баттаризма, готтентотизма (абсолютной невнятности речи);
— ринолалии (проблем с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхней губы и нёба);
— дисграфии и аграфии (расстройств письменной речи).
Лечением некоторых из названных патологий доктор занимается совместно с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.
Отдельной сферой деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением речевых центров головного мозга. Такие дефекты обычно достаточно трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ
Определение природы, этиологии появления тех или иных нарушений в работе речевого аппарата является первым шагом к их преодолению. Теоретические знания в этом вопросе позволяют предпринимать определённые профилактические меры для того, чтобы не допустить появления проблемы у тех людей, которые находится в группе риска. Разумеется, каждый случай является индивидуальным, и, для удобства работы логопедов, самые основные и наиболее распространённые факторы, провоцирующие появление дефектов речевой деятельности, были объединены в обобщённую классификацию.
Различают: врождённые особенности развития речевого аппарата: внутриутробные патологии развития плода, генетические мутации, наследственную предрасположенность, острую или хроническую гипоксию плода, родовые травмы; органические нарушения в коре головного мозга, полученные в течение жизни: острые инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга, черепно-мозговые травмы, болезни, поражающие кору мозга (например, нарушения кровообращения); психологические проблемы – к ним относится педагогическая запущенность, отсутствие людей вокруг, неблагоприятная ситуация в семье, психологические травмы, например, испуг или последствия насилия.
ПОВОД ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К ЛОГОПЕДУ
Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.
Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях: после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков; в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения; если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом. Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.
КОГДА НУЖНО ВЕСТИ РЕБЁНКА К ЛОГОПЕДУ?
В связи с тем, что у детей процесс развития речевых центров ещё не закончен, и активно развиваются навыки чтения, дикции, произношения, работа над проблемами речи с ребёнком будет иметь более значимые результаты, чем в случае со взрослыми. Родителям не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребёнку. Особенно это касается момента, когда малыш начинает говорить.
Например, уже к году-полутора малыш должен выговаривать хотя бы несколько слов, а, начиная с момента рождения – издавать единичные звуки. Что касается четкой и связной речи с абсолютно правильным произношением, сложно сказать точно, когда именно она должна появляться у ребёнка. Среди объективных причин для посещения доктора-логопеда ребёнком до года – отсутствие произношения звуков младенцем. Обычно малыш реагирует на слова, прикосновения, игрушки элементарным гуканьем, лепетом, улыбкой. Если этого не происходит, не следует откладывать визит к доктору.
В период с года до трёх лет родителям нужно привести малыша к логопеду, если ему поставлен диагноз “детский церебральный паралич”, если есть наследственный фактор (позднее речевое развитие у кого-либо из родителей, также если у ребёнка диагностированы проблемы со слухом, зрением, или укороченной уздечкой языка.
С трёх до пяти лет родители следят за появлением таких признаков нарушений речевого развития: неправильное произношение слов или отдельных звуков; нарушение скорости произношения и проглатывание звуков; ребёнок путает предлоги, союзы, падежи, и не реагирует на поправки; невозможность внятно и последовательно описать картинку, составить предложения.
Проведение реабилитации после произведённых операций, затрагивающих речевой аппарат, также относится к компетенции логопеда, и может быть актуально в любом возрасте. Родителям необходимо чётко понимать все последствия той ситуации, когда проблемы с речью у ребёнка пускаются на самотёк: у детей с дефектами речевой деятельности обычно хуже усваивается учебный материал, из-за чего успеваемость в школе колеблется между низкой и средней; нарушения речевого слуха мешает изучению иностранных языков; нарушение связности речи затрудняет изучение устных предметов: биологии, литературы, истории, и других; дефекты речи являются причиной проблем с коммуникацией, появления комплекса неполноценности, психологического дискомфорта.
КАКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЯЕТ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕД
Диагностирование проблем с речью, в первую очередь, происходит на слух. Врач, осуществляя консультацию и приём, сначала опрашивает пациента, и уже по звукам его речи, по её связности может сделать предварительные выводы о дефектах речевой деятельности. Кроме того, доктор проводит специфические тестирования, при необходимости назначает консультации у смежных специалистов: отоларинголога, невролога, невропатолога, психиатра. Проведя диагностику и установив проблему, врач-логопед определяет, относится ли она к его компетенции, или необходимо направить пациента к другому специалисту. Вся система лечения у логопеда для детей и взрослых отличается в том плане, что в первом случае она будет иметь игровую форму. Доктор применяет комплексные методики воздействия и на сам дефект, и на причину его появления (по возможности). Эффективность лечения напрямую зависит от увлечённости и упорства пациента, так как заметные результаты дают только многократные тренировки и повторения. Занятия проходят по схеме усложнения, и, в основном, представляют собой комплексы упражнений. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную терапию. Логопед – специалист, благодаря которому люди с проблемами речи получают шанс на полноценную коммуникацию с окружающим миром. Этот вопрос актуален и для детей, и для взрослых. Дефекты речи могут становиться серьёзным препятствием для нормальной жизни, учёбы, работы, выстраивания отношений.
Конспект занятия «Айболит лечит комнатные растения в нашей группе» Образовательные: Расширять представления детей о растениях. Познакомить с комнатными растениями (фикус, бальзамин). Учить различать растения.
Фотозарисовка «Геленджик такой разный» Этим летом мы отдыхали в Геленджике.. Это уютный южный город – курорт. Мы любим бывать в этом городе именно на тонком мысу – это там,.
Конспект НОД для старшей группы «Я такой!» Эмоциональный настрой детей Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали много интересного о нашей планете Земля, о том, что ее называют.
Конспект НОД по формированию представлений о профессии врача «Кто нас лечит» Цель: углубление представлений о профессии врача. Задачи: расширять знания о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают.
Конспект НОД «Кто нас лечит? Врач и медсестра» Задачи: Сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры, уметь различать их труд;развивать умение подражать их совместной.
Такой заразительный айрис-фолдинг Идеей айрис-фолдинга я заразилась давно, но все откладывала, ждала подходящего случая. Восхищалась работами коллег,выполненные в этой технике.
Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.