Констатирующий этап что это
Типы эмпирических исследований
В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии можно выделить три типа эмпирических исследований, или экспериментов:
Использование термина «эксперимент» в данном случае не вполне корректно, но в практике используются именно такие формулировки.
Констатирующий эксперимент
Констатирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Констатирующий эксперимент», предполагает изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. Само по себе тестирование есть воздействие на испытуемых, но этим пренебрегают.
В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Как правило, содержание подавляющего большинства курсовых и дипломных работ по психологии исчерпывается проведением именно констатирующего эксперимента. Такого рода исследование лишь констатирует некоторое положение вещей, никак на него не влияя.
Формирующий эксперимент
Формирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Формирующий эксперимент», предполагает некоторое воздействие на выборку испытуемых с целью развития у них чего-то хорошего, либо коррекции чего-то плохого. Темы исследований такого типа могут звучать примерно так: «Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников», «Снижение тревожности старших дошкольников средствами сказкотерапии», «Повышение групповой сплоченности сотрудников торговой организации с помощью тренинга» и пр.
Таким образом, формирующие исследования отличает от констатирующих наличие следующих ключевых слов «Развитие», «Повышение», «Снижение», «Коррекция», «Формирование» и пр.
Если в дипломе по психологии присутствует формирующий эксперимент, то в практической главе должен быть отельный раздел с кратким описанием программы развития, тренинга и пр. В этом случае в приложении помещается более подробное описание этой программы или тренинга.
Как правило, формирующее исследование проводится совместно с контрольным экспериментом.
Контрольный эксперимент
Таким образом, в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирическое исследование может быть организовано двумя способами:
1. Только констатирующее исследование.
2. Последовательная реализация трех видов эмпирических исследований: констатирующего, формирующего и контрольного.
В магистерских диссертациях по психологии часто реализуется максимально обширное эмпирическое исследование, включающее три этапа:
Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Констатирующий этап. Организация эксперимента
Педагогический эксперимент предусматривал проверку гипотезы исследования, что внедрение современных активных форм и методов обучения, способствует формированию навыков выполнения иметации витражей у учащихся специалезированных художественных лицеев и выявляет эффективные методы работы в этой области.
Внедрение результатов исследования было проведено в процессе учебной работы в Севастопольском профессиональном лицее на протяжении 2011-2012 учебного года.
В проведении экспериментальных занятий принимало участие 18 учащихся 2 курса группы О-21. Список группы представлен (см. Прил. А).
На первом – констатирующем этапе педагогического эксперимента – главной целью было выявление уровня навыков выполнения витража у учащихся, выяснение осведомленности учащихся о витражном искусстве и творческом подходе к нему, сформированности навыков по созданию авторских работ.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
— определение состава экспериментальной и контрольной групп;
— определение уровня знаний, умений и навыков учащихся в области витражной живописи на начальном этапе.
Данные задачи решались с помощью следующих методов:
— анализ степени подготовленности учащихся в области витражного искусства при помощи вопросов анкетирования и практических работ (упражнений);
— наблюдение естественное, пассивное.
С целью всестороннего изучения проблемы формирования навыков выполнения иметации витражей и исследования уровня знаний, умений и навыков были применены такие виды анализа:
— комплексный – членение и мониторинг формирования и развития качества знаний и навыков учащихся;
— уровневый – градуированное отслеживание, формирование у учащихся навыков выполнения витражей;
— сравнительный – выявление и сопоставление уровня критериев в условиях констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.
С этой целью на этапе констатирующего эксперимента была проведена следующая работа:
1. Изучение программы производственного обучения для учащихся 2-го курса с целью определения содержания работы, которая должна проводиться в данной группе.
2. Проведение анкетирования учащихся группы 21-О.
3. Проведение практических занятий, с целью выявления уровня знаний и сформированности навыков выполнения витражей.
4. Констатация уровня сформированности навыков выполнения витражей (просмотр работ).
Группа учащихся 21-О была на две подгруппы – экспериментальную (Э) и контрольную (К). Во время формирующего этапа педагогического исследования, в экспериментальной группе были проведены занятия с использованием современных активных форм и методов обучения. В контрольной подгруппе занятия проводились стандартно, на основе плана работы.
На контрольном этапе педагогического эксперимента, в экспериментальной Э подгруппе и контрольной К подгруппе были проведены повторные срезы знаний и уровней сформированности навыков выполнения витражей, по разработанным критериям и показателям для сравнения полученных результатов.
Дадим характеристику констатирующему этапу педагогического эксперимента. Для оценки результатов сформированности навыков выполнения витражей у учащихся, были определены критерии. Критерий оценивания учебных достижений:
Низкий (начальный) уровень – (Н) учащийся имеет слабые представления по данному вопросу. Только с помощью преподавателя отображает на уровне распознания отдельные компоненты профессиональных знаний витражного искусства и выполняет отдельные элементы учебно-производственного или контрольного задания. При выполнении работы допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, приемах труда и технологических операциях.
Средний уровень – (С) учащийся имеет недостаточные представления по данному вопросу. Без достаточного понимания отображает компоненты профессиональных знаний „художника-оформителя”. Не достаточно осознанно выполняет основные приемы и технологические операции витражей. С частичной помощью преподавателя организовывает рабочее место, планирует производственные действия и выполняет учебно-производственные задания. При выполнении работы допускает ошибки, которые самостоятельно исправить не может.
Достаточный уровень – (Д) учащийся владеет художественной терминологией, разбирается в данном вопросе, однако не может полностью отказаться от помощи преподавателя. Применяет основные приемы самоконтроля производственных действий и методы контроля качества. При выполнении работы допускает несущественные исправимые ошибки. Придерживается правил ТБ и санитарно-гигиенических требований. Результат выполненной работы соответствует требованиям квалификационной характеристики по профессии „художник-оформитель”.
Высокий уровень – (В) учащийся владеет художественной терминологией, имеет отличные знания по этому вопросу, творчески подходит к своей работе, все задания выполняет самостоятельно. Владеет профессиональными знаниями художника-оформителя. В полном объеме, правильно и уверенно выполняет все приемы и технологические операции витражей в пределах учебной программы и установленных норм времени. Правильно и осознанно применяет приемы самоконтроля производственных действий и методы контроля качества. Образцово придерживается норм расходования лако-красочных материалов и других ресурсов. В процессе работы может допускать неточности, которые самостоятельно выявляет и устраняет. Обеспечивает высокий уровень организации труда и выполнения правил безопасности.
Распределение уровней по баллам.
1. Начальный (низкий) уровень – „1”-„3” балла.
2. Средний уровень – „4”-„6” баллов.
3. Достаточный уровень – „7”-„9” баллов.
4. Высокий уровень – „10”-„12” баллов.
Для реализации поставленных целей и задач, во время проведения констатирующего этапа педагогичекого эксперимента учащимся группы 21-О были предложены следующие задания:
Задание № 1. Исследуется уровень знаний учащихся при выполнении витражей. В связи с этим предлагается ответить на вопросы:
1. Дайте определение витражу
2. Классификация витражей
3. Значение цвета в витражном искусстве
4. Средства выразительности витража
5. Основные законы композиции
6. Перечислите современные материалы
7. Значение контурной линии для витража
8. Раскройте понятие стилизация
9. Перечислите способы создания художественного образа
10. В каком из видов современных витражей используется техника наложения тонкогого слоя цветного стекла на более толстый бесцветный слойстекла в цельном изделии?
11. К какой из классификации относится витраж, на поверхность стекла которого наносится рисунок прозрачными красками?
Задание № 2. Исследуется уровень первоначальных навыков учащихся при выполнении псевдовитража. В связи с этим предлагается выполнить копию работы одного из мастеров витражного искусства, в лаковой технике имитации витража.
Диагностический срез первоначальных знаний на констатирующем этапе эксперимента показал следующие результаты см. табл № 2.1
Результаты среза знаний на констатирующем этапе Таблица 2.1.
| № п\п | Ф.И. испытуемого | 1 задание | 2 задание | Баллы | Уровень |
| Алтухова Анастасия | Н | ||||
| Анищенкова Нина | С | ||||
| Борисова Ксения | С | ||||
| Гуцуляк Владислав | С | ||||
| Карнаух Томас | Д | ||||
| Кирьянова Виолетта | Н | ||||
| Король Ольга | С | ||||
| Косивцова Наталья | С | ||||
| Омельченко Анастасия | Н | ||||
| Перескокова Александра | С | ||||
| Рощина Ирина | Н | ||||
| Саврак Августина | Д | ||||
| Сафронова Валерия | Д | ||||
| Семенов Игорь | Н | ||||
| Ференчук Анжела | С | ||||
| Хамасуридзе Омари | Д | ||||
| Чистякова Виктория | С | ||||
| Шидловская Марина | Н |
Исходя из показателей таблицы 2.1, мы определили, что если всю группу считать за 100%, то получаются следующие результаты:
— высокий уровень – 0% студентов;
— достаточный уровень – 22,2% студентов;
— средний уровень – 44,4% студентов;
— низкий уровень – 33,4% студентов.
Таким образом, все это указывает на то, что учащиеся недостаточно подготовлены к такому виду деятельности по изобразительному искусству как изготовление витража.
Констатирующий этап что это
Поведение любого объекта определяется как его внутренней природой, так и природой внешних воздействий, поэтому выделяют внутренние, внешние и комплексные причины.
| МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП | ||
| Педагогическое наблюдение Главное достоинство наблюдения: ценные факты добываются непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий и т. д.). Недостаток наблюдения: субъективизм (субъективное отношение наблюдателя к тому или иному явлению). | Это целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях. По частоте выделяют: постоянные наблюдения (охватывают, например, уроки по какому-либо предмету непрерывно в течение определенного времени); повторные наблюдения (например, через неделю); однократные наблюдения (регистрируется виденное лишь на одном уроке). По объему охвата различают: сплошные наблюдения (охватывают одновременно многие стороны поведения и деятельности учащихся); несплошные (частичные) наблюдения (фиксируется какая-либо сторона поведения и деятельности учащегося): монографические (например, наблюдается деятельность среднеуспевающего учащегося при усвоении какого-либо навыка, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков всем классом, однако этот вид наблюдения используется редко, так как таким способом трудно получить достоверные данные) и сопоставительно-монографические (из учебной группы отбираются самый сильный и самый слабый ученики, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого пытаются охарактеризовать всю группу; этот вид наблюдения применим тогда, когда в классе есть учащиеся, сильно отличающиеся от других по своим способностям). По способу получения сведений выделяют: прямые (непосредственные) наблюдения (исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты); косвенные (опосредованные) наблюдения (когда наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат, например, мы не можем непосредственно видеть процесс мышления учащихся, но можем пронаблюдать процесс решения учащимися задач и сделать вывод о последовательности шагов мышления). В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в учебном процессе, выделяют: невключенное наблюдение (когда происходящее на уроке оценивает постороннее лицо, у него достаточно времени для подробной записи результатов наблюдения, однако присутствие постороннего в какой-то мере мешает нормальному ходу урока); включенное наблюдение (учитель-наблюдатель активно участвует в жизни и деятельности воспитанников, не привлекая к себе особого внимания, однако его субъективное отношение к тому или иному явлению может оказать влияние на результаты наблюдения, кроме того, одновременное наблюдение и проведение урока не позволяет учителю-наблюдателю все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями). Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения: выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения ; получение разрешения на проведение наблюдения ; составление плана наблюдения (план наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать (объект), для чего наблюдать (цель и задачи), когда и сколько времени наблюдать (время наблюдения, длительность), что можно ожидать в результате проведенных наблюдений (предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности и пр.); подготовка документов и оборудования (инструкции, протоколы, аппаратура); сбор данных наблюдения (протоколы, таблицы и пр.); оформление результатов наблюдения ; анализ результатов наблюдения ; выводы (на основе анализа результатов наблюдения педагог осуществляет корректировку воспитательных воздействий, проектирует дальнейшее изучение учащихся с уточненной целью). Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает, если: Количество за урок педагоги сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег ; используются технические средства звукозаписи и видеозаписи уроков, мероприятий; наблюдение сочетается с другими методами исследования (беседы, анкетирование, пр.). | |
|---|---|---|
| Опрос | Это метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов. Условия эффективности применения метода беседы: педагог намечает цель предстоящей беседы; педагог намечает круг основных и вспомогательных вопросов (учитывая возможные варианты беседы), предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов; умение создавать в общении благоприятную психологическую атмосферу; наблюдение за поведением собеседника, его эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов; наличие форм фиксации получаемой информации (протокол, диктофон). Требования, предъявляемые к применению метода: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих надежную информацию; исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; использование как закрытых анкет с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых, позволяющих опрашиваемому высказать свое мнение; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание анкеты. | |
| Рейтинг | Это метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). Требования к подбору экспертов: компетентность; креативность ; положительное отношение к экспертизе; отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету в науке); аналитичность и широта мышления; свойство коллективизма; самокритичность. Например, оценивание работы учителя по развитию у учащихся интереса к предмету может осуществляться на основании следующих критериев оценок: | Это процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. (испытуемый сам записывает правильный ответ) (предполагают выбор правильного ответа из 4-5 вариантов) 1) задания на дополнение (краткий ответ: формула, слово и др.); 2) задания со свободно конструируемыми ответами (ответ в развернутой форме, при этом оговаривается полнота ответа для получения максимального балла). 1) альтернативный тест (задания с двумя ответами: да-нет, правильно-неправильно, имеют высокий процент угадывания, поэтому их одиночное использование в тесте считается неэффективным); 2) задания с выбором нескольких правильных ответов ; 3) задания на установление соответствия ; |
| Социометрия | Это способ исследования структуры межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Социометрия проводится в коллективе, где участники знают друг друга. С помощью социометрии определяется социометрический индекс личности по формуле: Исследователь также может определить взаимовыборы учащихся. | |
