Конспект занятия что такое деньги и откуда они взялись 3 класс
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Что такое деньги»
Конспект урока по Окружающему миру для 3 класса
Тема урока «Что такое деньги?»
Составила: Архипова Полина Викторовна
Цель урока: формирование у младшего школьника, что является сущностью денег.
Задачи: 1. Образовательные
Дать определение понятиям «деньги», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «цена товара», «заработная плата», «сбережения»
Познакомить с историей возникновения денег
Знать виды денег и денежные единицы
Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор обучающихся, уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения
Личностные: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, бережно относиться к материальным ценностям, принятие российской гражданской идентичности;
Метапредметные: освоение личностной рефлексии, использование речевых средств, умение слушать собеседника и вести диалог
Проверьте у каждого на столах должно быть дневник, учебник, тетрадь и листочек – 2 минуты
Сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе. Для того, чтобы узнать это понятие и определить тему сегодняшнего урока отгадайте загадку:
Мы у каждого живем
В гости по рукам идем
Даже есть мы в деревеньке,
А зовемся кратко … (Деньги)
Сейчас мы посмотрим небольшое видео, а потом обсудим его, слушайте внимательно.
1. Чем занимались люди в давние времена?
2. Какие сложности возникали при обмене?
3. Что использовалось для упрощения обмена?
4. Были ли удобные эти предметы?
5. Что нашли люди в виде идеальной единицы обмена?
Меняли еду на одежду, различные предметы быта на домашних животных
Как называется этот обмен, в учебнике на стр.66 прочитаем
Не устраивает предмет обмена, то кол-во, было трудно договориться
Стали использовать ракушки, кости животных, камушки и даже свиные хвостики и перья фламинго.
Нет, они портились со временем или были слишком тяжелы или сложно хранить
Кусочки ценных металлов, потом научились чеканить монеты
Чеканить – изготовлять из металла, выбивать узоры
На стр. 67 прочитаем другой способ обмена. Начинается со слов … другой способ обмена
Для того, чтобы закрепить, чем отличается бартер от купли-продажи, на слайде изображено несколько картинок, скажите, к каким картинкам относится бартер, а к каким купля-продажа (1,5-К-П; 2,3,4-Б.)
А какие виды денег существуют? (монеты-железные и банкноты-бумажные);
Как называются бумажные? (Банкноты)
А вы знаете, что изображено на банкноте (города и их достопримечательности)
Сейчас нам девочки расскажут, что же изображено: какой город и какие достопримечательности ( Приложение 1).
А кто-нибудь из вас был в этих городах?
Сейчас вам ИМЯ раздаст монеты, и мы их подробно рассмотрим.
А пока он раздает, скажите, вот у каждой монеты есть 2 стороны. Как они называются? (орел и решка, аверс и реверс)
Правильно, а как еще могут называться, обратите внимание 2 стороны, про стороны мы с вами уже говорили в банкнотах (лицевая и обратная)
Теперь давайте посмотрим на монету. У вас у каждого она есть? А у меня на слайде. Как вы думаете, какая из них лицевая и обратная? (Варианты)
Знаете, когда я училась в школе, я тоже так думала, но на самом деле:
( лицевая – на ней может быть изображен герб, портрет или другой рисунок;
обратная – на ней указан номинал монеты, т.е. ее достоинство)
Также у монеты есть легенда – это все надписи на монете
Мы с вами говорим 10р.,50р.,100р., и т.д., а что же такое это рубль? Чем рубль является в нашей стране (не знаете? На странице 67 последний абзац прочитайте)
А в других странах тоже денежной единицей является рубль? Какие знаете?
У вас на столе лежит листочек, возьмите его, посмотрите, там изображены монеты разных стран. Вы, работая в парах, напиши где лицевая, обратная сторона и какой номинал монеты. ( Приложение 2 )
Давайте сравним (решение на презентации)
Теперь эти листочки мне сдаем и берем тест. Каждый должен сопоставить страну и название денег, которыми там пользуются ( Приложение 3 ).
Я вижу, что многие уже закончили, поэтому, кто сделал, сдаем работы
Ребята, а за что получают деньги? (за работу)
Как называются полученные деньги за работу? (зарплата – это сокращено, а полностью заработная плата, т.е деньги получил за работу)
Что можно сделать с заработанными деньгами? (сходить в магазин, купить…)
Всегда люди тратят деньги? Они могут их отложить на будущее, сберечь? Как процесс называется? (Копить, сохранить)
Давайте прочитаем в учебнике, как же называется этот процесс на стр. 68 2 абзац сверху.
И в завершении продолжите эти 4 высказывания
А еще я бы хотела вам кое-что показать. У меня мама собирает монеты, вот они в специальном альбомчике, на переменке можете посмотреть. Мама у меня нумизмат. А если вы хотите узнать, что это обозначает, то в учебнике, после темы, можете найти информацию.
Пятидесятирублевая банкнота – На ней изображение города Санкт- Петербург. Лицевая сторона изображает Ростральную колонну (ее основание) с женской фигурой на троне (символом реки Нева). За колонной видна Петропавловская крепость. Изображение обратной стороны представлено бывшей биржей на набережной.
Сторублевая банкнота – На ней изображение города Москва. На лицевой стороне изображен Аполлон с колесницей. Эта скульптура находится на фронтоне Большого театра. Обратную сторону посвятили зданию самого Большого театра и Театральной площади перед ним.
Пятитысячная рублевая банкнота – На ней изображен город Хабаровск. На лицевой части можно видеть набережную города и памятник Муравьеву-Амурскому
(в 17 веке более 300 лет назад это был генерал-губернатор Восточной Сибири). Изображением на обратной стороне служит мост на реке Амур длиной 2700 метров. Сегодня в обороте самая крупная российская купюра.
Задание: Напишите название стороны (лицевая или обратная) под каждой монетой, в кружочке укажите номинал монеты
____________________ ________________ _________________ _________________
(Азербайджан) (Китайская Народная Республика)
___________________ _______________ _________________ ___________________
(Албания) (Доминиканская Республика)
___________________ ________________ ________________ ___________________
___________________ _______________ _________________ _________________
Задание: Соединить страну и её денежную единицу (в распечатанном виде без цифр)
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Что такое деньги?»
Сценарий урока
Окружающий мир.
Наименование УМК: «Школа России».
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3.
Тема урока: «Что такое деньги».
Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок входит в раздел «Чему учит экономика». Этот урок позволяет расширить представление обучающихся о происхождении денег. Является логической цепью при прохождении материала «Государственный и семейный бюджеты», что изучается дальше в данном разделе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: способствовать развитию умений обучающихся определять роль денег в повседневной жизни и объяснять причины их изменения в разные исторические периоды.
Задачи урока:
Воспроизводить понятие промышленности и указывать ее отрасли;
Устанавливать взаимосвязи между отраслями промышленности;
Формулировать понятие деньги;
Кратко излагать историю происхождения и изменения денег;
Указывать и распознавать части монет;
Демонстрировать полученные знания о деньгах, бартере, купле-продаже.
— понимает учебную задачу и стремиться ее выполнить;
— самостоятельно оценивает правильность выполнения необходимых действий.
— разбивает товар на группы;
-устанавливает взаимосвязи между различными отраслями промышленности.
— формулирует собственное мнение в устной речи;
— строит монологическое высказывание при выступлении;
— оценивать достижения на уроке; осуществляет взаимный контроль.
— различает отрасли промышленности; обнаруживает связь между ними;
— формулирует понятие слова деньги на основе сравнения разных источников;
— распознает определение денег;
— различает понятие и значение слов: бартер, купля-продажа
— указывает и соотносит части монеты.
Основные понятия: деньги, бартер, купля-продажа, денежная единица России – рубль (монета).
Формы работы обучающихся: фронтальная работа, работах в парах и группах, самостоятельная.
Оборудование: компьютер, проектор,презентация на тему: «Что такое деньги».
Раздаточный материал: карточки с заданиями, товар различных отраслей, словари, монеты, бумажные деньги России и коллекция денег, листы «Мои достижения» (у обучающихся, у учителя).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I. Организация класса (1 мин.)
— Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем мы урок.
— Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей своей улыбкой и начнем наш урок. Слайд 1.
Составим план урока. (1 ученик у доски)
1. Проверка домашнего задания.
3. Закрепление новой темы.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
— Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (7 мин.)
Проверка домашнего задания.
— Почему на слайде появилось только одно слово «промышленность» и знак «?»
— Значить мы проверим как вы приготовили ДЗ, вспомним, все что что мы знаем о промышленности
— Что такое промышленность?
-Хорошо. У каждого из вас на парте находятся конверты с картинками. Назовите к какой отрасли промышленности можно отнести эти изображения?
А какие отрасли промышленности развиты в нашем крае? (в Оренбургской области) (Добывающая (нефть, газ, железная руда, Химическая (переработка нефти, газа и металлов, Машиностроение (сельскохозяйстенные машины, станки, Легкая промышленность (платки пуховые, текстиль)
Слайд 3-4. Итак, обратите внимание на слайд,повторим еще раз какие виды промышленности нам известны:(читают, обобщают)
— А как выдумаете, есть связь между отраслями промышленности? Докажите, что существует эта связь.
Слайд 5 (цепочка связи отраслей).
-Установить связь между отраслями. Оценить каждого участника группы, чем больше будет указано связей, тем лучше ваша оценка.
— Давайте вспомним и просмотрим связь между отраслями разных промышленностей.
(Например: для того чтобы испечь хлеб – необходима мука, что бы получить муку – зерно, а для этого ещё и потребуется техника,значит в результате есть связь нескольких отраслей: пищевая, машиностроение, добывающая, металлургия)
ОЦЕНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ по ДЗ В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ!
III.Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) (15 мин)
1. Актуализация знаний
— Что происходит со всеми товарами, которые производят разные отрасли? –(Их поставляют на предприятия, на базы, в магазины)
— Как мы можем приобрести нужный товар? –(Купить в магазине или на базе).
— Что для этого необходимо? (- Конечно же деньги.)
— Значить сегодня речь пойдет о чем? – (О деньгах.)
— Назовите тему урока. (Деньги)
Слайд 6. (Тема урока «Что такое деньги?»)
— Сегодня мы с вами будем говорить о деньгах. Что это такое? Их необходимость? История появления денег.
Слайд 7. (Чему научимся к концу урока? Цели урока.) (Предположение обучающихся чему они научатся к концу урока)
Цели урока:
-Выяснить, что такое деньги?
-Выявить причины изменения денег в разные исторические периоды.
-Познакомить с новыми словами, которые имеют связь с деньгами.
-Узнать, как называются части монет.
-Будем учиться различать денежные единицы некоторых стран.
2. Работа над новым материалом
Найдите толкование слова «ДЕНЬГИ».(РАБОТА В ГРУППЕ)
И сравните его с записью в учебнике стр. 69. (Обучающиеся в группах работают со словарями, анализируют толкование слова с учебником,делают вывод: Что такое деньги?. Приложение №4)
— Некоторых из вас ребята я попросила найти информацию на сегодняшний урок, давайте послушаем, что вы нам расскажете.
Слайд 8. (Деньги – это) (Выступление обучающихся по теме урока. Приложение № 5.)
Слайд 9. (Из истории денег) (Из истории о деньгах)
— Да, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Все вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще — всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается.
— Мы на нашем уроке попробуем узнать об истории денег, о том, что же такое деньги, какие бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными помощниками.
Слайд 10. (Первые деньги….)
Слайд 11. (Металлические деньги.)
Слайд 12-13 (Бумажные и современные деньги)
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Сказка (Слайд 14) (Ведут диалог с учителем по сказке «Петушок и бобовое зернышко»).
— К сегодняшнему уроку я вас просила вспомнить русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?
Что делала курочка чтобы спасти петушка? – (Менялась.)
Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась? (Петушок мог задохнуться и умереть.)
-А как курочка очень быстро могла бы получить маслице (- Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.)
— Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать? (- Покупатель.) А тот, у кого товар? (- Продавец)
-Что будет делать покупатель? (- Он может купить то, что ему нужно.)
— Делаем вывод, что за деньги можно:
Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?
4. Работа с учебником. (Читают с. 66-68) до Люди придумали!
— Как можно назвать прямой обмен одних товаров на другие? (-Бартер …
— Обмен товара на деньги. (- Купля- продажа)
— Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных народов мира, знаменитых событиях и великих людях. Слайд 15.
ОЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ!
5. Практическая работа. (6 мин) (в парах)
-Ребята, перед вами монеты и план исследования. Ваша задача согласно плану исследования изучить монету (любую) и представить нам ее. Задание выполнить в рабочей тетради.
— Выполнение практической работы. Слайд 16.
Рабочая тетрадь стр. 45 №3.
1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты или “решка”.
2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты или “орел”.
3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
5. На монетах есть особый знак, называющий монетный двор, на котором изготавливали монету. Найди его при помощи лупы.
6. Выполните задание № 3 в тетради на странице 45.
Каждая пара выступает с исследованием.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ!
7. Работа по учебнику
— Ребята прочитайте, то что написано на доске
СОБЕРЕШЬ КОЛЛЕКЦИЮ-МИР УЗНАЕШЬ.
-Что это за выражение? (Поговорка)
— Как вы думаете, о чем эта поговорка? (О том, что если чем-то увлекаться и собирать, то можно узнать много интересного)
— А как вы думаете собирают ли монеты? (Да)
— А как называют людей, которые собирают монеты (Коллекционеры)
-Обратимся к информации в учебнике на с. 69. (Читает 1 ученик)
— Итак, кого называют нумезматами? (людей, которые коллекционируют монеты)
-Представляю вам коллекцию монет, более подробно вы сможете рассмотреть ее на перемене.
IV. Закрепление полученных знаний.
— Закрепим свои знания, полученные сегодня на уроке с помощью теста. На ваших столах тестовые задания- нужно выполнить эти задания. В листе самооценки нужно записать ответы. (Выполняют тест. Оценивают свои знания в оценочных листах)
— Сверьте свои ответы по слайду и оцените в листе самооценки.
V. Итог урока.
— Какую цель мы поставили в начале урока?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. А чего всё-таки не купишь ни за какие деньги? (ответы)
Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Далеко не все продается и покупается.
Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен. А где вы можете применить новые знания (ответы детей) Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги.
(Делают выводы по реализации поставленной темы)
5) Новые знания мне пригодятся…
VI. Домашнее задание
1) Стр. 66-69, р/т 44-46
2) Создать модель купюры ….Значимые события – 75 лет Победы, Оренбург 2020.
— А теперь пришло время подсчитать ваши доходы. (выставление оценок)
Подсчитывание количества баллов, заработанных в ходе урока.
— Предлагаю вам обменять свои баллы на денежные купюры, которые пригодятся вам для игры. (Но обменять можно, только если сложите все баллы вместе)
Спасибо за урок!
Слайд 24 Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.
Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.
Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.
Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.
Конспект урока с презентацией по теме «Что такое деньги» (3 класс)
Выбранный для просмотра документ Что такое деньги1.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое деньги и зачем они нужны?
Бартер – это обмен без участия денег
Бартер – прямой обмен одних товаров на другие
Выбранный для просмотра документ Что такое деньги2.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе «Что такое деньги»
В музее денег История возникновения денег
В древности, когда деньги ещё не существовали, люди обменивали одни предметы на другие. Но чтобы обмен был равноценным, нужно сравнить предметы между собой, что бывает непростой задачей. А надо ещё найти того, у кого есть необходимое и при этом ему нужно то, что предлагается взамен.
И однажды люди задумались, как бы сделать обмен проще. Нужно была нечто, что можно было бы обменивать на любую необходимую вещь. Так началась история возникновения денег.
История эта была длинной. Пробовали разные предметы: меха, ткани, домашний скот. Но всё было слишком неудобно. Человек понял, что нужны постоянные деньги, которые можно всегда носить с собой, и при этом они не будут портиться при использовании и хранении.
Первой удачной находкой оказались раковины каури. Эти деньги были похожи на бусы: просверленные раковины собирали на верёвочку, чтобы носить с собой. Но их нужно было очень много, так как стоимость раковин невелика.
Постепенно стало ясно, что удобнее всего металлические деньги. И появились монеты. Они не сразу приняли круглую форму, но суть осталась: кусочек металла, имеющий определённый вес. Первыми выпустили монеты лидийцы в VII веке до нашей эры. Со временем и другие народы стали пользоваться металлическими деньгами. Монеты изготавливали из золота, серебра и меди. Монеты из Лидии (VI век до н.э.)
Потом кто-то догадался, что обещание заплатить деньги можно приравнять к деньгам, если доверяешь тому, кто обещает. Так появились письменные обязательства, которые проще возить с собой, чем золото. Да и безопаснее. Когда люди это поняли, история возникновения денег привела к появлению привычных для нас бумажных купюр.
Валюта-денежная единица страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная) 1 Йена = 100 сенам
1 доллар состоит из 100 центов
1 турецкая лира = 100 курушам
Самые красивые монеты мира Либерия
Время-деньги Монета-солнечные часы
Прозрачные монеты Конго
Использованы материалы сайтов: http://dmitrychibisov.com/istoriya-vozniknoveniya-deneg http://old.school.msk.ort.ru/home_p/bron/weighing/vzv_1.htm http://altfast.ru/1000053221-samye-krasivye-monety-mira.html http://www.landmoneys.ru
Выбранный для просмотра документ урок ОМ с аспектным анализом.docx
окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: «Что такое деньги?»
Тип урока: объяснение нового материала
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: групповая, фронтальная.
Тема: «Что такое деньги?»
Цель урока: ознакомить с монетами, денежными единицами, развивать кругозор и речь учащихся, учить работать с дополнительным материалом, воспитывать бережливость.
Монеты различного достоинства ( металлические, бумажные)
Сообщение учащихся о деньгах различного периода.
Выставка книг по данной тематике.
Толковый словарь Ожегова.
II Проверка домашнего задания.
III Работа по теме урока. (Слайд 1)
Учитель:
Нашу землю в древности называли Русь. В ней, как и повсюду, вначале деньгами при обмене служили скот или шкуры животных. Знакомы были Руси и раковины каури. (Слайд 2)
Сообщение учащегося о древних деньгах на Руси.
Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили каури по всей русской земле вплоть до Сибири. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века. Там каури называли «змеиной головкой». Как и везде, с развитием торговли на Руси появились металлические деньги. Правда, сначала это были крупные серебряные арабские дирхемы (Слайд 3). Их у нас называли кунами. Слово это нумизматы производят от латинского сипаз, что значит кованый, сделанный из металла.
С древности использовали не только ракушки, но и гривны. А что такое гривна?
2) Сообщение учащегося о гривне. (Слайд 4)
В конце X в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты так и назывались златниками и сребрениками. (Слайд 5) На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца – так называемый знак Рюриковичей. Надпись на монетах князя Владимира (980 – 1015) гласила: «Владимир на столе, а се его сребро», что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги». Долгое время на Руси слово «сребро» – «серебро» было равнозначно понятию денег.
Сообщение учащегося о рубле. (Слайд 6)
Учитель: При Иване III Русь стала единым государством. Теперь уже каждый князь не мог самостоятельно чеканить свои монеты. Во главе государства стоял монарх, только он имел на это право.
В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет, созданы образцы. До царя Федора Ивановича на русских монетах не ставился год выпуска. Этот царь впервые стал выбивать на копейках дату. (Слайд 7)
В марте 1704 года по указу Петра I впервые в России начали делать серебряные рублевые монеты.
До конца XIX века денежная система России почти не изменялась. К концу XIX века Россия, как и другие страны, ввела в обращение золотые деньги. Основной денежной единицей считался рубль. Он содержал 17,424 доли чистого золота. Но это был «условный рубль», золотой рублевой монеты не существовало. Чеканились империал, десятирублевая монета и пятирублевая. Из серебра делали рублевую монету, 50, 25, 20, 15, 10 и 5 копеек.
Сообщение учащегося о появлении бумажного рубля.
При Елизавете Петровне генерал-директор Миних предлагал план улучшения финансового положения государства. Проект Миниха пошел в сенат и был там отвергнут.
Но Екатерина II этот проект осуществила: взамен громоздких медных денег в 1769 году выпустила бумажные ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Ассигнации Екатерины II были первыми русскими бумажными деньгами. (Слайд 8)
Учитель: В августе 1914 года началась мировая война.
Финансовое состояние царской России сразу же резко ухудшилось. В 1915 году исчезла даже медная монета. В обращении остались только бумажные деньги. В том же году был отчеканен последний царский рубль.
В 1923 году сделан был еще шаг к укреплению денежной системы: выпущены денежные знаки только что созданного Союза Советских Социалистических Республик. (Слайд 11/1) 1 рубль в этих знаках приравнивался к 1 миллиону рублей, выпущенных до 1922 года, и к 100 рублям в деньгах 1922 года.
В 1924 году вышли государственные казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. (Слайд 11/2) Это были деньги, единые для всего СССР.
С 1 января 1961 года правительство выпускает новые деньги. (Слайд 12)
В 1991-1993 гг. в связи с политическими и инфляционными процессами, распадом СССР и образованием СНГ были заменены отдельные купюры банковских билетов СССР, (Слайд 13/1) выпущены в обращение купюры более высокого достоинства, появились национальные бумажные денежные знаки в некоторых государствах (больших союзных республиках СССР
1-го января 1998 в Российской Федерации началась денежная реформа замена денежных знаков осуществлялась до 31 декабря 1998 года. (Слайд 13/2)
В 2001-м году в обращение выпущены модифицированные банкноты (Билеты Банка России) образца 1997 года, достоинством 10, 50, 100, 500 рублей. Тоже самое повторилось в 2004 году, когда в обращение вышли купюры модификации 2004 года. В данный момент в обращении купюры образца 2004 года и модифицированные купюры образца 2008 года.
IV Физминутка. (Под музыку «Деньги» Лайзы Минелли)
Обратимся к словарю Ожегова …
Нумизмат – человек, собирающий и производящий обмен денежных знаков различных времен.
Сегодня у нас есть коллекция одного из начинающих нумизматов нашей школы ученика 6 класса Асатряна Гагика.
V. Работа по учебнику. (страница 68 – 70)
Словарная работа. (Слайд 14)
Бартер – прямой обмен одних товаров на другие.
Деньги – особый товар, который можно поменять на другие товары и услуги.
Заработная плата – плата за работу.
VI . Рассказ учителя о книге, представленной на выставке.
Авторы: С.В.Аксенова, А.В.Жилкин.
VII Практическая работа. (Слайд ( Учащиеся работают с монетами и купюрами )
Аверс – сторона на которой изображен герб, портрет или другой рисунок.
Реверс – сторона, на котором указан номинал монеты .
Легенда – надпись на монете.
Разгадывание кроссворда. (Работа с интерактивной доской )
Один из «китов» экономики. ( труд)
Сторона, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. ( аверс )
Как назвать бартер одних товаров на другие. (обмен)
удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по концам (рубль)
Работа, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить те или иные потребности. (услуги)
Правила, законы ведения хозяйства (экономика)
Что нового узнали? Что понравилось?