Конспект урока по технологии 5 класс казакевич проектная деятельность что такое творчество
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 2. Методы и средства творческой и проектной деятельности
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.
Эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. / В. С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014.
3. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В жизни каждому человеку приходится решать множество задач. Они бывают стандартными и не стандартными. В стандартных ситуациях человек хорошо знает, что и как нужно делать, у него есть опыт действий в таких ситуациях, и он уверен, что, действуя, как прежде, добьется нужного результата. Чтобы добраться от своего дома к школе, вам не нужно ничего придумывать, поскольку вы это делали много раз. Если добраться до школы нужно быстрее, необходимо выработать новое решение, так как ситуация становится не стандартной.
Решая сложные, нестандартные задачи, нужно не только иметь хорошее понимание окружающего мира, но и обладать развитой способностью принимать решения о том, как действовать в этом мире.
Хотя многие люди убеждены, что они умеют хорошо решать практические задачи своей жизнедеятельности, это в большинстве случаев заблуждение. Чтобы хорошо ставить цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, нужно осваивать специальные средства и методы, которые наработаны в опыте всего человечества. Наилучшие возможности для освоения таких методов и средств предоставляет проектная деятельность.
Для того чтобы изготавливаемое изделие стало особенным, его изготовитель использует в работе творческие способности и фантазию.
Для воплощения замыслов в конкретные изделия, т. е. для выполнения творческого проекта, необходимо пройти несколько этапов:
• наметить цель работы — обосновать выбор изделия (материального блага) или темы (для нематериального блага) проекта и обосновать необходимость его выполнения;
• определить назначение изделия или услуги;
• подобрать материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия;
• определить соответствие предстоящей работы изученному теоретическому материалу;
• сделать предварительные расчёты затрат на изготовление изделия и определить, не превышают ли затраты стоимость подобных изделий, которые можно приобрести в магазинах;
• составить план работы;
• рассчитать продолжительность выполнения проекта.
В плане определяется, что надо делать и в какой последовательности.
Творческий замысел, план создания чего-либо, включающий в себя описание, расчёты, чертежи, макеты, модели и т. п. называется проектом. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.
С учётом назначения изделия определяются материалы, из которых оно будет изготовлено, задаются размеры изделия. Разрабатываются чертежи, эскизы, технические рисунки, планы выполнения работ в виде технологической карты изготовления изделия. Все эти документы составляют техническую и технологическую документацию.
В заключительной части выполнения творческого проекта определяют затраты труда, материалов и денежных средств. Сравнивают материальную ценность полученного результата с расходами на проектирование и изготовление изделия. Такие расходы называются себестоимостью.
Результатом творческого проекта может быть новый продукт, предназначенный для личного употребления или для продажи. При продаже полученные от этого деньги позволят возместить все затраты и начать выполнение нового проекта. Однако будущие покупатели не знают о созданном проекте. Поэтому следует организовать рекламу нового продукта творческого труда.
Реклама – это распространение информации для привлечения внимания к объекту с целью формирования или поддержания интереса к нему.
Реклама выполняет несколько основных функций: сообщает о товарах; придаёт значимость фирме или товару; убеждает людей в необходимости приобретения товара; постоянно напоминает о товаре.
Любой творческий процесс, потребность в чём либо, изменении или создании нового продукта, может приводить к возникновению проблемной ситуации.
Проблемной называется ситуация, в которой:
1) есть актуальная потребность в чем-то, т.е. обнаруживается несоответствие между тем, “что есть” и тем, “что требуется”;
2) неизвестно, как устранить это несоответствие.
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.
Способы решения проблемы различаются своей результативностью и эффективностью.
Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.
В отличие от результативности эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.
Степень эффективности определяется соотношением между результатами и затратами при условии, что результат соответствует поставленной цели. Если это условие не выполняется, то действие, процесс признаются неэффективными.
Действия могут быть результативными, но малоэффективными. Это происходит тогда, когда, действуя иначе, тот же самый результат можно получить с меньшими затратами, либо за меньшее время.
Поиск решения проблем – дело творческое. Здесь не существует жестких правил, приводящих к желаемому результату. Но существуют методы, позволяющие лучше организовать мыслительный процесс и повысить его результативность.
Метод «мозгового штурма»
Когда проблема поставлена, и мы уверены, что хорошо понимаем то, что требуется, можно приступать к поиску ответа на вопрос: “Что мы можем сделать, чтобы решить проблему?” В случаях относительно несложных проблем можно сразу приступать к разработке идей их решения. Для этого можно воспользоваться методом “мозгового штурма” или “мозговой атаки” (брейн-шторминг). Это метод групповой генерации (разработке) идей. Он ориентирован на получение большого количества идей, благодаря созданию специальных условий побуждающих творческую активность членов группы.
Оптимальная численность группы, участвующей в обсуждении идей 10-15 человек, но численность группы может быть и меньшей, и большей.
Процедура мозгового штурма начинается с того, что ведущий объявляет вопрос, на который нужно ответить. Например, что мы можем сделать, чтобы изменить качество какого-нибудь изделия.
После мозговой атаки группа экспертов (специалистов в области разработки решения) оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые целесообразно подвергнуть более детальной проработке. В экспертную группу могут входить как участники генерации идей, так и привлеченные специалисты.
Принцип решения сложных проблем
В случаях сложной проблемы, попытки решить ее “в лоб” чаще всего не удаются. В таких случаях нужно использовать другой принцип поиска решения. Этот принцип состоит в том, чтобы:
а) разделить проблему на части (подпроблемы),
б) найти решения частных проблем,
в) объединить решения частных проблем в решение общей проблемы.
Разделение проблемы на части называется ее структурированием. Структурировать проблему значит представить ее как состоящую из связанных между собой частей.
Если какие-то частные проблемы сами будут сложными для решения, то их тоже следует структурировать.
Таким образом, сложные проблемы решаются путем их разделения на части и решения по частям. Из решений частных проблем собирается решение общей проблемы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Решите кроссворд.
1. Как называется стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) затрат.
2. Что необходимо составить, чтобы определиться, что надо делать и в какой последовательности.
3. Творческое стремление к достижению желаемого результата.
4. Результат выполнения творческого проекта.
Технологическая карта урока технологии 5 класс «Что такое творчество и творческий проект»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕРЕРБУРГА
194291 Санкт-Петербург, ул.Поэтический бульвар, д.15, корп. 2, тел., факс: 5598690
Технологическая карта урока технологии 5 класс
Что такое творчество и творческий проект
Данные об учителе: Гордеев Андрей Сергеевич
Предмет: технология (технический труд)
Учебник (УМК): Технология: Технический труд. 5 кл.: учебник/под ред. В.М.Казакевича, Г.А. Молевой.-М.: Дрофа, 2014
Тема урока: Что такое творчество и творческий проект
Тип урока: урок изучения нового материала
Межпредметные связи: природоведение, история
Оборудование: учебник, компьютер, плакаты «Этапы и содержание творческого проекта», образцы выполненных проектов с готовыми изделиями, литература (книги по предмету, справочники, технические журналы, разработки), рабочая тетрадь для проектов
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:
-знают, что такое творчество, творческий проект;
-умеют ставить цели и задачи пректирования;
-определяют этапы проектирования, выбор и обоснование проекта
— умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Продолжать формировать представление у учащихся о творчестве и творческом проекте, развивать умения работать с литературой и творческие способности
1 уровень — узнавание
Планирование собственной деятельности, исходя из интересов школы, класса и своих личных возможностей.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Осознание потребности в том или ином изделии, личной или общественной значимости этого изделия, Выработка алгоритма действий.
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Характеристика этапов урока
Этап урока, время этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Формируемые УУД и предметные действия
Организационный этап-2 минуты
самоопределение детей к деятельности на уроке
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Воспринимают наслух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку.
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся- 5 минут
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Беседа по уточнению и конкретизации знаний о проекте
Словесная форма, фронтальная беседа
Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её: что такое творчество и творческий проект.
Познакомит с понятиями: творчество, творческий проект, этапы проектирования
Отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников
осознание своих возможностей.
умение регулировать свои действия,
умение анализировать, выделять и формулировать задачу
Поисково-исследовательский этап- 15 минут
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Словесная форма, фронтальная беседа
Предлагает учащимся рассмотреть схему «Этапы и содержание проекта»:
Рассматривают схему «Этапы и содержание проекта»
извлекать необходимую информацию из рассказа;
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
давать определения новым понятиям темы; рассматривает схему «Этапы и содержание проекта»
Практический этап-17 минут
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
1. Раскрывает содержание каждого этапа проекта, 2.Демонстрирует наглядные пособия и образцы выполненных проектов с готовыми изделиями,
3.Знакомит с литературой (книги по предмету, справочники, технические журналы, разработки),
4.Приводит примет творческого проекта, подробно описанного в учебнике
Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми,
Отбирают необходимый материал, анализируют, обобщают, делают выводы.
Характеризовать этапы и содержание проекта
умение сформулировать алгоритм действия;.
анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие
Объясняет домашнее задание: §44, прочитать, ответить на вопросы
Слушают и записывают в дневник.
Осмысление процесса и результата деятельности
Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Дата: Подпись учителя:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока технологии 5 класс
«Что такое творчество и творческий проект»
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
-Продолжать формировать представление у учащихся о творчестве и творческом проекте, развивать умения работать с литературой и творческие способности
-Планирование собственной деятельности, исходя из интересов школы, класса и своих личных возможностей
Номер материала: 258573
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок для 5 класса по предмету «Технология» на тему «Что такое творчество»
Урок № 3-4. Что такое творчество. Практическая работа №2.Разработка проекта изготовления бутербродов.
Тип (вид) урока: освоение новых знаний (комбинированный)
Задачи: расширить представление о творческих проектах, проектировании, проектной деятельности, этапах выполнения проектов; развивать инициативность, самостоятельность, умение сравнивать; прививать интерес к предмету
Предметные: познакомятся с расширенным представлением о творческом проекте, проектировании, проектной деятельности, алгоритмом проектной деятельности, этапами работы над проектом; научатся понимать различия в создании изделий промышленным способом и по индивидуальным заказам
информацию в учебных пособиях, наблюдать;
на уроке, контролировать свою деятельность;
Личностные: формирование познавательных интересов, ответственного отношения к учебе, интереса к предмету
Образовательные ресурсы: учебник
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
I. Организационный момент
Приветствует учеников. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта.
Собирает нас звонок на замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали, глазки на меня подняли!
— Проверим вашу готовность к уроку.
— Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок
Настраиваются на учебную деятельность
Владеть навыком самоорганизации
II. Актуализация жизненного опыта
Формулирует вопросы, подводит обучающихся к нужному ответу.
— Для чего нам нужно изучать разные материалы, способы их обработки?
— Что мы сможем делать, когда изучим приемы работы?
— Что вы знаете о творческом проекте?
(На доске нарисован значок корзины, в которую условно будет собрано все то, что ученики знают по изучаемой теме.)
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения
Владеть навыком целе- полагания
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока
Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование цели и задач урока.
— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Записывают в тетрадь тему урока.
Участвуют в формулировании целей и задач урока
Владеть умениями принимать и сохранять учебную задачу
IV. Мотивирование к учебной деятельности
Способствует созданию условий для успешной деятельности.
— Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения:
Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки?
— Давайте улыбнемся новому дню и друг другу и приступим к работе
Создают условия для успешной учебной деятельности
Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации
V. Изучение нового материала
— В процессе учебы после изучения той или иной технологии обработки материала вы сможете использовать свои знания при выполнении творческих проектов. Такие проекты вы делали в начальной школе. Расскажите о них.
— Что такое проект? Это самостоятельная творческая деятельность, направленная на решение какой-либо проблемы.
— Задание: найти в учебнике определение терминов «проектирование», «проектная деятельность».
— Над каким бы проектом мы ни работали, этапы проектирования будут те же. Давайте вспомним их.
Предлагает рассмотреть рис. 1 нас. 7 учебника, назвать этапы работы над проектом и раскрыть содержание каждого из них.
Организует рассматривание проектов, выполненных учащимися ранее, или примеров проектов, предложенных в учебнике, с целью выделения каждого этапа проектирования представленных изделий
Задают вопросы о процессе проектирования. Отвечают на вопросы.
Формулируют под руководством учителя понятие «проект», рассуждают о том, какие проблемы могут решить. Работают с учебником. Записывают в тетради определения понятий «творческий проект», «проектирование» и названия этапов проектирования.
Называют темы проектов, назначение изготовленных изделий; материалы, из которых изготовлены изделия; инструменты, с помощью которых они сделаны. Принимают участие в обсуждении. Осуществляют предварительный выбор темы проекта, обосновывают его
Владеть навыком поиска и анализа информации
VI. Закрепление изученного материала
Организует конкурс на составление лучшего синквейна.
1. Из каких этапов состоит работа над творческим проектом?
2. Для чего выполняют оценку стоимости материалов для изделия?
3. Что должно содержаться в обосновании темы проекта?
4. Каким образом оценивают достоинства и недостатки различных вариантов проектного изделия?
Выделять главное в информации. Формулировать ответы на вопросы
5. Что нужно подготовить к защите проекта?
6. Как компьютер поможет тебе при подготовке к презентации проекта?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Организует подведение итогов урока обучающимися. Побуждает к размышлению над вопросами:
— Вспомните цели нашего занятия.
— Что нового узнали на уроке?
— Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Подводят итоги своей работы на уроке.
Отслеживать цель учебной деятельности
Записывают домашнее задание
Владеть навыком самоорганизации
Дополнительный материал из учебника:
Творчество — это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Основным признаком творчества является новизна или оригинальность того, что возникает в результате созидательной деятельности человека. Творчество может присутствовать в любом виде труда, поскольку везде можно создать что-то новое.
Кулинар создаёт новые блюда (рис. 2.2, а). Модельер придумывает новые фасоны одежды (рис. 2.2, в). Технолог разрабатывает новые технологии. Художник пишет новую картину. Композитор сочиняет новую мелодию (рис. 2.2, б). Агроном выводит новый сорт растений. Учёный открывает новый закон природы.
Создаваемые в процессе творчества материальные и духовные блага могут иметь разные уровни новизны. Рассмотрим пирамиду уровней творчества по степени новизны создаваемого блага.
Первый уровень творчества, самый распространённый способ создания чего-то нового, — это восстановление первоначальных свойств того, что уже использовалось человеком. Например, после глажки внешний вид рубашки, блузки или брюк приобретает элемент новизны. Тем самым эта деятельность содержит хотя и маленькие, но элементы творчества.
Второй уровень творчества — это совершенствование того, что уже есть и что стало привычным. Например, измените схему шнуровки ваших кроссовок, и они приобретут элемент новизны. Теперь творчество проявляется более заметно.
Третий уровень творчества предполагает некоторое количественное изменение того, что взято для творчества. Новым будет также и перегруппировка, перестановка элементов в обновляемом объекте. Здесь примером творчества может быть оригинальное украшение на одежде, которым воспользовался модельер (рис. 2.3, а). Перестановка оборудования или мебели в помещении (рис. 2.3, б) является заметным проявлением творчества на этом уровне.
Пятый уровень творчества проявляется при внесении простых качественных изменений в традиционный объект. Так, например, гусиное перо рис. 2.4, а) было заменено стальным пером (рис. 2.4, б).
Шестой уровень творчества — это внесение принципиальных изменений в свойства того предмета, который подвергается творческим изменениям. При этом его главные принципиальные характеристики сохраняются или улучшаются. Примером такого творчества является замена колёс на гусеницы в вездеходах (рис. 2.5). Гусеничные машины стали легче перемещаться по бездорожью.
Седьмой уровень творчества — это создание новых объектов на уже известных принципах работы (рис. 2.6). Ярким примером такого творчества является создание космических ракет под руководством С. П. Королёва — советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники.
Восьмой уровень творчества — это создание такого, чего раньше не существовало вообще. На этом уровне творчества предполагается создание совершенно нового рода объектов. Например, создание новых книг, картин и скульптур, кинофильмов, музыки, машин, приборов и т. п.
ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО. Творчество является необходимым элементом трудовой деятельности. С помощью творческого труда удаётся совершать важные открытия в различных сферах человеческой деятельности.
В своём деле необходимо полно реализовывать свои интересы, склонности и способности. Тогда каждый человек сможет проявить себя как
творческая личность. Занимаясь же нелюбимым делом, человек становится равнодушным, и творческие проявления невозможны. В таком случае творчество будет проявляться только в увлечениях, хобби.
Существует три вида творческой деятельности: исследование существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира; решение задач, возникающих в разных областях деятельности; рационализация.
Одним из проявлений исследований являются открытия, которые совершают учёные. Например, немецкий учёный Вильгельм Конрад Рентген провёл исследования электрических свойств кристаллов и открыл лучи, названные его именем (рентгеновские лучи), изобрёл аппаратуру, в которой используются эти лучи.
Результатом решения задач могут стать изобретения. Например, благодаря открытию русским учёным-экспериментатором Василием Владимировичем Петровым в начале 19 века электрической дуги позднее была создана электросварка. Это было началом новой эпохи сварного ремесла.
Рационализация отличается от изобретательства уровнем новизны. Рационализация может отличаться новизной в пределах одного предприятия, на котором она произошла. Например, рационализацией может быть ускорение транспортировки деталей с одного рабочего места на другое, сокращение какого-либо технологического процесса.
Рационализаторами могут быть люди разных профессий: слесарь и портной, водитель и оператор, инженер-конструктор и машинист электропоезда.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: в 1877 году американский инженер-конструктор
Эдисон создал прибор для механической записи и воспроизведения звука — фонограф. Какому уровню творчества соответствовало это изобретение в тот период?