Конспект урока по русскому языку 3 класс школа россии что такое омонимы
Конспект урока «Омонимы» 3 класс «Школа России
Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова первой группы с синонимами.
— Каким словарём вы пользовались?
— Прочитайте слова второй группы с антонимами.
— Каким словарём вы пользовались?
III . Минутка чистописания
— Как вы понимаете значение слова мир?
— Обратимся к толковому словарю.
— Придумайте предложение с этим словом. Запишем его в тетрадь.
IV. Актуализация знаний
— Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов.
Ветер, повар, интересный.
— Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём антонимов.
Печаль, ссора, героизм.
— Какие слова называются синонимами?
— Какие слова называются антонимами?
V. Самоопределение к деятельности
— Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова лисички и лист. Прочитайте их лексические значения.
— Назовите лексические значения слова лисички. Как называются такие слова? (Многозначные.)
— Назовите лексические значения слова лист.
— Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.)
— Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока.
V I. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)
— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)
— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются омонимами?
— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?
— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)
VI I. Физкультминутка
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Верх посмотрим над собой.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Кулачки сейчас сожмем
И опять писать начнем.
VII I. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).
— Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)
— Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
2. Работа со словом из словаря
— Назовите первый день недели. (Понедельник.)
— Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом понедельник, запишите.
— Запомните написание этого слова.
— Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)
— Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.
Папа купил новый гаечный ключ. ( Ключ – Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка)
— Оцените свою работу на уроке.
X. Подведение итогов урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-810775
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Омонимы» для 3 класса по УМК «Школа России».
Урок представлен в виде технологической карты по требованиям ФГОС. В урокее прослеживается межпредметная связь, разноообразные виды работы. презентация тоже прилагается.
Содержимое разработки
Цели урока направлены на достижение результатов:
Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.
Предметные: различать омонимы.
Формирования новых знаний и способов деятельности
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов–омонимов. Словарь омонимов.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
– электронные физкультминутки
– лист самооценки
– презентация к уроку
Фронтальная, индивидуальная работа
Технологическая карта урока
Задания для учащихся
Планируемые результаты (УУД)
Мотивация к учебной деятельности
Организует эмоциональный настрой на урок.
Уточняет рамки оценивания.
Организует словарную работу.
– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка.
Сегодня нас ожидает много интересной работы,
которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.
А начнём мы нашу работу с разминки – вспомним правописание словарных слов.
Езык, Сорока, работа, девачка, пинал, Ворона, учитель, карова, корондаж.
Что объединяет эти слова?
Что такое имя существительное?
На какие две группы их можно разделить? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
В каком из слов звуков больше чем букв?
В каком из слов букв больше чем звуков?
Настраиваются на урок.
Повторяют правописание словарных слов, повторяют знания о существительном. Подсчитывают количество букв и звуков в словах.
ПУУД:
формулирование познавательной цели
ЛУУД:— сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Предметные:
Повторяют правописание словарных слов
2. Повторение пройденного материала
Организует работу по повторению пройденного материала.
Продолжаем путешествие по лексическому царству, которым правит царь Лексикон. Много подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
-Замените фразеологические обороты синонимами.
1. В час по чайной ложке – медленно.
2. Рукой подать – близко.
4. Раз, два и обчелся – мало.
5. Куры не клюют – много.
6. Кожа да кости – худой.
– Зачем нужны синонимы в русском языке?
— Какие слова называются антонимами?
– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
День да ночь – сутки прочь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто много говорит, тот мало делает.
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
— Близкие по значению.
Дети заменяют фразеологизмы синонимами.
— Чтобы речь была красивой, не было повторов.
— Противоположные по своему значению.
Дети называют слова антонимы.
— Чтобы речь была красивой, выразительной.
ПУУД:
выделять существенные признаки
КУУД:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели
Организует формулировку проблемной ситуации.
Учитель читает текст.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
Проводит презентацию учебной работы на уроке
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем
лексического царства, о котором чуть позже вы мне
расскажете сами. Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка!
Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка
и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
Какие слова помогут нам сегодня разобраться в
новой теме. Что это за слова? (Дети говорят.)
Как же называются эти слова, мы узнаем, прочитав
Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Дети слушают текст.
Определяют похожие по звучанию слова, объясняют, что они обозначают. Узнают их название.
С помощью учителя формулируют тему и цель урока
РУУД: ставить цель урока, оценивать результаты деятельности и планировать своё продвижение
Первичная проверка понимания нового материала
Организует работу по определению омонимов.
Учит делать выводы
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
Назовите слова – омонимы.
— Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ». (ответы учащихся).
— ВВо- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка’
. А есть и другое слово «ключ»- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.
Если Вы спросите: что общего в этих ключах?
Вам ответят: ничего, кроме названия.
А Наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.
ВЫВОД: Одинаково звучат и пишутся.
6. Попробуйте по картинкам назвать омонимы и объяснить их значение. (слайд)
Притворяшки
Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора!
(Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Притворитесь-ка совой —
Повертите головой.
(Дети поворачивают голову влево-вправо)
Притворитесь тучками —
Помашите ручками.
(Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки льется дождик.)
Притворитесь свинками
И потритесь спинками.
(Дети в парах встают друг к другу спиной и изображают, будто трутся — энергично двигают корпусом.)
Притворитесь кошками –
Постучите ножками.
Притворитесь сказками –
Поморгайте глазками
Учатся находить омонимы, объяснять значение слов.
Конспект урока по русскому языку «Омонимы» (3 класс)
Технологическая карта урока № 19
Сформировать понятие об омонимах.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом; показать детям лексическое богатство русского языка.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Образовательные: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
Способствовать развитию: умения находить омонимы в художественном тексте; воображения и речи учащихся; словарного запаса учащихся, умения работать с текстом.
Воспитывать: интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.
Формирования новых знаний и способов деятельности
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
– презентация к уроку
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов–омонимов. Словарь омонимов. Многозначные слова.
Работа фронтальная, индивидуальная, в паре.
Игра «Будь внимателен» Различение многозначных слов и омонимов.
Стр. 45 упр. 76 Пользование словарем омонимов. Выявление лексического значения.
Стр. 46 упр. 77 Распознование омонимов, выявление лексического значения слов
Диагностика результатов урока
— Над какой темой работали на уроке?
— Как отличить омонимы от многозначных слов?
— Что выполняли на уроке?
Правило, стр. 46, упр. 78
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
— Посмотрите на доску. Какую букву будем прописывать? Нн
— Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку букв.
— Посмотрите и отметьте простым карандашом буквы, которые получились у вас лучше остальных.
3. Словарная работа.
— Назовите первый день недели.
— Охарактеризуйте в этом слове звук, который обозначает буква н.
— Запишите в словарик. Обозначте орфограмму.Запомните.
— Составьте предложение со словом понедельник. Запишите.
— Подчеркните грамматическую основу. Обозначте словосочетания.
4. Актуализация знаний.
— Как называется раздел, над которым мы работаем?
– Что означают слова, составляющие название темы?
– В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова?
— С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Вывешиваю на доску опорные схемки)
— Проверим домашнее задание.
— Прочитайте слова первой группы с синонимами.
— Каким словарем вы пользовались?
— Прочитайте слова второй группы с антонимами.
— Каким словарем вы пользовались?
— Для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?
5. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня мы познакомимся еще с одной такой группой слов.
— Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения.
— Посмотрите на слайд. Назовите лексическое значение слова игла. Как называются такие слова?
— Кто знает, как называются такие слова?
(Прикрепляю опорную схему на доску)
— Какова же тема нашего урока?
— Прочитаем в учебнике правило на стр. 45.
7. Первичная проверка понимания нового материала.
Игра «Будь внимателен»
Различай омонимы и многозначные слова.
Чтение текстов по ролям подготовленными учащимися.
а) – О какой овсянке говорится в стихотворении?
б) – Почему в результате вычитания получились вой и плач? Сколько значений у слова «отнять»?
Отнять – 1. Отобрать
в) – Какие барашки утонут в воде, а какие нет? Чем похожи эти барашки? Сколько же здесь слов? А значений?
Барашки – 1. Белая пена на гребнях волны.
2.Молодые баранчики (овцы)
г) – Какая кашка видна на лугу? Какую кашку варят? Сколько слов? Как они называются?
Сделайте вывод, как отличить многозначные слова от омонимов? (Тем что, в отличие от многозначных слов, омонимы обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего схожего.)
— Обратите внимание, что в учебнике на стр. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово лайка.
— Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексическое значение слова.
— Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов, толкование одной из пар омонимов. Запишите в тетрадь. Проверьте написанное.
— Спишите 1 и 4 пару предложений с омонимами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. Выполните разбор по членам предложения.
— Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.
8. Рефлексия. Итог урока.
— Над какой темой работали на уроке?
— Как отличить омонимы от многозначных слов?
— Что выполняли на уроке?
9. Домашнее задание. Правило, стр. 46, упр. 78
Конспект урока по русскому языку «Омонимы» 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Русский язык 3-а класс
УМК «Школа России» автор: Канакина В. П.
Знакомство со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся.
Развивать познавательный интерес при работе со словарями.
Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.
Оборудование: карточки с текстом для учащихся.
Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания.
Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные : уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.
Предметные: различать омонимы.
Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы.
Окружающий мир, литературное чтение
Учебник Русский язык, часть 1 В.П. Канакина,
В. Г. Горецкий. Толковый словарь Ожогова, карточки с упражнением.
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
Организовать эмоциональный настрой на урок.
– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
— Для чего нужны слова?
Настраиваются на урок.
ПУУД:
формулирование познавательной цели
Повторение пройденного материала (2 мин.)
Проверка домашнего задания.
Обобщить знания о синонимах и антонимах.
Открыть карточки на доске (Синонимы, антонимы и карточка со знаком вопроса)
– Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, шутим, поем.
— Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.
— Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
— Кто хочет рассказать стихотворение о синонимах?
— Приведите еще примеры синонимов?
— Кто хочет рассказать стихотворение об антонимах?
— Приведите еще примеры антонимов?
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?