Конспект урока по обществознанию 5 класс введение что изучает обществознание
Конспект урока по обществознанию 5 класс введение что изучает обществознание
Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Урок. «Введение в изучение курса»
Тип урока: урок изучения нового.
Цели:
образовательная: познакомить с задачами и структурой курса; объяснить значение понятий «общество», «обществознание»; выявлять характерные черты нового учебного предмета, его роль в развитии общества; описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладевать принципом работы с учебником;
развивающая: формировать умения давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; делать несложные выводы;
воспитательная: сформировать положительную установку на изучение нового обществоведческого предмета.
коррекционная: коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.
Основные понятия: обществознание, общество.
Ход урока:
I. Организационный момент. Слуховая проверка
II. Мотивационно-целевой этап.
III. Изучение нового
1.Что такое «обществознание»
Задание. Перед Вами человечки. Попробуйте их объединить в группы (мальчики и девочки, взрослые и дети, народности).
ОБЩЕСТВО – это все люди в прошлом, будущем и настоящем.
Ты и сам являешься частью этого общества: ведь ты окружён людьми, ты учишься в школе, ты живёшь в прекрасной стране — России. Живя в обществе, ты каждый день вступаешь в контакты с людьми. С близкими ты обсуждаешь то, что волнует тебя, что вызывает любопытство. Но ты незримыми нитями связан и с теми людьми, с которыми, возможно, лично не знаком. Ведь ты пользуешься тем, что создают своим трудом земледельцы, рабочие, инженеры и представители многих других профессий. Ты живёшь в построенном кем-то доме. Может быть, этот дом построили твои близкие или дальние родственники. А возможно, ты не знаешь, кто эти люди. Но результат их деятельности даёт тебе кров и тепло.
Ты ходишь в школу. Кроме тебя, там учатся и другие ребята. Во всех городах и многих небольших посёлках есть школы. В них тоже учатся ребята от 7 до 17 лет. Все они относятся к такой общественной группе, как школьники. Ты только вдумайся: ты садишься за парту, и в это же время миллионы школьников в разных частях Земли спешат в классы. Всё-таки это здорово — быть частью огромного целого.
Важной частью любого общества является семья. Можно сказать, что всё общество состоит из семей. Члены семьи — родственники. А все семьи составляют общество.
Ты живёшь в Российской Федерации. В разные исторические времена наше государство называлось по-разному. Но оно всегда было важной частью мира.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – это наука, которая изучает общество и общественные процессы.
— Что изучает ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
2. Науки, изучающие общество.
Учащимся раздаются карточки с названиями и описаниями общественных наук. Учитель за экраном читает характеристику науки, а учащиеся определяют у кого есть такая карточка. Ученик – обладатель карточки выходит к доске демонстрирует общественную науку и рассказывает о ней.
Карточка 1. Это королевство называется «Философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости», знанию.
Карточка 2. Это королевство называется «Психология», что в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Жители этого королевства — специалисты-ученые — изучают внутренний мир человека, его переживания, т. е. психику человека. Например, люди по-разному реагируют на какие-либо события. От чего зависит столь разная реакция? Ответы на подобные вопросы ищут в этом королевстве.
Карточка 3. Это королевство называется «Социология», что в переводе с древнегреческого означает «учение об обществе». Жители королевства — ученые-социологи — изучают законы развития общества, межличностные отношения, отношения между разными группами людей.
Карточка 4. Это королевство называется «Культурология». Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Карточка 5. Это королевство называется «Политоло́гия». Наука о политике, о власти, о государстве.
Карточка 6. Это королевство называется «Эконо́мика». Жители королевства изучают хозяйственную жизнь общества (производство, распределение, обмен и потребление).
Карточка 7. Это королевство называется «Юриспруденция». Жители этого государства изучают права человека.
3. Как работать с учебником.
(Ученики выполняют задание.)
(О чем мы узнаем. На какие вопросы ответим.)
(Ученики выполняют задание учителя: находят определение выделенного слова.)
Задание. Разделитесь на группы. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.
(Проверка выполнения задания.)
IV. Закрепление и обобщение.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Что такое общество?
Что такое обществознание?
Какие науки помогают изучать обществознание?
Задание 2.Составьте синквейн со словом обществознание.
Синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.
На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.
На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке — короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме.
Пятая строчка — это слово-резюме (обычно существительное), которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой.
V. Итог урока.
Скачать презентацию можно здесь.
Скачать конспект к уроку можно здесь.
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. УРОК 5 КЛАСС.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация к уроку в 5 классе
Урок 1. Введение План: Что такое обществознание? Зачем изучать обществознание? Какие науки входят в обществознание? Как работать с учебником?
Обществознание – это школьный курс, который знакомит с различными проблемами современного общества. 1. Что такое обществознание?
2. Зачем изучать обществознание? «…чтобы научиться жить в обществе, знать законы его развития, найти своё место в нём, быть успешным и счастливым»
3. Какие науки входят в обществознание? Общественные науки – это науки, которые занимаются изучением человека и общества
Решите кроссворд Наука о ведении хозяйства Наука об обществе Наука об управлении государством Наука о законах Наука о внутреннем мире человека Наука о религиях Наука о развитии человечества 7 2 5 3 6 1 4 к у л ь т у р о л о г и я
4 сферы (области) жизни общества: Я
Определите сферу общества Роль в обществе Сфера общества 1. Охватывает взаимоотношения семей, людей в обществе 2. Связана с образованием, наукой, культурой, религией 3.Обеспечивает управление и порядок в обществе, издаёт законы и следит за их выполнением 4. Включает производство и распределение товаров и услуг
Установите соответствие Сфера общества Пример Экономическая Вы узнали много нового о бабочках Духовная Вы сажаете огурцы на огороде Социальная В вашей семье трое детей Политическая В государстве принят новый закон
Домашнее задание Стр. 5-8 читать Выучить записи в тетради
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-316054
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вводный урок по обществознанию 5 класс.
Вводный урок по обществознанию 5 класс
Цель: Создать условия для определения значимости изучения предмета обществознание, через формирование суждений о возможности применения знаний об обществе.
Предметные результаты: Понимание значения понятий: «общество», «обществознание»; исследование проблемы необходимости изучения предмета «обществознание»
Метапредметные результаты: Умение планировать свою деятельность. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Личностные результаты: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. Формирование готовности к саморазвитию.
1. Организационный этап.
2. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
-Вы начинаете изучение нового предмета – обществознания. (см. презент.)
-Обществознание – это своеобразный учебный предмет, уроки которого не только дают четкие, определенные знания, но и постепенно учат на основе этих знаний формировать собственное отношения к человеку, его взаимоотношений с другими людьми, природой, обществом, государством.
Именно ваше собственное отношение к изучаемому материалу станет главным результатом наших занятий.
— Скажите, а нужны ли вам знания об обществе? – Это и будет основной вопрос сегодняшнего урока.
Проблема урока: Зачем изучать обществознание?
-Так нужно ли и для чего изучать предмет обществознание? (презентация)
-Раз нам необходимы знания об обществе, я предлагаю отправится в путешествие по стране знаний «Обществознание». Давайте посмотрим в оглавление учебника и попробуем догадаться о чем же будет идти беседа на протяжение всего курса обществознания?.
Поговорим: о человеке, его семье, школе, труде, и о родине.
Хорошо, а теперь давайте узнаем, как работать с учебником?
Для этого мы с вами обратимся к учебнику на стр. 6 и прочитаем как организовывать работу с учебником. Для этого вам нужно будет составить и заполнить таблицу см. презентацию.
Дз. Читать введение стр. 5-8., знать конспект, составьте Проект «Страна Обществознание». Нарисуйте страну Обществознание, географические объекты которой, будут носить обществоведческие термины, которые можно найти на страницах вашего учебника.
Урок обществознания в 5 классе «Введение в обществознание»
Выбранный для просмотра документ конспект.docx
Урок обществознания в 5 классе № 1. Тема: Введение в обществознание.
Цели: познакомить с задачами и структурой курса; сравнить предмет и содержание дисциплин «История» и «Обществознание»; познакомить с науками, которые помогают усвоить новый предмет: философией, социологией, экономикой, психологией, юриспруденцией, культурологией; дать характеристику наук, изучающих окружающий мир и общество; объяснить значение понятий общество, обществознание; сформировать положительную установку на изучение нового обществоведческого предмета.
предметные : учащиеся научатся объяснять значение понятий общество, обществознание, выявлять характерные черты нового учебного предмета, его роль в развитии общества; описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладевать принципом работы с учебником; метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала.
С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет — обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы. В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те дисциплины, которые связаны с точными науками, но и те, которые связаны с обществом. Среди таких находится и обществознание.
Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества? Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Проблемные вопросы. Почему так важно изучать обществознание? Чему вы можете научиться на уроках обществознания?
Давайте познакомимся. Сейчас каждый из вас представится, назовется так, как хотел бы, чтобы к нему обращались другие; затем расскажет о себе, начав с фразы: «Я такой-то, мне нравится… мне не нравится…».
Вот видите, ребята, какие мы все разные. Но между нами немало общего в склонностях, предпочтениях и антипатиях, и одновременно каждый человек уникален и неповторим. Об этом многообразии и самобытности людей предстоит много говорить на уроках обществознания.
Работа по теме урока.
Обществознание —наука, изучающая общество в целом и общественные процессы. Давайте обратимся к самому слову «обществознание». Оно состоит из двух слов – общество и знание. Знакомо ли вам слово «общество»?
Как вы думаете, что такое общество?
Перед вами человечки, попробуйте их объединить ( мальчики, девочки, русские, иностранцы, дети или школьники ).
Общество – это взаимодействия, объединения людей, которые сложились исторически.
Но совместно действуют не только люди. Муравейник – тоже довольно сложное сообщество, напоминающее людей, можно ли муравейник назвать обществом?
Муравейник – часть природы, в отличие от муравейника люди изменяют окружающий вокруг себя мир.
Подумайте и сделайте вывод о том, что же такое общество.
Общество – это совокупность людей, живущих в мире.
В отличие от природы общество всегда развивается, стремится к большему, что-то создаёт. Что создают муравьи? Только муравейник и всё.
А что создает человек? Очень многое.
Теперь. Когда мы узнали, что такое общество, скажите, почему же так важно изучать обществознание.
Обществознание – это своеобразный учебный предмет, уроки которого не только дают четкие, определенные знания, но и постепенно учат на основе этих знаний формировать собственное отношения к человеку, его взаимоотношений с другими людьми, природой, обществом, государством. Именно ваше собственное отношение к изучаемому материалу станет главным результатом наших занятий.
В начальной школе вы изучали 2 предмета, которые близки к обществознанию. Это история и окружающий мир.
Подумайте, чем О. отличается от этих дисциплин.
По ходу выполнения на доске появляется схема.
Предмет, который дает широкие представления о природных и общественных явлениях
предмет, который изучает общество людей, позволяет узнать о современном обществе.
Предмет, который изучает жизнь и деятельность людей в прошлом
Помогать изучать наш предмет, естественно, будет наш учебник.
Знакомство с учебником.
Мы с вами сегодня очень много говорили о том, что мы являемся частью общества, все живём среди людей.
А давайте представим противоположную ситуацию: вы оказались отрезанными от мира людей на необитаемом острове. Какие чувства вы бы испытывали? Что бы делали? Составьте рассказ, начиная с фразы: «Однажды я оказался на необитаемом острове…»
Побеждает ученик, который составит самый красочный рассказ.
Задавание домашнего задания.
Вам предстоит ознакомиться с главой «Как работать с учебником» со страниц 5-8.
Вводный урок к курсу обществознания в 5 классе
Выбранный для просмотра документ Урок 1. Вводный урок 5 класс.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ «Экономический лицей» Обществознание Вводный урок Митрофанова Ксения Николаевна Новосибирск, 2014
Что такое обществознание? О чем этот предмет? Зачем нужно его изучать? Что мы сегодня узнаем
Обществознание – это учебный предмет, изучая который, мы не только сможем понять, как устроено общество, но и научимся применять эти знания.
Закончите фразу (по выбору) Сегодня я узнал…. Было интересно… Было трудно…. Я понял, что…. У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне хотелось…
Домашнее задание «Как работать с учебником», подготовить ответы на вопросы рубрики «Вспомним» стр. 10.
Выбранный для просмотра документ Урок 1. Вводный урок.docx
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе
Разработчик: Митрофанова К.Н.
Школа: МБОУ «Экономический лицей»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Создать условия для определения значимости изучения предмета обществознание, через формирование суждений о возможности применения знаний об обществе.
Предметные: Понимание значения понятий: «общество», «обществознание»; исследование проблемы необходимости изучения предмета «обществознание»
Метапредметные: Умение планировать свою деятельность.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Личностные: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
Основные понятия: общество, обществознание.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная)
Домашнее задание: «Как работать с учебником», подготовить ответы на вопросы рубрики «Вспомним» стр. 10.
Используемые методы, приемы, формы
Приветствие учителя, друг друга.
2. С оздание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Обращается к ученикам:
Обществознание – это своеобразный учебный предмет, уроки которого не только дают четкие, определенные знания, но и постепенно учат на основе этих знаний формировать собственное отношения к человеку, его взаимоотношений с другими людьми, природой, обществом, государством. Именно ваше собственное отношение к изучаемому материалу станет главным результатом наших занятий.
Давайте познакомимся. Сейчас каждый из вас представится, назовется так, как хотел бы, чтобы к нему обращались другие; затем расскажет о себе, начав с фразы: «Я такой-то, мне нравится… мне не нравится…».
Учитель обращает внимание ребят на то, что между ними немало общего в склонностях, предпочтениях и антипатиях и одновременно каждый человек уникален и неповторим. Об этом многообразии и самобытности людей предстоит много говорить на уроках обществознания.
Выдвигают различные предположения: о людях, об отношениях между ними, об обществе, о поведении, о действиях людей и т.д.
Ученики представляются, рассказывают о себе
3.Формулирование проблемы, выдвижение гипотез, актуализация знаний.
Скажите, а нужны ли вам знания об обществе?
– Это и будет основной вопрос сегодняшнего урока. Проблема: Зачем изучать обществознание? Записывает формулировку проблемы на доске.
Записывают проблему. Выдвигают свои гипотезы.
Проблемный диалог, собственный опыт и знания; фронтальная работа.
4. Открытие нового знания и формулирование вывода.
Учитель предлагает познакомиться с текстом «Введения».
Так нужно ли и для чего изучать предмет обществознание?
Понятие обществознания – на слайде.
Раз нам необходимы знания об обществе, я предлагаю отправиться в путешествие по стране знаний «Обществознание». Давайте посмотрим иллюстрации в учебнике и попробуем догадаться, о чем же будет идти речь на том или ином уроке.
Итак: Что изображено на странице 26? Как вы думаете, о чем расскажет нам этот параграф? Листаем учебник далее…
Иллюстрации учебника служат не только тому, чтобы сделать текст увлекательным. У них есть и другое назначение. Это часть учебной информации. Иногда к иллюстрациям предлагаются специальные вопросы – обращайте на них внимание, чтобы не пропустить что-то существенное.
В рубрике «Картинная галерея» помещены репродукции выдающихся произведений изобразительного искусства. Они помогут вам лучше понять тему урока. Подписи под репродукциями картин содержат сведения о годах жизни художника (они даны в скобках). После Названия произведения указаны дата его написания и музей, в котором хранится данное полотно. При этом использованы сокращения ГТГ – Государственная Третьяковская галерея (Москва) и ГРМ – Государственный русский музей (Санкт-Петербург).
Давайте посмотрим картины и прочитаем какой художник их нарисовал и где они хранятся.
Чтобы просмотреть репродукции картин, мы с вами пролистали весь учебник. И наверное самые внимательные из вас заметили, что кроме параграфов и рубрики «Картинная галерея» в нем содержатся и другие рубрики. Назовите их и предположите, какую информацию вы получите, изучая их.
А после каждого параграфа следует рубрика «Проверь себя» (вопросы для самопроверки) Отвечая на них дома, вы сможете подготовиться к беседе на следующем уроке, проверить, все ли из учебного материала вы поняли. Если есть затруднения, обратитесь к тексту учебника еще раз. Как правило, ответы на эти вопросы содержатся в самом тексте параграфа.
Ученики читают текст учебника по цепочке
Формулируют вывод, например :
– Обществознание – это учебный предмет, изучая который, мы не только сможем понять, как устроено общество, но и научимся применять эти знания.
Листают страницы учебника, рассматривают иллюстрации, отвечают на поставленные вопросы.