Конспект урока музыка 5 класс что роднит музыку с литературой критская
Конспект урока по музыке 5 класс на тему «Что роднит музыку с литературой»
Конспект урока музыка
в 5 классе на тему «Что роднит музыку с литературой»
Учитель: Алипова Светлана Георгиевна
Тип урока: изучение нового материала
Цель: выявление связей музыки и литературы
· создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
· развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
· учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
· учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
· учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.
Оборудование и технические средства обучения: проектор, ноутбук, экран, аудиозапись, колонки.
Н.Тананко «Здравствуй, школа!»
М.И.Глинка романс «Жаворонок»
1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)
2. Актуализация знаний
«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер
— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).
— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).
— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)
— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.
— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?
Вывод: музыка рождена самой жизнью
— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)
— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)
— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:
— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.
Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА
— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)
литература музыка изобразительное искусство кино театр
— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?
Живопись- краски, карандаши, пастель
— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).
— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).
Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.
-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.
Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…
Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»
Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…
Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.
— Что роднит музыку и литературу между собой?
Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.
Читаем учебник стр. 6-8
— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.
Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.
Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.
— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)
ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»
— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника
— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?
В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.
— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)
-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)
— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?
Конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Что роднит музыку с литературой»
Тема урока : «Что роднит музыку с литературой».
Цель : Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.
формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;
выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;
учить находить взаимосвязь искусства и жизни;
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;
уметь сравнивать музыкальные произведения
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».
I. Организационная часть.
Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса
1. Актуализация знаний.
На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?
— Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.
— Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока.
— Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.
— Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока : «Что роднит музыку с литературой».
— А теперь давайте составим план, работы на уроке.
(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).
— Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Выяснить, что общего между музыкой и литературой.
Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.
Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.
Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.
Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.
Проблема: «Нужна ли музыке литература?»
— Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)
— Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.
Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)
Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.
Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.
Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.
Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.
Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
— Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.
— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)
— Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».
— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)
— Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?
— Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)
Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».
Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.
III. Осмысление и закрепление знаний.
Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.
— М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.
— Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.
— Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.
Ответы учащихся: – Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.
— Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)
— Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.
Ответы учащихся: – Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…
— Какой напрашивается вывод?
— А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.
— Сделайте вывод по уроку.
В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.
IV. Подведение итогов.
— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)
— Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Конспект урока «Что роднит музыку с литературой?» 5 класс
Что роднит музыку с литературой. Введение в тему I полугодия 5-го класса «Музыка и литература»
Презентации к уроку
Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы
создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»
На листе А4 изображения нескольких инструментов разных групп симфонического оркестра (по 1 листу на каждую группу).
Образец Экспертного заключения на одну группу (4 человека)
Число, класс, № группы
Общая сумма баллов
ф.и., тестовая оценка впечатления об уроке:
Ход и содержание урока
Приём: «Приглашение на фестиваль».
Учитель приглашает всех учащихся принять участие в фестивале классных талантов «201-ая музыкальная планета». (Слайды 1, 2)
Учащиеся знакомятся с общей структурой подготовки и проведения этого мероприятия
(Слайд 3):
Для участия в фестивале ученики 5-9 классов работают над групповым проектом 1 четверти «Русская вокальная музыка – живой родник русской души».
Каждая параллель класса работает над проектом по своему направлению, которое является тематическим разделом группового проекта.
Тематический раздел проекта объединяет все темы, изучаемые на уроках в 1 четверти.
Ученикам 5-7 классов дистанционно, а так же на дополнительных внеклассных занятиях оказывают помощь в работе над своим разделом проекта ведущие эксперты – ученики 8 и 9 классов под руководством учителя.
На последней учебной неделе 1 четверти работа над проектом завершается и экспертами выбираются лучшие материалы, которые демонстрируются в школе на 1-ом этапе фестиваля классных талантов «201-ая музыкальная планета».
Интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово» ( слайды №4-8)
— Какие темы в I четверти нам предстоит изучить, чтобы выполнить работу над проектом?
Выяснить это нам поможет интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово».
— По названию тренинга Вы можете определить направление работы над проектом в 5-ом классе.
Задание. Зная название своего направления в проекте и тему этого урока: «Что роднит музыку с литературой», найдите ещё 3 названия тем I четверти.
Условие. Выберите в тексте фразу, которой можно завершить предложение или ответить на заданный вопрос.
Ученики знакомятся с предложением или вопросом и читают текст, из которого нужно найти недостающую для окончания фразу или дословный ответ на вопрос. Выбранная фраза является названием одной из тем 1 четверти.
Учитель слушает выбранный вариант названия новой темы от каждой группы, после чего на слайде (по щелчку) появляется правильный вариант ответа.
Команды, ответ которых совпал с правильным вариантом, награждаются жетонами.
Формирование ожиданий учеников
— Теперь Вы знаете названия всех тем I четверти, которые Вам предстоит освоить, работая над проектом. Какие вопросы и предложения в связи с этим у Вас появились? Что Вам понравилось или не понравилось, понятно или не понятно в направлении своей работы?
Каждой группе учащихся, сидящих по 4 человека, предлагается кратко сформулировать беспокоящие их в связи с работой над проектом проблемы, написав их вместе или по очереди на темной части «ленты», а надежды и пожелания положительного характера на светлой части «ленты».
Учитель объясняет, что он и его помощники-старшеклассники учтут это в дальнейшей работе, а наиболее часто повторяющиеся вопросы и предложения будут озвучены и прокомментированы на следующем уроке.
Игра «Человек-оркестр» (слайды 9-17)
Цель: физическая и эмоциональная разрядка с непроизвольным закреплением слуховых навыков определения различных групп симфонического оркестра.
Подготовительный этап (без музыки) – дети вместе с учителем изображают игру на одном из инструментов симфонического оркестра, а затем получают жетоны за определение настроения, с которым играл музыкант и группы, из которой этот инструмент. (Проверка ответов происходит при «щелчке» на выбранную фигурку музыканта из любого слайда в данной игре).
Заключительный этап – после исполнения зрители (участники всех групп в тот момент, когда они не изображали музыкантов) присуждают «смайлики» лучшим группам музыкантов, обосновывая свой выбор.
Игра «Выбираем Музу» (слайды 19-20)
— Сегодня мы пригласим греческих Муз, чтобы они помогли нам понять, что роднит музыку с литературой. Давайте сначала познакомимся с каждой из них и определим, какие виды искусства они представляют.
— Определите, какой Музе принадлежит фрагмент звучащего произведения.
Первый пример: учитель наигрывает мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла». Команды называют выбранных ими Муз, доказывая связь музыки с литературой, т. к. узнают известную песню, где есть и мелодия и слова.
Для подтверждения сказанного учитель предлагает выразительно исполнить 1-ый куплет песни.
Команды называют выбранных ими Муз.
По ходу выполнения заданий группы награждаются жетонами за ответы, культуру слушания и исполнение песни.
Переход к этапу рефлексии.
— Как Вы думаете, сходны ли между собой фразы из произведений Н. Кукольника и М. Глинки и нельзя ли их объединить друг с другом по родству интонаций? (Дети, размышляя, выразительно повторяют по очереди литературную и музыкальную фразы из «Жаворонка» Н. Кукольника и М. Глинки, показывая рукой плавную линию повышений и понижений голоса).
Вывод: интонации этих фраз имеют большое сходство.
Рефлексия деятельности на уроке
— Какие чувства объединяют музыкальную и литературную интонацию этих фраз? (нежность, грусть, мягкость, тепло души, влюблённость и т. д.)
— Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием. Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым), чтобы можно было выразить перечисленные Вами чувства?
Слушание 1-го куплета «Жаворонка» М. Глинки на стихи Н. Кукольника. (Ответ – дыхание певца спокойное и глубокое).
Вокальная работа – разучивание песни «Жаворонок».
Самостоятельная работа в группах: «Какая Муза здесь царит?» (слайды 24-28)
Во время слушания музыки П. И. Чайковского из «Финала симфонии №4» определите, какие Музы помогли композитору в создании этого произведения.
После прослушивания идёт обсуждение в группах и выслушивается единое аргументированное мнение каждой группы. Возможно возникновение дискуссии, т.к. многообразие контрастов этой музыки и видеоряд позволяют найти черты разных муз и взаимосвязь между разными видами искусства.
Метод «Экспертное заключение»
Учитель предлагает детям стать экспертами по результативности собственной деятельности и высказать свои впечатления от урока. Учащиеся, совещаясь и учитывая мнение каждого участника группы, заполняют все разделы таблицы «Экспертного заключения», выбирая лидеров своей группы. Из лидеров группы путём жеребьевки создаётся команда ведущих лидеров следующего урока, между которыми распределяются вопросы на дом для продолжения работы над темой проекта. При желании повысить результативность своей работы на следующем уроке каждый ученик имеет право присоединиться к команде лидеров и выполнить вместе с ними домашнее задание.
Вопросы для работы над проектом:
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Что роднит между собой музыку и литературу?
Могут ли музыкальные произведения иметь литературные названия и наоборот?
Как вокальная и инструментальная музыка могут быть связаны между собой с помощью литературы?
Список учебной и дополнительной литературы
Сергеева Г. П., Критская. Е. Д. Методическое пособие: музыка 5-6 классы. 2005 М. Просвещение
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Учебник: Музыка 5 класс. 2003, 2007 М. Просвещение»
Буслович Д. С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. 1995 СПб «Папирус»
Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. 2007 СПб «Композитор»
Затямина Т. А. Современный урок музыки. 2007, 2008 М «Глобус»
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Что роднит музыку с литературой?»
Конспект урока по музыке в 5 классе
(УМК Сергеевой Г. П., Критской Е. Д )
Тема урока: Что роднит музыку с литературой
Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы
создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»
На листе А4 изображения нескольких инструментов разных групп симфонического оркестра (по 1 листу на каждую группу).
Образец Экспертного заключения на одну группу (4 человека)
Число, класс № группы
Общая сумма баллов
ф.и., тестовая оценка впечатления об уроке:
не очень интересно – 1
Ход и содержание урока
Приём: «Приглашение на фестиваль».
Учитель приглашает всех учащихся принять участие в фестивале классных талантов «201-ая музыкальная планета». (Слайды 1, 2)
Учащиеся знакомятся с общей структурой подготовки и проведения этого мероприятия
(Слайд 3):
Для участия в фестивале ученики 5-9 классов работают над групповым проектом 1 четверти «Русская вокальная музыка – живой родник русской души».
Каждая параллель класса работает над проектом по своему направлению, которое является тематическим разделом группового проекта.
Тематический раздел проекта объединяет все темы, изучаемые на уроках в 1 четверти.
Ученикам 5-7 классов дистанционно, а так же на дополнительных внеклассных занятиях оказывают помощь в работе над своим разделом проекта ведущие эксперты – ученики 8 и 9 классов под руководством учителя.
На последней учебной неделе 1 четверти работа над проектом завершается и экспертами выбираются лучшие материалы, которые демонстрируются в школе на 1-ом этапе фестиваля классных талантов «201-ая музыкальная планета».
Интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово» ( слайды №4-8)
— Какие темы в I четверти нам предстоит изучить, чтобы выполнить работу над проектом?
Выяснить это нам поможет интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово».
— По названию тренинга Вы можете определить направление работы над проектом в 5-ом классе.
Задание. Зная название своего направления в проекте и тему этого урока: «Что роднит музыку с литературой», найдите ещё 3 названия тем I четверти.
Условие. Выберите в тексте фразу, которой можно завершить предложение или ответить на заданный вопрос.
Ученики знакомятся с предложением или вопросом и читают текст, из которого нужно найти недостающую для окончания фразу или дословный ответ на вопрос. Выбранная фраза является названием одной из тем 1 четверти.
Учитель слушает выбранный вариант названия новой темы от каждой группы, после чего на слайде (по щелчку) появляется правильный вариант ответа.
Команды, ответ которых совпал с правильным вариантом, награждаются жетонами.
Формирование ожиданий учеников
— Теперь Вы знаете названия всех тем I четверти, которые Вам предстоит освоить, работая над проектом. Какие вопросы и предложения в связи с этим у Вас появились? Что Вам понравилось или не понравилось, понятно или не понятно в направлении своей работы?
Каждой группе учащихся, сидящих по 4 человека, предлагается кратко сформулировать беспокоящие их в связи с работой над проектом проблемы, написав их вместе или по очереди на темной части «ленты», а надежды и пожелания положительного характера на светлой части «ленты».
Учитель объясняет, что он и его помощники-старшеклассники учтут это в дальнейшей работе, а наиболее часто повторяющиеся вопросы и предложения будут озвучены и прокомментированы на следующем уроке.
Игра «Человек-оркестр» (слайды 9-17)
Цель: физическая и эмоциональная разрядка с непроизвольным закреплением слуховых навыков определения различных групп симфонического оркестра.
Подготовительный этап (без музыки) – дети вместе с учителем изображают игру на одном из инструментов симфонического оркестра, а затем получают жетоны за определение настроения, с которым играл музыкант и группы, из которой этот инструмент. (Проверка ответов происходит при «щелчке» на выбранную фигурку музыканта из любого слайда в данной игре).
Заключительный этап – после исполнения зрители (участники всех групп в тот момент, когда они не изображали музыкантов) присуждают «смайлики» лучшим группам музыкантов, обосновывая свой выбор.
Игра «Выбираем Музу» (слайды 19-20)
— Сегодня мы пригласим греческих Муз, чтобы они помогли нам понять, что роднит музыку с литературой. Давайте сначала познакомимся с каждой из них и определим, какие виды искусства они представляют.
— Определите, какой Музе принадлежит фрагмент звучащего произведения.
Первый пример: учитель наигрывает мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла». Команды называют выбранных ими Муз, доказывая связь музыки с литературой, т. к. узнают известную песню, где есть и мелодия и слова.
Для подтверждения сказанного учитель предлагает выразительно исполнить 1-ый куплет песни.
Команды называют выбранных ими Муз.
По ходу выполнения заданий группы награждаются жетонами за ответы, культуру слушания и исполнение песни.
Переход к этапу рефлексии.
— Как Вы думаете, сходны ли между собой фразы из произведений Н. Кукольника и М. Глинки и нельзя ли их объединить друг с другом по родству интонаций? (Дети, размышляя, выразительно повторяют по очереди литературную и музыкальную фразы из «Жаворонка» Н. Кукольника и М. Глинки, показывая рукой плавную линию повышений и понижений голоса).
Вывод: интонации этих фраз имеют большое сходство.
Рефлексия деятельности на уроке
— Какие чувства объединяют музыкальную и литературную интонацию этих фраз? (нежность, грусть, мягкость, тепло души, влюблённость и т. д.)
— Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием. Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым), чтобы можно было выразить перечисленные Вами чувства?
Слушание 1-го куплета «Жаворонка» М. Глинки на стихи Н. Кукольника. (Ответ – дыхание певца спокойное и глубокое).
Вокальная работа – разучивание песни «Жаворонок».
Самостоятельная работа в группах: «Какая Муза здесь царит?» (слайды 24-28)
Во время слушания музыки П. И. Чайковского из «Финала симфонии №4» определите, какие Музы помогли композитору в создании этого произведения.
После прослушивания идёт обсуждение в группах и выслушивается единое аргументированное мнение каждой группы. Возможно возникновение дискуссии, т.к. многообразие контрастов этой музыки и видеоряд позволяют найти черты разных муз и взаимосвязь между разными видами искусства.
Метод «Экспертное заключение»
Учитель предлагает детям стать экспертами по результативности собственной деятельности и высказать свои впечатления от урока. Учащиеся, совещаясь и учитывая мнение каждого участника группы, заполняют все разделы таблицы «Экспертного заключения», выбирая лидеров своей группы. Из лидеров группы путём жеребьевки создаётся команда ведущих лидеров следующего урока, между которыми распределяются вопросы на дом для продолжения работы над темой проекта. При желании повысить результативность своей работы на следующем уроке каждый ученик имеет право присоединиться к команде лидеров и выполнить вместе с ними домашнее задание.
Вопросы для работы над проектом:
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Что роднит между собой музыку и литературу?
Могут ли музыкальные произведения иметь литературные названия и наоборот?
Как вокальная и инструментальная музыка могут быть связаны между собой с помощью литературы?
Список учебной и дополнительной литературы
Сергеева Г. П., Критская. Е. Д. Методическое пособие: музыка 5-6 классы. 2005 М. Просвещение
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Учебник: Музыка 5 класс. 2003, 2007 М. Просвещение»
Буслович Д. С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. 1995 СПб «Папирус»
Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. 2007 СПб «Композитор»
Затямина Т. А. Современный урок музыки. 2007, 2008 М «Глобус»