Конспект урока что значит жить по правилам

Конспект урока по теме Что значит жить по правилам.

Урок обществознания в 7-м классе по теме: «Что значит жить по правилам»

Цель урока: развить представление о естественном многообразии человеческого поведения в обществе, необходимости учиться жить среди людей.

Задачи:

— Показать уникальность каждой личности;

— Развить мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу.

Форма урока: лабораторная работа.

Тип урока : комбинированный.

Оформление доски:

«Что значит жить по правилам»

1. «Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон)

2. «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой» (Золотое правило этики).

3. «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу» (Народная мудрость)

— нетерпимость к другим

1. Введение в тему урока.

Сегодня мы продолжаем говорить о человеке-личности, о его качествах характера, о его поведении в обществе. Но сначала я хочу вам показать результаты теста «Ваше отношение к нравственным ноткам поведения», где вы определяли как поступите в предложенных вам ситуациях.

— Что такое нравственность?

Нравственность (лат. moralis ) – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан.

2. Размышления о личности человека.

— Как формируется характер человека?

Под воздействием родителей, дедушек, бабушек, учителей, фильмов, игр, книг, спорта.

Но ребенок не только копирует окружающих, но и учится выбирать свою линию поведения.

— От кого и от чего зависят хорошие и плохие поступки человека?

Человека не только воспитывают, он сам себя воспитывает.

Саморазвитие – работа человека над самим собой.

И сегодня мы об этом с вами поговорим. Тема нашего урока: «Сотвори себя сам».

В каждом человеке обычно присутствуют достоинства и недостатки. Для того, чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, необходимо учиться разбираться в себе. «Чаще заглядывай в себя»- говорил древнеримский философ.

А вот как поэтично представил психолог Л.В.Куликов развитие личности.

Личность можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кусты и деревья. Один уголок сада может быть совсем не похож на другой. Четкие квадраты и круги цветочных клумб в одном месте, а в другом – остатки древнего леса с тихими ручьями и озерцами ясными, как окна в небо. Цветы на солнечных лужайках мечтают, чтобы их поскорее увидели и смотрели бы на них как можно дольше. Накидки из папоротников закрывают и заглушают все, что хочет оставаться в тени и тишине. Сад велик и многообразен.

Сад нашей личности растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так, он растет нашими стараниями. Ненайденная или забытая способность зачахнет и пропадет.

3. Индивидуальная работа с карточками.

— Давайте попробуем разобраться, какие качества личности человека являются положительными, а какие отрицательные.

Отметьте знаком «+» те качества человека, которые можно отнести к достоинствам и они помогают в общении с другими людьми. Знаком «-» отметьте те качества, которые относятся к недостаткам и осложняют общение:

нетерпимость к другим ( )

Проверяется работа с карточками.

— Объясните, как вы понимаете качества личности: сильная воля, искренность, себялюбие, бестактность.

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

5. Дерево решений.

Люди оказываются в ситуациях, когда принять решение трудно. Для принятия важных решений, предполагающих множество вариантов, была разработана специальная модель, которая называется «Дерево решений».

Корень обозначает проблему. Недаром в русском языке существуют выражения «корень всех проблем», «смотри (зри) в корень». Корень находится под землей, вам многое еще не ясно, но проблему необходимо решить, и вы начинаете двигаться вверх, к свету, по стволу дерева. По мере продвижения вы находите все больше и больше вариантов решения.

Нижние ветви обозначают варианты решения проблемы. Дерево растет и развивается, и вместе с ним растет и ваше понимание проблемы и ваша готовность сделать правильный выбор, но перед тем как сделать решающий шаг, следует задержаться на верхушке дерева и взвесить все «за» и «против».

Верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора. Положительные стороны или достоинства означают все хорошее, что можно получить в результате решения, а отрицательные стороны или недостатки – все плохое. Положительные и отрицательные стороны называются последствиями или результатами.

Любое решение имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждый раз, принимая решения, необходимо задумываться над тем, к каким результатам оно приведет, какие последствия оно будет иметь для вас, для тех, кто вас окружает, для общества в целом.

Давайте попробуем разобраться в ситуации:

Сергей играл на компьютере своего друга, когда автомобиль на экране очередной раз потерпел аварию. Расстроившись, Сергей стукнул кулаком по панели. На экране все исчезло. Сергей понял, что вывел дорогой прибор из строя.

— Какая возникла проблема в данной ситуации? (Сломан чужой компьютер)

· Отремонтировать или купить новый

· извиниться перед другом и его родителями

· скрыть, то есть выключить и сделать вид, что наигрался

-Какие последствия каждого выбора?

+ компьютер будет работать;

+ сохранятся дружеские отношения;

+ родители друга простят;

+ отношения будут прежними;

— можно не найти такого же;

— компьютер не будет работать;

— будут подозревать и не пускать в дом;

— поломка компьютера обнаружится;

— не будут знать в чем причина поломки;

Отремонтировать или купить новый.

— Продумайте и взвесьте все «за» и «против». Ни с кем не советуясь, поднимите цифру варианта вашего решения. При принятии важных решений часто применяется процедура голосования (проводится голосование).

— Норма морали нарушена. Накажут ли за это? Да, это будет моральное порицание, неодобрение.

6. Нормы жизни в обществе.

Каждый человек в своей жизни совершал поступки, о которых он потом жалел. И только потому, что нормы морали для него не существовали. А закон был не писан. То есть закон существовал, но человек ничего о нем не знал. О возможных последствиях своих действий не думал. Вот один из таких подлинных случаев.

Родители семиклассника Гриши Б. чуть не упали в обморок, когда к ним пожаловала милиция. Оказалось, что их ненаглядный отпрыск приготовил им сюрпризик. Он накануне вечером развлекался на школьном стадионе – ломал скамейки для зрителей. Жители микрорайона видели это безобразие из окна, узнали Гришу и позвонил в милицию. Ввиду его юного возраста раскошелились родители… на 200 тысяч рублей. Побегали, бедные, по друзьям и знакомым – где сразу такую сумму взять.

— Давайте сравним что общего и что различного между нормами морали и нормами права.

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

Право – это система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством,

Источник

Конспект урока по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам» (7 класс)

Тема: Что значит жить по правилам

1. Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

2. Создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

3. Способствовать развитию универсальных учебных действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

План изучения нового материала

1. Многообразие правил.

2. «Привычка свыше нам дана…».

3. Правила этикета и хорошие манеры.

1. Многообразие правил.

Кажется, правила существовали всегда: в игре, учении, труде.

В словаре В.И. Даля написано: «Правило – закон или установление, основания для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах». То есть правило связано с установленным порядком действия при известных обстоятельствах. По-другому правила называются нормами.

Далее учащиеся заполняют таблицу на стр. 9 и выполняют задание 1 рубрики «Проверь себя».

2. «Привычка свыше нам дана…».

Обычаи – это коллективные привычки. Ритуал – действие, выполняемые в определенном порядке. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами называют обрядами.

Дополнительный материал для учителя

Во всём мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия по борьбе с наркотиками, осведомлённость молодёжи об истинных последствиях их употребления снижается. Это связано с внедрением в сознание молодёжи ряда мифов о наркотиках.

Миф первый: попробуй — пробуют все. Неправда: обследования показывают, что в США менее 20 процентов старшеклассников употребляет наркотики. Чаще жертвами ложной аргументации становятся конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, вспышкам гнева, плохо успевающие подростки.

Миф второй: попробуй — вредных последствий не будет. Ложь. Пристрастие к некоторым веществам может возникнуть и после 1—2 приёмов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма.

Миф третий: попробуй — если не понравится, прекратишь приём. Этот миф особенно опасен, ибо наркотики коварны. Они поражают прежде всего волю человека, превращают его в своего раба. Кроме того, мозг человека «помнит» всё.

Миф четвёртый: существуют «безвредные» наркотики. Безвредных вредных веществ нет и быть не может. Не все они вызывают физическую зависимость, но все — психическую.

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Изучение вопроса о манерах и нормах этикета можно начать с материала рубрики «Жил на свете человек».

Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике и отвечают на вопросы: чем интересна судьба Б. П. Шереметева? Какие события из жизни Б. П. Шереметева связаны с правилами поведения в обществе?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манера – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Далее учащиеся выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома».

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2013. — 143 с. — (Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-027883-6.

Источник

Конспект урока по обществознанию на тему: «Что значит жить по правилам» (7 класс)

Тема урока: Что значит жить по правилам?

Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.

Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..

«Привычка свыше нам дана…»

Правила этикета и хорошие манеры

Нужно ли жить по правилам?

Презентация «Что значит жить по правилам?»

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться.

Послушайте притчу и ответьте на вопросы:

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какие уроки из нее можно извлечь?

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос по пройденному материалу

Что такое дееспособность?

Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних?

— способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.

Отвечают на вопрос

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

3.Постановка учебных задач

Работа с учебником (стр. 8)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.

Предположите, о чем мы будем говорить?

Какие задачи перед нами стоят?

Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам?

Формулируют учебные задачи.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

4.Изучение нового материала.

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»

— Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.

— Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм.

Отвечают на вопрос

Читают.
Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.

Социальные нормы – общеизвестные и общепринятые правила поведения человека в обществе.

Знают виды общения.

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста.

Работа с иллюстративным материалом (слайд)

Рассмотрите таблицу «Социальные нормы» на стр. 9 учебника.

— Вы узнали, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведите примеры различных социальных норм.

«Привычка свыше нам дана…»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие совсем недавно.

Перед вами на магнитах слова, расположите их по мере возникновения социальных норм.

Предписания – соблюдать правила гигиены

Запрещения – мусорить, не купаться, не мыть руки

Нормы-правила – вытирать ноги, мыть руки

Нормы-ожидания – умываться, чистить зубы

Ритуалы –»Обряды-»обычаи-»религиозные нормы –»нормы морали-»нормы права

Объясните приведенные ниже понятия, приведите примеры. Запишите объяснения в тетради.

привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.

ритуал – обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемым специальными людьми в строгой последовательности.

обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Отвечают на вопрос, записи в тетради

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Вновь у нас физкультминутка,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давай ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

( Повороты головы и ее вращение.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( Ученики садятся на свои места.)

( Ученики встают со своих мест.)

А какие традиции, обычаи и ритуалы у других народов? Давайте их рассмотрим на примере Испании и Китая.

— О каких привычках испанского и китайского народа вы узнали?

Какие из них вампонравились?Почему?А какие нет?

Могут рассказать традиции, обычаи и ритуалы у других народов

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Правила этикета и хорошие манеры.

Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человека говорят, что он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета. Так что это такое?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Слушают, делают записи в тетради

Умеют выделять роль и значение общения.

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста; осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Работа с презентацией

— Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета:

1 слайд: Слово «Этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

2 слайд: Этикет – это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

3 слайд: Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме (пунктуальность, точность), восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормой поведения.

Слайд 4: В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор хранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5: В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной – на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.

Слушают и смотрят презентацию

Узнают факты из истории этикета

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

— Кто первым здоровается, если встретились младший и старший?

— Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем?

— Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать?

— Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться?

— Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.

Первый подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

6. Итоги урока. Рефлексия.

Игра «Пик понимания»

Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть фото Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть картинку Конспект урока что значит жить по правилам. Картинка про Конспект урока что значит жить по правилам. Фото Конспект урока что значит жить по правиламКонспект урока что значит жить по правилам. Смотреть фото Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть картинку Конспект урока что значит жить по правилам. Картинка про Конспект урока что значит жить по правилам. Фото Конспект урока что значит жить по правилам

Рисуют гору и человечка у себя в тетради,

Анализируют свое эмоциональное состояние.

Параграф 1, учить записи в тетради(пересказывать 2и 3 пункт), прочитать про сетикет. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы, «хорошие манеры нужны только в высшем обществе, а в обычной жизни можно обойтить и без них»?

Источник

Конспект урока обществознания «Что значит жить по правилам»,7 класс

Технологическая карта урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА I. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные —

1) коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды.

социология, психология, культурология, философия, история, этика

учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация

усвоения новых знаний

Приветствие, учитель настраивает детей на положительное сотрудничество.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку.

Учитель заполняет классный журнал и тетрадь приёма-передачи.

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Какие уроки из нее можно извлечь?

Тема уроков: «Что значит жить по правилам».

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

«Привычка свыше нам дана. ».

Правила этикета и хорошие манеры.

Введение в новый материал

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек—это социальное существо.

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.

Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.

Работа по теме уроков

Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы)на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило».( Составляется логическая схема.)

Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть фото Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть картинку Конспект урока что значит жить по правилам. Картинка про Конспект урока что значит жить по правилам. Фото Конспект урока что значит жить по правилам

Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть фото Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть картинку Конспект урока что значит жить по правилам. Картинка про Конспект урока что значит жить по правилам. Фото Конспект урока что значит жить по правилам

(Проверка выполнения задания.)

Признаки социальной нормы:

регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;

возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

(Проверка выполнения задания.)

по степени обязательности

Поведения в общественном транспорте

Задание: работая в парах, заполните таблицу.

(Проверка выполнения задания.)

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

встать на пальчики, опуститься

постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

открыть глаза и тихо сесть.

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть фото Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть картинку Конспект урока что значит жить по правилам. Картинка про Конспект урока что значит жить по правилам. Фото Конспект урока что значит жить по правилам

(Проверка выполнения задания.)

Задание: прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии.

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.

Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).

В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.

Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этопз действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.

Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.

Вопросы для первой группы

О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.

Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что Они — это История, а человек — существо Историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.

К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.

Вопросы для второй группы

О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет

В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.

Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.

Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.

Красота требует жертв

В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

— Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.

Вопросы для третьей группы

О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

Какие из них вам понравились? Почему?

Какие из них не понравились? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Привычка — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них. «Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).

Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях (дипломатический протокол).

Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).

Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?

Правила этикета и хорошие манеры

Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.

Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть фото Конспект урока что значит жить по правилам. Смотреть картинку Конспект урока что значит жить по правилам. Картинка про Конспект урока что значит жить по правилам. Фото Конспект урока что значит жить по правилам

(Проверка выполнения задания.)

Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.

Слайд 1 . Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

Слайд 2. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Слайд 3 . Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.

Слайд 4. В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор сохранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

Слайд 5 . В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение. Именно это происходит, когда иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Слайд 7. В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

Слайд 8. По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» — сборник правил поведения в обществе.

Задание: выполните задание на с. 12 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него..

(Проверка выполнения задания.)

Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.

Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Творческое задание. Проведем конкурс знатоков этикета.

Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)

Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)

Проблемное задание. Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы. Свою позицию объясните.

Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека).

Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).

Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В. Сухомлинский).

Ничего слишком (Солон).

В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью (Дж. Локк).

Не гляди на лицо, а гляди на обычай (русская пословица).

С какими высказываниями вы согласны? Почему?

С какими высказываниями не согласны? Почему?

Прочитать § 1 учебника.

Выполнить одно из трех заданий на выбор:

провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;

провести социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;

подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *